Научная статья на тему 'ОБ ОТДЕЛЬНЫХ АСПЕКТАХ РАБОТЫ ПО ПЕРЕСЕЛЕНИЮ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ, А ТАКЖЕ О МОДЕРНИЗАЦИИ ПОДХОДОВ И МЕХАНИЗМОВ ИХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ'

ОБ ОТДЕЛЬНЫХ АСПЕКТАХ РАБОТЫ ПО ПЕРЕСЕЛЕНИЮ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ, А ТАКЖЕ О МОДЕРНИЗАЦИИ ПОДХОДОВ И МЕХАНИЗМОВ ИХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
108
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / СООТЕЧЕСТВЕННИК / ГРАЖДАНСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ ВЫПЛАТА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Трошев Д. Б., Вишнякова А. В.

В статье раскрываются отдельные аспекты работы по переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также модернизация подходов и механизмов их государственной поддержки. В целях создания благоприятных условий для переселения в Российскую Федерацию на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом, реализован ряд законодательных инициатив, в том числе направленных на упрощение условий и порядка приобретения российского гражданства. Существенно скорректированы подходы и механизмы государственной поддержки соотечественников, переселяющихся в Российскую Федерацию из-за рубежа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Трошев Д. Б., Вишнякова А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SEPARATE ASPECTS OF WORK ON RESETTLEMENT TO THE RUSSIAN FEDERATION OF COMPATRIOTS LIVING ABROAD AND ALSOON MODERNIZATION OF APPROACHES AND MECHANISMS OF THEIR STATE SUPPORT

The article reveals certain aspects of the work on the resettlement of compatriots living abroad to the Russian Federation, as well as the modernization of approaches and mechanisms for their state support. In order to create favorable conditions for resettlement to the Russian Federation for permanent residence of compatriots living abroad, a number of legislative initiatives have been implemented, including those aimed at simplifying the conditions and procedure for acquiring Russian citizenship. Approaches and mechanisms of state support for compatriots moving to the Russian Federation from abroad have been significantly adjusted.

Текст научной работы на тему «ОБ ОТДЕЛЬНЫХ АСПЕКТАХ РАБОТЫ ПО ПЕРЕСЕЛЕНИЮ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ, А ТАКЖЕ О МОДЕРНИЗАЦИИ ПОДХОДОВ И МЕХАНИЗМОВ ИХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ»

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОЙ БЛОК

УДК 314.7:342.711(470)

Д. Б. ТРОШЕВ, ведущий консультант - помощник первого заместителя Министра аппарата первого заместителя Министра (А. В. Горового) ДДО МВД России, кандидат юридических наук (г. Москва)

D. В. TROSHE V, leading consultant - assistant to the First Deputy Minister of the Office of the First Deputy Minister (A. V. Gorovoy) of the Department of Paperwork of Appeals of the Ministry of Internal Affairs of Russia, candidate of law (Moscow)

А. В. ВИШНЯКОВА, начальник управления no работе с беженцами, соотечественниками и вынужденными переселенцами ГУВМ МВД России (г. Москва)

А. V. VISHNYAKOVA, head of the Department for work with refugees, compatriots and internally displaced persons of the Main Department Migration of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Moscow)

ОБ ОТДЕЛЬНЫХ АСПЕКТАХ РАБОТЫ ПО ПЕРЕСЕЛЕНИЮ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ, А ТАКЖЕ О МОДЕРНИЗАЦИИ

ПОДХОДОВ И МЕХАНИЗМОВ ИХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ

ABOUT SEPARATE ASPECTS OF WORK ON RESETTLEMENT

TO THE RUSSIAN FEDERATION OF COMPATRIOTS LIVING ABROAD AND ALSOON MODERNIZATION OF APPROACHES AND MECHANISMS OF THEIR STATE SUPPORT

Аннотация. В статье раскрываются отдельные аспекты работы по переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также модернизация подходов и механизмов их государственной поддержки. В целях создания благоприятных условий для переселения в Российскую Федерацию на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом, реализован ряд законодательных инициатив, в том числе направленных на упрощение условий и порядка приобретения российского гражданства. Существенно скорректированы подходы и механизмы государственной поддержки соотечественников, переселяющихся в Российскую Федерацию из-за рубежа.

Ключевые слова и словосочетания: миграция, переселенцы, государственная программа, миграционная политика, государственная поддержка, соотечественник, гражданство, социальная выплата.

Annotation. The article reveals certain aspects of the work on the resettlement of compatriots living abroad to the Russian Federation, as well as the modernization of approaches and mechanisms for their state support. In order to create favorable conditions for resettlement to the Russian Federation for permanent residence of compatriots living abroad, a number of legislative initiatives have been implemented, including those aimed at simplifying the conditions and procedure for acquiring Russian citizenship. Approaches and

mechanisms of state support for compatriots moving to the Russian Federation from abroad have been significantly adjusted.

