При этом продолжающаяся криминализация хозяйственной деятельности и налоговой сферы носит ус -тойчивый характер и может характеризоваться как само развивающийся социальный процесс, устанавливающий криминальные правила ведения бизнеса и вов -лекающий все большее число законопослушных граждан. Об этом свидетельствует общая динамика числа выявленных всеми правоохранительными органами преступлений экономической направленности. Так, только с 2004 по 20 0 9 г. общее число выявленных преступлений данной категории возросло почти в 5 раз [5, с. 154]. Кардинальное решение этой проблемы воз -можно только при улучшении системы налогового ад -министрирования, устранении пробелов в налоговом законодательстве, создающих возможности его неодно-знанного толкования.
В современных условиях роль налогов особенно возрастает: по существу, они являются единственным инструментом, посредством которого государство фор -мирует централизованные фонды финансовых средств, необходимых для обеспечения общей национальной и экономической безопасности. Кроме того, налоговая система обладает широкими потенциальными возможностями для осуществления косвенного регулирования социально-экономического развития страны и преодоления (предотвращения) угроз экономической безопас -ности государства [2, с. 44].
Российская налоговая система пока не является эф -фективным инструментом обеспечения экономической
безопасности, более того, в ее развитии сохраняются и усиливаются тенденции, создающие угрозу для финансово-экономической безопасности (усиление централизации финансовых ресурсов в федеральном бюджете, сохранение высокого совокупного налогового бремени на реальный сектор экономики, отсутствие эффективных механизмов выравнивания доходов между различными социальными группами, ряд других факторов).
1. Калашникова П.П. Управление налоговыми органами в России // Вестник СГСЭУ 2009. № 2.
2. Катковa МЛ. Устойчивость институциональной системы // Вестник СГСЭУ. 2010. № 1.
3. Кузнецова Е.И. Национальная экономическая безопасность как предмет экономической стратегии государства // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2008. № 7.
4. Матвеев В. Энергетическая безопасность России: по -литика и экономика // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 7.
5. Потрубач Н.Н. Налоговая составляющая экономической безопасности России // Социально-гуманитарные знания. 2008. № 3.
6. Российский статистический ежегодник. 2009: стат сб. М.: Госкомстат России, 2009.
7. Социально-экономическое положение России. 2009. М.: Госкомстат России, 2009.
8. Савин В .А. Некоторые аспекты экономической безопасности России // Международный бизнес России. 2005. № 9.
9. Степаненко В.В., Барулин С.В., Ермакова Е.А. Налоговый менеджмент М.: Омега-Л, 2007.
УДК 331.101.262 А.П. Колядин
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ ФИКТИВНОГО КОМПОНЕНТА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
Цель статьи - раскрыть основные положения концепции фиктивного компонента человеческого капитала. В процессе исследования разработан синтезированный методологический подход к анализу фиктивной составляющей человеческого капитала, предполагающий использование как общенаучных методов анализа, так и специфических методов социологии, культурологии, политологии. Уточнен категориальный аппарат проблематики человеческого капитала с учетом формирования фиктивной составляющей. Раскрыты факторы формирования, структура, формы проявления и условия существования фиктивного человеческого капитала. Предложены направления минимизации фиктивного компонента человеческого капитала. Результаты исследования могут быть использованы в процессе разработки и реализации программ по развитию человеческого капитала. Концепция фиктивного компонента человеческого капитала служит развитию теории человеческого капитала
Ключевые слова: человеческий капитал, структура и качество человеческого капитала, фиктивная составляющая человеческого капитала, направления минимизации фиктивного компонента человеческого капитала.
