Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ АНАЛИТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ КУРСАНТОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ БОЕВОГО ОПЫТА'

РАЗВИТИЕ АНАЛИТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ КУРСАНТОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ БОЕВОГО ОПЫТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аналитические навыки / методы и средства обучения / информация / информационное пространство / профессиональноинформационная среда / боевой опыт / analytical skills / methods and means of teaching / information / information environment / professional information environment / combat experience.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н.В. Пахомова, В.М. Савченко

В статье раскрываются методы и приемы развития аналитических навыков курсантов на основе использования информационных материалов по различным аспектам изучения боевого опыта Вооруженных Сил России. Авторы рассматривают особенности использования информации по результатам боевых операций при проведении занятий с курсантами для развития у них навыков критического анализа, способности эффективного применения продуктов интеллектуальной обработки исходных данных для подготовки обучающихся к выполнению военно-профессиональных обязанностей. Аналитические навыки выступают в качестве теоретической основы формирования индивидуального практического опыта курсанта. Это позволяет максимально отразить в содержании учебно-познавательных задач практические аспекты реальных условий будущей военной службы на основе осмысления боевого опыта частей и подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н.В. Пахомова, В.М. Савченко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF ANALYTICAL SKILLS IN THE COURSE OF TRAINING CADETS TO USE THEIR COMBAT EXPERIENCE

The article reveals methods and techniques for the development of cadets’ analytical skills based on the use of findings concerning various aspects of studying the combat experience in Russian Armed Forces. The authors consider features of using information on the results of combat operations when conducting classes with cadets to develop their critical analytical skills, the ability to apply effectively the output of intellectual processing of initial data to prepare learners for military professional duties. Analytical skills serve as a theoretical basis in the formation of the individual practical experience of a cadet. This allows reaching two aims. Firstly, to reflect the practical aspects of the factural conditions in forthcoming military service as much as possible in the content of educational and cognitive tasks. Secondly, to deal with the abovementioned aspects on the basis of comprehending the combat experience of units and subunits in Armed Forces of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ АНАЛИТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ КУРСАНТОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ БОЕВОГО ОПЫТА»

ния, должен сформировать ценностное отношение к собственному ресурсу, быть ориентированным на самостоятельное, целенаправленное овладение профессиональными знаниями и способами учебной деятельности [4].

Экспериментальное обследование показывает несколько другие результаты. Были отмечены негативные особенности в ценностно-смысловой сфере (ориентациях на избегание неудач), эмоциональной (склонности к депрессии, тревоге), личностных качествах (инфантилизм или, наоборот, перфекционизм, прагматизм, индивидуализм), особенностях социальных контактов. Многими исследователями отмечены отрицательные характеристики когнитивных особенностей: многозадачность, трудность удержания внимания и снижение критичности мышления.

Отмечается значимая характеристика студентов - клиповое мышление: в процессе отражения множества разных свойств предметов и явлений нет учета связей между ними, информационный поток фрагментарен, часто алогичен, полученная информация является разнородной, переключения между ее отдельными фрагментами происходят на большой скорости, поэтому нет целостной картины восприятия окружающей действительности.

Все это формирует студента как человека с особым ментальным и визуальным восприятием и может приводить к негативным последствиям - неспособности системно мыслить и излагать свои мысли, анализировать.

Были отмечены проблемы с произвольным вниманием, концентрацией внимания, хотя это возможно компенсировать его объемом в условиях многозадачности обучения.

Наиболее значимыми психологическими особенностями современных студентов, выявленными в процессе дистанционного обучения, повлиявшими на образовательный процесс, явились следующие.

- гиперактивность, синдром дефицита внимания, приводящий к невозможности сосредотачиваться и удерживать внимание длительное время на определенном учебном материале (клиповость сознания), что не дает студенту возможности изучать объемные тексты, выделять основное или наоборот, сосредотачиваться на второстепенных деталях;

- аутизация молодых людей в процессе взаимодействия с окружающими, так как общение происходит посредством технических средств, в реальной жизни идет погружение в себя и избегание непосредственного общения. Следствием ау-тизации являются быстрое истощение и утомляемость при длительном общении;

- усиливается интровертированность, погружение в себя, ориентированность на внутренний и цифровой мир. Мы еще не задумывались о таких послед-

Библиографический список

ствиях, как отсутствие понимания, эмпатии, сострадания, с одной стороны, увеличение степени инфантилизма, с другой стороны.

