Политико-правовые меры государств — участников СНГ по защите энергетической безопасности и противодействию терроризму в топливно-энергетическом комплексе
(Научный доклад и Рекомендации Научно-исследовательского института проблем безопасности СНГ по проблемам обеспечения энергетической безопасности и борьбы с терроризмом в странах СНГ)
НИКОЛАЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ СТУПАКОВ,
Директор Научно-исследовательского института проблем безопасности СНГ, член Научного совета при Совете безопасности Российской Федерации, Главный редактор журнала «Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право», кандидат юридических наук, доцент
129090, Москва, проспект Мира, д. 22. Е-mail: [email protected]. Тел.: 8 (495) 680-07-14
АННОТАЦИЯ
ВВЕДЕНИЕ. Важно проанализировать способы повышения эффективности политико-правовых мер противодействия терроризму в топливно-энергетическом комплексе (ТЭК), показав совместные меры России и государств СНГ в интенсификации сотрудничества по защите национальных и межгосударственных систем ТЭК от террористов. Резолюции ГА ООН подчеркивают, что сотрудничество государств в международных мерах борьбы с терроризмом в ТЭК является гарантией международной энергетической безопасности для нефтеперерабатывающих, добывающих, транспортных систем ТЭК. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Материалы исследования охватывают международные соглашения стран СНГ по обеспечению энергетической безопасности, Резолюцию ГА ООН 2017 г. о мерах обеспечения надежного и стабильного транзита энергоносителей, Доктрину энергетической безопасности РФ 2019 г., Стратегию национальной безопасности РФ 2018 г., Стратегию экономической безопасности РФ до 2030 г., Модельный закон ОДКБ «Об энергетической безопасности» 2017 г., Концепции энергетической безопасности стран СНГ, включающие методы защиты ТЭК от терроризма.
РЕЗУЛЬТАТЫ. Противодействие, пресечение и предупреждение террористической преступной деятельности, угрожающей функционированию ТЭК РФ, координируется на уровне ООН, СНГ, ШОС, ОДКБ вместе с борьбой с транснациональной преступностью и терроризмом всех форм. Защита энергетической безопасности и борьба с терроризмом в ТЭК, регулируются унифицированным и гармонизированным законодательством РФ и стран СНГ о борьбе с терроризмом, развитии энергетики и энергоснабжения, техническом регулировании, о безопасности эксплуатации объектов ТЭК.
ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. Согласование антитеррористической политики стран СНГ в сфере защиты ТЭК основано на общей политике и гармонизации права по борьбе с терроризмом в ТЭК, включая повышение эффективности исполнения положений международных соглашений в этой сфере. В рамках СНГ важно внедрять инновационные цифровые методы управления защитой безопасности объектов ТЭК при мониторинге террористических угроз, возникающих для деятельности субъектов внутреннего и внешнего рынка энергоресурсов, особенно вблизи зоны вооруженных конфликтов.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: энергетическая безопасность, защита объектов топливно-энергетического комплекса (ТЭК) государств - участников СНГ от терроризма, террористические угрозы, международное сотрудничество государств в сфере энергетической безопасности, борьба с терроризмом
Political and legal measures of the CIS member states to protect energy security and counter terrorism in the fuel and energy complex
(Scientific report and Recommendations of the Research Institute of CIS Security Problems on the problems of ensuring energy security and the fight against terrorism in the CIS countries)
STUPAKOV NIKOLAI VALEREVICH,
Director of the Research Institute of the security problems CIS,
chief redactor journal "International Cooperation Eurasian States: Politics, Economics, Law", candidate of legal sciences, assistant professor.
