ISSN 2311-8725 (Online) ISSN 2073-039X (Print)
Анализ конкурентоспособности
РАЗВИТИЕ ЧАСТНОГО БИЗНЕСА В РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОИ ОТРАСЛИ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Дарья Юрьевна МАКАРОВА
ведущий специалист отдела прикладных экономических исследований и экспертиз, Российский университет дружбы народов,
Москва, Российская Федерация
История статьи:
Принята 12.05.2015 Одобрена 18.05.2015
УДК 338.45.01
Ключевые слова: космическая отрасль, частный сектор, предпринимательство, коммерциализация, стратегическое планирование
Аннотация
Предмет/тема. Развитие частного предпринимательства в ракетно-космической отрасли является достаточно новой тенденцией. Если в начале 2000-х гг. предприниматели заявляли о своих амбициозных планах в области космоса, то последние несколько лет наблюдается реализация задуманных программ, а также рост числа частных компаний в космической сфере.
Цели/задачи. Цель работы состоит в исследовании тенденций и перспектив развития, а также роли частного бизнеса в системе экономических отношений, возникающих в процессе становления и укрепления ракетно-космической отрасли на национальном и глобальном уровнях.
Методология. Теоретико-методологической основой исследования служит общенаучная методология, предусматривающая применение таких подходов, как диалектический анализ и синтез, статистические наблюдения, сравнения, индукция и дедукция. Источниками информации служат научные публикации и интервью российских и зарубежных специалистов ракетно-космической отрасли, материалы крупнейших мировых СМИ в сфере космонавтики, действующие нормативно-правовые акты и официальные данные отчетов авторитетных исследовательских организаций в области космической деятельности. Результаты. Проведен краткий обзор существующих частных проектов в области космоса. Выявлены наиболее привлекательные для частного бизнеса сегменты космической деятельности. Проанализировано значение частной инициативы для развития космической деятельности государств. Перечислены условия и факторы, способствующие формированию предпринимательства в космической сфере, в частности, описаны основные инструменты политики США в данной области. Указаны возможности и перспективы запуска устойчивой модели бизнеса в области космоса. Особое внимание уделено вопросам формирования частного сектора в ракетно-космической отрасли России.
Обсуждение/применение. Полученные результаты будут полезны органам государственной власти, ответственным за развитие ракетно-космической промышленности, а также частным компаниям и предпринимателям, желающим с выгодой для себя создавать и реализовывать проекты в сфере космической деятельности.
Выводы/значимость. В ходе проведенного исследования выявлено присутствие частной инициативы во всех сегментах космической деятельности, даже высокотехнологичных. Лидером по количеству частных компаний в области космоса являются США. Частный бизнес является источником оптимальных решений, инноваций и эффективной формой участия в коммерческой деятельности. Создание благоприятных условий в России для развития частного бизнеса в космической деятельности является необходимым, поскольку во многом будет способствовать устранению причин системного кризиса в отечественной ракетно-космической промышленности.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015
Введение
Последние несколько лет актуальными являются дискуссии о перспективах развития ракетно-космической отрасли как на национальном уровне, так и в мировых масштабах. Помимо неопределенности ведущих космических держав в выработке космических стратегий и утверждении
крупных космических проектов, в космической отрасли прослеживается сравнительно новая тенденция - в ней увеличивается присутствие частного сектора и предпринимательства. Это подрывает устоявшееся представление о том, что космическая деятельность является прерогативой государства, заставляет пересмотреть концепцию
осуществления космической деятельности, задуматься о роли частного бизнеса в ней.
Формы присутствия частного сектора в ракетно-космической отрасли
Частный сектор - довольно широкое понятие. На самом деле во многих странах и регионах с развитой космической отраслью космические корабли и ракетоносители создаются концернами или крупными корпорациями с различным соотношением государственного и частного долевого участия в собственности.
В США в отрасли нет государственных компаний как таковых и государство никогда не строило ракеты самостоятельно. Оно размещает заказы на производство нужной техники в крупных диверсифицированных и конкурирующих между собой публичных компаниях-холдингах, таких как Lockheed Martin и Boeing. Их акции размещены на фондовой бирже, что означает возможность любого желающего стать совладельцем собственности данных компаний посредством вложения инвестиций. Так, рыночная капитализация Lockheed Martin на начало декабря 2014 г. превысила 60,2 млрд долл., а за все время существования американской компании было выпущено порядка 315 тыс. акций, из которых почти 65% находятся в свободном обращении1. Управление Boeing и Lockheed Martin осуществляется через совет директоров, в состав которого могут входить государственные чиновники, а государственные заказы составляют более 95% выручки организаций; компании нередко получают денежные субсидии от государства.
В Японии ракетно-космическую технику также производят крупные промышленные конгломераты. Обычно государственное космическое агентство JAXA разрабатывает макеты требуемых ракетоносителей, а заказы по их детальной научно-конструкторской разработке и производству передает публичной корпорации Mitsubishi Heavy Industries [1].
В Европе широко применяется такой вид организации деятельности в космической сфере, как частно-государственное партнерство. Оно может принимать различные формы, в том числе форму тех же гарантированных заказов со стороны государства на приобретение продукции компаний, форму долгосрочных концессионных соглашений о предоставлении частным игрокам
1 Материалы инвестиционного портала Investtalk. URL: http:// investtalk.ru/forum/topic/17843-lockheed-martin/.
права пользования государственной космической инфраструктурой на определенных условиях и за установленную плату, а также форму вложения средств частными инвесторами в государственные космические проекты для последующего получения дивидендов. Яркими примерами частно-государственного партнерства могут служить программа в области военной космической связи Skynet-5 в Великобритании, программы создания спутников Alphabus/Alphasat, создание системы радиолокационного дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) TerraSAR-Х, образование концерна Arianespace, в котором участвуют 23 акционера и 10 европейских государств [2, 3].
Однако подлинно частными все-таки правильнее считать проекты и компании, образованные гражданами, руководствующимися личным интересом и рискующими собственным капиталом. В данном случае в фокусе внимания находятся не те частные игроки, участие которых в космической деятельности ограничивается вложением средств в государственные космические проекты или фонды компаний, и не деятельность огромных концернов и корпораций с дифференцированной формой собственности. Интерес представляют сравнительно небольшие компании, основанные частными предпринимателями, желающими развить в сфере космической деятельности собственный бизнес, причем в высокотехнологичных сегментах.
Направления деятельности частных компаний в ракетно-космической сфере
Космическая деятельность - сложная, комплексная сфера. Она подразделяется на несколько сегментов, четкая классификация которых в настоящее время официально не утверждена. Самая простая модель сегментирования разделяет космическую деятельность на два сектора - downstream и upstream [4] (рис. 1).
