Научная статья на тему 'Деятельность международных организаций по совершенствованию нормативной базы борьбы с терроризмом: история и тенденции развития'

Деятельность международных организаций по совершенствованию нормативной базы борьбы с терроризмом: история и тенденции развития Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1162
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / БОРЬБА С ТЕРРОРИЗМОМ / TERRORISM / FIGHTING AGAINST TERRORISM / МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / INTERNATIONAL SECURITY / ООН / UN / ЕВРОСОЮЗ / EU / ШОС / SCO / АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР СНГ / CIS ANTITERRORIST CENTER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нигматуллин Р. В.

В статье анализируется деятельность международных организаций в свете реализации положений Глобальной антитеррористической стратегии. Рассмотрены нормативно-правовые документы Организации Объединенных Наций, Совета Европа, Европейского Союза, Шанхайской организации сотрудничества и Содружества независимых государств. Особый акцент делается на анализе деятельности ООН по противодействию мировой террористической угрозе. Подчеркнуты эффективные формы нормативной и организационной деятельности ШОС и Антитеррористического центра СНГ, его взаимодействия с Региональной антитеррористической структурой ШОС. В статье отмечается, что проводится значительная работа по совершенствованию региональной нормативной базы борьбы с терроризмом, что может послужить основой заключения соответствующих договоров универсального характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITIES BY INTERNATIONAL ORGANIZATIONS TO IMPROVE THE REGULATORY FRAMEWORK AGAINST TERRORISM: HISTORY AND TRENDS

The article analyzes the activities of international organizations in the light of the implementation of the Global Counter-Terrorism Strategy. Considered legal documents of the United Nations, the Council of Europe, the European Union, the Shanghai Cooperation Organization and the Commonwealth of Independent States. Special emphasis is placed on the analysis of the activities of the UN to counter the global terrorist threat. Underlined effective forms of regulatory and organizational activities of the SCO and CIS Antiterrorism Center and its interaction with the Regional Anti-Terrorist Structure of the SCO. The article notes that much had been done to improve regional normative framework against terrorism, which could form the basis of the relevant agreement universal.

Текст научной работы на тему «Деятельность международных организаций по совершенствованию нормативной базы борьбы с терроризмом: история и тенденции развития»

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: теория и практика

Р.В. Нигматуллин

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ: ИСТОРИЯ И ТЕНДЕНЦИИ

РАЗВИТИЯ

В статье анализируется деятельность международных организаций в свете реализации положений Глобальной антитеррористической стратегии. Рассмотрены нормативно-правовые документы Организации Объединенных Наций, Совета Европа, Европейского Союза, Шанхайской организации сотрудничества и Содружества независимых государств. Особый акцент делается на анализе деятельности ООН по противодействию мировой террористической угрозе. Подчеркнуты эффективные формы нормативной и организационной деятельности ШОС и Антитеррористического центра СНГ, его взаимодействия с Региональной антитеррористической структурой ШОС. В статье отмечается, что проводится значительная работа по совершенствованию региональной нормативной базы борьбы с терроризмом, что может послужить основой заключения соответствующих договоров универсального характера.

Ключевые слова: терроризм, борьба с терроризмом, международная безопасность, ООН, Евросоюз, ШОС, Антитеррористический центр СНГ.

R.V. Nigmatullin

ACTIVITIES BY INTERNATIONAL ORGANIZATIONS TO IMPROVE THE REGULATORY FRAMEWORK AGAINST TERRORISM: HISTORY AND TRENDS

The article analyzes the activities of international organizations in the light of the implementation of the Global Counter-Terrorism Strategy. Considered legal documents of the United Nations, the Council of Europe, the European Union, the Shanghai Cooperation Organization and the Commonwealth of Independent States. Special emphasis is placed on the analysis of the activities of the UN to counter the global terrorist threat. Underlined effective forms of regulatory and organizational activities of the SCO and CIS Antiterrorism Center and its interaction with the Regional Anti-Terrorist Structure of the SCO. The article notes that much had been done to improve regional normative framework against terrorism, which could form the basis of the relevant agreement universal.

