6.2. ЧАСТНЫЙ КОСМОС В США: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Коробушин Денис Викторович, канд. полит. наук, заместитель начальника отделения ФГУП ЦНИИмаш Место работы: ФГУП ЦНИИмаш
Вейко Алексей Владимирович, канд. экон. наук, ведущий научный сотрудник ФГУП ЦНИИмаш Место работы: ФГУП ЦНИИмаш
Дадашян Алексей Ервандович, главный специалист ФГУП ЦНИИмаш Место работы: ФГУП ЦНИИмаш
Аннотация: в данной статье анализируется сложившиеся в США тенденции развития систем управления и финансирования частной космической деятельности и влияние этих систем на стратегическое планирование коммерческой активности частных американских космических компаний. В результате проведенного исследования делается вывод об отличиях в целеполаганиях принятых этими компаниями, производится сравнение практических результатов их деятельности, что позволило детектировать основные тенденции их дальнейшего развития. Ключевые слова: космическая деятельность, тенденции развития, SpaceX, SNC, Blue Origin.
PRIVATE COSMOS IN THE USA: TRENDS OF DEVELOPMENT
Korobushin Denis V., PhD (politology), deputy department head FSUE TSNIImash Work place: FSUE TSNIImash
Veiko Alexey V., PhD in Economy, leading Researcher Work place: FSUE TSNIImash
Dadashyan Alexey E., chief Specialist FSUE TSNIImash Work place: FSUE TSNIImash
Annotation: this article examines the current trends and their impact on the development, project management and financing of the USA private space activities. As a result of the conducted research the authors making conclusion about differences in strategic goals of these companies and determinate future trends in the USA space companies. Keywords: space activities, development trends, SpaceX, SNC, Blue Origin.
Современное состояние космической деятельности (КД) подразумевает существование трех стадий освоения новых технологий, а именно изучение, освоение и практическое использование. Применительно к околоземному пространству практическим результатом этого процесса является развитие таких направлений коммерческой и государственной КД как спутниковая навигация, связь, ДЗЗ, наблюдение за космосом, космическое производство и т.д. В этих условиях для космических агентств и иных государственных заказчиков на первый план выходит проблема поддержания, развития и обеспечения конкурентоспособности национальных систем средств выведения. Данный процесс, хотя в основном и носит характер реализации проектов на принципах государственно-частного партнерства, тем не менее, практически полностью регулируется за счет необходимости получения предприятиями различных лицензий. Безусловно, что этот процесс для каждой из стран будет уникальным, однако, наиболее эффективно он происходит в Соединенных Штатах Америки (США), о чем свидетельствует существенное наращивание североамериканскими компаниями доли на мировом космическом рынке.
Необходимо отметить, что к настоящему времени в США сложилась четкая система управления стратегического планирования и реализации программ в области космической деятельности. Структурно она делится на три направления:
- космические программы и проекты гражданского назначения. В основном представлены в программах и проектах NASA и NOAA;
- космические программы и проекты по обеспечению национальной безопасности. Представленными программами и проектами ВВС США, NGA и NRO;
- коммерческие программы по использованию околоземного пространства. В основном представлены программами и проектами по развитию коммерческой транспортной космической инфраструктуры и созданию нового поколения орбитальных группировок социально-экономического назначения.
Ключевой особенностью взаимодействия между этими направлениями является то, что в рамках распределения государственного заказа на НИОКР, агентствам и ведомствам напрямую запрещено конкурировать с проектами коммерческих программ, что, с одной стороны, существенно ограничивает степень влияния государства на технологическое развитие частного сектора, а с другой стороны приводит к перераспределению финансовых рисков среди основных участников космической деятельности.
При этом нельзя однозначно утверждать, что осуществляемые в рамках коммерческих программ проекты выполняются не в интересах и не на средства федерального правительства, например, задачи по обеспечению независимого доступа в космос во многом реализуются за счет федерального бюджета. На это указывает общность целей, являющихся определяющими для деятельности «акторов» американского космического рынка. Вербально их можно описать как достижение максимального уровня научно-технологического развития при минимизации затрат на разработку, что в используемой
парадигме, где инновации являются составной частью производственного контура воспроизводства средств производства, а так же финансов и вновь инноваций, для воспроизводства их же на следующем этапе развития, но с большей прибылью, является целью постоянной и обязательной. Было бы странно, если бы американские частные компании, ставили себе еще какие - то другие цели, кроме как достижения максимально возможной прибыли.