A.P. Koliadin
FUNDAMENTALS OF THE CONCEPT OF FICTITIOUS COMPONENT OF HUMAN CAPITAL
The paper aims to reveal the fundamentals of the fictitious component of human capital. The author develops a synthetic methodological approach to the analysis of fictitious component of human capital that make use of scientific methods of analysis as well as specific methods of sociology cultural studies, political science. The main principles of human capital concept are identified and refined taking into account the formation of a fictitious component. The factors of formation, structure, forms and conditions for the existence of fictitious human capital are revealed. The ways to minimize fictitious component of human capital are suggested. The study can be used in the development and implementation of human capital development programmes. The concept of a fictitious component of human capital contributes to the development of human capita theory
Key words: human capital, structure and quality of human capital, fictitious component of the human capital, minimization of a fictitious component of human capital.
Человеческий капитал - это сформированный по -средством соответствующих инвестиций запас знаний, творческих способностей, профессиональных навыков и умений, здоровья, нравственно-эстетических ценностей, от объема и качества которого в определяющей мере зависят индивидуальные, коллективные и общественные результаты хозяйственной деятельности.
Особого внимания заслуживают условия перехода человеческого потенциала в человеческий капитал. Ю. Быченко и Т. Баландина отмечают: «Первоначал ь-ным условием развития всех форм человеческого потенциала является аккумуляция инвестиционных источников, т.е. наличие прямых и косвенных вложений в человека. Все виды данных вложений, связанные со значительными финансовыми затратами, которые но -сят целесообразный характер, способствуют саморазвитию и целевому образовательному формированию человеческого потенциала, создают объективные ус -ловия его накопления в форме человеческого капитала. Поэтому всякие финансовые затраты, порождающие процесс совершенствовани я человеческого потенциала, в то же время являются предпосылкой капитализации, способствуют росту производительности тру -да работников. Превращение человеческого потенци -ала в человеческий капитал определяет повышение доходов экономических субъектов» [2, с. 26].
Знание проявляется во всей совокупности структур -ных элементов, что позволяет определить его как базовый элемент или интеграционную основу содержа -ния человеческого капитала. И. Калина указывает, что «под знанием, как правило, подразумевается то, что познано. В этом значении данное понятие охватывает все, что известно современному человеку о мире в целом и отдельных сферах его жизни в частности. Соот -ветственно, существует бесконечное множество элементов знания. Их разнообразием обусловлена необходи-мость классификации знаний по содержанию, по степени значимости и необходимости для человека, по целям использования и т.д.» [4, с. 17].
По мере перехода к постиндустриальному обществу человеческий капитал приобретает ряд принципиально новых черт:
- одновременное потребление и развитие в процессе использования; опережающие темпы развития (по сравнению с другими формами капитала);
- способность к внутренней систематизации качественных и количественных характеристик личности;
- мультипликативная ценность;
- способность создавать блага без участия природ -ного и вещественного капитала; выполнение базисной и интегрирующей функции в системе национального капитала.
В модернизируемой экономике человеческий кап и-тал проявляется как фактор, определяющий успехи или неудачи в деятельности отдельных фирм, он выступает как генератор научно-техни ческого прогресса , изменяющий структуру национальной экономики, в которой собственно производство оттесняется на задний план под давлением комплекса отраслей науки и услуг, определяющих рост производительности труда в матери -альном производстве.
В процессе воспроизводства человеческого капитала участвуют как внешние, так и внутренние факторы, влияющие на его динамику и результаты. К внешним
факторам формирования человеческого капитала ав -тор относит, с одной стороны, институты образования, науки, информации, здравоохранения - функционирование этих институтов, инвестиции в них обеспечивают рост и развитие человеческого капитала через изменения его количественных и качественных параметров. С другой стороны, к внешним факторам формирования человеческого капитала относятся условия трудовой деятельности, жилищные условия, среда обитания людей. Совершенствование этих условий связано с развитием социальной инфраструктуры непосредственно на предприятиях, на уровне муниципалитетов и регионов, страны в целом. Таким образом, влияние данного фактора на воспроизводство человеческого капитала происходит через создание благоприятных условий для жизни и развития человека.
