ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ СТАТЬЯ
Государственная программа добровольного переселения в Россию глазами молодых российских соотечественников и экспертов
АЛЕНА СЕРГЕЕВНА НИКИТИНА9 йО!: 10.22394/2070-8378-2022-24-4-70-78
ТАТЬЯНА ЕВГЕНЬЕВНА ЗЕРЧАНИНОВА* ЕЛЕНА ИГОРЕВНА ВАСИЛЬЕВА"
а Уральский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Аннотация: Государственная программа по добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, направлена на гармонизацию демографической ситуации в регионах России, что является одним из приоритетных направлений совершенствования молодежной политики. Цель исследования - проанализировать опыт реализации программы добровольного переселения в Россию соотечественников, выявить основные проблемы, предложить направления ее совершенствования. Теоретико-методологической основой исследования является институциональный подход, теория государственного управления и государственной политики. В качестве методов исследования в работе используются анализ официальных документов, статистических данных, экспертное интервью и анкетный опрос. Авторы осуществили анализ официальных документов и результатов Мониторинга программы переселения соотечественников. В результате исследования авторы пришли к выводу, что реализация программы переселения соотечественников в Россию является стратегически важным механизмом в вопросах привлечения человеческого капитала, притока новых специалистов, компетентных молодых кадров в Российскую Федерацию, и отметили высокий миграционный и демографический потенциал этой программы. В то же время авторы сформулировали наиболее важные социальные, экономические, нормативно-правовые проблемы, возникающие при реализации государственной программы, и предлагают различные направления их решения. Ключевые слова: государственная политика, государственная программа, программа добровольного переселения, молодежь, соотечественники
Благодарное: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-011-00760.
Дата поступления статьи в редакцию: 15 июля 2021 года.
State program of voluntary resettlement to Russia through the eyes of young Russian compatriots and experts research article
ALENA S. NIKITINA TATIANA E. ZERCHANINOVA ELENA I. VASILEVAa
a Ural Institute of Management - a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
Abstract: The state program on voluntary resettlement of compatriots living abroad to the Russian Federation aims to enhance the demographic situation in Russian regions, which is one of the priority areas for improving youth policy. Existing problems suggest the need for an in-depth empirical analysis of the ongoing processes. The purpose of the study is to analyze the experience of the program of voluntary resettlement to the Russian Federation of compatriots living abroad, to identify the major problems, and to propose areas for improvement. The theoretical and methodological basis of the study is the institutional approach, the theory of public administration and public policy. As research methods, the authors used the analysis of official documents, statistical data, expert interviews, and a questionnaire survey. During the study, the authors analyzed official documents and the results of the Monitoring of the Resettlement Program for compatriots. The authors concluded that the implementation of Russia's compatriot resettlement program is a strategically important mechanism in attracting human capital and maintaining an inflow of new specialists and competent young personnel to the Russian Federation. In addition, the experts noted the high migration and demographic potential of this program. The authors stated the most significant social, economic, regulatory and legal problems arising in the implementation of the state program and proposed multiple ways to address them. Keywords: state policy, state program, voluntary resettlement program, youth, compatriots Acknowledgements: The study was supported by the Russian Foundation for Basic Research under Scientific Project No. 20-011-00760. Received: July 15, 2021.
Введение
В Российской Федерации была разработана и действует по настоящее время «Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» (далее - Программа)1. Ее можно отнести к специальным программам поддержки репатриации (как один из видов иммиграции). Аналогичные программы реализуются в ряде стран мира и направлены на привлечение иммигрантов, обладающих этнокультурной близостью к титульным национальностям страны будущего проживания иммиграции.
До начала действия Программы после распада СССР в 1990-х и в первой половине 2000-х годов возвратная миграция в Россию, объемы которой были велики, носила характер этнической репатриации, а постсоветская иммиграция носила во многом вынужденный характер. По мере ослабления потока к середине 2000-х годов стала очевидной необходимость создания нового импульса для его поддержания с помощью Программы поощрения добровольного переселения.
С момента создания Программы на историческую родину смогли переехать более 899 тыс. человек. После бурного роста числа новых участников во время украинского кризиса в последние годы поток новых иммигрантов не превышает 110 тыс. человек в год, что составляет менее половины чистой миграции, необходимой для поддержания нынешней численности населения России.
