Научная статья на тему 'Повышение эффективности государственных мер борьбы с терроризмом в целях обеспечения безопасности объектов энергетики в России и странах ЕАЭС'

Повышение эффективности государственных мер борьбы с терроризмом в целях обеспечения безопасности объектов энергетики в России и странах ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
484
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАСПОРТ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ ЗАЩИТЫ ОБЪЕКТОВ ТЭК / ОБЩИЙ РЫНОК ЭНЕРГОРЕСУРСОВ ЕАЭС / FIGHT AGAINST TERRORISM IN THE FUEL AND ENERGY COMPLEX / ANTI-TERRORISM PASSPORT FOR PROTECTING FUEL AND ENERGY FACILITIES / THE COMMON EAEU ENERGY MARKET

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Задорина Анастасия Михайловна

АННОТАЦИ ЯВВЕДЕНИЕ. Государствами членами ЕАЭС с 2015 г. делаются конструктивные шаги по заключению к 2024 г. Договора ЕАЭС об общем рынке нефти и газа на единых условиях технической эксплуатации объектов энергетики, общих производственно-технологических стандартах при согласованных мерах обеспечения безопасности транспортных коммуникаций и всего топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Однако с ростом внешних террористических угроз, направленных против интересов энергетического сотрудничества стран ЕАЭС возникают новые актуальные проблемы борьбы с терроризмом в ТЭК.МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Использованы общие и специальные нормы и методы регулирования в России и странах ЕАЭС, основанные на общих стандартах, связанных с транспортировкой нефтегазовой продукции, которые устанавливают в числе прочих обязанности операторов трубопроводов взаимодействовать между собой по условиям технического надзора, безопасного транзита, распределения, потребления, что включает меры антитеррористической защиты и приоритетные методы обеспечения безопасного и бесперебойности снабжения потребителей.РЕЗУЛЬТАТЫ. Отмечено, что в России и странах ЕАЭС происходит повышение эффективности государственного регулирования борьбы с терроризмом на объектах ТЭК. Это проявляется в комплексном обновлении стандартов технического надзора, средств операционно-технологического реагирования на попытки незаконного вмешательства в функционирование объектов ТЭК, мониторинге особо опасных объектов, государственной паспортизации требований антитеррористической защищенности и безопасности объектов ТЭК в России. Усиление информационно-технической защиты ТЭК от террористов является гарантией безопасности единого рынка энергетического сырья ЕАЭС.ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. При оценке эффективности мер борьбы с терроризмом в ТЭК стран ЕАЭС сделан вывод, что большинство попыток терактов на объекты ТЭК предотвращается. Минимальные потери от последствий террористических актов, которые не смогли вовремя раскрыть или остановить, возможны только при эффективном взаимодей-ствии руководителей ТЭК с правоохранительными органами, спецслужбами, органами по борьбе с терроризмом, при своевременном и полномасштабном участии всех публичных и частных субъектов, ответственных за безопасность ТЭК, при комплексном контроле за устранением негативных процессов, представляющих опасность для объектов ТЭК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Задорина Анастасия Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the effectiveness of government counter-terrorism measures in order to ensure the safety of energy facilities in Russia and the EAEU countries

