Научная статья на тему 'Экономические механизмы вовлечения частного бизнеса в космическую деятельность'

Экономические механизмы вовлечения частного бизнеса в космическую деятельность Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
481
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ / ЧАСТНЫЙ БИЗНЕС / КОСМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Палеев Денис Леонидович, Симонов Михаил Петрович

Целью исследования является изучение экономических механизмов, обеспечивающих успех вовлечения частных малых и средних компаний в проекты в ракетно-космической промышленности в России на основе успешного опыта США. В процессе изучения рассматриваются экономические инструменты вовлечения частного бизнеса в космическую деятельность и возможность их использования в России. Изучение причин успеха позволит использовать передовой опыт западных стран в целях повышения конкурентоспособности отечественной РКП. В отличие от мирового опыта, где ГЧП является инструментом интенсификации всей экономики на основе трансфера технологий от компаний-лидеров в другие сферы деятельности, ГЧП в космической деятельности РФ решает исключительно внутриотраслевую задачу. Подход, при котором государство вовлекает частный бизнес в ракетно-космическую промышленность (РКП), могло бы стать одним из механизмов стимулирования импортозамещения в части элементной базы РКП, а дальнейшая поддержка мелкого и крупного бизнеса в части развития инноваций может стать сильным стимулированием социально-экономического развития государства в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Палеев Денис Леонидович, Симонов Михаил Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic mechanisms to involve the private sector in aerospace industry

The purpose of the article is to study the available economic mechanisms that provide the successful cooperation of the small and middle class private companies in projects in the aerospace industry in Russia based on the successful experience of the U.S. companies. In the article the economic instruments are studying that would make possible to involve the private business in aerospace sector and the possibility of their use particularly in Russia. By studying the reason of success in other countries including US, would help to better understand and use their experience to improve the competitiveness of the national aerospace industry. Comparing the world experience where the Public-private partnership is an instrument to develop the whole economy in general by transferring the technologies from the biggest leading companies to smaller companies and to different fields of economic, Public-private partnership in Russia is meant to solve the problems in only one particular sector. In case when the State is involving private companies into rocket and space industry could become one of the incentive mechanisms for import substitution in the aerospace field of Russia. Further support of small and large businesses particularly in innovations developing could become a strong stimulation for social and economic development of the whole country.

Текст научной работы на тему «Экономические механизмы вовлечения частного бизнеса в космическую деятельность»

Бизнес в законе

3’2014

14.5. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ВОВЛЕЧЕНИЯ ЧАСТНОГО БИЗНЕСА В КОСМИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ1

Палеев Денис Леонидович, ведущий специалист Национального контактного центра РФ РУДН, к.т.н., доцент Место работы: Национальный контактный центр РФ РУДН

[email protected]

Симонов Михаил Петрович, начальник отдела инновационных проектов и развития космических услуг Роскосмоса

Место работы: Роскосмоса

[email protected]

Аннотация: Целью исследования является изучение экономических механизмов, обеспечивающих успех вовлечения частных малых и средних компаний в проекты в ракетнокосмической промышленности в России на основе успешного опыта США.

В процессе изучения рассматриваются экономические инструменты вовлечения частного бизнеса в космическую деятельность и возможность их использования в России.

Изучение причин успеха позволит использовать передовой опыт западных стран в целях повышения конкурентоспособности отечественной РКП.

В отличие от мирового опыта, где ГЧП является инструментом интенсификации всей экономики на основе трансфера технологий от компаний-лидеров в другие сферы деятельности, ГЧП в космической деятельности РФ решает исключительно внутриотраслевую задачу.

Подход, при котором государство вовлекает частный бизнес в ракетно-космическую промышленность (РКП), могло бы стать одним из механизмов стимулирования импортозамещения в части элементной базы РКП, а дальнейшая поддержка мелкого и крупного бизнеса в части развития инноваций может стать сильным стимулированием социально-экономического развития государства в целом.

