Научная статья на тему 'Нормативно-правовые основы антитеррористического сотрудничества в рамках СНГ, ОДКБ и ШОС'

Нормативно-правовые основы антитеррористического сотрудничества в рамках СНГ, ОДКБ и ШОС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1061
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ANTITERRORIST COOPERATION / CONCERTED ACTIONS TO COMBAT TERRORISM AND EXTREMISM OF THE CIS MEMBER STATES / THE CSTO AND THE SCO / COUNTERING THE FINANCING OF TERRORISM AND THE LAUNDERING OF PROCEEDS FROM CRIME / АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / СОГЛАСОВАННЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПО БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ И ЭКСТРЕМИЗМОМ СТРАН / ОДКБ И ШОС / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА И ОТМЫВАНИЮ ДОХОДОВ ОТ ПРЕСТУПНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алешин Владимир Васильевич

В статье рассматриваются функциональные особенности деятельности межгосударственных антитеррористических органов стран членов СНГ, ОДКБ, ШОС по борьбе с терроризмом и экстремизмом. Анализируется обширная нормативно-правовая база международного сотрудничества СНГ, ШОС, ОДКБ по регулированию противодействия финансированию терроризма и отмыванию доходов, полученных преступным путем. Анализируется деятельность АТЦ СНГ по координации взаимодействия между спецслужбами и правоохранительными органами государств участников СНГ в борьбе против международного терроризма и экстремизма. Рассматривается антитеррористическое сотрудничество в рамках ОДКБ согласно Стратегии коллективной безопасности ОДКБ на период до 2025 года. Показана роль ШОС и Региональной антитеррористической структуры ШОС в борьбе с терроризмом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regulatory framework of antiterrorist cooperation within the framework of the CIS, CSTO and SCO

The article discusses the functional features of the activities of the interstate antiterrorist bodies of the CIS, CSTO and SCO member states in the fight against terrorism and extremism. An extensive legal framework for international cooperation of the CIS, the SCO, the CSTO on regulating countering the financing of terrorism and laundering of proceeds from crime is analyzed. The activities of the CIS ATC for coordinating the interaction between the special services and law enforcement agencies of the CIS member states in the fight against international terrorism and extremism are analyzed. The antiterrorist cooperation in the framework of the CSTO is being considered in accordance with the CSTO Collective Security Strategy for the period up to 2025. The role of the SCO and the Regional Antiterrorist Structure of the SCO in the fight against terrorism is shown.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовые основы антитеррористического сотрудничества в рамках СНГ, ОДКБ и ШОС»

Нормативно-правовые основы антитеррористического сотрудничества в рамках СНГ, ОДКБ и ШОС

АЛЕШИН ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВИЧ,

профессор кафедры международный безопасности Факультета международный отношений и зарубежного регионоведения Историко-архивного института РГГУ, доктор юридических наук, профессор

Аннотация: В статье рассматриваются функциональные особенности деятельности межгосударственных антитеррористических органов стран — членов СНГ, ОДКБ, ШОС по борьбе с терроризмом и экстремизмом. Анализируется обширная нормативно-правовая база международного сотрудничества СНГ, ШОС, ОДКБ по регулированию противодействия финансированию терроризма и отмыванию доходов, полученных преступным путем. Анализируется деятельность АТЦ СНГ по координации взаимодействия между спецслужбами и правоохранительными органами государств — участников СНГ в борьбе против международного терроризма и экстремизма. Рассматривается антитеррористическое сотрудничество в рамках ОДКБ согласно Стратегии коллективной безопасности ОДКБ на период до 2025 года. Показана роль ШОС и Региональной антитеррористической структуры ШОС в борьбе с терроризмом.

Ключевые слова: антитеррористическое сотрудничество, согласованные действия по борьбе с терроризмом и экстремизмом стран — членов СНГ, ОДКБ и ШОС, противодействие финансированию терроризма и отмыванию доходов от преступной деятельности

Regulatory framework of antiterrorist cooperation within the framework of the CIS, CSTO and SCO

MESHIN VLADIMIR VASILYEVICH,

Professor, Department of International Security, Faculty of International Relations and Foreign Area Studies, Historical and Archival Institute, RSUH, Doctor of Law, Professor

Abstract: The article discusses the functional features of the activities of the interstate antiterrorist bodies of the CIS, CSTO and SCO member states in the fight against terrorism and extremism. An extensive legal framework for international cooperation of the CIS, the SCO, the CSTO on regulating countering the financing of terrorism and laundering of proceeds from crime is analyzed. The activities of the CIS ATC for coordinating the interaction between the special services and law enforcement agencies of the CIS member states in the fight against international terrorism and extremism are analyzed. The antiterrorist cooperation in the framework of the CSTO is being considered in accordance with the CSTO Collective Security Strategy for the period up to 2025. The role of the SCO and the Regional Antiterrorist Structure of the SCO in the fight against terrorism is shown.