ANNOTATIO NINTRODUCTION. Since 2015, the EAEU Member States have been taking constructive steps to conclude by 2024 the EAEU Treaty on a common oil and gas market on uniform conditions for the technical operation of energy facilities, common production and technological standards with agreed measures to ensure the safety of transport communications and the entire fuel and energy complex. However, with the growth of external terrorist threats directed against the interests of the energy cooperation of the EAEU countries, new urgent problems of the fight against terrorism in the fuel and energy complex arise.MATERIALS AND METHODS. General and special norms and regulatory methods were used in Russia and the EAEU countries, based on general standards related to the transportation of oil and gas products, which include, among others, the obligations of pipeline operators to interact with each other under the terms of technical supervision, safe transit, distribution, consumption, which includes anti-terrorism protection measures and priority methods to ensure safe and uninterrupted supply to consumers.RESULTS. It was noted that in Russia and the EAEU countries there is an increase in the effectiveness of state regulation of the fight against terrorism at fuel and energy facilities, which is manifested in a comprehensive update of technical supervision standards, operational and technological responses to attempts to illegally interfere with the functioning of fuel and energy facilities, moni-toring of especially dangerous facilities, and state certification requirements of antiterrorist security and safety of fuel and energy facilities in Russia. Strengthening the information and technical protection of the fuel and energy complex from terrorists is a guarantee of the security of the EAEU single market for energy raw materialsDISCUSSION AND CONCLUSIONS. When evaluating the effectiveness of counterterrorism measures in the fuel and energy complex of the EAEU countries, it was concluded that most attempts to terrorist attacks on fuel and energy facilities are prevented. Minimal losses from the consequences of terrorist acts that could not be discovered or stopped in time are possible only with the effective interaction of the leaders of the fuel and energy complex with law enforcement agencies, special services, and anti-terrorism bodies, with the timely and full participation of all public and private entities responsible for the security of the fuel and energy complex, comprehensive control over the elimination of negative processes that are dangerous for the fuel and energy complex

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности государственных мер борьбы с терроризмом в целях обеспечения безопасности объектов энергетики в России и странах ЕАЭС»

Повышение эффективности государственных мер борьбы с терроризмом в целях обеспечения безопасности объектов энергетики в России и странах ЕАЭС

(Научный доклад и Рекомендации Научно-исследовательского института проблем безопасности СНГ по проблемам обеспечения энергетической безопасности и борьбы с терроризмом в странах СНГ)

ЗАДОРИНА АНАСТАСИЯ МИХАЙЛОВНА,

заместитель директора

Научно-исследовательского института проблем безопасности СНГ,

Руководитель Центра международной и региональной безопасности

129090, Москва, Проспект мира, д. 22. Е-mail: spi-cis@mail.ru Тел.: 8 (495) 680-07-14

АННОТАЦИЯ

ВВЕДЕНИЕ. Государствами - членами ЕАЭС с 2015 г. делаются конструктивные шаги по заключению к 2024 г. Договора ЕАЭС об общем рынке нефти и газа на единых условиях технической эксплуатации объектов энергетики, общих производственно-технологических стандартах при согласованных мерах обеспечения безопасности транспортных коммуникаций и всего топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Однако с ростом внешних террористических угроз, направленных против интересов энергетического сотрудничества стран ЕАЭС возникают новые актуальные проблемы борьбы с терроризмом в ТЭК. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Использованы общие и специальные нормы и методы регулирования в России и странах ЕАЭС, основанные на общих стандартах, связанных с транспортировкой нефтегазовой продукции, которые устанавливают в числе прочих обязанности операторов трубопроводов взаимодействовать между собой по условиям технического надзора, безопасного транзита, распределения,потребления,что включает меры антитеррористической защиты и приоритетные методы обеспечения безопасного и бесперебойности снабжения потребителей.

РЕЗУЛЬТАТЫ. Отмечено, что в России и странах ЕАЭС происходит повышение эффективности государственного регулирования борьбы с терроризмом на объектах ТЭК. Это проявляется в комплексном обновлении стандартов технического надзора, средств опе-рационно-технологического реагирования на попытки незаконного вмешательства в функционирование объектов ТЭК, мониторинге особо опасных объектов, государственной паспортизации требований антитеррористической защищенности и безопасности объектов ТЭК в России. Усиление информационно-технической защиты ТЭК от террористов является гарантией безопасности единого рынка энергетического сырья ЕАЭС. ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. При оценке эффективности мер борьбы с терроризмом в ТЭК стран ЕАЭС сделан вывод, что большинство попыток терактов на объекты ТЭК предотвращается. Минимальные потери от последствий террористических актов, которые не смогли вовремя раскрыть или остановить, возможны только при эффективном взаимодействии руководителей ТЭК с правоохранительными органами, спецслужбами, органами по борьбе с терроризмом, при своевременном и полномасштабном участии всех публичных