Цель исследования - выявить основные проблемы реализации Программы переселения соотечественников и предложить направления ее совершенствования.
Исследование содержания, направлений и опыта реализации Программы
Методологической основой исследования государственной поддержки российских соотечественников в рамках программы добровольного переселения в Россию является институциональный подход. Для решения частных исследовательских задач применяются системный, аксиологический и деятельностный подходы. Системный подход позволяет рассматривать основные элементы государственной политики добровольного переселения соотечественников. На основе аксиологического подхода определены ценностные установки, ориентиры и паттерны эмиграционного поведения молодых российских соотечественников. Деятель-ностный подход стал основой для исследования
1 Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. http://kremlin.ru/acts/
Ьапк/23937
содержания, направлений и опыта реализации государственной политики и государственной программы добровольного переселения.
В работе применялись следующие методы:
1. Анализ официальных документов органов государственной власти, реализующих взаимодействие с молодыми соотечественниками за рубежом, анализ нормативных правовых актов в сфере добровольного переселения соотечественников, официальных данных Мониторинга программы, опубликованных на официальном сайте МВД России.
2. В октябре - декабре 2020 года коллектив ученых под руководством Т.Е. Зерчаниновой провел социологический опрос молодых российских соотечественников в возрасте от 14 до 30 лет включительно, проживающих за рубежом. Опрошено 2 042 человек в 54 зарубежных странах. В задачи исследования входили вопросы об эффективности программы добровольного переселения, национально-культурной и гражданской идентичности молодых соотечественников, вопросы о государственных и негосударственных формах поддержки молодых российских соотечественников, проблемы взаимодействия с зарубежными организациями соотечественников.
3. В 2021 году было проведено экспертное интервью с 31 российским и зарубежным экспертом по вопросам взаимодействия и добровольного переселения молодых российских соотечественников.
Программа переселения соотечественников как один из видов господдержки
В зарубежных источниках исследуются теоретико-методологические аспекты добровольного переселения соотечественников на Родину [Sahoo, Shome, 2021]. Отдельные работы посвящены вопросам миграции [Abramson, 2016; Birka, Klavins, 2020; Rajan, 2020]. Ценности и установки в поведении диаспор также являются предметом исследования [Martone, Muñoz, 2009].
За последнее десятилетие возросло количество научных исследований по тематике российских соотечественников [Акимова, 2017]. Особое внимание уделяется вопросам госполитики в отношении соотечественников, а также проблемам реализации Программы [Гаева, 2020; Полуницкая, 2018].
В России на законодательном уровне осуществляется государственная и негосударственная поддержка российских соотечественников. Программа переселения соотечественников является одним из видов господдержки. Более 650 тыс. человек переехало в Россию за период реализации госпрограммы с 2006 по 2020 год [дурнев, 2019. C. 76].
С самого начала целевая группа Программы получила расширенное толкование, включающее в качестве основного критерия культурно-языковую
Рисунок 1. Субъекты РФ, принимающие участие в реализации Программы (2011-2020)
Figure 1. Subjects of the Russian Federation implementing the Program (2011-2020)
Источник: МВД России (Мониторинг Государственной программы. https://xn--b1aew.xn--
p1ai/mvd/structure1/Glavnie_upravlenija/guvm/compatriots/monitoring) Source: Ministry of Internal Affairs of Russia
общность. Тем не менее один из принципов рассматриваемой Программы существенным образом повлиял на эффективность ее реализации. Заложенный еще в 2006 году принцип территориального распределения будущих переселенцев должен был сыграть ключевую роль в решении проблем регионального развития. В первом варианте Программы предполагалась возможность переселения в конкретные регионы, разделенные на три категории с разными преференциями для переселенцев. В конце 2012 года изменилось деление регионов: были выделены приоритетные районы (изначально включенные территории из группы А) и другие территории. Первым ограничением стало сокращение в 2013 году перечня стратегически важных приграничных территорий, на которых участники Программы могли рассчитывать на максимальный объем преференций.
Перечень территорий с 2014 года был ограничен 10 субъектами Российской Федерации. С 1 января 2020 года районами приоритетного заселения являются все регионы Дальневосточного федерального округа.