Ключевые слова: экономические механизмы, частный бизнес, космическая деятельность

ECONOMIC MECHANISMS TO INVOLVE THE PRIVATE SECTOR IN AEROSPACE INDUSTRY

Paleev D. L., PhD in Technical Sciences, Assistant Professor, leading expert National contact center of the Russian Federation (RUDN)

Work place: the Russian Federation (RUDN)

[email protected]

Simonov M. P., Head of the Department of innovative projects and development of space services of Roscosmos

Work place: Roscosmos

[email protected]

1 Исследование подготовлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, грант № 14-02-00522 «Разработка теоретических и практических подходов развития научно-производственной кооперации государственных корпораций России и частного сектора с целью диверсификации деятельности и повышения эффективности использования научных достижений, полученных за счет средств госбюджета».

Annotation: The purpose of the article is to study the available economic mechanisms that provide the successful cooperation of the small and middle class private companies in projects in the aerospace industry in Russia based on the successful experience of the U.S. companies.

In the article the economic instruments are studying that would make possible to involve the private business in aerospace sector and the possibility of their use particularly in Russia.

By studying the reason of success in other countries including US, would help to better understand and use their experience to improve the competitiveness of the national aerospace industry.

Comparing the world experience where the Public-private partnership is an instrument to develop the whole economy in general by transferring the technologies from the biggest leading companies to smaller companies and to different fields of economic, Public-private partnership in Russia is meant to solve the problems in only one particular sector.

In case when the State is involving private companies into rocket and space industry could become one of the incentive mechanisms for import substitution in the aerospace field of Russia. Further support of small and large businesses particularly in innovations developing could become a strong stimulation for social and economic development of the whole country.

Keywords: economic instruments, private business, space industry

Несколько первых десятилетий развитие космонавтики во всём мире происходило под полным государственным контролем и частные компании участвовали в нём исключительно в качестве подрядчиков. Однако, понимание коммерческих перспектив использования космоса вызывало всё больший интерес. Первая попытка частной компании освоить космический бизнес относится к 1975г, когда инвестор выделил средства на проведение космических исследований[11] и уже в 1981 компанией Percheron была проведена первая, хотя и неудачная попытка запуска. В 1984г компания Starstruck предприняла три неудачных попытки запуска. В 80-х ещё целый ряд компаний попытались выйти на космический рынок, но все они столкнулись с серьёзными техническими и финансовыми трудностями. В ходе слияний и поглощений они заняли лишь узкие сегменты по производству отдельных элементов, например ракетных двигателей (фирмы SpaceDev, San Diego, Sierra Nevada Corporation).

Так с момента запуска первого американского спутника в 1958 за первую «космическую пятилетку» произошло только одно неправительственное событие. Далее интерес частных структур к космосу растёт, но остаётся крайне нестабильным. Серия неудач начала 80-х гг, свела на нет первую волну частных инициатив и только с 2003 г. происходит следующий всплеск интереса, который в 2013г завершился первой успешной реализацией частного проекта.

США стало первой страной, где частный бизнес перехватил инициативу и стал ведущим игроком по отдельным направлениям космической деятельности, обеспечивая мировое технологической лидерство страны и это стало следствием успешной трансформации космической стратегии. Далее рассмотрим основные экономические механизмы, которые обеспечили успех частных компаний в космосе.

Сегодня на рынке США сформировалась группа из нескольких крупных корпораций являющихся основными производителями космической продукции и главными подрядчиками по госзаказу. В тоже время государство стремится развивать в этой сфере конкурентные отношение, постоянно привлекая новых уча-

166

Палеев Д. Л., Симонов М. П.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ВОВЛЕЧЕНИЯ ЧАСТНОГО БИЗНЕСА В КОСМИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

стников. Как правило, это мелкие и средние фирмы, пытающиеся реализовать свой научнопроизводственный потенциал и воспользоваться правительственными льготами. По сложившейся в США практике космический сектор экономики рассматривается как одно из многочисленных наукоёмких направлений бизнеса, поэтому механизмы привлечения в него частных компаний идентичны другим видам деятельности со значительной долей государственного участия.

Для вовлечения частного бизнеса в крупные государственные проекты правительство США начина с 1960-х гг. разработало пакет федеральных законов, направленных на поддержку малого бизнеса, на что прямо указывается в Своде госрегулирвания CFR.