Присутствие частных компаний в секторе downstream представлено в основном различного рода операторской деятельностью, а также производством принимающих космические сигналы технических приборов. Таких компаний достаточно много, между ними в настоящее время уже существует серьезная конкуренция, они ориентированы на массового «земного» потребителя.
Поворот в сознании вызван усилением активности частных компаний в секторе upstream. Громким событием стал успешный выход частных компаний в сегмент космических запусков. В мае 2012
Рисунок 1
Базовое разграничение сегментов космической
деятельности
КОСМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- Upstream -
Деятельность, связанная с подготовкой и реализацией активности в космическом пространстве (создание ракетоносителей, космических аппаратов и систем для них, реализация космических миссий и пилотируемых космических полетов, т.е. всех операций,непосредственно связанных с обеспечением присутствия в космосе)
Downstream
Деятельность, связанная с использованием результатов космической деятельности на Земле,распространением данных из космоса, обработкой этих данных с входом на рынок конечных пользователей (предоставление услуг связи, телекоммуникаций, навигационного сигнала и
др.)
г. американская компания Space Exploration Technologies Corporation (SpaceX), основанная частным предпринимателем И. Маском, стала первой частной компанией, осуществившей доставку грузов на Международную космическую станцию (МКС), используя собственный реактивный двигатель Merlin, ракетоноситель Falcon и космический корабль Dragon собственной разработки. Другой частный автоматический грузовой космический корабль снабжения Cygnus был разработан компанией Orbital Sciences Corporation2. В ближайшем будущем эти космические корабли планируется приспособить для перевозки людей. При осуществлении этого плана частные организации смогут войти в сегмент пилотируемых космических полетов и выполнять не только государственные заказы, но и осуществлять услуги орбитального туризма - доставлять всех желающих на космические станции [5]. Стоит отметить, что при участии частной компании Space Adventures в 2000-x г. на МКС уже были доставлены четыре туриста. Однако эта компания оказывает посреднические услуги, не имея собственных космических кораблей.
Частные предприниматели рассматривают в качестве перспективного направления сферу оказания услуг суборбитальных туристических полетов. В этом сегменте можно выделить основанную в 2004 г. Р. Брэнсоном компанию Virgin Galactic, которая совместно с другой небольшой компанией Scaled Composites разработала собственный суборбитальный пилотируемый космический корабль
2 В феврале 2015 г. компания вошла в состав Orbital ATK Inc.
многоразового использования SpaceShipTwo. На суборбитальный полет с Virgin Galactic стоимостью 200 тыс. долл. подано и оплачено уже более 400 заявок. Конкуренцию Virgin Galactic готова составить небольшая частная компания Xcor Aerospace, занимающаяся разработкой двигателей для пилотируемых космических аппаратов и сконструировавшая свой собственный корабль Lynx для суборбитальных полетов, цена за туристический полет на котором уже объявлена и составляет 95 тыс. долл. Эта компания была основана четырьмя учредителями, за 16 лет увеличила свой штат до 50 чел. и продемонстрировала устойчивое развитие [6]. В этом же сегменте работает основанная Дж. Безосом частная аэрокосмическая компания Blue Origin, конструирующая свой космический корабль New Shepard и успешно протестировавшая в 2012 г. систему аварийного спасения космонавтов при запуске, созданную по заказу НАСА. В Дании действует аэрокосмическая организация Copenhagen Suborbitals, основной целью которой является разработка относительно недорогих форм суборбитальных пилотируемых полетов без участия государства или крупных корпораций. Финансирование данной организации, уже сконструировавшей и построившей несколько ракет, осуществляется за счет пожертвований частных лиц и спонсорства.
Английская частная компания Excalibur Almaz, созданная в 2005 г., планирует предоставлять услуги орбитального космического туризма. В середине 2012 г. компания провела презентацию в Британском королевском обществе аэронавтики и объявила, что уже в 2015 г. планирует начать туристические космические полеты с облетом вокруг Луны.
Возник ряд частных компаний, чьи миссии и задачи подразумевают долгосрочное пребывание в космосе. Так, частный предприниматель Р. Бигелоу основал в 1998 г. компанию Bigelow Aerospace, основной целью которой является разработка легких больших надувных модулей орбитальных станций для создания космических гостиниц на орбитах. Пока компанией успешно запущены два экспериментальных космических модуля Genesis I и Genesis II.
Частная инициатива проявляется в формировании космических проектов, направленных на освоение космического пространства и исследование дальнего космоса. Так, компания Planetary Resources разрабатывает корабли, которые будут добывать полезные ископаемые на астероидах.
Организация Inspiration Mars собирается отправить пилотируемый корабль к Марсу в 2018 г., а организованный в 2012 г. голландский проект Mars One направлен на колонизацию Марса в следующем десятилетии. Компания Moon Express, основанная в 2010 г. четырьмя специалистами из Силиконовой долины, планирует заниматься добычей полезных ископаемых на Луне и коммерческой доставкой материалов на ее поверхность. Компания для выполнения космических миссий Astrobotic Technology, основанная в 2008 г., разрабатывает космических роботов для совершения инопланетных миссий, в частности луноход Red Rover [6, 7].
Быстрыми темпами растет количество частных компаний в сегменте производства спутников, в особенности малых космических аппаратов - микроспутников, наноспутников и кубсатов.
К примеру, в 2012 г. в ракетно-космической промышленности Индии появилась первая частная фирма - стартап Dhruva Space по изготовлению платформы для микроспутников. В России компания Dauria Aerospace занимается производством малых спутников мониторинга Земли и низкоорбитальных спутников связи, а также созданием облачной программной среды, которая позволит активнее применять спутниковые данные как в повседневной жизни, так и в бизнесе. Немецкое частное предприятие Berlin Space Technologies, основанное в 2009 г., компетентно во всей технологической цепочке процесса производства микроспутников. В 2013 г. появился израильский стартап Effective Space Solutions, который планирует предлагать совершенно новое технологическое решение с использованием малых космических аппаратов: компания разрабатывает микроспутник-буксир, получивший название DeOrbiter и способный направлять спутники на новые орбиты, корректировать сбившиеся спутники, а также продлевать срок службы геостационарных телекоммуникационных спутников. Микроспутники чаще всего заказывают также частные компании. На основе микроспутников выстроила свою группировку ДЗЗ американская частная компания по предоставлению коммерческих космических изображений из космоса SkyBox Imaging3. Она была основана в 2009 г. четырьмя недавними выпускниками технического университета, а в
3 Летом 2014 г. оформлена сделка по приобретению компании американской транснациональной публичной корпорацией Google Inc.
2014 г. поставлена журналом Inc.4 на первое место в рейтинге 25 самых смелых компаний, меняющих мир5. Тем же видом деятельности занимается частная компания Planet Labs, запустившая свою группировку из 28 микроспутников ДЗЗ в 2014 г.