и частных субъектов, ответственных за безопасность ТЭК, при комплексном контроле за устранением негативных процессов, представляющих опасность для объектов ТЭК.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: борьба с терроризмом в ТЭК, паспорт антитеррористический защиты объектов ТЭК, общий рынок энергоресурсов ЕАЭС

Improving the effectiveness of government counter-terrorism measures in order to ensure the safety of energy facilities in Russia and the EAEU countries

(Scientific report and Recommendations of the Research Institute of CIS Security Problems on the problems of ensuring energy security and the fight against terrorism in the CIS countries)

ZADORINA ANASTASIA MIKHAILOVNA,

Deputy Director Research Institute of CIS Security Issues Head of the Center for International and Regional Security

129090, Moscow, Prospect of Peace, 22. Е-mail: spi-cis@mail.ru Tel.: +7 (495) 680-07-14 ANNOTATION

INTRODUCTION. Since 2015, the EAEU Member States have been taking constructive steps to conclude by 2024 the EAEU Treaty on a common oil and gas market on uniform conditions for the technical operation of energy facilities, common production and technological standards with agreed measures to ensure the safety of transport communications and the entire fuel and energy complex. However, with the growth of external terrorist threats directed against the interests of the energy cooperation of the EAEU countries, new urgent problems of the fight against terrorism in the fuel and energy complex arise.

MATERIALS AND METHODS. General and special norms and regulatory methods were used in Russia and the EAEU countries, based on general standards related to the transportation of oil and gas products, which include, among others, the obligations of pipeline operators to interact with each other under the terms of technical supervision, safe transit, distribution, consumption, which includes anti-terrorism protection measures and priority methods to ensure safe and uninterrupted supply to consumers.

RESULTS. It was noted that in Russia and the EAEU countries there is an increase in the effectiveness of state regulation of the fight against terrorism at fuel and energy facilities, which is manifested in a comprehensive update of technical supervision standards, operational and technological responses to attempts to illegally interfere with the functioning of fuel and energy facilities, monitoring of especially dangerous facilities, and state certification requirements of antiterrorist security and safety of fuel and energy facilities in Russia. Strengthening the information and technical protection of the fuel and energy complex from terrorists is a guarantee of the security of the EAEU single market for energy raw materials

DISCUSSION AND CONCLUSIONS. When evaluating the effectiveness of counter-terrorism measures in the fuel and energy complex of the EAEU countries, it was concluded that most attempts to terrorist attacks on fuel and energy facilities are prevented. Minimal losses from the consequences of terrorist acts that could not be discovered or stopped in time are possible only with the effective interaction of the leaders of the fuel and energy complex with law enforcement agencies, special services, and anti-terrorism bodies, with the timely and full participation of all public and private entities responsible for the security of the fuel and energy complex, comprehensive control over the elimination of negative processes that are dangerous for the fuel and energy complex.

KEYWORDS: fight against terrorism in the fuel and energy complex, anti-terrorism passport for protecting fuel and energy facilities, the common EAEU energy market

Введение

Общий рынок нефти и нефтепродуктов стран ЕАЭС формируется под регулирующим воздействием межгосударственных договоренностей в этой области1. Международным договором стран ЕАЭС, касающимся общего рынка нефти и нефтепродуктов, который планируется заключить в 2024 г., должны предусматриваться, помимо общих торгово-экономических условий, единые технические стандарты безопасного производства и доставки потребителям нефти и нефтепродуктов.

Принятием Концепции «общего рынка газа» государств ЕАЭС, утвержденной 31.05.2016 г., положено начало решению многих актуальных проблем энергетической безопасности топливно-энергетического комплекса (ТЭК), включая вопросы антитеррористического сотрудничества государств -членов ЕАЭС, что потребует согласования правоохранительных и иных мер обеспечения общей энергетической безопасности государств - членов ЕАЭС.

В докладах российского Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ РФ) на протяжении 14 лет (Фонд создан в 2006 г.) отражаются энергетические проблемы безопасности в качестве отдельного направления анализа влияния тенденций и факторов мировой политики, а также терроризма и экстремизма на обеспечение безопасности нефтегазового комплекса России и стран ЕАЭС.

