ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ
УДК 338.24.021.8(082)
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В СОВРЕМЕННОЙ ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ
© Владимир Николаевич РЯБЫХ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры политической экономии и мирового глобального хозяйства, e-mail: [email protected] © Екатерина Борисовна РЯБЫХ Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры немецкой и французской филологии, e-mail: [email protected]
Дается трактовка категории «человеческий капитал» представителями различных экономических школ, проводится сравнительный анализ этих определений. Показана значительная роль образовательного уровня и повышения квалификации кадров в развитии человеческого капитала, что положительно влияет на экономический рост страны. На основе теоретических концепций даны перспективные направления повышения человеческого капитала в условиях современной глобальной экономики. Эффективное экономическое развитие страны зависит от многих факторов, в т. ч. и от успешности социально-экономической политики государства. Наряду с разработкой новых подходов и механизмов реализации социально-экономической политики, становится все очевидней потребность в развитии существующих теорий человеческого капитала. Человеческие знания и умения не имеют ценности, пока их не применяют в производственной или деловой ситуации. Поэтому современная экономика требует от работника постоянного обновления знаний и улучшения своего потенциала. Сегодня инвестиции в человеческий капитал становятся все более выгодной сферой как государственных, так и частных вложений. В условиях формирования экономики, основанной на знаниях, интеллектуальный капитал становится основой экономической мощи государства, определяя его место в постоянно меняющемся мировом разделении труда.
Ключевые слова: человеческий капитал; интеллектуальный капитал; экономика знаний; инвестиции в человеческий капитал; способы оценки человеческого капитала; эффективность; экономика; инновационная экономика.
В современной глобальной мировой экономике значение человеческого капитала как фактора модернизации экономического развития резко возрастает. Сегодня все мы современники процесса перехода общества к новой экономике - экономике знаний. Фактически экономика знаний - это высшая форма проявления постиндустриальной экономики и постиндустриального общества [1; 2]. Достижение целей экономического развития напрямую связано с прогрессом в сфере здравоохранения и образования, что требует от человечества новых идей и коллективных
действий. В этой ситуации работы только специализированных международных фондов и некоторых государств явно недостаточно. Требуется обращение к проблемам на высшем политическом уровне с выработкой единых решений и объединение усилий большего количества стран [3].
Человеческие знания и умения не имеют ценности, пока их не применяют в производственной или деловой ситуации. Интеллектуальные возможности - это способность извлекать стоимость из своего запаса знаний, умений и навыков, именуемого интеллекту-
альным капиталом. Поэтому, говоря об интеллектуальном потенциале, мы имеем дело с трудовым потенциалом, посредством которого и происходит реализация первого [4, с. 59].
Человеческий потенциал является интегральным показателем качества населения страны. Основные его составляющие - это показатели здоровья нации, а также уровня и качества образования. При этом количественной базой человеческого потенциала выступают демографические показатели населения [5, с. 139].
Как отмечает Ю. Быченко, независимо от того, финансируется формирование человеческого капитала государством, предприятием, частными фондами или семьей, использование человеческого капитала и получение дохода может осуществляться только с согласия и под непосредственным контролем работника как собственника-носителя своего капитала [6, с. 54].
Инвестиции в человеческий капитал становятся все более выгодной сферой как государственных, так и частных вложений. В условиях формирования экономики, основанной на знаниях, интеллектуальный капитал становится основой экономической мощи государства, определяя его место в постоянно меняющемся мировом разделении труда. Стратегия инновационного развития для России оказывается безальтернативной: или страна совершает скачок в будущее, создав отечественный вариант общества знаний, или скатывается в лагерь аутсайдеров [7].
Знания и нематериальные ресурсы становятся главным конкурентным преимуществом на мировом рынке труда. Соответственно, в корне меняется роль специалистов по управлению персоналом и производством. Зарождаются специальности, о которых еще недавно никто и не подозревал, а сейчас они становятся обыденными. Растет значение нематериальных активов предприятия, средняя величина которых сегодня составляет более 75 % его рыночной стоимости. Главенствующую роль в структуре нематериальных активов играет человеческий капитал. Создание и работоспособность человеческого капитала - это сегодня основная проблема и не только в плане затрат капитала, но и с точки зрения социально-политического аспекта [8].