Политика поддержки малых предприятий лоббируется федеральным министерством—Администрацией по вопросам развития малого бизнеса (Small Business Administration, SBА[8]). SBA играет роль защитника интересов малого бизнеса и посредника между последним и государственными органами всех уровней. В частности это работа с жалобами на действия государственных учреждений, сбор сведений о негативном воздействии на малый бизнес норм и правил, возникающих на федеральном или местном уровнях. Эти вопросы и проблемы ставятся затем перед органами исполнительной и законодательной власти. Для оказания помощи малым предприятиям SBA организовало сеть центров развития малого бизнеса (Small Business Development Center Program, SBDC), расположенных в каждом из американских штатов. Особое внимание уделяет SBA инновационному развитию. Здесь для малых предприятий реализуется три программы:

- инновационные исследования, осуществляемые малыми предприятиями (Small Business Innovation Research, SBIR);

- передача технологий от малых предприятий (Small Business Technology Transfer, STTR);

- взаимодействие органов власти федерального уровня и уровня штатов в развитии высоких технологий (Federal and State Technology Partnership, FAST).

Так, если сумма бюджетных расходов на НИОКР, выполняемые внешним исполнителями, превышает 100 млн. долл., то оно государственное ведомство обязано разместить 2,5% своего бюджета на НИОКР в сфере малого бизнеса, действующего по программе SBIR.

В США сложился большой набор инструментов финансового обеспечения участия частного бизнеса в госпроектах [14:стр.173]

- банковские коммерческие кредиты подрядчику под гарантию государства (под будущее госфинансирование);

- прямые займы «под заказ» со стороны ведомств до 90% стоимости работ

- поэтапная оплата выполняемых по договору работ

- авансовые выплаты по госконтрактам

- право на ускоренную амортизацию основных средств при выполнении правительственных заказов

- налоговые льготы (освобождение от налогов, списание затрат по НИОКР на текущие расходы)

- право залога федерального контракта при получении долгосрочного беспроцентного кредита в банках Федеральной резервной системы

В тоже время за нарушение условий контракта подрядчики могут быть серьёзно наказаны экономически, административно или репутационно:

Важным направлением активизации частного бизнеса является вовлечение его в аутсорсинг. Этот меха-

низм был установлен законом «О реформировании функций, выполняемых федеральными органами власти», в рамках программы сокращения бюджетных расходов. Конкретный перечень разрешённых к передаче функции представлен в циркуляре А-76[2], который развивает Федеральную контрактную систему США (FAR)[13]. Циркуляр А-76 создаёт условия для конкуренции за предоставление услуг между государственным и частным секторами и применяется только как инструмент для выбора наилучшего источника обеспечения услуг, уравнивая в правах государственные и частные предприятия. Циркуляр представляет собой довольно сложный нормативный документ для эффективного применения которого, а так же других госдиректив, заинтересованными лицами создан специальный консультативный центр -Performance Institute[6] . Как показали исследования, аутсорсинг государственных услуг в США обычно приводит к экономии бюджета от 10 до 40%[1]. По этой причине за четыре года после разрешения аутсорсинга количество компаний, оказывающих услуги, например, Пентагону возросло на 115%, при этом рост доли малого бизнеса составил 20% [3 стр.80].

Большинство принимаемых законов в равной мере применимо для всех сфер государственных интересов, но в первую очередь для решения наукоёмких задач, по этой причине аналогичная ситуация сегодня наблюдается в области участия частных компаний в деятельности NASA.

Следующий инструмент экономической политики США направлен на усиление интеграции крупного и мелкого бизнеса. С 2001г в США действует программа «ментор-протеже»[12] целью которой является оказание помощи крупными компаниями малому бизнесу по расширению его участия в выполнении федеральных контрактов, а также содействия закреплению на длительный период формирующихся при этом партнерских связей. Участником этой программы является NASA, Федеральное авиационное агентство и многие другие госструктуры.

