Научная статья на тему 'Развитие антитеррористических мер по защите безопасности объектов топливно-энергетической промышленности и трубопроводного транспорта Союзного государства России и Беларуси'

Развитие антитеррористических мер по защите безопасности объектов топливно-энергетической промышленности и трубопроводного транспорта Союзного государства России и Беларуси Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
136
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ МЕРЫ / БЕЗОПАСНОСТЬ ОБЪЕКТОВ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА (ТЭПТ) / СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО РОССИЯ-БЕЛАРУСЬ / ПРАВОВЫЕ МЕРЫ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ В ТЭПТ / ANTI-TERRORISM MEASURES / SAFETY OF THE FUEL AND ENERGY INDUSTRY AND PIPELINE TRANSPORT (TEPT) / THE UNION STATE OF RUSSIABELARUS / LEGAL MEASURES TO COMBAT TERRORISM IN THE TEPТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петрова Галина Владиславовна

АННОТАЦИ ЯВВЕДЕНИЕ. В рамках Союзного государства России и Беларуси (СГРФ-РБ) уделяется значительное внимание сотрудничеству в обеспечении безопасности топливно-энергетической промышленности и трубопроводного транспорта (ТЭПТ), где много потенциально опасных производственных объектов, наиболее уязвимых для терроризма. Система мер защиты ТЭПТ от терроризма на национальном и региональном уровне определяется качеством технического и энергетического надзора, эффективностью борьбы с преступностью, совместимостью национальных антитеррористических стратегий со стратегиями энергетической, транспортной, военной безопасности, их согласованностью с международными и региональными стандартами предотвращения неконтролируемого вмешательства в работу объектов ТЭПТ, включая аварии, возникающие от актов терроризма.МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Использованы соглашения в рамках СГРФ-РБ о сотрудничестве правоохранительных органов в борьбе с терроризмом, Соглашение России и Беларуси о сотрудничестве в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах, Программы Союзного государства, включающие Планы обеспечения военной и энергетической безопасности объектов ТЭПТ в случае возникновения вооруженных конфликтов вблизи границ РФ и РБ, законодательство РФ и РБ о борьбе с терроризмом, о защите промышленной безопасности опасных производственных объектов и техническом надзоре, модельный закон ОДКБ, касающийся информационного противоборства терроризму и экстремизму, другие документы СГРФ-РБ, СНГ, ОДКБ.РЕЗУЛЬТАТЫ. В процессе исследования отмечена необходимость сближения уголовного, антитеррористического, административного, энергетического законодательства России и Беларуси для усиления антитеррористических мер защиты безопасности ТЭПТ Союзного государства. Законодательство Союзного государства является частью общего правового механизма сотрудничества стран СНГ по противодействию терроризму и укреплению безопасности. Терроризм в ТЭПТ имеет скрытые формы подрывных оперативно-тактических, информационных и других опасных воздействий для разрушения инфраструктуры ТЭПТ. Поэтому усиление технического надзора является частью борьбы с преступностью и терроризмом в сфере ТЭПТ.ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. За 2018-2019 гг. Белоруссия и Россия успешно реализовали программы согласованных действий во внешнеполитической и внешнеэкономической сферах в духе конструктивизма, уважения суверенных интересов, взаимопонимания, несмотря на разногласия по некоторым вопросам, придерживаясь обязательств, взятых в рамках СГРФ-РБ, СНГ, ЕАЭС, ОДКБ. В рамках Союзного государства необходимо принять общий акт о безопасности трубопроводных нефтегазовых магистралей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Петрова Галина Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of anti-terrorism measures to protect the security of the fuel and energy industry and pipeline transport (TEPT) of the Union State of Russia-Belarus

