Научная статья на тему 'РОЛЬ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ В РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ ПОДДЕРЖКИ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ (НА ПРИМЕРЕ ПРОГРАММЫ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ)'

РОЛЬ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ В РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ ПОДДЕРЖКИ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ (НА ПРИМЕРЕ ПРОГРАММЫ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
47
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Ключевые слова
молодые соотечественники / Россия / российские регионы / взаимодействие / поддержка / программа переселения. / Young Compatriots / Russia / Russian Regions / Interactions / Support / Resettlement Program.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Джангозян С.Ю.

В статье анализируются некоторые аспекты участия регионов Российской Федерации в реализации государственной политики поддержки российских соотечественников за рубежом на примере их вовлеченности в программу переселения. Исследовательский подход основан на рассмотрении программы переселения соотечественников на современном этапе как одного из основных направлений реализации политики поддержки российских соотечественников за рубежом со стороны Российской Федерации на разных уровнях и в разных сферах. При этом центральное место в данном исследовании занимает поддержка молодых соотечественников и их участие в программе переселения. В основу исследования легли правовые документы, статистические данные и результаты проведенного нами интервью с отечественными и зарубежными экспертами в сфере работы с соотечественниками за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Джангозян С.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF RUSSIAN REGIONS IN THE IMPLEMENTATION OF THE POLICY OF SUPPORTING COMPATRIOTS LIVING ABROAD (CASE STUDY: PROGRAM OF RESETTLEMENT)

The article deals with some aspects of the participation of the regions of the Russian Federation in the implementation of the state policy of supporting Russian compatriots abroad on the example of their involvement in the resettlement program. The research approach is based on considering the compatriots resettlement program at the present stage as one of the main directions of the implementation of the policy of supporting Russian compatriots abroad by the Russian Federation at different levels and in different spheres. At the same time the central place in this study is given to the support of young compatriots and their participation in the resettlement program. The study is based on legal documents, statistical data and the results of our interview with domestic and foreign experts cooperating with compatriots abroad.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ В РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ ПОДДЕРЖКИ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ (НА ПРИМЕРЕ ПРОГРАММЫ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ)»

SOCIAL SCIENCES

РОЛЬ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ В РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ ПОДДЕРЖКИ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ (НА ПРИМЕРЕ ПРОГРАММЫ

ПЕРЕСЕЛЕНИЯ)

Джангозян С.Ю.

кандидат политических наук Екатеринбург, Свердловская область, Россия

ROLE OF RUSSIAN REGIONS IN THE IMPLEMENTATION OF THE POLICY OF SUPPORTING COMPATRIOTS LIVING ABROAD (CASE STUDY: PROGRAM OF RESETTLEMENT)

Jangozyan S.

Candidate of Political Sciences Yekaterinburg, Sverdlovsk Region, Russia

Аннотация

В статье анализируются некоторые аспекты участия регионов Российской Федерации в реализации государственной политики поддержки российских соотечественников за рубежом на примере их вовлеченности в программу переселения. Исследовательский подход основан на рассмотрении программы переселения соотечественников на современном этапе как одного из основных направлений реализации политики поддержки российских соотечественников за рубежом со стороны Российской Федерации на разных уровнях и в разных сферах. При этом центральное место в данном исследовании занимает поддержка молодых соотечественников и их участие в программе переселения. В основу исследования легли правовые документы, статистические данные и результаты проведенного нами интервью с отечественными и зарубежными экспертами в сфере работы с соотечественниками за рубежом.

Abstract

The article deals with some aspects of the participation of the regions of the Russian Federation in the implementation of the state policy of supporting Russian compatriots abroad on the example of their involvement in the resettlement program. The research approach is based on considering the compatriots resettlement program at the present stage as one of the main directions of the implementation of the policy of supporting Russian compatriots abroad by the Russian Federation at different levels and in different spheres. At the same time the central place in this study is given to the support of young compatriots and their participation in the resettlement program. The study is based on legal documents, statistical data and the results of our interview with domestic and foreign experts cooperating with compatriots abroad.

Ключевые слова: молодые соотечественники, Россия, российские регионы, взаимодействие, поддержка, программа переселения.