Очевидно, что проекты по созданию новых двигательных установок, средств выведения и систем доставки полезных нагрузок на окололунные орбиты изначально финансируются за счет средств бюджета. Кроме этого, для аэрокосмических предприятий США государственные заказчики традиционно выступают в качестве якорных заказчиков, стимулируя тем самым формирование новых инновационных сегментов мирового космического рынка.
Результатом развития промышленности по трем вышеприведенным направлениям является решение оптимизационной задачи по формированию устойчивой аэрокосмической промышленности и повышению её конкурентоспособности. При этом руководящая роль в этом процессе государственных заказчиков может быть показана на примере ситуации с производством в стране твердотопливных ракетных блоков, которое в условиях оптимизации военного и гражданского заказов привела по состоянию на начало 2018 года к формированию крупных монополий в лице Orbital ATK и Aerojet Rocketdyne [1].
В период с 2008 года в условиях избытка ликвидности на финансовых рынках США в стране стало появляться все больше частных компаний, которые приступили к планомерной разработке собственных систем доставки полезных нагрузок в космос. Это привело к тому, что между основными предприятиями-изготовителями появились очень важные принципиальные отличия, которые связаны с тем, как эти компании осуществляют разработку и получение перспективных технологий. Для понимания этих отличий нужно попытаться ответить на вопрос, а в чем состоит их бизнес, что является для них определяющей мотивацией и бизнес-стратегией? Что среди множества задач по освоению космоса может стать коммерчески интересным для частных компаний, в приведенной выше парадигме?
Для ответа на эти вопросы можно проанализировать деятельность наиболее разнополюсных частных американских космических компаний, поэтому рассмотрим деятельность компаний Blue Origin, SpaceX и Sierra Nevada Corporation -частных фирм, основанных бизнесменами, сделавшими деньги на разработке и применении прорывных технологий в самых разных областях человеческой деятельности, имеющих свои планы на создание, развитие и использование ракетно-космической техники, пытающихся с использованием различных подходов реализовывать упомянутую выше парадигму в рамках используемых ими бизнес-стратегий. При этом необходимо отметить, что основным различием в процессах научно-технологического развития компаний являются не стоящие перед ними цели и задачи, а диверсифицированность источников финансирования по происхождению инвестируемого капитала - государственного или частного.
Компания Blue Origin [2] - это частная компания, которая занимается производством ракетно-космической техники и планирует оказывать пусковые услуги. Особенностью работы компании является то, что ее текущие планы постоянно меняются, а первоначальные сроки разработки новых изделий постоянно переносятся. Скорее всего, это вызвано тем, что она по боль-
шей мере финансируется из личных средств основателя, а, следовательно, он имеет право решающего голоса в выборе направления развития и мало зависит от NASA и ВВС США. Например, начиная с 2006 года, компания неоднократно делала заявления о скором запуске своего суборбитального космического корабля и о выходе на связанный с ним рынок суборбитального туризма. Первоначальной датой запуска изделия был назван 2010 год, а частота пусков должна была составлять около 1 рейса в неделю. Однако уже в 2008 году компания перенесла сроки реализации своего проекта на один год вправо. В реальности первый испытательный полет корабля New Shepard произошел в 2015 году, когда в результате испытаний корабль достиг высоты полета около 93,5 км.
Вместе с тем, уже начиная с 2005 года в деятельности компании начал прослеживаться тренд, связанный с попытками разработать средства выведения орбитальных полезных нагрузок с возможностью вертикального взлета и посадки на основе более универсального научно-технического задела.
В апреле 2012 года компания Blue Origin и NASA провели успешные испытания корабля в аэродинамической трубе. Всего было проведено около 180 испытаний. Местом испытаний стали производственные мощности компании Lockheed Martin. Испытания проводились в рамках подписанного между NASA и компанией Blue Origin соглашения о партнерстве, а финансирование этих работ проходило в рамках программы NASA по технологическому развитию частных пилотируемых космических кораблей для доставки астронавтов на МКС - Commercial Crew Development (CCDev)1. Тогда же стало известно о разработке компанией космического аппарата для обеспечения безопасной доставки семи астронавтов на борт МКС.
В 2012 году компания впервые заявила о начале испытания собственного ракетного двигателя BE-3.
