СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
7
OlDlO TDIBAEAiEB OEEOEANAI EIITnAIOA xAElAAxANElAl eateoaea
КОЛЯДИН А.П.,
кандидат экономических наук, профессор, проректор, Пятигорский лингвистический университет, 357532, Ставропольский край, г. Пятигорск, пр-т Калинина, 9
В статье раскрываются основные формы проявления фиктивного компонента человеческого капитала. Анализируются тенденции изменения отдачи от образования и науки, усиления территориальной и отраслевой диспропорциональности подготовки кадров и занятости.
Ключевые слова: человеческий капитал; фиктивный компонент человеческого капитала; формы проявления фиктивного компонента человеческого капитала; система финансирования образования; инновационная сфера экономики; образовательный потенциал общества; образовательная услуга; экономическая отдача от образования и науки.
The article reveals the main forms of human capital fictitious component displays. The tendencies of changes in outcome of education and research, strengthening of territorial and industrial disproportionality of manpower training and its employment have been analyzed.
Keywords: human capital; fictitious component of human capital; forms of fictitious component of human capital financing system of education, innovative economy; educational potential of the company; educational services, the economic returns to education and science.
Коды классификатора JEL: J24.
В современных экономических условиях назрела объективная потребность в высоком уровне образования населения, непрерывной профессиональной подготовке, проявлении творческой инициативы работников. В экономике формируются потребности в новых качествах индивида, таких как аналитические способности, информационная восприимчивость, коммуникабельность, креативность, высокая культура и профессионализм, т.е. все то, что включается в понятие человеческий капитал.
Однако в эпоху всеобщего образования, как объективного требования экономики, основанной на знаниях, наряду с реальным приращением человеческого капитала, как важнейшего ресурса хозяйственной деятельности общества, порождается и функционирует в значительных объемах его фиктивная (мнимая, формальная, малополезная) составляющая. Это характерно для всех стран с высоким уровнем затрат на образование, поскольку, в соответствии с законом убывающей производительности, по мере роста этих затрат и вовлечения в образовательный процесс все большего количества обучаемых предельная производительность образовательных ресурсов снижается. В то же время в современной России, в силу ряда причин и условий, фиктивный ком-
© А.П. Колядин, 2010
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 3
понент человеческого капитала (ФКЧК) приобрел гипертрофированные масштабы и нашел свое проявление в специфических формах и чертах.
Наиболее зримыми формами проявления фиктивного компонента человеческого капитала выступают:
1. Невысокий уровень подготовки и компетенций большинства выпускников системы высшего профессионального образования. Как подчеркивает профессор Высшей школы экономики, доктор экономических наук Р.М. Нуреев в докладе «От мифотворчества к реальным фактам», «высшее образование стало социальной нормой, которая неадекватно отражает уровень способностей» [2]. Хотя конкретных показателей удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников не существует, косвенно об этом свидетельствует время, требуемое для того, чтобы выпускник — специалист вошел в курс дела на рабочем месте, качество выполнения им своих должностных обязанностей, уровень работоспособности и т.д.
Но, с другой стороны, налицо проблема невостребованности знания. Бурное развитие ГГ-технологий многократно увеличивает поток информации, в результате чего образуются так называемые «информационные шумы» — избыток ненужной информации трансформирующейся в бесполезные знания, не востребованные ни повседневной жизнью, ни хозяйственной деятельностью индивида. Логично предположить, что чем мощнее «информационный пресс» воздействия на субъекта при ограниченной способности последнего к усвоению и генерации знаний, тем слабее реализуется его функция при формировании конкретного индивидуального человеческого капитала.
Тенденции на рынке труда свидетельствуют о том, что в последнее время, наряду со спросом на специалистов, обладающих широкой областью знаний и компетенций на основе междисциплинарной подготовки, все отчетливее стала проявляться потребность в специалистах узкого профиля. Именно узкая специализация в той или иной области является гарантом занятости и дохода для индивида. Это порождает нацеленность на некую утилитарность (а не энциклопедичность) знаний, сфокусированность на текущем знании, дающем гарантированный доход, престиж и статус. Во многих зарубежных фирмах существует корпоративный свод требований к знаниям специалистов различного уровня, и они обязаны пополнять свои знания, совершенствовать профессиональную подготовку лишь в его рамках. Как правило, такая практика ведет к односторонности в профессиональном развитии индивида как носителя человеческого капитала. При такой ситуации выбор каждым индивидом экономически ценного для него знания оставляет невостребованными знания в других областях. Это ведет к росту издержек упущенных возможностей, что необходимо принимать во внимание при оценке экономической значимости данного знания для конкретного субъекта — носителя человеческого капитала, поскольку чем выше альтернативные издержки, тем ниже ценность данного выбора гипотетически.