129090, Moscow, Prospect of Peace, 22. E-mail: [email protected] Tel.: +7 (495) 680-07-14 ANNOTATION
INTRODUCTION. It is important to analyze ways to increase the effectiveness of political and legal measures to counter terrorism in the fuel and energy complex (FEC), showing the joint measures of Russia and the CIS countries in intensifying cooperation to protect national and interstate fuel and energy systems from terrorists. UN GA resolutions emphasize that cooperation between states in international counterterrorism measures in the fuel and energy complex is a guarantee of international energy security for oil refining, mining, and transport systems of the fuel and energy complex. MATERIALS AND METHODS. The research materials cover the international agreements of the CIS countries on energy security, the UNGA Resolution 2017. on measures to ensure reliable and stable transit of energy resources, the Doctrine of Energy Security of the Russian Federation 2019, the National Security Strategy of the Russian Federation 2018, the Economic Security Strategy of the Russian Federation until 2030, the CSTO Model Law on Energy Security 2017, the CIS Energy Security Concepts, including methods protecting the fuel and energy complex from terrorism. RESULTS. Counteraction, suppression and prevention of terrorist criminal activity that threatens the functioning of the fuel and energy complex of the Russian Federation is coordinated at the level of the UN, CIS, SCO, CSTO along with the fight against transnational crime and terrorism of all forms. The protection of energy security and the fight against terrorism in the fuel and energy complex are regulated by the unified and harmonized legislation of the Russian Federation and the CIS countries on combating terrorism, the development of energy and energy supply, technical regulation, and the safe operation of fuel and energy facilities.
DISCUSSION AND CONCLUSIONS. The coordination of the antiterrorist policies of the CIS countries in the field of protecting the fuel and energy complex is based on the general policy and harmonization of the law on combating terrorism in the fuel and energy complex, including increasing the efficiency of the implementation of the provisions of international agreements in this area. Within the CIS, it is important to introduce innovative digital methods for managing the security of fuel and energy facilities while monitoring terrorist threats that arise for the activities of subjects of the internal and external energy markets, especially near the zone of armed conflict.
KEYWORDS: energy security, protection of the fuel and energy complex of the CIS member states against terrorism, terrorist threats, international cooperation of states in the field of energy security, the fight against terrorism
Введение
Энергетическая безопасность государств - участников СНГ постоянно требует усиления мер ее защиты от угроз, исходящих от преступной террористической деятельности. Рост уровня терроризма, избирающего объектами своего преступного воздействия энергетические объекты, требует формирования новых нормативно-правовых и контрольно-надзорных механизмов обеспечения безопасности и надежности их эксплуатации.
Для обеспечения безопасности топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и предотвращения террористических атак на ТЭК государства - участники СНГ на государственном и межгосударственном уровнях активизируют меры политического и правового регулирования в этой сфере.
Указом Президента РФ от 13.05.2019 г. № 216 «Об утверждении Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации» (далее - ДЭБ РФ) были сформированы национальные основы безопасности ТЭК Российской Федерации. Указ № 216 является актом стратегического планирования в сфере обеспечения национальной энергетической безопасности и ТЭК Российской Федерации, положения которого развиваются в российском законодательстве об энергетической безопасности в целях их реализации на практике1.
Системой мер обеспечения энергетической безопасности Российской Федерации являются меры защиты ТЭК и граждан страны от покушений на национальную энергетическую безопасность, которые гарантируют бесперебойное энергоснабжение внутренних и иностранных потребителей в рамках международных обязательств Российской Федерации.
Внешние и внутренние террористические угрозы ТЭК имеют характер как немеждународных, так и транснациональных конфликтов, разжигаемых террористами для нанесения ущерба ТЭК или для получения доступа к добыче углеводородного сырья.
Угрозы становятся как явными, так и скрытыми, что делает терроризм одной из главных опасностей для ТЭК наряду с угрозами аварий и неисправностей по техническим причинам, санкциями и провокациями западных конкурентов против российского ТЭК и др. ДЭБ РФ к одним из потенциальных военно-политических угроз энергетической безопасности Российской Федерации, связанным с терроризмом, относит террористические угрозы, обусловленные резким обострением между государствами военно-политических отношений, угрожающих применением военной силы.
В этой связи для защиты условий добычи, транспортировки, потребления ресурсов ТЭК РФ от террористических угроз необходимо расширение сотрудничества стран СНГ с государствами - членами ОДКБ, ШОС, государствами - участниками других евразийских объединений в сфере коллективной безопасности для предотвращения эскалации на территорию Российской Федерации и стран СНГ военных и невоенных террористических и иных межгосударственных конфликтов с применением оружия.
