ИНФОРМАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПО ОКАЗАНИЮ СОДЕЙСТВИЯ ДОБРОВОЛЬНОМУ ПЕРЕСЕЛЕНИЮ ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ
Для цитирования: Меркулова В.О., Платонова А.П. Информационное сопровождение реализации государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению проживающих за рубежом соотечественников в Российскую Федерацию. // Коммуникология: электронный научный журнал. Том 3. №2, 2018. С. 38-45.
Авторы: МЕРКУЛОВА В.О., ПЛАТОНОВА А.П.
МЕРКУЛОВА Вера Олеговна - магистрант Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Адрес: 119571, г. Москва, проспект Вернадского, д. 84. E-mail: oleg [email protected]. ПЛАТОНОВА Антонина Петровна - кандидат социологических наук, доцент кафедры общественных связей и медиаполитики Института государственной службы и управления РАНХиГС. Адрес: 119571, г. Москва, проспект Вернадского, 84. Е-mail: [email protected]
Аннотация. Работа посвящена исследованию информационного сопровождения реализации государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, которые проживают за рубежом. Содействие добровольному переселению соотечественников, которые проживают за рубежом, на постоянное местожительства в РФ, а также мотивирование возвращения в Россию эмигрантов становится актуальным вопросом в разрешении демографических проблем РФ в целом, а также отдельных ее регионов. Следует отметить, что указ Президента РФ от 22.06.2006 г. № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, которые проживают за рубежом» - это первый нормативный акт, направленный на оказание помощи добровольному переселению в Россию соотечественников, которые проживают за рубежом. Но реализация Госпрограммы в сегодняшнем виде оказалась не совсем результативной.
Ключевые слова: добровольное переселение, соотечественники, информационное сопровождение, государственная программа.
Содействие добровольному переселению в РФ соотечественников, которые проживают за рубежом, становится одним из главных путей улучшения миграционной политики в России. Воспитанные в традициях русской культуры, владеющие русским языком, соотечественники в наибольшей степени способны к адаптации и наискорейшему включению в структуру положительных социальных связей русского общества. Однако, миграционное законодательство
РФ не в полной степени соответствует фактическим и перспективным нуждам социально-экономического, а также демографического развития, интересам работодателей и общества в общем. Оно ориентируется на привлечение временных зарубежных сотрудников и не указывает мероприятия, которые способствуют переезду на ПМЖ, адаптации и интеграции мигрантов. Опыт стран, которые проводят активную миграционную политику, свидетельствует, что миграционные механизмы ускоряют социальное и экономическое развитие и гарантируют увеличение благосостояния общества.
Цель статьи - исследование процессов переселения и трудоустройства соотечественников, которые проживают за рубежом, в РФ. Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть ряд задач:
- изучить направления информационного сопровождения государственной
программы;
- проанализировать результативность информационного сопровождения государственной программы;
- выявить проблемы информационного сопровождения реализации государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, которые проживают за рубежом.
В ходе работы были использованы следующие методы: общенаучные методы (анализ и синтез, обобщение, индукция и дедукция, аналогия); методы сравнительного и статистического анализа; специальные социологические методы построения эмпирического и теоретического знания.
Рассмотрением вопросов, касающихся добровольного переселения соотечественников, которые проживают за рубежом, на постоянное место жительства в Российскую Федерацию занимаются А. А. Герцун, М. В. Горяинова, А. Н. Зайцева, А. Меркулова, А. В. Овдин и др. Проблемы и задачи политики РФ в отношении соотечественников, которые проживают за рубежом широко описаны в трудах А. Н. Самойловой, Л. Емельяновой, И. Зевелева и др.
Направления информационного сопровождения государственной программы
К основным инструментам информационного сопровождения Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, которые проживают за рубежом, относятся: брифинги, пресс-конференции, круглые столы, семинары, выступления в СМИ руководителя администрации, лиц, ответственных за реализацию мероприятий [7еуе1еу; 21-25]. Информационная поддержка Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, которые проживают за рубежом, характеризуется;
- организацией работы со СМИ, в т. ч. осуществлением регулярного взаимодействия с пулом журналистов;
- подготовкой и выпуском тематических полос, вкладок, приложений
в печатных общественно-политических СМИ;
- организацией и проведением специализированных мероприятий для представителей СМИ, в т. ч.: интерактивными мероприятиями в сети Интернет (Интернет-форумами, Интернет-конференциями);
- разработкой, производством и организацией выхода социальной рекламы по вопросам добровольного переселения;
- организацией и проведением видеоконференций;
- созданием и размещением в эфире региональных каналов (например, Радио «Маяк») цикла информационных радиопередач.