Key words: terrorism, fighting against terrorism, international security, the UN, the EU, SCO, CIS Anti-Terrorist Center.

В XXI веке борьба с терроризмом остается одной из актуальнейших проблем, решение которой требует усилий всего мирового сообщества, мобилизации всех созданных механизмов. Наиболее эффективный из них - договорно-правовой, который предусматривает активное правотворчество международных организаций. Именно под эгидой международных организаций, в первую очередь ООН, проводится наиболее последовательная деятельность по борьбе с терроризмом и принимаются антитеррористические международно-правовые акты. Сегодня одним из ключевых документов, принятых государствами под эгидой ООН, является Глобальная контртеррористическая стратегия 2006 г. Стратегия представляет собой план действий по устранению условий, способствующих распространению терроризма и борьбе с ним. Она призывает государства присоединиться к существующим международным конвенциям и протоколам против терроризма и приложить все усилия для согласования и заключения всеобъемлющей конвенции о международном терроризме [1].

Начиная с 60-х гг. XX в. международное сообщество разработало 16 международных соглашений

(13 контртеррористических конвенций и трех протокола), которые открыты для участия всех государств-членов. В последние годы осуществляется значительная работа по совершенствованию нормативной базы борьбы с терроризмом. С момента принятия Глобальной контртеррористической стратегии был принят ряд документов, которые касаются новых или уточняют известные аспекты антитеррористической деятельности.

Среди данных документов - Конвенция о взаимной правовой помощи и выдаче в целях борьбы с терроризмом от 16 мая 2008 г.; Конвенция о борьбе с незаконными актами в отношении международной гражданской авиации от 10 сентября 2010 г. (Пекинская конвенция); Протокол, дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Гаагскую конвенцию) от 10 сентября 2010 г. и др.

16 мая 2008 г. в Марокко на пятой Конференции министров юстиции франкоязычных стран Африки была принята Конвенция о взаимной правовой помощи и выдаче в целях борьбы с терроризмом [2]. Она стала первым актом, закрепившим вопросы выдачи и оказания правовой помощи в целях противо-

№4 (38)2014

действия терроризму. Конвенция дает трактовку таким понятиям, как «Уголовные вопросы», «Выдача», «Всеобщие документы о борьбе с терроризмом». Новеллой конвенции является привязка выдачи преступников к деяниям, предусмотренным в 16 вышеупомянутых контртеррористических документах ООН

В конвенции также закреплено положение, что преступления, предусмотренные во всеобщих документах о борьбе с терроризмом не считаются

политическими или финансовыми, также запрещается ссылаться на банковскую тайну для обоснования отказа в оказании правовой помощи. Государствами-участниками были определены цели, для которых может запрашиваться правовая помощь. К ним относятся: получение свидетельских показаний или заявлений от отдельных лиц; вручение судебных документов; проведение обыска и производство выемки или ареста; осмотр объектов и участков местности; предоставление информации, вещественных доказательств и оценок экспертов; предоставление подлинников или заверенных копий соответствующих документов и материалов, включая правительственные, банковские, финансовые, корпоративные или коммерческие документы; выявление или отслеживание доходов от преступлений, имущества, средств совершения преступлений или других предметов для целей доказывания; содействие добровольной явке соответствующих лиц в органы запрашивающего государства-участника; оказание любого иного вида помощи, не противоречащего внутреннему законодательству запрашиваемого государства-участника.