Некоторые особо привлекательные для мигрантов регионы никогда не принимали участие в Программе. Только с 2020 года в соответствии с последней поправкой к ней могут разрабатываться региональные программы переселения Республики Крым, Московской области, городов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя при наличии потребности экономики этих регионов в переселенцах и возможности их приема и заселения. Таким образом, на протяжении почти всего периода действия Программы существовали территориальные ограничения на переселение - как
прямые, так и косвенные, снижающие возможности относительно комфортного добровольного переселения. В этой связи можно сделать вывод о прагматичном характере Программы и ее обусловленности экономическими и демографическими потребностями регионов страны, а не репатриацией.
Совершенствование механизмов реализации Программы включало в себя корректировку условий добровольного переселения, а также концентрацию финансовых ресурсов, выделяемых на содействие переселению на приоритетных направлениях. По сути, основная нагрузка по приему и обустройству соотечественников (как финансовая, так и организационная) ложится на российские регионы. В этих условиях контрреакция регионов в виде предъявления дополнительных требований к участникам программы (возраст, профессиональная принадлежность) представляется обоснованной. Специалисты активно изучают региональный опыт переселения соотечественников [Антошин, Шубенкова, 2019; Фофанова, 2019].
Участникам Программы гарантировано «освобождение от уплаты таможенных платежей; получение образования; получение медицинской помощи; предоставление мест в учреждениях социального обслуживания; получение услуг (содействие) в сфере занятости населения» [Галас, 2020. С. 44]. Наряду с этим участие в Программе добровольного переселения гарантирует ее участникам финансовую поддержку.
Вместе с тем в научно-академическом сообществе практически не ведутся дискуссии о судьбах молодых российских соотечественников. В то же время изучение именно этой группы представля-
Таблица 1. Динамика распределения участников Программы и членов их семей, переселившихся в Россию с 2011 по 2020 год, по гражданству стран исхода, %
Table 1. Dynamics of the distribution of Program participants and their family members, moved to Russia from 2011 to 2020, by citizenship in the countries of origin, %
2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Казахстан 31 19,40 29 34 17,30 19,70 27 32,40 28,10 37,60
Узбекистан 23,30 23,90 24,70 25,10 10,30 12,10 8,10 7,90 7,90 5,20
Таджикистан 3 8,10 2,90 5,70 7,60 13,80 18,90 28 34,60
Украина 7,90 7,20 9,30 7,60 42,40 31,10 14,20 14,50 3,80 3,40
Молдавия 10,60 19,40 14,90 19,70 9,80 11,90 8,80 8,80 8,80 1
Киргизия 6,80 7 6,10 3,80 1,70 1,80 2,60 2,80 3,90 4,30
Армения 9,20 15,60 3,30 5,10 9,70 12,20 10,20 9,70 11,70 7,30
Азербайджан - 0,50 0,70 0,10 1,40 1,70 2,30 3,20 5,20 3,90
Белоруссия - 0,30 0,20 0,10 0,20 0,30 0,30 0,40 0,50 0,10
Грузия - 1,30 1,30 0,50 0,30 0,30 0,40 0,40 0,40 0,50
Туркмения - 1,30 0,80 0,20 0,20 0,20 0,40 0,60 1,00 1,30
Латвия Литва Эстония - - - 0,30 0,20 0,20 0,20 0,20 0,20 0,30
Другие страны 11,20 1,20 1,20 0,60 0,60 0,70 1,30 0,10 0,30 0,40
Источник: МВД России
Source: Ministry of Internal Affairs of Russia
ет большой научно-исследовательский интерес, поскольку молодые соотечественники - это потенциально активная с точки зрения человеческого и демографического ресурса социальная группа.
Таким образом, в настоящее время актуализируется значение института государственной поддержки молодых российских соотечественников и государственной политики их переселения в Россию, а также отмечается необходимость эмпирического анализа происходящих процессов.
Результаты мониторинга Программы: основные системообразующие факторы, степень удовлетворенности респондентов, проблемы климатогеографической и социально-культурной адаптации
Проанализируем результаты мониторинга Программы, представленные на официальном сайте МВД России. По состоянию на 1 января 2021 года в реализации Программы участвовали «80 субъектов Российской Федерации в 8 федеральных округах, в то время как в 2011 году количество субъектов РФ, реализующих программу, было всего 37» [Дохкильгова, 2019. С. 56]. Это говорит о достаточно высоких темпах масштабирования реализации программы (рисунок 1).