Основные направления и технологии информационного сопровождения Госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, которые проживают за рубежом, связаны;
- со свободным доступом граждан к информации о ходе программы (сайт в Интернете);
- с участием граждан в обсуждении программы (на конференциях, вебинариях);
- с непрерывной связью со СМИ (необходима постоянная информация в СМИ о ходе выполнения Госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников);
- с работой с отдельными целевыми аудиториями4.
Результативность информационного сопровождения государственной программы
Результативность системы мероприятий по информационному сопровождению Госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, которые проживают за рубежом, характеризуется рядом показателей, которые были получены автором статьи путем опроса соотечественников, переселившихся в РФ (исследование проводилось в 2016 г. путем опроса 150 соотечественников).
1) Доля граждан, имеющих представление об основных направлениях реализации программы, указана на рисунке 1.
4 The Russian Federation: international migration report. (2016). Lomonosov Moscow State University. 652 P.
Граждане, имеющие представление об основных направлениях программы Граждане, не имеющие представление об основных направлениях программы
Рисунок 1 - Доля граждан, имеющих представление об основных направлениях
реализации программы, в процентах
Доля граждан, имеющих представление об основных направлениях программы (35,6 %) недостаточная (больше 60 % граждан не имеют представление об основных направлениях реализации программы), следовательно, необходимо совершенствовать систему информационного сопровождения программы [Овдин: 44-46].
2) Доля мероприятий по программе, получивших освещение в СМИ, представлена на рисунке 2.
Органы власти, регулярно осуществляющие информирование общественности о ходе и результатах выполнения мероприятий программы
Рисунок 2 - Доля мероприятий по программе, получивших освещение в СМИ, в
процентах
Доля мероприятий по программе, получивших освещение в СМИ составляет 64,6 %.
3) Доля СМИ, информирующих о реализации программы, представлена на рисунке 3.
30,60%
■ Телевидение ■ Радио ■ Печатные СМИ ■ Интернет-ресурсы Рисунок 3 - Доля СМИ, информирующих о реализации программы, в процентах
Наибольшую долю в информировании о реализации программы составляют интернет-ресурсы (41,20 %), печатные СМИ занимают лишь второе место, составляя 30,60 %.
Приоритетным направлением процесса выполнения программы становится ее информационное сопровождение. Сегодня в средствах массовой информации сформированы и работают некоторые механизмы информационного сопровождения этого процесса5. В данной области функционируют как госструктуры, так и органы местного самоуправления в муниципальных образованиях. Однако, информационное сопровождение не характеризуется системностью и упорядоченностью [Зайцева: 90-98].
Главным правилом при образовании и воплощении информационной кампании становится признание того объективного фактора, что граждане РФ не могут кардинально воздействовать на информационное пространство, под влиянием которого осуществляется становление ценностных установок граждан [Герцун: 52-56]. Основные информационные потоки образуются сегодня на федеральном уровне и далее они беспрепятственно охватывают практически все население.
Проблемы информационного сопровождения реализации государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, которые
проживают за рубежом
Имеются проблемы, с которыми в различной степени сталкиваются медийные ресурсы, которые включены в настоящее время в воплощение
5 Федеральный закон от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом»
информационного сопровождения Госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, которые проживают за рубежом [Меркулова: 78-81]. К проблемам деятельности средств массовой информации относят следующие:
- недостаточно результативное воздействие средств массовой информации на процесс донесения до населения важных задач Госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, которые проживают за рубежом;
- низкая результативность имеющихся телепрограмм, которые посвящены реализации госпрограмм;
- отсутствует система оценки результативности информационного обеспечения Госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, которые проживают за рубежом;
- низкий уровень профессионализма отдельных представителей средств массовой информации;
- бессистемное финансирование информационно-просветительских телепрограмм, которые рассчитаны на разные слои общества;
- недостаточное качество информации, почти 100-% отсутствие аналитических программ (по итогам социсследований по уровню влияния на целевую аудиторию лидируют именно аналитические программы);
- недостаточное взаимодействие негосударственных и государственных структур при осуществлении разных мероприятий;
- отсутствует мониторинг результативности влияния информации на разные целевые аудитории [Самойлова: 55-58].
Можно отметить, что на сегодняшний день не установлены главные целевые аудитории, их тематические предпочтения, остаются не полностью проанализироваными и, соответственно, задействованы наиболее результативные каналы распространения информации [Yemelyanova: 63-74]. Не сформированы инструменты и механизмы, посредством которых можно получить наиболее эффективное воздействие на ценности, мотивы разных целевых аудиторий. Нынешней ситуации свойственны недостаточность целевой, точечной информподдержки процесса реализации Госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, которые проживают за рубежом [Горяинова: 122-130]. Последнее сегодня нуждается в единой федеральной системе информподдержки, к которой население могло бы получить неограниченный доступ. В обстоятельствах развития информтехнологий в РФ и формирующихся тенденций быстрого увеличения возможностей доступа к источникам информации, перспективным является образование единой информсистемы, которая включала бы в себя электронные средства связи и, в частности, Интернет.
