Научная статья на тему 'Укрепление коллективной безопасности и взаимодействия государств - членов ОДКБ в области противодействия терроризму'

Укрепление коллективной безопасности и взаимодействия государств - членов ОДКБ в области противодействия терроризму Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
678
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУНАРОДНОМУ ТЕРРОРИЗМУ И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА / КОЛЛЕКТИВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ООН / ОДКБ / ШОС / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ / МЕЖДУНАРОДНОЕ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / COUNTERING TERRORISM / COLLECTIVE SECURITY / UN / CSTO / SCO / INTERNATIONAL ANTITERRORIST COOPERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алешин Владимир Васильевич, Петровский Дмитрий Николаевич

Рассматриваются международно-правовые механизмы противодействия терроризму, в том числе международному терроризму. Особое внимание уделяется роли структур коллективной безопасности, в которых участвует Российская Федерация и прежде всего ОДКБ. Анализируются нормы международно-правовых и внутригосударственных актов в рассматриваемой области. Показаны основные подходы к мерам противодействия терроризму на национальном и международном уровне в деятельности государств участников ОДКБ, рассмотрено взаимодействие ОДКБ и ШОС по противодействию терроризму. Подчеркнуто, что между этими двумя организациями налажены контакты на уровне высших должностных лиц и решаются вопросы антитеррористического сотрудничества. Отмечена роль России по участию во всемирном антитеррористическом мониторинге

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Алешин Владимир Васильевич, Петровский Дмитрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strengthening collective security and interaction of CSTO member States in the field of counter-terrorism

International legal mechanisms of counteraction to terrorism, including international terrorism are considered. Special attention is paid to the role of collective security structures in which the Russian Federation, and, above all, the CSTO, participates. The norms of international legal and domestic acts in the considered area are analyzed. The main approaches to countering terrorism at the national and international levels in the activities of the CSTO member states are shown, the interaction of the CSTO and the SCO in countering terrorism is considered. It was emphasized that contacts between the two organizations have been established at the level of senior officials and issues of antiterrorist cooperation are being addressed. The role of Russia in participating in world anti-terrorism monitoring was noted

Текст научной работы на тему «Укрепление коллективной безопасности и взаимодействия государств - членов ОДКБ в области противодействия терроризму»

Укрепление коллективной безопасности и взаимодействия государств — членов ОДКБ в области противодействия терроризму

АЛЕШИН ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВИЧ,

профессор кафедры международный безопасности Российского государственного гуманитарного университета, доктор юридических наук, профессор ПЕТРОВСКИЙ ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ,

научный эксперт, кандидат юридических наук

Аннотация: Рассматриваются международно-правовые механизмы противодействия терроризму, в том числе международному терроризму. Особое внимание уделяется роли структур коллективной безопасности, в которых участвует Российская Федерация и прежде всего ОДКБ. Анализируются нормы международно-правовых и внутригосударственных актов в рассматриваемой области. Показаны основные подходы к мерам противодействия терроризму на национальном и международном уровне в деятельности государств — участников ОДКБ, рассмотрено взаимодействие ОДКБ и ШОС по противодействию терроризму. Подчеркнуто, что между этими двумя организациями налажены контакты на уровне высших должностных лиц и решаются вопросы антитеррористического сотрудничества. Отмечена роль России по участию во всемирном антитеррористическом мониторинге.

Ключевые слова: противодействие терроризму, противодействие международному терроризму и финансированию терроризма, коллективная безопасность, ООН, ОДКБ, ШОС, международные договоры в сфере противодействия терроризму, международное антитеррористическое сотрудничество

Strengthening collective security and interaction of CSTO member States in the field of counter-terrorism

АLESHIN VLADIMIR VASILYEVICH,

professor of international security Division of Russian State University for the Humanities, doctor of jurisprudence, professor PETROVSKIY DIMITRIY NIKOLAEVICH,

Scientific expert, Candidate of jurisprudence

Abstract: International legal mechanisms of counteraction to terrorism, including international terrorism are considered. Special attention is paid to the role of collective security structures in which the Russian Federation, and, above all, the CSTO, participates. The norms of international legal and domestic acts in the considered area are analyzed. The main approaches to countering terrorism at the national and international levels in the activities of the CSTO member states are shown, the interaction of the CSTO and the SCO in countering terrorism is considered. It was emphasized that contacts between the two organizations have been established at the level of senior officials and issues of antiterrorist cooperation are being addressed. The role of Russia in participating in world anti-terrorism monitoring was noted.