Эффективное экономическое развитие страны зависит от многих факторов, в т. ч. и от успешности социально-экономической политики государства. Наряду с разработкой новых подходов и механизмов реализации социально-экономической политики становится все очевидней потребность в развитии существующих теорий человеческого капитала. Эти теории должны взглянуть на роль индивидов и их влияние на социально-экономическое развитие государства с новых точек зрения.
Исследования человеческого капитала охватывают такие параметры, как доход, возраст, пол, образование, но при этом не уделяется должного внимания психологическим характеристикам индивидов. По нашему мнению, существенные психологические различия наблюдаются как на индивидуальном, так и на групповом уровне, варьируются от одной страны к другой и должны учитываться как одни из факторов социально-экономического развития. Важным препятствием для включения психологических параметров в регулярный социально-экономический анализ является нехватка достоверных эмпирических данных, что делает любую попытку измерить психологические характеристики неполной и снижает доверие к результатам таких исследований. Учет психологических характеристик индивидов и групп населения способствовал бы не только выработке тех или иных мер макроэкономической политики, но и повысил бы уровень эффективности социальной политики, например, через адресную помощь нуждающимся, что, в свою очередь, снизило бы уровень бедности.
Теория человеческого капитала тесно связана с расширенной трактовкой понятия «национальное богатство». Теория человеческого капитала исходит из того, что одной из главных форм богатства являются материализованные в человеке знания, которые используются для увеличения производительности труда. Так, например, к нематериальным формам богатства Дж. Кендрик относит накопленные научные знания, которые материализуются в новой технологии [9]. Расширенная концепция национального богатства включает в себя вложения в здоровье человека.
Г. Беккер и Т. Шульц отмечали, что чем большими навыками и способностями обладает человек, тем наиболее оптимальным способом он может их использовать, и тем большую ценность он представляет для общества. При этом следует понимать, что если каждый человек в современном обществе будет стремиться к максимальному саморазвитию, то это многократно увеличит человеческий капитал общества [10, с. 314].
Рассматривая образование с точки зрения «инвестиций в себя», теория человеческого капитала акцентирует внимание на предложении определенного «багажа знаний» на рынке труда. При этом, как при расчете «внутреннего эффекта» (для самого обучающегося), так и «внешнего эффекта» (для общества) остаются открытыми многие вопросы, прежде всего связанные с требованиями, предъявляемыми рынком труда к качеству рабочей силы [11].
Большое внимание анализу производства человеческого капитала уделил Л. Туроу, который считал, что у каждого индивидуума имеются свои особенные возможности производства своего интеллектуального капитала, а производительность уже имеющегося человеческого капитала в большей степени зависит от экономической способности индивидуума.
Рассматривая экономическую основу формирования человеческого капитала, нужно отметить, что человек продает свой труд как принадлежащий ему капитал. Предприниматель покупает его, как покупал бы любой другой актив, необходимый для функционирования предприятия. То есть чужой труд для предпринимателя - это капитализированная величина авансированной стоимости капитала, затраченной на наем работника.
Человеческий капитал - это форма выражения производительных сил человека на постиндустриальной стадии развития общества с социально-ориентированной рыночной экономикой. По мнению Т. Стоуньер, человеческий капитал - важнейший ресурс постиндустриального общества. Техника, создающая богатства, приходит в жизнь через технологические знания и организационные усовершенствования [12]. И только опытный квалифицированный работник способен управлять высокотехнологическим процессом [3, с. 394].
Инвестиции в сферы, составляющие трудовые ресурсы (здоровье, образовательный уровень, мобильность, мотивацию, квалификацию, культуру и др.), могут осуществлять не только индивиды, их семьи, но и все заинтересованные в получении дополнительного дохода от этих вложений (работодатели, регионы, государство).
