Научная статья на тему 'Развитие человеческого капитала в современном обществе'

Развитие человеческого капитала в современном обществе Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

1800
192
Поделиться
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / НАКОПЛЕНИЕ КАПИТАЛА

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Быченко Юрий Григорьевич

В статье представлено теоретическое обоснование исследования проблем развития человеческого капитала. Анализируются идеи научных школ развития человеческого капитала, рассматривается процесс развития человеческого капитала в потенциальной и реально функционирующих формах. На основе анализа парадигм экономической философии, социальной экономики, теорий человеческого развития, экономических концепций человеческого капитала доказывается, что в рамках современных концепций человеческого капитала раскрываются только основные принципы его развития и совершенствования. Автор представляет интегральные характерные черты процесса развития человеческого капитала, раскрывает общие и специфические черты человеческого потенциала и человеческого капитала, уточняет особенности функционирования и развития человеческого капитала относительно других форм капитала, конкретизирует экономическую, социально-экономическую и социальную определенность процесса развития человеческого капитала.

DEVELOPMENT OF HUMAN CAPITAL IN MODERN SOCIETY

The paper presents theoretical basis for the study of human capital development, analyzes the ideas of various scientific schools about human capital development, and considers human capital development in the potential and the existing forms. Having analyzed various economic paradigms in philosophy, social economics, theories of human development, economic concepts of human capital the author proves that the modern concepts of human capital reveal only the basic principles of its development and improvement. The author presents the integral characteristics of the process of human capital development, shows general and specific features of human potential and human capital, specifies the characteristic traits of the functioning and development of human capital relative to other forms of capital, reveals the economic, socio-economic, and social certainty of the process of human capital development.

Текст научной работы на тему «Развитие человеческого капитала в современном обществе»

удк 316.32 Юрий Григорьевич Быченко,

доктор социологических наук, bychenkoug@gmail.com профессор кафедры экономической социологии,

рекламы и связей с общественностью,

СГСЭУ

РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

В статье представлено теоретическое обоснование исследования проблем развития человеческого капитала. Анализируются идеи научных школ развития человеческого капитала, рассматривается процесс развития человеческого капитала в потенциальной и реально функционирующих формах. На основе анализа парадигм экономической философии, социальной экономики, теорий человеческого развития, экономических концепций человеческого капитала доказывается, что в рамках современных концепций человеческого капитала раскрываются только основные принципы его развития и совершенствования. Автор представляет интегральные характерные черты процесса развития человеческого капитала, раскрывает общие и специфические черты человеческого потенциала и человеческого капитала, уточняет особенности функционирования и развития человеческого капитала относительно других форм капитала, конкретизирует экономическую, социально-экономическую и социальную определенность процесса развития человеческого капитала.

Ключевые слова: человеческий капитал, человеческий потенциал, социальное развитие, накопление капитала.

Yu.G. Bychenko

DEVELOPMENT OF HUMAN CAPITAL IN MODERN SOCIETY

The paper presents theoretical basis for the study of human capital development, analyzes the ideas of various scientific schools about human capital development, and considers human capital development in the potential and the existing forms. Having analyzed various economic paradigms in philosophy, social economics, theories of human development, economic concepts of human capital the author proves that the modern concepts of human capital reveal only the basic principles of its development and improvement. The author presents the integral characteristics of the process of human capital development, shows general and specific features of human potential and human capital, specifies the characteristic traits of the functioning and development of human capital relative to other forms of capital, reveals the economic, socio-economic, and social certainty of the process of human capital development.

Keywords: human capital, human potential, social development, accumulation of capital.

Современное российское общество переходит на инновационный путь социально-экономического развития, основанного на знаниях, и нуждается в высочайшем уровне человеческих производительных сил. Инвестиции в науку, образование, социальную сферу в современных условиях хозяйствования имеют важнейшее социальноэкономическое значение, способствуют расширенному воспроизводству и накоплению человеческих способностей, профессиональных компетенций и экономических возможностей населения.

Государственные и частные вложения направляются на качественное совершенствование структуры, содержания и характера человеческого капитала, профессиональных знаний, приобретения навыков, распространения опыта, развития интеллектуально-творческих способностей, укрепление высоких моральных качеств человека труда.