2. Нерациональная структура выпуска специалистов профессиональных учебных заведений, не учитывающая потребности рынка и государственного сектора занятости (перекос профессионального образования в целом в сторону высшего образования, а в рамках высшей школы перекос в сторону гуманитарных специальностей и т.д.).
Одно из немногих конкурентных преимуществ, которые пока еще сохраняет Россия в мировом сообществе, — относительно высокий образовательный потенциал населения. Средний уровень образования, измеряемый как продолжительность «формального» обучения, составляет сегодня около 11 лет, что говорит о довольно высоком «качестве» трудовых ресурсов. Вместе с тем сам по себе количественный показатель средней продолжительности обучения не влияет на состояние рынков труда, где все большее значение имеет структура спроса и предложения рабочей силы.
Проблема современной России состоит именно в нехватке профессионального образования, востребованного рынком. В первую очередь экономике не хватает специалистов со средним профессиональным образованием, которых требует растущая сфера услуг, в том числе сама рыночная инфраструктура (нужны секретари и банковские операционисты, страховые и туристические агенты, администраторы отелей и ресторанов, продавцы и агенты по рекламе и т.д.). Проблема обеспечения квалифицированными кадрами со средним профессиональным образованием стоит остро и в традиционно «государственных» отраслях экономики (здравоохранение, социальная помощь).
Следовательно, поддержка образования государством должна быть селективной, а структура системы образования должна модифицироваться в соответствии с требованиями рынка и потребностями общества.
Количественные показатели приема и выпуска учащихся различными образовательными учреждениями свидетельствуют о предпосылках структурного кризиса на рынках труда. Сокращение выпуска учреждениями начального профессионального образования и резкий рост набора студентов в вузы неминуемо привели к углублению диспропорций в сфере занятости. Следует еще учесть динамику выбытия с предприятий промышленности «старых» кадровых рабочих. По возрасту работающих сегодня обрабатывающая промышленность, лесное и сельское хозяйство и транспорт — самые старые отрасли, тогда как в сфере услуг, в торговле, финансово-кредитной и страховой сфере, в отрасли связи средний возраст работников существенно ниже. Отдельная проблема — выпуск студентов из педагогических вузов. Данные демографического прогноза однозначно свидетельствуют о наличии устойчивой тенденции снижения численности детей школьного возраста в стране (результат резкого сокращения рождаемости в 1990-е гг.).
В современной России существует не только профессиональный, но и территориальный перекос в подготовке кадров. Согласно официальным данным, основная нагрузка по подготовке профессиональных кадров в высшей школе лежит на Центральном, Северо-Западном и Западно-Сибирском районах. Именно здесь высшие учебные заведения несут повышенную нагрузку, обеспечивая образовательными услугами запросы не только собственного населения, но и студентов из других регионов. В целом в 15 из 122 вузовских городов России расположено 49% всех высших учебных заведений. В Москве и Санкт-Петербурге обучается 24,5% всех студентов России. Учитывая географическое положение регионов — доноров услуг высшей школы, можно выделить два центра притяжения студентов: Москва — Санкт-Петербург, Западно-Сибирский район, разделившие рынки образовательных услуг по две стороны страны. При этом Северо-Кавказский и Центрально-Черноземный районы являются территориями с наиболее сбалансированным предложением образовательных услуг при существенном оттоке студентов в центральные вузы. Для них характерны относительно низкие конкурсы при низкой концентрации студентов. В свою очередь Северный, Уральский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный районы и Калининградская область хуже всего удовлетворяют спрос на образовательные услуги высшей школы, что выражается в высоких конкурсах при малом количестве мест в расчете на душу населения. Положение в остальных регионах характеризуется как стабильное и сбалансированное [3, с. 5].
