вопросы инновдционнои экономики
Том 7 • Номер 1 • январь-март 2017
ISSN 2222-0372 Russian Journal of Innovation Economics
издательство
Креативная экономика
Частная предпринимательская инициатива в российской космической индустрии: институциональные условия развития
Макарова Д.Ю. 1
1 Институт космических технологий Российского университета дружбы народов, Москва, Россия
АННОТАЦИЯ:_
В настоящее время в мировой ракетно-космической отрасли наблюдается быстрый рост компаний New Space или Emerging Space, чаще всего представляющих собой частные космические фирмы или стартапы. В России также имеются в наличии разноплановые частные космические проекты. В статье представлен сравнительный обзор государственной политики США, ЕС и России по организации институциональной среды для формирования и стимулирования национального космического предпринимательства, а также проведен анализ нынешнего состояния частного космического предпринимательства в России - его главных представителей, текущей конъюнктуры данного сектора, благоприятствующих и сдерживающих его развитие институциональных условий. Выявлено, что институциональная среда функционирования отечественных космических стартапов в космической сфере имеет существенные недостатки, среди которых можно отметить невыраженность государственного спроса и системы стимулирующих заказов со стороны правительства, несколько архаичное или же отсутствующее законодательство и значительные административные барьеры, недостаточную развитость финансовых институтов в стране. В статье обозначены возможные перспективы и приведены рекомендации по совершенствованию институциональных условий развития частного предпринимательства в российской космической индустрии. Полученные результаты могут быть полезны органам государственной власти, ответственным за развитие ракетно-космической промышленности, и официальным лицам, принимающим решения в данной сфере деятельности; аналитикам ракетно-космической отрасли; частным компаниям и предпринимателям, желающим с выгодой для себя создавать и реализовывать проекты в космической индустрии.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ракетно-космическая отрасль, частное предпринимательство, российские космические стартапы, институциональная среда
Entrepreneurial initiative in the Russian space industry: institutional development conditions
Makarova D.Yu. 1
1 Institute of Space Technologies of the Peoples' Friendship University of Russia, Russia
введение
Для российской космической деятельности развитие частного бизнеса представляет собой новое явление, берущее свое начало и базис в институциональных изменениях конца 2000-х - начала
2010-х гг., включающих создание космического кластера «Сколково» и расширение несколькими организациями коммерческой деятельности в сфере геоинформатики, самыми известными из которых можно считать компании «СканЭкс» и «Совзонд». В настоящее время в рамках российского космического предпринимательства наблюдается прогрессивное развитие целого ряда амбициозных программ в области создания космических аппаратов, приложений по использованию получаемой при помощи космических спутников информации и даже по оказанию услуг суборбитального космического туризма, услуг запуска малых космических аппаратов при помощи сверхлегкой частной космической ракеты. Данная статья содержит как краткий анализ экономических и общих системных условий национальной среды развития космического предпринимательства, так и обзор актуальных российских частных космических проектов, которые существуют и находятся на этапах реализации на данный момент.
ABSTRACT:_
Today in the global space industry we see the rapid growth of New Space and Emerging Space companies, most of which are private space firms or start-ups. There are also diverse private space projects in Russia. The article presents a comparison between the US, the EU and the Russian government policies in the organization of the institutional environment for the development and stimulation of national space business. We also analyze the current state of private space enterprise in Russia - its main representatives, the current situation of the sector and institutional conditions favoring and impeding its development. We discovered that the institutional environment of domestic space startups functioning in the space sector has significant weaknesses, among which we mark low state demand and system of order stimulation by the government. We also mark archaic legislation or lack of it, significant administrative barriers, lack of developed financial institutions in the country. The article points out possible perspectives and provides recommendations for improving the institutional environment for private enterprise development in the Russian space industry. The results may be helpful to public authorities responsible for the development of the space industry and the decision-making officials; to space industry analysts; to private companies and entrepreneurs who want to create and implement projects in the space industry having benefits.
KEYWORDS: space industry, private entrepreneurship, Russian space startups, institutional environment.
