ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2018. № 5
Ксения Михайловна Дорохина,
аспирант факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова (Россия), e-mail: [email protected]
АНАЛИЗ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ
Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) на сегодняшний день является одним из важнейших международных институтов по обеспечению защиты пространства Центральной Азии. Одним из ключевых направлений работы ОДКБ является противодействие террористической угрозе. Приоритетными являются проблемы пресечения деятельности террористических и экстремистских организаций, противодействия террористическому рекрутингу и борьбы с пропагандой террористической и экстремистской идеологии. Целью данной статьи является выявление особенностей антитеррористической стратегии ОДКБ, в первую очередь в контексте обеспечения безопасности в Центральной Азии, в особенности в условиях угрозы транзита боевиков из разгромленных террористических группировок на Ближнем Востоке в государства Центрально-Азиатского региона. В настоящем исследовании осуществлен анализ Глобального индекса терроризма в 2014-2018 гг., который позволил выявить динамику террористической активности на пространстве ОДКБ. Особое внимание уделено анализу нормативно-правовых оснований сотрудничества организации, в том числе в контексте гармонизации законодательства государств-участников в сфере противодействия терроризму. В частности, отмечено важное значение принятия единого Перечня террористических организаций. Подробно рассмотрены особенности функционирования ключевых институтов, обеспечивающих реализацию антитеррористической политики ОДКБ, а также постоянные операции и антитеррористические учения. Автор приходит к выводу, что ОДКБ зарекомендовала себя в качестве эффективного механизма противодействия терроризму. Однако сохраняется необходимость проработки таких направлений деятельности, как противодействие финансированию терроризма и борьба с пропагандой террористической идеологии.
Ключевые слова: ОДКБ, международные организации, антитеррористическая политика, терроризм, экстремизм, международная безопасность, региональная безопасность.
Ksenia Mikhailovna Dorokhina,
Graduate student, PoIitical Science Department, Lomonosov Moscow State
University (Russia), e-mail: [email protected]
ANALYSIS OF THE COLLECTIVE SECURITY TREATY ORGANIZATION'S STRATEGY FOR COUNTERING TERRORISM
The Collective Security Treaty Organization (CSTO) is one of the most important international institutions ensuring the protection of Centra! Asia. One of the key areas of its work is countering the terrorist threat. The priority issues of the CSTO are suppressing the activities of terrorist and extremist organizations, countering terrorist recruitment and countering terrorist propaganda. The purpose of this article is to identify the features of the CSTO anti-terrorism strategy, primarily in the context of ensuring security in Centra! Asia, and especially under the threat of the movement of militants from defeated terrorist groupings in the Middle East to the Centra! Asian states. Particular attention is paid to the analysis of the regulatory and !ega! basis for the cooperation of the organization, including in the context of reconciliation of the legislation of the participating states in the field of countering terrorism. In particular, the significance ofadopting a single list ofterrorist organizations is underscored. The features of the functioning of key institutions ensuring the imp!ementation of CSTO anti-terrorist po!icy, as we!! as permanent operations and anti-terrorist exercises are considered in detai!. The author comes to the conc!u-sion that the CSTO has established itself as an effective mechanism for countering terrorism. However, there remains a need to work out such activities as countering the financing of terrorism and combating the propaganda of terrorist ideo!ogy.
Key words: CSTO, international organizations, anti-terrorist policy, terrorism, extremism, international security, regional security.
Введение
Международный терроризм за всю историю своего существования претерпел множество трансформаций, превратившись в конце XX — начале XXI в. в угрозу глобального характера. На сегодняшний день сохраняется рост террористической угрозы, опасность широкой экспансии экстремистских идей, происходит изменение методов и усиление жестокости их применения, рост количества жертв. Также сохраняется угроза транзита боевиков из разгромленных террористических группировок в Сирии и Афганистане в государства Центральной Азии. В контексте обострения конфликтов и активизации террористических группировок на Ближнем Востоке и в Северной Африке требуется усиление взаимодействия государств по линии международных организаций1.
В данной связи возрастает значимость Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), объединяющей Россию,
1 Манойло А.В., Шегаев И.С. Особенности борьбы с международным терроризмом в условиях его интернационализации // РоШВоок. 2017. № 1. С. 145-165.
Белоруссию, Казахстан, Армению, Киргизию и Таджикистан2. В «Стратегии коллективной безопасности ОДКБ до 2025 г.» в качестве основных угроз коллективной безопасности обозначены деятельность экстремистских и террористических организаций, пропаганда и финансирование терроризма, рекрутирование граждан государств — членов ОДКБ в ряды международных террористических и религиозно-экстремистских организаций, а также прогнозируемый рост террористической активности за счет возвращающихся на родину граждан государств — членов ОДКБ, прошедших боевую практику в рядах международных террористических организаций3.
Приоритетными остаются вопросы обеспечения защиты от террористической угрозы для Таджикистана, южные районы которого граничат с афганскими провинциями, находящимися под контролем талибов и «Исламского государства»4.
