Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПО ОКАЗАНИЮ СОДЕЙСТВИЯ ДОБРОВОЛЬНОМУ ПЕРЕСЕЛЕНИЮ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РОССИЮ'

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПО ОКАЗАНИЮ СОДЕЙСТВИЯ ДОБРОВОЛЬНОМУ ПЕРЕСЕЛЕНИЮ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РОССИЮ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
723
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИММИГРАЦИЯ / РЕПАТРИАЦИЯ / СООТЕЧЕСТВЕННИКИ / МИГРАНТЫ / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ДИАСПОРАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ / IMMIGRATION / REPATRIATION / COMPATRIOTS / MIGRANTS / MIGRATION POLICY / DIASPORA POLICY / PROGRAM OF RESETTLEMENT OF COMPATRIOTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гаева А.С.

Статья сфокусирована на исследовании реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, через призму обращений переселенцев, поступающих в отдел диаспоры и миграции Института стран СНГ. Приведены статистические данные обращений, поступивших в Институт, в корреляции с официальной статистикой по Программе. Анализ обращений при помощи проблемного подхода позволил выявить процедурные и нормативно-концептуальные проблемы, с которыми соотечественники сталкиваются при участии в Программе. В заключении сделан вывод, что данные проблемы оказывают основное влияние на эффективность Программы и желание соотечественников принимать в ней участие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF THE PROGRAM FOR ASSISTING THE VOLUNTARY RESETTLEMENT OF COMPATRIOTS IN RUSSIA

The article is focused on the study of the implementation of the State Program for Assisting the Voluntary Resettlement of Compatriots Living Abroad to the Russian Federation through the prism of appeals from migrants entering the Department of Diaspora and Migration of the Institute of CIS Countries. The statistical data of the applications received by the Institute are presented in correlation with the official statistics on the Program. Analysis of appeals using a problematic approach made it possible to identify procedural and normative-conceptual problems that compatriots face when participating in the Program. In the conclusion, it is indicated that these problems have a major impact on the effectiveness of the Program and the desire of compatriots to take part in it.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПО ОКАЗАНИЮ СОДЕЙСТВИЯ ДОБРОВОЛЬНОМУ ПЕРЕСЕЛЕНИЮ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РОССИЮ»

УДК 314.742

DOI: 10.12345/2311-6412_2020_3_20 А.С. ГАЕВА,

кандидат политических наук, старший научный сотрудник Института стран СНГ

Адрес: Российская Федерация, 119180, г. Москва, Старомонетный пер., д. 10

E-mail: tlingell2@gmail.com

ORCID: 0000-0001-7454-0956

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПО ОКАЗАНИЮ СОДЕЙСТВИЯ ДОБРОВОЛЬНОМУ ПЕРЕСЕЛЕНИЮ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РОССИЮ

Аннотация

Статья сфокусирована на исследовании реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, через призму обращений переселенцев, поступающих в отдел диаспоры и миграции Института стран СНГ. Приведены статистические данные обращений, поступивших в Институт, в корреляции с официальной статистикой по Программе.

Анализ обращений при помощи проблемного подхода позволил выявить процедурные и нормативно-концептуальные проблемы, с которыми соотечественники сталкиваются при участии в Программе. В заключении сделан вывод, что данные проблемы оказывают основное влияние на эффективность Программы и желание соотечественников принимать в ней участие.

Ключевые слова:

иммиграция, репатриация, соотечественники, мигранты, миграционная политика, диаспоральная политика, Программа переселения соотечественников

С 2017 г. по сентябрь 2020 г. в отдел диаспоры и миграции Института стран СНГ поступило 4922 обращения, из них 163 — по теме Программы содействия добровольному переселению соотечественников. Это только 3,1% от всего количества писем, и с точки зрения временного аспекта наблюдается отрицательная динамика.

По сравнению с числом писем по другим тематикам, по Программе переселения за исследуемый период в Институт поступило относительно небольшое число обращений, что отражено на рис. 2. Наиболее распространенные темы, волнующие мигрантов: общие вопросы получения российского гражданства; миграционный учет; прочее (вопросы по

законопроектам в сфере миграции и гражданства, пересечению границы, государственной службе при наличии второго гражданства, миграционной амнистии и т.д.).