На межведомственном уровне в сфере безопасности ТЭК уже более 10 лет реализуются меры, разработанные в рамках Национального антитеррористического комитета РФ (НАК РФ)2, включающие своды правил, стандартов, нормативов, рекомендаций, направленных на антитеррористическую защиту объектов ТЭК РФ, созданные в сотрудничестве с Минэнерго РФ3. Стратегические задачи в этой области для НАК РФ, ФНЭБ РФ, Минэнерго РФ и других ведомств, отвечающих за безопасность ТЭК, поставлены в Протоколе оперативного совещания Совета Безопасности РФ от 26.05.2007 г., касающегося реализации положений законов РФ и указов Президента РФ по безопасности, включая безопасность ТЭК4.

29 ноября 2018 г. на заседании СБ РФ были обсуждены дополнительные меры по обеспечению энергетической безопасности страны. В своем выступлении на этом совещании Президент России В.В. Путин подчеркнул, что «усиление мер защиты от терроризма сферы электроэнергетики, добычи нефтегазовых и угольных ресурсов гарантирует России обеспечение внутренней стабильности, безопасности, исполнение международных обязательств по поставке энергоресурсов в страны Евросоюза, Азиатско-Тихоокеанского региона, СНГ. Обеспечение безопасности ТЭК приносит не только гарантированные доходы, но и позволяет оставаться одним из главных

1 Решение Высшего Евразийского экономического совета от 06.12.2018 г. № 23 «О формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза» (вместе с «Программой формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза», «Планом мероприятий по формированию общих рынков нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза»).

2 Протокол Национального антитеррористического комитета от 18.07.2006 г. № 3.

3 Письмо Минпромэнерго РФ от 14.04.2007 г. № АР-1652/01.

4 Протокол Совещания СБ РФ от 26.05.2007 г. «Об основных направлениях и проблемах реализации Федерального Закона от 6 марта 2006 года № 35 „О противодействии терроризму" и Указа Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года № 116 „О мерах по противодействию терроризму" (письмо НАК от 25.07.2007 г. № 11/И/1-373).

гарантов мировой энергетической безопасности. Защита объектов ТЭК, потенциально подверженных терактам, техногенным авариям, другим угрозам, должна совершенствоваться с повышением квалификационных требований к работающим на объектах ТЭК, усилением надзора за техническими параметрами функционирования объектов ТЭК при повышении уровня превентивных мер защиты и других функций охранных служб, а также расширении борьбы с коррупцией и преступностью»5.

Эффективность мер борьбы с терроризмом в ТЭК повышается в процессе реализации государственными органами в сфере энергетики, безопасности, антитеррористической и

правоохранительной деятельности совместных мер защиты ТЭК, предусмотренных Энергетической стратегией России, Доктриной национальной безопасности России 2017 г., Доктриной энергетической безопасности России 2019 г.6, другими государственными программами, законами, подзаконными нормативно-правовыми актами о защите и развитии ТЭК, повышающих его энергоэффективность.

Государственными службами энергетической безопасности ТЭК применяются методические рекомендации о ситуациях, когда следует привлекать вневедомственную охрану войск национальной гвардии РФ для антитеррористической защиты различных объектов, включая объекты ТЭК от 11.11.2018 г.7

Государственная паспортизация требований антитеррористической защищенности и безопасности объектов ТЭК в России

Основное регулирующее значение для организации защиты и обеспечения безопасности объектов ТЭК имеет Федеральный закон от 21.07.2011 г. № 256-ФЗ (ред. от 06.07.2016 г.), на основании которого принимаются все подзаконные нормативно-правовые акты в этой сфере8.

Статья 8 Федерального закона от 21.07.2011 г. № 256 устанавливает обязательные требования для регистрации у объекта ТЭК Паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса(Паспорт БОТЭК), который оформляется по результатам категорирования каждого объекта ТЭК

с учетом уровня потенциальных опасностей, включая террористические, угрожающих его эксплуатации, с сертифицированной оценкой технического уровня его антитеррористической оснащенности9.