Keywords: antiterrorist cooperation, concerted actions to combat terrorism and extremism of the CIS member states, the CSTO and the SCO, countering the financing of terrorism and the laundering of proceeds from crime

Нормативно-правовые основы антитеррористического сотрудничества государств — участников СНГ

Противодействие терроризму в настоящее время для Российской Федерации и других стран вышло за рамки отраслевой проблемы и приобрело значение жизненно важного фактора обеспечения национальной безопасности, существования индивида, государства и, в конечном счете, всего сообщества государств. Терроризм представляет угрозу безопасности - угрозу самой жизни. Во все времена государства стремились создать пространство безопасности, в котором можно было бы обеспечить защиту национальных интересов на международной арене и в пределах государственных границ1.

Понимание правовых механизмов противодействия терроризму эволюционировало по мере того, как перекраивалась политическая карта мира, происходили изменения в государственном устройстве. В настоящее время противодействие терроризму, в том числе правовыми средствами, представляет собой сложную, многосоставную сферу общественной жизни.

В современный период особое значение приобретают вопросы, связанные с противодействием терроризму, в рамках СНГ, ОДКБ и ШОС.

Важным юридическим документом СНГ в антитеррористической сфере является Договор о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с терроризмом от 04.06.1999 г. (ратифицирован Россией 28.12.2004 г.), в котором участвуют Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Молдова, Россия, Таджикистан. Договор был заключен на пять лет с условием автоматического продления на последующие пятилетние периоды2.

Договором (ст. 2) предусматривается, что стороны обязуются сотрудничать по вопросам борьбы с терроризмом в соответствии с договором, национальным законодательством и международными обязательствами. Отличительная черта договора - наличие в его тексте определения понятия «терроризм», к которому в соответствии со ст. 1 отнесено противоправное уголовно наказуемое деяние, совершенное в целях нарушения общественной безопасности, оказания воздействия на принятие органами власти решений, устрашения населения, проявляющееся в виде перечисленных в этой статье деяний. К терроризму относятся:

• насилие или угроза его применения;

• уничтожение или угроза уничтожения имущества;

• посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля;

• нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации;

• иные деяния, являющиеся террористическими в соответствии с национальным законодательством и международным правом3.

Статьей 5 Договора предусмотрены различные формы антитеррористического сотрудничества компетентных органов Сторон, среди которых указаны:

• обмен информацией о террористической деятельности;

• выполнение запросов о проведении оперативно-розыскных мероприятий;

• принятие Стороной мер для предотвращения и пресечения на своей территории подготовки

1 Алешин В.В., Савельев В.А., Петровский Д.Н. Правовые аспекты противодействия терроризму в современных условиях: Информационно-правовой обзор. Издание Совета Федерации. М., 2017. С. 5.

2 См. Договор о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с терроризмом от 04.06.1999 г. (ратифицирован Россией 28.12.2004 г.). Подписан Азербайджаном, Арменией, Беларусью, Казахстаном, Киргизией, Молдовой, Россией, Таджикистаном. http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi

3 Там же. Статья 1.

к совершению актов терроризма на территории другой Стороны;

• направление специальных антитеррористических формирований для оказания помощи в пресечении актов терроризма;

• обмен правовыми актами и материалами о практике их применения1.

В соответствии с Договором (ст. 7) сотрудничество осуществляется на основании запросов заинтересованной Стороны об оказании содействия. В исполнении запроса может быть отказано, когда запрашиваемая Сторона полагает, что им может быть нанесен ущерб ее безопасности либо запрос противоречит ее законодательству или международным обязательствам.

Помимо Договора о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с терроризмом от 04.06.1999 г., антитеррористическая международно-правовая база СНГ включает такие документы, как Договор государств - участников СНГ о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма от 05.10.2007 г. (ратифицирован Россией 27.12.2008 г.); Договор о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансиро-

ванию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза от 19.12.2011 г. (ратифицирован Россией 25.12.2012 г.)2.