Вероятно, небольшое число обращений участников Программы переселения сопряжено (исключая статистическую погрешность) с ее низкой популярностью. Ограничения и требования, предъявляемые ею к соискателям статуса переселенца, а также разнообразные препоны, усложняющие процесс участия и натурализации, заставляет соотечественников либо использовать другие каналы иммиграции в Россию, либо вообще отказаться от переезда до появления подходящих условий.

Рис. 1. Количество обращений, посвященных Программе оказания содействия добровольному переселению соотечественников, 2017-2020 гг.23

23 Авторские расчеты по материалам базы данных обращений Института стран СНГ. 3(27)/2020 Постсоветский материк

Увеличение численности участников Программы в 2012—2015 гг.25, скорее, связано с сокращением возможностей приобретения российского гражданства по линии международных соглашений для отдельных категорий иммигрантов и активным участием украинских беженцев26, получивших возможность вступить в нее на территории РФ при наличии статуса временного убежища, чем с ростом ее востребованности.

Предположение о низкой популярности Программы коррелирует

с официальными статистическими данными Росстата и ГУВМ МВД РФ. Так, после пикового 2015 г., когда в нее вступали в основном беженцы с Украины, и число участников приблизилось к 180 тыс. чел., уже в 2016 г. данный показатель начал неуклонно снижаться, составив 142,9 тыс. чел., в 2017 г. - 115,7 тыс. чел., в 2018 и 2019 гг. — 103,3 и 103,9 тыс. чел. соответственно и 40,1 тыс. чел. за январь — август 2020 г.

В современных условиях пандемии COVID-19 и ограничений на пересече-

24 Авторские расчеты по материалам базы данных обращений Института стран СНГ.

25 Численность участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Федеральная служба государственной статистики // http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_107/IssWWW.exe/Stg/tab11214. хк, дата обращения: 25.09.2020.

26 По данным ФМС, 40% от общей численности лиц, прибывших по Программе переселения в 2014 г., составили граждане Украины. См. подробнее: Итоги деятельности ФМС России в 2014 г.: сборник материалов расширенного заседания коллегии Федеральной миграционной службы. С. 1112 // http://92.fms.gov.ru/upload/itogi_kollegii_2014.pdf, дата обращения: 27.10.2020.

Рис. 3. Численность участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, 2010-2020 гг.27

ние границ вероятность существенного прироста переселенцев крайне мала. Вместе с тем, нет оснований считать, что в обычной ситуации ее популярность и, следовательно, эффектив-

ность была бы значительно выше, поскольку Программа содержит достаточно проблем, вынуждающих соотечественников выбирать альтернативные пути иммиграции в Россию.

Нормативные трансформации Программы

Программа по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников на сегодняшний день является единственной финансируемой за счет средств бюджета и организованной программой иммиграции в Россию. Нормативно-пра-

вовой основной ее реализации выступает Указ Президента РФ от 22.06.2006 № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», который и утвердил Програм-

27 Численность участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Федеральная служба государственной статистики // http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_107/IssWWW.exe/Stg/tab11214. хк, дата обращения: 23.09.2020; Сводка основных показателей деятельности по миграционной ситуации в Российской Федерации за январь — август 2020 г. ГУВМ МВД РФ // https://xnb1aew. xnp1ai/DeIjatelnost/statistics/migracionnaya/item/21163087/, дата обращения: 23.09.2020.

му28. За время своего существования она претерпела ряд корректировок, однако, наиболее принципиальными и существенными можно считать изменения 2012 и 2020 гг.

В результате поправок 2012 г. Программа приобрела бессрочный характер, стала более рационализированной, последовательной и логичной.

Было расширено понятие «территория вселения» — к ней стала относиться вся территория субъекта федерации; взамен ее трехступенчатой градации (категории А, Б, В) введена двухступенчатая — «территория заселения» и «территория приоритетного заселения», в зависимости от выбора которых переселенцу гарантирован соответствующий объем финансовой поддержки29. Число регионов, участвующих в Программе стало неограниченным. Был четко обозначен круг лиц — родственников переселенца, причисляемых к членам семьи участника Программы, и срок действия Свидетельства участника (3 года).

Соотечественники, временно или постоянно проживающие на территории России, а также те, кто планировал в России получать образование,

заниматься предпринимательством или трудоустроиться самостоятельно получили возможность вступить в Программу. Последнее означает, что теоретически каналов для участия в Программе переселения должно было стать больше, но фактически реализация данного пункта была заблокирована региональными программами, в рамках которых местным властям предоставили право самостоятельно устанавливать критерии и ограничения для трудоустройства соотечественников, в том числе квалификационные, образовательные и профессиональные. В результате участие в Программе так и осталось привязано к конкретному месту работы в России, на которое и «нанимают» заявителя.

