Секция «Маркетинг и коммерциализация космоса»
дируется наличие просроченных товаров; у фармацевта появляется возможность сконцентрироваться только на консультационных вопросах с потребителями; есть возможность увеличить выставочное пространство для коммерческих товаров высокой рентабельности. Роботизация аптеки на сегодняшний день - это весомая по затратам и долгосрочная инвестиция, но при этом дающая неоспоримые преимущества перед конкурентами.
Еще одним мероприятием для реализации стратегии является открытие интернет - аптеки. Под интернет - аптекой понимается торговая площадка, доставляющая товар в ближайшую и удобную для вас апте-
ку, так как реализация лекарственных средств вне стационарных мест торговли запрещена законодательством. Но и такая схема торговли исключает длинную цепочку посредников, обеспечивая низкие цены для клиентов. Вся продукция поставляется напрямую со складов.
Только определив правильную стратегию можно выжить на конкурентном рынке. Какие методы конкуренции применять - зависит от многих факторов, и каждая аптека должна правильно расставить для себя приоритеты, после чего продумывать стратегию поведения.
© Герасимова Н. В., 2014
УДК 629.78:338.4
М. Г. Голубкина, О. А. Русакова Научный руководитель - Л. А. Семенова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ОСОБЕННОСТИ ОСВОЕНИЯ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ЧАСТНЫМИ КОМПАНИЯМИ И ДАЛЬНЕЙШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
Рассмотрены основные направления освоения космического пространства частными компаниями, их достижения и перспективы развития.
Основные направления частного бизнеса в освоении космического пространства - это создание ракетно-космических систем и предоставление услуг (космический туризм).
Ракетно-космические системы включают:
- ракеты-носители (в дальнейшем - РН);
- полезную нагрузку (космические аппараты и космические корабли);
- наземные средства и службы обеспечения транспортировки, монтажа и подготовки ракет к запуску, а также сами стартовые сооружения и командно-информационное обеспечение запусков (космодромы).
Деятельность частных компаний на космическом рынке может осуществляться за счет собственных средств, за счет привлечённых средств частных лиц и через государственно-частное партнерство. В последнем случае государство выступает в роли заказчика, как в американской программе Commercial Orbital Transportation Services - «коммерческая орбитальная транспортировка». С 2010 года американское Управление по воздухоплаванию и исследованию космического пространства (в дальнейшем - NASA) приняло решение о начале работ по программе Commercial Orbital Transportation Services. Суть программы заключается в создании частными компаниями недорогих средств доставки грузов на орбиты ближнего космоса. Так NASA стремится снизить зависимость от международных партнёров в обслуживании международной космической станции (в дальнейшем - МКС). По результатам конкурса NASA заключила контракты с компаниями SpaceX и Orbital Sciences Corporation на создание ракет-носителей и космических кораблей для обслуживания МКС.
Наибольших успехов добилась компания SpaceX (см. рисунок), созданная в 2002 году. Стоимость контракта NASA со SpaceX составляет $1,6 млрд. За эту сумму компания SpaceX должна осуществить 12 запланированных рейсов на МКС. Особенностью данного контракта является то, что частная компания SpaceX сама разрабатывает, изготавливает ракеты-носители и грузовой корабль, а для запуска РН использует предоставляемый NASA космодром на мысе Канаверал.
И пока SpaceX - первая в мире частная компания, успешно запустившая грузовой корабль Dragon к МКС и возвратившая его на Землю. Основной особенностью корабля Dragon является возвращение грузов на Землю, которой не обладает ни один из действующих на данный момент космических грузовиков. Недостаток Dragon - это отсутствие двух важнейших для работы МКС функций, реализованных на других транспортниках - российском «Прогрессе» и европейском ATV; Dragon не может доставлять на МКС топливо для пополнения баков объединенной двигательной установки и соответственно не может корректировать орбиту МКС, что необходимо для маневров уклонения от метеоритов и космического мусора, а также поднятия орбиты при ее «просадке».