В октябре 2012 года компания Blue Origin объявила об успешном огневом испытании камеры сгорания водородно-кислородного двигателя BE-3. Эти успехи позволили выйти на подписание в 2013 году расширенного соглашения с NASA. Документ подписан в рамках программы по развитию частных пилотируемых космических кораблей для доставки астронавтов на МКС - второй фазы программы CCDev.
К марту 2015 года компания закончила испытания своих двигательных установок BE-3 и продолжила работы над метановой двигательной установкой BE-4.
Для компании этот момент являлся знаковым, поскольку он означал окончание работ по отработке двигательной установки для суборбитального корабля и начало работы в интересах оператора пусковых услуг United Launch Alliance. Тогда же стало известно о том, что разрабатываемый компанией метановый двигатель BE-4, вероятно сможет победить в конкурентной борьбе с разрабатываемым ЖРД AR1 (компании Aerojet Rocketdyne), а, следовательно, является основным кандидатом на установку на РН Atlas-5 вместо российского двигателя РД-180 и так же на перспективные ракеты серии Vulcan. Тогда же компания объявила о своем желании построить во Флориде завод по производству средств выведения и стартовый комплекс. Первый пуск ракеты стартового комплекса запланирован на 2020 год. В связи с этим владелец компании Джефф Безос также обозначил, что его изделие будет многоразовым и помимо аппаратов позволит запускать на низкую орбиту
1 Многофазовая программа по развитию космических технологий. Финансируется Правительством США и управляется NASA.
пилотируемые корабли. Также он отметил, что считает данный проект достаточно перспективным поскольку он будет создаваться не с нуля, а на основе существующей наземной космической инфраструктуры, которую компания переделает под свои нужды. В качестве двигателей для своей ракеты он планирует использовать BE-4 на первой ступени и BE-3 - на второй. Первая ступень ракеты будет при возвращении приземляться вертикально, как и предусматривалось в начальных планах компании.
В октябре 2015 года - компания Blue Origin обнародовала данные о 100 успешных испытаниях двигателя BE-4. Заявлялось, что компания планирует обойтись исключительно собственным финансированием.
В июне 2016 года NASA заключило контракт с компанией Blue Origin по выводу грузов с помощью суборбитального корабля New Shepard. В этом же месяце компания Blue Origin начала строительство нового предприятия по производству ракетно-космической техники в штате Флорида. Уже в сентябре 2016 года после очередного успешного испытания своего суборбитального корабля New Shepard компания обнародовала информацию о разработке нового семейства орбитальных ракет носителей, которые получили общее наименование New Glenn с использованием в качестве РД BE-4 в том же варианте, что и предлагается для установки на РН серии Vulcan.
В марте 2017 года - компания Blue Origin обнародовала данные о новом семействе РН и объявила о заключении контракта с компанией Eutelsat на первый коммерческий пуск космических аппаратов в 2020-2022 годах. В этом же месяце американская компания One Web стала вторым заказчиком пусковых услуг у компании Blue Origin.
Конечной стратегической целью развития компании Blue Origin является получение косвенной экономической выгоды в случае успешной реализации целей по созданию собственной ракетно-космической техники, что позволит иметь полную линейку средств, необходимых для успешной коммерческой деятельности в области средств выведения. В конечном счете, реализация этих целей позволит Джеффу Безосу соединить ресурсы и возможности созданной им компании Amazon, как мирового технологического лидера в области интернета вещей и лидера рынка интернет торговли, и «независимой мощи» компании Blue Origin, как компании, обладающей значительным научно-технологическим заделом в области средств выведения КА.
Помимо этого, Джефф Безос, как человек крайне креативный и не стеснённый в средствах, не ограничен условиями быстрого получения прямых экономических эффектов от деятельности компании Blue Origin, а, следовательно, имеет возможность менять планы развития компании по собственному усмотрению. Так мы видим, что в прекращении активной работы на рынке суборбитальных полетов и перенесении коммерческой реализации «вправо» нет ничего удивительного -работы по реализации проекта корабля New Shepard замедленны, хотя и полностью не остановлены.
Что это - признание коммерческой несостоятельности проекта в данный момент времени и на этом этапе развития технологий или изменение тактики компании, связанное с проявлением новых мировых трендов коммерческого развития космоса? Так или иначе, действия Джеффа Безоса во многом аналогичны действиям Илона Маска, и работа ведется по созданию средств выведения, которые позволят в будущем контролировать рынок услуг по выведению на орбиты любых полез-
ных нагрузок с наименьшей себестоимостью. Только вероятно, отличие между ними все же есть Blue Origin намерена накапливать научно технический потенциал и создавать средства выведения не только для предоставления услуг по выводу нагрузок и «зарабатывать на этом», но и как возможности получения в дальнейшем косвенной выгоды от создания и обслуживания низкоорбитальной телекоммуникационной группировки возможности которой по предоставлению беспроводного интернета выведут Amazon - «основное детище» Джеффа Безоса на новый уровень.