Помимо возможности разрабатывать специфические региональные программы переселения с учетом социально-экономических потребностей, субъекты получили право создавать центры временного размещения и субсидировать затраты участников Программы на жилищное обеспече-ние30.

Кроме того, в Программу был внесен ряд изменений, упрощающих и

28 Указ Президента РФ от 22.06.2006 № 637 (ред. от 12.05.2020) «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61111/, дата обращения: 04.10.2020.

29 Указ Президента Российской Федерации от 14.09.2012 № 1289 «О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» // https://rg.ru/2012/09/17/programmadok.html, дата обращения: 06.10.2020.

30 Указ Президента Российской Федерации от 14.09.2012 № 1289 «О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», п. 24, п. 53 // https://rg.ru/2012/09/17/programmadok. html, дата обращения: 07.10.2020.

конкретизирующих процедуру и условия натурализации переселенцев31.

В 2020 г. Указом Президента32 Программа претерпела новые важные трансформации, направленные на преодоление ряда острых проблем, возникающих у соотечественников. Расширен круг лиц, имеющих право вступить в программу в качестве членов семьи участников: если раньше такая возможность предоставлялась только близким кровным родственникам, то теперь она распространена на приемных родителей и супругов родителей33. Супруги теперь могут самостоятельно участвовать в Программе — до указанных поправок такое право имели все совершеннолетние члены семьи переселенца, за исключением супругов34.

Законодатели увеличили срок действия Свидетельства участника с трех

до пяти лет35, предоставив соотечественникам больший временной люфт для продажи и перевозки имущества, оформления всех необходимых документов, переезда и получения соответствующих выплат. Данная поправка особенно актуальна в условиях возникновения объективных неподконтрольных иммигранту обстоятельств, задерживающих выезд из страны исхода, например, закрытия российских границ весной 2020 г. в условиях пандемии.

Добавлен новый вид финансовой государственной поддержки соотечественников, приехавших в регионы приоритетного заселения—жилищная субсидия на покупку или строительство жилья, выплачиваемая уже после приобретения российского граждан-ства36, а перечень государственных

31 Федеральный закон от 31.05.2002 № 62ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О гражданстве Российской Федерации». Ст.14, ч.7 // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_36927/, дата обращения: 07.10.2020.

32 Указ Президента РФ от 12.05.2020 № 322 «О некоторых вопросах реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_352179/, дата обращения: 07.10.2020.

33 Указ Президента РФ от 12.05.2020 № 322 «О некоторых вопросах реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», Ст. 1, пп. а // http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_352179/, дата обращения: 07.10.2020.

34 Указ Президента Российской Федерации от 14.09.2012 № 1289 «О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» Раздел II, п. в https://rg.ru/2012/09/17/programmadok. html, 08.10.2020.

35 Указ Президента РФ от 12.05.2020 № 322 «О некоторых вопросах реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», Раздел V, п. 18 // http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_352179/, дата обращения: 29.09.2020.

36 Указ Президента РФ от 12.05.2020 № 322 «О некоторых вопросах реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», п.1, пп. к // http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_352179/, дата обращения: 29.09.2020.

гарантий и социальных выплат четко сформулирован и конкретизирован. Однако в случае утраты статуса участника Программы или члена семьи, отказа от него или переезда из региона вселения ранее чем через три года, переселенцу придется возместить все государственные затраты, полученные им и его семьей государственных гарантий и социальной помощи, исключая ежемесячные пособия при

отсутствии доходов от трудовой деятельности37. То есть теперь прожить в регионе вселения необходимо три года вместо двух.

Несмотря на многочисленные поправки, остается значительное число проблем, как концептуального, так и процессуального характера, препятствующих повышению эффективности Программы содействия добровольному переселению.

Проблемы, с которыми сталкиваются соотечественники -участники Программы переселения

Посредством анализа обращений соотечественников были выявлены два кластера проблем: процедурные проблемы общего характера, которые возникают в рамках практической реализации Программы и собственно нормативно-концептуальные, заложенные в структуру законодательства, регулирующего вопросы участия в ней.