Затраты на формирование человеческого капитала должны начинаться уже с первой стадии - его появления. Пока еще индивид не задействован в производстве, не получает дополнительной прибыли, но он уже требует затрат на поддержание жизнедеятельности и здоровья, образование, формирование навыков общей культуры, профессиональное обучение. На этой стадии практически все первоначальные инвестиции осуществляются не самим индивидом, а его семьей и напрямую не отражаются в производственной функции человеческого капитала индивида.
Наличие временного лага между рождением ребенка сегодня и превращением его в рабочую силу в будущем перекладывает всю тяжесть инвестирования на плечи семьи. Фирму не заботит воспроизводственный аспект инвестиций в человеческий потенциал до тех пор, пока она может найти необходимую рабочую силу на рынке труда, поскольку работодателя чаще всего интересует экономический эффект в краткосрочном периоде. Временной лаг вложения в сферы становления трудового ресурса затрудняет работодателям процесс оценки выгоды от инвестиций в образование при формировании человеческого капитала.
На самом деле инвестиции в человека, это долгосрочные расходы, представляющие собой капитальные вложения, приносящие выгоду как инвесторам, использующим качество рабочей силы, так и самим владельцам человеческого капитала в форме оплаты труда - ренты с накопленных знаний, опыта, здоровья и т. д. С учетом временного лага, вложения в сферы трудового ресурса на стадии становления приносят доход всем: и государству, и фирме, и индивиду. Поэтому «все виды вложений в человека, которые могут быть оценены в денежной или иной форме и которые носят целесообразный характер, т. е. способствуют росту производительности труда и содействуют повышению до-
ходов человека, - это инвестиции в человеческий капитал» [13, с. 168].
Инвестиции в трудовой ресурс можно классифицировать следующим образом:
1) расходы на образование, включая общее и специальное, формальное и неформальное, подготовку по месту работы;
2) расходы на здравоохранение, складывающееся из расходов на профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание;
3) улучшение жилищных условий, увеличение социальных гарантий;
4) расходы на мобильность, благодаря чему работники мигрируют из мест с относительно низкой производительностью в места с относительно высокой производительностью [14, с. 140].
Амортизация человеческого капитала в первые годы его использования не происходит, т. к. за счет физического взросления работника и накопления производственного опыта его экономическая ценность не уменьшается, а возрастает. Интеллектуальный капитал в течение первого десятилетия увеличивается. К концу второго десятилетия темпы роста морального и физического износа запаса интеллектуального капитала перекрывают накопление другого актива человеческого капитала - производственного опыта. С этого периода начинается процесс обесценивания человеческого капитала, и темпы его увеличиваются к концу третьего десятилетия. Если индивидуум постоянно будет производить инвестиции в человеческий капитал, то обесценивание человеческого капитала замедляется.
Не менее интересной является «теория фильтра» (К. Эрроу, М. Спенс, Л. Туроу), в которой образование трактуется как средство отбора учащихся по производственным качествам в сфере труда и занятости. Не отрицая позитивной причинно-следственной связи между уровнем образования отдельного работника и его заработками, «теория фильтра» дает этому следующее объяснение. Нанимая рабочего, предприниматель ничего не знает о его способностях. Характеристики нанимаемых (пол, возраст, уровень образования) служат лишь сигналами для нанимателя. Отсюда другое название «теории фильтра» -«теория сигнала». Ценностью являются не накопленные знания, которые быстро деше-
веют и устаревают, а наличие у человека «побед в образовательных испытаниях». Диплом престижного учебного заведения ценен не потому, что там «дают хорошие знания», но потому, что человек показал свою способность сделать нечто, выделяющее его среди сверстников, прошел ряд «фильтров» [3].
Диплом как официальный символ официальной идентичности предписывает его обладателю общепризнанную перспективу. Более того, все большую значимость начинают приобретать не академические интересы учреждения, а реальные шансы трудоустройства. Именно это обстоятельство влияет на выбор образовательного учреждения и воспроизводит социальные различия [13, с. 28].