В качестве посредника для передачи просьбы об оказании правовой помощи Конвенция определила Интерпол. С 30 августа по 10 сентября 2010 г. в Пекине под эгидой Международной организации гражданской авиации (ИКАО) состоялась Международная конференция по воздушному праву - Дипломатическая конференция по авиационной безопасности - участие в которой приняли более 70 стран. Основной целью данного мероприятия было принятие поправок к Гаагской и Монреальской конвенциям [3]. Результатом работы указанной дипломатической конференции стало принятие двух документов: Конвенции о борьбе с незаконными актами в отношении международной гражданской авиации (Пекинская конвенция) и Протокола, дополняющего Конвенцию о борьбе с незаконным захватом воздушных судов, принятую 16 декабря 1970 г. в г. Гааге.

Необходимо отметить, что хотя первоначально планировалось принятие лишь поправок к Монреальской и Гаагской конвенциям, но в итоге было принято новое международное соглашение - Пекинская конвенция, которая, в принципе, объединяет содержание Монреальской конвенции, и дополняю-

щего ее протокола. Неслучайно в заключительных статьях конвенции указано, что она, после вступления в силу, будет иметь преимущество перед Монреальской конвенцией и Монреальским протоколом.

Серьезным вкладом в борьбу с авиационным терроризмом явилось расширение перечня видов преступлений, направленных против безопасности гражданской авиации, которое получило закрепление в Пекинской конвенции.

Важно отметить, что большинство деяний, рассматриваемых в качестве преступлений по Пекинской конвенции, связаны либо с причинением ущерба жизни, здоровью и имуществу третьих лиц, либо с нанесением ущерба окружающей среде [4; 5].

Данный концептуальный подход значительно отличает Пекинскую конвенцию от действующих на сегодняшний день международных документов, направленных на обеспечение безопасности гражданской авиации.

Значительный опыт борьбы с терроризмом накоплен на региональном уровне. В числе первых документов, принятых в Европейском Союзе стала Конвенция о пресечении терроризма от 27 января 1977 г. Она послужила фундаментальной основой развития третьей опоры европейской интеграции, вошедшей в историю как полицейское и судебное сотрудничество по уголовным делам.

Разработке нормативной базы противодействия терроризму существенное внимание уделяется и в рамках Совета Европы. Так, 30 марта 2005 г. Комитет министров Совета Европы принял рекомендацию № Я (2005) 7 «О документах, удостоверяющих личность, и документах для поездок за границу и борьбе с терроризмом». Положения данной рекомендации исходят из того, что надлежащая, быстрая и надежная идентификация личности чрезвычайно важна для борьбы с терроризмом и обеспечения безопасных международных поездок, что, в частности, касается выдачи документов, удостоверяющих личность, и документов для поездок за границу. Следующим документом явилась Рекомендация № Я ЕС (2005) 10 Комитета министров Совета Европы «Об особых методах расследования тяжких преступлений, в том числе террористических актов», принятая 20 апреля 2005 г.

Руководствуясь общей тенденцией развития антитеррористической борьбы и с учетом новых реалий, Совет Европы 16 мая 2005 г. в Страсбурге принял Конвенцию о предупреждении терроризма. Целью Конвенции является активизация усилий сторон, направленных на предупреждение терроризма и его негативного воздействия на полное осуществление прав человека, в частности, права на жизнь. Реализация этой цели должна осуществляться посредством мер, принимаемых как на национальном уровне, так и в рамках международного сотрудничества, с должным учетом действующих применимых много-

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: теория и практика

Г* *

сторонних или двусторонних договоров или соглашений между государствами [6].

Значительный вклад в формирование международно-правовых основ борьбы с терроризмом внесли государства - члены ШОС. В условиях, когда мировое сообщество в рамках ООН не может сформулировать определение международного терроризма, страны - участники ШОС в 2001 г. в Конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом предложили внятный подход для определения терроризма: «Для целей настоящей Конвенции используемые в ней термины означают: а) какое-либо деяние, признаваемое как преступление в одном из договоров, перечисленных в Приложении к настоящей Конвенции, и как оно определено в этом договоре; б) любое другое деяние, направленное на то, чтобы вызвать смерть какого-либо гражданского лица или любого другого лица, не принимающего активного участия в военных действиях в ситуации вооруженного конфликта, или причинить ему тяжкое телесное повреждение, а также нанести значительный ущерб какому-либо материальному объекту, равно как организация, планирование такого деяния, пособничество его совершению, подстрекательство к нему, когда цель такого деяния в силу его характера или контекста заключается в том, чтобы запугать население, нарушить общественную безопасность или заставить органы власти либо международную организацию совершить какое-либо действие или воздержаться от этого, и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством Сторон» [7, с. 29-36].