ДЭБ РФ также акцентирует внимание на совершенствовании способов предотвращения возникновения деструктивных факторов, угрожающих энергетической и нефтегазовой инфраструктуре, ужесточении нормативных требований проектирования, строительства
1 Указом Президента РФ от 13.05.2019 г. № 216 «Об утверждении Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации» развиваются положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, Основ государственной политики в области промышленной безопасности в Российской Федерации на период до 2025 года и на дальнейшую перспективу, а также других документов стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности.
и эксплуатации объектов ТЭК, усилении борьбы с преступностью, направленной на подготовку террористических актов и покушений на объекты ТЭК.
Борьба с терроризмом в ТЭК должна сопровождаться совершенствованием технических средств информационно-технологического дистанционного мониторинга и контроля, нанотехнологиями по слежению скрытой аппаратурой особо охраняемых объектов энергетической инфраструктуры2.
Террористические акты против ТЭК на международной уровне можно классифицировать по степени их организованности и направленности задач разрушения объектов ТЭК: • организованные специально подготовленной группой лиц, причастных к деятельности международных террористических организаций;
• проводимые в условиях транснациональных военных конфликтов по определению юрисдикции месторождений углеводородов;
• осуществляемые под видом «сбоев» химического состава и качества нефтегазовых продуктов в процессе транспортировки энергоресурсов в целях создания напряженности между поставщиками и потребителями;
• препятствующие полноценной эксплуатации трубопроводов,электростанций, распределителей энергии вмешательством террористов в информационные сети управления и др.
По инициативе Туркменистана 17 мая 2013 г. Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Резолюцию «Надежный и стабильный транзит энергоносителей и его роль в обеспечении устойчивого развития и международного сотрудничества»3.
Политические аспекты обеспечения энергетической безопасности России и государств — участников СНГ
Актуально формирование и совершенствование ведомственных нормативно-правовых актов по усилению защиты инфраструктуры ТЭК, предусмотренной Федеральным законом от 21.07.2011 г. № 256-ФЗ (ред. от 06.07.2016 г.) «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса». Этим законом устанавливаются современные стандарты и нормативы защиты стабильности функционирования топливно-энергетического комплекса, определяющие критерии дифференциации подходов к требованиям обеспечения безопасности ТЭК в зависимости от уровня опасных последствий незаконного вмешательства в объекты
ТЭК, чему способствуют реестр объектов ТЭК и их охранная паспортизация4.
В республике Казахстан также расширяются политико-правовые меры защиты ТЭК от терроризма5. 26 сентября 2019 г. в г. Нурсултан в рамках XII Евразийского Форума «Энергетика Казахстана - 2019» обсуждались актуальные вопросы развития энергетической отрасли. Генеральным секретарем ОПЕК М. Баркиндо, выступившим на этом форуме, было отмечено, что террористические атаки на ТЭК угрожают мировой безопасности и стабильности рынков энергоресурсов.
2 Указ Президента РФ от 13.05.2019 г. № 216 «Об утверждении Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации».
3 Резолюция ГА ООН по проекту Туркменистана 17.05.2013 г. http://www.turkmenistan.ru/ru/articles/38603.html
4 Федеральный закон от 21.07.2011 г. № 256-ФЗ (ред. от 06.07.2016 г.) «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса».
5 Kazakhstan Energy Week-2019: эксперты со всего мира обсудили вызовы энергетического будущего. Официальный информационный ресурс премьер министра Республики Казахстан 26.09.2019 г. https://primeminister.kz/ru/news/ reviews/kazakhstan-energy-week-2019-eksperty-so-vsego-mira-obsudili-vyzovy-energeticheskogo-budushchego
Саудовская Аравия, подвергшаяся террористическим атакам на нефтяные объекты государственной компании Saudi Aramco, благодаря правительственной поддержке восстановила объемы добычи. Он отметил, что атаки террористов против объектов ТЭК особенно опасны, когда они прямо связаны с глобальными конкурентными противостояниями крупнейших нефтегазовых компаний, поскольку подрыв безопасных поставок нефти и газа в мире является большим нарушением для индустрии и экономики6.
Из-за неравномерности территориального распределения энергоресурсов и их разной юрисдикции государства стремятся к сотрудничеству, связанному с созданием широких трансграничных сетей транспортировки энергоресурсов. Это сопровождается совместными мерами обеспечения защиты энергоносителей - от добычи, часто связанной со спорностью национальной принадлежности месторождений, до поставкок через территории, контролируемые террористами.