Относительно государственного финансирования космической деятельности компании необходимо отметить, что:
1. В 2009 году компания получила от NASA 3,7 млн долл. в рамках программы CCDev. Финансирование предназначалось для поддержки разработок компании путем предоставления доступа к возможностям наземных стендов. В ноябре 2010 года было объявлено об успешном достижении BlueOrigin всех поставленных целей.
2. В 2011 году компания получила от NASA 22 млн долл. в рамках второй фазы программы CCDev. Целью финансирования была поддержка компании в ее стремлениях к разработке системы New Shepard.
3. В 2016 году ВВС США решили поддержать компанию путем выделения ей дополнительных 45,82 млн долл. на разработку ДУ BE-4. Финансирование было осуществлено в интересах разработки РН Vulcan.
Поскольку компания является закрытой, то о размерах ее частного финансирования со стороны владельца компании Amazon Джеффа Безоса известно только с его слов:
- к июлю 2014 года Безос объявил, что совокупные инвестиции в компанию составили более 500 млн долл;
- в 2016-2017 годах размер инвестиций в компанию составлял до 1 млрд долл. ежегодно.
12 марта 2018 года Джефф Безос на вручении премии Базза Олдрина (один из первых астронавтов, который побывал на Луне) заявил, что он собирается не только сделать передвижение в космосе доступным для человечества (в некотором смысле допустимый «политический реверанс» в сторону незавершенного проекта по космическому туризму), выйти и закрепиться на рынке пусковых услуг, но и может выделить на эти цели «все деньги, кроме тех, что он оставит на содержание своей матери».
Из приведенной хронологии развития компании мы видим, что компания при создании научно-технического задела является практически полностью независимой от государственного финансирования и основная бизнес-стратегия компании связана с удовлетворением целей владельца.
Другая рассматриваемая компания это известная SpaceX (Space Exploration Technologies Corporation), которая основана в июне 2002 года предпринимателем и инвестором Илоном Маском [3], который является совладельцем, генеральным директором и главным инженером компании.
Основным продуктовым рядом компании являются:
- ракеты-носители семейств Falcon-1, Falcon-9 и Falcon Heavy;
- пилотируемые и грузовые корабли серии Dragon.
Наиболее значимыми достижениями компании стали:
- создание жидкостной РН Falcon-1, пуск осуществлен в сентябре 2008 г.;
- создание двухступенчатой жидкостной РН среднего класса Falcon-9 в пяти модификациях (Falcon-9 v.l.0, Falcon-9 v.1,1, Falcon-9 v.1,1 R, Falcon-9 v.1,2);
- создание космического корабля Dragon, успешно запущенный, выведенный на орбиту и возвращенный на Землю (SpaceX COTS DemoFlight 1) в декабре 2010 г.;
- запуск первого частного космического корабля (Dragon), пристыковавшегося к МКС (SpaceX COTS DemoFlight 2/3) в мае 2012 г.;
- запуск первого частного космического корабля (Dragon-CRS1), выполнившего доставку грузов к МКС (SpaceX COTS DemoFlight 2/3) в октябре 2012 г.;
- первый пуск РН Falcon-9 с головным обтекателем. Выполнен в сентябре 2013 года с территории авиабазы Ванденберг;
- запуск космического аппарата SES-8 на геостационарную орбиту с помощью PH Falcon-9 v.l в декабре 2013 г.;
- первая в истории посадка первой ступени PH (Falcon-9 v. l,2) на Землю после орбитального запуска в декабре 2015 г.;
- первая попытка посадить первую ступень PH Falcon-9 на плавучую платформув январе 2015 г.;
- первая успешная посадка первой ступени PH (Falcon-9 v.1.2) на морскую платформу после орбитального запуска в апреле 2016 г.;
- февраль 2015 года. Первый запуск КА за пределы земной орбиты в точку Лагранжа L1 Земля-Солнце космической обсерватории Deep Space Climate Observatory (DSCOVR);
- первое успешное повторное использование первой ступени. Запуск КА SES-10. Ракетный блок снова вернулся на плавучую баржу. Дата запуска - март 2017 года;
- первое повторное использование герметичной капсулы корабля Dragon. Дата запуска июнь 2017 года;
- пуск в феврале 2018 года тяжелой РН Falcon Heavy.
