Научная статья на тему 'Взаимодействие социальных институтов в процессе формирования человеческого капитала'

Взаимодействие социальных институтов в процессе формирования человеческого капитала Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
764
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / СЕМЬЯ / ЗДОРОВЬЕ / КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАНИЕ / HUMAN CAPITAL / HUMAN CAPITAL FORMATION / SOCIAL INSTITUTION / FAMILY / HEALTH / CULTURE / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дорожкин Евгений Михайлович, Щербина Елена Юрьевна

Раскрывается сущность понятия «человеческий капитал». Исследование процесса формирования человеческого капитала целесообразно на основе анализа современных производственных отношений и социальных институтов, возникающих как результат взаимодействия людей в процессе общественного производства. В основе такого анализа должен лежать социально-экономический подход. Его использование показано на примере анализа влияния социальных институтов и их взаимодействия на формирование и развитие человеческого капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interaction of social institutions in the process of human capital formation

Modern economic development supposes refocusing from stocking material resources to forming and developing human capital. Taking into the consideration the importance of qualified human resources for economic development, a socio-economic approach has to be the tool to study human capital formation. Now there is a vital problem of how to improve the quality of human capital. The qualitative change of the human role in the postindustrial society makes economists interested in human capital reproduction. Genesis of scientific ideas and views is characterized with the variety of approaches. There is still no definition of this notion. It is useless to talk about human capital as a combination of skills, abilities, motivations without dynamic development. This dynamics and change of human capital is emphasized in its definition, because it includes not only formed but also constantly developing store of health, knowledge, habits and skills as a result of investments. The socio-economic approach supposes studying the interaction of human capital formation areas and finding features of their inter-influence. The quality of human capital depends on a successful interaction of social institutions. In particular, important institutions responsible for the quality of human capital are family, culture, health and education. A special importance in storing human capital belongs to education. The quality of education is becoming a principal factor defining the effectiveness of a worker, payment level, i.e. the quality of his/her human capital. In modern times there has been a change in the quality evaluation of a specialist. In past they were evaluated according to their qualification including technological knowledge and skills within their profession, now it is about their competence and ability to solve all the issues while at work. The interrogational socioeconomic approach to identification of human capital allows us to define it as the capital of a special kind embodied into the personality of its carrier and being a combination of health, skills, abilities and other qualities of a person who develops his/her professional competences due to constant lifelong education. In modern times human capital formation processes are supposed to be manageable. An effective state tool of this kind can be a combinational interaction of social institutions.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие социальных институтов в процессе формирования человеческого капитала»

Вестник Томского государственного университета. 2014. № 381. С. 184-188

ЭКОНОМИКА

УДК 316.334.2

Е.М. Дорожкин, Е.Ю. Щербина

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Раскрывается сущность понятия «человеческий капитал». Исследование процесса формирования человеческого капитала целесообразно на основе анализа современных производственных отношений и социальных институтов, возникающих как результат взаимодействия людей в процессе общественного производства. В основе такого анализа должен лежать социальноэкономический подход. Его использование показано на примере анализа влияния социальных институтов и их взаимодействия на формирование и развитие человеческого капитала.

Ключевые слова: человеческий капитал; формирование человеческого капитала; социальный институт; семья; здоровье; культура; образование.

На современном этапе развития экономики основной акцент постепенно переносится с накопления воспроизведенных человеком материальных активов на формирование и развитие самого человеческого капитала. Исследование процесса формирования человеческого капитала целесообразно на основе анализа современных производственных отношений и социальных институтов, возникающих как результат взаимодействия людей в процессе общественного производства. Учитывая, что экономическая деятельность людей социально обусловлена, а для развития экономики необходимы, в первую очередь, здоровые, квалифицированные, желающие работать люди - в основе исследований процессов формирования человеческого капитала должен лежать социально-экономический подход.