Как видно из представленной диаграммы, за последние десять лет наблюдается положительная динамика в расширении географии государствен-
ной программы: количество субъектов РФ - участников Программы увеличилось в среднем в 2,5 раза. За весь период реализации Программы в целом поступило более 827 144 анкет от соотечественников, проживающих за рубежом, и выдано 517 598 свидетельств участника Программы.
С 2011 по 2020 год, к сожалению, отмечаются негативные тренды: начиная с 2015 года количество соотечественников, желающих переехать в Россию, резко сократилось (рисунок 2), популярность Программы среди соотечественников, особенно молодых, резко падает.
Наиболее пиковые значения пришлись на 2014 год: в этот период было подано более 250 000 заявлений и выдано более 70 000 свидетельств. Данных за 2016 год на официальном сайте МВД РФ не представлено. Низкие показатели реализации Программы за 2020 год связаны с возникновением ограничительных мер из-за угрозы распространения коронавирусной инфекции (COVID-19). Анализируя распределение принятых анкет по странам исхода, стоит отметить, что в последние годы наибольшую долю составляют выходцы из Казахстана и Таджикистана.
Наиболее «мобильным» для переселения оказался 2014 год: именно в этот период больше всего соотечественников покинуло Казахстан, Узбекистан, Молдавию. Рекордным за всю историю Программы стало количество переселенных соотечественников, проживавших на территории Украины: в 2015 году 42,4 % россиян переехали из Украины в Россию. Наименее «мобильными» оказались российские соотечественники, проживающие на территории таких стран, как Латвия, Литва, Эстония, Беларусь, Грузия, Туркмения (таблица 1).
Самым востребованным и комфортным для жизни соотечественники считают территории Центрального федерального округа (47,5 %), в то же время для переезда заметно уменьшилась привлекательность Дальневосточного федерального округа (8 %).
Анализируя гендерный и половозрастной состав участников программы переселения в 2020 году, стоит отметить, что в большинстве своем переезжают граждане мужского пола, средний возраст переселенцев - 35,5 лет (рисунок 3).
Таким образом, молодежь является основным субъектом Программы, что актуализирует степень
значимости изучения проблем переселения молодых российских соотечественников.
Для изучения потребности их участия в программе добровольного переселения в Россию был проведен анкетный опрос молодежи зарубежных стран в возрасте от 14 до 30 лет. Респондентам было предложено ответить на несколько вопросов, касающихся их уровня, форматов, степени вовлеченности в Программу, об уровне информированности и степени удовлетворенности реализуемой государственной программой переселения.
72,4 % респондентов родились в стране пребывания. На вопрос «Какое у Вас гражданство?» 42,7 % респондентов ответили, что имеют гражданство России (таблица 2).
В то же время большая часть тех, кто не имеет российского гражданства (73,4 %), хотели бы его получить.
Более половины респондентов считают себя русскими (66,5 %), 90,3 % респондентов свободно владеют русским языком, 70,3 % опрошенных в той или иной степени считают себя частью российского народа (таблица 3).
На наш взгляд, данные результаты социологического опроса свидетельствуют о достаточно высоком уровне граждан-ско-национальной идентичности и национального самосознания молодых российских соотечественников, даже несмотря на то, что большинство из них имеют гражданство другой страны. Это во многом объясняет желание молодых российских соотечественников вернуться на Родину.
Опрос показал, что за последние три года около 65,7 % молодых соотечественников приезжали в Россию. Основные причины приезда: навестить друзей и родственников (55,5 %), туризм (26,9 %), оформление документов, преимущественно для получения загранпаспорта (4,5 %).