Источники
Герцун А.А. (2013). Проблемы и задачи политики РФ в отношении соотечественников, которые проживают за рубежом, на современном этапе // KANT. № 5. С. 52-56.
Горяинова М.В. (2013). Российские соотечественники как объект миграционной политики РФ // Юридическая наука и правоохранительная практика. № 7. С. 122-130.
Зайцева А.Н. (2016). Миграция населения и федеральная программа переселения // Вестник ТГУ. № 12. С. 90-98.
Меркулова А. (2015). Вопросы реализации государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, которые проживают за рубежом, на современном этапе // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. № 2. С. 78-81.
Овдин А.В. (2014). Возвращение в Россию которые проживают за рубежом соотечественников и его значение в миграционных процессах // Вестник Тюменского государственного университета. № 8. С. 44-46.
Самойлова А.Н. (2015). К вопросу приоритетности регионов в целях реализации госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, которые проживают за рубежом // Экономика и управление. № 8. С. 55-58.
Yemelyanova L. (2014). Federal Repatriation Program in the Kaliningrad Region: Assessment of Risks and Opportunities. In: Baltic region. № 2 (20). P. 63-74.
Zevelev I. (2017). Russia's Policy Toward Compatriots in the Former Soviet Union. In: Russia in Global Affairs. № 1. P. 21-25.
STATE PROGRAM ON ASSISTING THE VOLUNTARY COMPATRIOTS' REPATRIATION TO THE RUSSIAN FEDERATION: INFORMATIONAL SUPPORT
For citation: Merkulova V.O., Platonova A.P. State Program on Assisting the Voluntary Compatriots' Repatriation to the Russian Federation: informational support. In: Communicology: The Online Scientific Journal. Vol. 3. No.2. 2018. P. 38-45.
Authors: MERKULOVA V.O., PLATONOVA A.P.
MERKULOVA Vera O., graduate student of Department of Public Relations and Media Policy, Institute of Public Administration and Civil Service of The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. Address: 119571, Moscow, Vernadsky av., 84. E-mail: oleg [email protected]. PLATONOVA Antonina P., candidate of Sociology, associate professor of the Department of Public Relations and Media Policy, Institute of Public Administration and Civil Service of The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. Address: 119571, Moscow, Vernadsky av., 84. E-mail: [email protected].
Abstract. The article is devoted to the study of the state program on assisting the voluntary compatriots' repatriation informational support. Assistance in the voluntary resettlement and gaining permanent residence in Russia, as well as the motivation to return itself becomes an important issue in the resolution of demographic problems. It should be noted that the decree of the President of the Russian Federation dated 22.06.2006 G. No. 637 "About measures on rendering assistance to voluntary resettlement in Russia of compatriots living abroad" was the first legislative act aimed at solving problems in this sphere. At the same time, one can notice that the implementation of the state program in its current form has not been very effective.
Keywords: voluntary resettlement, repatriation, compatriots, information maintenance, state program.
References
Gertzoun A.A. (2013). Problems and Objectives of the Russian Policy towards Compatriots Who Live Abroad at the Present Stage. In: Kant. No. 5. P. 52-56. (In Rus).
Goriainov M.B. (2013). Russian Compatriots as an Object of Migration Policy of the Russian Federation. In: Legal science and law enforcement practice. No. 7. P. 122-130. (In Rus).
Zaitseva A.N. (2016). Migration and the Federal Program of Resettlement. In: TSU Bulletin. No. 12. P. 90-98. (In Rus).
Merkulova A. (2015). Issues of Implementing the State Program Assisting the Voluntary Repatriation of Russian Compatriots Living Abroad at the Present Stage. In: Actual Problems of Humanities and Natural Sciences. No. 2. P. 78-81. (In Rus).
Oudin A.V. (2014). Russian Compatriots' Repatriation and its Importance in Migration Processes. In: TSU Bulletin. No. 8. P. 44-46. (In Rus).
Samoilova A. N. (2015). On the Issue of Regional Priority while Implementing the State Program of Voluntary Compatriots' Repatriation to the Russian Federation. In: Economy and management. No. 8. P. 55-58. (In Rus).
Yemelyanova L. (2014). Federal Repatriation Program in the Kaliningrad Region: Assessment of Risks and Opportunities. In: Baltic region. № 2 (20). P. 63-74.
Zevelev I. (2017). Russia's Policy Toward Compatriots in the Former Soviet Union. In: Russia in Global Affairs. № 1. P. 21-25.