Акты международного терроризма в ТЭК направлены как на устрашение, так и на подрыв трубопроводов, о чем свидетельствуют взрывы последних лет в Туркменистане, Ираке, Турции, Саудовской Аравии, Нигерии и других странах. Это - подтверждение: энергетическая безопасность является одним из главных элементов национальной безопасности.
Республика Туркменистан, как и другие государства - участники СНГ, выстраивает собственную энергетическую стратегию, согласованную с задачами мирового рынка и единого рынка энергоресурсов СНГ. Туркменистан, обладая значительными запасами нефти и газа7, как было отмечено Президентом Туркмени-
стана на Всемирном нефтегазовом форуме в Индии «Ре^оТе^ - 2019», является одним из крупнейших производителей электроэнергии в регионе, имеет тысячи перспективных нефтяных и газовых структур на 150 месторождениях, их которых 50 разработаны. Однако угрозы терроризма со стороны боевиков из других стран Центральной Азии заметно сдерживают освоение новые месторождений.
Трансграничные угрозы энергетической безопасности, как отмечено в ДЭБ РФ, включают в числе прочих угроз преступные террористические действия по умышленной дестабилизации функционирования объектов ТЭК, повлекшие их повреждение, разрушение или иное нанесение ущерба.
С расширением цифровых телекоммуникационных технологий возрастают угрозы противоправного использования информационно-телекоммуникационных технологий посредством компьютерных атак на объекты ТЭК, их информационную инфраструктуру, сетевые связи блокового взаимодействия, что может нарушить функционирование инфраструктуры и объектов топливно-энергетического комплекса.
Риски энергетической безопасности, связанные с трансграничным терроризмом, усиливаются также вследствие несоответствия некоторых технологических параметров российских объектов ТЭК мировым стандартам безопасности и охраны. Это связано с недостаточным развитием нормативно-правовой базы по обеспечению внедрения инновационных технологий охраны и защиты объектов ТЭК, а также незначительным использованием возобновляемых источников энергии, недостаточным развитием технологий оптими-
6 Kazakhstan Energy Week-2019: эксперты со всего мира обсудили вызовы энергетического будущего. Официальный информационный ресурс премьер министра Республики Казахстан 26.09.2019 г. https://primeminister.kz/ru/news/ reviews/kazakhstan-energy-week-2019-eksperty-so-vsego-mira-obsudili-vyzovy-energeticheskogo-budushchego
7 Энергетическая политика Президента Туркменистана вызвала огромный интерес на Международной нефтегазовой конференции «PetroTech-2019». 21.02 2019 г. https://turkmenportal.com/blog/17550/energeticheskaya-politika-prezidenta-turkmenistana-vyzvala-ogromnyi-interes-na-petrotech2019
зации распределения генераторными станциями электрической энергии с использованием цифровых технологий в ТЭК.
Угроза террористических актов возрастает из-за недостаточности инновационной активности по внедрению новых средств антитеррористической защиты инфраструктуры и объектов ТЭК, которые обеспечивают предупреждение противоправных действий в сфере энергетики, включая хищение «цифровыми» террористами бюджетных средств, поломку платежным систем, искажение сертификации параметров энергетических комплексов и их частей, поставку контрафактной продукции для ТЭК, другие преступные деяния прямо не связанные с вооруженными актами террора, но сопутствующие терроризму.
Существенным компонентом предупреждения террористических актов в ТЭК является пресечение подрывной деятельности иностранных спецслужб и организаций иностранных государств по координации и финансированию террористических и экстремистских организаций, действующих в Российской Федерации и странах СНГ для нанесения ущерба инфраструктуре и объектам ТЭК.