Человеческий капитал представляет собой накопленные затраты на образование, здравоохранение, специальную подготовку, перемещение рабочей силы и является частью совокупного капитала. Виды «человеческого капитала» классифицируют по видам затрат в «человеческий капитал». Вследствие этого, И.В. Ильинский выделяет следующие составляющие: капитал образования, капитал здоровья и капитал культуры [15, с. 42].
Капитал здоровья является основой для человеческого капитала и представляет собой инвестиции в человека, осуществляемые с целью поддержания и совершенствования его работоспособности [16, с. 30; 17, с. 163]. Инвестиции в здоровье продлевают трудоспособную жизнь человека, увеличивая и время функционирования человеческого капитала. Состояние здоровья человека - это его естественный капитал, часть которого является наследственной. Другая часть является приобретенной в результате затрат самого человека и общества. В течение жизни человека происходит износ человеческого капитала. Целесообразные и экономически необходимые инвестиции, вкладываемые в охрану здоровья, замедляют данный процесс. Сегодня в условиях инновационного производства человек должен обладать высокой скоростью переработки информации, скоростью реакции, быстротой принятия решений.
Таким образом, из всех совокупных компонентов человеческого капитала повышенный интерес до сегодняшнего времени вызывал фактор влияния образования и образовательного процесса на рост капитализации
человека, а также здоровьесберегающие факторы.
Вложения в человеческий капитал - это не только затраты на обучение человека, но и расходы, связанные с его миграцией и поиском работы, которые также повышают и доходы работника. Вложения в человеческий капитал может осуществлять не только сам человек, но и предприятие, на котором он работает, т. к. грамотный и квалифицированный работник лучше необученного. Человеческий капитал является собственностью индивида, но совокупность работников в фирме рассматривается как ее человеческий капитал. Его размер зависит от множества факторов: уровень образования, способность к обучению, трудовой и жизненный опыт, состояния здоровья. Потенциал внутрифирменных традиций и корпоративной культуры также является своеобразным активом предприятия и способствует повышению конкурентоспособности фирмы.
В последнее десятилетие широкое распространение в передовых странах получила концепция «непрерывного образования», в соответствии с которой человек должен учиться и повышать свою квалификацию на протяжении всей трудовой жизни. Это обусловлено тем, что знания устаревают и требуют обновления в связи с техническим прогрессом; кроме того, обучение благотворно влияет на самого работника, развивая его интеллект и расширяя профессиональный кругозор.
Накопление человеческого капитала напрямую связано с накоплением капитала социального, поскольку часть человеческого капитала создается посредством развития социальных сетей, через взаимный обмен информацией. Социальный капитал включает в себя информацию, идеи, доверие, кооперацию, эмоциональную поддержку и т. п. «Социальный» здесь означает, что эта форма капитала не является личным активом индивида, социальный капитал содержится в социальных сетях и отношениях, которые создаются при взаимодействии сотрудников друг с другом. Социальный капитал компании требует к себе особого отношения, т. к. предопределяет не только успешность передачи знаний и информации в компании, но и непосредственно влияет на финансовые показатели деятельности фирмы.
В современных условиях решающими факторами экономического успеха той или иной страны становятся характеристики национального человеческого потенциала. При их оценке до недавнего времени основной акцент делался на уровень образования, квалификацию, профессиональную компетентность работников, т. е. на накопленный населением страны человеческий капитал. Однако вклад этого фактора в экономический рост происходит не только за счет более высокой производительности квалифицированных и образованных работников. Не менее важны такие некогнитивные (не связанные с образованием) характеристики, как умение работать в команде, уверенность в себе, позитивный настрой, готовность к сотрудничеству, эмоциональная устойчивость, толерантность, ответственность, способность принять вызов, готовность к переменам и т. д. [17, с. 289].
Отмеченные выше особенности формирования человеческого капитала во многом определяют и возможности его реализации. Многое обусловливается образованием, комплексом профессиональных знаний и умений. На экономическую активность человека, его отношение к труду, структуру потребностей, мотивации весьма существенно влияет и воспитание. Продуктивность работника зависит от того, насколько он порядочен, дисциплинирован, инициативен, физически и душевно здоров, законопослушен, религиозен, патриотичен, честолюбив, властолюбив. В свою очередь такой элемент человеческого капитала, как мотивация, является очень важным и необходимым для того, чтобы процесс формирования и использования человеческого капитала носил полностью завершенный характер [15, с. 45].