JEL Classification: L26, L64, M13 Received: 31.01.2017 / Published: 31.03.2017
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Makarova D.Yu. ([email protected])
CITATION:_
Makarova D.Yu. (2017) Chastnaya predprinimatelskaya initsiativa v rossiyskoy kosmicheskoy industrii: institutsionalnye usloviya razvitiya [Entrepreneurial initiative in the Russian space industry: institutional development conditions]. Voprosy innovatsionnoy ekonomiki, 7(1), 41-57. doi: 10.18334/vinec.7.1.37591
Формирование космической индустрии частного предпринимательства и New Space
Развитие космического предпринимательства представляется значимым трендом в международном космическом секторе с начала 2000-х гг. Первоначально ракетно-космическая отрасль полностью являлась сферой деятельности государства. Популярный подход утверждает, что в течение последних нескольких десятилетий глобальная космическая отрасль прошла путь от стадии Spacel.0 к стадии Space2.0, и в настоящее время она частично перетекает в стадию Space3.0 (рисунок 1). Во время стадии Spacel.0 главными характеристиками космической отрасли были концентрация и закрытость. Стадия Space2.0 характеризуется активной коммерциализацией налаженной космической инфраструктуры, внедрением космических услуг в повседневную жизнь, развитием взаимодействия между различными типами игроков и ростом глобальной конкуренции. В отличие от космической гонки времен Холодной войны и не столь отдаленного по времени этапа нарастания коммерческой конкуренции в космосе для стадии Space3.0 характерно появление стартапов, профинансированных венчурными инвестициями, которые активируют в своей деятельности набор из множества уже имеющихся факторов в режиме их взаимодействия, чтобы произвести новую волну доступных продуктов и услуг в космической сфере. Занимаясь многими направлениями - от обеспечения надежного доступа в космическое пространство до создания различных видов аналитической обработки получаемых из космоса сигналов и дан-
SPACE 1.0 Л Космическая гонка времен Холодной войны, отраслевая концентрация и закрытость l 'SPACE 2.0 ^ Коммерциализация, рост сотрудничества под патронажем со стороны национальных правительств Г SPACE 3.0 ^ Быстрый рост космических стартапов, профинансированных венчурными инвестициями
Рисунок 1. Эволюция концепции и структуры развития ракетно-космической отрасли от стадии Spacel.0 к стадии Space3.0 с представителями New Space Источник: составлено автором
ОБ АВТОРЕ:_
Макарова Дарья Юрьевна, аспирант, ведущий специалист ([email protected])
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Макарова Д.Ю. Частная предпринимательская инициатива в российской космической индустрии: институциональные условия развития // Вопросы инновационной экономики. - 2017. - Том 7. - № 1. -С. 41-57. - doi: 10.18334/vinec.7.1.37591
ных, - стартапы в настоящее время формируют новую космическую экосистему [3, 8] (Foust, 2007; Lewis, Stavish, 2015).
Сравнительно новое явление растущего предпринимательства в сфере космической деятельности также носит название New Space. Компании New Space, как правило, характеризуются лишь вторичной связью или вовсе отсутствием вовлеченности в выполнение государственных программ и осуществление правительственных заказов, развитием космических технологий и услуг в основном за счет частного финансирования, применением практики контроля согласованности бюджета и подходами по максимальному снижению издержек и стоимости производства уже разработанных ранее космических технологий или же поисками путей использования имеющихся разработок в новом формате, стремлением получать прибыль от своей деятельности в космическом секторе. Чаще всего эти организации представляют собой частные космические компании, основанные состоятельными предпринимателями, или же стар-тапы, созданные командами энтузиастов и спонсируемые за счет венчурного финансирования или грантов.
Некоторые эксперты утверждают, что в современных условиях частный сектор может присутствовать уже во всех переделах цепочки создания стоимости в космической отрасли, в обоих ее сегментах - как в области создания космической техники (upstream), так и в области оказания услуг по предоставлению данных, получаемых посредством космических технологий (downstream) [4].
Американское консалтинговое и информационное агентство «New Space Global», сосредоточившее свою деятельность исключительно на изучении развивающейся инфраструктуры New Space, оценивает, что число компаний, занимающихся коммерциализацией в сфере космической деятельности, выросло примерно со 125 компаний в 2011 г. до более чем 1 тыс. компаний на настоящий момент, а также прогнозирует, что их число возрастет до 10 тыс. в последующие 10 лет [10]. Аналитическое и консалтинговое агентство «The Tauri Group», занимающееся исследованием сегментов космического сектора и сотрудничающее с органами государственного управления США, указывает, что в начале 2000-х гг. в космическом секторе в мире появлялись в среднем 3 стартапа в год, тогда как в последние 5 лет данное число увеличилось в среднем до 8 стартапов в год. За 2015 г. космические стартапы привлекли рекордную величину венчурных и долговых инвестиций размером в 2,7 млрд долл., что составляет 2/3 от величины их привлеченного финансирования за последние 15 лет [14].
Обзор государственной институциональной политики США, ЕС и России в области развития частного предпринимательства в космической индустрии
Сравнивая текущее состояние, перспективы и государственную политику на предмет развития космического предпринимательства в разных странах, необходимо принимать во внимание структуру национальной космической отрасли государств.