Поскольку, основными заказчиками компаниями являются
государственные структуры в США, то на основании анализа открытой части их бюджетов можно отметить:
- 2015 год - получение компанией 2,6 млрд долл. (из них на разработку предназначено 1,75 млрд долл.) по контракту на реализацию проекта по созданию и эксплуатации (шесть пусков) пилотируемого корабля. В 2017 году этот контракт был расширен в части приобретения дополнительных пусков;
- 2015 год - компания получила 1 млрд долл. инвестиций от корпорации Google. Целевое предназначение финансирования не разглашалось, но скорее всего это были инвестиции в проект Starlink;
- 2017 год - компания получила дополнительные инвестиции в размере 351 млн долл. и 100 млн долл. Целевое предназначение финансирования не разглашалось;
- 2017 год - компания обратилась за получением дополнительного финансирования на разработку семейства сверхтяжёлых ракет серии BFR;
- 2018 год - компания обнародовала данные о том, что совокупные инвестиции в разработку РН семейства Falcon-9 составили около 1 млрддолл.;
- 2018 год - компания обнародовала данные о том, что совокупные инвестиции в разработку РН Falcon Heavy составили более 0,5 млрд долл.
Компания пользуется существенными преференциями со стороны государственных структур США в части получения доступа и эксплуатации наземной космической инфраструктуры. Также компания имеет доступ к создаваемому за государственный счет научно-техническому заделу. В частности, она неоднократно ссылалась на то, что использует в своей работе технологии, которые были использованы еще во времена реализации программы Apollo. На рынке пусковых услуг компания осуществляет достаточно агрессивную политику в области ценообразования. В частности, она использует дифференцированный подход к определению цены для:
- коммерческих заказчиков стоимость пусковых услуг составляла 62,5 млн долл.;
- ВВС США стоимость пусковых услуг составляла 80 млн долл.;
- NASA стоимость пусковых услуг составляла около 90 млн долл.
В целом в рассматриваемый период времени компания являлась малорентабельной, а в определенные кварталы
периода 2013-2017 годов генерировала убытки в размере около 15 млн долл.
Из приведенной хронологии развития компании мы видим, что компания при создании научно-технического задела значительно зависит от государственного финансирования, а, следовательно, ее бизнес-стратегия практически полностью определяется государственными заказчиками, а главным бизнес ресурсом компании становится трансфер имеющихся технологий, оптимизированных и приближенных к возможности коммерческого использования за государственные же деньги.
По оценке специалистов, экономическая эффективность проектов SpaceX обеспечивается за счет ряда производственно-технологических и организационных инноваций, которые в рамках ракетно-космической промышленности можно считать прорывными [4]. При этом возможность их воспроизведения традиционными предприятиями представляется неочевидной.
С точки зрения расходов на внешнюю кооперацию, компания стремится существенно сократить их объем, оставляя все средства себе. Данная политика в области ценообразования неоднократно озвучивалась руководителями компании.
Иными словами бизнес-стратегия Илона Маска состоит в создании нового продукта за счет государственного заказа и за государственные деньги при оптимизации и совершенствовании имеющихся технологий и технических решений таким образом, что их трансфер и эволюция были выгодны основному заказчику.
Но кроме этого есть проект Starlink и компания возлагает на него очень большие надежды. Starlink — именно такое название получила система спутников от SpaceX, «раздающих» интернет. Так, по прогнозу, сектор спутникового интернета компании может насчитывать более 40 миллионов абонентов. К 2025 году эти люди могут принести более 30 млрд долл. дохода. Это в тридцать раз больше дохода SpaceX в период с 2013 по 2014 год. И о таких цифрах компания говорила в начале 2017 году, когда ещё не было даже собранной команды для работы над Starlink. Вероятно, что проект - это альтернативный вариант создания группировки связи OneWeb (проекта участие в котором подтвердил основной конкурент SpaceX - Blue Origin). Проекты однотипны, ожидаемая коммерческая выгода - сопоставима, поэтому, даже если они станут одинаково успешны компании могут рассчитывать на доходы от 10 до 20 млрд долларов, плюс огромные возможности по использованию в сфере безопасности и создании инструментов влияния, что безусловно крайне интересно государственным структурам.