Keywords and phrases: migration, migrants, state program, migration policy state support, compatriot, citizenship, social payment.

В условиях демографических проблем, выражающихся в депопуляции, сокращении трудового потенциала, процессах старения населения России, и с учетом прогнозируемого сохранения до 2035 года его отрицательного естественного прироста одним из важнейших факторов компенсации естественной убыли населения является постоянная миграция [1].

В рамках реализации государственной миграционной политики ее цели и задачи диктуют необходимость стимулирования возвратной миграции, главнейший ресурс которой - соотечественники, проживающие за рубежом. Эта категория может быть безболезненно интегрирована в российское общество на любых территориях страны.

Особое место в миграционной политике занимает Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» (далее - Государственная программа) [2]. С ее принятием Россия продемонстрировала мировому сообществу готовность прийти на помощь соотечественникам, ищущим пути возвращения на родину, повернулась лицом к тем людям, которые в разное время и по разным причинам остались за ее пределами [3] и не смогли вернуться, обеспечив максимально комфортные условия для переселения.

С 2016 года координатором Государственной программы определено МВД России.

Всего в ее рамках (с 2007 года) в Россию переселилось 1 061,1 тыс. соотечественников, что несколько превышает ожидаемую численность переселенцев, установленную государственной программой Российской

Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» (1 042,8 тыс. чел.), в том числе в период с 2016 года - 625,0 тыс. человек.

Участие в реализации Государственной программы принимают 80 субъектов Российской Федерации.

Работу с соотечественниками за рубежом осуществляют: представительства МВД России за рубежом; временные группы по реализации Госпрограммы, функционирующие при дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации в иностранных государствах, из числа специалистов МВД России; загранучреждения Министерства иностранных дел России.

В соответствии с бюджетной росписью МВД России финансирование мероприятий Государственной программы предусмотрено по четырем основным направлениям на:

- предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных региональными программами переселения, включенными в Госпрограмму;

- обеспечение деятельности временных групп за рубежом, в функции которых входит реализация Госпрограммы;

- организационно-методическое обеспечение реализации Госпрограммы;

- оказание мер государственной поддержки участникам Государственной программы и членам их семей.

Так, в рамках предоставления участникам Государственной программы и членам их семей государственных гарантий и социальной поддержки, предусмотренных ее п. 20, за счет средств федерального бюджета в 2021 году осуществлены выплаты:

- компенсации расходов на переезд к будущему месту проживания (получили 9,9 тыс. чел.);

- компенсации расходов на уплату государственной пошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенцев на территории Российской Федерации (получили 18,9 тыс. чел.);

- подъемных (получили 29,5 тыс. чел.);

- ежемесячного пособия при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной деятельности (получили 642 чел.).

В 2021 году от соотечественников принято 44,0 тыс. заявлений об участии в Государственной программе (на 113,0 тыс. чел. вместе с членами семей), в том числе в уполномоченных органах за рубежом - 24,2 тыс. заявлений (на 73,7 тыс. чел.).

Всего оформлено и выдано 36,4 тыс. свидетельств участника Госпрограммы (на

93.7 тыс. чел. вместе с членами семей), в том числе в уполномоченных органах за рубежом - 20,3 тыс. шт. (на 61,2 тыс. чел.).

В 2021 году в Российскую Федерацию переселилось и поставлено на учет в территориальные органы МВД России 78,5 тыс. участников Государственной программы и членов их семей (планировалось переселить

65.8 тыс. чел. [4]), из которых 49,2 тыс. чел. (62,7 % от общего числа переселившихся) получили свидетельства участника Государственной программы за рубежом.

Наиболее привлекательными для переселения являются регионы Центрального (28,4 тыс. чел. или 36,2 % от общего числа переселившихся), Сибирского (15,4 тыс. чел. или 19,6 %), Приволжского (10,7 тыс. чел. или 13,6 %) и Уральского (9,1 тыс. чел. или 12,4 %) федеральных округов.

Большинство из переселившихся соотечественников в 2021 году в Россию - граждане Казахстана (26,4 тыс. чел. или 33,7 % от общего числа переселившихся), Таджикистана (23,8 тыс. чел. или 30,3 %), Армении (7,9 тыс. чел. или 10,1 %), Узбекистана (6,1 тыс. чел. или 7,7 %), Молдовы (3,7 тыс. чел. или 4,7 %), Киргизии (3,2 тыс. чел. или 4,1 %), Азербайджана (3,0 тыс. чел. или 3,8 %) и Украины (2,3 тыс. чел. или 2,9 %). Практически все переселенцы из Республики Казахстан являются русскими по национальности.