Немаловажно, что вопросы противодействия терроризму тесно связаны с другими направлениями работы организации. В частности, существует проблема взаимосвязи транзита наркотических веществ с ростом террористической угрозы в регионе, так как именно наркотрафик является финансовой основой деятельности террористических группировок в регионе. Согласно данным ФСКН, доходы от наркотрафика из Афганистана ежегодно составляют порядка 150 млрд долл.5, при этом, по оценке директора ФСКН Виктора Иванова, доходы ИГИЛ от продажи наркотиков составляют от 200
2 Гусев Л.Ю. Борьба с терроризмом и экстремизмом в странах Центральной Азии и Афганистане. Роль ОДКБ // Россия и новые государства Евразии. 2018. № 1. С. 126-133; Казанцев А.А. «Большая игра» с неизвестными правилами: мировая политика и Центральная Азия. М.: Наследие Евразии, 2008; Козюлин В.Б. Антитеррористический потенциал ОДКБ и ШОС в Центральной Азии // Современные евразийские исследования. 2016. № 2. С. 14-20; НикитинаЮ.А. Эволюция механизмов и международно-политических стратегий ОДКБ и ШОС: Дис. ... канд. полит. наук. М., 2008; Николаенко В.Д. Десять лет Договору о коллективной безопасности // Международная жизнь. 2002. № 4. С. 62-66; Николаенко В.Д. Организация Договора о коллективной безопасности: (истоки, становление, перспективы). М.: Научная книга, 2004; Селезнев И.А. На страже коллективной безопасности Центральной Азии // Россия и новые государства Евразии. 2018. № 2. С. 97-108; Селезнев И.А. ОДКБ и ШОС: институциональная роль в безопасности стран Центральной Азии // СОТИС — социальные технологии, исследования. 2018. № 2. С. 63-70.
3 Стратегия коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности на период до 2025 г. // Организация Договора о коллективной безопасности. 2016. 14 октября. URL: http://odkb-csto.org/documents/detail. php?ELEMENT_ID=8382
4 Организация запрещена на территории РФ. См.: МалышевД.В. Центральная Азия: угроза радикального исламизма. Ситуация в Таджикистане // Свободная мысль. 2016. №4. С. 181-192.
5 Петров И. ФСКН: Боевики «ИГ» везут героин в ЕС через Турцию // Российская газета. 2015. 16 декабря. URL: https://rg.ru/2015/12/16/reroin-site-anons.html
до 500 млн долл. в год6. Кроме того, в рамках ОДКБ проводятся операции по противодействию нелегальной миграции. По данным Координационного совета руководителей компетентных органов государств — членов ОДКБ по вопросам борьбы с незаконной миграцией, в последние годы существует приток нелегальных мигрантов из Сирии, Ливана, Ирака и Йемена, что может привести к росту террористической угрозы в регионе. Так, в 2016 г. из обозначенных стран в государства — члены ОДКБ прибыло свыше 70 тыс. мигрантов, из них убыли более 63 тыс., остальные остались на территории стран ОДКБ7. Более 22 тыс. человек прибыли на территорию государств ОДКБ из Афганистана8. В зоне наибольшего риска находятся государства Центральной Азии.
Институт экономики и мира Сиднейского университета ведет Глобальный индекс терроризма, который, в частности, позволяет проследить динамику террористической активности в государствах — участниках ОДКБ (рис. 1)9. Рейтинг основан на данных о количестве террористических инцидентов, количестве погибших и пострадавших, уровне материального ущерба и охватывает 163 страны (99,7 % населения мира). Значение данного индекса варьируется от 0 (отсутствие воздействия терроризма) до 10 (высокий уровень террористического воздействия). Общий балл присваивается на основе средневзвешенного показателя за 5 лет.
Согласно Глобальному индексу терроризма, наибольший уровень террористической активности на пространстве ОДКБ стабильно сохраняется в России. Однако за 5 лет наблюдается снижение показателя на 1,53 пункта. Наилучший показатель у Белоруссии: за 2014-2018 гг. наблюдается снижение до 0. Отрицательная динамика, напротив, наблюдается у Армении, показатель которой ухудшился с
6 Глава ФСКН оценил прибыли ИГИЛ от контрабанды героина в Европу // Аргументы и факты. 2015. 22 декабря. URL: http://www.aif.ru/society/safety/glava_ fskn_ocenil_pribyli_igil_ot_kontrabandy_geroina_v_evrosoyuza
7 Операция «Нелегал-2016» в странах ОДКБ выявила свыше 140 тысяч нарушений // РИА Новости. 17 ноября. 2016. URL: https://ria.ru/20161117/1481595345.html
8 Тумакова С. Для стран ОДКБ существует угроза незаконной миграции из зон военных конфликтов // ТАСС. 2016. 17 ноября. URL: http://tass.ru/politika/3790911
9 Global Terrorism Index, 2014. Measuring and Understanding the Impact of Terrorism. Sydney: Institute for Economics and Peace, 2014. URL: http://economicsandpeace.org/ wp-content/uploads/2015/06/Global-Terrorism-Index-Report-2014.pdf; Global Terrorism Index, 2015. Measuring and Understanding the Impact of Terrorism. Sydney: Institute for Economics and Peace, 2015. URL: http://economicsandpeace.org/wp-content/ uploads/2015/11/Global-Terrorism-Index-2015.pdf; Global Terrorism Index, 2016. Measuring and Understanding the Impact of Terrorism. Sydney: Institute for Economics and Peace, 2016. URL: http://visionofhumanity.org/app/uploads/2017/02/Global-Terrorism-Index-2016.pdf; Global Terrorism Index, 2017. Measuring and Understanding the Impact of Terrorism. Sydney: Institute for Economics and Peace, 2017. URL: http://visionofhumanity. org/app/uploads/2017/11/Global-Terrorism-Index-2017.pdf
0,115 в 2015 г. до 2,374 в 2017 г., затем в 2018 г. вновь снизился до 1,69. В Таджикистане после увеличения значения индекса до 3,086 наблюдается снижение до 2,233 в 2018 г. Показатель Киргизии увеличился в 2015 г. с 0,1 до 1,722, но тем не менее обеспечивает ей место в зоне рейтинга стран с наименьшим уровнем террористической угрозы. Показатель Казахстана после снижения до 0,934 в 2016 г. вырос до 2,95 в 2017 г. и снизился до 2,95 в 2018 г.