Keywords: Young Compatriots, Russia, Russian Regions, Interactions, Support, Resettlement Program.

Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-011-00760

Acknowledgements: The reported study was funded by RFBR, project number № 20-011-00760.

Реализация программы переселения рассматривается нами как один из компонентов политики государства по отношению к соотечественникам в разных странах и регионах мира, являющейся логическим продолжением непрерывного процесса осмысления и концептуального переосмысления отношения государства к соотечественникам за рубежом, причин миграции, целей программы поддержки, вовлечения талантливой молодежи из русской диаспоры в более тесные контакты с исторической родиной.

Программа переселения соотечественников, проживающих за рубежом, осуществляется на основании Указа Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. №637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Россий-

скую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» [13]. Утверждение государственной программы переселения соотечественников подчеркнуло значимость поддержки государством российских соотечественников как одного их основным направлений внешней политики России. Данная тенденция начала вырисовываться еще в 1990-е гг. как результат распада СССР и появления так называемых «диаспор катаклизма», когда русское и русскоязычное население бывших советских республик автоматически стало диаспорой. Согласно имеющимся данным речь идет об около 25 млн этнических русских [8, С.117] и еще большем числе русскоязычных, столкнувшихся с определенными проблемами в ходе становления национальных государств - бывших советских республик.

Происходило это параллельно усилению миграционных процессов из самой России в иные страны. По замечанию исследователей «... использование механизмов, выработанных в 1990-е гг. в современной переселенческой политике позволяет рассматривать этот период как первый, реакционной этап политики переселения соотечественников» [2, С.19], так как в первой половине 1990-х гг. политика переселения соотечественников была «реакцией» страны на вновь появившиеся обстоятельства, носила немного стихийный характер и нуждалась в более глубоком осмыслении и правовом

Ключевую роль в реализации программы переселения играют субъекты федерации, так как именно в регионах больше всего имеется необходимость в разных специалистах. Соответственно участники программы получают хорошие стартовые возможности для реализации своего потенциала. По состоянию на 1 октября 2021 г. в реализации программы принимают участие 80 субъектов РФ в 8 федеральных округах [6]. В целях эффективного вовлечения регионов Российской Федерации в осуществление программы переселения соотечественников была разработана соответствующая документальная база. Так, на основании общефедеральной была разработана и решением Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. утверждена Типовая программа субъекта Российской Федерации [9]. Участие субъектов РФ в политике государства по поддержке соотечественников за рубежом осуществляется в основном именно через вовлечение их в программу переселения. Для многих регионов России это актуально в связи с проблемами демографического, социально-экономического характера, миграционной политики, что находит отражение в программах субъектов РФ по переселению соотечественников. Программу переселения на региональном уровне можно рассматривать с позиции экономического, политического, демографического, социального, информационного, культурного, образовательного и иных аспектов.

Можно сказать, что для регионов РФ, действующих в пределах своих конституционных полномочий и в условиях некоторой ограниченности ресурсов, в первую очередь материальных, взаимодействие с соотечественниками осуществляется в первую очередь в образовательной, просветительской, культурной, информационной, экономической и в целом гуманитарной сферах. Помимо того, такие города, как, например, Санкт-Петербург, на основании общефедеральной разработали и приступили к реализации отдельных программ взаимодействия с соотечественниками, которые направлены на «. содействие сплочению русской и иных

регулировании, что и было достигнуто в дальнейшем. В связи с вышесказанным кажется вполне естественным то факт, что, согласно статистическим данным, больше всего соотечественников переселяется в Россию именно из стран СНГ и постсоветского пространства. Так, по сообщения пресс-службы МВД России в 2017 г. в Россию переселились 118,8 тыс., в 2018 г. - 107,7 тыс. соотечественников. Из них в 2018 г. 84,6% пришлось на бывшие республики СССР [7]:

диаспор соотечественников, снижение внутриоб-щинной и междиаспоральной разобщенности; выработку консолидированных подходов организаций соотечественников по всему спектру вопросов, принципиальных для сохранения этнокультурной самобытности и социально-экономического благополучия русской и иных диаспор соотечественников» [10, С. 85]. Примечательно, что данный подход охватывает не только этнических русских, но исходит из более широкой трактовки Русского мира, вовлекая в свою орбиту всех тех, кто относит себя к русской культуре и может считаться соотечественником, вне зависимости от национальной принадлежности.