ANNOTATIO NINTRODUCTION. In the framework of the Union State of Russia and Belarus (SGRF-RB), considerable attention is paid to cooperation in ensuring the security of the fuel and energy industry and pipeline transport (TEPT), where there are many potentially dangerous production facilities that are most vulnerable to terrorism. The system of measures to protect TEPT from terrorism at the national and regional level is determined by the quality of technical and energy supervision, the effectiveness of the fight against crime, the compatibility of national anti-terrorism strategies with energy, transport, military security strategies, their consistency with international and regional standards to prevent uncontrolled interference in the operation of TEPT facilities, including accidents arising from acts of terrorism.MATERIALS AND METHODS. The agreements within the framework of the CGRF-RB on cooperation of law enforcement agencies in the fight against terrorism, the Agreement of Russia and Belarus on cooperation in the field of industrial safety at hazardous production facilities, the Union State Programs, including the plans for ensuring the military and energy security of TEPT facilities in the event of armed conflicts near are used the borders of the Russian Federation and the Republic of Belarus, the legislation of the Russian Federation and the Republic of Belarus on the fight against terrorism, on the protection of industrial safety of hazardous production facilities and those nical oversight model law CSTO regarding information warfare to terrorism and extremism, and other documents of the Russian Federation SG-RB, CIS and CSTO.RESULTS. The study noted the need for rapprochement of the criminal, anti-terrorism, administrative, energy laws of Russia and Belarus to strengthen anti-terrorism measures to protect the security of the Union State TEPT. Union State legislation is part of the general legal mechanism for cooperation between the CIS countries in countering terrorism and enhancing security. Terrorism in the TEPT has hidden forms of subversive operational, tactical, informational and other dangerous impacts for the destruction of the TEPT infrastructure. Therefore, increased technical supervision is part of the fight against crime and terrorism in the field of TEPT.DISCUSSION AND CONCLUSIONS. For 2018-2019 Belarus and Russia have successfully implemented programs of concerted action in the foreign policy and foreign economic spheres in the spirit of constructivism, respect for sovereign interests, and mutual understanding, despite disagreements on some issues, adhering to the commitments made within the framework of the CGRF-RB, CIS, EAEU, CSTO. Within the framework of the Union State, it is necessary to adopt a general act on the safety of oil and gas pipelines

Текст научной работы на тему «Развитие антитеррористических мер по защите безопасности объектов топливно-энергетической промышленности и трубопроводного транспорта Союзного государства России и Беларуси»

Развитие антитеррористических мер по защите безопасности объектов топливно-энергетической промышленности и трубопроводного транспорта Союзного государства России и Беларуси

(Научный доклад и Рекомендации Научно-исследовательского института проблем безопасности СНГ по проблемам обеспечения энергетической безопасности и борьбы с терроризмом в странах СНГ)

ПЕТРОВА ГАЛИНА ВЛАДИСЛАВОВНА,

Заместитель директора

Научно-исследовательского института проблем безопасности СНГ,

руководитель Центра международно-правовых и политических проблем евразийского сотрудничества,

профессор кафедры административного и финансового права МГИМО МИД России,

профессор кафедры конституционного и административного права

Института международного права и экономики имени А.С. Грибоедова,

доктор юридических наук,

129090, Москва, проспект Мира, д. 22. E-mail: galina.v.petrova@mail.ru Тел.: 8 (495) 680-07-14

АННОТАЦИЯ

ВВЕДЕНИЕ. В рамках Союзного государства России и Беларуси (СГРФ-РБ) уделяется значительное внимание сотрудничеству в обеспечении безопасности топливно-энергетической промышленности и трубопроводного транспорта (ТЭПТ), где много потенциально опасных производственных объектов, наиболее уязвимых для терроризма. Система мер защиты ТЭПТ от терроризма на национальном и региональном уровне определяется качеством технического и энергетического надзора, эффективностью борьбы с преступностью, совместимостью национальных антитеррористических стратегий со стратегиями энергетической, транспортной, военной безопасности, их согласованностью с международными и региональными стандартами предотвращения неконтролируемого вмешательства в работу объектов ТЭПТ, включая аварии, возникающие от актов терроризма. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Использованы соглашения в рамках СГРФ-РБ о сотрудничестве правоохранительных органов в борьбе с терроризмом, Соглашение России и Беларуси о сотрудничестве в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах, Программы Союзного государства, включающие Планы обеспечения военной и энергетической безопасности объектов ТЭПТ в случае возникновения вооруженных конфликтов вблизи границ РФ и РБ, законодательство РФ и РБ о борьбе с терроризмом, о защите промышленной безопасности опасных производственных объектов и техническом надзоре, модельный закон ОДКБ, касающийся информационного противоборства терроризму и экстремизму, другие документы СГРФ-РБ, СНГ, ОДКБ.

РЕЗУЛЬТАТЫ. В процессе исследования отмечена необходимость сближения уголовного, антитеррористического, административного, энергетического законодательства России и Беларуси для усиления антитеррористических мер защиты безопасности ТЭПТ Союзного

государства. Законодательство Союзного государства является частью общего правового механизма сотрудничества стран СНГ по противодействию терроризму и укреплению безопасности. Терроризм в ТЭПТ имеет скрытые формы подрывных оперативно-тактических, информационных и других опасных воздействий для разрушения инфраструктуры ТЭПТ. Поэтому усиление технического надзора является частью борьбы с преступностью и терроризмом в сфере ТЭПТ.

ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. За 2018-2019 гг. Белоруссия и Россия успешно реализовали программы согласованных действий во внешнеполитической и внешнеэкономической сферах в духе конструктивизма, уважения суверенных интересов, взаимопонимания, несмотря на разногласия по некоторым вопросам, придерживаясь обязательств, взятых в рамках СГРФ-РБ, СНГ, ЕАЭС, ОДКБ. В рамках Союзного государства необходимо принять общий акт о безопасности трубопроводных нефтегазовых магистралей.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: антитеррористические меры, безопасность объектов топливно-энергетической промышленности и трубопроводного транспорта (ТЭПТ), Союзное государство Россия-Беларусь, правовые меры борьбы с терроризмом в ТЭПТ

The development of anti-terrorism measures to protect the security of the fuel and energy industry and pipeline transport (TEPT) of the Union State of Russia-Belarus

(Scientific report and Recommendations of the Research Institute of CIS Security Problems on the problems of ensuring energy security and the fight against terrorism in the CIS countries)

PETROVA GALINA VLADISLAVOVNA,

Professor, Department of Administrative and Financial Law, MGIMO, Ministry of Foreign Affairs of Russia,

Deputy Director of the Research Institute for Security Problems of the CIS, Head of the Center for International Legal and Political Issues Eurasian cooperation,

professor of the department of constitutional and administrative law

of the Institute of International Law and Economics named after A.S. Griboedov,

Doctor of Law

129090, Moscow, Prospect of Peace, 22. Е-mail: Nicolas_st@mail.ru Tel.: 8 (495) 680-07-14 ANNOTATION

INTRODUCTION. In the framework of the Union State of Russia and Belarus (SGRF-RB), considerable attention is paid to cooperation in ensuring the security of the fuel and energy industry and pipeline transport (TEPT), where there are many potentially dangerous production facilities that are most vulnerable to terrorism. The system of measures to protect TEPT from terrorism at the national and regional level is determined by the quality of technical and energy supervision, the effectiveness of the fight against crime, the compatibility of national anti-terrorism strategies with energy, transport, military security strategies, their consistency with international and regional standards to prevent uncontrolled interference in the operation of TEPT facilities, including accidents arising from acts of terrorism.

MATERIALS AND METHODS. The agreements within the framework of the CGRF-RB on cooperation of law enforcement agencies in the fight against terrorism, the Agreement of Russia

and Belarus on cooperation in the field of industrial safety at hazardous production facilities, the Union State Programs, including the plans for ensuring the military and energy security of TEPT facilities in the event of armed conflicts near are used the borders of the Russian Federation and the Republic of Belarus, the legislation of the Russian Federation and the Republic of Belarus on the fight against terrorism, on the protection of industrial safety of hazardous production facilities and those nical oversight model law CSTO regarding information warfare to terrorism and extremism, and other documents of the Russian Federation SG-RB, CIS and CSTO.

RESULTS. The study noted the need for rapprochement of the criminal, anti-terrorism, administrative, energy laws of Russia and Belarus to strengthen anti-terrorism measures to protect the security of the Union State TEPT. Union State legislation is part of the general legal mechanism for cooperation between the CIS countries in countering terrorism and enhancing security. Terrorism in the TEPT has hidden forms of subversive operational, tactical, informational and other dangerous impacts for the destruction of the TEPT infrastructure. Therefore, increased technical supervision is part of the fight against crime and terrorism in the field of TEPT.

DISCUSSION AND CONCLUSIONS. For 2018-2019 Belarus and Russia have successfully implemented programs of concerted action in the foreign policy and foreign economic spheres in the spirit of constructivism, respect for sovereign interests, and mutual understanding, despite disagreements on some issues, adhering to the commitments made within the framework of the CGRF-RB, CIS, EAEU, CSTO. Within the framework of the Union State, it is necessary to adopt a general act on the safety of oil and gas pipelines.

KEYWORDS: anti-terrorism measures, safety of the fuel and energy industry and pipeline transport (TEPT), the Union State of Russia- Belarus, legal measures to combat terrorism in the TEPT

Введение

Растет межгосударственное антитеррористическое сотрудничество стран СНГ по защите объектов топливно-энергетической промышленности и трубопроводного транспорта (ТЭПТ), что подтверждается усилением ответственности государств за исполнение международных обязательств в борьбе с терроризмом.

Государства - участники СНГ, включая Союзное государство Российской Федерации и Республики Беларусь, активно взаимодействуют в борьбе против террористов с правоохранительными структурами разных стран и международными антитеррористическими организациями1.