Вместе с тем с 2019 года наметилась тенденция к увеличению количества представителей народов отдельных государств Центрально-Азиатского региона в общей численности участников Госпрограммы.

В частности, доля представителей титульных национальностей республик Таджикистан и Узбекистан увеличилась на 7,1 % (с 8 % в 2019 году до 15,1 % в 2021 году) и 2,2 % (с 4,1 % в 2019 году до 6,3 % в 2021 году) соответственно.

При этом доля участников, русских по национальности либо относящихся к представителям других славянских народов или народов, исторически проживающих на территории России, за последние 3 года сократилась более чем на 10 % (с 51,2 % в 2019 году до 40,9 % в 2021 году).

Данная ситуация обусловлена внесением в законодательство изменений, упростивших порядок приобретения российского гражданства для лиц, являющихся гражданами Белоруссии, Казахстана, Молдовы или Украины [5].

Кроме того, содержание понятия «соотечественник», закрепленного в Федеральном законе от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике в отношении соотечественников за рубежом» [6], позволяет представителям коренных народов стран Центральной Азии и многочисленным членам их семей успешно претендовать на участие в Государственной программе и приобретать гражданство России в упрощенном порядке.

В этой связи требуется дополнительная проработка вопроса по внесению изменений в вышеуказанный Федеральный закон № 99-ФЗ в части корректировки понятия «соотечественник».

Работа по совершенствованию правовых основ добровольного переселения соотечественников, проживающих за рубежом, осуществляется в рамках исполнения п. 7 плана мероприятий по реализации в 2020-2022 годах Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы [7].

При этом МВД России особое внимание уделяется улучшению мер, направленных на

поддержку соотечественников, выбравших для переселения регионы Дальнего Востока.

С 1 января 2020 года Указом Президента Российской Федерации от 24 июля 2019 г. № 354 «О дополнительных мерах по реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» статус территории приоритетного заселения закреплен исключительно за субъектами Российской Федерации, входящими в состав Дальневосточного федерального округа (далее - ДФО).

Вместе с тем, несмотря на принятые МВД России меры по повышению для таких переселенцев объема государственных гарантий и расширению мер социальной поддержки, численность соотечественников, переселившихся в регионы ДФО, остается невысокой.

Так, в 2021 году в ДФО прибыло и поставлено на учет в территориальных органах МВД России 5,1 тыс. чел. (6,5 % в общей численности переселившихся в Россию, в 2020 году - 5,8 %, в 2019 - 5,6 %).

В этой связи требуется реализация дополнительных предложений по обеспечению роста населения на Дальнем Востоке, среди которых может быть повышение подъемных для соотечественников, являющихся многодетными, для имеющих высшее образование, а также создание центров временного размещения соотечественников.

Кроме того, целесообразна проработка вопроса об увеличении до величины прожиточного минимума размера ежемесячного пособия при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной, не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельности, участнику Госпрограммы и (или) члену его семьи, являющемуся медицинским работником, и их несовершеннолетним детям, а также установлении новой стимулирующей выплаты соотечественникам из числа медицинских работников, переселяющихся на территории приоритетного заселения.

В целях привлечения и закрепления соотечественников в регионах ДФО издан Указ Президента Российской Федерации от

2 мая 2020 г. № 322, вступивший в силу с 1 июля 2020 года [8]. Им введен, в том числе, дополнительный вид поддержки соотечественников, переселившихся в рамках Государственной программы на территории приоритетного заселения, которая будет оказываться в виде социальной выплаты, предоставляемой в целях улучшения жилищных условий соотечественников, переселившихся на территории приоритетного заселения (жилищная субсидия), после получения гражданства Российской Федерации.

Установлен дифференцированный подход при расчете размера подъемных (определяется с учетом величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации для основных социально-демографических групп населения).

Также увеличен срок действия свидетельства участника Государственной программы до 5 лет (ранее 3 года), что позволит минимизировать риски, связанные с переездом соотечественников с прежнего постоянного места жительства в регион вселения в России, увеличив временной период для урегулирования своего правового положения вплоть до приобретения гражданства.

Указом Президента Российской Федерации от 24 марта 2021 г. № 166 «О внесении изменений в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» введена новая мера поддержки для многодетных семей участников Государственной программы, переселяющихся на территории приоритетного заселения, - компенсация расходов на уплату государственной пошлины за совершение нотариальных действий по свидетельствованию верности перевода личных документов переселенцев, необходимых для оформления их правового статуса на территории России (разрешения на временное проживание, вида на жительство, гражданства Российской Федерации), и подлинности подписи переводчика.

