Научная статья на тему 'Развитие частной космонавтики в России и за рубежом'

Развитие частной космонавтики в России и за рубежом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
580
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧАСТНАЯ КОСМОНАВТИКА / PRIVATE ASTRONAUTICS / КОСМИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / SPACE TOURISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голубкина М.Г., Сафронов М.В.

Рассматриваются вопросы места частного сектора в реализации космической деятельности. Проведен анализ развития частного сектора космонавтики в России и за рубежом. Проведено сравнение различных путей развития частной космонавтики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PRIVATE SPACE IN RUSSIA AND ABROAD

The article is devoted to the place of the private sector in the implementation of space-related activities. The analysis of the private sector development of cosmonautics in Russia and abroad is given. A comparison of the different ways of private space exploration development is held.

Текст научной работы на тему «Развитие частной космонавтики в России и за рубежом»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2015. Том 2

УДК 338.28

РАЗВИТИЕ ЧАСТНОЙ КОСМОНАВТИКИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

М. Г. Голубкина Научный руководитель - М. В. Сафронов

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: marina-nen.89@mail.ru

Рассматриваются вопросы места частного сектора в реализации космической деятельности. Проведен анализ развития частного сектора космонавтики в России и за рубежом. Проведено сравнение различных путей развития частной космонавтики.

Ключевые слова: частная космонавтика, космический туризм.

DEVELOPMENT OF PRIVATE SPACE IN RUSSIA AND ABROAD

M. G. Golubkina Scientific supervisor - M. V. Safronov

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: marina-nen.89@mail.ru

The article is devoted to the place of the private sector in the implementation of space-related activities. The analysis of the private sector development of cosmonautics in Russia and abroad is given. A comparison of the different ways ofprivate space exploration development is held.

Keywords: private astronautics, space tourism.

С начала космической эры нашей цивилизации прошло совсем немного времени, чуть более пятидесяти лет. Начальным пунктом космической эры принято считать 4 октября 1957 года. Ракетно-космическая отрасль насчитывает всего лишь чуть более половины столетия. То, насколько необходимо и важно осваивать космическое пространство, показывают многие сферы нашей жизни: это и научные открытия, и технические достижения и развитие технической мысли. Космонавтика фактически стала одной из частей нашей экономики, тем не менее мы ежедневно пользуемся ее достижениями. Космическая техника во все времена являлась воплощением самым передовых и смелых идей, созданных умом человека [1].

Конкуренция осталась и по сей день. В связи с постоянным ростом численности населения идёт большое потребление ресурсов, которое очень быстро истощает нашу планету. На наш взгляд, есть одно логическое решение. Это технологический рывок в сфере космических технологий, который позволит перемещаться человеку по космическому пространству на большие расстояния с коротким временным интервалом и функцией развернуть добывающее оборудование в экстремальных космических условиях. Решение является логическим, так как продолжает историю человеческой цивилизации путём пополнения научной и технической базы. Чтобы такое решение было реализовано, требуется интенсивное развитие космических технологий. На данный момент передовиками этих технологий являются США и Россия. США в своей стратегии освоения космоса приняли решение оставить себе функции управляющего органа регулирующего космические полеты и в роли заказчика, а разработку и создание космических аппаратов отдали в руки частного сектора. Частные компании уже проводят летные испытания разработанных космических носителей. Оказалось, что частники способны решать сложные технологические задачи быстрее и с меньшими затратами, чем государственные корпорации. Вот тому несколько примеров. В июне 2004 года группа инженеров осуществила первый в мире частный суборбитальный полет. Самолет SpaceShipOne поднялся на высоту свыше 100 км и благополучно приземлился на аэродроме в Калифорнии. А осенью 2010 года совершил первый испытательный полет космический корабль Dragon компании

Секция «Экономика и бизнес»

SpaceX. Космический корабль Dragon и ракета-носитель Falcon 9 компании SpaceX были выбраны NASA в качестве транспортного средства для доставки грузов на борт Международной космической станции. С помощью NASA инженерам SpaceX удалось создать относительно недорогой, простой и весьма надежный космический аппарат [2].

С развитием космонавтики появляются и новые видя космических услуг. Одной из наиболее перспективных и прибыльных ниш в этой области является космический туризм. В России также существует частный сектор, но он ограничен, и может производить только космическую аппаратуру. Отечественный первенец, который полон решимости сделать прибыльным освоение космоса -«Даурия Аэроспейс» [3]. Носители же производят только государственные структуры или организации подконтрольные им. Космический туризм тоже присутствует, но не суборбитальный как в США, а полноценный орбитальный с временным проживанием на МКС, но все-таки исключительно в редких случаях, так как услуга очень дорогая. В связи с этими различиями возникли разные результаты развития. У США более мощные исследовательские технологии, такие как телескопы, оптика, радиооборудование, электронно-вычислительные машины. В свою очередь у России более развиты транспортные технологии, у нас более надежные и практичные носители, так же более квалифицированные космонавты, чем у США. Конкуренция этих двух гигантов в последние годы очень активизировалась, результатом этой конкуренции стал разрыв сотрудничества в космической сфере. Россия осталась без высокотехнологичных комплектующих, но было найдено временное решение, ответных мер Российская Федерация не предпринимала, и продолжила поставку своей продукции США, продолжая отрабатывать и совершенствовать свою транспортную технологию. Российская Федерация создала почву для международных проектов по освоению других планет. К своим будущим космическим проектам подключила союзников, таких как Индия и Китай. При определённом взаимовыгодном сотрудничестве это даст ту технологическую базу, с которой можно начать ресурсно-добывающее освоение космоса.

Из вышесказанного следует, что американский путь развития является менее эффективным, так как разработка носителей лежит на плечах коммерческих компаний, а они в свою очередь нацелены на суборбитальные полёты и получение прибыли, так как их аппараты проходят только лётные испытания. Об освоении космического пространства на добычу ресурсов не может идти речи. Российский путь имеет преимущество, так как идёт постоянное совершенствование и отладка лётной технологии, плюс планирование и организация международных полётов с союзниками на другие планеты.

Библиографические ссылки

1. Государственный и частный космос: конкурентные возможности России [Электронный ресурс]. URL: http://www.sovkos.ru/ (дата обращения: 02.04.2015).

2. Частники в космосе [Электронный ресурс]. URL: http://www.e-reading.club/chapter.php/ 1022953/46/Zigunenko_-_100_velikih_dostizheniy_v_mire_tehniki.html (дата обращения: 02.04.2015).

3. Частный космос теперь и в России [Электронный ресурс]. URL: http://habrahabr.ru/ company/dauria/blog/193578/ (дата обращения: 03.04.2015).

© Голубкина М. Г., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.