Key words: countering terrorism, countering international terrorism and the financing of terrorism, collective security, the UN, the CSTO, the SCO, international treaties in the field of countering terrorism, international antiterrorist cooperation

Основные подходы к мерам противодействия терроризму на национальном и международном уровне и роль ОДКБ

Проблему противодействия террористической деятельности на национальном и международном уровне Российская Федерация и другие страны воспринимают как многоаспектную, выходящую далеко за пределы норм уголовного права, криминологии, государственных мер обеспечения безопасности.

Приобретая межотраслевое значение, борьба с терроризмом становится важным системным фактором защиты национального правопорядка, безопасности, законности, международной стабильности. Противодействием террористической деятельности государства обеспечивают стабильность и безопасность гражданина и общества в целом.

Международное сотрудничестве в борьбе с терроризмом расширяет свои возможности, опираясь на новые концептуальные методы формирования, применения, толкования норм национального и международного правового регулирования, которые в процессе развития интеграционных связей эволюционировали под влиянием современных террористических угроз и вызовов и превратились в эффективный механизм общественного противостояния террористической деятельности.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» терроризм рассматривается в качестве идеологии, основанной на насилии, которое осуществляется практикой принудительного воздействия на процессы принятия решений в работе органов государственного управления, местных органов власти, международных организаций, что связано с фактами устрашения или

иными противоправными насильственными действиями относительно граждан, лиц, работающих в органах власти, общественных организациях и других лиц1.

С точки зрения концептуальных подходов к пониманию содержания, методов, принципов, норм национальной безопасности и международной коллективной безопасности различаются меры противодействия терроризму и противодействия международному терроризму.

Объектами обеспечения национальной безопасности в процессе противодействия терроризму являются жизнедеятельность, суверенитет, территориальная целостность, жизненные интересы народа и другие политические и социально-экономические ценности конкретного национального государства.

Объектами обеспечения международной безопасности при противодействии международному терроризму являются общечеловеческие ценности, провозглашенные Уставом ООН и актами международного права, касающиеся защиты прав и законных интересов народов двух и более государств, защиты политических и экономических интересов участников региональных интеграционных объединений,всех государств - членов ООН.

Следует отметить, что в современных условиях нового этапа глобального взаимодействия (а также противостояния) цивилизаций, народов, хозяйствующих субъектов, стратегических пар-тнерств государств по регионам мира, проблемы, связанные с противодействием терроризму и противодействием международному терроризму, становятся все более зависимыми2.

1 Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 г. № 35-Ф3 (ред. от 29.03.2019 г.) «О противодействии терроризму». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58840/

2 Концепция внешней политики Российской Федерации, утвержденная Президентом РФ В.В. Путиным 30.11.2016 г. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_207990/

Национальные и общечеловеческие проблемы настолько переплетаются в международных отношениях, что становится трудно найти грань, за которой кончаются транснациональные, например экономические отношения, и начинаются национальные внешнеэкономические отношения. Это позволяет международному терроризму, ориентированному на получение доходов преступным путем, становится более подвижным, анонимным, маскироваться под видом социально-экономических, религиозных и других общественных групп населения.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ 31.12.2015 г. № 683 (п. 22) определяет, что на национальном и международном уровне появились новые, ранее неизвестные формы противоправного поведения и воздействия, осуществление которых ведется при активном использовании информационно-технологических и теле-коммуникационных средств связи и управления на основе высоких технологий3.

Статья 3 Устава ОДКБ определяет основные цели создания и функционирования коллективной безопасности государств - членов ОДКБ, к которым относятся: меры укрепления доверия и мирного сосуществования государств; международная и региональная безопасность и стабильность; организация коллективными методами системы защиты государств от военных и террористических угроз, где главными ценностями яв-

ляются независимость, территориальная целостность и суверенитет государств4.