Паспорт БОТЭК необходим для анализа степени опасности для энергетической отрасли и других отраслей промышленности акта незаконного вмешательства в работу объекта ТЭК, в том числе террористического акта, с точки зрения возможностей восстановления разрушенных инженерно-технических систем и систем обеспечения безопасности его эксплуатации.

5 Выступление В.В. Путина на заседании СБ РФ «О дополнительных мерах по обеспечению энергетической безопасности страны. 29.11.2018 г. http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/statements/59262

6 Указ Президента РФ от 13.05.2019 г. № 216 «Об утверждении Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации».

7 Методические рекомендации «Участие подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации в мероприятиях по антитеррористической защищенности объектов различной ведомственной принадлежности». Утверждены Росгвардией 11.11.2018 г. № Р 075-2018.

8 Федеральный закон от 21.07.2011 г. № 256-ФЗ (ред. от 06.07.2016 г.) «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса».

9 Статья 8 Федерального закона от 21.07.2011 г. № 256-ФЗ (ред. от 06.07.2016 г.) «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса».

Паспорт БОТЭК предусматривает способы обеспечения защиты объекта ТЭК антитеррористическими мерами, применяемыми организациями ТЭК в рамках их полномочий, установленных федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления или только федеральной властью по согласованию с органом противодействия терроризму.

В рамках сотрудничества антитеррористических и энергетических ведомств России в сфере защиты ТЭК уже давно разработаны и продолжают совершенствоваться методические рекомендации по антитеррористической защите объектов ТЭК, которые основываются на превентивности осуществляемых комплексных мер, направленных на предотвращение всех возможных ситуаций при совершении террористического акта10.

Методические указания, применяемые Минэнерго РФ, АТЦ РФ, другими госорганами в этой сфере, касаются порядка установления и утверждения требований к Паспорту антитеррористической защищенности (Паспорт АТЗ) объектов промышленности и энергетики на территориях субъектов РФ11.

Паспорт АТЗ объектов ТЭК разрабатывается в качестве информационно-справочного документа (сертификата), характеризующего уровень АТЗ объекта ТЭК и наличие на нем

работающей системы технических устройств, средств связи и измерения для предупреждения и смягчения террористических актов.

Разработкой паспорта АТЗ обеспечивается информационное сопровождение системы мер антитеррористической защиты объектов ТЭК, используемое руководством и уполномоченными сотрудниками, правоохранительными органами, иными органами власти для планирования и осуществления деятельности на объектах ТЭК.

Паспорт АТЗ составлен на основе дифференцированного подхода к организации антитеррористических мер защиты, которые разрабатываются с учетом специфики конкретного объекта ТЭК для создания условий защищенности, адекватных угрозам нападения и достаточных для предотвращения и минимизации потенциального ущерба при задействовании сил и средств12.

Задачи оперативного реагирования руководителей предприятий ТЭК на опасности террористических актов заключаются в системных мерах по устранению условий для преступного вмешательства в работу организаций ТЭК, в выявлении и устранении опасных объективных и субъективных тенденций в служебном поведении работников, в мониторинге событий и фактов, сопутствующих и содействующих опасным условиям возникновения террористических проявлений на объектах.

Усиление информационно-технической защиты ТЭК от террористов в системе мер безопасности единого рынка энергетического сырья ЕАЭС

Необходимо усиление инженерно-техни- информационно-коммуникативными технической защиты и охраны на объектах ТЭК, ческими средствами слежения (ИКТ), предот-которые должны оснащаться современными вращающими, выявляющими, создающими

10 Антитеррористическая защищенность объектов промышленности и энергетики: методическое пособие. 2007 г. https://kurganobl.ru/assets/files/terrorizm/zaschischennost_obektov_promyshlennosti_i_energetiki.pdf

11 Антитеррористическая защищенность объектов промышленности и энергетики: методическое пособие. 2007 г. https://kurganobl.ru/assets/files/terrorizm/zaschischennost_obektov_promyshlennosti_i_energetiki.pdf

12 Антитеррористическая защищенность объектов промышленности и энергетики: методическое пособие. 2007 г. https://kurganobl.ru/assets/files/terrorizm/zaschischennost_obektov_promyshlennosti_i_energetiki.pdf

препятствия для несанкционированного проникновения на объект ТЭК.