Познание сути и содержания процесса устойчивого развития человеческого капитала, разработка механизма его обеспечения в современных условиях хозяйствования становится важным и необходимым. Без понимания закономерностей процесса развития человеческого капитала невозможны концептуализация современной социальной политики, осуществление адекватного социального планирования в сферах занятости, образования, здравоохранения, регулирования трудовых отношений.

В рамках исследований по экономической философии мы находим методологические разработки, посвященные исследованию процессов развития экономического человека. Исходя из принципов классической экономической философии, всякое развитие определяет существенное, объективное движение явления и прогрессивные его изменения во времени.

Г.В.Ф. Гегель подчеркивает, что развитие необходимо исследовать через анализ движения и изменения социально-экономических явлений во времени [4, с. 25 - 28, 30 - 32]. Развитие явления, так же как и движение, бесконечно и нескончаемо, и в то же время оно существует всякий раз как относительно отдельный конечный социально-экономический процесс. «Развитие следует определить как перемену состояния, то есть переход из одного состояния в другое, которое считается лучшим, более эффективным или целесообразным для деятельности» [6, с. 98]. Развитие социально-экономического явления может рассматриваться на различных уровнях его проявления: восхождения и нисхождения; движения от внешнего к внутреннему и от внутреннего к внешнему проявлению; переход от старого к новому и от нового к старому, от низшего к высшему и от высшего к низшему, от случайного к необходимому и от необходимого к случайному [5].

На основе анализа данных методологических подходов можно сделать вывод о том, что развитие человеческого капитала подчиняется общим законам развития всякого социально-экономического явления. Поэтому можно говорить, что исследование социальноэкономических процессов развития человеческого капитала должно осуществляться на основе уточнения существенных характеристик развития человеческого капитала, выявления экономических и социально-экономических проявлений данного процесса.

Важно обосновать связь и источники всякого человеческого развития, а также социально-экономического

развития человеческого капитала как результата целевой деятельности государства, отдельных организаций, семьи, индивидов. В данном вопросе мы разделяем позицию Н. Бонтиса (Bontis), который доказывает, что социально-экономический процесс развития человеческого капитала по мере становления информационного общества характеризуется преобладанием информационных технологий и становится решающим условием и целью государственного регулирования общественного знания, которое приносит все более высокие экономические результаты [14, р. 433 - 462]. По сути, развитие информационных технологий, трансформации экономики, связанные со становлением информационного общества, приводят к тому, что важнейшими факторами общественного функционирования становятся человеческий капитал, инвестиции в развитие его различных форм и проявлений.

Теоретические подходы экономической философии активно используются как в экономической теории, так и в экономической социологии. Так в теориях культурного капитала разрабатываются общие принципы исследования социально-экономических процессов развития культурного капитала как важнейшей формы человеческого капитала общества.

Исходя из данных теорий, социально-экономическая динамика развития человеческого капитала проявляется в системе взаимодействия трудоспособного населения. В общем виде социально-экономическое взаимодействие - это сложная система обменов, обусловленных способами уравновешения вознаграждений и затрат. Если предполагаемые затраты выше ожидаемого вознаграждения, люди вряд ли начнут взаимодействовать. Поэтому процесс развития человеческого капитала является двойственным: с одной стороны, процесс отражает внутренние изменения человеческого капитала в результате инвестиций в потенциальную и экономически задействованную форму, с другой - это изменение функциональных проявлений носителя человеческого капитала.

Выводы рассмотренных научных подходов проявляются в современных условиях общественного воспроизводства, где изменяется структура социально-экономических ценностей общества, оценка общественного богатства, значение и роль человека и социальной сферы в динамике общественного развития. Последнее все в большей мере перестает оцениваться через экономические характеристики: «Национальное богатство может расширить возможности выбора для людей. Этого, однако, может и не произойти. Определяющим здесь является не само по себе богатство, а то, как его используют разные страны. И до тех пор, пока общество не осознает, что основное его богатство - это люди, излишняя озабоченность производством материальных благ будет заслонять конечные цели обогащения жизни людей» [11, с. 15].