Внутренним фактором, опосредующим процесс воспроизводства человеческого капитала, является прежде всего семья: ее материальный достаток, межличностные отношения, культурный уровень, социальные связи . Объективной основой для приращения индивидуального человеческого капитала служат следующие качества человека: здоровье, психофизиологическая устойчивость, умственные способности, уровень культуры и воспитания, работоспособность.
Воспроизводство человеческого капитала следует рассматривать, с одной стороны, как создание необходимых условий для саморазвития человеческого капитала, т.е. инвестиционную реализацию самопроизвод-ства человеческого капитала в процессе жизнедеятельности его носителя. С другой стороны, оно должно ха-растеризоваться как процесс формирования необходимого человеческого капитала через институты целевого развития посредством инвестиций в образовательные и другие социальные институты общества
По мере перехода к постиндустриальному обществу возрастает роль личных характеристик индивида: особое значение приобретают аналитические способности, информационная восприимчивость, коммуникабельность, обучаемость. Появляются новые формы человеческой деятельности, которые не поддаются четкой формализации и стандартизации.
Любой из элементов человеческого капитала - капитал здоровья, капитал образования, интеллектуальный капитал, трудовой капитал - обладает возможностью «фиктивизации». Можно рассматривать человеческий капитал как совокупность составляющих: постоянной (базовое образование, профессиональные навыки и качества), переменной (способность в развитию, адаптивность, инновационность мышления и деятельности), природной (врожденные способности, задатки, талант). В рамках природной составляющей возникает проблема соотношения потенциального и реализуемого капитала; в рамках постоянной и переменной составляющих
- угроза формирования фиктивного капитал а
При анализе фиктивного человеческого капитала могут быть применены подходы, используемые при исследовании других разновидностей фиктивного капитала. В частности, подход К. Ермолаева, согласно которому «важнейшим условием возникновения и выделения фиктивного капитала в качестве самостоятельного элемента в единой системе ... производственных отношений явилось обретение им самостоятельной и обособленной институциональной формы существова-
ния. Он должен иметь некую внешнюю форму вопло -щения, которая, с одной стороны, отражает его специфическую природу как капитала-представителя, а с другой, соответствует требованиям финансового рынка. Фиктивный капитал как капитал-собственность для осуществления своей миссии представителя капитала-функции на финансовом рынке должен иметь некую капиталоподобную форму своего существования: спо -собную к постоянному быстрому обращению, позволяющую фиксировать изменения в отношениях собствен -ности, имеющую стоимостную оценку, способствующую своему владельцу в получении доходов, позволяющую капиталу инвестора быстро перераспределяться» [3, с. 12].
Формами проявления фиктивного компонента человеческого капитала являются:
- невысокий уровень подготовки и компетенций большинства выпускников системы высшего професси -онального образования;
- нерациональная структура выпуска специалистов профессиональных учебных заведений, не учитываю -щая потребности рынка и государственного сектора занятости (перекос профессионального образования в целом в сторону высшего образования, а в рамках высшей школы - в сторону гуманитариев и т.д.);
- неподготовленность большинства выпускников к креативной и инновационной деятельности;
- относительно низкая экономическая отдача от вузовской науки и фундаментальной и прикладной науки в целом, что проявляется в низкой коммерциали -зации результатов.
Наиболее значимыми причинами формирования фиктивного человеческого капитала выступают: несо -вершенство системы профориентации и практики от -бора абитуриентов в вузы, изъяны содержания подго-товки, неэффективные методики обучения, несовершенство организации послевузовского образования.
Существование фиктивной составляющей человеческого капитала снижает качество человеческого капитала, препятствует эффективному его использованию, снижает уровень образованности, креативности, конкурентоспособности, что в перспективе приведет к снижению конкурентоспособности России на рынке образования, труда, инноваций, информационных технологий и др.