Взаимодействие социальной и экономической сфер в изучаемых процессах обусловлено и исторически. Так, на формирование человеческого капитала населения в Российской Федерации существенное влияние оказали проблемы возникновения и становления рыночной экономики. Для переходной экономики России было характерно наложение друг на друга двух процессов: демонтаж старой административно-командной системы, с одной стороны, и формирование системы рыночных институтов и переход от индустриального к постиндустриальному обществу, а также глобализация экономики - с другой [1. С. 105]. Специфической особенностью развития России этого периода стал постепенный переход на рыночные основы воспроизводства человеческого капитала за счет перехода социальных институтов на иные (тоже рыночные) отношения. Происходило формирование рынков медицинских, образовательных, санаторно-оздоровительных и других услуг. Этот процесс сопровождался ростом зависимости уровня образования и состояния здоровья от материальной обеспеченности. Профессионально-квалификационная структура деформировалась и перестала соответствовать потребностям производства.

Качественное изменение роли человека в этот период обусловило возросший интерес экономистов к проблеме воспроизводства человеческого капитала. В настоящее время актуальна проблема улучшения качества человеческого капитала, что связано с необходимостью создания конкурентоспособной эффектив-

но функционирующей рыночной экономики. Рост требований к качеству человеческого капитала связан и с развитием и широким внедрением информационных технологий. Именно качественная составляющая этого вида капитала занимает лидирующее положение и становится важной на всех уровнях человеческого сообщества. Человеческий капитал превращается в фактор, определяющий успехи или неудачи в деятельности организаций, проявляя себя в качестве генератора научно-технической трансформации. Современный экономический рынок требует от человеческого капитала прироста новых знаний, умений и формирования профессиональных компетенций, их применения в производственной деятельности, развития креативных способностей работников [2. С. 70]. Обществу необходим не только знающий работник, но и профессионал, устойчивый к вызовам времени, умеющий работать в команде, успешно приспосабливающийся к экономическим, социальным, технологическим и организационным переменам.

Генезис научных идей и взглядов на человеческий капитал характеризуется разнообразием подходов. Единого определения понятия человеческого капитала не выработано до сих пор, равно как нет единства мнений по поводу его содержательного наполнения. На протяжении нескольких десятилетий ученые уделяли пристальное внимание роли человеческого капитала в обеспечении эффективного функционирования экономики. Исследования российских ученых С.А. Дятлова [3. С. 20], О.С. Кузьмина, С.Ю. Рощина [4. С. 3], Р.И. Капелюшникова [5. С. 4] освещали вопросы функционирования и использования человеческого капитала. Анализ работ А.В. Корицкого [6. С. 54], И.В. Соболевой [7. С. 52] и других ученых по данной проблематике показывает, что сегодня существует проблема отсутствия единой, общепринятой классификации составляющих элементов человеческого капитала. Типологии, представленные в научных работах, зачастую достаточно трудно коррелируют между собой, в результате чего процесс исследования и анализа человеческого капитала значительно усложняется. Наиболее часто в него включают врожденные способности, здоровье, мотивы и интересы, творческий и культурный потенциал, накопленные и усовершенствованные зна-

ния и профессиональный опыт, которые необходимы для профессиональной деятельности, содействуют росту производительности и приносят доход организации [8. С. 34]. С этой точки зрения человеческий капитал рассматривается как запас знаний, умений, навыков и прочих качеств человека, которые могут быть продуктивно использованы для создания прибыли, составляющей доход как отдельных людей и организаций, так и общества в целом.

Разговор о человеческом капитале как статичной совокупности умений, навыков, мотиваций без постоянного динамического развития бесперспективен. Подвижность, изменчивость, динамика человеческого капитала подчеркиваются в его определении, поскольку оно включает в себя не только сформированный (раз и навсегда), но и постоянно развивающийся, пополняющийся в результате инвестиций запас здоровья, знаний, привычек, способностей, мотиваций. Совокупность перечисленных составляющих целенаправленно используется в той или иной сфере общественного производства, оказывает содействие росту продуктивности работы и благодаря этому влияет на рост доходов (заработков) его владельца.

Качество человеческого капитала зависит от успешного взаимодействия социальных институтов. В частности, важным институтом, определяющим качество будущего человеческого капитала индивида, выступает семья.