Новозеландская компания Rocket Lab, основанная в 2010 г., и швейцарская компания Swiss Space Systems (S3), созданная в 2012 г., специализируются на разработке ракет легкого класса как для проведения испытаний, так и для предоставления услуг запуска микроспутников. Помимо этого Rocket lab. занимается разработкой двигательных систем. Новые инновационные двигательные установки также разрабатывает британская компания Reaction Engines. Правительство Великобритании сделало заявление о том, что готово вложить почти 90 млн долл. в проект этой частной фирмы по разработке их радикально нового типа гибридных двигателей SABRE6.
NanoRacks из научно-любительской организации превратилась в 2010 г. в частную компанию, обеспечивающую доступ коммерческим клиентам к различным возможностям МКС. При заключении договора с компанией можно арендовать мощности лаборатории на МКС, связанные системой передачи информации с наземным офисом; заказать услугу развертывания группировки микроспутников с платформы МКС с помощью специального устройства NanoRacks CubeSat Deployer; приобрести стандартные модули лабораторий для проведения экспериментов в космическом пространстве, что актуально для биофармацевтических компаний.
Перечисленные компании сгруппированы по сегментам их активности в космической индустрии (табл. 1).
Автором приведен не исчерпывающий список малых частных компаний в космосе, однако на его основе можно сделать вывод, что частная инициатива появилась уже во всех сегментах космической деятельности - от производства космических аппаратов до попыток организации пилотируемых полетов и частных программ освоения космических объектов Солнечной системы.
4 Inc. - ежемесячный журнал со штаб-квартирой в Нью-Йорке. Ежегодно составляет список 500 наиболее перспективных и быстроразвивающихся частных компаний в США.
5 Companies That Are Changing the World. URL: http://www.inc. com/audacious-compames/25-smaU-companies-changing-world-2014.html.
6 UK's $90 million Skylon to transform how we access space. URL: http://rt.com/news/revolutionary-rocket-engine-skylon-153/.
Таблица 1
Присутствие частных компаний в сегментах космической деятельности
Сегмент Компания
Услуги космического запуска и доставки грузов на орбиту (с разработкой собственных космических кораблей) SpaceX, Orbital Sciences Corporation
Космический туризм (орбитальный/суборбитальный) Space Adventures, Excalibur Almaz, Bigelow Aerospace and Virgin Galactic, Xcor Aerospace, Blue Origin, Copenhagen Suborbitals
Космические миссии Planetary Resources, Inspiration Mars, Mars One, Moon Express, Astrobotic Technology
Производство космической техники Dhruva Space, Dauria Aerospace, Berlin Space Technologies Rocket Lab, Swiss Space Systems (S3), Reaction Engines
Предоставление долгосрочных услуг в космосе с использованием собственной космической техники Effective Space Solutions, SkyBox Imaging, Planet Labs, NanoRacks
Источник: составлено автором.
Факторы, способствующие появлению частного бизнеса в космической сфере
Появление частного бизнеса в космосе становится возможным благодаря нескольким основным факторам.
Во-первых, частные компании при оказании услуг и производстве космической техники чаще всего используют уже имеющиеся научно-технические наработки или даже компоненты и технические образцы [8]. Космос является высокотехнологичной и наукоемкой отраслью, однако частным компаниям не нужно изобретать велосипед и вкладывать огромные средства в финансирование масштабных научно-исследовательских и технико-прикладных работ, они идут по уже проторенной государственной активностью в космической деятельности дороге, используют накопленный опыт, совершенствуя его для более успешной коммерциализации. Это стало возможным благодаря проведению государствами политики конверсии и развитию механизмов передачи космических технологий в частный сектор.
Во-вторых, технические риски осуществления космической деятельности остаются высокими, но они обусловлены в основном только наличием неизбежной вероятности возникновения аварии из-за недочетов в производстве и осуществлении расчетов. Накопленный опыт запусков и присутствия в космосе превратил околоземное пространство в известную среду, законы пребывания в нем открыты, и риск встретиться с неизведанным явлением практически отсутствует.
В-третьих, не последнюю роль играют случившиеся и продолжающие развиваться процессы глобализации.
Они способствовали формированию мирового космического рынка, стимулировали процессы коммерциализации космической деятельности. Рост возможности сбыта дорогой, длительной по срокам изготовления высокотехнологичной продукции за счет расширения географии спроса - немаловажный аспект для космоса как для бизнеса, особенно частного.
В-четвертых, в мире присутствует тенденция значительного уде шевления продукции микроэлектроники, а также ее миниатюризация. Электронно-компонентная база и другие детали ракетно-космической техники становятся стандартизированным товаром, доступным в готовом виде на рынке для покупки [9, 10]. Эта тенденция является особенно важной для сегмента производства спутников и стартап-компаний в этой сфере.
В-пятых, политика развитых государств в области осуществления космической деятельности изменилась. В 1950-1970-х гг. стимулом развития космической деятельности служило противостояние двух полюсов политической силы в мире - США и СССР - получившее название космической гонки. Приоритетной целью являлось обеспечение в кратчайшие сроки и любыми средствами, в том числе за счет огромных финансовых вложений, наличия более совершенной, чем у соперника, военной мощи и демонстрация научно-технологического превосходства. Такую мобилизационную задачу можно было выполнить только на уровне государства. Однако после спада накала военно-политического соперничества, когда стимулы того же характера развития космоса ослабли, внимание государств
было обращено на такой аспект, как рентабельность космических программ. В космической деятельности появилось некое управление бизнес-процессами, была проведена политика конверсии развитых космических технологий для применения их результатов в повседневной жизни, а с 1990-х гг. в мировых масштабах начала развиваться коммерциализация космической техники и услуг [11, 12]. Государства с развитой космической индустрией стали активно проводить политику привлечения частных инвестиций в космическую отрасль. Государства, ставшие участниками «космического клуба» позже, или те, которые только стремятся развить ракетно-космическую промышленность, имеют возможность изначально обращать внимание на экономическую основу космической деятельности и выстраивать коммерческие связи в отрасли.
Элементы стратегии организации космической деятельности в США, которые в настоящее время лидируют по количеству действующих частных компаний в космической сфере, представлены в табл. 2.
Правительство США и НАСА всеми силами обеспечивают политику совместного существования государства и частного бизнеса в космосе, стараются культивировать и поддерживать частную инициативу.
