Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2015. Том 2
УДК 338.28
РАЗВИТИЕ ЧАСТНОЙ КОСМОНАВТИКИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
М. Г. Голубкина Научный руководитель - М. В. Сафронов
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: marina-nen.89@mail.ru
Рассматриваются вопросы места частного сектора в реализации космической деятельности. Проведен анализ развития частного сектора космонавтики в России и за рубежом. Проведено сравнение различных путей развития частной космонавтики.
Ключевые слова: частная космонавтика, космический туризм.
DEVELOPMENT OF PRIVATE SPACE IN RUSSIA AND ABROAD
M. G. Golubkina Scientific supervisor - M. V. Safronov
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: marina-nen.89@mail.ru
The article is devoted to the place of the private sector in the implementation of space-related activities. The analysis of the private sector development of cosmonautics in Russia and abroad is given. A comparison of the different ways ofprivate space exploration development is held.
Keywords: private astronautics, space tourism.
С начала космической эры нашей цивилизации прошло совсем немного времени, чуть более пятидесяти лет. Начальным пунктом космической эры принято считать 4 октября 1957 года. Ракетно-космическая отрасль насчитывает всего лишь чуть более половины столетия. То, насколько необходимо и важно осваивать космическое пространство, показывают многие сферы нашей жизни: это и научные открытия, и технические достижения и развитие технической мысли. Космонавтика фактически стала одной из частей нашей экономики, тем не менее мы ежедневно пользуемся ее достижениями. Космическая техника во все времена являлась воплощением самым передовых и смелых идей, созданных умом человека [1].
Конкуренция осталась и по сей день. В связи с постоянным ростом численности населения идёт большое потребление ресурсов, которое очень быстро истощает нашу планету. На наш взгляд, есть одно логическое решение. Это технологический рывок в сфере космических технологий, который позволит перемещаться человеку по космическому пространству на большие расстояния с коротким временным интервалом и функцией развернуть добывающее оборудование в экстремальных космических условиях. Решение является логическим, так как продолжает историю человеческой цивилизации путём пополнения научной и технической базы. Чтобы такое решение было реализовано, требуется интенсивное развитие космических технологий. На данный момент передовиками этих технологий являются США и Россия. США в своей стратегии освоения космоса приняли решение оставить себе функции управляющего органа регулирующего космические полеты и в роли заказчика, а разработку и создание космических аппаратов отдали в руки частного сектора. Частные компании уже проводят летные испытания разработанных космических носителей. Оказалось, что частники способны решать сложные технологические задачи быстрее и с меньшими затратами, чем государственные корпорации. Вот тому несколько примеров. В июне 2004 года группа инженеров осуществила первый в мире частный суборбитальный полет. Самолет SpaceShipOne поднялся на высоту свыше 100 км и благополучно приземлился на аэродроме в Калифорнии. А осенью 2010 года совершил первый испытательный полет космический корабль Dragon компании
Секция «Экономика и бизнес»
SpaceX. Космический корабль Dragon и ракета-носитель Falcon 9 компании SpaceX были выбраны NASA в качестве транспортного средства для доставки грузов на борт Международной космической станции. С помощью NASA инженерам SpaceX удалось создать относительно недорогой, простой и весьма надежный космический аппарат [2].
С развитием космонавтики появляются и новые видя космических услуг. Одной из наиболее перспективных и прибыльных ниш в этой области является космический туризм. В России также существует частный сектор, но он ограничен, и может производить только космическую аппаратуру. Отечественный первенец, который полон решимости сделать прибыльным освоение космоса -«Даурия Аэроспейс» [3]. Носители же производят только государственные структуры или организации подконтрольные им. Космический туризм тоже присутствует, но не суборбитальный как в США, а полноценный орбитальный с временным проживанием на МКС, но все-таки исключительно в редких случаях, так как услуга очень дорогая. В связи с этими различиями возникли разные результаты развития. У США более мощные исследовательские технологии, такие как телескопы, оптика, радиооборудование, электронно-вычислительные машины. В свою очередь у России более развиты транспортные технологии, у нас более надежные и практичные носители, так же более квалифицированные космонавты, чем у США. Конкуренция этих двух гигантов в последние годы очень активизировалась, результатом этой конкуренции стал разрыв сотрудничества в космической сфере. Россия осталась без высокотехнологичных комплектующих, но было найдено временное решение, ответных мер Российская Федерация не предпринимала, и продолжила поставку своей продукции США, продолжая отрабатывать и совершенствовать свою транспортную технологию. Российская Федерация создала почву для международных проектов по освоению других планет. К своим будущим космическим проектам подключила союзников, таких как Индия и Китай. При определённом взаимовыгодном сотрудничестве это даст ту технологическую базу, с которой можно начать ресурсно-добывающее освоение космоса.
Из вышесказанного следует, что американский путь развития является менее эффективным, так как разработка носителей лежит на плечах коммерческих компаний, а они в свою очередь нацелены на суборбитальные полёты и получение прибыли, так как их аппараты проходят только лётные испытания. Об освоении космического пространства на добычу ресурсов не может идти речи. Российский путь имеет преимущество, так как идёт постоянное совершенствование и отладка лётной технологии, плюс планирование и организация международных полётов с союзниками на другие планеты.
Библиографические ссылки
1. Государственный и частный космос: конкурентные возможности России [Электронный ресурс]. URL: http://www.sovkos.ru/ (дата обращения: 02.04.2015).
2. Частники в космосе [Электронный ресурс]. URL: http://www.e-reading.club/chapter.php/ 1022953/46/Zigunenko_-_100_velikih_dostizheniy_v_mire_tehniki.html (дата обращения: 02.04.2015).
3. Частный космос теперь и в России [Электронный ресурс]. URL: http://habrahabr.ru/ company/dauria/blog/193578/ (дата обращения: 03.04.2015).
© Голубкина М. Г., 2015