Также действует Договор государств - участников СНГ о межгосударственном розыске лиц от 10.12.2010 г. (ратифицирован Россией 05.05.2014 г.).

Следует обратить внимание на институциональные основы антитеррористического сотрудничества в СНГ. Важной структурой в этой области отношений является Антитеррористический центр государств - участников СНГ (далее - АТЦ СНГ), созданный по Решению Совета глав государств СНГ от 21.06.2000 г. 1 декабря 2000 г. Советом глав государств СНГ было утверждено Положение об АТЦ СНГ3.

АТЦ СНГ имеет статус отраслевого органа СНГ, компетентного заниматься координацией взаимодействий между спецслужбами и правоохранительными органами государств - участников СНГ в борьбе против международного терроризма и экстремизма, а также выработкой рекомендаций для Совета глав государств СНГ относительно направлений совместной антитеррористической деятельности стран СНГ, включая организацию проведения научно-исследовательских работ, охватывающих различные сферы противодействия террористической деятельности.

Также АТЦ СНГ занимается формированием и развитием Специализированного банка данных АТЦ СНГ и организует антитеррористическую нормотворческую деятельность. АТЦ СНГ, функционируя под руководством Совета руководителей органов безопасности и специальных служб СНГ (СРОБСС СНГ), принимает участие в заседа-

1 Там же. Статья 5.

2 Договор о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза» (подписан в г. Москве 19.12.2011 г.) http://www.consultant.ru/cons/cgi/online

3 Положение об Антитеррористическом центре государств-участников Содружества Независимых Государств (с изм. и доп., внесенными решениями Совета глав государств СНГ от 28.06.2006 г. и 28.09.2018 г.). http://www.cisatc.org/132/166/189

ниях СРОБСС СНГ, где вместе с Советом глав государств СНГ разрабатываются решения относительно ключевых вопросов совместного функционирования с участием АТЦ СНГ.

По данным МИД России, при формировании этого органа было принято решение о его комплектовании представителями от органов СНГ в сфере безопасности и обороны (Совет министров внутренних дел государств - участников СНГ, Совет министров обороны государств - участников СНГ, Совет командующих Пограничными войсками), с которыми АТЦ СНГ осуществляет тесное взаимодействие1. Кроме того, АТЦ СНГ сотрудничает с такими органами СНГ, как Исполнительный комитет СНГ, Совет руководителей таможенных служб, Координационный совет генеральных прокуроров, Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и другими видами преступлений на территории СНГ. АТЦ СНГ также взаимодействует с Постоянной комиссией Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ по вопросам обороны и безопасности. Его сотрудники принимают участие в заседаниях этой комиссии.

В соответствии с решением Совета глав государств СНГ от 07.10.2002 г. в Центрально-Азиатском регионе создано Отделение АТЦ СНГ с местом дислокации в Бишкеке (Киргизия).

Антитеррористические документы СНГ, которыми АТЦ СНГ руководствуется в своей деятельности, включают: Концепцию развития сотрудничества государств - участников СНГ по борьбе с проявлениями терроризма и иными видами экстремистской деятельности от 26.08.2005 г.; Программу сотрудничества стран СНГ, направленную на борьбу с терроризмом и иными агрессивными проявлениями экстремизма, утвержденную Советом глав государств СНГ на три года (сейчас действует программа на 2017-2019 гг., утвержденная решением Совета глав государств СНГ от 16.09.2016 г.); Положение, касающееся порядка осуществления организационных мер по проведению совместных антитеррористических проектов на пространстве СНГ от 07.10.2002 г.; Концепцию антитеррористического взаимодействия стран СНГ деятельности по безопасности железнодорожного транспорта государств - участников СНГ от 31.05.2013 г.

Нормативно-правовые основы антитеррористического сотрудничества государств — участников ОДКБ

Согласно ст. 3 Устава ОДКБ основные цели деятельности ОДКБ, направленные на коллективную безопасность государств - членов ОДКБ, включают меры по укреплению мирного сосуществования государств, меры, обеспечивающие международную и региональную безопасность, стабильность, защиту коллективными действиями государственного суверенитета, конституционных основ государственности стран ОДКБ, включая территориальную целостность. Ста-

тья 8 Устава ОДКБ регламентирует функции государств - членов ОДКБ по координации объединенных усилий, связанных с борьбой против международного терроризма и экстремизма, незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, оружия, транснациональной организованной преступностью, нелегальной миграцией и против других угроз2.