Таджикистан Россия Казахстан Киргизия Белоруссия
Армения ^ц.
2 3 4 5
□ 2014 □ 2015 ■ 2016 0 2017 П2018
Рис. 1. Динамика террористической активности в государствах — участниках ОДКБ в 2014-2018 гг. по данным Глобального индекса терроризма
На наш взгляд, данная динамика свидетельствует об ухудшении обстановки в Закавказье и Центральной Азии, что связано с ростом террористической активности на Ближнем Востоке. Так, обозначенные страны в меньшей степени страдают от террористических атак, однако именно они находятся в зоне риска вербовки граждан террористическими группировками. Согласно данным исследования А.В. Манойло и И.С. Шегаева, благоприятные условия для террористической активности в целом и в том числе для функционирования системы террористического рекрутинга на постсоветском пространстве сложились в Таджикистане и Киргизии. Это подтверждается и данными Национального антитеррористического комитета, согласно которым организаторами, исполнителями и соисполнителями терактов в Российской Федерации (предотвращенных и исполненных) в 2016-2017 гг. были граждане СНГ, завербованные в мигрантской среде10.
10 Манойло А.В., Шегаев И.С. Террористический рекрутинг на постсоветском пространстве: современные тенденции и риски для России // Вестник Московского государственного областного университета. 2018. № 2. С. 129-142.
Данная проблематика освещается и в докладе Аналитической ассоциации ОДКБ за 2017 г. Его авторы отмечают, что эта ситуация является следствием таких факторов, как обострение ситуации на севере Афганистана, связанное с ростом влияния группировки ИГИЛ11, конфликт в Сирии, тяжелая экономическая и внутриполитическая ситуация во многих постсоветских государствах Центрально-Азиатского региона12. В свою очередь, исследователи Института Востоковедения РАН отмечают, что количество людей, перешедших «под знамена халифата» преувеличено. Согласно данным доклада, подготовленного международным коллективом исследователей в 2017 г., массового характера радикализация трудовых мигрантов из стран Центрально-Азиатского региона на территории России не имеет. Они отмечают, что предпосылки радикализации закладываются на родине трудовых мигрантов, причем в наибольшей зоне риска оказывается молодежь в возрасте до 20 лет13.
Из всех государств ОДКБ лишь Россия стабильно сохраняет положение в третьей группе рейтинга, которая объединяет страны со средним уровнем террористической угрозы. По данным индекса, пик террористической активности в России пришелся на 2003-2004 и 2010-2011 гг. Впрочем, эксперт Российского института стратегических исследований А.В. Атаев выступил с критикой индекса, отметив, что угроза на Северном Кавказе в настоящее время снизилась14.
Тем не менее, исходя из представленных данных, можно сделать вывод, что двумя приоритетными направлениями работы в ОДКБ должны быть укрепление антитеррористической безопасности на территории РФ, с одной стороны, и препятствие транзиту радикальных группировок через государства Центрально-Азиатского региона — с другой. Кроме того, исходя из показателя Армении, можно сделать вывод, что Закавказье, несмотря на сохранение достаточно низкой степени угрозы, тем не менее должно непрерывно оставаться в фокусе внимания ОДКБ по обеспечению защиты от терроризма.
11 Организация запрещена на территории Российской Федерации.
12 Угроза международного терроризма и религиозного экстремизма государствам — членам ОДКБ на центральноазиатском и афганском направлениях: Аналитический доклад / Под ред. И.Н. Панарина, А.А. Казанцева. М.: Институт международных исследований МГИМО МИД России, 2017. URL: http://imi-mgimo. ru/images/pdf/analiticheskie_doklady/igil.pdf. С. 16-18.
13 Причины и мотивы радикализации трудовых мигрантов из стран Центральной Азии на территории России: Совместное исследование. М.: Институт Востоковедения РАН, 2017. URL: https://www.sfcg.org/wp-content/uploads/2018/04/RAS-Final-Report_CA-Radicalization_Russ_24042018.pdf
14 Городецкая Н. В России чуть безопаснее, чем на Украине // Коммерсантъ. 2016. 4 декабря. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3161800
Нормативно-правовые основания сотрудничества
государств ОДКБ и институты по реализации
антитеррористической политики
В рамках ОДКБ отсутствует нормативное определение понятия «терроризм», однако в контексте «Рекомендаций Совета Межпарламентской Ассамблеи государств СНГ по унификации и гармонизации законодательств государств — членов ОДКБ в сфере борьбы с международным терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ» в части гармонизации национальных законодательств предлагается опираться на определения понятий, которые даны в конвенциях и резолюциях ООН, а также в нормативно-правовых актах СНГ, в первую очередь в модельном законе Межпарламентской ассамблеи СНГ «О борьбе с терроризмом»15. Согласно модельному закону, терроризм определяется как «наиболее опасная форма политического экстремизма, связанная с шоковым воздействием на массовое сознание и сознание государственных и общественных деятелей и заключающаяся в применении насилия либо в угрозах его применения, посредством чего через устрашение физических лиц осуществляется управление их поведением в выгодном для террористов направлении и достигаются преследуемые террористами цели»16.