Контроль и энергетический надзор за безопасностью объектов ТЭК должен обеспечиваться новыми моделями государственного управления по предупреждению возникновения аварий и их возможных последствий в ТЭК, повышением результативности проверок состояния промышленной безопасности в ТЭК, устранением числа брошенных и не-эксплуатируемых энергообъектов с привлечением к ответственности должностных лиц за нарушение требований промышленной безопасности.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 21.07.2011 г. № 256-ФЗ (ред. от 06.07.2016 г.) «О безопасности объектов топливно-энерге-
тического комплекса» требованиями, связанными с обеспечением безопасной эксплуатации объектов ТЭК и антитеррористической защищенностью объектов ТЭК, являются необходимые условия квалифицированного и ответственного исполнения функций и обязанностей субъектами ТЭК в соответствии с Федеральными законами от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ (ред. от 27.12.2019 г.) «Об электроэнергетике» и от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ (ред. от 26.07.2019 г.) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»8.
В целях обеспечения законности и правопорядка в РФ и странах СНГ следует активизировать координационные усилия стран СНГ по борьбе с уголовно наказуемыми преступлениями против безопасности ТЭК как с преступлениями против мира и безопасности, угрожающими энергетической стабильности государств.
Повышение уровня обеспечения международной безопасности непосредственно связано с борьбой с международной и национальной преступностью, что неоднократно отмечалось в документах стран СНГ, ШОС, ОДКБ и др. Важность развития и углубления международного сотрудничества в борьбе с терроризмом и преступностью в ТЭК обусловлена качественными и количественными изменениями преступной террористической деятельности, стимулируемой возрастанием числа трансграничных преступных деяний, связанных с передвижением через границы стран СНГ иностранных террористических формирований и отдельных иностранных лиц с уголовным прошлым.
Развитие интеграционных связей в рамках ЕАЭС и СНГ, углубление партнерства в сфере энергетики по линии объединения БРИКС,
8 Приказ Минэнерго России от 20.11.2008 г. № 213 (ред. от 08.09.2017 г.) «О Регламенте Министерства энергетики Российской Федерации».
ШОС, в рамках Форума стран - экспортеров газа, Форума стран - экспортеров нефти становится действенным фактором борьбы с терроризмом в ТЭК, содействующим использованию передового мирового опыта совершенствования инструментов и механизмов обеспечения энергетической безопасности при взаимодействии участников мирового рынка энергетических ресурсов.
По всему миру в системе компаний ТЭК участились случаи с разнообразными труднообъяснимыми аварийными ситуациями, которые показывают особую уязвимость нефтегазовой и электроэнергетической инфраструктуры. Путем сетевых террористических внедрений в системы управления ТЭК и высокотехнологичных диверсий террористами выводятся из строя нефтеперерабатывающие заводы9.
Экспертами в области защиты ТЭК от терроризма выделены основные типы локального и дистанционного негативного воздействия компьютерных террористов на информационные системы энергетических компаний, включающие, в частности:
• искажение параметров подачи электроэнергии потребителям с частичной или полной потерей данных при несанкционированном проникновении в компьютерную систему;
• невозможность получения информационных ресурсов об объемах поставленного и полученного при транзите углеводородного топлива;
• промышленный или военный шпионаж за операциями энергокомпании с поставщиками и потребителями путем взлома компьютерных сетей и скрытой установки программ перехвата данных;
• скрытое использование взломанных компьютеров для проведения распределенных массовых сетевых атак, осуществления террористических актов или отвлечения внимания сетевых администраторов от защиты определенной части компьютерных сетей;
• ложное или фальсифицированное предоставление данных по аварийным ситуациям и операционным методам разрушения программного обеспечения для дезинформации служб безопасности и др.10
Охраняемыми от террористических атак объектами ТЭК являются объекты недвижимости, энергосистемы, транспортные коммуникации, объекты распределения энергоресурсов, комплексные системы защиты ТЭК, информационные сети и базы данных, другие объекты, принадлежащие ТЭК, а также прилегающие к ним территории и акватории в пределах границ, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и стран СНГ.
Особое внимание в контроле безопасности ТЭК отводится управлению объектами ТЭК Министерствами энергетики стран СНГ, утверждающими паспорта безопасности объектов ТЭК, включающие сведения о технологических параметрах защищенности объекта ТЭК и систему мер обеспечения антитеррористической защиты объекта.