Данные исследователи указывают на то, что один из аспектов процесса развития человеческого капитала, на который до сих пор не обращали внимания, касается экономической и организационной культуры. Культура

- определяющий аспект любой экономической организации. Т. Дил (Deal) и А. Кеннеди (Kennedy) разрабатывают парадигму развития человеческого капитала в контексте совершенствования корпоративной культуры [15].

Они описали, как культура создает ожидания, ритуалы, табу. Ф. Тромпенаарс (Тготрепааге) и К. Хэмпден-Тернер (Натрс1еп-Тигпег) создали более широкую концепцию, рассматривающую глобальные проблемы системы ценностей как формы развития человеческого капитала и их разнообразие по всему миру [16; 17]. Данные авторы отказываются от глубинного изучения развития человеческого капитала как экономического явления, а на поверхностном уровне рассматривают исторические формы развития внешних проявлений данной категории, которая бесспорно связана с историческим процессом развития человеческой жизнедеятельности общества. Сегодняшний этап научно-технического развития приводит к усилению роли творческих свойств и качеств человека, но как и при каких условиях они формируются как капитальная стоимость получения дохода в данных теориях - не раскрывается.

По сути, данный методологический подход не противоречит классическим экономическим парадигмам развития человеческого капитала. Здесь развитие предлагается рассматривать на поверхностном его проявлении. Не отрицая сущностных основ инвестирования образовательного совершенствования потребностей и трудовых способностей индивидов, авторы констатируют, что развитие человеческого капитала отражается прежде всего на культуре трудовых отношений. Отношения включают взаимодействие не только с клиентами, но также с поставщиками, партнерами, конкурентами, СМИ, сообществом и правительством - в действительности со всеми участвующими в совместном процессе или с экспертами.

Обобщая данные подходы, необходимо констатировать, что развитие человеческого капитала является двойственным процессом. С одной стороны, этот процесс отражает внутренние изменения человеческого капитала в результате инвестиций в потенциальную и экономически задействованную форму. Развитие предлагается рассматривать через призму системных изменений в человеке труда в результате инвестиций в образование, а также в совершенствование потребностей и трудовых способностей индивидов. При этом необходимо подчеркнуть, что социально-экономический процесс развития человеческого капитала отражается прежде всего на культуре трудовых отношений работников.

С другой стороны, развитие человеческого капитала

- это изменение экономических функциональных проявлений носителя человеческого капитала. Исследователи-экономисты активно развивают данный тезис. Они подчеркивают, что для более полной и развернутой характеристики развития человеческого капитала как экономического процесса необходимо учитывать принцип функционального подхода.

Рассмотрим взгляды исследователей теории человеческого развития на процесс развития человека как носителя человеческого капитала. В ракурсе парадигм человеческого развития формируются современные методологические основы целевого развития человека как носителя человеческого капитала. Данные концепции были впервые разработаны группой экспертов Программы развития ООН в конце 80-х гг. ХХ в. В рамках данной декларации подчеркивается, что важнейшее право человека - это право на развитие. Человек является ос-

новным субъектом процесса экономического и социального развития общества, потребности человека - основа комплексного развития человека, в том числе и его экономической составляющей.

В новых условиях теория человеческого капитала развивается в расширительном контексте, в рамках концепции человеческого развития. Новые подходы предусматривают толкование развития человека как собственно цель и критерий общественного прогресса [1, с. 163]. В то же время в рамках данной концепции человеческое развитие характеризуется расширенной интерпретацией процесса комплексного развития человека, в том числе и его трудовой сущности [3]. Здесь человек рассматривается как цель реализации единого сбалансированного взаимоувязанного набора мер финансовой, экономической, социальной и экологической политики государства, социальные результаты которой и порождают многоаспектный процесс развития капитальных, экономически важных характеристик человека.

Экономически активное население в современных условиях выступает производителем всех материальных и духовных благ, носителем стоимости и комплексных трудовых характеристик, определяющих экономические возможности воспроизводственной деятельности индивидуальных, коллективных, общественных целей и интересов, средств научно-технического, экономического, духовного и социального развития, источник основных доходов государства, предприятий и объединений, отдельных индивидов.