Среди первых необходимо выделить следующие:

— Специфическое персонифицированное толкование сотрудниками миграционных органов и консульских учреждений на местах норм законов, указов Президента и других нормативно-правовых актов. Это приводит к получению участниками Программы и претендентами на участие в ней информации, не соответствующей действительности;

— Отказ в приеме документов на участие в Программе переселения как за рубежом, так и на территории России. Причина отказа, как правило, не обосновывается, устные формулировки звучат следующим образом: «закончились квоты на вступление в Программу» (заявители с видом на жительство подавали документы уже на территории России, Ленинградская область); «консульство не занимается вопросами участия в Программе» (Черногория); «действие программы в определенном регионе (в данном случае, в Калининградской области) приостановлено или закончено» (Туркмения);

Пример: отказ во вступлении в Программу члену семьи бывшего участника. Брат заявительницы подавал документы в 2015 г., получил

37 Указ Президента РФ от 12.05.2020 № 322 «О некоторых вопросах реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», Ст. 1, пп. д // http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_352179/, дата обращения: 07.10.2020.

положительный ответ, затем вышел из Программы. Заявительница подавала документы трижды, на третий раз отказали на основании ложных сведений — ее брат был в РФ в 2010 г., хотя ранее, по этой же информации, участие в Программе было одобрено. Когда она все исправила и подала документы снова, пришел отказ с указанием на то, что в следующий раз она может подавать документы только через год (Киргизия — Воронежская область).

— Сложности с установлением эффективной связи, в том числе и по техническим проблемам, с консульскими отделами российских Посольств в странах отправления. Это касается как записи на консультацию, так и на подачу или получение различных документов (Казахстан, Таджикистан);

Пример: 21.08.2019 г. заявитель зарегистрировался в электронной Системе предварительной записи консульского отдела Посольства Российской Федерации в Республике Таджикистан по вопросу получения разрешения на временное проживание в РФ. После регистрации в Системе заявке был присвоен № 91256. На 23.07.2020 г. заявитель и члены его семьи почти год продолжают ожидать свободного времени у сотрудников консульского отдела Посольства России в Таджикистане для сдачи пакета документов для оформления РВП.

— Задержка рассмотрения или выдачи документов участникам Программы (свидетельств, разрешений на временное проживание, гражданства);

— Отсутствие исчерпывающего перечня необходимых для вступления в Программу документов (Украина);

— Требование гарантийных писем о трудоустройстве в планируемый регион вселения на этапе подачи документов в консульском отделе Посольства (регион вселения — Саратовская область, консульский отдел — США).

Среди вторых, нормативно-концептуальных, наиболее распространены:

— Отсутствие возможности вступления в Программу переселения на территории России без разрешения на временное проживание или вида на жительство. В условиях ограниченного количества квот на РВП расширение каналов участия в Программе позволит включить в нее соотечественников, учащихся или работающих в конкретном регионе вселения;

— Образовательные и профессиональные ограничения, содержащиеся в региональных программах содействия переселению. На их основании во вступлении в Программу отказывают в связи с отсутствием (или нехваткой):

— вакансий в регионе вселения, соответствующих текущей трудовой деятельности или специальности заявителя («невостребованности на рынке труда региона вселения»);

— требуемого стажа работы по специальности или трудового стажа вообще;

— профильного (специального) образования, соответствующего желаемой вакансии. Если в планируем регионе вселения имеются свободные вакансии по текущей трудовой деятельности заявителя, но нет профильного образования, служба по труду и занятости отказывает претенденту (Республика Карелия);

— аттестата об общем среднем образовании (ситуация с постоянно проживающим в России соотечественником из Таджикистана), законченного высшего образования. Согласно требованиям, указанным на сайте МВД38, документы об образовании предоставляются при условии их наличия, они не являются обязательными, однако, региональные программы вводят собственные требования к квалификации и образованию потенциальных переселенцев;

Пример: отказали во вступлении Программу заявителям с РВП, трудоустроенным в регионе, мотивируя это тем, что полученная специальность в регионе вселения не востребована и свободных вакансий по ней нет, хотя это не соответствует действительности (Ленинградская область).