К потенциально опасным объектам ТЭК относятся специально определенные зоны для обеспечения технологических процессов ТЭК, где используют, производят, перерабатываю, хранят, эксплуатируют, транспортируют, уничтожают компоненты радиоактивных, взрывоопасных, пожароопасных, опасных химических,
9 Корнеев А.В. Защита инфраструктуры ТЭК от новых средств кибернетического нападения. Опыт борьбы с дистанционным терроризмом // Энергобезопасность и охрана труда. 2012. №7.; Texas City put on edge by BP explosion // Texas City Sun. 2004. March 30. 3; MalikN.S. Entergy Ends Effort to Sell Vermont Nuclear Plant // Тру Wall Street Journal. 2011. March 30.
10 Кондраков О.В. Принципы и условия обеспечения энергетической безопасности // Вестник ТГУ. Гуманитарные науки. Экономика. 2013. Вып. 8; Корнеев А.В. Защита инфраструктуры ТЭК от новых средств кибернетического нападения. Опыт борьбы с дистанционным терроризмом // Энергобезопасность и охрана труда. 2012. № 7.
биологических веществ, охраняют безопасность гидротехнических, иных сооружений, аварии на которых, включая акты незаконного вмешательства, связаны с возникновением чрезвычайного положения, имеющего опасные социально-экономические последствия11.
Нефтеперерабатывающие заводы ТЭК требуют особых мер защиты от террористов, ко-
торые по всему миру их рассматривают в качестве основных объектов своих атак. Так, только в Сирии в декабре 2019 г. террористы совершили три акта террора, покушаясь на нефтеперерабатывающий завод в Хомсе, газовую станцию и станцию Эр-Раян в центре страны12.
Безопасность единого рынка энергоресурсов ЕАЭС и СНГ как фактор укрепления сотрудничества в борьбе с терроризмом в ТЭК
Единый рынок нефти и газа сотрясают не только прямые угрозы терроризма, но и косвенные, за которыми стоит неистовая политика западных стран по негативному влиянию на ТЭК стран СНГ путем политических провокаций и внесения разногласий между странами СНГ.
Так, союзники России по СНГ и ЕАЭС, нефтегазодобывающие страны Казахстан, Туркменистан, а также посредники по экспорту нефтяной продукции ТЭК России за рубеж, как Республика Беларусь, выражая стремление создать общий рынок нефти и газа ЕАЭС и НГ, постоянно пытаются использовать выгодные предложения крупных западных нефтегазовых корпораций против укрепления стратегических интересов стран ЕАЭС на рынке нефти и газа.
22 апреля 2016 г. государства - участники ЕАЭС подписали Соглашение о Методологии формирования индикативных прогнозов балансов газа, нефти и нефтепродуктов. Этим многосторонним соглашением государств -членов ЕАЭС определяются стандарты единства контроля и мониторинга в целях согласованности унифицированных методологических
подходов по принятию прогнозных балансов энергетических ресурсов. Защита ТЭК от террористов во многом зависит от общности стратегических задач по формированию единого энергетического пространства и согласованной энергетической политики между странами - членами ЕАЭС и третьими странами.
Перечень энергоресурсов, по которым будут разрабатываться балансы, включает газ, нефть, автомобильный бензин, дизельное топливо, топочный мазут и топливо для реактивных двигателей. Страны ЕАЭС в рамках балансов будут согласовывать по этим группам товаров перспективные объемы взаимной торговли13.
Балансы образуют единую систему показателей, используемую в рамках ЕАЭС и в государствах-членах, характеризующих добычу, производство, потребление, импорт, экспорт и взаимные поставки газа, нефти и нефтепродуктов на территориях государств-членов для удовлетворения внутренних потребностей государств - членов ЕАЭС.
Топливно-энергетический комплекс государств СНГ и ЕАЭС имеет мощный интеграци-
11 Федеральный закон от 21.07.2011 г. № 256-ФЗ (ред. от 06.07.2016 г.) «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса».
12 Террористы совершили три атаки на энергообъекты в Сирии 21.12.2019 г. https://ria.ru/20191221/1562674044.html
13 Соглашение государств - участников ЕАЭС от 22.04.2016 г. «О Методологии формирования индикативных (прогнозных) балансов газа, нефти и нефтепродуктов». http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/ Pages/25_04_2016.asp
онный потенциал, способный стать основным стимулом ускорения интеграционных процессов для создания единого рынка энерго-ресурсов14.