В процессе обучения в вузе огромную роль в получении качественного образования играет мотивация обучающихся. Можно, конечно, уповать на высокую степень ответственности студентов, профессионально определившихся, то есть те, кто хочет учиться, и ориентирован именно на получение образования, будут самостоятельно овладевать знаниями независимо от формы обучения - дистанционно или в реальном режиме.

Достаточно спорно, обладает ли виртуальная информация, циркулирующая по социальным сетям, высоким качеством, является ли она полезной, не приносит ли вреда нервно-психическому и социальному здоровью, интеллектуальному развитию студентов. Нами было отмечено, что часто информация хаотична, недостаточно упорядочена, не способствует информационной грамотности, которая в основу процесса ставит понятия прогрессивного обучения в виде самостоятельных разработок учебных и исследовательских подходов, а также формированию знаний. Чтобы сформировать информационную культуру, потребуются не один год, необходима практика самостоятельной целесообразной интеллектуальной деятельности, адекватное использование технологии цифровых средств. В связи с этим развивается психоэмоциональное напряжение у студентов, что воздействует как стресс на молодых людей, ими принимается неверное решение в учебной деятельности.

Использование интернет-ресурсов сводит к минимуму необходимость обращения к долговременной и оперативной памяти, снижает интеллектуальный ресурс, особенно в сфере социальных отношений, что негативно влияет на развитие социального интеллекта. Настоящая ситуация быстрого и вынужденного перехода к дистанционному обучению породила много дискуссионных вопросов, повлиявших на выбор стратегии обучения в вузе.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что вузам необходимо существенно трансформироваться, чтобы использовать положительный потенциал дистанционного обучения. Необходимо учесть и психологические последствия влияния создавшейся принципиально новой ситуации в образовании, необходимы качественные теоретико-методологические и прикладные исследования, научно-методическое обеспечение деятельности преподавателя, повышение его квалификации в применении 1Т-технологий, фундаментальные и прикладные исследования, помогающие выявить психолого-педагогические закономерности профессионального развития студентов в дистанционном обучении.

1. Кузьминов Я.И. ВШЭ полностью откажется от традиционных лекций в пользу онлайн-курсов. Available at: https://rb.ru/news/vshe-study-online

2. Вербицкий А.А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы. Homo Cyberus. Электронный научно-публицистический журнал. 2019; № 1 (6). Available at: http:// journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_AA

3. Воинова О.И., Плешаков В.А. Личность и киберсоциум: становление киберсоциальности и классификация людей по степени интегрированности в киберсоциум. Homo Cyberus. Электронный научно-публицистический журнал. 2018; № 1 (4). Available at: http://journal. homocyberus.ru/personality

4. Дрожжинов В.И. SFIA-система профессиональных стандартов в сфере ИТ эпохи цифровой экономики. Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2017; Т. 13, № 1: 132 - 143.

References

1. Kuz'minov Ya.I. VSh'Epolnosfyu otkazhetsya ot tradicionnyh lekcij vpol'zu onlajn-kursov. Available at: https://rb.ru/news/vshe-study-online

2. Verbickij A.A. Cifrovoe obuchenie: problemy, riski i perspektivy. Homo Cyberus. 'Elektronnyj nauchno-publicisticheskij zhurnal. 2019; № 1 (6). Available at: http://journal. homocyberus.ru/Verbitskiy_AA

3. Voinova O.I., Pleshakov V.A. Lichnost' i kibersocium: stanovlenie kibersocial'nosti i klassifikaciya lyudej po stepeni integrirovannosti v kibersocium. Homo Cyberus. 'Elektronnyj nauchno-publicisticheskij zhurnal. 2018; № 1 (4). Available at: http://journal. homocyberus.ru/personality

4. Drozhzhinov V.I. SFIA-sistema professional'nyh standartov v sfere IT epohi cifrovoj 'ekonomiki. Sovremennye informacionnye tehnologii i IT-obrazovanie. 2017; T. 13, № 1: 132 - 143.

