Научная статья на тему 'Эффективность частных компаний на мировом космическом рынке'

Эффективность частных компаний на мировом космическом рынке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
302
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голубкина М. Г., Семенова Л. А.

Представлен обзор затрат NASA на развитие частных компаний в освоении рынка космических услуг и их результативность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективность частных компаний на мировом космическом рынке»

Секция «Освоение космического пространства: история и современность»

УДК 629.78

М. Г. Голубкина Научный руководитель - Л. А. Семенова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЧАСТНЫХ КОМПАНИЙ НА МИРОВОМ КОСМИЧЕСКОМ РЫНКЕ

Представлен обзор затрат NASA на развитие частных компаний в освоении рынка космических услуг и их результативность.

Национальное управление по воздухоплаванию и исследованию космического пространства (NASA) обладает самым большим бюджетом среди всех космических агентств мира (рис. 1 - затраты NASA с 2005 года). С 1958 по 2008 годы NASA истратила на космические программы (с учётом инфляции) около $810,5 млрд. В законе о деятельности NASA, подписанном 11.10.2010 года президентом Обамой, предусмотрено, что пилотируемые полёты на околоземную орбиту, в частности доставка экипажей на Международную космическую станцию (МКС), будут осуществляться коммерческими компаниями. В настоящее время основные направления частного бизнеса в освоении космического пространства - это ракеты космического назначения и космодромы; космические аппараты (КА), космические корабли (КК); космический туризм.

В 2012 году NASA предоставило $270 млн четырем компаниям, ведущим разработку частных КА и ракет-носителей для полетов астронавтов к МКС. Так же NASA выделило $1,1 млрд на частные пилотируемые аппараты. Государственные средства получили Boeing, SpaceX и Sierra Nevada. Компания Boeing и корпорация Space Exploration Technologies выиграли государственный конкурс на $900 млн - это самая значительная сумма денег, предоставленная правительством на разработку и тестовые запуски коммерческого пилотируемого КА: $460 млн. выделено компании Boeing и $440 млн - Space Exploration Technologies (SpaceX). Компании работают над созда-

$млрд, 19,2

нием коммерческих космических аппаратов, причем работа идет без участия космического агентства или наблюдателей от него. NASA также выделило $212,5 млн корпорации Sierra Nevada, которая разрабатывает собственный космический самолет (рис. 2). Финансирование NASA покроет только часть многомиллиардной суммы, которую придется вложить в космические аппараты до того, как они смогут подняться в воздух. Специалисты полагают, что это произойдет не раньше 2017 года.

Коммерческий корабль Dragon доставил 3 марта 2013 года на МКС 544 кг полезного груза. Обратно на Землю корабль увез более 1 тонны экспериментальных образцов и оборудования. Первый официальный коммерческий полет Dragon состоялся в октябре 2012 года, а ранее в мае корабль стал первым в истории частным КА, пристыковавшимся к МКС. Всего так называемый CRS-контракт (Commercial Resupply Services) между SpaceX и НАСА предусматривает 12 коммерческих рейсов по доставке грузов.

Бюджет NASA на 2013 год урезал финансирование марсианских миссий и увеличил расходы на пилотируемые полеты. Администрация Обамы запрашивает $17,7 млрд для NASA на 2013 финансовый год - немного меньше, чем в 2012 году [1]. Бюджетная заявка представляет собой первый раунд ежегодных переговоров о федеральных расходах между Администрацией и Конгрессом, и если общая сумма для NASA остается относительно постоянной, то расстановка акцентов на различных программах - и соответственно

2005

2007

2009

2011

год

Рис. 1. Затраты NASA на космические программы

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

Частные компании, сумма финансирования в 2011 г. со стороны НАСА, и их достижения

Рис. 2. Направления работы частных компаний

размер их финансирования - изменится в ближайшие месяцы. По плану МКС получит почти $3 млрд, включая $1,3 млрд на грузовые и пилотируемые миссии с учетом запуска американских астронавтов на российских аппаратах «Союз». Около $830 млн. предполагается на создание КА для доставки экипажей на МКС и избавления от «российской зависимости». В 2012 году Администрация Обамы просила столько же, но во время переговоров Конгресс сократил эту сумму вдвое до $406 млн.

Бюджет NASA на 2013 год включает $1,88 млрд на разработку нового тяжелого носителя и наземных систем, а также $1 млрд для продолжения работ с пилотируемым кораблем Orion для исследований дальнего космоса - полеты на астероиды в 2020-х годах и на Марс в 2030-х годах [2].

Итак: Освоение околоземного космического пространства частными компаниями успешно продолжается и наиболее результативными являются частные компании США.

Библиографические ссылки

1. Новый бюджет NASA сокращает вложения в марсианскую программу. [Электронный ресурс]. 16.02.2012. URL: http://www.3dnews.ru/news/624563 (дата обращения: 21.03.2013).

2. Зарубежные новости. [электронный ресурс]. 14.02.2012. URL: http://www.tsenki.com/news/foreign_news/ELEMENT_ID =90164 (дата обращения: 21.03.2013).

© Голубкина М. Г., 2013

УДК 629.788

А. А. Мацкив Научный руководитель - Л. А. Семенова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ДВИГАТЕЛИ ЛУННОЙ ПРОГРАММЫ НК-33

Представлена история создания двигателя НК-33 и перспективы его использования в современных условиях.

Двигатель НК-33 разрабатывался в 60-х годах XX-го века и предназначался для советского лунного пилотируемого комплекса «Н1-Л3». Проект Н-1 был официально закрыт в 1976 году после того как американские астронавты высадились на Луну. Несмотря на

приказ уничтожить все двигатели и технологическую базу самарские двигателестроители законсервировали оставшиеся изделия. Полные затраты по программе Н1-Л3 к январю 1973 года составили 3,6 млрд руб., из них на создание Н-1 - 2,4 млрд руб. (в ценах тех лет).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.