Космическая промышленность США изначально опиралась на коммерческие организации с частной или публичной корпоративной структурой с сильным проконку-рентным уклоном и прогрессивной приватизацией различных уровней и переделов цепочек создания стоимости в космическом секторе [5]. В настоящее время США является лидером в области коммерциализации космоса и занимает первое место по количеству частных космических игроков и космических стартапов. После спада напряжения Холодной войны организация функционирования и развития космической отрасли в США придерживалась идеи, что в тех сегментах космического сектора, где в принципе возможна реализация коммерческой деятельности, приоритет действий в отрасли должен быть предоставлен бизнес-субъектам, а правительству следует искать способы наиболее эффективного взаимодействия с ними. Возникновение и развитие New Space (иногда в американских официальных бюллетенях используется эквивалентный термин Emerging Space) происходит на том фоне, что на федеральном уровне декларируется важность появления таких компаний в космической отрасли и их дальнейшего развития. НАСА официально объявляет о том, что оно настроено взаимодействовать с появляющимися «представителями космического предпринимательства». Правительство США пытается содействовать росту и функционированию частных компаний в космической отрасли и форсировать их развитие, используя законодательные меры. К примеру, не так давно был утвержден Закон США о коммерческом космосе 2015 г. (U.S. Commercial Space Launch Competitiveness Act of 2015) с пресловутым четвертым разделом «О добыче и использовании космических полезных ископаемых» (Title IV «Space Resource Exploration and Utilization»). Данный раздел повлек за собой серьезный международный резонанс, поскольку многие юристы признали законопроект спорным и заключили, что в своем стремлении повысить стимулы для развития национального коммерческого космического сектора (в частности, разрешая американским коммерческим космическим компаниям свободно заниматься разработкой поверхности небесных тел, владеть и распоряжаться полученными ресурсами) США нарушает каноны международного космического права [16] (Popova, 2016). Поскольку космическая промышленность страны базируется на функционировании публичных корпораций, правительство США поощряет развитие частного предпринимательства в высшей степени, рассматривая его в качестве источника инноваций, стимула для дальнейшего роста и продолжающейся конкуренции в отрасли, средства ослабления монополии двух главных космических конгломератов США - «Lockheed Martin» и «Boeing» - перед лицом правительства [2].
В Европе крупные предприятия космической отрасли имеют смешанную структуру собственности, заключающую в себе единовременно государство, банки и частных лиц. Политика европейских государств в своей основе опирается на стремление достичь консенсуса и установить эффективную сеть взаимодействий различных субъектов космической деятельности. В то же время генеральный директор Европейского космического агентства Johann-Dietrich Woerner заявляет: «Космические агентства сталкива-
ются с некоторыми сдвигами в парадигме, когда дело доходит до коммерциализации и расширении деятельности. Это означает, что роль агентств поменяется. Агентства останутся устойчивыми снабженцами финансовых ресурсов в некоторых областях, таких как фундаментальные исследования, но станут факторами содействия, брокерами и посредниками для других областей» [13] (Simpson, Woerner, 2016). Стремясь заложить и взрастить космический бизнес и предпринимательство, ЕС фокусирует усилия на предоставлении финансовой поддержки стартапам, развитии бизнес-инкубаторов и пытается настроить оперативное и эффективное сотрудничество между государством, бизнесом и университетами. В качестве примеров могут быть указаны такие организации как «ESA's Business Incubator» и «The Satellite Applications Catapult», цель которых состоит в том, чтобы собрать вместе мультидисциплинарные команды для генерации идей и решений в условиях открытой инновационной среды.
В России исторически не существовало частных компаний в сфере космической деятельности, поскольку присутствовали лишь организации под полным контролем правительства и полностью находившиеся в его собственности, смысл существования которых состоял в том, чтобы удовлетворять нужды государства, указанные в долгосрочной национальной программе по развитию космической деятельности. До сих пор в российском космическом секторе содержится не так много опыта коммерциализации, особенно на внутреннем рынке, хотя и существуют компании, осуществляющие коммерческие операции (к примеру, спутниковые телекоммуникационные компании ФГУП «Космическая связь» и ОАО «Газпром космические системы») [1] (Davidian, Payson, 2015). В российской космической отрасли официально присутствовали и ранее коммерческие предприятия (по крайней мере, согласно их заявленной корпоративной структуре), однако они полностью принадлежат государству. Так, Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имеет корпоративную структуру ОАО, однако 100 % ее акций находятся в собственности государственных структур. ОАО «Газпром космические системы» не входит в состав сети подведомственных госкорпорации «Роскосмос» космических организаций, но ее акции также не принадлежат субъектам, не связанным с государственными учреждениями.
Тем не менее в последние годы современные тенденции развития технологий и инициатив в сфере наукоемкого производства привели к новым формированиям и в российской институциональной среде в области космоса.
конъюнктурный анализ сферы частного предпринимательства в российской ракетно-космической отрасли
Общий курс на переход к рыночной экономике не оказал существенного влияния на концепцию функционирования космического сектора в России. За период с начала 1990-х по конец 2000-х гг. были сформированы две частные компании в сегменте downstream «СканЭкс» и «Совзонд», основанные в 1989 и 1992 г. соответственно, которые оперируют на рынке предоставления геоинформационных продуктов и услуг.
Также присутствовали и другие несколько попыток сформировать частный бизнес в космосе, такие как «Space Adventures», «Suborbital Corporation», «Орбитальные технологии», ЗАО «Авиакосмические системы», но в итоге все эти компании перестали функционировать [6] (Ilyin, 2015).