Социологические науки признают уникальность семьи как системы передачи социальной информации, которой свойственны максимальная заинтересованность, полнота и высокая скорость освоения ребенком социальных норм. Здесь огромное значение имеет репродуктивный (родительский) труд. Существующие сегодня механизмы стимулирования процессов, протекающих в репродуктивной сфере, ограничены в силу того, что направлены на поощрение единственно количественного результата родительского труда - числа детей в семье, следовательно, такая цель, как получение высокоценного человеческого капитала, не преследуется [8. С. 10].

Отметим, что в связи с развитием информационного общества родители должны тратить больше времени, сил и средств на обеспечение роста качества интеллектуальной и физической подготовки подрастающего поколения, так как общественная потребность задает соответствующий стандарт содержания, воспитания, обучения детей, которого родителям приходится достигать.

Большая роль в формировании человеческого капитала традиционно отводится сфере культуры. Культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, способов их создания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению. Исключительная роль культуры в жизни человека и общества раскрывается во множестве функций, без которых невозможно само существование человека и общества. Главной из них является функция социализации, или формирования и воспитания человека, т.е. создание условий для формирования духовнонравственных ценностей человека [9. С. 10].

При переходе к экономике знаний роль культуры приобретает некоторую специфику, что обусловлено следующими обстоятельствами: инновационный тип

развития экономики требует повышения профессиональных требований к кадрам, включая уровень интеллектуального и культурного развития, возможного только в культурной среде, позволяющей осознать цели и нравственные ориентиры развития общества.

Важной составляющей человеческого капитала является капитал здоровья. Уровень здоровья во многом зависит от качества услуг здравоохранения, которые сопровождают человека с самого рождения до его пенсионного возраста. Физическая сила, выносливость, работоспособность, иммунитет к болезням, увеличение периода активной трудовой деятельности необходимы каждому человеку в любой сфере профессиональной деятельности.

Здоровье населения - это комплексный социальногигиенический и экономический показатель, который интегрирует биологические, демографические и социальные процессы, свойственные человеческому обществу, отражает уровень его экономического и культурного развития, состояние медицинской помощи, находясь в то же время под воздействием традиций, исторических, этнографических и природно-климатических условий общества. Можно сказать, что это интегральный показатель качества жизни в объективных ее проявлениях. Ответственность за формирование капитала здоровья несет не только сам человек, но и общество. Капитал здоровья является важным показателем, по которому можно судить о благосостоянии нации, эффективности ее экономики, достижениях в области науки и техники.

Главное значение в накоплении человеческого капитала имеет такой компонент, как образование. Качество образования становится наиболее принципиальным фактором, определяющим эффективность работника, уровень оплаты труда, т.е. качество его человеческого капитала. Результаты многих эмпирических исследований свидетельствуют о том, что образование является важной предпосылкой социальной активности. Система образования - это важнейший институт социализации молодого поколения, рост уровня образования влияет на степень вовлеченности граждан в политические процессы [10. С. 54]. Более того, поведение индивида зависит не только от уровня собственного образования, но и от уровня образования окружающих его людей, который влияет на принятие решения об участии в общественной и политической жизни.

Наиболее заметное ускорение влияния человека на общественно-экономическое развитие стало происходить благодаря повышению роли образовательной компоненты. Руководство страны заявило о происходящей в стране «образовательной революции», задача которой - кардинально изменить сам облик российского населения и российской экономики. «Среди наших граждан в возрасте 25-35 лет высшее образование имеют 57% - такой уровень, кроме России, отмечен всего в трех странах мира: в Японии, Южной Корее и Канаде. Взрывной рост образовательных потребностей продолжается: в следующем поколении (15-25 лет) впору говорить о всеобщем высшем образовании - его получают или стремятся получить более 80% юношей и девушек», - отметил В.В. Путин [11].