Таким образом, развитие экономической составляющей человека в конечном итоге достигается через рост уровня жизни людей, совершенствование потребностей (в том числе и социально-экономических), образовательное развитие и расширение экономических возможностей человека труда. В концепциях человеческого развития убедительно доказано, что потребности человека являются основой его комплексного совершенствования. Развитие человеческого капитала реализуется через рост доходов его носителя и должно проявляться прежде всего в развитии его потребностей в свободе, духовных и экономических ценностях и потребностях. Последние и составляют важнейший показатель развития человеческого капитала. Поэтому человек является основным субъектом процесса экономического и социального развития общества. Развитие экономически активного населения как носителя человеческого капитала отражает рост доходов населения, инвестиций в человека труда, подготовку, переподготовку и использование его в производительном процессе в качестве капитальной стоимости. Ни в одной из современных развитых стран не существует проблем недостаточной насыщенности трудовыми ресурсами. Во всех возрастных группах населения имеет место безработица. Сложность в поступлении на постоянно имеющиеся вакантные места связана не с отсутствием желающих, а с нехваткой у них образования, умений, производственного опыта, интеллектуальных данных и т.д. Можно предположить, что современному уровню развития экономики присуща общая количественная достаточность трудовых ресурсов и в то же время острый дефицит в особых трудовых ресурсах, характеризующихся особенной системой стоимости, носителей высокоразвитого интеллектуальнообразовательного человеческого капитала.

Проанализируем взгляды исследователей, рассматривающих развитие человеческого капитала в рамках экономических теорий. Аналитики указывают, что на ранней стадии становления классических традиций теории капитала понятие «развитие капитала» объединяло в себе различные аспекты: развитие собственности, контроля над средствами производства и притязание на получение будущего дохода.

В различных экономических теориях значимость экономического развития человеческого капитала определяется положением самого человека как цели развития экономики и как носителя человеческого капитала, реализующего экономический успех нации. В литературе четко выделены два направления исследования экономического развития человеческого капитала. Первое характеризуется взглядами ученых, которые рассматривают производственное развитие человеческого капитала через систему образования работника, получение им квалификации без прямой взаимосвязи этого процесса и инвестиционных процессов [8]. Второе направление характеризуется тем, что его представители относят к экономическому развитию человеческого капитала все инвестиции в человека, которые способствуют формированию у него экономически необходимых знаний, навыков, качеств и черт [10].

Расширительный подход к развитию человеческого капитала представляет американский экономист Як Фитц-енц. Он доказывает, что знания, умения и отношение к труду рабочей силы отличают современные преуспевающие компании от посредственных. При этом подчеркивается, что люди сами по себе не единственная сила, стоящая за существенной мощью человеческого капитала. Ключ к созданию богатства не в количественном составе сотрудников. В действительности именно информация, которой владеет человек, и его способность и готовность поделиться ею определяют ценностный потенциал. Сегодня сведения и люди связаны как никогда прежде: одно не может с полной отдачей работать без другого. Работники нуждаются не только в инвестициях, но и в своевременных, существенных, и -самое важное - организованных сведениях больше, чем в огромных зданиях и колоссальном количестве оборудования. Необходимо своевременно вкладывать полезные данные в руки человеческого капитала и обучать сотрудников использовать такие сведения. Поэтому развитие человеческого капитала связано с наращиванием трудовых способностей и опыта, что, в свою очередь, позволяет сотруднику превращать данные в имеющую смысл информацию, превращать информацию в сведения, относящиеся к вопросу рабочей практики, делиться этими сведениями с другими.

Як Фитц-енц подчеркивает важнейшее значение в развитии человеческого капитала формирования мотивации работников организации. При этом отмечается, что «отсутствие мотивации делиться сведениями - значительное препятствие для работы информационных систем и добывания стоимости. Повторим: само по себе владение информацией не более полезно, чем обладание каким-либо иным ресурсом, до тех пор пока мы не узнаем, как, зачем и когда поделиться ею. Опыт неоднократно показывал, что в противном случае информация становится лишь дорогостоящим и мало используемым имуществом. Следует неизбежный вывод: долгосрочная

рентабельность зависит от создания культуры предоставления информации. Это необходимое условие любой попытки управлять интеллектуальным капиталом» [13, с. 24].