Статья поступила е редакцию 03.11.20

УДК 378

Pakhomova N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy, Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: nata_kzn@mail.ru

Savchenko V.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy, Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: svm2108@yandex.ru

DEVELOPMENT OF ANALYTICAL SKILLS IN THE COURSE OF TRAINING CADETS TO USE THEIR COMBAT EXPERIENCE. The article reveals methods and techniques for the development of cadets' analytical skills based on the use of findings concerning various aspects of studying the combat experience in Russian Armed Forces. The authors consider features of using information on the results of combat operations when conducting classes with cadets to develop their critical analytical skills, the ability to apply effectively the output of intellectual processing of initial data to prepare learners for military professional duties. Analytical skills serve as a theoretical basis in the formation of the individual practical experience of a cadet. This allows reaching two aims. Firstly, to reflect the practical aspects of the factural conditions in forthcoming military service as much as possible in the content of educational and cognitive tasks. Secondly, to deal with the abovementioned aspects on the basis of comprehending the combat experience of units and subunits in Armed Forces of the Russian Federation.

Key words: analytical skills, methods and means of teaching, information, information environment, professional information environment, combat experience.

Н.В. Пахомова, канд. пед. наук, доц., Военный университет Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва, E-mail: nata_kzn@mail.ru В.М. Савченко, канд. пед. наук, доц., Военный университет Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва, E-mail: svm2108@yandex.ru

РАЗВИТИЕ АНАЛИТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ КУРСАНТОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ БОЕВОГО ОПЫТА

В статье раскрываются методы и приемы развития аналитических навыков курсантов на основе использования информационных материалов по различным аспектам изучения боевого опыта Вооруженных Сил России. Авторы рассматривают особенности использования информации по результатам боевых операций при проведении занятий с курсантами для развития у них навыков критического анализа, способности эффективного применения продуктов интеллектуальной обработки исходных данных для подготовки обучающихся к выполнению военно-профессиональных обязанностей. Аналитические навыки выступают в качестве теоретической основы формирования индивидуального практического опыта курсанта. Это позволяет максимально отразить в содержании учебно-познавательных задач практические аспекты реальных условий будущей военной службы на основе осмысления боевого опыта частей и подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации.

Ключевые слова: аналитические навыки, методы и средства обучения, информация, информационное пространство, профессионально-информационная среда, боевой опыт.

Современный период развития общества характеризуется как этап становления информационного общества, что связано со спецификой использования различного рода данных: их получение, хранение, обработка и трансляция рассматривается как особый вид деятельности. В связи с этим формируются и активно развиваются глобальные коммуникационные сети, а информационный поток стремительно увеличивается и трансформируется в сложные модификации на основе множества интегративных преобразований. Результатом этих процессов является создание информационных технологий, использование которых оказывает значительное влияние на функционирование всех социальных институтов: политика, экономика, государственное управление, социальное обеспечение, образование, искусство и культура. Многомерность информационного пространства предъявляет высокие требования к развитию аналитических навыков и у будущих офицеров, военных специалистов всех категорий [1 - 7].

Актуальность рассматриваемой темы определяется тем, что на сегодняшний день понятие «информационное пространство» рассматривается в контексте семантической деятельности человека и, хотя, не имеет точного научного толкования, но, по сути, отражает связь предметной (объективной) реальности с ее субъективным восприятием личности как продукта социальной среды.

Офицеру для осуществления своей профессиональной деятельности необходимы устойчивые навыки обработки большого объема информационных данных на основе их структурирования, обобщения и применения при принятии решений в управлении подразделениями как в мирное, так и военное время.