Третья из рассматриваемых компаний - компания - Sierra Nevada Corporation (SNC) была организована в 1963 году Джоном Чишолмом [5]. В момент основания компания представляла собой небольшой бизнес с несколькими сотрудниками, которые работали в самолетном ангаре. В настоящее время SNC известна не только как аэрокосмический производитель, но и как активный участник рынка сделок по слияниям и поглощениям. Это особенность может быть проиллюстрирована на следующих примерах:
- январь 1994 года. Приобретение компании Фатихом и Эрен Озме-нами;
- апрель 1998 года. Приобретение компании Advanced Countermeas-ure Systems of Sacramento. В соответствии с данными Bloomberg купленная компания занимается производством и поставкой оборудования и программного обеспечения в интересах Министерства Обороны США и других подрядчиков. Отличительной особенностью деятельности компании является то, что она не только осуществляет поставки
продукции, но и занимается предоставлением готовой продукции в интересах тестирования и обучения;
- февраль 1999 года. Приобретение компании Spectral Systems Inc. Эта компания основана в 1995 году и специализируется на создании инфракрасных оптических сенсоров, покрытий, системной интеграции и т.д.;
- октябрь 2001 года. Поглощение компании Plano Microwave. Данная сделка позволила компании существенно расширить свое присутствие на рынке поставок сенсоров и наземных систем сбора данных в интересах военного ведомства США;
- июнь 2003 года. Поглощение компании Turtle Mountain Communications Inc. Данная компания была основана в 1952 году и специализируется на оказании телекоммуникационных услуг. С научно-технологической точки зрения эта покупка привела к тому, что SNC получила доступ к рынку поставок видеосистем, которые обеспечивают передачу данных в режиме реального времени;
- октябрь 2003 года. Поглощение компании Inter-4. Данное приобретение явилось для SNC очередным шагом в расширении своего присутствия на рынке поставок военной техники. В целом, получение доступа к технологическому заделу компании Inter-4 привело к тому, что с этого момента компания Sierra Nevada Corporation сумела полностью выстроить цепочку в виде «производство сенсоров» - «передача данных» - «устройства для конечных потребителей»;
- май 2004 года. Поглощение основанной в 2002 году калифорнийской Wave Band Corporation. В результате покупки компания Sierra Nevada Corporation получила доступ не только к системам радиолокации, но и к технологиям создания беспроводных систем связи;
- январь 2007 года. Поглощение колорадских компаний Straight Flight Inc. и Straight Flight Conversions Inc. данное поглощение произошло вслед за покупкой Aviation Resources явилось следующим шагом в области усиления присутствия SNC на мировом авиарынке. Отличительной особенностью этой сделки являлось то, что купленные компании являлись сертифицированными FAA/EASA компаниями, специализирующимися на обслуживании и модернизации самолетов;
- январь 2008 года. Поглощение колорадской компании MicroSat Systems Inc (основана в 2001 году). Основной целью приобретения компании являлось создание малых космических аппаратов в интересах военного ведомства;
- май 2008 года. Заключение SNC контракта с оператором негеостационарной группировки спутниковой связи Orbcomm Inc. Предметом контракта являлось создание 18 КА серии Orbcomm Generation 2 и опциона на покупку 30 подобных спутников (контракт предусматривает возможность их доработки по результатам эксплуатации первых 18 КА). Размер контракта составил 117 млн долл., а их оплата предусматривалась только после выполнения поставки;
- декабрь 2008 года. Поглощение Space Dev Inc. (дата основания -1997 года). Покупка этой компании позволила SNC получить доступ к ее научно-технологическому заделу. В основном эта компания известна тем, что именно она является инициатором проекта по созданию грузового транспортного корабля Dream Chaser;
- сентябрь 2012 года. Компания SNC приобрела компанию 3S Engineering LLC. Покупка этой компании также была связана с наращиванием деловой активности компании. Это связано с тем, что компания не является производственной, а скорее сервисной компанией с достаточно большим размером абонентской базы;
- июль 2014 года. Поглощение компании Orbital Technologies Corporation, которая специализируется на создании двигательных установок, производстве топлива и энергосистем. В результате этого SNC усилила свои технологические возможности на рынке производства и эксплуатации систем жизнеобеспечения;
- февраль 2015 года. Покупка компании 328 Support Services. Результатом стало усиление позиций SNC на мировом рынке коммерческих авиатехнологий. К особенностям сделки можно отнести то обстоятельство, что по ее результатам компания приобрела права на ключевые технологии самолета Dornier 328 и др.;
- апрель 2015. Поглощение Kutta Technologies Inc. и Kutta Radios Inc. Расширение возможностей компании в области разработки систем виртуализации и телекоммуникации. Основным результатом приобре-
тения данной компании стало наращивание бизнес возможностей компании.