В-шестых, существует категория людей, чаще всего представленная достаточно обеспеченными предпринимателями, готовыми рискнуть значительными финансовыми ресурсами и потратить свое время даже не ради получения высоких прибылей, а ради идеи стать ближе
Таблица 2
Государственные меры США по поддержке развития частной инициативы в космической индустрии
Направление _
Содержание
поддержки
Законодательство и С середины 1960-х до 1980-х гг НАСА обладало исключительными правами в сфере инфраструктура космической деятельности, однако уже в 1984 г был принят закон, позволяющий частным
компаниям осуществлять свои собственные запуски. В 1990 г новый закон фактически обязал НАСА по возможности размещать заказы в частных компаниях, тем самым способствуя их развитию. В 2008 г. первый частный космодром «Америка», построенный миллиардером Р. Бренсоном при значительном содействии федеральных властей, получил от Федерального управления авиации США лицензию на право приема и осуществления запусков частных космических кораблей без участия правительства США и НАСА Четкий политический Правительство страны и руководство НАСА открыто заявляют о своих планах и проводимой курс политике, рассеивая неопределенность. Глава НАСА Чарльз Ф. Болден в приветственном
обращении на официальном сайте космического ведомства констатирует, что агентство сможет создать больше инноваций и привлечь больше инвестиций в космос посредством сотрудничества с коммерческой космической индустрией и ее предпринимателями. Планы по исследованию космического пространства опираются на частных партнеров в каждом аспекте космической деятельности как в ракетостроении, так и в развитии новых технологий присутствия в космическом пространстве Программы поддержки Приход частных компаний в космическую деятельность НАСА стимулирует путем (финансовой и различных программ. Так, вхождение компаний SpaceX и Orbital Science в сегмент запусков
технологической) стало возможным благодаря программе коммерческой орбитальной транспортировки
(Commercial Orbital Transportation Services, COTS), поощряющей разработку космических кораблей частными компаниями и предусматривающей в дальнейшем передачу в их компетенцию услуги доставки грузов и людей на орбиту. Это планы становятся реализуемыми и потому, что НАСА по возможности организует доступность и передачу космических технологий частному бизнесу, а также обеспечивает частные компании гарантированными заказами, что позволяет малому бизнесу существовать в отрасли одновременно с мощными диверсифицированными корпорациями. В стране существуют программы грантов с крупным вознаграждением, направленные на развитие частных разработок в космосе. Среди них можно выделить премию в 30 млн долл., учрежденную Google вместе с фондом X Prize, обещанную команде, создавшей робота, способного проехать более 500 метров по Луне и передать на Землю данные и фотографии
Источник: Federal Aviation Administration. Active Launch Licenses URL: https://www.faa.gov/data_research/commercialspace_data/ licenses/. NASA Administrator Charlie Bolden's Blog. URL: http://blogs.nasa.gov/bolden/..Emerging Space: The Evolving Landscape of 21st Century American Spaceflight. URL: http://www.nasa.gov/sites/default/files/files/Emerging_Space_Report.pdf.
к космосу, стремления преобразовать мир. В большинстве случаев основателями компаний в высокотехнологичных сегментах космической деятельности являются люди, уже нажившие состояние в других сферах бизнеса или работавшие ранее в космической отрасли профессионалы, готовые к отсутствию отдачи от вложенных инвестиций достаточно длительный период времени.
Роль частного бизнеса в космической деятельности
Частный бизнес, исходя из своих особенностей, выполняет в космической деятельности важные функции (рис. 2).
Эксперты утверждают, что в настоящее время мировая космическая индустрия переходит в этап, называемый Space 2.0. В отличие от этапа Space 1.0, где ведущую роль посредством глобального вызова занимала специализация и концентрация, новая стадия характеризуется активной коммерциализацией созданной инфраструктуры и внедрением космических услуг в повседневную жизнь [11, 13, 14]. Именно коммерциализация
Рисунок 2
Роль частного бизнеса в космической сфере
является основной тенденцией последних лет в освоении космоса. Вместе с коммерциализацией в космическую сферу приходит и конкуренция на рыночных началах.
Частные компании можно рассматривать в качестве одной из форм участия и осуществления процесса коммерциализации космической деятельности. Коммерциализация в отрасли также осуществляется государственными предприятиями и госкорпорациями, крупными публичными акционерными компаниями-концернами и совместными предприятиями, образованными в рамках проектов частно-государственного партнерства, путем исполнения всеми ими не государственных планов и проектов, а коммерческих заказов, поступающих от участников мирового космического рынка или частных организаций внутри страны.
Основное отличие частных компаний от остальных в том, что частные предприниматели вынуждены рассчитывать только на собственные ресурсы в долгосрочной конкурентной борьбе и рискуют собственным капиталом, вложенным в развитие бизнеса. Именно поэтому они
Источник: составлено автором.
наиболее ориентированы на коммерческий успех, обладают реально действующими стимулами сделать продукцию востребованной, конкурентоспособной.
Двумя основными критериями, определяющими конкурентоспособность сложной космической продукции, являются соотношение цены и качества, а также длительность выполнения заказа по времени.
Частный бизнес, стремясь к самоокупаемости и получению прибыли, прилагает много усилий для контроля и снижения издержек, что в долгосрочном периоде уменьшает себестоимость продукции и позволяет снизить цену. Снижения издержек частные компании добиваются за счет более строгого менеджмента проектов, универсализации и стандартизации деталей, модульности изделий, уменьшения массы конструкций. Стремясь снизить издержки, частный бизнес не только совершенствует процесс производства техники, но и работает над созданием новых подходов и решений, тем самым являясь неким источником инноваций в отрасли.
Частные компании более мобильны по своей структуре. Это позволяет им быстрее выполнять заказы, а также более оперативно внедрять инновации. Процессы технологических изменений и преобразований в частных компаниях протекают гораздо быстрее, чем на государственных предприятиях, во многом благодаря тому, что на них не лежит бремя разветвленного документооборота, необходимости прохождения многочисленных инстанций для внедрения каких-либо новшеств. К тому же предпринимателям важно, чтобы научно-исследовательские работы, если они проводятся, получали воплощение на практике, окупая себя.
Вот несколько примеров. Частная американская компания SpaceX потратила в общей сложности около 1,5 млрд долл. на создание ракетоносителя и космического корабля. У правительственных агентств, по оценкам экспертов, на решение аналогичной задачи ушло бы в 15-20 раз больше денежных средств [7, 10]. За счет низкой цены запуска фирма уже лидирует по количеству заказов на последующие годы, что скорее всего приведет к переделу долей сегмента коммерческих запусков между основными игроками. В конце 2012 г. российский стартап Dauria Aerospace выиграл тендер Роскосмоса на создание двух микроспутников и получил контракт на 315 млн руб., обойдя одно из ведущих предприятий российской ракетно-космической промышленности
- государственную структуру ЦСКБ «Прогресс». По мнению специалистов отрасли, выигрыш был обусловлен лучшим соотношением предлагаемых параметров и цены аппарата, а также потенциально более развитой мобильностью компании в области использования и адаптации различных компонентов для спутников [9]. В связи с растущей популярностью малых космических аппаратов частная компания S3 разрабатывает инновационную систему запуска в космос спутников весом до 250 кг. Трехэтапная система запуска состоит из шаттла, закрепленного на аэробусе, отсоединяющегося при достижении высоты 80 км. После отсоединения суборбитальный шаттл многоразового использования (сокращенно SOAR) поднимается на высоту 80 км, где происходит отделение разгонной капсулы, выводящей спутник на околоземную орбиту высотой до 700 км. С точки зрения эффективности преимуществами этой системы являются многократное использование аэробуса и шаттла, тип запуска «воздушный старт», использование стандартных видов топлива. Реализация проекта, намеченная в 2018 г., будет способствовать демократизации доступа в космическое пространство и позволит сократить стоимость запуска малых космических аппаратов более чем в четыре раза по сравнению с существующими системами запуска7.