Однако создание центра «Сколково» - государственной структуры, инновационного фонда - и, в частности, организация в нем кластера «Космические технологии и телекоммуникации» в 2011 г. повлекло за собой как появление и рост новых космических стартапов, так и объединение ряда присутствовавших инициатив. К таким инициативам можно отнести организации, созданные в качестве подразделений крупных компаний (например, «СПУТНИКС» ранее был создан компанией «СканЭкс» и являлся ее частью), или команды, собранные вокруг некоммерческих мероприятий, таких как «Google Lunar X Prize» (группа проекта «Селеноход») или сообщества профессионалов по проектированию космических ракет («Лин Индастриал»). «Сколково» предоставляет услуги хостинга в технопарке, все виды организационной поддержки, помощь по взаимодействию со СМИ и органами власти, а также заведует системой грантов на основе средств федерального бюджета и предоставляет налоговые льготы для компаний-резидентов [11] (Payson, 2012). На начало 2016 г. кластер «Сколково» «Космические технологии и телекоммуникации» насчитывал около 180 участников, 832 рабочих места, 660 млн руб. привлеченных частных инвестиций, 9 индустриальных и 3 институциональных партнера.
Самые заметные российские частные космические компании, как те, которые существовали до создания космического кластера «Сколково», так и те, которые были созданы внутри него, приведены в таблице 1.
Вышеперечисленные организации имеют различные истоки своего происхождения. К примеру, создание «КосмоКурс» и «Dauria Aerospace» инициировано состоятельными инвесторами, работающими за пределами космической отрасли, у которых была мечта о покорении космического пространства; «Азмерит» возник как спин-офф на основе полученных наработок в сфере фундаментальных исследований в лаборатории космических проектов Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова; «Yaliny» создан управленцем из IT-индустрии, который видел ограничения и потенциальный потребительский спрос на улучшения в своей профессиональной сфере деятельности и задумал решить эту проблему с помощью привлечения космических технологий. Данные компании нанимают опытных инженеров, работавших прежде в течение многих лет на государственных космических предприятиях, и / или молодых выпускников технических университетов, которые полагают, что будущее космической деятельности принадлежит частным компаниям, и видят в этом перспективу для собственного развития.
В настоящее время обсуждение места и роли частной и коммерческой космической деятельности становится популярным в российских печатных и телевизионных СМИ, отражая проблемы и потенциальные точки конфликта не столь развитого, но потенциально значимого сегмента национального космического сектора.
Таблица 1
Частные российские компании и стартапы в отечественной ракетно-
космической отрасли
Частная инициатива или стартап сегмент. деятельность в космическом секторе
«СканЭкс» Downstream. Официальный дистрибьютор ведущих операторов дистанционного зондирования Земли в мире, который занимает ключевое положение на российском рынке в области разработки, производства и внедрения технологий приема, отправки, обработки и хранения космических снимков Земли и обеспечения оперативного доступа к ним.
«Совзонд» Downstream. Разработка и внедрение ГИС с использованием данных дистанционного зондирования со спутников высокого и очень высокого пространственного разрешения.
«КосмоКурс» (резидент «Сколково») Upstream. Создание многоразового суборбитального космического комплекса для организации туристических полетов в космос.
«Лин Индастриал» (резидент «Сколково») Upstream. Единственный в России частный разработчик космических ракет для запуска малых космических аппаратов.
«Даурия Аэроспейс» (резидент «Сколково») Upstream. Разработка и производство малых космических аппаратов нового поколения, компонентов для малых спутников: служебных систем, датчиков, исполнительных механизмов.
«СПУТНИКС» (резидент «Сколково») Upstream & Downstream. Производство высокотехнологичных компонентов и технологий для микроспутников, а также предоставление услуг на основе малых космических аппаратов. Предлагает решения «под ключ» с гарантией технической поддержки на всех этапах жизненного цикла продукта.
«ImageAiry» (резидент «Сколково») Downstream. Сервис в форме онлайн-площадки, где собираются данные с большинства аппаратов, осуществляющих дистанционное зондирование и съемку поверхности Земли, и оказывается потребительская услуга доступа к интерактивным картам и готовым требуемым данным в нужном объеме, в том числе в режиме реального времени. В 2015 г. стартап был выкуплен и введен в состав американской компании «Astro Digital».
«Yaliny» (резидент «Сколково») Upstream & Downstream. Высокотехнологичная компания спутниковой связи, которая стремится выстроить недорогой, удобный и доступный по всему миру мобильный сервис с неограниченным количеством звонков и доступом в Интернет за 10 долларов в месяц.
«Quazar Space Systems» Upstream. Предоставление услуг тестирования радиационно-устой-чивой электроники в условиях космического пространства на основе спутников класса CubeSat.
«Астрономикон» (резидент «Сколково») Upstream. Разработка и производство сверхмалых космических аппаратов формата CubeSat, а также нано- и пико- спутников для различных целей и с различными функциональными возможностями.
«Азмерит» (резидент «Сколково») Upstream. Разработка бюджетного звездного датчика для нано- и микроспутников с точностью около 10 угловых секунд и высокоточного звездного датчика (с рабочей точностью 0,1 угловой секунды).
Источник: составлено автором
вопросы инновационной экономики № 12017 (январь-март)
49
3-4 марта 2016 г. в Москве был проведен Форум «INSPACE», который назван первой большой попыткой создать национальную платформу для организации продуктивной коммуникации между потенциальными частными игроками космической деятельности и государством. На данном форуме представитель «Роскосмоса» сделал заявление, что видимых конфликтов в появлении космических частных юридических лиц в национальной космической отрасли не обозначается, если они будут способны функционировать и расти в этой сложной сфере деятельности и самостоятельно себя финансово окупать [7].