Эти покупки привели к тому, что SNC начала активный поиск дополнительных заказчиков вне рамок военного бюджета США. В области космической деятельности она концентрировала свое внимание на рынках поставок продукции в интересах гражданских космических агентств. Необходимо отметить, что приобретение компаний позволило ей существенно нарастить свой технологический задел, однако, его дальнейшее развитие столкнулось с тем, что перенос модели поведения принятого при работе с военным ведомством США оказался не совсем успешным, а компании не удалось в полной мере получить требуемые для развития финансовые средства. Основной причиной этого обстоятельства является большая открытость бюджетов космических агентств и усиленный контроль за расходованием компанией средств со стороны контролирующих органов Конгресса США.
Из приведенной хронологии и результативности развития компании мы видим, что SNC при создании научно-технического задела полностью зависит от государственного финансирования, а, следовательно, ее бизнес-стратегия является отражением стратегии государственного заказчика,в основном, в лице, ВВС США. При этом, попытка компании приобрести независимость в своем бизнес-планировании потерпела частичную неудачу, поскольку NASA уже имела связанную со SpaceX и Orbital ATK стратегию развития, в рамках которой не были предусмотрены работы SNC. Попытки компании получить средства на коммерческом рынке, так же потерпели неудачу, что привело к ее возвращению к ВВC США.
Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что информация, приведенная выше, хотя и не полностью, но дает нам представление о бизнес-процессах, принятых в этих компаниях, и позволяет судить об основных отличиях, заложенных их основателями в применяемых бизнес-стратегиях. В результате становится возможным выявить целеполагание рассмотренных компаний и детектировать тенденции функционирования и развития не только рассмотренных, но и других компаний, представленных или только выходящих на рынок частной космонавтики США. Сейчас основными среднесрочными тенденциями функционирования и развития частных североамериканских аэрокосмических компаний, стали:
- использование самых современных технологий и промышленного оборудования. Это характерно для всех трех рассмотренных компаний, но при этом отличия, все таки, есть. Рассматривая деятельность компании SpaceX видно, что она стремится адаптировать уже разработанные подходы к производству ракетно-космической техники к возможностям современной производственной промышленности. С целью контроля над качеством и стоимостью разработка, производство и тестирование большинства компонентов продукции осуществляется с опорой на внутренние ресурсы, включая ракетные двигатели Merlin, Kestrel, Draco и Super Draco, используемые на PH Falcon и космическом корабле Dragon [6]. Это позволяет компании предлагать самые низкие цены на рынке, а также заметно снижает время производства и сокращает зависимость от внешних поставщиков. Основной упор сделан в этом случае на адаптацию уже имеющихся и отработанных подходов и заделов за счет оптимизации технических, технологических и бизнес-процессов (оптимизацию и применение в компании технологий управления персоналом оставим за рамками данной статьи). Говоря о компании Blue Origin, стоит отметить, что основной научно-технический задел компания все-таки формирует исключительно на собственных разработках, однако ее изделия отличает значительно более высокий уровень новизны, чем у рассматриваемых конкурентов в лице SpaceX и SNC. SNC - использует иной подход, а именно - формирование начального технического и технологического задела за счет активной работы
по приобретению-поглощению различных технологических стартапов с последующими попытками адаптации приобретенных идей в более крупные проекты, но уже с использованием собственных, в том числе и административных ресурсов;
- разработка перспективных опережающих технологий, таких как многократное использование ступеней ракет-носителей. Эта тенденция является общей для всех рассмотренных компаний;
- ориентация на развитие сегмента поставщиков качественных комплектующих и широкий выбор продукции на американском рынке. Эта особенность современного состояния американского промышленного рынка используется рассматриваемыми компаниями одинаково, поскольку открывает для них дополнительные возможности по оптимизации хозяйственной деятельности;
- поддержание условий для наличия реальной конкурентной среды в США в космическом сегменте рынка, диктующей необходимость компаниям разрабатывать самые передовые технологии и работать над снижением цен на предлагаемые услуги. SpaceX удалось покончить с многолетней монополией United Launch Alliance на запуски КА в интересах МО США;
- развитие нормативно-правовой базы космической деятельности, обеспечивающей, в том числе, поддержание частной коммерческой инициативы с четко выделенными приоритетамидля сосредоточения основных усилий на достижении запланированных целей (одна из главных целей - занятие лидирующей позиции на рынке пусковых услуг за счет низкой стоимости запуска);
- адаптация стратегий, бизнес-планов и тактик развития частных североамериканских компаний под постоянно изменяющуюся внешнею среду. Большую роль в деятельности SpaceX, Blue Origin и SNC играет личностный фактор. Финансовые возможности, компетентность, энтузиазм, энергия и незаурядные творческие способности И. Маска, Дж. Безоса и владельцев компании SNC во многом способствуют достижению компаниями результатов, оказывающих заметное влияние на конъюнктуру мирового космического рынка.