Объективными условиями формирования устойчивой тенденции порождения фиктивной (мнимой, фор -мальной, ложной, неэффективной, малополезной) со -ставляющей человеческого капитала в российской эко-номике являются:
- низкий уровень оплаты труда профессорско-преподавательского персонала и отсутствие связи с каче -ством и результатами деятельности;
- недостаточный уровень общего финансирования вузов;
- несовершенство действующего принципа финансирования высшей школы;
- коррупция и отсутствие эффективного контроля со стороны государства за качеством подготовки специалистов и научных кадров;
- отсутствие прямой и обратной связи вузов и работодателей, а также зависимости трудоустройства от ус -певаемости, уровня знаний, компетенций;
- недостаточный уровень конкуренции и интеграции с зарубежными вузами, корпоративная замкнутость отечественных вузов и их внутренних подразделений;
- несовершенство механизма и возможностей непрерывного образования граждан.
Наиболее перспективными направлениями минимизации фиктивного компонента человеческого капитала, по нашему мнению, являются:
- совершенствование государственной политики (структурной, образовательной, научной, бюджетной, кредитной, инновационной, антимонопольной и т.д.);
- совершенствование процессов организации, управления и контроля в сфере образования: изменение аккредитационной и лицензионной политики - перераспределение контрольных цифр приема в пользу эффективных вузов, реорганизация или ликвидация неэффективных вузов и филиалов; ускорение разработки комплекса профессиональных стандартов; создание систем прогнозирования спроса на выпускников и мониторинга их трудоустройства; повышение требовательности и личной ответственности высшего менеджмента образовательных учреждений; разработка и применение современных средств и методов тестирования (компетенция профессорско-преподавательского состава);
- системная интеграция образовательных учреждений различных уровней образования путем укрупнения образовательных единиц «по горизонтали» или «по вертикали» в единые образовательные комплексы;
- развитие внутривузовских нелинейных связей между студентами и преподавателями, обеспечиваемых научными конференциями, комплексными межфа-культетскими и межкафедральными научными работами , научными конкурсами и олимпиадами;
- повышение самостоятельности вузов (при поддержке государства, бизнеса и институтов гражданского общества) в вопросах совершенствования методики, содержания обучения, обеспечения его соответствия требованиям инновационной экономики.
Г осударство может контроли ровать ситуацию на рынке образовательных ресурсов и труда посредством предоставления государственного заказа. Государственный заказ в области образования выгоден и вузам и государству: «Получатель государственного заказа имеет полные гарантии того, что созданный им товар (в данном случае - специалист, обладающий требуемыми на данный момент профессиональными знаниями и навыками) будет реализован и оплачен (чаще всего - по завышенным против рыночных ценам)» [1, с. 33].
В качестве эффективного метода предотвращения формирования фиктивного компонента человеческого капитала нами предлагается комплекс мер, направленных на снижение асимметрии информации на рынке труда. Асимметрия на рынке образовательных услуг (абитуриент имеет смутное представление об уровне подготовки в конкретном вузе, а вуз - об уровне подготовки абитуриента) затем провоцирует асимметрию информации на рынке труда, где уже работодатель наблюдает результаты обучения и собственных усилий выпускника.
Моральный риск участников рынка образования и труда состоит в том, что потребитель образовательного продукта может потерять время, деньги, упустить благоприятные возможности, не воспользоваться при -обретенным образовательным продуктом, потерять возможность повысить свою социальную конкурентоспособность, приобретая образовательный продукт ненадлежащего качества.
Сейчас вузы, чтобы сохранить свое положение и профессорско-преподавательский состав, снижают тре-
♦
♦
бования при наборе студентов, а в процессе обучения экономят на качестве контроля знаний. В итоге даже откровенно слабые студенты получают высшее образование, а сильные выпускники утрачивают возмож -ность подать сигнал работодателям с помощью диплома (10 - 15 лет назад наличие диплома о высшем об -разовании с хорошими оценками было достаточно сильным сигналом об уровне подготовки выпускника). Они предпочитают раскрыть свой тип, используя в качестве сигнала накопленный опыт работы. Не секрет, что работающий студент не способен регулярно посещать занятия и должным образом изучать материал. Кроме опыта работы в качестве действенного сигнала о типе работника используются документы, выдавае -мые заслуживающими доверия учреждениями, резюме, рекомендательные письма, собеседования, стажировки, прием на работу с испытательным сроком.