Статья 8 Устава ОДКБ также указывает, что государствам - членам следует координировать и объединять общие усилия по организации борьбы с проявлениями международного терроризма и экстремизма, включая незаконный оборот наркотиков, незаконные поставки вооружений и иные запрещенные и бесконтрольные продажи средств военного назначения, транснациональную организованную преступность, нелегальную миграцию и другие угрозы5.

Совет коллективной безопасности ОДКБ 14 октября 2016 г. принял Стратегию коллективной безопасности ОДКБ на период до 2025 г., которая ориентирована на комплекс мер противодействия и устранения современных угроз и вызовов, исходящих от терроризма, экстремизма, недружественных действий военных блоков мерами коллективной безопасности ОДКБ, среди которых международный терроризм и экстремизм обозначены как внешние и внутренние угрозы6.

Пункт 3.1 «Внешние вызовы и угрозы коллективной безопасности ОДКБ» Стратегии допускает вероятность вторжений или проникновений в пределы территории государств - членов ОДКБ вооруженного контингента, сформированного бандформированиями и боевиками и направленного международными террористическими и экстремистскими организациями7.

3 Теоретические и правовые аспекты противодействия терроризму: современные подходы: монография / В.В. Алешин, В.В. Красинский, Д.Н. Петровский и др.; под общ. ред. д-ра юр. наук, проф. В.В. Алешина. М.: РГГУ, 2019. С. 7.

4 Устав Организации Договора о коллективной безопасности от 07.10.2002 г. https://odkb-csto.org/ documents/documents/ustav_organizatsii_dogovora_o_kollektivnoy_bezopasnosti_/

5 Ст. 8 Устава ОДКБ. https://odkb-csto.org/documents/documents/ustav_organizatsii_dogovora_o_ kollektivnoy_bezopasnosti_/

6 Стратегия коллективной безопасности ОДКБ на период до 2025 года от 14.10.2016 г. https://odkb-csto.org/documents/statements/strategiya_kollektivnoy_bezopasnosti_organizatsii_dogovora_o_kollektivnoy_ bezopasnosti_na_period_do_/. См. также об этом: Андреев А.Ф., Яковлев А.С. Международно-правовые основы коалиционного военного строительства Организации Договора о коллективной безопасности // Международное право и международные организации. 2015. № 4. С. 458-477.

7 П. 3.1 «Внешние вызовы и угрозы коллективной безопасности ОДКБ» Стратегии ОДКБ https://odkb-csto.org/documents/statements/strategiya_kollektivnoy_bezopasnosti_organizatsii_dogovora_o_kollektivnoy_ bezopasnosti_na_period_do_/

Основные векторы противодействия внутренним вызовам и внешним угрозам в организации коллективной безопасности ОДКБ

Внутренние вызовы и угрозы коллективной безопасности ОДКБ (п. 3.2) связаны со следующим:

• деятельностью, проводимой экстремистскими и террористическими организациями и отдельными лицами, направленной на дестабилизацию внутриполитических отношений и обстановки в государствах - членах ОДКБ;

• пропагандой и финансированием террористических актов, рекрутированием граждан, принадлежащим к государствам - членам ОДКБ, для международного террористического и религиозно-экстремистского воспитания и подготовки к терактам;

• прогнозируемым ростом террористического влияния, исходящего от лиц, возвратившихся на территории государств - членов ОДКБ из районов боевых действий террористов, которые прошли подготовку международными террористическими организациями.

Антитеррористическая концепция ОДКБ выражена в п. 5.3 Стратегии, где указываются стратегические направления, связанные с противодействием транснациональной угрозе терроризма и экстремизма. Эти направления касаются:

• стратегических подходов к развитию антитеррористического механизма коллективного обеспечения безопасности ОДКБ;

• стратегических подходов к выявлению и эффективному блокированию финансирования террористических и экстремистских организаций8;

• эффективной координации действий по объединению усилиями государств - членов ОДКБ мероприятий в борьбе против террористических и экстремистских организаций на территории государств - членов ОДКБ;

• разработки и осуществления совместных комплексных мер профилактики и военно-технической специализации в объединенных действиях стран ОДКБ против терроризма и религиозного экстремизма, связанных с розыском участников террористических актов и экстремистских действий деятельности, перекрытием коридоров по вербовке и перебросу представителей населения стран ОДКБ для участия вооруженных конфликтах;

• разработки и реализации способов выявления и устранения источников нелегального финансирования, обеспечивающих поддержку террористическим и экстремистским группировкам;

• создания механизмов обмена систематической информацией по террористическим и экстремистским организациям, включая списки лиц, отнесенных к подозреваемых в терроризме, экстремизме, использованию поддельных документов.