Наращивание человеческого капитала сходно с процессом аккумулирования физического и финансового капиталов и требует отвлечения средств от текущего потребления с целью получения денежных доходов в будущем. Основными отличиями данного вида активов является то, что человеческий капитал не может быть куплен или продан, он лишь «сдается в аренду» на определенное время; человеческий капитал требует постоянного обучения; человеческий капитал чувствителен к способу обращения с ним; производительность отдельного работника обычно зависит от множества взаимосвязей
между ним и другими работниками, определяемых, как правило, организационной культурой; человеческий капитал изменяет свои внутренние характеристики в процессе движения. Но как финансовые и физические, так и человеческие активы воплощают в себе потенциал генерировать стоимость.
Переход к инновационному типу развития национальной экономики требует опережающей подготовки специалистов для работы с принципиально новыми видами техники и технологий. Как отмечают В.Л. Василенок и Е.Я. Кургузова, повышение уровня квалификации ученых и инженеров, а также поддержка со стороны государства развития науки и технологий позволяют существенно повысить эффективность производства [18].
В настоящее время спрос на высококвалифицированных специалистов велик во всех развитых странах, и данная тенденция увеличивается, т. к. существуют социальные и экономические выгоды от вложений в человеческий капитал, которые не имеют отношения к рынку, т. к. они предоставляются обществу в целом [19, с. 200].
Однако, несмотря на высокий уровень образования в России, у большинства населения отсутствуют стимулы к инновационному поведению. В то же время современная экономика требует от работника постоянного обновления знаний и улучшения своего потенциала. Ввиду этого необходимо выделять средства на обновление знаний работников, непрерывное образование, повышение квалификации. Интересы обеспечения конкурентоспособности страны диктуют необходимость интеграции образовательной и научной деятельности [20, с. 80].
На сегодняшний день необходимо активизировать структурные реформы и усилия российских предприятий по повышению конкурентоспособности в монополизированной российской экономике, что важно для инвестиционной мотивации реконструкции устаревшего производства и повышения его технического уровня. Кроме того, необходимо улучшать имидж России как полноправного участника международной торговли, что приведет не только к увеличению притока иностранного капитала и услуг на российский рынок, но и к формированию российских транснациональных корпораций, расширению возможностей их инвестирования
за рубежом и как результат - укреплению конкурентных преимуществ российской экономики [21, с. 20].
Чтобы российская наука смогла сыграть свою роль в процессе модернизации экономики и инновационном научно-техническом развитии, необходимо решить ряд задач: поднять престиж науки в обществе; приостановить отток кадров из научно-технической сферы; увеличить приток в науку молодых специалистов; ввести полное возмещение расходов на обучение перспективных молодых специалистов.
1. Рябых Е.Б., Межуева Е.Ю. Влияние инноваций и креативности на становление экономики знаний // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2014. Вып. 3 (131). С. 33-38.
2. Налетова И.В. Высшее образование как социальный капитал // Вестник Тамбовского университета. Серия Общественные науки. Тамбов, 2015. Вып. 1 (1). С. 38-43.
3. Рябых В.Н. Формирование и использование человеческого капитала в инновационной экономике // Актуальные инновационные исследования: наука и практика. 2008. № 1. URL: http://www.actual.research.ru (дата обращения: 25.07.2015).
4. Горбунова О.Н., Кондрашова И.С. Особенности формирования трудового и интеллектуального потенциала человека // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 10.
5. Родионова Н.К. Развитие человеческого потенциала как условие модернизации России // Глобальные проблемы модернизации национальной экономики: материалы 1 Международной научно-практической конференции. Тамбов, 2012.
6. Быченко Ю.Г. Формирование человеческого капитала: социально-экономический аспект. Саратов, 1999.
7. Шумахов Р.В. Человеческий капитал как фактор экономического роста // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2009. № 1.