При ответе на вопрос «Слышали ли Вы о программе добровольного переселения соотечественников в Россию?» 48,6 % респондентов ответили, что ничего не знают об этой программе, что гово-
Рисунок 2. Динамика работы по реализации Программы с 2010 по 2020 год
Figure 2. Dynamics of Program implementation from 2010 to 2020
Источник: МВД России
Source: Ministry of Internal Affairs of Russia
Рисунок 3. Распределение участников Программы и членов их семей, переселившихся в Россию в 2020 году, по половозрастному составу, %
Figure 3. Distribution of Program participants and their family members, moved to Russia in 2020, by gender and age composition, %
до 18 лет 18-30 лет 30-40 лет от 40 лет 55-60 лет
Источник: МВД России
Source: Ministry of Internal Affairs of Russia
рит о достаточно низком уровне информированности программы в среде молодых соотечественников, низкой степени осведомленности (рисунок 4).
В то же время половина респондентов (50 %) выразила желание и готовность переехать в Россию, приняв участие в программе добровольного переселения, узнав о привлекательных социальных, образовательных, медицинских льготах и финансовых привилегиях, которые дает им данная программа.
Таблица 2. Ответы респондентов на вопрос: «Какое у Вас гражданство?» (в % от числа опрошенных)
Table 2. Responses to question: "What is your citizenship?"
(in % of the number of respondents)
№ Варианты ответа %
1 Имею только гражданство России 11,6
2 Имею гражданство другой страны 54,9
3 Имею гражданство России и страны пребывания 31,1
4 Не имею гражданства (лицо без гражданства) 1,4
5 Иное 1,0
Всего 100,0
Источник: составлено авторами Source: compiled by the authors
Таблица 3. Ответы респондентов на вопрос: «В какой степени Вы считаете себя частью российского народа?»
(в % от числа опрошенных)
Table 3. Responses to question: "Do you consider yourself a part of the Russian people?" (in % of the number of respondents)
№ Варианты ответа %
1 Абсолютно не считаю 6,8
2 Скорее не считаю 12,1
3 Скорее считаю 32,5
4 Полностью считаю 37,8
5 Затрудняюсь ответить 10,9
Всего 100,0
Источник: составлено авторами Source: compiled by the authors
Рисунок 4. Ответы респондентов на вопрос: «Слышали ли Вы о программе добровольного переселения соотечественников в Россию?» (в % от числа опрошенных)
Figure 4. Responses to question: "Have you heard about the program of voluntary resettlement of compatriots to Russia?"
(in % of the number of respondents)
Да, я хорошо знаком 1 .. с содержанием программы
О программе слышал, но суть ее представляю слабо
Ничего не знаю об этой программе
j_| Затрудняюсь ответить
Источник: составлено авторами Source: compiled by the authors
Респондентам было предложено указать причины желания и готовности переехать жить в Россию. Анализируя полученные ответы, можно предположить, что молодые соотечественники видят в России в первую очередь возможность финансового роста и материального благополучия (58,6 %), трудоустройства и поиска хорошей работы (41,3 %), общения на русском языке с друзьями и родственниками и приобщения к русской культуре (38%), получения качественного недорогого образования (30,7 %). Среди вариантов «Другое» респонденты также указали иные причины для переезда в Россию: «желание продолжить службу»; «страшно жить на линии огня»; «языковой барьер в стране, где нахожусь»; «красота природы России»; «Россия доступна для переезда»; «поближе к единомышленникам»; «хорошие условия для научной деятельности» и др.
В качестве причин нежелания переехать в Россию респонденты отметили следующее: наличие родственников (друзей) в стране пребывания (41,1 %), ощущение места пребывания своей Родиной (35,7 %), неуверенность в поиске достойной высокооплачиваемой работы (27,6 %) и др.
Таким образом, наличие родственников является одним из системообразующих факторов при выборе места жительства в молодежной среде соотечественников за рубежом. На это нужно обратить внимание при дальнейшей реализации государственной программы добровольного переселения. Это подтверждается также результатами экспертного интервью:
Эксперт 11: «Если мы берем программу переселения соотечественников, у меня есть конкретный кейс. Сокурсница недавно уехала с семьей, у нее близко кровные родственники живут в Москве и Московской области, она с детьми и мужем уехала в Калининград, потому что по программе есть только ряд регионов, куда можно уехать. То есть ей пришлось уехать на другой конец страны, чтобы потом переехать к родственникам в Московскую область. Эта программа переселения молодых соотечественников предлагает программы, где нет родственников и не за что зацепиться. Они живут в тех регионах, где эта программа не работает. Программу надо настраивать под конкретные регионы, смотреть, спрашивать людей. Одну из решающих
ролей играет общий социально-экономический фон региона».