По данным главного управления по вопросам миграции МВД России за 2016 г. с начала осуществления программы переселения соотечественников в ней приняли участие 911 тыс. человек. Это примерно на 500-600 тыс. меньше, чем изначально было спрогнозировано экспертами [1, С.73]. То есть с одной стороны у соотечественников проявляется интерес по переселению в РФ, с другой -темпы переселения и количество переселившихся пока меньше, чем изначально ожидалось. Это может свидетельствовать о необходимости более эффективного разъяснения потенциальным переселенцам тех льгот и преимуществ, которые они могут получить, став участниками программы. Такую информационно-просветительскую функцию с использованием современных технологий на себя могут взять российские регионы, что наглядно демонстрирует, например, Республика Татарстан. Более эффективному вовлечению соотечественников в программу переселения будет способствовать и упрощение процедуры и порядка участия в программе, оформления визы, получения необходимых документов, а затем и гражданства РФ.

Наиболее актуальным с региональной точки зрения является переселение молодых соотечественников, их обучение в организациях высшего образования, то есть подготовка высококвалифицированных специалистов и их вовлечение в наукоем-

№ Страна Процентное соотношение

1. Казахстан 35,3

2. Украина 19,2

3. Таджикистан 11,8

4. Армения 9,7

5. Молдова 8,6

кие сферы экономики. Это позволит решить проблему «утечки мозгов», нехватки хороших специалистов в регионах, с одной стороны, и обеспечит постоянной работой и заработком участников программы переселения, создав для них условия и мотивацию для постоянного проживания на исторической родине. В этой связи примечателен опыт уральского региона. Только в 2016 г. 212 студентов уральских вузов стали участниками программы переселения [12]. Так, Свердловская область имеет богатый опыт взаимодействия с соотечественниками, в частности, переехавшими туда в рамках программы переселения и занимает одно из лидирующих мест по реализации этой программы. По данным на 2017 г. за период участия Свердловской области в программе переселения соотечественников туда переехало более 20 тыс. человек, а уже в 2019 г. этот показатель составил около 26 тыс. [3]. Из них 12 тыс. непосредственных участников программы и 13 тыс. членов их семей. В основном это люди трудоспособного возраста со средним специальным или высшим образованием, что повышает их шансы найти достойную работу по специальности, способствуя пополнению кадровых ресурсов в нужных отраслях. При этом целевой показатель для Свердловской области составлял 17 тыс. соотечественников до 2020 г. и был выполнен на 150% [4]. Необходимо отметить, что для указанного региона наиболее актуальным остается привлечение квалифицированных специалистов или их подготовка из числа молодых переселенцев и увеличение их качественного трудового потенциала как инструмента социально-экономического развития и механизма гуманитарного содействия молодым российским соотечественникам. Это позволит решить проблему нехватки кадров в тех отраслях, где это необходимо, например в медицинской сфере, в купе с улучшением демографической картины, а также решит проблемы трудоустройства прибывающих в область участников программы переселения.

Одной из наиболее привлекательных для переселенцев областей является Калининградская — один из первых участников государственной программы переселения. Об этом свидетельствуют статистические данные и результаты опроса экспертов по вопросам соотечественников. Только за первые два-три года реализации программы около половины ее участников выразили желание утвердиться именно в Калининградской области. Этому способствует европейское расположение, возможности трудоустройства для специалистов в различных сферах, благоприятные экономические показатели, относительно доступные цены на жилье и пр. [5, С.570]. Последний пункт особенно примечателен, так как по данным УФМС России на август 2013 г. в целом по стране только 11% переселенцев имели собственное постоянное жилье, а остальные вынуждены были его арендовать [14, С.236].

По имеющимся данным в 2018 г. больше всего соотечественников обосновались в Тульской, Новосибирской и Челябинской областях. Затем следуют Калужская, Липецкая, Свердловская, Омская,

Воронежская, Самарская, Калининградская области. Примечательно, что подавляющее большинство участников программы переселения соотечественников за тот же период трудоспособны (72%) или относятся к лицам моложе 18 лет (четверть) и лишь 5% из них пенсионеры [7].