Участие в программе имеет обоюдные выгоды[9]. Малое предприятие (протеже) получает от крупной фирмы (ментора) следующие преференции:

- содействие с использованием персонала ментора (менеджмент в организационной, финансовой, кадровой, маркетинговой и научно-производственной сферах. инжиниринг, производство, инструментальный контроль, обеспечение качества и т.д.;

- предоставление субконтрактов (в рамках федерального контракта) на бесконкурентной основе;

- прогрессивные выплаты фирме-протеже по субконтракту (на сумму не более 100% от соответствующих расходов этой фирмы на его выполнение);

- авансирование работ по субконтракту;

- предоставление кредитов;

- прямые инвестиции в интересах приобретения части активов (но не более 10% их общей стоимости);

- реализация помощи на предприятиях-протеже, полученной ментором из других организаций, например, центров развития малого бизнеса и др.

В свою очередь крупные компании получают от федеральных ведомств следующие льготы:

- полная компенсация прогрессивных и авансовых выплат п редп рияти ю-п ротеже;

- компенсация расходов по оказанию некоторых видов помощи фирме-протеже (до 1 млн. долл.)

Основной интерес участия в программе «ментор-протеже» крупных компаний состоит в приобретении

167

Бизнес в законе

3’2014

надежных партнеров, которым можно будет передать часть работ по субконтрактам. Наличие системы таких подрядных организаций становится для крупных компаний дополнительным аргументом в борьбе за получение желаемых федеральных контрактов. Поиск партнёров осуществляется через интернет-сервис BusinessLINC с базой данных по предприятиям-протеже, менторам и возможных посредникам[4].

Государство активно участвует в привлечении малых предприятий к госпроектам, используя различные механизмы. В первую очередь это система координации действий государства, крупного и малого бизнеса через особу службу SBA. Второй механизм это экономическое стимулирование сотрудничества с малым бизнесом через дотации, льготные кредиты иные преференции. Все эти льготы в равной мере касаются всех отраслей промышленности и такая широкая направленность изменяет ведомственный принцип кооперации на общеэкономический. Применительно к РКП это означает интеграцию с другими секторами экономики и обеспечивает диверсификацию использования космических достижений.

Наконец, нельзя не упомянуть закон о преимущественной поддержки отечественных поставщиков продукции и услуг, известный как закон «Покупай американское»^] и резко критикуемый ВТО за дискриминацию зарубежных производителей. Закон допускает покупку иностранных товаров для госнужд только если необходимые товары в стране не производятся или цена национальных товаров необоснованно высока. Этот подход может быть интересен для Роскосмоса как один из механизмов стимулирования импортозамещения в части элементной базы РКП за счёт отечественных производителей.

Важнейшим инструментом госстимулирования частного космоса стало внедрение системы премий за научные достижения. В 1995г. американская международная некоммерческая научно-образовательная организация National Space Society (NSS)[5] выступила с предложением стимулировать частные космические полёты на основе специальных премий. Такой подход уже показал высокую эффективность на заре развития авиации, например инициировал перелёт через Атлантику в 1927г. В космических исследованиях он так же привёл к ряду технических достижений и, по мнению ряда исследователей, стал переломной точкой в развитии частного космического бизнеса. На этой основе был создан ряд частных космических кораблей, появились проекты космического туризма.

Сопоставляя премиальную систему с традиционным получением грантов можно отметить принципиальные отличия. Например, существующая в России система получения грантов на проведение НИОКР основана на проведении конкурса среди заявителей. В такой форме финансирования есть принципиальные недостатки-она всегда отдаёт предпочтение уже известным исполнителям, с большим опытом работ и объективными научными достижениями. В тоже время известно, что наиболее смелые инновации часто предлагают молодые и мало известные фирмы. Они более склонны к рискам, более мобильны в принятии решений и ещё не связаны ответственностью за сохранение своих активов и больших коллективов сотрудников. К тому же многие компании целенаправленно не афишируют свои достижения из-за опасения шпионажа, как это делает SpaceX.

В таких ситуациях особую эффективность приобретают премиальные фонды. Например, в США с 1995 существует особый премиальный фонд поддержки революционных инноваций частных компаний, направленных на улучшение жизни всего человечества-X-Prize Fondation. К конкурсу допускаются проекты из всех стран, но доля частного капитала в проекте должна быть не менее 90%. Премии присуждаются в четырёх категориях, среди которых значится освоение окружающего пространства. Именно под эту категорию попадают космические проекты.