Главами государств - членов ОДКБ 21 декабря 2015 г. было сделано Заявление о противодействии международному терроризму, в котором выражена обеспокоенность возросшей угрозой терроризма для международного мира, безопасности и суверенитета государств. В нем также отмечалась необходимость консолидации усилий мирового сообщества для борьбы с терроризмом и формирования широкой коалиции на основе положений Устава ООН, норм и принципов международного права без политизации и предварительных условий. Приоритетной задачей определено пресечение деятельности ИГИЛ (запрещенная в России организация). Тревогу, согласно заявлению, вызывает рост угроз безопасности в Центральной Азии, связанных с

8 См.: Алешин В.В., Остроухов Н.В., Рытов Е.Н. О некоторых аспектах обеспечения экономической безопасности России (Государственная безопасность) // Право и политика. 2015. № 1. С. 45-51.

повышением активности ИГИЛ, движения «Талибан», «Аль-Каиды» и других террористических организаций, действующих на территории Афганистана. В связи с этим главы государств - членов ОДКБ выразили намерение укреплять силовой потенциал ОДКБ, наращивать его контртеррористическую составляющую, повышать боеготовность Коллективных сил оперативного реагирования с целью противодействия новым вызовам и угрозам.

Особый акцент сделан на необходимость перекрытия источников финансирования терроризма, как того требуют резолюции Совета Безопасности ООН и международные стандарты Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

Как показывает мировая практика, борьба с терроризмом может потребовать использования вооруженных сил государств9. Для этого в рамках ОДКБ создана необходимая договорно-правовая база. Так, Соглашением о порядке формирования и функционирования сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ от 10.12.2010 г.10 определено, что силы и средства системы коллективной безопасности предназначены для участия, в том числе в мероприятиях по противодействию вызовам и угрозам безопасности Сторон, включая борьбу с международным терроризмом (ст. 4).

В соответствии с Соглашением о Коллективных силах оперативного реагирования ОДКБ от 14.06.2009 г. на них возлагаются задачи, связанные с участием в борьбе с международным терроризмом (ст. 2)11.

Протоколом о механизме оказания военно-технической помощи государствам - членам

ОДКБ в случаях возникновения угрозы агрессии или совершения акта агрессии от 06.10.2007 г. установлено понятие «военно-техническая помощь» (ст. 1), под которой понимается предоставление продукции военного назначения на безвозмездной или иной льготной основе в целях поддержания и восстановления боеготовности вооруженных сил стороны в случае возникновения угрозы совершения акта агрессии против указанной стороны, либо когда сторона применяет свое право на индивидуальную или коллективную самооборону в соответствии со ст. 51 Устава ООН, либо когда сторона стала объектом актов терроризма или других угроз суверенитету и территориальной целостности. Протоколом предусмотрены порядок и условия оказания такой помощи12.

Адаптация ОДКБ к современной военно-политической обстановке представляет собой важную задачу деятельности этой организации. Мерой, способствующей такой адаптации, является сотрудничество с другими международными структурами. Особо необходимо отметить сотрудничество ОДКБ с ООН и ШОС, с которыми она имеет договоренности о взаимодействии. Так, в ходе 71-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН

9 Например, военная операция США и их союзников в Афганистане.

10 Соглашение о порядке формирования и функционирования сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ от 10.12.2010 г. http://docs.cntd.ru/document/902272592

11 Соглашение о Коллективных силах оперативного реагирования ОДКБ от 14.06.2009 г. http://docs.cntd. ru/document/902272592

12 Теоретические и правовые аспекты противодействия терроризму: современные подходы: монография / В.В. Алешин, В.В. Красинский, Д.Н. Петровский и др.; под общ. ред. д-ра юр. наук, проф. В.В. Алешина. М.: РГГУ, 2019. С. 105-108.