14 октября 2016 г. Советом коллективной безопасности ОДКБ принята Стратегия коллек-

1 Чернядьева Н.А. Международное универсальное право в борьбе с терроризмом: антитеррористическое право ООН и региональных объединений: монография. Пермь, 2016. 424 с.

2 Устав Организации Договора о коллективной безопасности от 07.10.2002 г. ОДКБ создана 15 мая 1992 г. http://www. kremlin.ru/supplement/3506

тивной безопасности ОДКБ на период до 2025 года, согласно которой к современным вызовам и угрозам безопасности ОДКБ среди прочего относятся угрозы международного терроризма и экстремизма1.

В п. 3.1 «Внешние вызовы и угрозы коллективной безопасности ОДКБ» Стратегии говорится о вероятности вторжения или проникновения на территорию государств - членов ОДКБ вооруженных бандформирований и боевиков международных террористических и экстремистских организаций. К внутренним вызовам и угрозам коллективной безопасности ОДКБ (п. 3.2) отнесены различные формы деятельности, проводимые экстремистскими и террористическими организациями, отдельными лицами, имеющие дестабилизирующее влияние на внутриполитическую ситуацию в государствах - членах ОДКБ. Коллективной безопасности угрожают незаконные действия по пропаганде и финансированию террористической деятельности, рекрутированию граждан с территории стран - членов ОДКБ на службу в международные террористические и религиозно-экстремистские организации2.

Реальными факторами из числа внешних угроз становятся прогнозируемые объемы расширения числа террористических групп, возникающих в связи с возвращением на родину граждан государств - членов ОДКБ, имеющих терро-

ристические навыки сотрудничества с международными террористическими организациями.

Антитеррористическую направленность имеет также п. 5.3 Стратегии, в котором указаны меры в сфере противодействия транснациональным вызовам и угрозам. К ним относятся меры по следующим направлениям:

• развитию системы антитеррористических структур, составляющих систему коллективной безопасности ОДКБ;

• выявлению и эффективному блокированию финансирования терроризма и экстремизма через международные финансовые институты;

• координации и объединению действия государств - членов ОДКБ, направленных на борьбу против террористических и экстремистских организаций и устранения их с территорий государств - членов ОДКБ;

• разработке и осуществлению совместных мер профилактики терроризма и религиозного экстремизма, имея ввиду поиск лиц, причастных к терроризму и экстремизму, включая методы перекрытия и слежения за каналами вербовки и переброски граждан государств - членов ОДКБ в зоны вооруженных конфликтов;

• разработке и реализации мероприятий выявления с нейтрализацией каналов финансовой, материальной поддержки терроризма и экстремизма;

• разработке порядков, реестров, рекомендаций, обеспечивающих формирование сводной базы данных о террористических и экстремистских организациях, запрещенных в государствах - членах ОДКБ;

• созданию механизмов обменного и систематизированного информационного сотрудничества по борьбе с террористическими и экстремистскими организациями, включая поиск лиц, принадлежащих, подозреваемых в сотруд-

1 Стратегия коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности на период (ОДКБ) до 2025 года. Утверждена Решением Совета коллективной безопасности ОДКБ от 14.10.2016 г. «О Стратегии коллективной безопасности ОДКБ на период до 2025 года». http://www.odkb-csto.org/documents/detail.php?ELEMENT_ID=8382

2 Там же. Пункты 3.1-3.2.

ничестве с ними, отслеживая их перемещения, в том числе с использованием поддельных до-кументов1.

Главами государств - членов ОДКБ 21 декабря 2015 г. было сделано Заявление о противодействии международному терроризму, в котором выражена обеспокоенность по поводу возросшей угрозы терроризма для международного мира, безопасности и суверенитета государств. В нем также отмечалась необходимость консолидации усилий мирового сообщества для борьбы с терроризмом и формирования широкой коалиции на основе положений Устава ООН, норм и принципов международного права без политизации и предварительных условий2.

Приоритетной задачей ОДКБ определено пресечение деятельности ИГИЛ. Тревогу согласно заявлению вызывает рост угроз безопасности в Центральной Азии, связанных с повышением активности ИГИЛ, движения «Талибан», «Аль-Ка-иды» и других террористических организаций, действующих на территории Афганистана. В связи с этим главы государств - членов ОДКБ выразили намерение укреплять силовой потенциал ОДКБ, наращивать его контртеррористическую составляющую, повышать боеготовность Коллективных сил оперативного реагирования с целью противодействия новым вызовам и угрозам3.