ОДКБ неоднократно призывала ООН к юридическому оформлению понятия «терроризм» и работе по созданию и обновлению списков террористических организаций. На сегодняшний день в рамках организации продолжается проработка нормативно-правовой базы, обеспечивающая координацию усилий государств-участников в сфере противодействия терроризму. Так, нормативную основу составляют: Решение «О программе совместных мер в рамках ОДКБ в сфере борьбы с терроризмом и наркоугрозой» (2006); Решение «О плане коллективных действий государств — членов ОДКБ по реализации Глобальной контртеррористической стратегии ООН на 2008-2012 гг.»; Меморандум о повышении эффективности Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. и его адаптации к современной геополитической ситуации (2012); Решение Совета коллективной безопасности ОДКБ «О перечне дополнительных мер по противодействию международному терроризму и экстремизму
15 Подробнее см.: БондуровскийВ.В. Модельное законодательство СНГ и ОДКБ в сфере противодействия международному терроризму: состояние и направления совершенствования // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2016. № 1. С. 57-62.
16 Модельный закон о борьбе с терроризмом (новая редакция) // Межпарламентская ассамблея государств — участников Содружества Независимых Государств. 2013. 17 января. URL: http://iacis.ru/upload/iblock/732/157.pdf
в формате ОДКБ» (2016); Решение Совета коллективной безопасности ОДКБ «О положении о формировании Единого списка организаций, признанных террористическими в формате ОДКБ» (2016); Стратегия коллективной безопасности ОДКБ на период до 2025 г. (2016).
Ключевыми органами, обеспечивающими разработку и реализацию основных направлений работы ОДКБ в сфере противодействия терроризму, являются Совет коллективной безопасности, состоящий из глав государств-участников, Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны и Комитет секретарей советов безопасности.
С июня 2005 г. при Комитете секретарей советов безопасности функционирует Рабочая группа по вопросам борьбы с терроризмом, основными задачами которой являются: выработка предложений, направленных на совершенствование мер борьбы с терроризмом и экстремизмом и связанными с ними вызовами и угрозами коллективной безопасности; осуществление экспертно-правовой проработки проектов решений Комитета секретарей советов безопасности и материалов, обосновывающих их принятие; анализ, оценка и подготовка информации, необходимой для выполнения возложенных на Комитет секретарей советов безопасности задач по вопросам координации взаимодействия государств — членов Организации в сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом.
Немаловажное значение для стабилизации обстановки в регионе имеет и Рабочая группа по Афганистану при Совете министров иностранных дел ОДКБ, в задачи которой входит мониторинг текущей ситуации в Афганистане, сотрудничество с правительством, в том числе по вопросу угрозы наступления боевиков в сопредельных с Таджикистаном районах.
В целях повышения потенциала ОДКБ принято решение о реформировании Объединенного штаба ОДКБ и создании Центра кризисного реагирования организации. По словам начальника Объединенного штаба Анатолия Сидорова, основными задачами Центра станут подготовка решений уставных органов ОДКБ, обеспечение закрытой видеоконференцсвязи и передачи информации с национальными центрами управления обороной государств ОДКБ17.
Единый перечень террористических организаций
Вопрос о формировании единого террористического списка в рамках организации был впервые поставлен в 2003 г. на заседании Комитета секретарей советов безопасности ОДКБ, впервые Перечень террористических и экстремистских организаций, деятельность
17 Центр кризисного реагирования ОДКБ в Москве откроется в этом году // ТАСС. 2017. 6 апреля. URL: http://tass.ru/moskva/4159073
которых запрещена на территории государств — членов ОДКБ, был утвержден в 2004 г. Так же, как и в рамках ШОС и СНГ, перечень был сформирован на основе существующих национальных списков в государствах — участниках ОДКБ. Планировалось, что он будет рассмотрен на следующей сессии Совета министров иностранных дел ОДКБ в июне 2005 г., однако по инициативе российской стороны вопрос был снят с повестки для согласования ряда юридических вопросов. Подобный подход к формированию реестра террористических организаций существует и в других интеграционных объединениях на постсоветском пространстве (СНГ, ШОС). Недостатком его является различие подходов государств в обозначении тех или иных группировок в качестве субъектов террористической деятельности, что, по словам постоянного представителя России при ОДКБ В.В. Васильева, стало главной трудностью возобновившихся в 2015 г. переговорах18.