Первая премия в 10 млн.$ была получена в 2004г. компанией Scaled Composites LLC за совершение первого частного суборбитального полёта на корабле SpaseShipOne. Этот запуск, по сути, открыл эпоху развития космического туризма.

Основные премии фонда в области космической деятельности перечислены в таблице ниже

Таблица

Основные премии фонда поддержки революционных

инноваций (X-Prize) в области космической деятельности

Премия Сумма, млн.$ Требования к претенденту Год объявле-ния/получения, компания

Ansari X-Prize 10 Суборбитальный полёт на высоте не менее 100 км, выполненный дважды в течении 2 недель на одном многоразовом корабле с тремя членами экипажа 1996/2004 Scaled Composites LLC (США)

X-Prize Cup Победа в суборбитальной гонке космических кораблей 2003/- Нет победителей

Google Lunar X-Prize 20-30 Мягкая посадка на луну, запуск лунохода, который пройдёт не менее 500м и передаст на землю фото и видео высокого разрешения 2007/- Нет победителей

Rocket Racing Leagued Победа в гонке ракетопланов Нет участников

В отличие от гранатовой системы получение премий имеет ряд преимуществ:

- Фирме не нужно брать на себя каких-либо обязательств перед государством и научными фондами, отсутствуют неустойки за срыв работ, исполнитель вправе приступить к выполнению или отказаться от проекта в любое время в соответствие со сложившимися обстоятельствами и возможностями

- Нет необходимости предварительно разрабатывать и утверждать план работ, делать финансовое и прочие обоснования. Всё это делается исключительно для внутреннего использования или поиска партнёров по проекту.

- Исполнителем работ может быть как отельная компания, так и их объединения в любой форме, допускаются любые организационные преобразования с целью достижения конечной цели. Таим образом, стимулируется самоорганизация частных компаний в мощную научно-производственную структуру.

- Изначальная ориентации на разработку прорывных технологии с их материальным воплощением, т.е. на получение конкурентоспособного продукта.

- Оплата работ является аккордной, т.е. наименее рискованной для государства.

- Механизм может без ограничений сочетается с другими организационно-правовыми, экономическими и иными, инструментами стимулирования научных исследований, поддержки малых предприятий, специальными программами развития РКП и т.д.

Успех частных компаний в сфере организации запусков обусловлен особой ролью государства. Правительство США отказалось от монополии на запуски и поддержало частную инициативу. Важно, что активность частного бизнеса была инициирована не госзаказом по отношению к конкретному предприятию со

168

Палеев Д. Л., Симонов М. П.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ВОВЛЕЧЕНИЯ ЧАСТНОГО БИЗНЕСА В КОСМИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

спущенными требованиями, а системой конкурсного премирования за достижения. В одном случае это денежная премия, обещанная самой успешной компании, в другом это гарантия в подписании госконтракта на закупку созданной продукции или услуг. В любом случае государство сформулировало только общие требования к работе, а конкретные технические решения, вопросы планирования, контроля и финансирования проектов оставило на усмотрение исполнителя. Основными причинами успеха ГЧП в США следует считать:

- Обещанное вознаграждение государство (или фонд) выплачивает только после успешного проведения лётных испытаний и демонстрации функционала разработки. Это изначально ориентирует компании на конечный результат, заставляет объективно оценивать свои возможности и брать не себя все вопросы организации финансирования.

- Наличие системы субсидирования НИОКР до момента демонстрации изделия в реальной среде на основе госпрограммы создания частных орбитальных транспортных систем (COTS)

- Государство стимулирует любые инициативы по диверсификации космических разработок в другие области и такие разработки могут быть профинансированы за счёт бюджетных средств фондов и программ не относящихся к космической отрасли.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Обязательное привлечение малых фирм к работе по госзаказам, стимулирование сотрудничества малого и крупного частного бизнеса на основе административных, бюджетных и налоговых механизмов, так же использованию сети для оказания консультационных услуг по такому сотрудничеству. При этом интеграция осуществляется независимо от отраслевой принадлежности малых предприятий.