Несложно заметить, что данный подход предусматривает ошибочное абстрагирование от самих этапов процесса становления и развития различных форм человеческого капитала. В то же время эти ученые впервые обосновали и теоретически доказали четкую связь между развитием человеческого капитала как экономического явления и фактом использования (экономического накопления) тех или иных способностей работника или работников в целях получения дохода. Эти выводы, с одной стороны, дают возможность рассматривать развитие человеческого капитала в рамках общих теорий капитала, с другой - представляют собой важнейший теоретический фундамент для дальнейшего исследования процессов и закономерностей его развития.

Исследователи экономической теории раскрывают развитие человеческого капитала через призму анализа системы инвестиций в человека, стоимостного проявления данных инвестиций в процессе совершенствования воплощенной в человека способности приносить доход, изменения занятости, процессов трудового накопления человеческого капитала. Поэтому развитие человеческого капитала в данном контексте [12, с. 95] - это развитие форм экономической жизнедеятельности человека, прежде всего компетенций работников в форме профессиональных знаний, трудовых способностей, накопленных умений, навыков, опыта и образования занятого населения. Развитие человеческого капитала осуществляется в рамках системы интеллектуального капитала общества, носителем которого является единый субъект труда.

Таким образом, процесс развития человеческого капитала исследуется различными научными школами: теорией экономической философии и социальной экономики (теории комплексного развития человека, теории развития культурного и социального капитала населения); социально-экономическими концепциями человеческого развития (теории развития образовательного потенциала, теории развития потребительного потенциала работников); экономическими концепциями развития человеческого капитала (теории капитала, теории человеческого капитала).

Учитывая вышеизложенное, необходимо сделать вывод о том, что, несмотря на различные подходы к рассмотрению данного процесса, практически все исследователи его связывают с развитием трудовых способностей человека труда. С одной стороны, процесс отражает внутренние изменения человеческого капитала в результате инвестиций в потенциальную и экономически задействованную форму. Развитие предлагается рассматривать через призму системных изменений в человеке труда в результате инвестиций в образование, а также в совершенствование потребностей и трудовых способностей индивидов. В этом контексте реализуется идея экономистов о том, что социальноэкономический процесс развития человеческого капитала отражается прежде всего на культуре трудовых отношений работников. С другой стороны, развитие человеческого капитала - это обновление стоимостного проявления данных инвестиций в процессе совершен-

ствования воплощенной в человека способности приносить доход.

Конкретизируя процесс развития человеческого капитала, необходимо выделить несколько подходов к экономическому и социально-экономическому исследованию процесса развития человеческого капитала.

1. Социально-экономический подход. Здесь развитие ассоциированного человеческого капитала представляет собой развитие кооперации и комбинации совокупных человеческих капиталов общества, реально задействованных в индивидуальных хозяйствах, на предприятиях и в организациях, образующих единый хозяйственный комплекс общества. Ассоциированный человеческий капитал выступает особым индексом, характеристикой способности общества посредством общественных институтов занятости, семьи и социальной политики создать условия оптимального использования и развития актуального или потенциального трудового ресурса. Данные ученые не сводят понятие «развитие человеческого капитала» к атрибуту НотоРаЬег, но полагают, что каждый член общества, способный вести социально одобряемую, экономически значимую деятельность, является ценностью для общества, обладает человеческим достоинством и, следовательно, вносит вклад в развитие ассоциированного человеческого капитала. Исходя из социологической позиции , люди , не занятые легитимными и социально одобряемыми видами деятельности, представляют потенциальный человеческий капитал. Так, несовершеннолетний ребенок обладает потенциальным человеческим капиталом, а член бандитской группировки в ряде случаев (например, в коррекционном заведении или в своей семье) развивает и реализует свой человеческий капитал. Кроме того, неработающие пожилые и престарелые люди так или иначе продолжают осуществлять воспроизводство, развитие и применение собственного человеческого капитала, передавая опыт и знания следующим поколениям, участвуя в экономическом и внеэкономическом производстве, обмене и потреблении.