Общественное признание приоритета высшего образования и доступность получения платных образовательных услуг обусловили ситуацию, когда студентами высших учебных заведений становятся лица, в принципе не склонные к серьезному обучению. В этой связи возникает проблема получения знаний, не стимулирующих, а блокирующих развитие человеческого капитала. Это происходит тогда, когда образовательные программы с большим трудом осваиваются индивидом (если они выходят
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 3
за рамки его интеллектуального развития и его способностей) или не соответствуют другим составным элементам человеческого капитала (например, чрезмерно напряженный умственный труд при слабом здоровье может привести к психическим заболеваниям и т.п.).
Негосударственные вузы, как правило, удовлетворяют спрос на образовательные услуги, порождаемый региональными диспропорциями распределения бюджетных мест, а также на популярные специальности. Подсистема негосударственных вузов практически не подчиняется органам управления системы образования. Властные полномочия органов управления ограничиваются контрольными функциями. Определение контрольных цифр приема в отношении негосударственных вузов практически не производится. В результате деятельность негосударственных вузов вносит дисбаланс в систему эффективного распределения средств населения для наиболее полного удовлетворения спроса на специалистов со стороны рынка труда в будущем.
В условиях реформирования образовательной системы коммерциализация образовательных услуг породила ряд негативных с точки зрения общественного развития последствий. В России введение платы за обучение без использования механизмов оказания финансовой помощи студентам оказало отрицательное воздействие на равенство доступа к образованию. Отсутствие стипендий и образовательных кредитов приводило к возникновению парадоксальной ситуации непропорционального увеличения доли студентов из обеспеченных семей, обучающихся в престижных государственных университетах, при избыточном увеличении доли студентов из малообеспеченных семей в частных вузах.
На практике неконтролируемый рост частных вузов (в 2007-2008 уч. году — 450, в 2008-2009 уч. году — 474, в 2009-2010 уч. году — 452) ведет к снижению качества высшего образования в стране. Поэтому критерием эффективности развития образования должны быть не количественные, а качественные социально-экономические показатели деятельности вузов.
3. Неподготовленность большинства выпускников вузов к креативной, инновационной деятельности. Это является одной из существенных причин серьезного отставания нашей страны от ведущих экономически развитых государств в этой сфере. Основным мотивом приобретения образовательных услуг в вузе для конечного потребителя является хорошая профессиональная подготовка с целью реализации интеллектуальных способностей человека. При этом значимую роль сферы образовательных услуг в интеллектуальном развитии признают 1/3 обучающихся из столичных городов и около 2/5 из периферийных.
Свою негативную роль в отставании нашей страны в инновационной сфере сыграла политика остаточного финансирования высшей школы, ее исключение из приоритетных сфер развития общества и государства. Сегодня подростки представляют карьеру скорее в виде преданного служения, чем развития собственных способностей и интеллекта, что представляется опасной тенденцией.
Доходность инвестиций в обучение зависит, в частности, и от уровня образовательной программы. Получив степень бакалавра, студент стоит перед проблемой выбора: идти работать или продолжить обучение в магистратуре, затем — в аспирантуре. Каждая следующая ступень образования привлекает, как известно из практики, все меньше желающих. Такое положение дел объясняется тем, что каждая новая образовательная ступень дает все меньшее приращение дохода. Во-первых, альтернативные издержки обучения становятся все выше, так как потенциальный работник уже имеет достаточно высокий уровень образования и мог бы получать относительно высокую зарплату. Во-вторых, каждый дополнительный год обучения уменьшает продолжительность предстоящей трудовой карьеры. Прямые расходы на обучение тоже в свою очередь растут. Таким образом, требуется очень существенный рост зарплаты
в будущем и низкий уровень индивидуальной ставки дисконтирования, чтобы студент согласился учиться дальше.
Теоретически, он может учиться до тех пор, пока доходность для него очередной образовательной программы не сравняется с рыночной процентной ставкой. Вот почему в экономической науке очень часто используют в расчетах банковскую процентную ставку вместо индивидуальной ставки дисконтирования, поскольку она практически неизмерима и существенно варьирует у разных людей.
Конкурентный рынок труда сам выравнивает доходность разных образовательных программ. Как правило, зарплата всегда выше в тех профессиональных областях, которые требуют более продолжительного обучения (большие издержки должны компенсироваться высоким заработком, чтобы доходность не изменилась). Например, в западных странах отсутствует квалификация бакалавра в таких областях, как юриспруденция и медицина. Эти профессии обязательно предполагают более длительное обучение, и именно они входят в десятку самых высокооплачиваемых в этих странах.