8. Рябых В.Н., Рябых Е.Б. Интегративный подход к международному сотрудничеству как один из путей ускоренного инновационного развития // Креативная экономика. 2012. № 5. С. 55-58.
9. Кендрик Дж. Совокупный капитал США и его формирование / общ. ред. А.И. Анчишки-на. М., 1978.
10. Костанян С.Л. Экономика народного образования. М., 1995.
11. Рябых В.Н., Олейникова А.А. Возрастание роли человеческого капитала в современной глобализирующейся экономике // Вестник ОрелГИЭТ. 2015. № 1 (31). С. 33-37.
12. Стоуньер Т. Информационное богатство: профиль постиндустриальной экономики // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.
13. Романов П.В., Слепухин А.Ю., Карпец В.А. Проблемы рынка образовательных услуг и спрос на выпускников учреждений профессионального образования. Саратов, 2004.
14. Горбунова О.Н. Формирование человеческого потенциала в условиях модернизации: расходы или инвестиции? // Глобальные проблемы модернизации национальной экономики: материалы 1 Международной научно-практической конференции. Тамбов, 2012.
15. Ильинский И.В. Инвестиции в будущее: образование в инновационном воспроизводстве. СПб., 1996.
16. Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренова Е.Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. СПб., 1999.
17. Юрина Е.А., Стромова М.А. Роль человеческого капитала в социальном государстве // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 1.
18. Василенок В.Л., Кургузова Е.Я. Проблемы инновационного обеспечения российской экономики в условиях модернизации // Проблемы системной модернизации экономики России: социально-политический, финансово-экономический и экологический аспекты: сборник научных статей. СПб., 2010. С. 8-16.
19. Виноградова Е.В. Человеческий потенциал России и задачи сбережения нации // Социологические науки. 2010. № 9.
20. Иноземцев В. Наметившиеся воспроизводственные тенденции мирового хозяйства // Экономист. 2000. № 6.
21. Радюкова Я.Ю., Жучков А.Ю. Естественные монополии в условиях усиления глобализа-ционных процессов // Известия ЮЗГУ. Серия Экономика. Социология. Менеджмент. 2013. № 2.
1. Ryabykh E.B., Mezhueva E.Yu. Vliyanie innovat-siy i kreativnosti na stanovlenie ekonomiki zna-niy // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2014. № 3 (131). S. 33-38.
2. Naletova I.V. Vysshee obrazovanie kak sot-sial'nyy kapital // Vestnik Tambovskogo univer-
siteta. Seriya Obshchestvennye nauki. Tambov, 2015. Vyp. 1(1). S. 38-43.
3. Ryabykh V.N. Formirovanie i ispol'zovanie che-lovecheskogo kapitala v innovatsionnoy ekono-mike // Aktual'nye innovatsionnye issledovaniya: nauka i praktika. 2008. № 1. URL: http:// www.actual.research.ru (data obrashhenija: 25.07.2015).
4. Gorbunova O.N., Kondrashova I.S. Osobennosti formirovaniya trudovogo i intellektual'nogo po-tentsiala cheloveka // Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy. Tambov, 2012. № 10.
5. Rodionova N.K. Razvitie chelovecheskogo po-tentsiala kak uslovie modernizatsii Rossii // Global'nye problemy modernizatsii natsional'noy ekonomiki: materialy 1 Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Tambov, 2012.
6. Bychenko Yu.G. Formirovanie chelovecheskogo kapitala: sotsial'no-ekonomicheskiy aspekt. Saratov, 1999.
7. Shumakhov R.V. Chelovecheskiy kapital kak faktor ekonomicheskogo rosta // Zhurnal nauch-nykh publikatsiy aspirantov i doktorantov. 2009. № 1.
8. Ryabykh V.N., Ryabykh E.B. Integrativnyy pod-khod k mezhdunarodnomu sotrudnichestvu kak odin iz putey uskorennogo innovatsionnogo razvitiya // Kreativnaya ekonomika. 2012. № 5. S. 55-58.