— Необходимость постановки на миграционный учет (на участников Программы и членов их семей распространяется правило 90/180) и регистрации по месту проживания. Здесь особенно острыми являются такие проблемы, как:

— сложности с реализацией требования зарегистрироваться по месту пребывания в течение 7-ми дней после приезда и получения РВП, поскольку своего жилья нет, а арендодатели в основном отказывают в регистрации [Чупик, 2014: 11-37]. Требование личного присутствия собственника жилья для процедуры постановки на

миграционный учет не мотивирует принимающую сторону содействовать данной процедуре;

— сложности с регистрацией по месту проживания в процессе натурализации. Соотечественники не могут выкупить жилье, поскольку у них не хватает средств — для ипотеки требуется большой первоначальный взнос, а в предоставлении кредита отказывают из-за отсутствия регистрации по месту жительства.

— Отсутствие возможности вступить в Программу переселения желаемого региона при проживании в другом. То есть заявитель, уже имея РВП или ВНЖ в России, должен перерегистрироваться в регион вселения и только там подавать документы на Программу;

— Сложности с подтверждением доходов участника Программы по РВП;

— Возможность аннулирования свидетельства участника Программы переселения или вынесения запрета на въезд, в том числе и члену семьи участника Программы.

В этой ситуации члены семьи зависят от участника Программы и не по своей вине теряют возможность законного пребывания на территории России;

— Требование проживать три года в регионе вселения. Если переселенец переезжает в другой регион, он обязан вернуть средства, затраченные государством на предоставление ему и

38 Официальный информационный пакет о Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. С.40 // https://media.mvd.ru/files/application/1910620, дата обращения: 28.10.2020.

его семье гарантий и мер социальной поддержки39;

— Отказы в участии в Программе переселения на основании возраста, снятой/погашенной судимости. Такие ситуации возникают из-за различия в требованиях региональных Программ переселения.

Помимо указанных штатных проблем в условиях закрытых границ актуализируются такие, как нерегулярная работа российских консульских учреждений в странах исхода и связанные с этим задержки выдачи документов, ограничения на участие в Программе, а также истечение сроков действия свидетельств. Последняя проблема решена Указом Президента от 23.09.2020 № 580, который приостанавливает течение сроков действия свидетельств участника Программы до 15 декабря 2020 г.40

Также необходимо обратить внимание на заявителей, получивших свидетельства переселенца в странах исхода (например, Туркмения). Многие из них уже были готовы к переезду, продали или отправили в РФ свое имущество, выписались на ПМЖ и в итоге остались без средств

к существованию и доступа к социальным и медицинским учреждениям на территории страны отправления. В отличие от участников Программы им не предоставили возможности приехать в Россию в ситуации пандемии.

Большая часть указанных процессуальных и нормативных проблем проистекает как из непоследовательности и бессистемности самой Программы, противоречий региональных программ, устанавливающих собственные требования, так и неопределенности позиции власти по поводу ее характера. Несмотря на то, что Программа содействия добровольному переселению позиционируется государством как ре-патриационная, требования к уровню образования, квалификации, привязка иммиграции к конкретному месту работы в России не позволяют назвать ее подлинно репатриационной. Вне зависимости от многочисленных законодательных корректировок, она продолжает сохранять ориентацию на привлечение культурно-близкой рабочей силы, призванной восполнить дефицит трудовых ресурсов и разрешить отдельные экономические задачи развития России.

39 Указ Президента РФ от 14.09.2012 № 1289 (ред. от 24.07.2020) «О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», п. 29 // http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_135348/, дата обращения: 27.10.2020.

40 Указ Президента РФ от 18.04.2020 № 274 (ред. от 23.09.2020) «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID19)» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_350638/, дата обращения: 27.10.2020.

Список литературы

Итоги деятельности ФМС России в 2014 г.: сборник материалов расширенного заседания коллегии Федеральной миграционной службы // http://92.fms.gov.ru/upload/ itogi_kollegii_2014.pdf, дата обращения: 27.10.2020.

Официальный информационный пакет о Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом // https://media.mvd.ru/files/application/1910620, дата обращения: 28.10.2020.

Сводка основных показателей деятельности по миграционной ситуации в Российской Федерации за январь — август 2020 г. ГУВМ МВД РФ // https://xn--b1aew.xn--p1ai/Deljatelnost/statistics/migracionnaya/item/21163087/, дата обращения: 23.09.2020.

Указ Президента Российской Федерации от 14.09.2012 № 1289 «О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» // https:// rg.ru/2012/09/17/programma-dok.html, дата обращения: 06.10.2020.