Присутствие частного бизнеса в космической сфере способно облегчить государству выполнение задач стратегического планирования космической деятельности. Часть задач в космосе государство может передать на выполнение частному бизнесу, особенно тех, что касаются сферы уже изведанного околоземного пространства. Следуя этой логике, во-первых, государство оказывается способным сосредоточить свою деятельность на решении более сложных задач, непосильных для частного бизнеса или невыгодных для него, таких как проведение фундаментальных космических исследований, проектирование принципиально новых космических кораблей и др. Во-вторых, задачи околоземной космической деятельности будут осуществляться не за счет собранных с населения налогов, а за счет активов предпринимателей. К тому же государственные бюджетные средства, размещенные в частных фирмах посредством заказов, будут возвращаться в оборот, способствуя дальнейшему развитию в стране такого направления, как частная космонавтика. В-третьих, «проработанное»
7 Швейцарская компания намерена создать мини-шаттл для запуска спутников. URL: http://ria.ru/science/20130313/92714 0607.html.
частными фирмами в плане эффективности околоземное пространство создаст фундамент для более уверенного выполнения государством амбициозных космических программ и, возможно, косвенно поспособствует снижению стоимости последующих государственных проектов.
Присутствие частного бизнеса в одном из космических сегментов способно стимулировать развитие смежных сегментов космической деятельности, а также подобно эффекту домино создает благоприятные условия для появления и в них частной инициативы. К примеру, снижение цены запуска в результате прихода в сегмент частной компании сделало данную услугу доступной для более широкого числа организаций по производству спутников и явилось одной из причин бума в производстве (в том числе частными компаниями) микроспутников и кубсатов с 20122013 г. Распространение микроспутников привлекло внимание частных операторов для предоставления различного рода космических услуг, в частности, связи и результатов ДЗЗ [15].
Таким образом, можно утверждать, что частные компании действительно превращают космическую деятельность, в том числе ее сектор upstream, в конкурентоспособный продукт. Частный бизнес способен эффективно работать в большинстве сегментов космической деятельности и показывать более приемлемые для потребителей результаты. Частные компании трансформируют космическую деятельность, делая ее стандартизированной и доступной как для государственных структур, так и для частных лиц с потенциалом ее превращения в услугу, приближенную по характеру к услуге массового потребителя. К тому же развитие частной космической промышленности дает возможность государству сфокусироваться на решении новых сложных задач, способствующих научно-техническому прогрессу.
Перспективы частного бизнеса в космосе и его развитие в России
Несмотря на то, что частная инициатива расширяет свое присутствие в космической сфере, предсказать точную область и степень ее распространения не так просто. Если сектор downstream практически полностью представлен частными операторами, то деятельность большинства частных фирм в высокотехнологичных сегментах сектора upstream пока слишком непродолжительна, чтобы судить как о полной окупаемости проектов, так и о долгосрочном устойчивом развитии бизнеса.
Некоторые эксперты утверждают, что частные компании в космической отрасли можно назвать таковыми лишь условно [16]. Во-первых, эти компании в большинстве своем основаны людьми, чье финансовое состояние измеряется миллионами, и ими движет скорее мечта о космосе, чем расчеты бизнес-плана. Такие космические проекты, как Mars One, Inspiration Mars Foundation, не нацелены на получение прибыли, а проекты наподобие Bigelow Aerospace вызывают сомнение в их будущей реализуемости, востребованности и, следовательно, в окупаемости. Компании в сфере суборбитального космического туризма, несмотря на продолжительный срок своего существования и заметные результаты технических разработок, пока что ни разу не оказали свою профильную услугу. К тому же практически все малые частные компании в космосе не раскрывают публично финансовую отчетность. О ней можно судить лишь принимая на веру слова руководителей компаний. Во-вторых, частные компании в космической сфере не действуют в полностью конкурентной среде. Они часто получают значительную безвозмездную финансовую поддержку со стороны государства (например, правительство США выделило Bigelow Aerospace 18 млн долл. на развитие проекта, компании Blue Origin - 3,7 млн долл.), заранее обеспечены заказами со стороны государства (SpaceX и Orbital Science получили заказ на услугу транспортировки грузов к МКС в 2008 г., за 5 лет до ее реального осуществления) или же находятся в условиях университетского или инновационного бизнес-инкубатора, способного предоставлять гранты и налоговые льготы (российские компании Dauria Aerospace и «Спутникс» находятся в составе кластера развития космических технологий «Сколково») [13, 17].
Тем не менее эти компании не являются ни государственными, ни крупными корпорациями со смешанным участием государства и частных лиц, ни организованным частно-государственным партнерством - их возглавляют частные предприниматели. По мнению автора, описанные ранее меры поддержки этих компаний жизненно необходимы на стадии взращивания частного бизнеса в космической отрасли. Без них выжить на начальном этапе частным компаниям практически невозможно из-за специфических особенностей, присущих космической индустрии - долгих инвестиционных циклов, высоких технических и политических рисков, наукоемкости и высокотехнологичности производства и т.д. Однако именно появление
и развитие этих компаний способно превратить сферу космической деятельности в будущем в более рыночную среду, создать частную космическую индустрию. Процесс ее формирования уже начался, так как частные компании выстраивают между собой коммерческие отношения, образуя исключительно частную сеть заказов.
В отдаленной перспективе не исключен сценарий развития, при котором частный бизнес станет лидером в освоении космоса, заменит мощные, но неповоротливые государственные машины. Также существует вероятность, что частный бизнес создаст в специфичной космической отрасли собственные уникальные бизнес-модели, направленные на решение определенных задач, обусловленных развитием общества и космонавтики. К примеру, пока производить сверхчистые материалы выгоднее на Земле. Однако по мере постепенного удешевления транспортно-космических услуг их производство может стать более выгодным в идеальных условиях космического вакуума и невесомости и послужить развитию биофармацевтических орбитальных фабрик на космических орбитах [8].