В современных социально-экономических условиях значительно изменился принцип оценки «профпригодности» специалиста. Если раньше он оценивался по степени

квалификации, включающей в себя почти исключительно технологические знания и умения в рамках данной специальности, то теперь речь идет о компетенции как способности и умении решать все возникающие в процессе производства задачи, а не только сугубо технологические. Проблема управления качеством отечественного образования в России остается одной из ведущих для теоретиков и практиков системы образования различных уровней. В настоящее время высшее образование переходит к целе-полаганию, задающемуся на языке компетенций. Формирование компетенций студента становится одной из основных задач любого вуза.

Компетентность специалиста - это проявленные им на практике стремление и готовность реализовывать свой потенциал для успешной продуктивной деятельности в профессиональной и социальной сфере при осознании социальной значимости и личной ответственности за результаты этой деятельности, что обеспечивается новой образовательной парадигмой высшей школы [12. С. 6].

Качественное изменение роли человека в современном обществе обусловило возросший интерес экономистов к проблемам человека в сфере труда. Это проявляется не только в развитии теории человеческого капитала, но и в исследовании социальных институтов, интеллектуального капитала и корпоративной культуры. Все это неизбежно приведет к развитию экономиче-

Таким образом, интегративный социальноэкономический подход к идентификации человеческого капитала позволяет определить его как капитал особого рода, воплощаемый в личности своего носителя, являющийся совокупностью здоровья, знаний, умений, навыков и прочих качеств человека, который развивает свои профессиональные компетенции за счет непрерывного образования на протяжении всей жизни.

Человек, будучи существом социальным, формирует свои производительные способности на основе прошлого опыта старших поколений и при непосредственном воздействии других людей. Поэтому человеческий капитал, с одной стороны, представляет собой результат взаимодействия людей, с другой - индивидуальнообщественную ценность, выступая структурообразующим элементом новой экономики. Социальноэкономический подход предполагает исследование взаимосвязи сфер формирования человеческого капитала и выделение особенностей их взаимного влияния (таблица).

ских теорий, исследующих человека. При этом очевидно, что процессы формирования человеческого капитала в современных условиях не должны происходить стихийно, ими необходимо управлять. Эффективным государственным инструментом такого управления может выступать совокупность взаимодействий социальных институтов.

Взаимное влияние социальных институтов на формирование человеческого капитала

^'''''''''''''''''•'•..Формирование Влияние Семья Образование Здравоохранение Культура Профессиональная деятельность

Семья - Влияние уровня образования родителей; значение репродуктивного труда; выделение семейных инвестиций Влияние наследственности; влияние семейных инвестиций Формирование ценностных и нравственных ориентиров; значение репродуктивного труда Влияние на принятие решения по выбору профессии; моральнопсихологическая обстановка как фактор развития мотивации профессионального саморазвития и карьерного роста

Образование Определение выбора модели семьи; создание здоровой психологической атмосферы - Формирование более грамотного отношения к своему здоровью; предпочтение здорового образа жизни Влияние на нравственно-культурный уровень Влияние на профессиональное развитие; стимулирование инициативы и креативного отношения к работе

Здравоохранение Создание положительной эмоциональной обстановки Влияние на выбор профессионального образования (учет медицинских ограничений при выборе профессии) - Корреляция с возможностями для познания мира Влияние состояния здоровья на профессиональное совершенствование и карьерный рост

Культура Укрепление семьи через влияние культурного уровня на становление и укрепление семейных отношений; передача общественно значимых эталонов детям Обеспечение соотношения культурного уровня с повышением образования Влияние изменения уровня культуры на образ жизни и здоровье - Усиление связи нравственной позиции с вектором профессионального роста

Профессиональная деятельность Влияние уровня профессионализма на благосостояние семьи Профессиональное саморазвитие обусловливает воплощение концепции LL (Lifelong leaning) Забота о соответствии на профессиональную пригодность; влияние профессионального развития на осознанный выбор здорового образа жизни Влияние на формирование социальноадаптивных навыков -

ЛИТЕРАТУРА

1. Штразбург С.В. Институциональная среда формирования человеческого капитала // Вестник Казанского государственного аграрного уни-

верситета. 2009. Т. 12, № 2. С. 105-107.