был подписан Меморандум о взаимопонимании между секретариатом ОДКБ и Исполнительным директоратом Контртеррористического комитета Совета Безопасности ООН. Кроме того, Генеральной Ассамблеей ООН на регулярной основе

принимаются резолюции об укреплении сотрудничества с ОДКБ, СНГ и ШОС. Это подчеркивает значение, которое ООН придает деятельности указанных международных организаций в сфере обеспечения безопасности.

Стратегические цели и задачи взаимодействия ОДКБ и ШОС по противодействию терроризму

По вопросам сотрудничества ОДКБ и ШОС можно отметить, что, по данным официального сайта ОДКБ, между двумя организациями налажены контакты на уровне высших должностных лиц (проводятся встречи генеральных секретарей, а также высших должностных лиц, на которых обсуждаются в том числе вопросы антитеррористического сотрудничества)13.

Вопросы противодействия терроризму включаются в повестку дня ШОС с начала деятельности этой организации. 15 июня 2001 г. была подписана Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (ратифицирована Россией 10.01.2003 г.)14. В соответствии с Шанхайской конвенцией государства - члены ШОС договорились о сотрудничестве по вопросам предупреждения, выявления и пресечения деяний, указанных в п. 1 ст. 1 (терроризм, сепаратизм и экстремизм)15.

Терроризм в Шанхайской конвенции определен как деяние, направленное на то, чтобы вызвать смерть какого-либо гражданского лица или причинить ему тяжкое телесное повреждение, а также нанести значительный ущерб какому-либо материальному объекту, равно как ор-

ганизация, планирование такого деяния, пособничество его совершению, подстрекательство к нему, когда цель такого деяния заключается в том, чтобы запугать население, нарушить общественную безопасность или заставить органы власти либо международную организацию совершить какое-либо действие или воздержаться от его совершения. Кроме того, к терроризму отнесены деяния, признаваемые преступлениями в соответствии с антитеррористическими договорами ООН, указанными в Приложении к Шанхайской конвенции16.

Что касается сепаратизма и экстремизма, то под ними согласно этому документу понимаются:

• «деяние, направленное на нарушение территориальной целостности государства, в том числе на отделение от него части его территории, или дезинтеграцию государства, совершаемое насильственным путем, а равно планирование и подготовка такого деяния, пособничество его совершению, подстрекательство к нему» (сепаратизм);

• «деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно на-

13 Алешин В.В., Савельев В.А., Петровский Д.Н. Информационно-правовой обзор «Правовые аспекты противодействия терроризму в современных условиях». М.: Издание Совета Федерации, 2017. С. 50-54.

14 9 июня 2017 г. в городе Астане была также подписана Конвенция ШОС по противодействию экстремизму (в силу не вступила).

15 Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15.06.2001 г. Ратифицирована Россией 10.01.2003 г. http://www.kremlin.ru/supplement/3405

16 См.: Майстренко Г.А. Борьба с терроризмом на основе реализации положений международного и российского права // Современное право. 2018. № 9. С. 116 - 119.

сильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них» (экстремизм).

Шанхайской конвенцией также установлены:

• формы сотрудничества компетентных органов (обмен информацией; выполнение запросов о проведении оперативно-розыскных мероприятий; принятие мер по предупреждению и пресечению финансирования и поставок вооружения террористическим организациям и т.д.);

• порядок выполнения запросов об оказании содействия;

• перечень вопросов, по которым компетентные органы обмениваются информацией.

Следует обратить внимание на ст. 10 Шанхайской конвенции, согласно которой Стороны должны заключить отдельное соглашение с целью создания региональной антитеррористической структуры с месторасположением в городе Бишкеке для борьбы с деяниями, указанными в п. 1 ст. 1 Конвенции17. Названная структура была создана на основе Соглашения между государствами - членами ШОС о Региональной антитеррористической структуре (далее - РАТС) от 07.06.2002 г. (ратифицировано Россией 05.03.2004 г.).

Соглашением о РАТС (ст. 3) предусмотрено, что РАТС является постоянно действующим органом ШОС, предназначенным для содействия взаимодействию компетентных органов Сторон в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, как эти деяния определены в Шанхай-

ской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15.06.2001 г. В соответствии со ст. 6 Соглашения о РАТС задачи РАТС среди прочего включают:

• разработку предложений о развитии сотрудничества в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом;

• формирование банка данных РАТС о международных террористических, сепаратистских и иных экстремистских организациях, а также об источниках и каналах их финансирования;

• содействие в подготовке и проведении антитеррористических учений, а также оперативно-розыскных и иных мероприятий по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом;

• содействие в осуществлении международного розыска лиц;

• содействие в подготовке специалистов и инструкторов для антитеррористических подразделений;

• содействие в проведении антитеррористических командно-штабных и оперативно-тактических учений по просьбе заинтересованных сторон.