В 2021 г. нами совместно со специалистами из Уральского института управления - филиала РАН-ХиГС г. был проведен опрос 31 эксперта - специалистов в сфере взаимодействия с российскими соотечественниками в разных странах мира [11]. Согласно оценкам, полученным в результате ряда интервью, именно программа переселения занимает важное место среди мер государственной поддержки молодых российских соотечественников за рубежом. Эксперты считают ее наиболее перспективной и реальной формой поддержки с неплохой динамикой и показателями особенно для соотечественников из государств Средней Азии. Некоторые воспринимают возможность вернуться на родину как форму социально-гуманитарного содействия. Наиболее привлекательными для переселения являются города Центрального федерального округа в связи с близостью к столице, за ними следуют Сибирский и Поволжский федеральные округа. Из субъектов особый интерес вызывают Новосибирская, Челябинская, Омская, Тульская и Воронежская области. Не уступает своих позиций и Калининградская область особенно для тех, кто переселяется из европейских стран. При этом отмечается, что люди преклонного возраста предпочитают селиться в сельской местности, в то время как молодежь стремится утвердиться в крупных городах. При этом все очень индивидуально, поскольку выбор потенциального переселенца зависит от множества факторов, начиная от исторического прошлого своих предков и заканчивая принадлежности к определенному кругу профессий, а также от перспектив трудоустройства и социальной адаптации гражданина и членов его семьи. В некоторых случаях немалую роль играют и климатические условия. Так, в случае с переселенцами из Армении наибольшей привлекательностью помимо Москвы и Санкт-Петербурга обладают Ставрополье и Краснодарский край, что объясняется территориальной близостью к предыдущей стране проживания, схожим климатом и исторически сложившимися обстоятельствами. То есть там для них имеются предпосылки для комфортного проживания. По мнению специалистов, если человек уже жил в России, то привлекательным для него будет регион проживания, из которого он уехал. Если он впервые переезжает в Россию, то будет два ключевых фактора: наличие знакомых, связей на территории и ее экономическая привлекательность.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что активизация и наращивание участия российских регионов в реализации политики поддержки российских соотечественников за рубежом важны с точки зрения формирования целостной политики государства по отношению к соотечественникам и всем представителям Русского мира, что

важно с точки зрения защиты и продвижения национальных и государственных интересов Российской Федерации на международной арене, в том числе применения мягкой силы и раскрытия потенциала представителей диаспоры для улучшения имиджа страны, налаживания дополнительных каналов коммуникации со странами проживания соотечественников. Россия - крупнейшее государство мира. Без участия ее регионов эффективная реализация подобной политики крайне затруднительна.

На фоне углубления демографических проблем и нехватки квалифицированных специалистов в разных областях именно регионы РФ могут получить наибольшую пользу от тесных взаимосвязей с молодыми соотечественниками за рубежом, в том числе через участие в программе переселения. Для этого необходимо, в первую очередь, реализовы-вать мероприятия по увеличению привлекательности регионов в глазах молодежи из диаспоры, при участии уполномоченных структур субъектов федерации и российских представительств за границей регулярно проводить мероприятия по информированию соотечественников о преимуществах переселения в тот или иной регион РФ, таким образом повышая уровень осведомленности, улучшая имиджевые показатели регионов и внося вклад в общее дело взаимодействия и поддержки российских соотечественников за рубежом. При этом может оказаться полезным создание отдельной площадки для регулярного обмена опытом между регионами по поводу наиболее успешных практик.

Опыт регионов и крупных городов показывает, что на уровне субъектов Федерации можно способствовать поддержанию этнической идентичности и культурной самобытности внутри общин российских соотечественников, а также выступить в роли связующего звена на локальном уровне и в укреплении связей между различными общинами в разных странах мира.