Как показывает практика Антитеррористического центра СНГ (АТЦ СНГ), судебная

практика Верховных Судов РФ и РБ объектами преступных атак террористических организаций и вооруженных группировок все чаще становятся производственные комплексы ТЭПТ. Для этого террористами вербуются различные преступные элементы из обслуживающего ТЭПТ технического персонала, охранных организаций, коррумпированных должностных лиц для содействия преступлениям террористической направленности или их совершению. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 г. № 1 (ред. от 03.11.2016 г.) «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности» говорится, что уголовные дела по преступлениям, предусмотренным ст. 205.1 УК РФ, возбу-

1 Закон Республики Беларусь от 03.01.2002 г. № 77-З «О борьбе с терроризмом» (в редакции Закона Республики Беларусь от 09.01.2018 г. № 90-З) http://kgb.by/ru/zakon77-3/

ждаемые при склонении, вербовке, ином вовлечении лица или группы лиц в совершение террористического акта, предусматривают в отношении завербованных лиц совершение таких действий, как подкуп, угроза, убеждение, просьба о размещении материалов, идейно оправдывающих терроризм, через информационно-телекоммуникационные сети и др.2 29 мая 2015 г. был установлен ключевой перечень стратегических задач и направлений межрегиональных и приграничных форм взаи-

модействия Беларуси и России и других стран СНГ3. Для Российской Федерации и Республики Беларусь как соседних государств важно, что концепция подчеркнула актуальность задач, связанных с обустройством приграничных промышленных объектов энергетики за счет реализации совместных инфраструктурных проектов по безопасному использованию транзита энергоресурсов, и предупреждению промышленных аварий техногенного характера на приграничных территориях.

Меры Союзного государства России и Беларуси по обеспечению защиты объектов энергетической промышленности и транспорта от терроризма

Многие проблемы промышленной безопасности все чаще связаны с необходимостью внедрения информационных инноваций в систему мер усиления защиты объектов энергетики, переработки, транспортировки углеводородов. Возрастание угроз террористических актов или попыток их совершения приводит к тому, что Россия и Беларусь на национальном и межгосударственном уровне Союзного государства все активнее внедряют антитеррористические нормы по защите производственных объектов от террористов, усиливая общий правовой режим предотвращения промышленных аварий.

Активно реализуются меры, предусмотренные Соглашением РФ и РБ относительно повышения мер эффективного взаимодействия по борьбе с преступностью от 15.09.2014 г., Соглашением Генеральных прокуратур РФ и РБ от 24.04.2009 г. Россия и Беларусь продолжают развивать сотрудничество по предупреждению, выявлению, пресечению общественно опасных деяний, угрожающих энергетической,

промышленной, транспортной безопасности, совершаемых террористическими группами.

В рамках СГРФ-РБ за 20 лет его существования реализовано 57 программ в сфере научно-технического, военно-технического, социально-экономического сотрудничества, многие их которых направлены на развитие и защиту безопасности производственных мощностей ТЭПТ, предполагающей высокую степень их защищенности от аварий, особенно исходящих от угрозы терроризма4.

К таким программам Союзного государства, включающим меры защиты особо охраняемых объектов ТЭПТ, относится Программа, направленная на совершенствование объектов военного назначения, предназначенных для инфраструктурных проектов совместного использования и связанных с обеспечением региональных войсковых группировок, принадлежащих Беларуси и России на 20182021 гг.; Программа, касающаяся исследований и создания разработок, связанных с высокопроизводительными информационно-вы-

2 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 г. № 1 (ред. от 03.11.2016 г.) «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности». https://base.garant. ги/70137188/

3 Концепция межрегионального и приграничного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года и План ее реализации.

4 Программы Союзного государства 2000-2020 г. https://www.postkomsg.com/programs/

числительными технологиями для увеличения и эффективного использования ресурсного потенциала углеводородного сырья Союзного государства («СКИФ-НЕДРА» 20152018 гг.) и др.

13 декабря 2018 г. Советом Министров Беларуси и 18 декабря 2018 г. Президентом России В.В. Путиным была утверждена новая Военная доктрина Союзного государства, которая должна быть рассмотрена в ближайшее время Высшим государственным советом Союзного государства5.

Военные доктрины Союзного государства, ранее принятая в 2001 г. и новая 2018 г., включают военные меры противодействия угрозам терроризма для ТЭПЯТ, учитывая опасности террористического характера при производстве и транспортировке углеводородного сырья трубопроводами в страны ЕС на приграничных территориях Беларуси и России.

Военная доктрина России 2020 г. к одной из основных военных угроз относит террористическую деятельность, угрожающую как стабильности и безопасности обороны государства, так и безопасности объектов военной промышленности, включая ТЭПТ6.

Безопасности ТЭПТ России угрожают возникающие в пограничных с российскими территориями государствах и территориями ее союзников очаги межнационального и иных конфликтов с участием вооруженных радикальных террористических групп, отражающие сепаратистские и экстремистские намерения отдельных группировок и стран

незаконным образом захватить нефтегазовые месторождения.