Финансирование деятельности РАТС осуществляется из средств бюджета ШОС. Органами РАТС являются Совет РАТС (состоит из представителей сторон Соглашения) и Исполнительный комитет (состоит из директора и персонала). Совет определяет порядок осуществления основных задач и функций РАТС, представляет ежегодные доклады о деятельности РАТС Совету глав государств - членов ШОС. Директор и его заместители назначаются Советом глав государств -членов ШОС. Директор является высшим административным должностным лицом Исполнительного комитета. Он участвует в заседаниях Совета РАТС, имеет право доводить до его сведе -ния любые вопросы в рамках компетенции РАТС, а также выполняет другие функции, которые возлагаются на него РАТС.

17 Статья 10 Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 года

В целях создания условий для обмена конфиденциальной информацией государствами - членами ШОС было заключено Соглашение об обе-

спечении защиты секретной информации в рамках РАТС ШОС от 17.06.2004 г. (ратифицировано Россией 13.10.2009 г.).18

Кроме того, члены ШОС договорились о противодействии террористическим угрозам информационно-коммуникационного характера, заключив Соглашение между правительствами государств - членов ШОС о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности от 16.06.2009 г. (вступило в силу 02.06.2011 г.), в котором содержится понятие «информационный терроризм» и указаны меры противодействия ему19.

Двустороннее сотрудничество России и иностранных государств в антитеррористической деятельности

В основе двустороннего сотрудничества России и иностранных государств в антитеррористической деятельности лежат соответствующие двусторонние договоры. Реализуя данные договоры, Россия укрепляет основы многостороннего сотрудничества. В частности, ею заключены договоры о сотрудничестве в борьбе с терроризмом с Китаем и Кипром. Кроме того, подписано немало антитеррористических договоров на межведомственном уровне, стороной которых является Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг).

Следует подчеркнуть, что об антитеррористическом сотрудничестве говорится также в двусторонних международных договорах Российской Федерации, устанавливающих партнерские или союзнические отношения с иностранными государствами.

Двустороннее антитеррористическое сотрудничество между государствами может осуществляться не только в рамках международных договоров, но и на основе взаимности, о чем упоминается в антитеррористических договорах ООН.

О возможности осуществления сотрудничества на основе взаимности при отсутствии международных договоров говорится также в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации20.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Вооруженные Силы РФ в соответствии с международными договорами Российской Федерации, указанным Федеральным законом и другими федеральными законами осуществляют пресечение международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации посредством:

18 Соглашение о банке данных Региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества от 17.06.2004 г. http://docs.cntd.ru/document/456089241

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19 Алешин В.В., Савельев В.А., Петровский Д.Н. Информационно-правовой обзор «Правовые аспекты противодействия терроризму в современных условиях». М.: Издание Совета Федерации, 2017. С. 54-57.

20 Алешин В.В. О некоторых основных изменениях российского законодательства в области противодействия терроризму в 2013-2014 годах// Национальная безопасность / nota bene . - 2015. - № 2. - С. 257 - 265.

• применения вооружения с территории Российской Федерации против находящихся за ее пределами террористов и (или) их баз;

• использования формирований Вооруженных Сил РФ для выполнения задач по пресечению международной террористической деятельности за пределами территории Российской Фе-дерации21.

Решение об использовании за пределами территории Российской Федерации формирований Вооруженных Сил РФ, применяемых для выполнения задач по пресечению международной террористической деятельности, принимается Президентом РФ на основании соответствующего постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Решение об отзыве формирований Вооруженных Сил РФ принимается Президентом РФ в случаях:

• выполнения ими поставленных задач по пресечению международной террористической деятельности;

• нецелесообразности их дальнейшего пребывания за пределами территории Российской Федерации.

Президент РФ информирует Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации об отзыве формирований Вооруженных Сил РФ.