- Наличие централизованной консультационной помощи госструктурам (например DCAA) по вопросам контрактного ценообразования, проведению аудита затрат исполнителя, условий контракта и иным проблемам организации сотрудничества с частными компаниями.

- Стимулирование интеграции крупного и мелкого бизнеса на основе программы «ментор-протеже»

Важно отметить, что господдержка изначально направлена на реализацию наиболее амбициозных планов частных компаний, т.е. на осуществление самостоятельных запусков. Достижение такого результата автоматически означает наличие у фирмы необходимого научного, производственного, кадрового и иных потенциалов. Сосредоточив поддержку на создании конечного продукта, государство одновременно стимулирует всю цепочку от исполнителей НИР, производителей элементной базы, поставщиков услуг до операторов космических полётов. В этом случае возникает реальная конкуренция на рынке конечной продукции, а так же формируются инфраструктурные сети из множества высокотехнологичных производств.

Поддержка конечного производителя, т.е. крупных частных компаний осуществляется на фоне ряда организационных и экономических механизмов вовлечения в космическую деятельность новых компаний из малого бизнеса. Это создаёт угрозу конкуренции, формирует новые рабочие мести и увеличивает общее количество высокотехнологичных компаний в стране.

Сопоставляя опыт США с ситуацией в Роскосмосе можно выявить ряд серьёзных отличий. ГЧП в космической сфере РФ размаривается скорее как вынужденная мера по снижению затрат при реализации госзаказа предприятиями Росскосмоса. Приватизация предприятий лишила РКП поставщиков элементной базы и сделала их зависимыми от зарубежных партнёров. Это ограничивает доступ к передовым техноло-

гиям и стоимость конечного изделия оказывается в зависимости от цен на импорт. Восстановление собственного производства оказывается не рентабельным по причине высоких накладных расходов в условиях мелкосерийного или единичного производства. В этих условиях производство выгодно отдать на условиях субподряда коммерческой фирме с хорошей репутацией. Таким образом, современное ГЧП в Роскосмосе ограничивается передачей в частные руки части производственной цепочки, т.е. решением узких производственных задач при максимальном сохранении монополии Роскосмоса.

В начале 2014г государственный спутниковый оператор «Космическая связь» отдал предпочтение при закупке спутника связи более дешевому образцу от известной европейской компании EADS Astrium SAS, что вызвало острый конфликт с отечественным производителем «иСс имени Решетнева» и обращением в антимонопольный комитет. Роскосмос активно лоббирует идею о неприемлемости покупки космических аппаратов у иностранных компаний под предлогом сохранения отечественного производства (монополии).

В тоже время рыночные отношения требуют соответствующих рыночных инструментов. Постоянная угроза запрета на импорт спутников или возможный рост таможенных пошлин на их приобретение породила обходные пути развития спутникостроения. Например, отечественная частная компания Dauria Aerospace[3] привлекшая под свои проекты более 20 млн $, имеет серьёзные планы по созданию спутников как для нужд Роскосмоса, так других частных потребителей. Однако, её деятельность сегодня по сути представляет собой крупноузловую сборку из комплектующих от стратегического партнера- английской компанией SSTL (Surrey Satellite Technologies), т.е. это скрытая форма снижения таможенных затрат на закупку зарубежных спутников. В будущем ситуация может существенно осложнится из-за экономических санкций в отношении России, вызванных событиями на Украине.

Сегодня ГЧП в космической деятельности РФ решает исключительно внутриотраслевую задачу, в то время как мировой опыт рассматривает ГЧП как инструмент интенсификации всей экономики на основе трансфера технологий от компаний-лидеров в другие сферы деятельности.