16 июня 2009 г. в г. Екатеринбурге была принята Конвенция Шанхайской организации сотрудничества против терроризма, которая стала этапным международным антитеррористическим документом. Она учла все изменения, произошедшие в предыдущие годы в содержании терроризма, масштабах и характере террористических актов.

Положения Конвенции можно рассматривать как согласованную политику государств по созданию единых стандартов борьбы всего населения стран - участников с терроризмом. Так, предусматриваются выплата вознаграждения лицам, оказывающим содействие государственным органам в предупреждении и пресечении преступлений; меры улучшения защиты физических лиц и объектов, включающие повышение эффективности сотрудничества правоохранительных органов с соответствующими юридическими лицами, внедрение стандартов, предназначенных для повышения защищенности физических лиц и объектов; защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства; создание и внедрение критериев идентификации физических и юридических лиц, причастных к совершению пре-

ступлений, охватываемых Конвенцией; обеспечение юридических лиц достаточными возможностями по оказанию помощи государству в предупреждении и выявлении готовящихся или совершаемых преступлений на их объектах; оказание содействия участию неправительственных организаций, отдельных групп и лиц в противодействии терроризму и в формировании в обществе неприятия терроризма; просвещение общественности об опасности терроризма и его негативных последствиях, а также об ответственности за совершение преступлений, охватываемых Конвенцией; обеспечение возможности населению информировать государственные органы, в том числе анонимно, о любых деяниях, которые могут рассматриваться в качестве преступлений, охватываемых Конвенцией.

Сотрудничество правоохранительных органов предусматривает также направление сотрудников на территорию запрашиваемой Стороны для участия в оперативно-розыскных мероприятиях и следственных действиях, оказание полномасштабной правовой помощи, включая выдачу, а также передачу осужденных. Подробно регламентирована конфискация как мера противодействия терроризму.

Важным, на наш взгляд, является тот факт, что реализация Конвенции предполагает комплексное использование каналов связи, включающее дипломатические каналы, каналы Интерпола и Исполнительного комитета Региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества. Знаковым является заключение конвенции на неопределенный срок [8]. Деятельность государств СНГ по борьбе с терроризмом координируется межгосударственным Антитеррористическим центром, базирующимся в г. Москве (АТЦ СНГ). АТЦ СНГ был создан Решением Совета глав государств СНГ в 2000 г. и за этот период много сделал для обеспечения тесного взаимодействия компетентных органов государств - участников СНГ в области борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма. В последние годы АТЦ СНГ был проведен ряд крупномасштабных учений. Так, в августе 2014 г. в Казахстане прошло совместное антитеррористическое учение государств - участников СНГ «Же-тысу - Антитеррор 2014», которое было посвящено отработке задач по выявлению групп условных террористов, следующих транзитом через государственные границы Республики Беларусь и России в Казахстан с радиоактивным грузом [8].

АТЦ СНГ проводит комплексную многоплановую работу по совершенствованию международных стандартов по противодействию терроризму. Так, в июне 2014 г. Антитеррористический центр и Евразийская группа по противодействию легализации

ш

№ 4 (38) 2014

преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ) подписали Меморандум о сотрудничестве. В соответствии с документом стороны будут осуществлять взаимный обмен информацией, законодательными и иными нормативными правовыми актами государств - участников СНГ и государств - членов ЕАГ, статистическими данными, а также методическими рекомендациями по вопросам противодействия финансированию терроризма

[9].