Вполне возможно утверждать, что российское правительство обеспечило подходящую и удобную начальную площадку для зарождения космических стартапов. В кластере космических технологий «Сколково» резидентам предоставляются налоговые льготы, поддержка при осуществлении патентования и возможность получить финансовые гранты. Кроме того, выдвинута инициатива по созданию Центра орбитальных пусков «Сколково», где резиденты инновационного центра будут пользоваться льготными тарифами на услуги космического запуска для их технических образцов. В то же время существуют некоторые трудности и препятствия для создания космического бизнеса в России, а именно:
Отсутствие активной поддержки со стороны государства космического стар-тапа на протяжении всего жизненного цикла его продукции (невыраженность государственного спроса). Правительство не обеспечивает российские космические стар-тапы заказами и не гарантирует предоставлять им контракты в будущем. В отличие от США и Европы в России отсутствует какое-либо заявление на федеральном уровне о том, что правительство будет стремиться развивать частный космический сектор или надеется воспользоваться в какой-либо степени его услугами в последующие годы.
Возможно, это временная ситуация, которая видоизменится, когда частное космическое предпринимательство представит ощутимые и надежные результаты своей деятельности. Тем не менее в будущем при принятии решений правительство и государственный заказчик могут руководствоваться логикой поддержки сотрудников, работающих в государственной ракетно-космической промышленности (на данный момент более 250 тыс. человек), и сохранения компетентности государственных предприятий космической отрасли посредством размещения в них государственных заказов, исходя из стратегических соображений, даже если результат будет менее эффективным, чем тот, который мог бы быть достигнут посредством заключения коммерческих контрактов с представителями космического предпринимательства. Более того, ситуация с возможностью обеспечения российских космических стартапов национальным государственным заказом стала еще более призрачной в ходе последней отраслевой реформы интегрирования федерального космического агентства «Роскосмос», Объединенной ракетно-космической корпорации и других государственных космических предприятий в единую космическую госкорпорацию. Указанное преобразование предполагает, что функции заказчика и исполнительного подрядчика
объединены в едином структурном органе. Теоретически можно спрогнозировать, что это может привести к тому, что инсайдерам корпорации будет выгодно, чтобы государственные инвестиции стали циркулировать только внутри данного структурного органа и не выходили за его пределы через внешний аутсорсинг. В конце концов новый статус корпорации обеспечивает возможность госкорпорации «Роскосмос» организовывать и выполнять свою собственную коммерческую деятельность [17].
Несовершенное законодательство и административные барьеры. Процедура получения необходимых разрешений от государства для осуществления деятельности в космической сфере рассматриваются большинством стартапов как не совсем четко организованное и ясное мероприятие, включающее в себя к тому же излишние ограничения. Жалобы такого же характера существуют в ситуациях, когда стартап и государственная космическая организация пытаются начать сотрудничество, но расплывчатые требования, запрашиваемый немалый объем документального оформления и длительный процесс выверки и согласований, который может длиться более года, существенно снижают стимулы к инициации такого рода сотрудничества [15] (Dobrynin, 2016).
Можно отметить, что указанные недостатки организации деятельности обусловлены тем, что в России законодательство, регулирующее частные инициативы в космической сфере, практически отсутствует. Частные компании не обеспечены правилами, по которым нужно играть на данном поле деятельности. К примеру, отсутствует закон, который бы регламентировал запуск частных космических кораблей. К тому же в этой сфере существует немало нормативных ограничений, касающихся, в частности, реализации продукции фотосъемки высокого разрешения в космосе, осуществления экспортных сделок и т. д.
Недостаточная развитость отечественных финансовых институтов. Согласно статистике, в мировом масштабе 2015 г. характеризуется рекордными результатами по количеству привлеченных космическими стартапами инвестиций - 2,7 млрд долл. (2,3 млрд долл. без учета долгового финансирования). По типу инвестиций 1,8 млрд долл. от данной суммы приходится на венчурный капитал.
В недавно проведенном исследовании компании «The Tauri Group» за последние 15 лет было выявлено в совокупности более 250 космических инвесторов. Венчурные фонды представляют собой самую многочисленную группу инвесторов, за ними следуют бизнес-ангелы. В совокупности две эти категории составляют 2/3 всего количества космических инвесторов (рисунок 2).
В мировой практике инвестиции в космические стартапы реализуются также через частные компании и корпорации (покупка долевого участия, полный выкуп, поглощения), краудфандинг и активность альтруистов, выход на публичное размещение акций IPO (в настоящее время последним инструментом в мире воспользовался только один космический стартап - канадская компания «UrtheCast»).