В России в настоящее время на основании решений суда 27 организаций признано террористическими, деятельность 63 группировок запрещена на основании судебных решений о противодействии экстремистской деятельности. В Белоруссии в 2015 г. был опубликован единый перечень организаций и лиц, причастных к террористической деятельности, состоящий из 369 пунктов, в который включены организации, вошедшие в Санкционный перечень Комитета Совета Безопасности ООН. В Киргизии в настоящее время признаны террористическими и экстремистскими и запрещены 20 организаций. Такое же число запрещенных террористических и экстремистских группировок в Казахстане. В Таджикистане в настоящее время террористическими и экстремистскими признаны 18 организаций. При этом основной трудностью является наличие в каждом из государств группировок, не признаваемых другими государствами — членами ОДКБ в качестве субъектов террористической деятельности: так, кавказские террористические группировки присутствуют лишь в реестрах России и Белоруссии, в свою очередь, в государствах Центральной Азии признаны террористическими и запрещены уйгурские сепаратистские группировки, не все из которых внесены в реестр Российской Федерации.
С 2015 г. в рамках организации возобновились переговоры о разработке единого перечня террористических организаций. Его безусловным преимуществом является возможность судебного преследования включенных в него террористических группировок на всем пространстве ОДКБ. Кроме того, по словам секретаря киргизского
18 ОДКБ утвердила единый список террористических организаций // Ведомости. 2016. 14 октября. URL: https://www.vedomosti.ru/politics/news/2016/10/14/661016-odkb-utverdila-spisok-terroristicheskih-organizatsii
Совета безопасности Д.К. Сагынбаева, основной задачей перечня является информирование о появлении новых группировок19. В свою очередь, в рамках Парламентской Ассамблеи ОДКБ разрабатываются единые критерии признания организаций террористическими, согласно «Программе по сближению и гармонизации национального законодательства государств — членов ОДКБ на 2016-2020 гг.».
Решение Совета коллективной безопасности ОДКБ о формировании единого списка организаций, признанных террористическими в формате ОДКБ, было принято в 2016 г. Он был подготовлен в декабре 2017 г. Согласно данным СМИ, в перечень вошли такие группировки, как «Джебхат-ан-Нусра» и «Исламское государство»20.
По словам Н. Бордюжи, разработанный механизм формирования единого реестра террористических организаций во всех государствах — членах ОДКБ является новаторским решением в истории международных организаций: заинтересованная сторона вносит предложение о признании той или иной организации террористической, и соответствующее решение государств — членов ОДКБ принимается на основе постановления судебных органов21. Данное решение является прорывом в антитеррористической политике ОДКБ, так как позволит не только унифицировать механизмы признания организаций террористическими на всем пространстве организации, но и оперативно реагировать на появление новых группировок, а также, вероятно, станет шагом к поэтапному внедрению единого ордера на арест и процедуре экстрадиции в рамках ОДКБ (предложения о введении данного механизма выносились занимавшим на тот момент пост генерального секретаря Н.Н. Бордюжей еще в 2003 г.).
Антитеррористические учения и операции ОДКБ
Отработка оперативно-боевых действий и специальных операций коллективных войск ОДКБ и служб специального назначения по противодействию террористическим группировкам осуществляется в рамках ежегодных учений.
Тактико-специальное антитеррористическое учение «Кобальт» проводится с 2010 г. В нем принимают участие спецподразделения внутренних войск, органов внутренних дел, органов управления оперативного центра, входящих в состав Коллективных сил оперативного реагирования, в рамках которого отрабатываются
19 МарееваЕ. Террористов соберут в один список // Коммерсантъ. 2018. 24 мая. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3638158
20 Там же.
21 Страны ОДКБ сформируют единый список организаций, считающихся террористическими // ТАСС. 2016. 13 октября. URL: http://tass.ru/politika/3702557
операции по пресечению деятельности террористических групп, перекрытию каналов незаконного оборота оружия, взрывчатых веществ и наркотиков на территории одного из государств — членов ОДКБ. В 2016 г. в учениях приняли участие 600 человек личного состава, около 40 единиц специальной бронетехники и 4 боевых и военно-транспортных вертолета Ми-24 и Ми-8. На учениях, состоявшихся в мае 2018 г., были задействованы более 700 человек личного состава, свыше 70 единиц боевой и специальной техники, более 500 стрелковых и артиллерийских вооружений, до 5 единиц авиационной техники. Кроме того, новшеством является применение беспилотных летательных аппаратов.
В 2016 г. на полигонах Таджикистана впервые прошли учения сил и средств разведки стран ОДКБ под названием «Поиск». Отработка действий по отражению нападения на колонну с гуманитарным грузом, высадки десанта в штаб боевиков и «захвата главарей» осуществлялась на фоне ухудшения обстановки в афганском городе Кундуз, расположенном в 70 километрах от границы с Таджикистаном, где талибы начали наступление практически одновременно с началом учений.
В 2017 г. учения состоялись в новой для Коллективных сил оперативного реагирования форме — в формате оперативно-стратегического учения «Боевое братство-2017», в составе которого прошли учения «Поиск-2017», «Взаимодействие-2017», «Нерушимое братство-2017», а также учение спасательных подразделений. В рамках учений в Таджикистане впервые были задействованы военнослужащие Сил специальных операций Российской Федерации, принимавшие участие в освобождении Пальмиры. Их задачей была корректировка огня авиации и артиллерии, а также ликвидация «главарей бандформирований».