Развитие аналитических навыков курсантов - это целенаправленный, планомерный, систематический процесс, который направлен на выработку у них оптимально соответствующего требованиям алгоритма работы с информационными данными, отражающими специфические факторы будущей военно-профессиональной среды.

С точки зрения общегуманитарного толкования, информационное пространство определяет сферу общественной жизни, в которой в качестве ведущих выступают информационно-коммуникативные технологии. В структуру информационного пространства включаются информационные ресурсы, средства связи и коммуникации, информационная инфраструктура (включает системы связи, информационные центры, информационные материалы) [1].

Информация (от лат. «сведение, представление, понятие о чем-то») как семантическая единица не имеет однозначной трактовки, о чем нередко говорится в научных и исследовательских трудах современных ученых. В различных отечественных и зарубежных стандартах отмечается, что информация представляет собой знания о предметах, фактах и явлениях, которые могут трактоваться, интерпретироваться в определенном контексте по-разному, со значительной долей смысловых различий. Эта особенность и представляет интерес в рамках рассмотрения особенностей профессионального информационного пространства военнослужащего, специфики формирования у будущих офицеров способности к переработке информации в период обучения с целью их использования в дальнейшей военно-профессиональной деятельности.

В структуре общей культуры личности одним из важных компонентов выступает профессиональная культура, в рамках которой большое значение приобретает на сегодняшний день информационная грамотность. Это личностное образование включает в себя совокупность знаний, умений и навыков, определяющих способность продуктивно взаимодействовать со всеми субъектами профессиональной среды посредством получения, переработки, хранения и использования необходимого информационного материала. В процессе обучения будущий военный специалист должен получить навыки самостоятельной работы в данном направлении. Информационная грамотность современного военного специалиста включает ряд компонентов: высокий уровень навыков компьютерного пользователя; знание информационной среды и законов ее функционирования; умение выделять нужные направления в информационном потоке; способность сохранять и многократно использовать информацию; умение интерпретировать, синтезировать, критически оценивать новую информацию; самостоятельно работать над поддержанием собственной мотивации к расширению информационного пространства как важного компонента профессиональной деятельности.

Аналитические навыки формируются в процессе всех этапов обучения и являются определенным результатом интеллектуального развития, они отражают способность личности эффективно взаимодействовать с окружающим миром во

всех ситуациях. Особенно важны аналитические навыки в сложных, нестандартных и экстремальных ситуациях, где необходимость принятия быстрого решения сопряжена с трудностями, возникающими при учете множественных факторов и условий. Несомненно, в военно-профессиональной деятельности такие ситуации чаще всего возникают при участии в боевых операциях. В период обучения и профессиональной подготовки аналитические навыки выступают в качестве теоретической основы формирования индивидуального практического опыта курсанта. Этому способствует введение в содержание учебно-познавательных задач практических аспектов реальных событий боевого опыта частей и подразделений вооруженных сил в разные периоды истории [2]. Осмысление и анализ боевого опыта осуществляется на разных уровнях, в работе официальных управленческих военных структур, научно-исследовательской деятельности, в рамках образовательного процесса военнослужащих всех категорий.

В настоящее время в педагогической теории и практике сложился определенный подход к использованию в обучении военных вузов результатов анализа боевого опыта как прошлых эпох, так и современного периода истории. Этому вопросу уделяется достаточное внимание в трудах A.B. Барабанщикова (в том числе в его докторской диссертации на тему «Педагогические основы обучения советских воинов», 1968 г). В исследовании И.Ф. Ванина («Педагогические основы повышения эффективности обучения офицеров полка на боевом опыте», 1991 г) большое значение уделяется анализу боевого опыта войны в Афганистане, возможностям использования его результатов в ходе обучения и профессиональной подготовки будущих офицеров. Особое значение анализу боевого опыта уделялось в разное время исследователями-психологами в рамках обеспечения педагогического процесса военных учебных заведений системой актуальных психологических знаний об особенностях влияния боевого опыта на становление личности военнослужащего, его способности критически оценивать результаты боевых операций, учитывать воздействие на психику и поведение в ходе дальнейшего выполнения военно-должностных обязанностей участниками боевых действий [3].