Общие трудности поиска инвесторов для такой специализированной сферы деятельности, как космическое предпринимательство, усугубляются недостаточной раз-
ПРОЦЕНТНОЕ СООТНОШЕНИЕ УЧАСТИЯ ОСНОВНЫХ ГРУПП ИНВЕСТОРОВ (ПО ИХ НОМИНАЛЬНОМУ КОЛИЧЕСТВУ) В ФИНАНСИРОВАНИИ КОСМИЧЕСКИХ
СТАРТАПОВ
■ Венчурные фонды ■ Бизнес-ангелы ■ Частное долевое финансирование ■ Корпорации ■ Банки
Рисунок 2. Соотношение типов инвесторов по их номинальному количеству за период с 2000 по 2015 гг., задействованных в финансировании космических стартапов Источник: [14]
витостью механизмов российского финансового рынка. Институт венчурных инвестиций находится в России в стадии становления и развития. Такой сравнительно молодой и в то же время влиятельный механизм, как краудфандинг, не так популярен и распространен в России, как в США. К тому же в стране серьезно ощущается недостаток «длинных денег», т. е. инициативы осуществлять долгосрочные инвестиции и кредиты. Это обусловлено общей конъюнктурой российской экономики, отсутствием уверенности в ее стабильности и недостатком официальной регламентированности различных операций. Венчурное финансирование и институт бизнес-ангелов все еще не так легко привлечь к проектам, не связанным с традиционными 1Т-сектором или сектором потребительских товаров.
Анализируя географическое присутствие 250 инвесторов космических стартапов, можно сделать вывод, что 85 % инвесторов находятся в США и Великобритании, затем следует Канада. Россия условно состоит в категории стран, имевших за последние 15 лет примерно 5-7 космических инвесторов (см. таблицу 2).
В июле 2016 г. в Москве Лекторий Политехнического музея провел симпозиум под названием «Частная космонавтика: возможен ли в России свой БрасеХ?». И. К. Ужинский, профессор Сколковского института науки и технологий, работавший более 20 лет в космической индустрии США, подчеркнул, что в США главная проблема развития космического предпринимательства состоит в поддержании энтузиазма, нежели в отсутствии источников финансирования. В России же, наоборот, большинство частных космических проектов ведет деятельность почти исключительно благодаря энтузиазму со значительными трудностями в привлечении необходимых инвестиций.
Помимо того, что в России довольно малый круг когда-либо выявившихся инвесторов в космические стартапы, их инвестиции нерегулярны и носят, скорее, еди-
Таблица 2
Распределение космических инвесторов за период с 2000 по 2015 гг. по их географической локализации
Страна Количество инвесторов
Всего в мире Более 250
США 66 % (176 участников)
Великобритания 20 % (более чем 10 инвесторов)
Канада более 10 инвесторов
Япония, Гонконг, Россия 5 и более
Остальные страны 0-5
Источник: [14]
ничный характер. Так, частная компания «Даурия Аэроспейс» привлекла несколько десятков миллионов долларов частных инвестиций и 60 млн руб. от инвестиционного фонда «ВЭБ Инновации»; частная компания «Лин Индастриал» сумела привлечь в проект создания ракеты под запуск малых космических аппаратов инвестиции бизнес-ангелов; группой активистов по проекту университетской программы создания спутника «Маяк» привлечено 7 тыс. долл. посредством краудфандинга [7, 12] (Raskin, 2015). Однако вышеперечисленные примеры использования механизмов инвестирования космических стартапов помимо грантовых являются в российской среде на сегодняшний день скорее яркими единичными случаями, чем устоявшейся практикой.
Перспективы развития частного предпринимательства в космической отрасли России
Существует два основных аргумента, подтверждающих, что национальное космическое предпринимательство - важное направление, которое государству следует поддерживать.
Во-первых, если национальные условия для развития и роста недостаточно удовлетворительны, то существует постоянная вероятность и реальная тенденция «утечки мозгов», поскольку предприниматели стремятся покинуть национальные границы с неудобной местной юрисдикцией, чтобы основать свою компанию в стране с более дружественной институциональной средой. Исходя из концепции глобального общества и «единого мира», это не является негативным моментом, но с точки зрения интересов данного конкретного государства в этом случае его экономика теряет инновационные идеи, потенциальные рабочие места для высокообразованных специалистов и упускает возможности повысить эффективность в сфере производства, эксплуатации и коммерциализации космических технологий.
Во-вторых, как полностью государственная, так и полностью частная космическая промышленность имеют свои ограничения. Наиболее желательная композиция отра-
сли должна содержать и поддерживать сосуществование частной и государственной составляющих, что обеспечит гибкость и возможности для более устойчивого роста и развития космического сектора. Таким образом, в современных условиях выигрышная стратегия состоит в поиске возможных вариантов включения отечественного космического предпринимательства в состав национальных цепочек создания стоимости высокотехнологичной космической продукции и услуг.
Россия обладает предпосылками для формирования такой сильной промышленности с сопряженным государственным и частным участием. В целях содействия формированию этого синергетического взаимодействия в отечественной промышленности необходимо детально проработать вопрос о правах интеллектуальной собственности при различных вариантах организации государственного и частного сотрудничества в космической отрасли. Кроме того, крайне важно обеспечить снижение бюрократической нагрузки путем ясного определения формальных шагов, через которые необходимо пройти частной компании для того, чтобы начать бизнес в космической сфере, а также проработки алгоритма действий при стремлении частных компаний организовать сотрудничество с государственными предприятиями.