2. Историко-экономический подход. Развитие человеческого капитала рассматривается на основе методологии К. Маркса. Теоретики данного подхода придерживаются логики, структуры и категориального обеспечения марксова анализа кругооборота производительного капитала, где развитие человеческого капитала представляется как развитие всеобщей формы экономической жизни и как итог исторического движения общества от присваивающего до производящего хозяйства. Здесь развитие человеческого капитала рассматривается в историко-экономическом и философском плане и обосновывается через соотношение общего и особенного в понимании прогресса развития человеческого общества. В основу развития человеческого капитала закладывается прогрессивное движение экономического субъекта

- формирование новой силы общественного прогресса

- персонификации единства непосредственного труда и интеллектуальной деятельности [7].

3. Производственно-экономический подход. Развитие человеческого капитала рассматривается: 1) через призму трансформации инвестиционных потоков через механизмы системы науки, образования и здравоохранения в человеческий капитал [2]; 2) через механизмы системы образования работника, получение им квали-

фикации без прямой взаимосвязи и зависимости этого процесса с инвестиционными процессами [8]; 3) в качестве развития одного из факторов производства [9]; 4) в качестве системы количественных и качественных показателей, развивающихся в результате процесса трансформации инвестиционных потоков через механизмы системы науки, образования, здравоохранения и спорта в человеческий капитал.

Если же обобщить вышеперечисленные теоретические разработки, то развитие человеческого капитала включает в себя рост количественной, качественной и стоимостной оценки работающего (экономически активного) населения. Развитие человеческого капитала осуществляется в результате инвестиций в человека труда через систему механизмов системы здравоохранения, образования, науки, семьи. Поэтому основными экономическими источниками развития человеческого капитала являются инвестиции государства, отдельных организаций, семьи, индивидов, а также временные затраты работника, связанные с образованием, профессиональным ростом, охраной здоровья. В результате развития человеческого капитала осуществляется качественное совершенствование жизнедеятельности населения, что проявляется не только в развитии совокупных качественных свойств работающего населения, но и в расширенном воспроизводстве работника как носителя человеческого капитала в процессе материального и духовного потребления.

Человеческий капитал характеризуется физическими и образовательно-профессиональными способностями человека к труду, которые окупаются в процессе его трудовой деятельности за счет более высокой заработной платы, более высокой квалификации и способности выполнять трудовую деятельность, возможности получать большее удовлетворение от своей трудовой деятельности. Капитал «экономического человека» определяет экономическую ценность работника, включающую в себя экономический аспект всех потенциальных его возможностей и свойств, определяющих качество трудовой деятельности в настоящем и будущем функциональных периодах.

Таким образом, объединяя характерные черты процесса развития человеческого капитала, можно сформулировать его социально-экономическую сущность. Развитие человеческого капитала - это процесс, осуществляемый в результате инвестиций государства, предприятий, частных лиц в формирование запаса знаний, умений, навыков, опыта, здоровья, интеллектуальных и физических способностей к труду, которые могут использоваться или используются в экономических целях для получения или увеличения дохода общества, предприятия или работника. Он определяет повышение производительности труда, профессионального статуса работника, совершенствование структуры занятости и развитие субъективной культуры и личностных свойств населения. Образовательное развитие способствует формированию целого ряда личностных качеств индивида: субъективной культуры, коммуникабельности, творческого и инновационного потенциала, способности принимать самостоятельные нетривиальные решения. Образовательное развитие определяет рост совокупных возможностей личности, в том числе и в сфере труда, повышение свободы и уверенности в себе, формирует

терпимость в отношении к окружающим, повышает адаптивные возможности человека.

Развитие человеческого капитала осуществляется в результате прямых (непосредственно в человека через прямые субсидии, доплаты, премии, компенсации и т.д.) или косвенных (в системный инновационный механизм развития человеческого капитала: науку, образования, здравоохранения, культуру и т.д.) инвестиций, а также в результате привлечения ранее сформированных трудовых способностей населения. Исходя из этого определения, процесс развития человеческого капитала проявляется в потенциально и реально накопленных формах.

Потенциальный человеческий капитал - это созданный запас знаний, умений, навыков, способностей, которые могут быть использованы в экономических целях для получения дохода, но по тем или иным причинам в данный период времени неиспользуемые. То есть потенциальный человеческий капитал - это совокупный экономический потенциал членов общества в виде совокупных общественно необходимых знаний, умений, навыков, способностей мотиваций.