Уровень мощности ИКТ применяется с учетом номенклатурной категории опасности объекта ТЭК, которая отражается в Паспорте БОТЭК. Уровень опасности и защищенности объекта ТЭК расценивается с точки зрения его инфраструктурной значимости в жизнеобеспечении общественных и государственных интересов и по степени угроз13.

Предусмотренные в Правилах антитеррористической защищенности объектов ТЭК, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 г. № 458, меры силового реагирования на несанкционированное проникновение на объект ТЭК, могут включать мероприятия с применением оружия и специальных средств для прекращения противоправного действия нарушителя на объекте ТЭК.

Информационно-коммуникативные системы контроля и управления доступом к управлению объектом ТЭК должны иметь на случай террористических атак резервные (запасные) системные блоки, которые комплектуются взаимозаменяемыми компонентами технического, информационного, программного и эксплуатационного обеспечения.

Доктриной энергетической безопасности РФ 2019 г., Национальной программой «Цифровая экономика Российской Федерации»14, Цифровой стратегией «Росатома» 2019 г.15,

Проектом Министерства энергетики «Цифровая энергетика»16 для антитеррористической защиты объектов ТЭК определены меры циф-ровизации средств информационной и энергетической безопасности оперативного слежения и оповещения в цифровом формате17.

Техническими средствами ИКТ усиливаются гарантии быстрого сообщения работникам организаций ТЭК, охранным подразделениям, населению территорий около объекта ТЭК о фактах несанкционированного вмешательства в системы жизнеобеспечения ТЭК, проникновения террористов, нарушителей, возникновения различных нештатных ситуаций. При анализе уязвимых для террористов систем ТЭК выявляются критически значимые для безопасности участки и элементы объекта с оценкой эффективности их защиты. Об этом составляется акт обследования комиссией, созданной субъектом ТЭК, которой определяются параметры потенциальных угроз каждого конкретного сектора, устанавливается масштабность возможного социально-экономического ущерба от акта терроризма или иного незаконного вмешательства, иные результаты18.

В Договоре о создании ЕАЭС от 29.05.2014 г. предусматривается создание общего рынка энергетического сырья, основанного на принципах формирования рыночных цен, обеспечения добросовестных конкурентных отношений, устранения препятствий для торговли

13 Постановление Правительства РФ от 05.05.2012 г. № 458 «Об утверждении Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса» https://base.garant. ru/72190282/

14 Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам 24.12.2018 г. № 16). https://base.garant. ru/72190282/

15 Цифровая стратегия «Росатома» 25.12.2019 г. http:// http://strana-rosatom.ш/2019/12/25/плюс-цифровизаци-я-всей-страны-2/

16 Ведомственный проект «Цифровая энергетика» https://minenergo.gov.ru/node/14559

17 Цифровая стратегия «Росатома» 25.12.2019 г. http:// http://strana-rosatom.ш/2019/12/25/плюс-цифровизаци-я-всей-страны-2/

18 Постановление Правительства РФ от 05.05.2012 г. № 458 «Об утверждении Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса»/ https://base.garant. ru/72190282/

энергетической продукцией, финансирования строительства инфраструктурных проектов доставки энергетических ресурсов и т.д.

ЕАЭС с 1 января 2018 г. начал реализовы-вать программу мер, связанных с формированием общего рынка газа ЕАЭС, намереваясь обеспечить ее полную реализацию к 1 января 2024 г. Это отвечает целям и задачам по завершению начального этапа сотрудничества стран ЕАЭС в энергетической отрасли, после которого страны намерены заключить международный договор в рамках ЕАЭС о создании общего рынка газа, обеспечив его вступление в силу с 1 января 2025 г.19

Договор об общем рынке нефти и газа ЕАЭС, планируемый к 2025 г., должен касаться в числе прочих мер комплекса национальных и региональных вопросов энергетической безопасности государств ЕАЭС и их защиты от террористических атак на объекты ТЭК. Ведется активная работа по выработке в рамках ЕАЭС и СНГ системы мер антитеррористической защищенности объектов ТЭК20.