Говоря в целом об эффективности Программы, можно сказать, что она реализуется на достаточно высоком уровне, но в то же время еще остались многие нерешенные трудности. Одной из таких проблем можно назвать вопрос закрепления переселившихся соотечественников непосредственно на той территории, за которой было закреплено свидетельство участника программы. На практике дело обстоит иначе:
Эксперт 4: «Лично я разделяю мнение экспертов, заявивших о неэффективности данной программы. Фактически программа, направленная на помощь в переселении соотечественникам, трансформировалась в оргнабор трудовых мигрантов. Грубо говоря, если профессия или ее потенциальный выбор не соответствуют запросам региона, соотечественнику придет отрицательный ответ. С одной стороны, в этом есть смысл с точки зрения ресурсозатрат и регионального развития; с другой стороны, возникает подмена стратегической цели программы».
Эксперт 11: «Эту программу местные молодые соотечественники в Бишкеке знают, российские организации ее активно продвигают, предлагают ее. Эффективна она частично: надо смотреть предметно, кто по ней переезжает и сколько из переехавших потом остаются в регионе и куда они переехали. Нужно смотреть статистику российских территорий, насколько переехавшие потом закрепляются в том регионе, который им был предложен. Это сложная схема, когда разные органы власти согласуют что-то и переехавшие остаются в определенном регионе. У кого-то родственники, кому-то проще в большом городе обустроиться, либо юг России, либо Калининград. В Калининграде достаточно много выходцев из нашей республики. Под конкретную республику нужно донастраивать эту программу».
Эксперт 12: «Эффективность подобных программ крайне низкая, так как переселяется крайне малое количество людей».
Эксперт 15: «Программа переселения превратилась в программу организованной трудовой миграции. Ей нужно придать репатриационный сюжет. Она и задумывалась о том, чтобы приглашать в страну соотечественников, но потом она постепенно как-то ушла в процессе разработки. Я участвовал в этом деле. Не знаю, по каким причинам, но она превратилась скорее в программу организационного набора трудовых ресурсов».
Эксперт 18: «В этой программе в приоритете Дальний Восток и так далее, а для наших африканских стран это может быть немножко шоково, если бы какие-то еще дополнительно приняли
другие, более теплые места, может, это было бы здорово».
Эксперты в области добровольного переселения соотечественников выделяют проблемы климато-географической и социально-культурной адаптации молодых соотечественников к новой местности: как правило, выбирается тот регион, который максимально подходил или соответствовал проживанию в стране пребывания. В подтверждение данного вывода эксперт в ходе интервью высказал следующую мысль:
Эксперт 5: «70 % соотечественников, принявших решение о переезде в Россию, предпочли регионы, расположенные в Центральном, Сибирском и Приволжском федеральных округах. Мотивы у каждого жителя свои, однако, при выборе одну из решающих ролей играет общий социально-экономический фон региона».
Эксперт 11: «Из нашей страны те, кто уезжает, многие перемещаются в Калининградскую область или, если без программы переселения, переезжают на юг России... Просто там похожий климат, людям проще, чем, например, ехать на Дальний Восток либо в центрально-европейскую часть России».
Среди прочих проблем - отсутствие мотивации для переезда, бюрократические барьеры при оформлении документов для участия, проблемы социального обустройства переселенцев, проблемы с их легализацией на территории России, низкий уровень информированности о программе среди молодых соотечественников.
Заключение
Реализация государственной программы добровольного переселения в Россию молодых соотечественников является стратегически важным механизмом в вопросах привлечения человеческого капитала, притока новых специалистов, компетентных молодых кадров в Российскую Федерацию. Можно отметить высокий миграционный и демографический потенциал этой программы. Применение предложенных механизмов, озвученных в ней, позволит значительно повысить уровень вовлеченности современной российской молодежи, проживающей за рубежом, в социально-экономические, политические, культурные проекты и мероприятия на территории России. В то же время в результате исследования были выявлены проблемы в реализации этой программы.