Реально функционирующий (экономически накопленный) человеческий капитал - это обобщенная характеристика компетенции работников в форме профессиональных знаний, трудовых способностей, накопленных умений, навыков, опыта и образования занятого населения. Реально функционирующий человеческий капитал в современных условиях обеспечивает: 1) реализацию социально-экономической профессиональной деятельности работников; 2) рост эффективности труда; 3) рост заработков (доходов) работника. То есть факт использования потенциального человеческого капитала в системе общественного воспроизводства в целях получения прибыли и перераспределение ее части в пользу дохода носителя человеческого капитала через систему заработной платы, премиальных добавок, поощрений, специальных доплат и льгот означает превращение потенциального человеческого капитала в реально существующий и действующий.

Работающие индивиды в совокупности представляют совокупного работника общества, они объединены социально-экономическими связями, суть которых сформирована существующей общественной системой. Поэтому человеческий капитал как социально-экономическая категория выражает отношение между отдельными индивидами в процессе формирования трудовых способностей работников и их профессионального использования, получение социальных и экономических выгод от последнего. Совокупный работник проявляет свои способности к труду как капитал, вступая в отношения по поводу использования средств производства и по поводу распределения и получения результатов труда. В данном контексте экономические отношения нельзя исключить, поскольку, с одной стороны, получение части от прибыли собственником капитала - это сущностная черта функционирования всякого капитала, и человеческого в том числе, с другой - получаемый доход является основой простого и расширенного производства потенциального человеческого капитала, последующего обновления совокупной способности к труду.

В заключение уточним особенности функционирования и развития человеческого капитала относительно

других форм капитала, конкретизируем экономическую, социально-экономическую и социальную определенность процесса развития человеческого капитала.

Важнейшей особенностью функционирования человеческого капитала является то, что он одновременно участвует в материальном производстве и потреблении. Потребительские услуги, направленные на развитие человеческого капитала и в производстве, и в потреблении, имеют своим предметом не материальный продукт, а самого человека. Функции данных услуг первоначально выполнялись как самообслуживание работника, после того как он освобождался от трудовой деятельности. В результате соответствующего разделения труда эти функции стали осуществляться особыми субъектами человеческого капитала, направляющими свою деятельность на обслуживание в системе здравоохранения, науки, воспитания и образования.

Благодаря реализации инвестиций в развитие человека труда, осуществляется производство человеческого капитала, которое, в свою очередь, имеет несколько уровней: производство индивидуального человеческого капитала как результат вложений работника из заработной платы; производство коллективного человеческого капитала как результат прямых инвестиций предприятия; производство общественного человеческого капитала как результат инвестиций из федерального, регионального, муниципального бюджета.

Развитие человеческого капитала имеет экономическую, социально-экономическую и социальную определенность.

Экономический результат развития человеческого капитала - рост эффективности труда работников, повышение дохода его носителя (работника), организации, где он работает, региона (рост поступления налогов), общества (рост поступления налогов).

Социально-экономический результат развития человеческого капитала - совершенствование социальной структуры общества через изменения в профессиональной дифференциации общества. В конкретизированном виде это означает сокращение безработицы, повышение профессионализма, количественный и качественный рост высших профессиональных и сокращение низших профессиональных слоев общества.

Социальный результат развития человеческого капитала - развитие свободной и счастливой личности, положительные трансформации в системе стратификации населения относительно того или иного показателя человеческого капитала. Социальный результат проявляется в развитии культуры отдельных социальных групп и трудовых коллективов.

1. Баландина Т.М. Социальный механизм управления развитием организационной культуры // Вестник СГСЭУ. 2012. № 2 (41).

2. Быченко Ю.Г. Производство человеческого капитала. Саратов, 1998.

3. Быченко Ю.Г, Логинова Л.В. Социальная политика как механизм развития социального потенциала российского общества // Вестник СГСЭУ. 2012. № 1 (40).

4. Гегель Г.В.Ф. Философия истории // Гегель Г.В.Ф. Сочинения. М.; Л., 1935. Т. 8.

5. Друкер П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. М., 1992.

6. Карлоф Б., Седерберг С. Вызов лидеров. М., 1996.

7. Критский М.М. Человеческий капитал. Л., 1991.