В настоящее время компанией SpaceX отрабатываются возвращаемые ракетные блоки на ракете Grasshopper. В перспективе многоразовое использование ракет-носителей позволит компании SpaceX существенно снизить стоимость запусков, выигрывая первенство в конкурентной борьбе [1]. Уже к 2016 году SpaceX собирается эксплуатировать РН собственной разработки Falcon-9 для перевозки на МКС астронавтов.
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Социально-экономические и гуманитарные науки
Достижения частных компаний США по контрактам с NASA с 2006 года
SpaceX
■Falcon 1 (легкая РН на жидком топливе) ■Falcon 9 (средняя РН на жидком топливе) ■FalconHeavy (тяжёлая РН) ■Dragon (космический грузовой корабль) ■ Grasshopper (ракета-кузнечик для тестовых полетов)
Orbital Sciences
■ космический грузовой корабль Cyg-nus
Разработки частных компаний на космическом рынке
В сентябре 2013 года совершил первый полёт к МКС частный космический грузовик Cygnus, разработанный компанией Orbital Sciences [2]. NASA заключила с Orbital Sciences контракт общей стоимостью в $1,9 млрд на восемь полетов Cygnus к МКС до 2016 года. Для доставки грузовика Cygnus к МКС компания Orbital Sciences использует ракету-носитель Antares, созданную с участием украинского КБ «Южное» и корпорации Aerojet и с двигателями НК-33/AJ26, разработанными и произведенными на самарском предприятии «Кузнецов».
В настоящее время контракты с двумя частными компаниями действуют до декабря 2015 года. Руководство NASA высказывает намерение продлить договора до 2017 года [3].
Итак: частные компании все успешнее решают задачи по освоению ближнего космоса. И достигается это как с помощью собственных разработок, так и с использованием унифицированных двигателей, агрегатов других производителей, т. е. кооперацией в производстве РН. Это позволяет сократить сроки разработки и уменьшить стоимость изделия. Приме-
нение новейших ракетно-космических технологий создает перспективы изготовления частными компаниями ракет-носителей с возвращаемыми ракетными блоками и космическими кораблями.
Библиографические ссылки
1. Ракета-кузнечик компании SpaceX прыгает на высоту 250 метров [Электронный ресурс]. 24.04.2013. URL: http ://www. daily techinfo. org/space/4742-raketa-kuznechik-kompanii-spacex-prygaet-na-vysotu-250-metrov.html (дата обращения: 04.04.2014).
2. Частный космический грузовик Cygnus отправился в первый полёт к МКС. [Электронный ресурс]. 18.09.2013. URL: http://ria.ru/science/20130918/9640 99658.html (дата обращения: 04.04.2014).
3. NASA продлит контракты с компаниями Orbital Sciences и Space-X. [Электронный ресурс]. 01.04.2014. URL: http ://argumenti.ru/science/2014/04/329185 (дата обращения: 05.04.2014).
© Голубкина М. Г., Русакова О. А., 2014
УДК: 338.24
А. А. Елистратова Научный руководитель - Е. А. Рыбакова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
КРАУДСОРСИНГ: СОБЛАЗНИТЕЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГОВЫЙ АГРЕССОР
Рассматривается что такое Краудсорсинг, его категории и применение в России. Краудсорсинг в настоящее время активно развивается в качестве модели для решения любого вида проблем и задач, стоящих как перед бизнесом, так и перед государством и обществом в целом.
Краудсорсинг - это мобилизация ресурсов людей посредством информационных технологий с целью решения задач, стоящих перед бизнесом, государством и обществом в целом [1].
Краудсорсинг можно разделить на следующие категории:
I. По сфере жизни (бизнес, социальный, политический).
II. По типу решаемых задач (создание продукта (контента), голосование, поиск решения, поиск людей, сбор информации, сбор мнений, тестирование, служба поддержки, сбор средств - Краудфандинг) [2].
Преимущества Краудсорсинга:
Большой охват. Предлагая решение задачи большой группе потенциальных исполнителей, заказчик автоматически достигает широкого охвата. При этом он не прикладывает дополнительных ресурсов или усилий.
Вовлечение пользователей. Это определенно один из ключевых моментов технологии Краудсорсинга. Когда человек берется выполнять задание, обменивается идеями, обсуждает результаты работы, рассказывает о проекте своим друзьям, он мотивирован и тем ценен для компании.