Среди сложностей, связанных с реализацией программы добровольного переселения соотечественников в Россию, стоит отметить проблемы недостаточной масштабности и неравномерности переселения в предложенные программой регионы (предпочтение отдается южным и центральным
регионам России), малое количество участников переселения, низкая популярность и информированность об этой программе среди российских соотечественников за рубежом. К факторам, препятствующим активному переселению, стоит также отнести низкую степень мотивации к переезду в Россию в силу успешно сложившихся карьерных, профессионально-образовательных, семейных и бытовых условий в стране пребывания (особенно среди молодых соотечественников), бюрократические и организационно-правовые барьеры. В заключение можно обозначить проблемы климатоге-ографической и социально-культурной адаптации молодых соотечественников к новой местности: как правило, выбирается тот регион, который максимально подходил или соответствовал проживанию в стране пребывания.
Для повышения эффективности предлагаемой программы нужно расширить в ней репатриаци-онный аспект, чтобы предоставить возможность переселяться и получать гражданство быстро не только тем, кто имеет место работы, но и учебным мигрантам, молодежи, чтобы предоставить для тех, кто имеет корни в России, возможность для воссоединения семей.
Литература
Акимова С.А. Правовой статус участника государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Международный журнал конституционного и государственного права. 2017. № 1. С. 75-78. Антошин В.А., Шубенкова Е.С. Оценка эффективности и результативности реализации «Программы по оказанию содействия добровольному переселению в Свердловскую область соотечественников, проживающих за рубежом». ГосРег: государственное регулирование общественных отношений. 2019. № 3 (29). С. 46-56. Гаева А.С. Проблемы реализации программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников в Россию. Постсоветский материк. 2020. № 3 (27). С. 20-32.
Галас М.Л. Совершенствование механизма добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Проблемы теории и практики управления. 2020. № 5. С. 44-64. Дохкильгова Д.М. Мониторинг госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом. Тенденции развития науки и образования. 2019. № 55-9. С. 55-58. Дурнев В.С. О некоторых результатах исследований по проблемам реализации государственной программы по содействию добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Образо-
References
Akimova S.A. Legal status of the participant of the state program on rendering assistance to voluntary resettlement to the Russian Federation of compatriots living abroad. Mezhdunarodnyy zhur-nal konstitutsionnogo i gosudarstvennogo prava. 2017. No. 1.
Для повышения информационной открытости программы добровольного переселения необходимо размещать информацию в сети Интернет, в социальных сетях, где зарегистрированы многие представители российского сообщества за рубежом, размещать информацию на местном телевидении, встраивая информационно-просветительский контент в эфир российского телевещания.
Говоря в целом о системных трансформациях, для того, чтобы эта программа была работающей, необходимы изменения и во внутренней политике российского государства. Необходимо развивать соответствующую социально-экономическую, нормативно-правовую, национально-культурную инфраструктуру, создавать легитимное и работающее правовое поле, упрощать бюрократические механизмы получения права на добровольное переселение. Перспективным направлением развития можно назвать создание комьюнити-центров и площадок для организации эффективного и взаимного диалога между органами государственной власти, общинами соотечественников, российской диаспорой, молодежью, общественными организациями для продуктивного диалога в решении вопросов участия в программе.
вание. Наука. Научные кадры. 2019. № 4. С. 76-78.
Полуницкая С.И. Экономические тенденции, оказывающие влияние на эффективность реализации государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом в 2018-2019 гг. Современные аспекты экономики. 2018. № 8 (252). С. 53-58.
Фофанова К.В. Методология оценки эффективности государственной программы «Оказание содействия добровольному переселению в республику Мордовия соотечественников, проживающих за рубежом». Гуманитарные и политико-правовые исследования. 2019. № 1 (4). С. 9.