Особый акцент сделан на необходимости перекрытия источников финансирования терроризма, как того требуют резолюции Совета Безопасности ООН и международные стандарты Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

Мировая практика показывает: борьба с терроризмом может потребовать использования вооруженных сил государств4. Для этого в рамках ОДКБ создана необходимая договорно-правовая база.

Так, Соглашением о порядке формирования и функционирования сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ от 10.12.2010 г. определено, что силы и средства системы коллективной безопасности предназначены для участия в том числе в мероприятиях по противодействию вызовам и угрозам безопасности Сторон, включая борьбу с международным терроризмом (ст. 4)5.

В соответствии с Соглашением о Коллективных силах оперативного реагирования ОДКБ от 14.06.2009 г. на них возлагаются задачи, связанные с участием в борьбе с международным терроризмом6.

Протоколом о механизме оказания военно-технической помощи государствам - членам ОДКБ в случаях возникновения угрозы агрессии или совершения акта агрессии от 06.10.2007 г. установлено понятие «военно-техническая помощь» (ст. 1), под которой понимается предоставление продукции военного назначения на безвозмездной или иной льготной основе в целях поддержания и восстановления боеготовности вооруженных сил стороны в случае возникновения угрозы совершения акта агрессии против указанной стороны, либо когда сторона применяет свое право на индивидуальную или коллективную самооборону в соответствии со ст. 51 Устава ООН, либо когда сторона стала объектом актов терроризма или других угроз суверените-

1 Там же. Пункт 5.3.

2 Заявление государств - членов ОДКБ о возросшей угрозе терроризма для международного мира, безопасности и суверенитета государств и мерах борьбы с терроризмом. http://www.odkb-csto.org/documents/detail.php

3 Чернядьева Н.А. Международный терроризм: происхождение, эволюция, актуальные вопросы правового противодействия: монография. М.: Проспект, 2017. 336 с.

4 Например, военная операция США и их союзников в Афганистане.

5 Федеральный закон от 14.06.2012 г. № 70-ФЗ «О ратификации Соглашения о порядке формирования и функционирования сил и средств системы коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности». http:// www.consultant.ru/document/cons_doc

6 МоисеевА.И. Международно-правовое определение терроризма: автореф. дис. ... канд. юр. наук. М., 2018. 22 с.

ту и территориальной целостности. Протоколом предусмотрены порядок и условия оказания такой помощи1.

Адаптация ОДКБ к современной военно-политической обстановке представляет собой важную задачу деятельности этой организации. Мерой, способствующей такой адаптации, является сотрудничество с другими международными структурами. Особо необходимо отметить сотрудничество ОДКБ с ООН и ШОС, с которыми она имеет договоренности о взаимодействии. Так, в ходе 71-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН был подписан Меморандум о взаимопонимании между секретариатом ОДКБ и Исполнительным директоратом Контртеррористического комите-

та Совета Безопасности ООН. Кроме того, Генеральной Ассамблеей ООН на регулярной основе принимаются резолюции об укреплении сотрудничества с ОДКБ, СНГ и ШОС. Это подчеркивает значение, которое ООН придает деятельности указанных международных организаций в сфере обеспечения безопасности2.

По вопросам сотрудничества ОДКБ и ШОС можно отметить, что, по данным официального сайта ОДКБ, между двумя организациями налажены контакты на уровне высших должностных лиц (проводятся встречи генеральных секретарей, а также высших должностных лиц, на которых обсуждаются в том числе вопросы антитеррористического сотрудничества).

Нормативно-правовые основы антитеррористического сотрудничества государств — участников ШОС

Вопросы противодействия терроризму включаются в повестку дня ШОС с начала деятельности этой организации. 15 июня 2001 г. была подписана Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (ратифицирована Россией 10.01.2003 г.)3. В соответствии с Шанхайской конвенцией государства -члены ШОС договорились о сотрудничестве по вопросам предупреждения, выявления и пресечения деяний, указанных в п. 1 ст. 1 (терроризм, сепаратизм и экстремизм).