Для повышения привлекательности того или иного региона для переселенцев необходимо эффективное решение вопросов жилищного обеспечения и трудоустройства с учетом квалификации участников программы переселения, а также создание и развитие эффективных механизмов адаптации и скорейшей интеграции переселенцев в принимающее общество. Все это в совокупности поможет привлечь квалифицированные молодые кадры из числа соотечественников, мотивировать их на переселение в российские регионы, что, в свою очередь, окажет положительное социально-экономическое и демографическое влияние на те или иные регионы страны. В целом оценивая программу переселения можно сказать, что она показала свою эффективность в качестве одного из основных методов государственной поддержки российских соотечественников. Статистические данные говорят о довольно высокой результативности программы, особенно в некоторых регионах России, и в целом активной вовлеченности в нее субъектов РФ. Тем не менее, актуальной остается необходимость повышения осведомленности в отдельных общинах

русской диаспоры в разных странах, упрощение бюрократических процедур, решение проблемы трудоустройства, особенно для переселенцев с высшим образованием, которых большинство среди прибывших в Россию за последние годы. Также может быть полезно продолжение работы с переселенцами спустя некоторое время после их утверждения на территории РФ, в частности налаживание т.н. обратно связи и разработка эффективной методики оценки степени удовлетворенности репатриантов.

Список литературы

1. Айдынбеков Э.Ф. Современные проблемы и особенности переселенческой политики Российской Федерации // Статистика и экономика. Т.14. №1. 2017. С. 69-75.

2. Безгачева В.В. Информационное поле политики переселения соотечественников в постсоветской России (на материалах информационных ресурсов Алтайского края) // Известия АлтГУ. Исторические науки и археология. 2019. №2 (106). С. 18-21.

3. В Екатеринбурге обсудили программу по переселению соотечественников из-за границы. URL: https://www.obltv.ru/news/society/v-ekaterinburge-obsudüi-programmu-po-pereseleniyu-sootechestvennikov-iz-za-granitsy/ (дата обращения: 20 ноября 2021).

4. В Свердловской области на 150% перевыполнен план по госпрограмме переселения соотечественников. URL: https://www.oblgazeta.m/society/95234/ (дата обращения: 14 ноября 2021).

5. Кириллова Е.К. Государственная программа по переселению соотечественников: преемственность и некоторые итоги // Научные труды ИНП РАН. 2009. № 7. С. 566-590.

6. Мониторинг реализации государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в российскую федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на территориях вселения субъектов Российской Федерации в III квартале 2021 года. URL: https://xn--b1aew.xn-p1ai/mvd/stmcture1/Glavnie_upravlemja/guvm/com-patriots/monitoring/2021 (дата обращения: 9 ноября 2021).

7. Названо число вернувшихся в Россию по программе переселения соотечественников. URL: https://iz.ru/861860/2019-03-29/nazvano-chislo-vernuvshikhsia-v-rossiiu-po-programme-pereseleniia-sootechestvennikov (дата обращения: 11 ноября 2021).

8. Наумова Н.И., Безгачева В.В. Региональные аспекты политики по поддержке зарубежных соотечественников (на примере регионов Сибирского федерального округа. 1991 -2014) // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 399. С. 117-122.

9. Правительство Российской Федерации. Распоряжение от 27 декабря 2012 года N 2570-р (Об утверждении типовой программы субъекта Россий-

ской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом). URL: https://docs.cntd.ru/document/902392505 (дата обращения: 10 сентября 2021).

10. Прохоренко А.В., Ильинская Д.Р., Совершенствование государственной политики по взаимодействию с соотечественниками за рубежом: опыт Санкт-Петербурга // Управленческое консультирование. №4, 2016. С. 80-88.

11. Результаты опроса, проведенного исследовательской группой Уральского института управления - филиала РАНХиГС при Президенте РФ среди экспертов по вопросам взаимодействия с соотечественниками за рубежом. Екатеринбург: УИУ РАНХиГС, 2021.

12. Соотечественники // Российская газета. 2016. № 291 (7159). URL: https ://cdnimg.rg. ru/pril/fascicle/3/3 3/69/33369-1482500839.pdf (дата обращения: 16 сентября 2021).

13. Указ Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом». URL: http://kremlin.ru/acts/bank/23937 (дата обращения: 08 ноября 2021).

14. Яковлев В.А., Прудникова Т.А. // Вестник Московского университета МВД России. 2014. №7. С. 234-237.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.