Военная доктрина Республики Беларусь 2016 г. к основным угрозам безопасности также относит активизацию международного и внутригосударственного терроризма, транснациональной преступности, ведущей к появлению террористических и экстремистских организаций, стремящихся получить энергетические преимущества для продвижения своих интересов7.

К основным внутренним военным опасностям на уровне рисков и вызовов Республике Беларусь относится рост преступности и нелегальной миграции через территорию РБ, сопровождающихся незаконным оборотом оружия, предназначенного для осуществления актов терроризма, в том числе и на стратегически значимых участках транспортных систем доставки нефтегазовой продукции. Правовое регулирование обеспечения защиты от промышленных аварий особо значимых производственных объектах является частью мер по противодействию преступности и терроризму в ТЭПТ8.

Борьба с преступностью в рамках реализации программ Союзного государства и обеспечение антитеррористических мер защиты ТЭПТ - важные гарантии защиты безопасности жизни, здоровья населения, природной среды от техногенных катастроф в восточноевропейском регионе9.

Задачи сотрудничества правоохранительных органов, органов в сфере управления энергетикой, энергетической, промышленной,

5 О новой редакции Военной доктрины Союзного государства. 19.12.2018 г. https://cont.ws/@dyadzka/1146435

6 Военная доктрина России 2020 г. Вооружение России и мира. http://omzhie.info/voennaya-sluzhba/936-voennaya-doktrina-rossiya

7 Военная доктрина Республики Беларусь. 2016. http://www.pravo.by/document/?guid=3871&p0=H11600412

8 В Республике Беларусь действуют Закон РБ от 10.01.2000 г. № 363-3 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; Указ Президента РБ от 25.10.2011 г. № 486 «О некоторых мерах по обеспечению безопасности критически важных объектов информатизации»; Постановление СМ РБ от 30.03.2012 г. «О некоторых вопросах безопасной эксплуатации и надежного функционирования критически важных объектов информатизации».

9 Соглашение от 28.09.2001 г. о сотрудничестве в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах. https://base.garant.ru/1155793/

транспортной безопасностью России и Беларуси, а также задачи руководства Союзного государства состоят в предотвращении на территории России и Беларуси деятельности организаций террористического и экстремистского характера, их незаконных вооруженных формирований, а также некоммерческих организаций, поддерживающих идеи терроризма и экстремизма.

Угрозы состоят в том, что эти организации нацелены на осуществление актов терроризма и иных противоправных действий по дестабилизации обстановки в Беларуси и России, в том числе в целях подрыва добрососедских основ Союзного государства, создания конфликтов между РФ и РБ в нефтегазовом секторе, развязывания пограничных и внутренних вооруженных конфликтов.

Вопросы антитеррористической защиты ТЭПТ, обеспечения промышленной и энергетической безопасности тесно связаны с усилением мер государственного надзора в сфере промышленной безопасности, осуществляемого в Беларуси Госпромнадзором,который находится в системе Министерства по чрезвычайным ситуациям и контролирует безопасность ведения работ в промышленности и производственную безопасность10.

Законодательством Белорусской республики регулируется условия, обеспечиваю-

щие промышленную безопасность, связанную с опасными производственными объектами11.

Функции государственного надзора за безопасностью ТЭПТ в России выполняются, кроме других органов безопасности ТЭПТ, Ро-стехнадзором, находящимся в ведении Правительства РФ. Они связаны с контролем и надзором в сфере безопасного ведения работ по недропользованию, обеспечению защиты промышленных объектов от аварий, связанных с использованием атомной энергии и других объектов12.

В России защита особо опасных (небезопасных) объектов тепло- и электроэнергетики регулируется Федеральным законом от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ (ред. от 29.07.2018 г.) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Опасными производственными объектами по российскому законодательству являются тепловые станции, электростанции, гидростанции, другие подобные и связанные с ними инфраструктурные объекты ТЭПТ, рассматриваемые в качестве опасных производственных объектов. Одними из признаков опасности таких объектов являются особые условия их эксплуатации, когда работающее оборудование позволяет держать давление свыше 0,07 МПа или нагрев воды достигает температуры свыше 115 °С13.