Терроризм в Шанхайской конвенции определен как деяние, направленное на то, чтобы вызвать смерть какого-либо гражданского лица или причинить ему тяжкое телесное повреждение, а также нанести значительный ущерб какому-либо материальному объекту, равно как организация,

планирование такого деяния, пособничество его совершению, подстрекательство к нему, когда цель такого деяния заключается в том, чтобы запугать население, нарушить общественную безопасность или заставить органы власти либо международную организацию совершить какое-либо действие или воздержаться от его совершения. Кроме того, к терроризму отнесены деяния, признаваемые преступлениями в соответствии с антитеррористическими договорами ООН, указанными в Приложении к Шанхайской конвенции.

Что касается сепаратизма и экстремизма, то под ними согласно этому документу понимаются: «деяние, направленное на нарушение территориальной целостности государства, в том числе на отделение от него части его территории, или дезинтеграцию государства, совершаемое

1 Протокол о механизме оказания военно-технической помощи государствам-членам ОДКБ в случаях возникновения угрозы агрессии или совершения акта агрессии (Душанбе, 06.10.2007) http://www.odkb-csto.org/documents/detail.php

2 Меморандум о взаимопонимании между Секретариатом Организации Договора о коллективной безопасности и Исполнительным директоратом Контртеррористического комитета Организации Объединенных Наций» от 29.09.2016 г. http:// www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi

3 Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (подписана 15.06.2001 г. (ратифицирована Россией 10.01.2003 г.). http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi

насильственным путем, а равно планирование и подготовка такого деяния, пособничество его совершению, подстрекательство к нему» (сепаратизм);

«деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них» (экстремизм)1.

Шанхайской конвенцией также установлены: формы сотрудничества компетентных органов (обмен информацией; выполнение запросов о проведении оперативно-розыскных мероприятий; принятие мер по предупреждению и пресечению финансирования и поставок вооружения террористическим организациям и так далее); порядок выполнения запросов об оказании содействия; перечень вопросов, по которым компетентные органы обмениваются информацией2.

Следует обратить внимание на ст. 10 Шанхайской конвенции, согласно которой Стороны должны заключить отдельное соглашение с целью создания региональной антитеррористической структуры с месторасположением в городе Бишкеке для борьбы с деяниями,указанными в п. 1 ст. 1 Конвенции3. Названная структура была создана на основе Соглашения между государствами - членами ШОС о Региональной антитеррористической структуре (далее -РАТС) от 07.06.2002 г. (ратифицировано Россией 05.03.2004 г.).

Соглашением о РАТС (ст. 3) предусмотрено, что РАТС является постоянно действующим органом ШОС, предназначенным для содействия взаимодействию компетентных органов Сторон в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстре-

1 Там же. Статьи 1-3.

2 Там же. Статья 5.

3 Там же. Статья 10.

4 Соглашение между государствами - членами ШОС о 07.06.2002 г. (с изм. от 16.08.2006 г.) Ратифицировано Росс

мизмом, как эти деяния определены в Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15.06.2001 г. В соответствии со ст. 6 Соглашения о РАТС задачи РАТС среди прочего включают:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• разработку предложений о развитии сотрудничества в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом;

• формирование банка данных РАТС о международных террористических, сепаратистских и иных экстремистских организациях, а также об источниках и каналах их финансирования;

• содействие в подготовке и проведении антитеррористических учений, а также оперативно-розыскных и иных мероприятий по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом;

• содействие в осуществлении международного розыска лиц;

• содействие в подготовке специалистов и инструкторов для антитеррористических подразделений;

• содействие в проведении антитеррористических командно-штабных и оперативно-тактических учений по просьбе заинтересованных сторон4.

Финансирование деятельности РАТС осуществляется из средств бюджета ШОС. Органами РАТС являются Совет РАТС (состоит из представителей

Региональной антитеррористической структуре (РАТС) от 1ей 05.03.2004 г. http://docs.cntd.ru/document/901858897

сторон соглашения) и Исполнительный комитет (состоит из директора и персонала). Совет определяет порядок осуществления основных задач и функций РАТС, представляет ежегодные доклады о деятельности РАТС Совету глав государств -членов ШОС. Директор и его заместители назначаются Советом глав государств - членов ШОС. Директор является высшим административным должностным лицом Исполнительного комитета. Он участвует в заседаниях Совета РАТС, имеет право доводить до его сведения любые вопросы в рамках компетенции РАТС, а также выполняет другие функции, которые возлагаются на него РАТС. Официальными языками РАТС являются русский и китайский, рабочим - русский язык.