Необходимо отметить, что основное отличие бизнес-стратегий рассмотренных компаний состоит в том, что фактически стратегии SpaceX и SNC являются одним из вариантов лоббизма в области государственного планирования космической деятельности, в отличие от бизнес - стратегии компании Blue Origin, что приводит к тому, что ее продукция выглядит и является значительно более инновационной, а примененные ей технологии более прорывными. С научной точки зрения эта особенность объясняется доминированием в государственном планировании методов программно-целевого планирования, которые ориентированы на пролонгацию существующих мировых технологических трендов.
Эти тенденции оказывают существенное влияние на формирование, становление и развитие разнополюсного рынка частной космонавтики США.
На одном полюсе которого находится компания В^ Origin, развивающаяся, в основном, за счет собственного финансирования и ставящая своей бизнес-стратегией достижение условий, при которых обладание развитыми космическими заделами и технологиями позволит на последующих этапах получать значительную коммерческую прибыль в смежных секторах экономики, размер которой вероятно, будет значительно превышать размер коммерческой выгоды от предоставления «космических» услуг по выводу нагрузок.
Противоположный полюс занимает компания SNC, создающая за счет активного использования венчурного капитала, возможности по развитию имеющихся на рынке стартапов и дальнейшего их финансирования за счет государственных средств и получения прямого государственного финансирования.
Посередине оказывается компания SpaceX, бизнес-стратегия которой лежит в области оптимизации и совершенствовании имеющихся космических технологий, для создания возможностей предоставления цепочки услуг по оптимизации создания и вывода полезных нагрузок за государственные деньги с возможностью дальнейшего расширения бизнес-модели.
Все остальные частные североамериканские компании, используют подобные бизнес-стратегии, но сформировавшаяся на данный момент высоконкурентная бизнес-среда американского частного космического рынка заставит их в дальнейшем мигрировать от полюса, к полюсу, постоянно трансформируя свои бизнес-стратегии.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 97,86%.
Список литературы:
Информационно-аналитический портал ecoruspace.me [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL http://ecoruspace.me. Официальный сайт компании BlueOrigin [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL https://www.blueorigin.com/. Официальный сайт компании SpaceX [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL http://spacex.com.
Пайсон Д. Б. Феномен компании SpaceX как вызов международному космическому рынку. 10.7256/2453-8817.2016.1.20451. 2016 г. Официальный сайт компании SNC [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL https://www.sncorp.com/.
6. Википедия [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/SpaceX.
РЕЦЕНЗИЯ
Рассматриваемая в статье авторов проблематика относится к процессам, связанным с экономическими инструментами регулирования космической деятельности Соединенных Штатов Америки. В статье проводится комплексная оценка их влияния на стратегическое управление частными компаниями. Проведение подобных исследований является актуальной задачей, т.к. текущая роль России на мировом космическом рынке является догоняющей во всех сегментах, что свидетельствует о необходимости изучения не только ошибок в процессах регулирования космической деятельности России, но и опыта управления и функционирования частных компаний США. Для достижения поставленной задачи авторами проводится ретроспективный анализ развития компаний - основных участников «частного сектора» космического рынка США и, на основании этого, делается вывод об отличиях в целеполагании принятых этими компаниями бизнес-стратегий.
Статья выполнена на высоком научном уровне, ее содержимое в полной мере соответствует поставленной в начале статьи задаче и рекомендуется к опубликованию.
Кандидат технических наук, старший научный сотрудник, академик Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского
А.В. Головко