Работодатели разрабатывают свои собственные механизмы снижения асимметрии информации на рынке труда в соответствии с увеличением вероятности полу -чения ложного образовательного ресурса. Сужение формальных каналов приема (по распределению из учеб -ных заведений, по направлению службы занятости) со -провождается использованием преимущественно не -формальных каналов, таких как прием по родственным связям и знакомству, «свободный» найм, децентрали -зация набора, обращение в рекрутинговые агентства.
Количественное расширение рынка образовательных услуг за счет появления сети негосударственных ву -зов и их филиалов не привело к пропорциональному улучшению ситуации на рынке труда, а, наоборот, со -
здало прецеденты пролонгированного отрицательного воздействия.
В целях предотвращения появления фиктивной составляющей человеческого капитала:
- действия правительства и местной власти должны ориентироваться на рост объемов и отдачу инвестиций в человеческий капитал (в капитал здоровья, в образование, культуру, науку и инновации);
- действия предприятий и учреждений социальной сферы должны быть направлены на рост качества человеческого капитала (работоспособности, профессионализма, производительности, занятости, научно -технических инноваций);
- действия предпринимателей и персонала отраслей бизнеса должны быть ориентированы на рост качества труда и управления (продуктивности занятости, качества капитала и менеджмента);
- действия профсоюзов должны быть направлены на рост эффективности экономики (заработной платы и доходов на человеческий капитал, прибыли и предпринимательских доходов, пенсий и социальных пособий).
1. Бабичев ГА. Государственные регуляторы перевода экономики на экономику, основанную на знании // Вестник СГСЭУ 2009. № 2 (26).
2. Быченко Ю.Г., Баландина Т.М. Развитие потенциала работников современных предприятий // Вестник СГСЭУ. 2009. № 1 (25).
3. Ермолаев К.Н. Финансовые деривативы как одна из форм фиктивного капитала // Вестник СГСЭУ. 2009. № 1 (25).
4. Калина И.И. Типологизация объектов интеллектуальной собственности // Вестник СГСЭУ. 2011. № 1 (35).
удк 338.24 Л .В. Колязина
ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА КАК НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ УКЛАДОВ
В статье рассматривается электронное правительство как субъект государственного регулирования. Особое внимание уделяется анализу его функций, преимуществ и недостатков, специфике формирования в России. Функции электронного правительства определены следующим образом: организация государственного управления на основе электронных средств обработки, передачи и распространения информации; информационное взаимо -действие органов государственной власти и общества с использованием информационно-телекоммуникационных технологий; трансформированные для правительственных и государственных организаций идеи электронного бизнеса; автоматизированные государственные службы, основными функциями которых являются обеспечение свободного доступа граждан ко всей необходимой государственной информации, сбор налогов, регистрация транспортных средств и патентов, выдача необходимой информации, заключение соглашений и оформление поставок необходимых государственному аппарату материалов и оснащения.
Ключевые слова: электронное правительство, функции электронного правительства, информационнокоммуникационные технологии, индекс готовности электронного правительства.
L.V. Koljazina
FORMATION OF ELECTRONIC GOVERNMENT AS A TREND
IN THE DEVELOPMENT OF STATE REGULATION IN THE CONTEXT OF THE NEW TECHNOLOGIES-ECONOMIC STRUCTURES
The paper discusses e-government as an entity of government regulation. Particular attention is pad to analysis of its features, advantages and disadvantages, the specifics of its formation in Russia. Functions of e-government are defined