В целях создания условий для обмена конфиденциальной информацией государствами - чле-

нами ШОС было заключено Соглашение об обеспечении защиты секретной информации в рамках РАТС ШОС от 17.06.2004 г. (ратифицировано Россией 13.10.2009 г.)1.

Кроме того, члены ШОС договорились о противодействии террористическим угрозам информационно-коммуникационного характера, заключив Соглашение между правительствами государств - членов ШОС о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности от 16.06.2009 г. (вступило в силу 02.06.2011 г.), в котором содержится понятие «информационный терроризм» и указаны меры противодействия ему.

В заключение отметим, что правовые механизмы, необходимые для противодействия терроризму, в рамках СНГ, ОДКБ, ШОС созданы. Однако они нуждаются в постоянном совершенствовании, поскольку совершенствуются формы деятельности самих террористов. Для дальнейшего повышения эффективности антитеррористического сотрудничества важно продолжать расширять сферу действия и состав участников соответствующих международных документов. Указания на это содержатся в резолюциях Совета Безопасности ООН и Генеральной Ассамблеи ООН, касающихся борьбы с терроризмом.

Нормативно-правовые источники и литература

1. Договор о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с терроризмом от 04.06.1999 г. (ратифицирован Россией 28.12.2004 г.). Подписан Азербайджаном, Арменией, Беларусью, Казахстаном, Киргизией, Молдовой, Россией, Таджикистаном. http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi

2. Договор государств - участников СНГ о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма от 05.10.2007 г. http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi

3. Договор о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза от 19.12.2011 г. http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi

4. Договор государств - участников СНГ о межгосударственном розыске лиц от 10.12.2010 г. (ратифицирован Россией 05.05.2014 г.). http://www. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi

1 Соглашение об обеспечении защиты секретной информации в рамках РАТС ШОС от 17 июня 2004 года https://nrm.uz/ contentf?doc=104379_&products=1_zakonodatelstvo_respubliki_uzbekistan

5. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15.06.2001 г. http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi

6. Положение об Антитеррористическом центре государств - участников Содружества Независимых Государств (с изменениями и дополнениями, внесенными решениями Совета глав государств СНГ от 28.06.2006 г. и 28.09.2018 г.). http://www.cisatc. org/132/166/189

7. Соглашение об обеспечении защиты секретной информации в рамках РАТС ШОС от 17.06.2004 г. https://nrm.uz/contentf?doc=104379_&products=1_ zakonodatelstvo_respubliki_uzbekistan

8. Соглашение между государствами - членами ШОС о Региональной антитеррористической структуре (РАТС) от 07.06.2002 г. (с изм. от 16.08.2006 г.) Ратифицировано Россией 05.03.2004 г. http://docs.cntd. ru/document/901858897

9. Концепция сотрудничества государств - участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма от 26.08.2005 г.

10. Программа государств - участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма, утверждаемая Советом глав государств СНГ на трехлетний период (в настоящее время действует программа на 20172019 гг., утв. Решением Совета глав государств СНГ от 16.09.2016 г.).

11. Положение о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств - участников СНГ от 07.10.2002 г.

12. Концепция антитеррористической деятельности на железнодорожном транспорте государств -участников СНГ от 31.05.2013 г.

13. Федеральный закон от 14.06.2012 г. № 70-ФЗ «О ратификации Соглашения о порядке формирования и функционирования сил и средств системы коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности». http://www.consultant. ru/document/cons_doc

14. Протокол о механизме оказания военно-технической помощи государствам - членам ОДКБ в случаях возникновения угрозы агрессии или совершения акта агрессии от 06.10.2007 г. http://www.odkb-csto. org/documents/detail.php

15. Меморандум о взаимопонимании между Секретариатом ОДКБ и Исполнительным директоратом Контртеррористического комитета ООН от 29.09.2016 г. http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi

16. Алешин В.В., Савельев В.А., Петровский Д.Н. Правовые аспекты противодействия терроризму в современных условиях: Информационно-правовой обзор. Издание Совета Федерации. М., 2017.

17. Моисеев А.И. Международно-правовое определение терроризма: автореф. дис. ... канд. юр. наук. М., 2018.

18. Чернядьева Н.А. Международный терроризм: происхождение, эволюция, актуальные вопросы правового противодействия: монография. М.: Проспект, 2017. 336 с.

19. Чернядьева Н.А. Международное универсальное право в борьбе с терроризмом: антитеррористическое право ООН и региональных объединений: монография. Пермь, 2016. 424 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.