8. Майкл Р. Т. Обзор оценок «неденежных выгод» образования. М., 1991.

9. Марцинкевич В.И. США: Человеческий фактор и эффективность экономики. М., 1991.

10. Махлуп Ф. Экономическая теория информации и человеческого капитала. Princeton: Princeton Univ. Press, 1984.

11. Программа развития ООН «Новые аспекты процесса развития человека». М., 1994.

12. Просвирина И.И. Интеллектуальный капитал и интеллектуальные активы компании // Экономика и управление. 2006. № 1.

13. Фитц-енцЯк. Рентабельность инвестиций в персонал: измерение экономической ценности персонала. М., 2006.

14. BontisN. Managing Organizational Knowledge by Diagnosis Intellectual Capital // International Journal of Technology Management. 1991. 118, 5/6/7/8.

15. Deal T.E., Kennedy A.A. Corporate Cultures. Reading, Mass.: Addi-son-Wesley, 1982.

16. Hampden-Turner C., Trompenaars F. The Seven Cultures of Capitalism. New York: Doubleday, 1993.

17. TrompenaarsF. Riding the Waves of Culture. Chicago: Irwin, 1994.

УДК 316.354

IfiSy Tarakanova@ssea.runnet.ru

Елена Васильевна Тараканова,

кандидат социологических наук, зав. кафедрой профессионального развития кадров ИДПО СГСЭУ

СОЦИАЛЬНАЯ ДЕТЕРМИНАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ: ПРОИЗВОДСТВЕННО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД

В статье рассматривается производственно-функциональный подход к социальной детерминации компетентности, представленный двумя концепциями - инновационно-креативного прогресса и поиска конкурентных преимуществ. Компетенция определяется как комплексная социально-экономическая категория, не сводимая к узким трактовкам в рамках психологических или педагогических наук и тем более к публицистическим определениям, которые дают специалисты по управлению персоналом. Ее возникновение является отражением потребности производства в упорядочении непрерывно «усложняющейся» рабочей силы. Сам компетентностный подход при этом открывает новую эпоху производственных отношений, основанных, с одной стороны, на грубой типизации личностных характеристик работника, а с другой стороны, на неограниченном развитии его профессионально значимых качеств. В отличие от психолого-экономической концепции индивидуализирующегося работника, рассмотренные в статье концепции раскрывают сущность компетенции с иных позиций: концепция инновационно-креативного прогресса приписывает креативную компетентность всем работникам, освобожденным от рутинного труда; концепция поиска конкурентных преимуществ описывает компетентность как уровень развития личностных качеств работников, обеспечивающих экономические преимущества компании.

Ключевые слова: трудовые ресурсы, компетенция, компетентностный подход, инновация, креативность.

Ye.V. Tarakanova

SOCIAL IMPACT ON COMPETENCE: PRODUCTION AND FUNCTIONAL APPROACH

The paper considers the production and functional approach to social determination of competence that is defined by two concepts: innovation and creative progress and search for a competitive advantage. Competence is defined as a complex socio-economic category that cannot be reduced to the narrow interpretations within the framework of psychology or pedagogy and even more so to journalistic definitions that are given by HR management specialists. It is created by the need to streamline the continuously and increasingly complex labor. The competence approach thus opens up a new era of industrial relations based on the one hand, on stereotypical personal characteristics and, on the other hand, on unrestricted development of professionally significant qualities. In contrast to the psychological and economic concepts of individual identity of the employee the concepts discussed in the paper reveal the essence of the concept of competence from different perspectives: the concept of innovation and creative progress focuses on creative expertise of all employees exempt from routine work, and the concept of searching for competitive advantages describes competence as personal development of employees who create business advantages of the company.

Keywords: human resources, competence, competence approach, innovation, creativity.

Развивая гипотезу социальной детерминации компетентности, в настоящей статье мы рассмотрим различные концепции, объясняющие взаимосвязь современного развития человека и социально-экономического прогресса. Представляется, что помимо вышеуказанной

психолого-экономической концепции социальная детерминация компетентностного подхода может быть объяснена через концепции инновационно-креативного прогресса, поиска конкурентных преимуществ, деформации рынка труда и кризисную концепцию (рисунок).