По мнению автора, в перспективе неизбежно возникновение проблем в области согласования административных вопросов между частным бизнесом и государством, учитывая специфику космической деятельности, ее непосредственное отношение к военно-политической сфере и обеспечению обороноспособности страны. Скорее всего появится необходимость создания и совершенствования законодательной базы, регулирующей условия деятельности и компетенции частного бизнеса в космической сфере.
Перспективы развития частного бизнеса находятся в наиболее сильной зависимости от степени развития в стране ракетно-космической промышленности, существующих институциональных условий и проводимой государством политики в области космоса. Если на Западе инициативу по освоению и использованию космоса все активнее захватывают частные компании, то в России, несмотря на ее развитую ракетно-космическую инфраструктуру, бизнес только начинает проникать в эту сферу.
В России несколько частных компаний в космической сфере. Среди них можно выделить специализирующиеся на продаже обработанных данных, полученных с отечественных и иностранных спутников, компании «Совзонд» и «СКАНЭКС», «Иннотер», основанную в 2011 г. и производящую микроспутники с технологией съемки поверхности
Земли Dauria Aerospace, «Спутникс», запустивший в 2014 г. первый частный российский малый космический аппарат «ТаблетСат-Аврора». Также существует компания «Орбитальные технологии», объявившая в качестве своей миссии стремление сделать космическое пространство доступным для частного предпринимательства и разрабатывающая коммерческую космическую станцию для компаний, планирующих оказывать услугу частных коммерче ских пилотируемых полетов на околоземной орбите. Большинство остальных участников ракетно-космической промышленности России входят в состав Объединенной ракетно-космической корпорации со 100%-ной долей федеральной собственности или же представляют собой отдельные предприятия, конструкторские бюро и институты, находящиеся в ведении Роскосмоса.
Малое представительство частного бизнеса в космической отрасли обусловлено спецификой российской космической отрасли и историческими причинами. Изначально, как и вся экономика страны во времена СССР, ракетно-космическая отрасль России была выстроена по иерархичной модели с планово-командным управлением. После распада Советского Союза в начале 1990-х гг. наступил длительный период неопределенности и хаоса во всех сферах жизни, сменившийся затем постепенным строительством основ рыночной экономики. Адаптация российской космической отрасли к условиям рынка происходит до сих пор. Свою роль играет продолжающаяся некая инертность мышления - многие квалифицированные специалисты, занимающиеся в отрасли со времен СССР проектировкой и разработкой техники, не мыслят категориями рынка [4]. Многими предпринимателями космическая деятельность воспринимается исключительно как государственная сфера деятельности, связанная с секретными военными разработками и слишком сложной наукоемкой техникой.
В недавнем исследовании, проведенном с привлечением широкого круга экспертов, частное предпринимательство в космической деятельности в сегментах космической съемки и производства спутников вошло в рейтинг двадцати перспективных ниш для развития бизнеса в России на ближайшие 5-10 лет по агрегированному показателю оценки, включающему в себя критерии доходности, риска и сложности [18]. Такого же мнения придерживается основатель и владелец Dauria Aerospace М. Кокорич. Выступая на конференции в Сколково в мае 2013 г.,
предприниматель заявил, что порог вхождения частного бизнеса в космическую деятельность в России сейчас значительно ниже, чем в США и Европе: уровень бюрократии, как ни странно, пока небольшой. Во многом это связано с отсутствием какой-либо конкуренции: по сути, каждый проект, который хочет привлечь внимание Роскосмоса, это внимание привлекает. Однозначно в России пока ситуация лучше, чем в США, где на каждый тендер НАСА претендует 30-40 частных компаний8.
Перспективы дальнейшего развития частного бизнеса в российской космической отрасли существуют, но государству следует обратить внимание на обеспечение институциональных условий для его развития. Единственным институтом, оказывающим поддержку таким предпринимателям, является кластер космических технологий и телекоммуникаций в «Сколково», насчитывающий в своем составе уже более 100 стартапов9. В настоящее время в России отсутствует регулирующее данную сферу законодательство, что также является сдерживающим фактором для развития частного бизнеса в космосе [19, 20]. В основных документах, определяющих стратегию развития отечественной космонавтики, сказано о необходимости развития формы частно-государственного партнерства и привлечения малого бизнеса в ракетно-космическую отрасль10. Однако не указаны конкретные способы достижения этой цели. Чтобы облегчить компаниям малого и среднего бизнеса выход на космический рынок, следует детально проработать аспекты передачи в их ведение космических технологий. Также открытым остается вопрос о возможностях гармоничного взаимодействия госкорпораций и частных компаний. Следует попытаться выстроить механизмы честной конкуренции между организациями при распределении государственного заказа на космическую продукцию.
По мнению автора, развитие частного бизнеса в области космоса может поставить под угрозу целесообразность существования многих
8 Эксперт: условия для частных «космических» инвестиций в РФ лучше. URL: http://ria.ru/sk_news/20130527/939677363. html.
9 Космический кластер Фонда «Сколково». URL: https://sk.ru/ foundation/space/p/participants.aspx.
10 Государственная программа Российской Федерации
«Космическая деятельность России на 2013-2020 годы»: распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2594-р; Основные положения Основ государственной политики Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2030 года и дальнейшую перспективу: утв. Президентом РФ от 19.04.2013 № Пр-906.
государственных предприятий в ракетно-космиче ской промышленно сти или же подразделений госкорпораций. Здесь важно соблюсти баланс и понимать, что некоторые организации, хоть и убыточные по показателям коммерческой деятельности, государству следует сохранить исходя из стратегических целей. Другие же предприятия станут жертвой естественного рыночного отбора, но эта жертва необходима для построения успешной устойчивой модели функционирования ракетно-космической деятельности в России.
Развитие частного бизнеса в космической отрасли РФ может сыграть существенную роль в разрешении системного кризиса в этой сфере.
Во-первых, появление частной инициативы и частных предприятий привнесет в отрасль конкуренцию, отсутствие которой является, по мнению авторитетных экспертов, корнем многих проблем [21].
Во-вторых, высокопоставленные руководители отрасли отмечают, что военная составляющая продолжает играть важную роль, однако на первый план выходит экономика, и прежде всего проблема эффективного использования космического потенциала. В этой сфере отставание России от других космических держав особенно заметно. Доля России на мировом рынке космических услуг объемом свыше 250 млрд долл. составляет меньше 3%. Эта цифра плохо стыкуется с амбициями России по пребыванию в числе ведущих космических держав мира11. Как отмечалось, частный бизнес нацелен на создание продукта, значит, потенциально более успешен в коммерциализации, особенно в сегментах прикладного использования космоса. Несмотря на то, что задача расширения доли присутствия отечественной космической продукции на мировом космическом рынке провозглашается уже давно, особых сдвигов в этом направлении не наблюдалось в связи с тем, что ее коммерциализацией при отсутствии частных компаний занимаются государственные структуры.