Вопрос о том, сможет ли частный бизнес в космосе быть успешным и окупаемым без участия государства, до сих пор является дискуссионным. Действительность последних нескольких лет показала, что самостоятельные успешные бизнес-модели возможны в космическом сегменте downstream, особенно по модели B2C в области создания различных приложений для обработки и использования данных, получаемых при помощи космических средств, функционирующих на орбите; в upstream-сег-менте пока не достаточно осуществлялось частных бизнес-практик, но теоретический спрос на услуги тех же частных космических кораблей и более экономичного создания спутников частными организациями существует. В принципе, частная космонавтика может развиваться самостоятельно - организовывать свой бизнес, ориентируясь на иностранных и отечественных частных и корпоративных инвесторов, выходить на международный рынок и искать там потребителя по моделям В2В и B2C (рисунок 3). Более того, стремясь к своей окупаемости, космический стартап изначально должен быть нацелен на осуществление международной деятельности, поскольку конкурентная площадка космического рынка находится на международном уровне, а сигналы космической группировки спутников на орбите сами по себе имеют глобальный охват.
Однако в настоящее время экосистема частной космонавтики находится в стадии зарождения своей собственной индустриальной сети взаимодействий В2В. Дефицит модели B2G подрывает долгосрочные позиции частного предпринимательства в российской космической индустрии, потому что ограничивает шансы стартапов встроиться в национальную цепочку добавленной стоимости по производству космической техники и услуг, а также поскольку во всем мире государство на данный момент пока что остается главным заказчиком и потребителем космических услуг. Отсутствие спроса со стороны государства влечет за собой некое ограничение потенциала роста
Рисунок 3. Схематичное представление потенциальных целевых клиентов частного предпринимателя в космическом секторе Источник: составлено автором
для национальных частных космических компаний. К тому же именно государство владеет существующей на данный момент базовой космической инфраструктурой (космодромы, услуги космического запуска, доступ к лабораториям Международной космической станции, прошедшие обучение космонавты и т. д.), которая требуется частному космическому предпринимательству для осуществления своих бизнес-операций или станет им востребована в ближайшем будущем. Поэтому исследование и разработка вариантов организации возможного обоюдно выгодного взаимодействия частных космических компаний и государства становится назревающей актуальной задачей.
Заключение
Российское правительство обеспечило национальному космическому предпринимательству благоприятные начальные условия для зарождения и первичного становления посредством создания космического кластера в инновационном центре «Сколково». Но проблема состоит в том, что государственными органами управления не прогнозируется и не разрабатывается никаких дальнейших действий в обозримом будущем по стимулированию и укреплению частного космического бизнеса в стране.
В настоящее время вопрос осуществления регулирования деятельности компаний New Space правительством является насущным для всего международного космического сообщества, поэтому международное взаимодействие и обмен опытом по дан-
вопросы инновационной экономики № 12017 (январь-март)
55
ной проблеме имеют важное значение. Россия может исследовать международную практику в этой сфере и участвовать в различных мероприятиях, к примеру в «The Global Space Governance Study» - сформировавшейся в мае 2014 г. международной инициативе по обсуждению и разработке подходящей нормативно-правовой базы для эффективного регулирования как на национальном, так и на мировом уровне деятельности стремительно растущих частных компаний и стартапов в космической сфере [9] (Madry, Jakhu, Pelton, 2015).
Будущее российского частного предпринимательства в космической индустрии сильно зависит от состояния институционального развития национальной космической отрасли и отечественной космической программы и стратегии в целом. Стоит отметить, что вопросу частного предпринимательства в космосе в последнее время стало уделяться много внимания, в 2015-2016 г. в России было проведено несколько конференций и форумов, посвященных этой теме; постепенно появляется осознание важности принятия во внимание и обеспечения условий для участия, наличия представителей в международной тенденции New Space. Прогнозирование будущего развития и роли космических стартапов (особенно в сегменте upstream) представляется достаточно многофакторной задачей. На данный момент, в случае если государственные органы не планируют целенаправленно и активно развивать частное космическое предпринимательство в стране путем инвестирования и заключения с частными компаниями долгосрочных контрактов, то иной мерой по поддержке частных начинаний может стать организация работ по модернизации национального законодательства, регулирующего деятельность в космическом секторе. Большинство российских бизнесменов - потенциальных космических предпринимателей и инвесторов - считают инвестиции в космическую отрасль рискованными не только в связи с присущими космической деятельности особенностями, высоким порогом входа и долгим периодом возврата инвестиций, но препятствием для них также являются пробелы и нерешенные вопросы регулятивного характера или же существующие законодательные предписания, ограничивающие развитие бизнес-операций в отрасли [15, 18] (Dobrynin, 2016; Yakovleva, Farafontova, 2013). Иностранные инвесторы при принятии решений о финансировании частного космического проекта также рассматривают регуляционную составляющую в космической сфере в стране, где находится стартап. В России немало ограничений и неясных моментов присутствует не только в сфере организации сотрудничества частной космической компании с государством, но и в области осуществления экспортного контроля и таможенных операций по космическим технологиям, реализации продукции космической фотосъемки высокого разрешения, условий доступа к услуге попутного запуска и т. д. Решение и действия по грамотному совершенствованию космического законодательства способствовали бы привлечению внимания к космической деятельности большего количества предпринимателей и отечественных/зарубежных инвесторов, без которых сложно планировать и осуществлять развитие частной космонавтики.