Создание единого рынка нефти и газа стран ЕАЭС и СНГ должно сопровождаться гармонизацией норм законодательства по защите безопасности нефтегазовой промышленности, транспортных систем их доставки, стратегического планирования и прогнозирования объемов добычи нефти и газа, гарантий обеспечения прав инвесторов из стран ЕАЭС и СНГ.
Также актуально согласование требований защиты единого рынка энергоресурсов СНГ и ЕАЭС с гарантиями защиты прав иностранных инвесторов из третьих стран, с которыми стран СНГ и ЕАЭС имеют зоны свободной торговли или партнерские соглашения в нефтегазовой отрасли. При этом нужно отметить, что многие стран СНГ, например Казахстан, Туркменистан, проводят независимую международную нефтегазовую политику сотрудничества, заключая соглашения с крупнейшими нефтегазовыми корпорациями США и Великобритании, что не должно ущемлять интересы их партнеров по ЕАЭС и СНГ в секторе торговли энергоресурсами и гарантировать высокую
Заключение
Следует отметить, что в разных регионах мира, охваченных гражданскими и межгосударственными войнами, вооруженные конфликты и сопутствующий им терроризм используются для незаконной эксплуатации и оборота нефтегазовых и других природных ресурсов. Именно незаконный доступ к нефтегазовым ресурсам и объектам ТЭК, торговля продукцией ТЭК способствовали возникновению и эскалации конфликтов, несмотря на принятые резолюции ГА ООН и санкции, на-
степень энергетической безопасности и защиты от террористов.
Важным документом для стран СНГ при создании единого энергетического пространства и защиты энергетической безопасности ТЭК от террористов является Модельный закон ОДКБ от 13.10.2017 г. «Об энергетической безопасности», который особую роль отводит мониторингу энергетической безопасности и связан с систематическими наблюдениями, регистрацией, краткосрочным прогнозированием и анализом процессов в ТЭК стран СНГ и ОДКБ15. Речь идет о контроле процессов, связанных с защитой ТЭК от воздействующих на них негативных факторов и защищенности объектов ТЭК путем анализа и оценки прогнозируемого уровня угроз энергетической безопасности с использованием информационно-технологических возможностей ОДКБ.
Оценка уровня террористических угроз для ТЭК позволяет использовать возможности военно-оборонного войскового контингента ОДКБ, системы слежения, защиты и оперативного реагирования в случае возникновения угроз ТЭК при условии обоснования и выбора мер, обеспеченных мониторингом энергетической безопасности.
правленные на предотвращение незаконной эксплуатации природных ресурсов. Некоторые из этих конфликтов возникли и продолжаются вблизи границ стран СНГ, что создает угрозы терроризма против объектов ТЭК стран Содружества.
Можно сделать выводы по совершенствованию видов межгосударственного сотрудничества в сфере предупреждения и борьбы с терроризмом в ТЭК России и других стран СНГ. Они включают:
14 О Концепции сотрудничества стран СНГ в области нефтегазового машиностроения. 19.01.2017 г. http://www.e-cis. info/news.php?id=15642
15 Модельный закон ОДКБ от 13.10.2017 г. «Об энергетической безопасности».
• сотрудничество стран СНГ в разработке и реализации общих подходов в государственной политике по предотвращению террористических актов на объектах ТЭК взаимодействием правоохранительных органов и органов энергетического контроля в борьбе с терроризмом в ТЭК мерами единого стандартного контроля и мониторинга производственных, транспортных, иных мощностей ТЭК стран СНГ при внедрении инновационных и цифровых технологий защиты, включая унификацию технических нормативов защищенности объектов ТЭК;
• разработку основных направлений по совершенствованию нормативно-правового регулирования защиты ТЭК как части общей стратегии промышленной, энергетической, военной безопасности при совместном контроле стран СНГ за реализацией указанных основных направлений;
• разработку инновационных цифровых мощностей для защиты безопасности нефтегазо-перерабатывающей отрасли, обеспечивающих функционирование и мониторинг устойчивости деятельности субъектов внутреннего и внешнего рынка энергоресурсов в необходимых объемах при совместной координации деятельности федеральных органов исполни-
тельной власти стран СНГ в сфере энергетики, транспорта, правоохранительной деятельности и деятельности антитеррористических органов;
• рассмотрение программ перспективного внедрения новейших технологий защиты объектов ТЭК стран СНГ от терроризма, связанных с обеспечением безопасной транспортировки нефти, нефтепродуктов и газа по системе магистральных трубопроводов, включая долгосрочные программы развития топливно-энергетического комплекса и инвестиционные программы компаний стран СНГ;
• рассмотрение предложений по совершенствованию уголовного, энергетического, налогового, бюджетного законодательства Российской Федерации, касающегося регулирования и финансирования защиты от терроризма объектов ТЭК, включая разработку новых систем налогообложения по отдельным направлениям деятельности;
• меры по согласованию государственной политики стран СНГ в сфере ценообразования на внутреннем рынке нефтепродуктов, включая рассмотрение годовых и квартальных балансов по основным видам топлива, нефтепродуктов и сжиженных углеводородных газов.