Необходимы общие меры государств -участников ЕАЭС и СНГ по обеспечению энергетической безопасности и борьбы с терроризмом на объектах ТЭК. Правительством Казахстана принято Постановление от 03.04.2015 г. № 191, устанавливающее требования антитеррористического регулирования условий защищенности отдельных уязвимых объектов, включающих объекты ТЭК21.

Статья 9-1 Закона Республики Казахстан от 09.07.2004 г. № 588-11 «Об электроэнергетике»

(ред. от 26.12. 2019 г.)22 устанавливает требования безопасности эксплуатации объектов, имеющих электрическое оборудование, электрические и тепловые сети и иные электроустановки.

В России, Казахстане, Беларуси, Армении, Кыргызской Республике в рамках создания общего энергетического рынка принимаются крупномасштабные меры антитеррористической защищенности ТЭК23. Опираясь на законы стран ЕАЭС в сфере энергетической безопасности ТЭК и борьбы с терроризмом, можно сказать, что идет процесс гармонизации норм в этих областях, который сопровождается усилением мер общей ответственности государств за антитеррористическую защищенность ТЭК.

Согласовываются функции центральных и региональных органов власти стран ЕАЭС, СНГ, ОДКБ в сфере энергетической безопасности, пограничной службы, борьбы с терроризмом. На двусторонней и многосторонней основе заключаются межведомственные соглашения о приграничном сотрудничестве в охране объектов ТЭК, совместных действиях с использованием в случаях аварий на объектах ТЭК войсковых формирований государств -участников ОДКБ.

Вырабатываются общие программы и стратегии государственных мер по обеспечению антитеррористической безопасности ТЭК стран ЕАЭС, а также по подготовке скоординированных мер защиты энергетической безопасности в сфере ТЭК.

Совместными усилиями в рамках ЕАЭС разрабатываются меры по цифровому управ-

19 Соглашение государств-участников ЕАЭС «О методологии формирования индикативных (прогнозных) балансов газа, нефти и нефтепродуктов» от 22.04.2016 г.

20 Обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса были посвящены сентябрьские учения государств СНГ «Арарат-Антитеррор-2019», организованные совместно с Антитеррористическим центре (АТЦ) СНГ. https://news.rambler.ru/other/42704590-antiterroristicheskoe-uchenie-sng-posvyatyat-bezopasnosti-obektov-tek/

21 Постановление Правительства Республики Казахстан от 03.04.2015 г. № 191 «Об утверждении требований к системе антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении https://tengrinews.kz/ zakon/pravitelstvo_respubliki_kazahstan_premer_ministr_rk/natsionalnaya_bezopasnost/id-P1500000191/

22 Закон Республики Казахстан от 09.07.2004 г. № 588-11 «Об электроэнергетике» (ред. от 11.01.2020 г.) https://online. zakon.kz/service/doc.aspx?doc_id=1049314

23 Указ Президента РФ от 15.06.2012 г. № 859 «О Комиссии по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности».

лению мощностями нефтяного и газоперерабатывающего комплексов, обеспечению внутреннего рынка энергетической продукцией

Заключение

Укрепление на межгосударственном уровне стран ЕАЭС организационно-правовых и информационно-коммуникативных основ сотрудничества, связанных с противодействием терроризму в ТЭК, является одним из факторов конкурентно способности стран ЕАЭС на мировом рынке нефтегазовой продукции и важнейшим условием обеспечения энергетической безопасности.

Рост международного доверия к качеству нефтегазовых услуг и продуктов из стран ЕАЭС и эффективность функционирования транспортных трубопроводов с высокой степенью

при ее переработке в необходимом объеме согласно договоренностям между странами ЕАЭС.

их защиты от терроризма, расширяют транзит и экспорт нефтегазовой продукции из стран ЕАЭС западным и другим потребителям, что отвечает национальным интересам государств.

Поскольку террористические атаки могут проявляться в информационном вмешательстве в автоматизированные системы управление объектами ТЭК, нормы и стандарты газовой и нефтяной продукции все чаще контролируются для соблюдения требований нормативно-технической документации, связанной с оценкой качества химико-биометрических параметров транспортируемой нефти и нефтепродуктов.