2. Дорожкин Е.М., Щербина Е.Ю. Тенденции развития профессионального образования в условиях социально-экономических преобразований.

// Образование и наука. 2013. № 6. С. 64-73.

3. Дятлов С.А. Основы теории человеческого капитала. СПб. : Изд-во СПбУЭФ, 1994. 142 с.

4. Кузьмич О.С., Рощин С.Ю. Влияние здоровья на заработную плату и занятость: эмпирические оценки отдачи от здоровья : препринт

WP15/2007/02. М. : ГУВШЭ, 2007. 60 с.

5. Капелюшников Р.И. Сколько стоит человеческий капитал России? : препринт WP3/2012/06 / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики».

М. : Изд. Дом Высшей школы экономики, 2012. 76 с.

6. Корицкий А.В. Человеческий капитал как фактор экономического роста регионов России / науч. ред. Т.В. Григорова ; Сибирский универси-

тет потребительской кооперации. Новосибирск, 2010. 368 с.

7. Соболева И.В. Парадоксы измерения человеческого капитала // Вопросы экономики. 2009. № 9. C. 51-70.

8. Багирова А.П., Шубат О.М., Пшеничникова М.М. Управленческие подходы к стимулированию родительского труда в малых городах Рос-

сийской Федерации // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 19 (160). С. 9-16.

9. Молчан Э.М., Камыш А.Н. Роль культуры в формировании духовно-нравственных ценностей человека // Сборники конференций НИЦ «Со-

циосфера». 2011. № 29. С. 9-14.

10. Маилян Ф.Н. Роль социального капитала в процессе формирования и реализации человеческого капитала/ // Вестник Томского государ-

ственного университета // Экономика. 2012. № 1. С. 51-62.

11. Путин В.В. Россия сосредотачивается - вызовы, на которые мы должны ответить. URL: http://www.izvestia.ru/news/511884

12. Багирова А.П., Щербина Е.Ю. Влияние новой образовательной парадигмы на будущий человеческий капитал российского населения //

Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 32. С. 2-6.

Статья представлена научной редакцией «Экономика» 2 февраля 2014 г.

INTERACTION OF SOCIAL INSTITUTIONS IN THE PROCESS OF HUMAN CAPITAL FORMATION

Tomsk State University Journal. No. 381 (2014), 184-188

Dorozhkin Evgeniy M., Shcherbina Elena Yu. Russian State Vocational Pedagogical University (Yekaterinburg, Russian Federation). E-mail: [email protected]

Keywords: human capital; human capital formation; social institution; family; health; culture; education.

Modern economic development supposes refocusing from stocking material resources to forming and developing human capital. Taking into the consideration the importance of qualified human resources for economic development, a socio-economic approach has to be the tool to study human capital formation. Now there is a vital problem of how to improve the quality of human capital. The qualitative change of the human role in the postindustrial society makes economists interested in human capital reproduction. Genesis of scientific ideas and views is characterized with the variety of approaches. There is still no definition of this notion. It is useless to talk about human capital as a combination of skills, abilities, motivations without dynamic development. This dynamics and change of human capital is emphasized in its definition, because it includes not only formed but also constantly developing store of health, knowledge, habits and skills as a result of investments. The socio-economic approach supposes studying the interaction of human capital formation areas and finding features of their inter-influence. The quality of human capital depends on a successful interaction of social institutions. In particular, important institutions responsible for the quality of human capital are family, culture, health and education. A special importance in storing human capital belongs to education. The quality of education is becoming a principal factor defining the effectiveness of a worker, payment level, i.e. the quality of his/her human capital. In modern times there has been a change in the quality evaluation of a specialist. In past they were evaluated according to their qualification including technological knowledge and skills within their profession, now it is about their competence and ability to solve all the issues while at work. The interrogational socioeconomic approach to identification of human capital allows us to define it as the capital of a special kind embodied into the personality of its carrier and being a combination of health, skills, abilities and other qualities of a person who develops his/her professional competences due to constant lifelong education. In modern times human capital formation processes are supposed to be manageable. An effective state tool of this kind can be a combinational interaction of social institutions.