В-третьих, проблемы реструктуризации отрасли усугубляются наличием в российской космонавтике системного кризиса целеполагания, с которым столкнулись когда-то и США. Имеется в виду неопределенность в выборе целей и механизмов организации проектов для дальнейшего этапа
11 В Центре управления полетами ЦНИИМАШ обсудили будущее ракетно-космической промышленности России. URL: http://www. sovetvpk.ru/news/meetings/2013-12-18.
освоения космического пространства12. Это непосредственно связано с необходимостью рационального обоснования политики распределения ограниченных бюджетных средств на выполнение космических задач и миссий. Частный бизнес отчасти способствует решению этой проблемы, так как с его помощью можно распределить роли следующим образом: ввести космическую деятельность в хозяйственный оборот страны и возложить коммерциализацию разработанных государством гражданских космических технологий на частные компании; ресурсы государства сосредоточить на развитии сложных космических миссий и осуществлении фундаментальных космических исследований.
Заключение
Частные компании и стартапы постепенно увеличивают свое присутствие в космической деятельности. Причем частная инициатива
12 В Центре управления полетами ЦНИИМАШ обсудили будущее ракетно-космической промышленности России. URL: http://www.sovetvpk.ru/news/meetings/2013-12-18.
заметна во всех сегментах, в том числе таких высокотехнологичных, как услуги запуска и производство ракетно-космической техники, а наиболее активно проявляет себя в сегментах развития суборбитальных туристических полетов, а также в создании микроспутников и предоставлении услуг на основе использования их группировок.
Пока что рано говорить о частных компаниях в космической отрасли как о полностью конкурентном бизнесе. Во многом их существование обусловлено финансовой поддержкой со стороны государства, иных видов спонсорства, нахождением в условиях бизнес-инкубаторов, а небольшой срок существования компаний не позволяет с абсолютной уверенностью говорить о возможности их устойчивого экономического развития в длительном периоде. Однако в будущем, если частный бизнес покажет успешную динамику своего развития, следует ожидать появления масштабного потребительского рынка в сфере космической деятельности, а также возникновения на его основе новых видов производств и услуг.
Список литературы
1. Десятов А., Парфенов В. Проекты частные - интерес государственный // Российский космос. 2011. № 10. С. 54-55.
2. Пайсон Д.Б. Государственно-частное партнерство как институт развития в области космической деятельности: зарубежный опыт и российские планы // Вопросы государственного и муниципального управления. 2009.№ 3. С. 17-34.
3. Ченцова М.В. Опыт и перспективы взаимодействия субъектов инновационной экономики (на примере государственно-частного партнерства в космической промышленности). URL: http://e-journal.spa.msu. ru/uploads/vestnik/2014/vipusk_45._avgust_2014_gV45_2014.pdf.
4. Пайсон Д.Б. Частный бизнес в космосе. URL: http://sk.ru/news/b/news/archive/2013/02/01/chastnyy-biznes-uzhe-ne-vygonyayut-iz-kosmosa.aspx.
5. Железняков А.Б. Космическая деятельность стран мира в 2012 г. URL: http://www.cosmoworld.ru/ spaceencyclopedia/hotnews/index.shtml?itogi_2012.htm.
6. Бабицкий А. Космос как услуга. URL: http://www.forbes.ru/tehno-slideshow/tehnologii/66142-kosmos-kak-usluga/slide/1.
7. Золотов Е. Космический извоз // Бизнес-журнал. 2012. № 12. С. 27-34.
8. Кроули Э. Интервью президента института науки и технологий «Сколково»: Почему освоение космоса все быстрее уходит в руки частного бизнеса. URL: http://rusrep.ru/article/2012/07/11/threecops/2012.
9. Кокорич М., Голубович И. Первый пошел: кто и зачем запускает частные спутники в России. URL: http://www.forbes.ru/sobytiya/biznes/260563-pervyi-poshel-kto-i-zachem-zapuskaet-chastnye-sputniki-v-rossii.
10. УльяноваН. Звездная болезнь // Бизнес-журнал. 2012. № 12. С. 34-38.
11. Ионин А.Г. От Space 1.0 через Space 2.0 вперед к Space 3.0! // Геоматика. 2013. № 2. C. 40-45.
12. Ионин А.Г. Кто будет инвестировать в космонавтику? // Российский космос. 2015. № 3. С. 26-30.
13. Давидюк А. Первый частный // Российский космос. 2014. № 7. С. 14-20.
14. Пайсон Д.Б. Сравнительный анализ развития институциональной среды в сфере производства и потребления космических продуктов и услуг в ведущих космических державах мира // Аудит и финансовый анализ. 2010. № 1. С. 393-405.
15. Зинченко О.Н. Малые оптические спутники ДЗЗ. URL: http://www.racurs.ru/?page=710.
16. Соболев И. Частники в космосе - за или против? URL:_https://sk.ru/news/b/articles/archive/2015/03/28/ chastniki-v-kosmose-_1320_-za-ili-protiv_3f00_.aspx.
17. Fox S. 6 Private Companies That Could Launch Humans Into Space. URL: http://www.space.com/8541-6-private-companies-launch-humans-space.html.
18. Школин А. 20 рыночных ниш, в которых можно заработать в ближайшие 5-10 лет. URL: http://www. gd.ru/20-rynochnyh-nish/.
19. Макаров Ю.Н. Российская космонавтика на мировом рынке: конкуренция, проблемы, перспективы // Экономика и математические методы. 2011. Т. 47. № 3. С. 94-103.
20. Хрусталёв Е.Ю., Макаров Ю.Н. Основы экономического анализа космической деятельности России // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 29. С. 41-47.
21. Пайсон Д.Б. Конкуренция в ракетно-космической промышленности: время стратегических решений // Вестник ГЛОНАСС. 2013. № 4. С. 13-19.
ISSN 2311-8725 (Online) ISSN 2073-039X (Print)
Analysis of Competitive Ability
DEVELOPMENT OF PRIVATE BUSINESS IN THE ROCKET-AND-SPACE INDUSTRY: TRENDS AND PROSPECTS
Dar'ya Yu. MAKAROVA
People's Friendship University of Russia, Moscow, Russian Federation [email protected]
Article history:
Received 12 May 2015 Accepted 18 May 2015
Keywords: rocket-and-space industry, private sector, entrepreneurship, commercialization, strategic planning
Abstract
Subject Development of private business in the rocket-and-space industry is a fairly new trend. If in the early 2000's entrepreneurs announced their ambitious plans in the field of space, during recent several years it is possible to observe the implementation of the conceived programs, as well as the growing number of private companies in the sector.
Objectives The study aims at analyzing trends, development prospects, and the role of private business within the system of economic relations that arise in the course of formation and strengthening of the space industry at the national and global levels.