9. Kendrik Dzh. Sovokupnyy kapital SShA i ego formirovanie / obshch. red. A.I. Anchishkina. M., 1978.
10. Kostanyan S.L. Ekonomika narodnogo obrazovaniya. M., 1995.
11. Ryabykh V.N., Oleynikova A.A. Vozrastanie roli chelovecheskogo kapitala v sovremennoy globaliziruyushcheysya ekonomike // Vestnik OrelGIET. 2015. № 1 (31). S. 33-37.
12. Stoun'er T. Informatsionnoe bogatstvo: profil' postindustrial'noy ekonomiki // Novaya tekhnokraticheskaya volna na Zapade. M., 1986.
13. Romanov P.V., Slepukhin A.Yu., Karpets V.A. Problemy rynka obrazovatel'nykh uslug i spros na vypusknikov uchrezhdeniy professional'nogo obrazovaniya. Saratov, 2004.
14. Gorbunova O.N. Formirovanie chelovecheskogo potentsiala v usloviyakh modernizatsii: raskhody ili investitsii? // Global'nye problemy modernizatsii natsional'noy ekonomiki: materialy 1 Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Tambov, 2012.
15. Il'inskiy I.V. Investitsii v budushchee: obrazovanie v innovatsionnom vosproizvodstve. SPb., 1996.
16. Dobrynin A.I., Dyatlov S.A., Tsyrenova E.D. Chelovecheskiy kapital v tranzitivnoy ekonomike: formirovanie, otsenka, effektivnost' ispol'zovaniya. SPb., 1999.
17. Yurina E.A., Stromova M.A. Rol' cheloveche-skogo kapitala v sotsial'nom gosudarstve // Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy. Tambov, 2012. № 1.
18. Vasilenok V.L., Kurguzova E.Ya. Problemy innovatsionnogo obespecheniya rossiyskoy ekonomiki v usloviyakh modernizatsii // Problemy sistemnoy modernizatsii ekonomiki Rossii: sotsial'no-politicheskiy, finansovo-ekonomicheskiy i ekologicheskiy aspekty: sbornik nauchnykh statey. SPb., 2010. S. 8-16.
19. Vinogradova E.V. Chelovecheskiy potentsial Rossii i zadachi sberezheniya natsii // Sotsiologicheskie nauki. 2010. № 9.
UDC 338.24.021.8(082)
THE SOCIAL-ECONOMIC ASPECT OF HUMAN CAPITAL IN MODERN GLOBALIZING ECONOMY
Vladimir Nikolaevich RYABYKH, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Economics, Associate Professor, Associate Professor of Political and World Global Economy Department, e-mail: [email protected]
Ekaterina Borisovna RYABYKH, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Philology, Associate Professor, Associate Professor of German and French Philology Department, e-mail: [email protected]
The interpretation of the category of "human capital" representatives of different economic schools, a comparative analysis of these definitions is given. The considerable role of the educational level and advanced training in the development of human capital, which has a positive effect on the country's economic growth. On the basis of theoretical concepts promising ways to improve the human capital in today's global economy are given. Effective economic development depends on many factors, including the success of socio-economic policy. Along with the development of new approaches and mechanisms for the implementation of socio-economic policy is becoming a clear need for the development of the existing theories of human capital. Human knowledge and skills have no value until they are used in the production or business situation. Therefore, a modern economy requires constant updating of employee knowledge and improves their capabilities. Today, investment in human capital is becoming increasingly competitive field of both public and private investments. The conditions of formation of economy based on knowledge, intellectual capital becomes the foundation of the economic power of the state to define its place in a changing international division of labor.
Key words: human capital; human capital theory; modernization of the economy; globalization; knowledge economy; continuing education.
20. Inozemtsev V. Nametivshiesya vosproizvodst-vennye tendentsii mirovogo khozyaystva // Ekonomist. 2000. № 6.
21. Radyukova Ya.Yu., ZhuchkovA.Yu. Estestvennye monopolii v usloviyakh usileniya globalizatsionnykh protsessov // Izvestiya YuZGU. Seriya Ekonomika. Sotsiologiya. Me-nedzhment. 2013. № 2.
nocTynuna b pega^uro 3.08.2015 r.