В целях укрепления международного сотрудничества в сфере борьбы с терроризмом АТЦ СНГ и Региональная антитеррористическая структура ШОС (РАТС ШОС) подписали Протокол о взаимодействии в области обеспечения безопасности крупных международных мероприятий, проводимых на территориях стран СНГ и ШОС [10]. Как отметил Директор Исполнительного комитета Региональной антитеррористической структуры ШОС Чжан Синьфэн: «Созданный в 2008 году механизм сотрудничества по

обеспечению охраны и безопасности на крупных международных мероприятиях был запущен более 20 раз за 6 лет. Он сыграл важную роль в ряде таких значимых крупномасштабных мероприятий, как Пекинская Олимпиада, ЭКСПО-2010 в Шанхае, саммит АТЭС во Владивостоке и зимняя Олимпиада в Сочи» [9].

Исходя из опыта деятельности международных организаций можно сделать вывод, что сотрудничество государств в рамках одного региона, на наш взгляд, является наиболее эффективным. Нормативно-правовые решения, апробированные на региональном уровне, могут послужить хорошей основой, а зачастую даже образцом, для принятия универсальных договоров. Необходимо подчеркнуть, что учет изменяющихся международно-правовых стандартов, совершенствование национального законодательства, системный и комплексный характер антитеррористических мер позволят повысить эффективность политики государств в сфере борьбы с терроризмом.

Пристатейный библиографический список

Док. ООН. А/60/288.

Сайт ООН <http://www.un.org/ni/documents/decl_conv/conventions/ex1radition_mutlegal_assist. shtml> (07.11.2014). Док. ИКАО. DCAS Doc No. 17 7/9/10.

Оружие БХЯ - оружие биологическое, химическое, ядерное.

Конвенция о борьбе с незаконными актами в отношении международной гражданской авиации (Заключена в г. Пекине 10.09.2010) // СПС «КонсультатПлюс». Сайт Совета Европы <www.coe.int> (07.11.2014). Бюллетень международных договоров. 2004. № 1.

Информ. - аналитический портал Национального антитеррористического комитета <http://nac.gov.rii/content/3899.html> (12.10.2014).

Антитеррористический центр государств-участников Содружества Независимых Государств <http://www.cisatc.org/>

(06.11.2014).

10. Центральный интернет-портал Шанхайской организации сотрудничества <http//www.infoshos.ru> (05.11.2014).

Х.А. Биарджоманди

ИСЛАМСКИЕ ГОСУДАРСТВА И МЕЖДУНАРОДНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО

Объектом статьи являются основы сотрудничества государств - членов Организации исламского сотрудничества (ОИС) с субъектами международного космического права, а также уровень участия исламских государств в договорах Организации Объединённых Наций по космосу.

Эта статья анализирует основные теории о взаимосвязи исламских государств в международном праве и обеспечивает различные уровни отношения: конфронтационное отношение на основе радикального подхода; пассивное отношение на основе несерьёзного поверхностного подхода; интерактивное отношение на основе уравновешенного и умеренного подхода, который также доказывает, что ислам признает последний подход (Интерактивные отношения).

Результаты этой статье, показывают, что в соответствии с документами Генеральной Ассамблеи ООН, в состав КОПУОС входят 27 из 57 государств-членов Организации исламского сотрудничества и также 6 из 57 государств-членов ОИС подписали и еще 28 подписали и ратифицировали от 1 до 5 из этих международных договоров МКП. Кроме того, в общем 22 государства из 57 государств - членов Организации исламского сотрудничества подписали и ратифицировали от 3 до 5 договоров. Эта цифра составляет средний показатель и отражает внимание исламских стран к международному космическому праву.

Ключевые слова: исламские государства, Организация исламского сотрудничества (ОИС), международное право, международное космическое право.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.