Нормативно-правовые акты и литература
1. Указ Президента РФ от 13.05.2019 г. № 216 «Об утверждении Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации».
2. Резолюция ГА ООН от 17.05.2013 г. «Надежный и стабильный транзит энергоносителей и его роль в обеспечении устойчивого развития и международного сотрудничества». http://www. turkmenistan.ru/ru/articles/38603.html
3. Федеральный закон от 21.07.2011 г. № 256-ФЗ (ред. от 06.07.2016 г.) «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса».
4. Постановление Парламентской Ассамблеи Организации Договора о Коллективной Безопасности от 13.10.2017 г. № 10-4.1 «О модельном законе ОДКБ „Об энергетической безопасности"».
5. Ступаков В.И. Сотрудничество стран СНГ в области безопасности использования объектов атомной энергетики // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2017. № 2.
6. Ступаков В.И. Правовые регулирование предотвращения промышленных аварий и обеспечения промышленной безопасности на опасных производственных объектах в СНГ: национальный и международный аспекты// Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2016. № 1.
7. Кондраков О.В. Принципы и условия обеспечения энергетической безопасности // Вестник ТГУ. Гуманитарные науки. Экономика. 2013. Вып. 8.
8. Корнеев А.В. Защита инфраструктуры ТЭК от новых средств кибернетического нападения. Опыт борьбы с дистанционным терроризмом // Энергобезопасность и охрана труда.2012. №7.
9. Ревин В.П. Международное сотрудничество государств - участников СНГ по противодействию
Normative legal acts and literature
1. Decree of the President of the Russian Federation of May 13, 2019 N 216 "On approval of the Doctrine of Energy Security of the Russian Federation"
2. UNGA Resolution of May 17, 2013 "Reliable and stable transit of energy and its role in ensuring sustainable development and international cooperation" http://www.turkmenistan.ru/ru/articles/38603.html
3. The Federal Law "On the Safety of the Fuel and Energy Complex" or the Destabilization of July 21, 2011 N 256-FZ (as amended on July 6, 2016)
4. Resolution of the Parliamentary Assembly of the Collective Security Treaty Organization of October 13, 2017. No. 10-4.1 "On the Model Law of the Collective Security Treaty Organization" On Energy Security "
5. Stupakov V.I. Cooperation of the CIS countries in the field of safety of the use of nuclear energy facilities // International cooperation of Eurasian states: politics, economics, law. - No. 2.- 2017
терроризму и развитие уголовно-правовых норм против преступлений террористической направленности // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2019. № 1.
6. Stupakov V.I. Legal regulation of preventing industrial accidents and ensuring industrial safety at hazardous production facilities in the CIS: national and international aspects // International cooperation of Eurasian states: politics, economics, law.- No. 1.2016
7. Kondrakov OV Principles and conditions for ensuring energy security // Bulletin of TSU. Humanitarian sciences. Economy. Vol. 8.-2013;
8. Korneev A.V. Protection of the fuel and energy complex infrastructure from new means of cyber attack. The experience of combating distance terrorism // Energy security and labor protection. - No. 7.- 2012;
9. Revin V.P. International cooperation of the CIS member states in the fight against terrorism and the development of criminal law against terrorist crimes // International cooperation of the Eurasian states: politics, economics, law.- No. 1.- 2019