Список литературы:

1. David L. Seader. The United States' Experience with Outsourcing, Privatization and Public-Private Partnerships. 1999

2. Federal Activities Inventory Reform Act and Circular A-76 http://stuff.mit.edu/afs/sipb/contrib/wikileaks-crs/wikileaks-crs-reports/RL31024.pdf

3. http://russia.dauria.ru/

4. http://www.edc-tech.org

5. http://www.nss.org/

6. http://www.performanceinstitute.org/

7. http://www.rocketracingleague.com/

8. http://www.sba.gov/index.html

9. http://www.smb.ru/analitics.html?id=gp_usa

10. Regis, E. 1990. From canyon to cosmos. Air & Space. 100104, November 1990

11. Кодекс США, United States Code (U.S.C.) Title 41, Subtitle IV Chapter 83. http://codes.lp.findlaw.com/uscode

12. МРР, Mentor-Protege Program, http://www.fas. org/sgp/crs/misc/R41722.pdf

169

Бизнес в законе

3’2014

13. Свод правил федерального регулирования государственных контрактов, Federal Acquisition Regulation (FAR), http://acquisition.gov/far/current/pdf/FAR.pdf

14. Федорович В.А, Муравник В.Б, Бочкарёв О.И. США: военная экономика (организация и управление)- М., Международные отношения. 2013.

Reference list:

1. David L. Seader. The United States' Experience with Outsourcing, Privatization and Public-Private Partnerships. 1999

2. Federal Activities Inventory Reform Act and Circular A-

76 http://stuff.mit.edu/afs/sipb/contrib/wikileaks-crs/wikileaks-crs-reports/RL31024.pdf

3. http://russia.dauria.ru/

4. http://www.edc-tech.org

5. http://www.nss.org/

6. http://www.performanceinstitute.org/

7. http://www.rocketracingleague.com/

8. http://www.sba.gov/index.html

9. http://www.smb.ru/analitics.html?id=gp_usa

10. Regis, E. 1990. From canyon to cosmos. Air & Space. 100-104, November 1990

11. United States Code (U.S.C.) Title 41, Subtitle IV Chapter 83. http://codes.lp.findlaw.com/uscode

12. МРР, Mentor-Protege Program,

http://www.fas.org/sgp/crs/misc/R41722.pdf

13. Federal Acquisition Regulation (FAR), http://acquisition.gov/far/current/pdf/FAR.pdf

14. Fedorovich V.A., Muravnik V.B., Bochkarev O.I. U.S. military economy (organization and management) - Moscow, International Relations. 2013

РЕЦЕНЗИЯ

на статью «Экономические механизмы вовлечения частного бизнеса в космическую деятельность» к.т.н. Палеева Дениса Лоенидовича, Симонова Михаила Петровича Статья посвящена актуальной для российской экономики проблеме, связанной с развитием космической отрасли. Потребности в привлечении частных компаний для их активного участия в инновационном развитии данной отрасли в настоящее время более чем очевидны, однако ряд факторов, к которым можно отнести и политику Роскосмоса, и законодательную базу, и институциональную среду, ведет к замедлению инновационных процессов. Поэтому обращение авторов к передовому опыту США в области применения экономических инструментов вовлечения частного бизнеса в космическую отрасль является вполне обоснованным и актуальным.

Авторы отмечают, что такой подход, при котором государство вовлекает частный бизнес в ракетно-космическую промышленность (РКП), могло бы стать сегодня одним из механизмов стимулирования импортозамещения в части элементной базы РКП, а дальнейшая поддержка мелкого и крупного бизнеса в части развития инноваций может стать сильным драйвером социально-экономического развития государства в целом. В этой связи рассматриваемые вопросы госстимулирования частного космоса, являются важными в современных условиях развития российской экономики, особенно учитывая нестабильную внешнюю ситуацию на мировом рынке, вызванную последними событиями на Украине.

Вышесказанное позволяет утверждать, что статья Палеева Д.Л., Симонова М.П. «Экономические механизмы вовлечения частного бизнеса в космическую деятельность» представляет несомненную научную и практическую ценность, полностью соответствует всем требованиям, предъявляемым к публикациям в журналах, включенных в перечень ВАК, и может быть рекомендована к печати в одном из таких журналов.

Директор Института прикладных технико-экономических исследований и экспертиз, профессор базовой кафедры «Прикладной экономики» экономического факультета РУДН, д.э.н.

Чурсин А.А.

170

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.