Учения Коллективных сил быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона «Рубеж» проводятся с 2004 г. В 2016 г. на заключительной стадии учений в горах Киргизии была отработана совместная антитеррористическая операция. По легенде, боевикам удалось прорвать линию государственной границы, в результате чего руководство республики обратилось в ОДКБ за оказанием военной помощи.
Отработка совместных действий по противостоянию террористическим группировкам осуществляется практически на каждых учениях организации. Несомненным достоинством является осуществление маневров войск в наиболее сложных условиях и на территории каждого государства — участника ОДКБ, что в случае наступления кризисной ситуации позволит оперативно отразить угрозу. Кроме того, в рамках учений осуществляется апробация
новых образцов вооружений и новых подразделений коллективных войск ОДКБ. Так, в 2018 г. были проведены совместные учения Коллективных авиационных сил «Воздушный мост-2018».
Деятельность ОДКБ по противодействию терроризму осуществляется в том числе в ходе совместных операций «Нелегал», «Канал», «ПРОКСИ»22. Так, наряду с решением целевых задач уделяется внимание пресечению незаконного оборота оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ; выявлению информационных ресурсов, используемых террористическими и экстремистскими организациями для вербовки новых членов. Кроме того, внимание акцентируется на вопросах, связанных с выявлением каналов переправки боевиков в зоны вооруженных конфликтов и обратно.
По словам председателя Координационного совета ОДКБ по борьбе с незаконной миграцией А.В. Горового, в настоящее время в силу наличия угроз, поступающих из регионов, где идут военные действия, в рамках ОДКБ разрабатываются меры, к которым, в частности, относится законодательное изменение требований дактилоскопии и фотографирования граждан, приезжающих на территорию государств — участников ОДКБ23.
В качестве приоритетного направления работы в рамках операции «Нелегал-2018» обозначено выявление преступных группировок, использующих каналы незаконной миграции в интересах террористических и экстремистских организаций, в особенности в целях доставки боевиков и сопровождающих их лиц в зоны вооруженных конфликтов. По оценкам организации, после завершения операции ВКС РФ в Сирии порядка 7 тыс. боевиков переместились на территории Афганистана и Пакистана, что создает угрозу создания спящих ячеек и вербовки новых сторонников в странах с наиболее острыми социальными проблемами.
В качестве дополнительной меры по пресечению возвращения на территорию государств ОДКБ лиц, участвовавших в деятельности террористических группировок на Ближнем Востоке, в 2018 г. началась подготовка операции «Наемник». По словам В.А. Семерикова, по результатам операции в организации рассчитывают сформировать статистику по численности и составу лиц, возвращающихся из зон боевых действий24.
22 Бордюжа Н. «Канал», «Арсенал», «Прокси» и другие операции ОДКБ // Международная жизнь. 2009. № 2-3. С. 20-26.
23 Тумакова С. Указ. соч.
24 Джума А. Замгенсека ОДКБ: к 2025 году ситуация с безопасностью станет хуже // Комсомольская Правда. 2008. 8 февраля. URL: https://www.kp.ru/ daily/26792/3826639/
Создание эффективной системы контроля над киберпростран-ством, мониторинг социальных настроений в государствах с высоким уровнем этнической и религиозной напряженности, борьба с распространением радикальных настроений в среде трудовых мигрантов, противодействие искажению религиозных канонов, профилактическая работа с молодежью — все эти проблемы находятся в поле зрения специалистов ОДКБ.
Операция «ПРОКСИ» нацелена на противодействие терроризму в одном из наименее контролируемых сегментов — сети Интернет. По данным Национального центра информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет, порядка 84 % от общей численности группировки ИГИЛ были завербованы посредством интернета, 47 % обратили внимание на размещенные онлайн-материалы, 41 % присягнули на верность онлайн, а 19 % пользовались онлайн-инструкциями для изготовле-
" 25
ния взрывных устройств25.
Показательны данные статистики по операции «ПРОКСИ». В 2009 г. благодаря деятельности компетентных органов в сфере информационной безопасности удалось выявить около 10 террористических сайтов26, в 2016 г. их число увеличилось до 57 тыс., при этом деятельность 50 тыс. из них была приостановлена27.
Заключение
Таким образом, в настоящее время на пространстве ОДКБ в целом наблюдается снижение уровня террористической угрозы, однако сохраняется проблема террористического рекрутинга. В том числе стоит проблема пресечения возвращения на территорию государств ОДКБ лиц, участвовавших в деятельности террористических группировок на Ближнем Востоке. Для пресечения их деятельности с 2018 г. ОДКБ занимается подготовкой новой операции «Наемник».
Большим вкладом ОДКБ в обеспечение антитеррористической безопасности является проработка нормативно-правовой базы, обеспечивающая координацию усилий государств-участников в сфере противодействия терроризму, в том числе гармонизация законодательств государств-участников. В частности, важнейшими достижениями стали формирование единого перечня террористических
25 Роль смартфонов и интернета в организации и реализации терактов // Национальный центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет. URL: http://нцпти.рф/materialy-ntspti/?ELEMENT_ID=705
26 Спецслужбы стран ОДКБ выявили сайты по вербовке смертников // РИА Новости. 2009. 29 октября. URL: https://ria.ru/defense_safety/20091029/191144779.html
27 ОДКБ выявила более 57 тысяч сайтов по вербовке в ИГ в Центральной Азии // РИА Новости. 2015. 15 сентября. URL: https://ria.ru/world/20150915/1252737439.html
организаций и выработка единого механизма признания организаций террористическими согласно «Программе по сближению и гармонизации национального законодательства государств — членов ОДКБ на 2016-2020 гг.».