Усиление борьбы с терроризмом в рамках Союзного государства и защита энергетической безопасности в СНГ и ОДКБ

Декретом Высшего Государственного Сове- на 2019 год, в котором определено бюджетное та Союзного государства от 14.03.2019 г. № 2 финансирование военной инфраструктуры был утвержден Бюджет Союзного государства СГРФ-РБ, обеспечения безопасности СГРФ-РБ,

10 Сайт Департамента по надзору за безопасным ведением работы промышленности МЧС Беларуси https:// gospromnadzor.mchs.gov.by/novosti/

11 Закон Республики Беларусь от 10.01.2000 г. № 363-З «О промышленной безопасности опасных производственных объектах». http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=1923

12 Официальный сайт Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору при Правительстве Российской Федерации http://www.gosnadzor.ru/

13 Опасные производственные объекты тепло и электроэнергетики. Приказ Минэнерго России от 24.03.2003 г. № 115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок». http://i-expertiza.ru/services/ opasnye-proizvodstvennye-obekty-teplo-i-jelektrojenergetik

мер противодействия терроризму во всех его проявлениях, включая терроризм на особо охраняемых объектах ТЭПТ14. Военная оборона и безопасность СГРФ-РБ неразрывно связаны с противодействием терроризму на военных и гражданских объектах энергетики, что регулируется программными документами о защите военной инфраструктуры, обеспечивающей безопасность ТЭПТ15.

Принятые в г. Москве 19 ноября 2019 г. приоритетные направления развития Союзного государства на 2018-2020 гг., определяющие главные задачи по их реализации, представляют стратегию углубления взаимодействия РФ и РБ в рамках Союзного государства, включая расширение сотрудничества в сфере энергетики16.

Согласованная позиция Российской Федерации и Республики Беларусь по борьбе с терроризмом в рамках СНГ, ОДКБ, ОБСЕ, ООН и других международных организаций является стратегическим компонентом укрепления взаимного доверия Белоруссии и России как защитников мира и безопасности на европейском континенте и во всем мире. Создав Союзное государство, Россия и Беларусь выступают примером конструктивного сотрудничества в борьбе с военными угрозами и терроризмом в условиях роста европейского сепаратизма, неконтролируемой незаконной миграции, военных разногласий стран НАТО.

Общность приоритетов социально-экономического развития и внешнеполитических

курсов РФ и РБ являются гарантией укрепления стратегического партнерства, подкрепленного высокой обороноспособностью и безопасностью Союзного государства.

Антитеррористические совместные действия России и Беларуси для защиты энергетической безопасности государств осуществляются в рамках Союзного государства, в соответствии с обязательствами в рамках СНГ и ОДКБ.

Центральная роль в СНГ в борьбе с всеми видами терроризма отводится Антитеррористическому Центру СНГ (АТЦ СНГ), реализующему меры борьбы с терроризмом в том числе и в сфере ТЭПТ17. Программы борьбы с терроризмом в ТЭПТ в рамках СГРФ-РБ ориентируются на межгосударственное сотрудничество в рамках АТЦ СНГ, модельные законы СНГ и ОДКБ.

На Саммите глав государств СНГ 28 сентября 2018 г. в г. Душанбе была подписана Межгосударственная программа совместных мер борьбы с преступностью стран СНГ на 2019-2023 гг.18

ОДКБ приняла Модельный закон от 13.10.2017 г. «Об энергетической безопасности», где регламентируются механизмы надзора за энергетической безопасностью и топливно-энергетических комплексах стран СНГ и ОДКБ19. Также 30 октября 2018 г. был принят Модельный закон ОДКБ «Об информационном противоборстве терроризму и экстремизму»,

14 О Бюджете Союзного государства на 2019 г. http://docs.cntd.ru/document/553941804

15 Это предусмотрено Программой совершенствования объектов военной инфраструктуры, планируемых к совместному использованию для обеспечения региональных группировок войск (сил) РБ и РФ, Планом совместных мероприятий по обеспечению функционирования региональной группировки войск (сил) РБ и РФ на 2019 г., Планом совместных мероприятий по противодействию терроризму на территории Союзного государства в 2019 г., Программой совершенствования пограничной безопасности Союзного государства на 2018-2022 г.

16 Резолюция № 2 СМ Союзного государства «О ходе выполнения Приоритетных направлений и первоочередных задач дальнейшего развития Союзного государства на 2018-2022 годы».

17 Программа сотрудничества государств - участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2017-2019 годы от 16.09.2016 г. https://www.cisatc.org/1289/135/326

18 Межгосударственная программа совместных мер борьбы с преступностью стран СНГ на 2019-2023 годы. https:// kun.uz/ru/news/2018/09/29/itogi-kakie-dokumenty-podpisali-glavy-gosudarstv-na-sammite-sng

19 Модельный закон ОДКБ «Об энергетической безопасности» от 13.10.2017 г. http://paodkb.coalla.ru/documents/ modelnyy-zakon-odkb-

в котором говорится об информационно-техническом противоборстве терроризму и экстремизму, когда главный объект воздействия и защиты от терроризма и экстремизма представлен информационной инфраструктурой20.