Указ Президента РФ от 12.05.2020 № 322 «О некоторых вопросах реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_352179/, дата обращения: 07.10.2020.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Указ Президента РФ от 18.04.2020 № 274 (ред. от 23.09.2020) «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» // http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_350638/, дата обращения: 27.10.2020.

Указ Президента РФ от 22.06.2006 № 637 (ред. от 12.05.2020) «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_61111/, дата обращения: 04.10.2020.

Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О гражданстве Российской Федерации» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_36927/, дата обращения: 07.10.2020.

Численность участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом // http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_107/IssWWW.exe/Stg/tab1-12-14. xls, дата обращения: 25.09.2020.

Чупик В. 2014. Дискриминация мигрантов в России // Мигранты, мигрантофобия и миграционная политика / отв. ред. В.И. Мукомель. М.: Academia. 246 с.

Address: Russian Federation, 119180, Moscow, Staromonetny per., 10

A.S. GAEVA,

Candidate of Political Sciences, Senior Researcher, Institute of the CIS countries

Keywords:

immigration, repatriation, compatriots, migrants, migration policy, Diaspora policy, program of resettlement of compatriots

E-mail: tlingell2@gmail.com

ORCID: 0000-0001-7454-0956

PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF THE PROGRAM FOR ASSISTING THE VOLUNTARY RESETTLEMENT OF COMPATRIOTS IN RUSSIA

The article is focused on the study of the implementation of the State Program for Assisting the Voluntary Resettlement of Compatriots Living Abroad to the Russian Federation through the prism of appeals from migrants entering the Department of Diaspora and Migration of the Institute of CIS Countries. The statistical data of the applications received by the Institute are presented in correlation with the official statistics on the Program.

Analysis of appeals using a problematic approach made it possible to identify procedural and normative-conceptual problems that compatriots face when participating in the Program. In the conclusion, it is indicated that these problems have a major impact on the effectiveness of the Program and the desire of compatriots to take part in it.

Chupik V. 2014. Discrimination against migrants in Russia // Migrants, migrant-phobia and migration policy / otv. ed. IN AND. Mukomel. M .: Academia. 246 s. (InRuss.)

Decree of the President of the Russian Federation of 12.05.2020 No. 322 «On some issues of the implementation of the State program to assist voluntary resettlement to the

Annotation

References

Russian Federation of compatriots living abroad» // http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_352179/, accessed: 07.10.2020. (InRuss.)

Decree of the President of the Russian Federation of 14.09.2012 No. 1289 «On the implementation of the State program to assist the voluntary resettlement to the Russian Federation of compatriots living abroad» // https://rg.ru/2012/09/17/programma-dok.html, accessed: 06.10.2020. (InRuss.)

Decree of the President of the Russian Federation of 18.04.2020 No. 274 (as amended of 23.09.2020) «On temporary measures to regulate the legal status of foreign citizens and stateless persons in the Russian Federation in connection with the threat of further spread of a new coronavirus infection (COVID-19)» // http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_350638/, accessed: 27.10.2020. (InRuss.)

Decree of the President of the Russian Federation of 22.06.2006 No. 637 (as amended on May 12, 2020) «On measures to assist the voluntary resettlement to the Russian Federation of compatriots living abroad» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61111/, accessed: 04.10.2020. (InRuss.)

Federal Law No. 62-FZ of 31.05.2002 (as amended on April 24, 2020) «On Citizenship of the Russian Federation» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_36927/, accessed: 07.10.2020. (InRuss.)

Number of participants in the State Program to Assist Voluntary Resettlement to the Russian Federation of Compatriots Living Abroad // http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_107/IssWWW. exe/Stg/tab1-12-14.xls, accessed: 25.09.2020. (InRuss.)

Official information package on the State Program to Assist Voluntary Resettlement to the Russian Federation of Compatriots Living Abroad // https://media.mvd.ru/files/ application/1910620, accessed: 28.10.2020. (InRuss.)

Results of the FMS of Russia in 2014: a collection of materials from an expanded meeting of the board of the Federal Migration Service // http://92.fms.gov.ru/upload/itogi_kollegii_2014. pdf, accessed: 27.10.2020. (InRuss.)

Summary of key performance indicators on the migration situation in the Russian Federation for January — August 2020. GUVM Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation // https://xn--b1aew.xn--p1ai/Deljatelnost/statistics/migracionnaya/item/21163087/, accessed: 23.09.2020. (InRuss.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.