Abramson Y The challenges of diaspora migration: interdisciplinary perspectives on Israel and Germany. Ethnic and Racial Studies. 2016. No. 39 (8). P. 1485-1487. In English
Birka I., Klavins D. Diaspora diplomacy: Nordic and Baltic perspective. Diaspora Studies. 2020. No. 13 (2). P. 115-132. In English
Martone J., Muñoz L. Lessons on Migration, Globalization, and Social Work: Two Personal Accounts on International Field Placements in Mexico. Journal of Poverty. 2009. No. 13 (3). P. 359-364. In English
Rajan S.I. Migrants at a crossroads: COVID-19 and challenges to migration. Migration and Development. 2020. No. 9 (3). P. 323330. In English
Sahoo A.K., Shome A. Negotiating identity in the diaspora: the role of South Asian youth organizations. South Asian Diaspora. 2021. No. 13 (1). P. 99-109. In English
P. 75-78. In Russian Antoshin V.A., Shubenkova E.S. Evaluating the efficiency and effectiveness of the implementation of the "Program to assist voluntary resettlement of compatriots living abroad to the Sverdlovsk
МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
Region". GosReg: gosudarstvennoye regulirovaniye obshchestven-nykh otnosheniy. 2019. No. 3 (29). P. 46-56. In Russian Dohkilgova D.M. Monitoring the State Program to assist the voluntary resettlement of compatriots living abroad to the Russian Federation. Tendentsii razvitiya nauki i obrazovaniya. 2019. No. 55-9. P. 55-58. In Russian Durnev V.S. Some results of studies on implementing the state program to promote the voluntary resettlement to the Russian Federation of compatriots living abroad. Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry. 2019. No. 4. P. 76-78. In Russian Fofanova K.V. The methodology of evaluating the efficiency of the state program on assisting voluntary resettlement to the Republic of Mordovia of compatriots living abroad. Gumanitarnyye i
politiko-pravovyye issledovaniya. 2019. No. 1 (4). P. 9. In Russian Gaeva A.S. Problems of implementating the program for assisting the voluntary resettlement of compatriots in Russia. Postsovets-kiy materik. 2020. No. 3 (27). P. 20-32. In Russian Galas M.L. Improving the mechanism of voluntary resettlement to the Russian Federation of compatriots living abroad. Prob-lemy teorii i praktiki upravleniya. 2020. No. 5. P. 44-64. In Russian
Polunitskaya S.I. Economic trends affecting the effectiveness of the state program to assist the voluntary resettlement to the Russian Federation of compatriots living abroad in 20182019. Sovremennyye aspekty ekonomiki. 2018. No. 8 (252). P. 53-58. In Russian
Информация об авторе:
АЛЕНА СЕРГЕЕВНА НИКИТИНА, кандидат социологических наук, доцент кафедры управления персоналом Уральский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Российская Федерация, 620144, Екатеринбург, ул. 8 Марта, 66). E-mail: [email protected]
ТАТЬЯНА ЕВГЕНЬЕВНА ЗЕРЧАНИНОВА, кандидат социологических наук, заведующий кафедрой регионального и муниципального управления
Уральский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
(Российская Федерация, 620144, Екатеринбург, ул. 8 Марта, 66). E-mail: [email protected]
ЕЛЕНА ИГОРЕВНА ВАСИЛЬЕВА, кандидат социологических наук, доцент кафедры регионального и муниципального управления
Уральский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
(Российская Федерация, 620144, Екатеринбург, ул. 8 Марта, 66). E-mail: [email protected]
Ссылка для цитирования: Никитина А.С., Зерчанинова Т.Е., Васильева Е.И. Государственная программа добровольного переселения в Россию глазами молодых российских соотечественников и экспертов. Государственная служба. 2022. № 4. С. 70-78.
Information about the author:
ALENA SERGEEVNA NIKITINA, Candidate of Sci. (Sociology), Associate Professor of the Department of Human Resources Management
Ural Institute of Management - a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (66, 8 March St., Yekaterinburg, 620144, Russian Federation). E-mail: [email protected]
TATIANA EVGENIEVNA ZERCHANINOVA, Candidate of Sci. (Sociology), Head of the Department of Regional and Municipal Administration
Ural Institute of Management - a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (66, 8 March St., Yekaterinburg, 620144, Russian Federation). E-mail: [email protected]
ELENA IGOREVNA VASILEVA, Candidate of Sci. (Sociology), Associate Professor of the Department of Human Resources Management
Ural Institute of Management - a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (66, 8 March St., Yekaterinburg, 620144, Russian Federation). E-mail: [email protected]
For citation: Nikitina A.S., Zerchaninova T.E., Vasileva E.I. State program of voluntary resettlement to Russia through the eyes of young Russian compatriots and experts. Gosudarstvennaya sluzhba. 2022. No. 4. P. 70-78.