ОДКБ в 2014 г. приняла рекомендации о сближении норм правового регулирования государств - участников ОДКБ по безопасности объектов критически значимой инфраструктуры (КВО)21. В Рекомендациях ОДКБ по КВО говорится, что важнейшими направлениями обеспечения безопасности КФО в настоящее время является противодействие террористической угрозе. Гармонизация уголовного законодательства стран ОБКБ становится системной мерой. Практика показала, что нормы российского антитеррористического законодательства и белорусского законодательства о борьбе с терроризмом могут рассматриваться как системообразующие для Союзного государства.

Заключение

В борьбе с терроризмом на объектах энергетики Союзное государство РФ и РБ опирается на стратегические интересы РФ и РБ как соседних братских государств, граничащих со странами, мягко говоря, недружественного евроатлантического альянса, заинтересованного разрушить союз Российской Федерации и Республики Беларусь различными политическими, военными, торгово-экономическими, провокациями, включая акты терроризма, спровоцированные проблемами транзита незаконных мигрантов в ЕС через Беларусь, недобросовестными приемами использования

Федеральные законы Российской Федерации дополнили УК РФ статьями об уголовной ответственности в связи с действиями, связанными с прохождением обучения по приобретению навыков терроризма (ст. 205.3 УК РФ); организацией и участием в террористических сообществах (ст. 205.4 УК РФ) и организациях (ст. 205.5 УК РФ); нарушениями стандартов безопасной эксплуатации энергетических объектов и непринятие мер, включающих антитеррористическую защищенность таких объектов ( ст. 217.1 УК РФ).

Сравнительно-правовой анализ национального законодательства стран ОДКБ о защите объектов ТЭПТ показывает, что гармонизация законодательства государств - членов ОДКБ, направленная на единообразие правового регулирования, обеспечивает безопасность КВО и их защиту от терроризма, являясь сферой военной-стратегической защиты и национальной обороны.

транзита нефтегазовой продукции из России в Беларусь и ЕС.

В начале января 2020 г. Газпром России и Правительство Беларуси подписали протокол о согласованных ценах на газ при его поставке в Беларусь и транспортировке через территорию Беларуси до 2021 г.22

Защита безопасности нефтегазового сектора имеет особое значение для Российской Федерации и Республики Беларусь. Комплексность этой проблемы требует не только уголовно-правовой защиты от преступлений в сфере ТЭПТ, но и усиления мер ответствен-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20 Модельный закон ОДКБ «Об информационном противоборстве терроризму и экстремизму». Утвержден Постановлением Парламентской Ассамблеи ОДКБ от 30.10.2018 г. № 11-3.3 http://paodkb.coalla.ru/documents/modelnyy-zakon-odkb-ob-e-terrorizmu

21 Рекомендации по гармонизации законодательства государств - членов ОДКБ в сфере обеспечения безопасности критически важных объектов. Утверждены Постановлением Парламентской Ассамблеей ОДКБ от 27.11.2014 г. № 7-5.

22 Россия и Беларусь подписали Договор о поставках газа до 2021 г.https://neftegaz.ru/news/Trading/516328-rossiya-i-belorussiya-podpisali-dogovor-o-postavkakh-gaza-do-2021-g-s-neftyu-vse-slozhnee

ности должностных лиц за надзор за состоянием систем предотвращения террористических актов в ТЭПТ.

В рамках Союзного государства России и Беларуси необходимо активнее развивать правовое регулирование в области обеспечения безопасности магистральных нефтегазовых трубопроводов, включая специальные меры защиты от терроризма в ТЭПТ. То есть необходима разработка нормативно-правового акта, включающего нормы об усилении ответственности должностных лиц за обеспечение безопасности и бесперебойности функционирования транспортных трубопроводов по доставке и обеспечению нефтегазовой продукцией потребителей при усилении требова-

ний к предупреждению промышленных аварий, террористических актов и попыток их организации, рассматриваемых как покушение на военную и энергетическую безопасность Союзного государства.

Закон о магистральном трубопроводном транспорте с 2002 г. действует в Беларуси, хотя он и не включает регулирование мер защиты от терроризма в ТЭПТ. В России планируется к принятию подобный акт23. Минэнерго России 28 июля 2016 г. внесло на рассмотрение Госдумы РФ проект Федерального закона о магистральном трубопроводном транспорте нефти и нефтепродуктов, а также о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации24.