Methods The theoretical and methodological framework for the paper is a general scientific methodology involving the application of such approaches as dialectical analysis and synthesis, statistical surveys, comparison, induction and deduction. The information sources include scientific publications and interviews with Russian and foreign experts in the space industry, the world famous mass media in the field of astronautics, effective laws and regulations, and official reports of recognized research organizations in the space activities area.
Results The article presents a brief review of existing private projects in the field of space and identifies the most attractive segments of the space sector for private business. I have analyzed the importance of private initiatives for the development of national space activities, and described the conditions and factors that contribute to the formation of entrepreneurship in the rocket and space area, in particular, the main tools of the US government policy in this area. I pay particular attention to the formation of the private sector in the Russian rocket-and-space industry. Conclusions The study reveals the availability of private initiative in all segments of space activities, even in high-tech ones. The USA is a leader in terms of a number of private companies operating in the space area. Private business is a source of optimal solutions, innovation and an effective form of participation in commercial space activities. It is crucial to create favorable conditions in the Russian space area for private business development, as in many ways, it will help eliminate the causes of systemic crisis in the Russian rocket-and-space industry.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015
References
1. Desyatov A., Parfenov V. Proekty chastnye - interes gosudarstvennyi [Projects are private, the interest is public]. Rossiiskii kosmos = Russian Space, 2011, no. 10, pp. 54-55.
2. Paison D.B. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo kak institut razvitiya v oblasti kosmicheskoi deyatel'nosti: zarubezhnyi opyt i rossiiskie plany [Public-private partnership as an institution for space activities development: foreign experience and Russian plans]. Voprosy gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya = Public Administration Issues, 2009, no. 3, pp. 17-34.
3. Chentsova M.V. Opyt i perspektivy vzaimodeistviya sub"ektov innovatsionnoi ekonomiki (na primere gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v kosmicheskoi promyshlennosti) [Experience and prospects for cooperation between the innovation economy actors (a case study of public-private partnership in the space
industry)]. Available at: http://e-j ournal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2014/vipusk_45 ._avgust_2014_g ./45_
2014.pdf. (In Russ.)
4. Paison D.B. Chastnyi biznes v kosmose [Private business in space]. Available at: http://sk.ru/news/b/news/ archive/2013/02/01/chastnyy-biznes-uzhe-ne-vygonyayut-iz-kosmosa.aspx. (In Russ.)
5. Zheleznyakov A.B. Kosmicheskaya deyatel 'nost 'stran mira v 2012 [Space activities of countries worldwide
in 2012]. Available at: http://www.cosmoworld.ru/spaceencyclopedia/hotnews/index.shtml?itogi_2012.htm. (In Russ.)
6. Babitskii A. Kosmos kak usluga [Space as a service]. Available at: http://www.forbes.ru/tehno-slideshow/ tehnologii/66142-kosmos-kak-usluga/slide/L (In Russ.)
7. Zolotov E. Kosmicheskii izvoz [Space carrier's trade]. Biznes-zhurnal = Business Journal, 2012, no. 12, pp.27-34.
8. Crawley E. Pochemu osvoenie kosmosa vse bystree ukhodit v ruki chastnogo biznesa: interv'yu prezidenta instituta nauki i tekhnologii "Skolkovo" [Why space exploration goes to private business faster and faster: an interview with Edward Crawley, President of Skolkovo Institute of Science and Technology]. Available at: http://rusrep.ru/article/2012/07/11/threecops/2012. (In Russ.)
9. Kokorich M., Golubovich I. Pervyiposhel: kto i zachem zapuskaet chastnye sputnik v Rossii [The first one is launched: who and why launches private satellites in Russia]. Available at: http://www.forbes.ru/sobytiya/ biznes/260563-pervyi-poshel-kto-i-zachem-zapuskaet-chastnye-sputniki-v-rossii. (In Russ.)
10. Ul'yanova N. Zvezdnaya bolezn' [Star fever]. Biznes-zhurnal = Business Journal, 2012, no. 12, pp. 3438.
11. Ionin A.G. Ot Space 1.0 cherez Space 2.0 vpered k Space 3.0! [From Space 1.0 through Space 2.0 towards Space 3.0!]. Geomatika = Geomatics, 2013, no. 2, pp. 40-45.
12. Ionin A.G. Kto budet investirovat' v kosmonavtiku? [Who will invest in space exploration?]. Rossiiskii kosmos = Russian Space, 2015, no. 3, pp. 26-30.
13. Davidyuk A. Pervyi chastnyi [The first private one]. Rossiiskii kosmos = Russian Space, 2014, no. 7, pp. 14-20.
14. Paison D.B. Sravnitel'nyi analiz razvitiya institutsional'noi sredy v sfere proizvodstva i potrebleniya kosmicheskikh produktov i uslug v vedushchikh kosmicheskikh derzhavakh mira [A comparative analysis of institutional environment development in the production and consumption of space products and services in the major space powers of the world]. Audit i finansovyi analiz = Audit and Financial Analysis, 2010, no. 1, pp. 393-405.
15. Zinchenko O .N. Malye opticheskie sputnik DZZ [Small optical satellites for Earth remote sensing]. Available at: http://www.racurs.ru/?page=710. (In Russ.)
16. Sobolev I. Chastniki v kosmose - za iliprotiv? [Private traders in space: the pros and cons]. Available at: https://sk.ru/news/b/articles/archive/2015/03/28/chastniki-v-kosmose-_1320_-za-ili-protiv_3f00_.aspx. (In Russ.)
17. Fox S. 6 Private Companies That Could Launch Humans Into Space. Available at: http://www.space. com/8541-6-private-companies-launch-humans-space.html.
18. Shkolin A. 20 rynochnykh nish, v kotorykh mozhno zarabotat' v blizhaishie 5-10 let [20 market niches where it is possible to earn in the coming 5-10 years]. Available at: http://www.gd.ru/20-rynochnyh-nish/. (In Russ.)
19. Makarov Yu.N. Rossiiskaya kosmonavtika na mirovom rynke: konkurentsiya, problemy, perspektivy [The Russian space technology in the global market: competition, problems and perspectives]. Ekonomika i matematicheskie metody = Economics and Mathematical Methods, 2011, vol. 47, no. 3, pp. 94-103.
20. Khrustalev E.Yu., Makarov Yu.N. Osnovy ekonomicheskogo analiza kosmicheskoi deyatel'nosti Rossii [Fundamentals of economic analysis of space activities of Russia]. Ekonomicheskii analiz: teoriya ipraktika = Economic Analysis: Theory and Practice, 2011, no. 29, pp. 41-47.
21. Paison D.B. Konkurentsiya v raketno-kosmicheskoi promyshlennosti: vremya strategicheskikh reshenii [Competition in the rocket and space industry: time for strategic decisions]. Vestnik GLONASS = GLONASS Herald, 2013, no. 4, pp. 13-19.