Высокую степень боеспособности в рамках антитеррористических учений продемонстрировали коллективные войска ОДКБ, в том числе новые подразделения. В 2018 г. были проведены совместные учения Коллективных авиационных сил «Воздушный мост-2018»28. Также, на наш взгляд, успехи достигнуты по таким направлениям, как борьба с наркотрафиком, нелегальной миграцией, кибепреступ-ностью в рамках операций «Канал», «Нелегал» и «ПРОКСИ».
Тем не менее недостаточно проработанным остается такое направление работы ОДКБ, как борьба с финансированием терроризма. В настоящее время в контексте противодействия финансированию терроризма налажены контакты с такими структурами, как Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег и Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма, сотрудничество с которыми можно осуществлять в рамках участия последних в операциях «Канал» и «ПРОКСИ».
На наш взгляд, требуется дальнейшая проработка такого направления работы, как информационная борьба с террористической идеологией, выработка правовых механизмов защиты информационного пространства; защита от пропаганды терроризма и экстремизма; координация культурных, гуманитарных и иных ресурсов, а также деятельность экспертного сообщества для защиты от террористической пропаганды.
ЛИТЕРАТУРА
Бондуровский В.В. Модельное законодательство СНГ и ОДКБ в сфере противодействия международному терроризму: состояние и направления совершенствования // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2016. № 1. С. 57-62.
Бордюжа Н. «Канал», «Арсенал», «Прокси» и другие операции ОДКБ // Международная жизнь. 2009. № 2-3. С. 20-26.
Гусев Л.Ю. Борьба с терроризмом и экстремизмом в странах Центральной Азии и Афганистане. Роль ОДКБ // Россия и новые государства Евразии. 2018. № 1. С. 126-133.
Казанцев А.А. «Большая игра» с неизвестными правилами: мировая политика и Центральная Азия. М.: Наследие Евразии, 2008.
28 «Боевое братство-2018»: в Екатеринбурге проведены штабные переговоры по подготовке совместных учений «Воздушный мост-2018» и «Нерушимое братство-2018» // Организация Договора о коллективной безопасности. 2018. 28 мая. URL: http://www.odkb-csto.org/news/detail.php?ELEMENT_ID=12834&SECTION_ ID=222
Козюлин В.Б. Антитеррористический потенциал ОДКБ и ШОС в Центральной Азии // Современные евразийские исследования. 2016. № 2. С. 14-20.
МалышевД.В. Центральная Азия: угроза радикального исламизма. Ситуация в Таджикистане // Свободная мысль. 2016. №4. С. 181-192.
Манойло А.В., Шегаев И.С. Особенности борьбы с международным терроризмом в условиях его интернационализации // PolitBook. 2017. № 1. С. 145-165.
Манойло А.В., Шегаев И.С. Террористический рекрутинг на постсоветском пространстве: современные тенденции и риски для России // Вестник Московского государственного областного университета. 2018. № 2. С. 129-142.
Никитина Ю.А. Эволюция механизмов и международно-политических стратегий ОДКБ и ШОС: Дис. ... канд. полит. наук. М., 2008.
Николаенко В.Д. Десять лет Договору о коллективной безопасности // Международная жизнь. 2002. № 4. С. 62-66.
Николаенко В.Д. Организация Договора о коллективной безопасности: (истоки, становление, перспективы). М.: Научная книга, 2004.
Причины и мотивы радикализации трудовых мигрантов из стран Центральной Азии на территории России: Совместное исследование. М.: Институт Востоковедения РАН, 2017. URL: https://www.sfcg.org/wp-content/uploads/2018/04/ RAS-Final-Report_CA-Radicalization_Russ_24042018.pdf
Селезнев И.А. На страже коллективной безопасности Центральной Азии // Россия и новые государства Евразии. 2018. № 2. С. 97-108.
Селезнев И.А. ОДКБ и ШОС: институциональная роль в безопасности стран Центральной Азии // СОТИС — социальные технологии, исследования. 2018. № 2. С. 63-70.
Угроза международного терроризма и религиозного экстремизма государствам — членам ОДКБ на центральноазиатском и афганском направлениях: Аналитический доклад / Под ред. И.Н. Панарина, А.А. Казанцева. М.: Институт международных исследований МГИМО МИД России, 2017. URL: http://imi-mgimo. ru/images/pdf/analiticheskie_doklady/igil.pdf
Global Terrorism Index, 2014. Measuring and Understanding the Impact of Terrorism. Sydney: Institute for Economics and Peace, 2014. URL: http://economicsandpeace. org/wp-content/uploads/2015/06/Global-Terrorism-Index-Report-2014.pdf
Global Terrorism Index, 2015. Measuring and Understanding the Impact of Terrorism. Sydney: Institute for Economics and Peace, 2015. URL: http://economicsandpeace. org/wp-content/uploads/2015/11/Global-Terrorism-Index-2015.pdf
Global Terrorism Index, 2016. Measuring and Understanding the Impact of Terrorism. Sydney: Institute for Economics and Peace, 2016. URL: http://visionofhumanity. org/app/uploads/2017/02/Global-Terrorism-Index-2016.pdf
Global Terrorism Index, 2017. Measuring and Understanding the Impact of Terrorism. Sydney: Institute for Economics and Peace, 2017. URL: http://visionofhumanity. org/app/uploads/2017/11/Global-Terrorism-Index-2017.pdf
REFERENCES
Bondurovskii, V. V. "Model'noe zakonodatel'stvo SNG i ODKB v sfere protivode-istviia mezhdunarodnomu terrorizmu: sostoianie i napravleniia sovershenstvovaniia," Evraziiskaia integratsiia: ekonomika, pravo, politika, No. 1, 2016, pp. 57-62.