Нормативно-правовые акты и литература

1. Договор между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 г. «О создании Союзного государства» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_25282/

2. Военная доктрина России 2020 г. Вооружение России и мира. http://oruzhie.info/voennaya-sluzhba/936-voennaya-doktrina-rossiya

3. Военная доктрина Республики Беларусь. 2016 г. http://www.pravo.by/document/?guid=3871&p 0=Н11600412

4. Закон Республики Беларусь от 10.01.2000 г. № 363-З «О промышленной безопасности опасных производственных объектах». https://base. spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=1923

5. Федеральный от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ (ред. от 29.07.2018 г.) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_15234/2f680bb27ac9c93

6. Модельный закон ОДКБ «Об энергетической безопасности» от 13.10.2017 г. http://paodkb.coalla. ru/documents/modelnyy-zakon-odkb-

7. Модельный закон ОДКБ «Об информационном противоборстве терроризму и экстремизму». Утвержден Постановлением Парламентской Ассамблеи ОДКБ от 30.10.2018 г. № 11-3.3. http:// paodkb.coalla.ru/documents/modelnyy-zakon-odkb-ob-e-terrorizmu

8. Задорина А.М. Энергетическая стратегия России по формированию общего рынка нефти, нефтепродуктов ЕАЭС в глобальном и региональном нефтегазовом сотрудничестве // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2017. №1. С. 45-50.

9. Ступаков В.И. Правовые регулирование предотвращения промышленных аварий и обеспечения промышленной безопасности на опасных производственных объектах в СНГ: национальный и международный аспекты // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право.2016. № 1. С. 68-76.

10. Петрова Г.В. Роль Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации в обеспечении безопасности евразийской интеграции

23 Закон РБ от 09.01.2002 г. № 87-З «О магистральном трубопроводном транспорте». https://belzakon.net/%D0%97% D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0% BE/%D0%97%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD_%D0%A0%D0%91/2002/1210

24 Проект Федерального закона о магистральном трубопроводном транспорте нефти и нефтепродуктов, а также о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации от 28.07.2016 г. https://base. garant.ru/56677454/

в условиях создания «Большой Евразии»// Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право.2018. №3. С. 34-45.

11. Ратке А.Е. Международное сотрудничество в борьбе с терроризмом // Международное право. Сравнительное правоведение.2017. № 4(15). С. 56-60.

Normative legal acts and literature

1. The agreement between the Russian Federation and the Republic of Belarus dated 08.12.1999 "On the creation of the Union State" http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_25282/

2. Military doctrine of the Russian Federation 2020. Armament of Russia and the world. http://oruzhie.info/ voennaya-sluzhba/936-voennaya-doktrina-rossiya

3. Military Doctrine of the Republic of Belarus 2016 http://www.pravo.by/document/?guid=3871&p0 =H11600412

4. The Law of the Republic of Belarus "On Industrial Safety of Hazardous Production Facilities" dated January 10, 2000 No. 363-3. http://base.spinform.ru/ show_doc.

5. Federal Law of the Russian Federation "On Industrial Safety of Hazardous Production Facilities" dated July 21, 1997 N 116-Ф3 (as amended on July 29, 2018) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_15234/2f680bb27ac9c93

6. The CSTO Model Law "On Energy Security" of October 13, 2017. http://paodkb.coalla.ru/ documents/modelnyy-zakon-odkb-

7. The CSTO Model Law "On the informational confrontation of terrorism and extremism." Approved by the Resolution of the CSTO Parliamentary Assembly of October 30, 2018 No. 11-3.3 http://paodkb.coalla.ru/ documents/modelnyy-zakon-odkb-ob-e-terrorizmu

12. Бахлова О.В. Интеграционное взаимодействие в борьбе с терроризмом как транснациональной угрозой (на примере Союзного государства Беларуси и России) // Социально-политические науки. 2016. Выпуск 2. С. 65-70.

8. Zadorina A.M. The energy strategy of Russia to form a common market for oil, oil products of the EAEU in global and regional oil and gas cooperation // International cooperation of Eurasian states: politics, economics, law.- No. 1-2017.- P. 45-50

9. Stupakov V.I. Legal regulation of preventing industrial accidents and ensuring industrial safety at hazardous production facilities in the CIS: national and international aspects // International cooperation of Eurasian states: politics, economics, law.- No. 12016.- P.68-76

10. Petrova G.V. The role of the Union State of the Republic of Belarus and the Russian Federation in ensuring the security of Eurasian integration in the context of the creation of "Greater Eurasia" // International cooperation of Eurasian states: politics, economics, law.- No. 3 - 2018.- P. 34-45

11. Ratke A.E. International cooperation in the fight against terrorism // International law. Comparative Law.- No. 4 (15).- 2017.-S. 56-60

12. Bakhlova O.V. Integration interaction in the fight against terrorism as a transnational threat (on the example of the Union State of Belarus and Russia // Socio-political sciences.-Issue No. 2.- 2016.- P.65-70

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.