Согласно Постановлению Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 07.07.2006 г. № 219-СФ «Об использовании формирований Вооруженных Сил Российской Федерации и подразделений специального назначения за пределами территории Российской Феде-

рации в целях пресечения международной терро-ристической деятельности»22, которое вступило в силу с 07.07.2006 г. и действует на период решения задач устранения угрозы осуществления за пределами территории Российской Федерации террористических актов против Российской Федерации либо против граждан Российской Федерации или лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, было принято решение «разрешить Президенту Российской Федерации в соответствии с законодательными актами Российской Федерации использовать формирования Вооруженных Сил Российской Федерации и подразделения специального назначения за пределами территории Российской Федерации в целях пресечения международной террористической деятельности против Российской Федерации либо против граждан Российской Федерации или лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации».

Движение в сторону интернационализации и институционализации характерно не только для террористических структур, но и для субъектов международного антитеррористического сотрудничества. За счет этого расширяются возможности государств адекватно реагировать на возникающие террористические угрозы. Например, за последнее время заметно увеличилось число международных антитеррористических документов, принятых на глобальном, региональном и двустороннем уровнях, что позволяет говорить о возрастающем межгосударственном взаимодействии в антитеррористической сфере23.

21 Алешин В.В. Правовые основы применения режима чрезвычайного положения и режима контртеррористической операции // Современное право. - 2006. - № 4; Алешин, В.В. О некоторых правовых аспектах осуществления режима контртеррористической операции // Право и образование. - 2014. - № 9. - С. 117-126.

22 Постановлению Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 07.07.2006 № 219-СФ «Об использовании формирований Вооруженных Сил Российской Федерации и подразделений специального назначения за пределами территории Российской Федерации в целях пресечения международной террористической деятельности».

23 Алешин В.В. Журавлев В.В. Анализ антитеррористического законодательства Европейского союза и Российской Федерации // Проблемы национальной стратегии. 2015. № 2 (29). С. 103-118.

Нельзя не отметить, что современном мире не существует государств, которые в открытой форме говорили бы о своей поддержке террористов и терроризма. Все государства - члены международного сообщества отрицательно относятся к терроризму и декларируют свою решимость вести с ним борьбу.

Вместе с тем, на практике могут возникнуть разногласия относительно юридической квалификации деяний, совершенных в контексте определенных событий, что, как правило, вызвано разными политическими подходами государств к существующим проблемам международных отношений. Вследствие этого даются разные оценки таким деяниям. Лица, которые для одних государств являются террористами, другими государствами признаются борцами за свободу. Подобная проблема имеет место в Сирии, где США так и не смогли четко размежевать террористов и не террористов среди воюющих групп, входящих в антиправительственную оппозицию24.

Эффективному функционированию правовых механизмов антитеррористического сотрудничества не должны препятствовать разногласия по политическим вопросам международной повестки дня. Борьба с терроризмом не должна превращаться в разменную монету. Приходится сожалеть, что по вине западных государств динамика антитеррористического взаимодействия их

специальных служб со специальными службами Российской Федерации, как следует из сообщений в СМИ, остается на невысоком уровне.

Правовые и политические механизмы, необходимые для противодействия терроризму, международным сообществом созданы. Они нуждаются в постоянном совершенствовании, поскольку совершенствуются формы деятельности самих террористов. Для дальнейшего повышения эффективности антитеррористического сотрудничества важно продолжать расширять сферу действия и состав участников соответствующих международных документов. Указания на это содержатся в резолюциях Совета Безопасности ООН и Генеральной Ассамблеи ООН, касающихся борьбы с терроризмом.

Кроме того, не менее значимой является необходимость добросовестного выполнения государствами принятых международных обязательств. Речь идет как о международных договорах, заключенных в рамках ООН, так и о документах, которые формально не являются международными договорами, но играют при этом немаловажную роль в развитии антитеррористического сотрудничества. К их числу, например, относится Глобальная контртеррористическая стратегия ООН. Укреплению основ борьбы с терроризмом также способствует практика включения антитеррористической проблематики в обсуждения, проводимые на уровне глав государств и правительств. О готовности государств совместно противодействовать терроризму регулярно упоминается в документах, принимаемых по итогам встреч на высшем уровне.