REFERENCES

1. Shtrazburg S.V. Institutsional'naya sreda formirovaniya chelovecheskogo kapitala [Institutional environment of human capital for-

mation]. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta - Vestnik of Kazan State Agrarian University, 2009, vol. 12, no. 2, pp. 105-107.

2. Dorozhkin Ye.M., Shcherbina Y.Y. Tendentsii razvitiya professional'nogo obrazovaniya v usloviyakh sotsial'no-ekonomicheskikh

preobrazovaniy [Development trends in vocational education in the context of socio-economic changes]. Obrazovanie i nauka - The Education and Science Journal, 2013, no. 6, pp. 64-73.

3. Dyatlov S.A. Osnovy teorii chelovecheskogo kapitala [Fundamentals of the human capital theory]. Saint-Petersburg, FINEC Publ.,

1994. 142 p.

4. Kuzmich O.S., Roshchin S.Yu. Vliyanie zdorov'ya na zarabotnuyu platu i zanyatost': empiricheskie otsenki otdachi ot zdorov'ya [Im-

pact of health on wages and employment. An empirical evaluation of the impact of health]. Moscow, State University-Higher School of Economics Publ., 2007. 60 p.

5. Kapelyushnikov R.I. Skol'ko stoit chelovecheskiy kapital Rossii? [How much does Russian human capital cost?]. Moscow, Vysshaya

shkola ekonomiki Publ., 2012. 76 p.

6. Koritsky A.V. Chelovecheskiy kapital kak faktor ekonomicheskogo rosta regionov Rossii [Human capital as a factor of economic

growth in Russian regions]. Novosibirsk, Siberian University of Consumer Cooperative Publ., 2010. 368 p.

7. Soboleva I.V. Paradoksy izmereniya chelovecheskogo kapitala [Paradoxes of human capital measuring], Voprosy Ekonomiki, 2009,

no. 9, pp. 51-70.

8. Koritsky A.V. Chelovecheskiy kapital kak faktor ekonomicheskogo rosta regionov Rossii [Human capital as a factor of economic

growth in Russian regions]. Novosibirsk, Siberian University of Consumer Cooperative Publ., 2010. 368 p.

9. Bagirov A.P., Shubat O.M., Pshenichnikova M.M. Upravlencheskie podhody k stimulirovaniju roditel'skogo truda v malyh gorodah

rossijskoj federacii [Administrative approaches to stimulation of parental work in small cities of the Russian Federation]. Natsion-al'nye interesy: prioritety i bezopasnost' - National interests: priorities and security, 2012, no. 19 (160), pp. 9-16.

10. Molchan E.M., Kamysh A.N. [The role of culture in shaping the human's spiritual and moral values]. Traditsionnaya i sovremenna-ya kul'tura: istoriya, aktual'noe polozhenie, perspektivy. Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Proc. of the international scientific-practical conference ''Traditional and modern culture: history, current situation and prospects'']. Penza, Moscow, Minsk, NOTS Sotsiosfera Publ., 2011, no. 29, pp. 9-14.

11. Mailyan F.N. Rol' sotsial'nogo kapitala v protsesse formirovaniya i realizatsii chelovecheskogo kapitala [The role of social capital in the process of formation and realization of human capital]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika - Tomsk State University Journal of Economics, 2012, no. 1, pp. 51-62.

12. Putin V.V. Rossiya sosredotachivaetsya - vyzovy, na kotorye my dolzhny otvetit' [Russia in focus - the challenges we muct face]. Available at: http://www. izvestia. ru/news/511884.

13. Bagirova A.P., Shcherbina E.Y. Vliyanie novoy obrazovatel'noy paradigmy na budushchiy chelovecheskiy kapital rossiyskogo nase-leniya [Impact of a new educational paradigm in the future human capital of the Russian population]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' - National interests: priorities and security, 2012, no. 32 (173), pp. 2-6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.