Bordiuzha, N. " 'Kanal', 'Arsenal', 'Proksi' i drugie operatsii ODKB," Mezhdu-narodnaiazhizn', No. 2-3, 2009, pp. 20-26.
Global Terrorism Index, 2014. Measuring and Understanding the Impact of Terrorism. Sydney: Institute for Economics and Peace, 2014. URL: http://economicsandpeace. org/wp-content/uploads/2015/06/Global-Terrorism-Index-Report-2014.pdf
Global Terrorism Index, 2015. Measuring and Understanding the Impact of Terrorism. Sydney: Institute for Economics and Peace, 2015. URL: http://economicsandpeace. org/wp-content/uploads/2015/11/Global-Terrorism-Index-2015.pdf
Global Terrorism Index, 2016. Measuring and Understanding the Impact of Terrorism. Sydney: Institute for Economics and Peace, 2016. URL: http://visionofhumanity. org/app/uploads/2017/02/Global-Terrorism-Index-2016.pdf
Global Terrorism Index, 2017. Measuring and Understanding the Impact of Terrorism. Sydney: Institute for Economics and Peace, 2017. URL: http://visionofhumanity. org/app/uploads/2017/11/Global-Terrorism-Index-2017.pdf
Gusev, L. Iu. "Bor'ba s terrorizmom i ekstremizmom v stranakh Tsentral'noi Azii i Afganistane. Rol' ODKB," Rossiia i novye gosudarstva Evrazii, No. 1, 2018, pp. 126-133.
Kazantsev, A. A. 'Bol'shaia igra's neizvestnymi pravilami: mirovaia politika i Tsentral'naia Aziia. Moscow: Nasledie Evrazii, 2008.
Koziulin, V. B. "Antiterroristicheskii potentsial ODKB i ShOS v Tsentral'noi Azii," Sovremennye evraziiskie issledovaniia, No. 2, 2016, pp. 14-20.
Malyshev, D. V. "Tsentral'naia Aziia: ugroza radikal'nogo islamizma. Situatsiia v Tadzhikistane," Svobodnaia mysl', No. 4, 2016, pp. 181-192.
Manoilo, A. V., and Shegaev, I. S. "Osobennosti bor'by s mezhdunarodnym terrorizmom v usloviiakh ego internatsionalizatsii," PolitBook, No. 1, 2017, pp. 145-165.
Manoilo, A. V., and Shegaev, I. S. "Terroristicheskii rekruting na postsovetskom prostranstve: sovremennye tendentsii i riski dlia Rossii," Vestnik Moskovskogo gosu-darstvennogo oblastnogo universiteta, No. 2, 2018, pp. 129-142.
Nikitina, Iu. A. Evoliutsiia mekhanizmov i mezhdunarodno-politicheskikh strategii ODKB i ShOS: Dissertation. Moscow, 2008.
Nikolaenko, V. D. "Desiat' let Dogovoru o kollektivnoi bezopasnosti," Mezhdu-narodnaiazhizn', No. 4, 2002, pp. 62-66.
Nikolaenko, V. D. Organizatsiia Dogovora o kollektivnoi bezopasnosti: (istoki, stanovlenie, perspektivy). Moscow: Nauchnaia kniga, 2004.
Panarin, I. N., and Kazantsev, A. A. (eds.) Ugroza mezhdunarodnogo terrorizma i religioznogo ekstremizma gosudarstvam — chlenam ODKB na tsentral'noaziatskom i afganskom napravleniiakh: Analiticheskii doklad. Moscow: Institut mezhdunarodnykh issledovanii MGIMO MID Rossii, 2017, URL: http://imi-mgimo.ru/images/pdf/anal-iticheskie_doklady/igil.pdf
Prichiny i motivy radikalizatsii trudovykh migrantov iz stran Tsentral'noi Azii na territorii Rossii: Sovmestnoe issledovanie. Moscow: Institut Vostokovedeniia RAN, 2017, URL: https://www.sfcg.org/wp-content/uploads/2018/04/RAS-Final-Report_CA-Radicalization_Russ_24042018.pdf
Seleznev, I. A. "Na strazhe kollektivnoi bezopasnosti Tsentral'noi Azii," Rossiia i novye gosudarstva Evrazii, No. 2, 2018, pp. 97-108.
Seleznev, I. A. "ODKB i ShOS: institutsional'naia rol' v bezopasnosti stran Tsentral'noi Azii," SOTIS—sotsial'nye tekhnologii, issledovaniia, No. 2, 2018, pp. 63-70.