Нормативно-правовые акты и литература

1. Соглашение государств - участников ЕАЭС от 22.04.2016 г. «О Методологии формирования индикативных (прогнозных) балансов газа, нефти и нефтепродуктов». http://www.eurasiancommission. org/ru/nae/news/Pages/25_04_2016.asp

2. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 06.12.2018 г. № 23 «О формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС и Программе формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза» http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_313084/

3. Указ Президента РФ от 13.05.2019 г. № 216 «Об утверждении Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации.

4. Федеральный закон от 21.07.2011 г. № 256-ФЗ (ред. от 06.07.2016 г.) «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса».

5. Антитеррористическая защищенность объектов промышленности и энергетики: методическое пособие. 2007 г. https://kurganobl.ru/ assets/flles/terrorizm/zaschischennost_obektov_ promyshlennosti_i_energetiki.pdf

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Методические рекомендации. Участие подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации в

мероприятиях по антитеррористической защищенности объектов различной ведомственной принадлежности. Утв. Росгвардией 11.11.2018 г. № Р 075-2018.

7. Постановление Правительства РФ от 05.05.2012 г. № 458 «Об утверждении Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса». https://base.garant. ш/72190282/

8. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Утв. Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам 24.12.2018 г. № 16). https://base.garant.ru/72190282/

9. Постановление Правительства Республики Казахстан от 03.04.2015 г. № 191 «Об утверждении требований к системе антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении https://tengrinews.kz/zakon/ pravitelstvo_respubliki_kazahstan_premer_ministr_rk/ natsionalnaya_bezopasnost/id-P1500000191/

10. Закон Республики Казахстан от 09.07.2004 г. № 588-11 «Об электроэнергетике» (ред. от 26.12. 2019 г.). https://online.zakon.kz/service/doc. aspx?doc_id=1049314

Normative-legal acts and literature

1. Agreement of the EAEU member States "on the methodology for forming indicative (forecast) balances of gas, oil and petroleum products" dated April 22, 2016 https://news.rambler.ru/other/42704590-antiter-roristicheskoe-/

2. Decision of the Supreme Eurasian economic Council of 06.12.2018 N 23 "on the formation of common markets for oil and petroleum products of the EAEU and the Program for the formation of common markets for oil and petroleum products of the Eurasian economic Union" http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_313084/

3. Decree of the President of the Russian Federation No. 216 of may 13, 2019 " on approval of the energy security Doctrine of the Russian Federation"

4. Federal law of 21.07.2011 N 256-FZ (ed. of 06.07.2016) "on safety of fuel and energy complex facilities»

5. Anti-terrorist protection of industrial and energy facilities. Methodical recommendation. Approved By The Russian Ministry Of Energy. 2007. https://kurgano-bl.ru/assets/files/terrorizm/zaschischennost_obektov_ promyshlennosti_i_energetiki.pdf

6. Methodical recommendation. Participation of non-departmental security units of the national guard

of the Russian Federation in anti-terrorist protection of objects of various departmental affiliation". Approved By Rosgvardiya 11.11.2018-P 075-2018.

7. Resolution of the government of the Russian Federation No. 458 of may 5, 2012 "On approval of the Rules for ensuring security and anti-terrorist activities security of fuel and energy complex facilities» https:// base.garant.ru/72190282/

8. Passport of the national program "Digital economy of the Russian Federation" Approved by the Presidium of the Council for strategic development and national projects under the President of the Russian Federation on December 24, 2018 N 16) https://base.garant. ru/72190282/

9. Resolution of the Government of the Republic of Kazakhstan No. 191 of April 3, 2015 " on approval of requirements for the system of anti-terrorist protection of objects vulnerable to terrorism https://tengrinews.kz/ zakon/pravitelstvo_respubliki_kazahstan_premer_min-istr_rk/natsion

10. Law of the Republic of Kazakhstan No. 588-II of 9 July 2004 "On electric power industry" (as amended on 11.01.2020) https://online.zakon.kz/Docu-ment/?doc_

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.