В целях создания благоприятных условий для переселения в Российскую Федера-

цию на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом, в 2020 году реализован ряд законодательных инициатив, в том числе направленных на упрощение условий и порядка приобретения российского гражданства [9; 10; 11; 12; 13]:

- исключено условие о подтверждении наличия законного источника средств к существованию для лиц, приобретающих российское гражданство в упрощенном порядке;

- для всех категорий соискателей гражданства Российской Федерации, включая лиц, признанных носителями русского языка, отменено требование об отказе от имеющегося у них иного гражданства;

- срок рассмотрения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, поданных на территории России, сокращен с шести до трех месяцев;

- снято ограничение по нетрудоспособности для соискателей российского гражданства, имеющих детей, - граждан России;

- граждане Республики Беларусь и граждане Украины, свободно владеющие русским языком, при признании их носителями русского языка освобождены от прохождения собеседования в соответствующих комиссиях;

- перечень документов, подтверждающих владение русским языком на уровне, достаточном для общения в устной и письменной форме в условиях языковой среды, дополнен решением о признании заявителя носителем русского языка;

- упрощен порядок приобретения российского гражданства для лиц, являющихся гражданами Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Молдова или Украины, а также для иностранных граждан, состоящих в браке с гражданином Российской Федерации, проживающим на территории России, и имеющих общих детей;

- сокращен с трех до одного года срок осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации для иностранных граждан, получивших профессиональное

образование в образовательных или научных организациях Российской Федерации и желающих приобрести гражданство Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 1 июля 2021 г. № 274-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и Федеральный закон «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» [14] с 1 июля 2021 г. гражданам Украины, республик Казахстана и Молдовы разрешение на временное проживание в Российской Федерации может быть выдано без учета квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации.

Положения указанного Федерального закона вступили в силу 29 декабря 2021 г. в части возможности продления срока временного пребывания в Российской Федерации иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и являющемуся членом семьи гражданина Российской Федерации или иностранного гражданина, постоянно проживающего на территории Российской Федерации, имеющего место жительства в Российской Федерации, на срок до одного года с даты его въезда в Российскую Федерацию, с возможностью неоднократного продления, но не более чем на один год для каждого такого продления.

С указанной даты предоставлены преференции иностранным гражданам, имеющим статус участника Государственной программы или члена его семьи, в части продления срока временного пребывания в Российской Федерации на срок действия свидетельства участника Государственной программы.

Таким образом, к настоящему времени существенно скорректированы подходы и механизмы государственной поддержки соотечественников, переселяющихся в Российскую Федерацию из-за рубежа. Дальнейшая динамика соответствующей работы во многом будет зависеть от создания и поддержания ведомствами социально-экономического блока привлекательных условий

для жизни и работы соотечественников в России, а также скоординированности их

действий как на федеральном, так и на региональном уровнях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Красинец Е. С. Миграционная составляющая демографической динамики в развитии человеческого капитала современной России // Миграционное право. 2021. № 1. С. 11-14.

2. О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом: указ Президента РФ от 22 июня 2006 г. № 637 //Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Шевцова Т. В. Привлечение соотечественников в сибирские регионы страны в контексте реализации переселенческого проекта // Миграционное право. 2014. № 1. С. 18-22.

4. Приложение к Плану мероприятий по реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2020-2022 годы: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2019 г. № 2917-р // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» в части упрощения процедуры приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства: федеральный закон от 24 апреля 2020 г. № 134-ФЭ // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. О государственной политике в отношении соотечественников за рубежом: федеральный закон от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7. О плане мероприятий по реализации в 2019-2021 годах Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы: распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2019 г. № 265 -р (ред. от 24 ноября 2021 г.) // Информационно-правовой портал «Гарант.ру» (дата обращения: 28.02.2022).

8. О некоторых вопросах реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом: указ Президента РФ от 12 мая 2020 г. № 322 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202005130006 (дата обращения: 02.03.2022).

9. О внесении изменений в статью 331 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»: федеральный закон от 18 марта 2020 г. № 58-ФЗ // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

10. О внесении изменений в статьи 35 и 415 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»: федеральный закон от 18 марта 2020 г. № 63-Ф3 // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

11.0 внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» в части упрощения процедуры приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства: федеральный закон от 24 апреля 2020 г. № 134-Ф3 // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

12. О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» и Федеральный закон «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации»: федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 209-ФЗ // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

13.0 внесении изменений в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325: указ Президента Российской Федерации от 17 июня 2020 г. № 398 // «Президент России». URL: http://www. kremlin.ru/acts/bank/45630 (дата обращения: 01.03.2022).

14. О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и Федеральный закон «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации»: федеральный закон от 1 июля 2021 г. № 274-ФЗ // Доступ из справочно-пра-вовой системы «КонсультантПлюс».

О Трошев Д. Б.

© Вишнякова А. В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.