Российская Федерация занимает твердую позицию по вопросам борьбы с международным терроризмом, о чем недвусмысленно говорится в п. 33 Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ

24 Теоретические и правовые аспекты противодействия терроризму: современные подходы: монография / В.В. Алешин, В.В. Красинский, Д.Н. Петровский и др. ; под общ. ред. д-ра юр. наук, проф. В.В. Алешина. М.: РГГУ, 2019. С. 212.

В.В. Путиным 30.11.2016 г., которая гласит, что «Россия рассматривает борьбу с международным терроризмом в качестве важнейшей государственной задачи и ключевого приоритета в сфере международной безопасности»25.

Авторы не ставили перед собой задачу сделать исчерпывающее описание существующих правовых механизмов в сфере противодействия терроризму, что потребовало бы подготовки значительного по объему исследования.

Нормативно-правовые акты и литература

1. Концепции внешней политики Российской Федерации, утв. Президентом РФ В.В. Путиным 30.11.2016 г. http://www.consultant.ru/cons/cgi/online

2. Соглашение о банке данных Региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества от 17.06.2004 г. http:// docs.cntd.ru/document/456089241

3. Соглашение о Коллективных силах оперативного реагирования ОДКБ от 14.06.2009 г. http://docs. cntd.ru/document/902272592

4. Соглашение о порядке формирования и функционирования сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ от 10.12.2010 г. http://docs. cntd.ru/document/902272592

5. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15.06.2001 г. Ратифицирована Россией 10.01.2003 г. http://www. kremlin.ru/supplement/3405

6. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 07.07.2006 г. № 219-СФ «Об использовании формирований Вооруженных Сил Российской Федерации и подразделений специального назначения за пределами территории Российской Федерации в целях пресечения международной террористической деятельности». http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_61423/

7. Федеральный закон от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (ред. от 29.03.2019 г.). http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_58840/

8. Устав Организации Договора о коллективной безопасности от 07.10.2002 г. https://odkb-csto.org/documents/documents/ustav_organizatsii_ dogovora_o_kollektivnoy_bezopasnosti_/

9. Стратегия коллективной безопасности ОДКБ на период до 2025 года от 14.10.2016 г. https:// odkb-csto.org/documents/statements/strategiya_ kollektivnoy_bezopasnosti_organizatsii_dogovora_o_ kollektivnoy_bezopasnosti_na_period_do_/

10. Конвенция ШОС по противодействию экстремизму от 09.06.2017 г. (в силу не вступила).

11. Теоретические и правовые аспекты противодействия терроризму: современные подходы: монография / В.В. Алешин, В.В. Красинский, Д.Н. Петровский и др.; под общ. ред. д-ра юр. наук, проф. В.В. Алешина. М.: РГГУ, 2019.

12. Андреев А.Ф., Яковлев А.С. Международно-правовые основы коалиционного военного строительства Организации Договора о коллективной безопасности // Международное право и международные организации. 2015. № 4. С. 458-477.

13. Алешин В.В., Остроухов Н.В., Рытов Е.Н. О некоторых аспектах обеспечения экономической безопасности России (Государственная безопасность) // Право и политика. 2015. № 1. С. 45-51.

14. Алешин В.В., Савельев В.А., Петровский Д.Н. Информационно-правовой обзор «Правовые аспекты противодействия терроризму в современных условиях». М.: Издание Совета Федерации, 2017.

15. Майстренко Г.А. Борьба с терроризмом на основе реализации положений международного

25 Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 30 ноября 2016

и российского права // Современное право. 2018. № 9. С. 116-119.

16. Алешин В.В. О некоторых основных изменениях российского законодательства в области противодействия терроризму в 2013-2014 годах// Национальная безопасность / nota bene . 2015. № 2. С. 257-265.

17. Алешин В.В. Правовые основы применения режима чрезвычайного положения и режима контртеррористической операции // Современное право. 2006. № 4

18. Алешин В.В. О некоторых правовых аспектах осуществления режима контртеррористической операции // Право и образование. 2014. № 9. С. 117-126.

19. Алешин В.В. Журавлев В.В. Анализ антитеррористического законодательства Европейского союза и Российской Федерации // Проблемы национальной стратегии. 2015. № 2 (29). С. 103-118.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.