ИСТОЧНИКИ:
1. Davidian K., Payson D. Transition of the Russian Rocket and Space Industry // New Space.
- 2015. - Vol. 3. - № 1. - P. 59-67.
2. Emerging Space: The Evolving Landscape of 21st Century American Spaceflight: NASA
report. - 2014. - 39 p.
3. Foust J. The Evolving Ecosystem of Newspace [Электронный ресурс] // The Space
Review. - 2007. - URL: http://www.thespacereview.com/article/823/!.
4. Grimard M. Economical Sustainability of the Space Value Chain: Role of Government,
Industry and Private Investors // Toulouse Space Show 2012: IISL/IAA Space Law and Policy Symposium Session 1a: Towards effective sustainability for outer space activities. - 2012.
5. Handberg R. The Future of the Space Industry: Private Enterprise and Public Policy. -
Quorum Books, 1995. - 186 p.
6. Ilyin A. Russian Business: a Long road to the stars // ROOM The Space Journal. - 2015. -
№ 5. - P. 55-58.
7. Inspace Forum 2016: «Сколково» - Заметный игрок в развитии частной комонавтики
// SkReview. - 2016. - № 3. - C. 20-23.
8. Lewis R., Stavish T. The New Race for Space // IQT quarterly. - 2015. - Vol. 6. - № 3. - P.
2-4. - URL: https://fas.org/irp/eprint/iqt-space.pdf.
9. Madry S., Jakhu R., Pelton J. The Global Space Governance Study - A new regulatory
framework for New Space? // ROOM The Space Journal. - 2015. - № 5. - P. 92-95.
10. New Space Global [Электронный ресурс]. - URL: https://newspaceglobal.com.
11. Payson D. Building the Institutional Environment Supporting New Commercial Players for Space Activities: A paper for the 63 th IAC Congress. - Napoli, 2012.
12. Raskin A. Russian space enthusiasts raise $7,000 for a satellite [Электронный ресурс] // Russia Beyond the Headlines. - 2015. - URL: http://rbth.com/science_and_ tech/2015/07/09/russian_space_enthusiasts_raise_7000_for_a_satellite_47593.html.
13. Simpson C., Woerner J.-D. Exploration and cooperation at the heart of European space vision // ROOM The Space Journal. - 2016. - № 7. - P. 22-25.
14. Start-Up Space: Rising Investment in Commercial Space Ventures. - The Tauri Group, 2016. - 45 p.
15. Добрынин С. Лицензия на космос [Электронный ресурс] // ИноСМИ. - 2016. -URL: http://inosmi.ru/science/20160212/235387039.html.
16. Попова С.М. Закон США о коммерческом космосе 2015 г. и вопросы модернизации международного космического права // Исследования космоса. - 2016. - № 1. - C. 51-65.
17. Федеральный закон от 13.07.2015 № 215-ФЗ «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос».
18. Яковлева М. С., Фарафонтова Е.Л. Частные космические компании в России // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - 2013. - Т. 2. - № 9. - C. 307-308.
REFERENCES:
Inspace Forum 2016: «Skolkovo» - Zametnyy igrok v razvitii chastnoy komonav-tiki [Inspace Forum 2016: "Skolkovo" - A notable player in the development of private astronautics]. (2016). SkReview, 3, 20-23. (in Russian).
Davidian K., Payson D. (2015). Transition of the Russian Rocket and Space Industry. New Space, 3(1), 59-67.
Foust J. (2007). The Evolving Ecosystem of Newspace. The Space Review. Retrieved from http://www.thespacereview.com/article/82371
Ilyin A. (2015). Russian Business: a Long road to the stars. ROOM The Space Journal, 5, 55-58.
Lewis R., Stavish T. (2015). The New Race for Space. IQT quarterly, 6(3), 2-4.
Madry S., Jakhu R., Pelton J. (2015). The Global Space Governance Study - A new regulatory framework for New Space?. ROOM The Space Journal, 5, 92-95.
Popova S.M. (2016). Zakon SShA o kommercheskom kosmose 2015 g. i voprosy mod-ernizatsii mezhdunarodnogo kosmicheskogo prava [The US commercial space act 2015 and issues of modernization of international space legislation]. Issledovaniya kosmosa, 1, 51-65. (in Russian).
Raskin A. (2015). Russian space enthusiasts raise $7,000 for a satellite. Russia Beyond the Headlines. Retrieved from http://rbth.com/science_and_tech/2015/07/09/rus-sian_space_enthusiasts_raise_7000_for_a_satellite_47593.html
Simpson C., Woerner J.-D. (2016). Exploration and cooperation at the heart of European space vision. ROOM The Space Journal, 7, 22-25.
Yakovleva M. S., Farafontova E.L. (2013). Chastnye kosmicheskie kompanii v Rossii [Private space companies in Russia]. Aktualnye problemy aviatsii i kosmo-navtiki, 2(9), 307-308. (in Russian).