Развитие человеческого капитала в современных условиях требует передачи инновационных знаний. Необходимые условия для производства и передачи таких знаний обеспечивает вузовская инфраструктура, внутри которой концентрируются необходимые ресурсы. Научные подразделения высших учебных заведений осуществляют проведение прикладных исследований по самым современным и перспективным направлениям и передают их основные результаты в учебный процесс и хозяйственную практику. Только в рамках вузовской инфраструктуры производство знаний может доводиться до массового выпуска и широкого общественного потребления. Реализуемая в настоящее время парадигма инновационного экономического развития России существенно снижает роль материально-вещественных и пространственных факторов роста. Если в течение большей части ХХ века рыночная стоимость компаний была преимущественно функцией физических активов, то начиная с 1980-х гг., экономисты стали отмечать значение соотношения рыночной цены компании и цены замещения ее реальных активов. На долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании и организации производства, в промышленно развитых странах приходится до 80-95% прироста валового внутреннего продукта [1, с. 8]. В силу ряда причин студенты в нашей стране отдают предпочтение не тем вузам, где отлажена инфраструктура инновационного обучения, а тем, в которых ниже оплата и мягче требования.
4. Относительно низкая экономическая отдача от вузовской науки и науки в целом. В фундаментальной науке: низкие абсолютные значения и отрицательная динамика публикационной активности и цитируемости российских ученых (13-е место в мире по публикационной активности); недостаточное влияние на обновление структуры и содержания образования; международное признание по весьма ограниченному числу направлений. В прикладной науке: низкая результативность — 24-е место в рейтинге стран по количеству «триадных» патентных семей (американская, японская и европейская патентные системы); недостаточно высокая востребованность результатов (низкая доля проектов полного цикла «НИР — ОКР — коммерциализация результатов»), около 0,3% мирового рынка высокотехнологичной продукции.
Проблема отдачи от науки в условиях современной России приобретает особую актуальность. По данным ОЭСР, на каждую единицу вложенных в развитие науки средств отдача составляет примерно 500%. Однако это оказывается возможным только при наличии отлаженных механизмов функционирования науки, ее связей с производством. Объективно по мере увеличения продолжительности функционирования человеческого капитала персонифицированного индивида степень восприятия, усвоения и генерации новых знаний снижается. Самым креативным возрастом человека считается период от 25 до 40 лет. Естественное (природное) частичное утрачивание человеком своих качеств по мере его старения является тем объективным фактором, который снижает его способ-
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 3
ность к постоянному возобновлению знаний, их генерации и использованию в практической деятельности.
Наряду с другими причинами, в значительной мере низкая отдача от науки в последнее время связана с тем, что возрастной состав отечественного научного потенциала на 35% состоит из лиц старше 50 лет. В эту возрастную группу попадают половина кандидатов и 81% докторов наук вузов. Для сравнения: в Японии, где связь науки с производством налажена образцово, половина ученых — это лица моложе 35 лет и лишь 7% старше 55 лет [1, с. 13].
По оценкам западных специалистов, для среднего образования нормы отдачи располагаются на уровне 1,15-1,2, а для высшего — 1,1-1,15. Характерной чертой норм отдачи является их убывание по мере возрастания уровня образования. Большинство экономистов связывают разницу в нормах отдачи с падением эффективности предельных издержек на образование, обусловленную в том числе необходимостью делать поправку на потерянные в результате отвлечения средств на образование доходы.
Таким образом, формами проявления фиктивного компонента человеческого капитала выступают невысокий уровень подготовки и компетенций выпускников, нерациональная структура выпуска специалистов с высшим профессиональным образованием, неподготовленность и неспособность большинства выпускников к креативной, инновационной деятельности, относительно низкая экономическая отдача от фундаментальной и прикладной науки. Зная формы проявления нетрудно выявить причины формирования и определить пути минимизации неэффективной части человеческого капитала в условиях современной России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мильнер Б. Управление знаниями в современной экономике // Проблемы теории и практики управления. 2006. №9.
2. Нуреев Р.М. От мифотворчества к реальным факторам // Академия. № 22 (458). 19.06.2010.
3. По данным сайта www.gks.ru.