Как известно, за счет научно-исследовательских выводов, полученных в ходе всестороннего анализа педагогических процессов, разрабатываются основные направления совершенствования обучения, воспитания и профессиональной подготовки военнослужащих. Следовательно, развитие аналитических навыков у курсантов сегодня - это не просто деятельность, направленная на обеспечение Вооруженных Сил России офицерским составом, но и восполнение научно-педагогических кадров за счет формирования у обучающихся способностей к разработке теоретических основ повышения эффективности дальнейшей подготовки военнослужащих в условиях все более развивающегося информационного пространства как важного элемента военно-профессиональной среды.

Аналитические навыки по своей структуре включают ряд компонентов (групп навыков) личности, которые в совокупности и определяют уровень их развития у будущего офицера. К ним относятся:

- коммуникативные навыки - способность донести, объяснить, разъяснить информацию в устной речи (доклад, сообщение, вопрос, реплика по теме, и т.д.), в виде письменного продукта (документ, официальное письмо, отчет и др.);

- навыки критического мышления - определяют способность оценивать информацию, синтезировать ее с ранее полученной, интегрировать различные подходы к ее интерпретации, вырабатывать собственный подход к ее дальнейшему распространению и использованию;

- навыки обработки данных - включают в себя сбор информационного материала, разработку стратегии их обработки с помощью различных методик, применение методов статистического анализа, репрезентация результатов обработки, способность выявлять тенденции и закономерности;

- творческие навыки - способность выходить за рамки шаблонного подхода к изучению информации, умение систематизировать и интегрировать данные из разных направлений на основе их функционального и процессуального сходства или различия, направленность мышления на принятие оптимальных нестандартных решений;

- исследовательские навыки, выражающиеся в умении формулировать проблему, определять и обосновывать ее актуальность, способности в действиях и подходах отражать индивидуальную позицию изучения и решения наиболее острых проблем развития профессиональной среды.

Развитие аналитических навыков - целенаправленный процесс становления личности, способной управлять информационными потоками. Информация как «питательная среда» для работы сознания усваивается человеком и в переработанном виде с определенной долей субъективного преломления встраивается в информационное пространство. Специалистам любого профиля, в том числе и военного, важно не просто умение усваивать и сохранять определенный информационный материал. Наиболее ценной является способность выступать в качестве агента информационного потока и осуществлять деятельность по обработке и систематизации определенных данных, их использованию в целях совершенствования социальной и профессиональной среды.

С целью развития аналитических навыков в обучении целесообразно применение ряда педагогических приемов и методов. Большое значение имеет применение в обучении метода анализа документов, отражающих ход и результаты боевых действий. Как известно, содержание нормативных актов отражает различные аспекты социальных требований к определенной сфере общественной деятельности, устанавливают параметры ожидаемых результатов и, что самое главное, выражают границы санкционированных обществом действий, за рамками которых деятельность запрещена независимо от эффективности (по принципу «цель не оправдывает средства»). Различные виды документов, регламентирующих выполнение специфических профессиональных функций, позволяют будущему офицеру представить алгоритм выполнения профессионально-должностных обязанностей в боевой обстановке, возможностей максимально реализовать свои функции в рамках социальных установок. Анализ действующих документов способствует формированию у курсантов компетенций, которые отражают способность работать в дальнейшем с новыми нормативными источниками, выстраивать модель профессиональных действий строго в рамках установленных законом требований. Аналитические навыки, формируемые в ходе изучения и осмысления актов официального документооборота, позволяют использовать их в ходе изучения различного вида неофициальной информации, критически подходить к ее оценке, обоснованно использовать полученные данные для повышения качества жизни и профессиональной деятельности. Применительно к изучению результатов боевого опыта в числе официальных документов можно отметить приказы, должностные инструкции, отчеты начальников и командиров разного ранга о результатах проведенных операций, военные статистические сводки и др. К неофициальным можно от-

Библиографический список

нести сообщения СМИ, свидетельства участников боевых действий, личную переписку, опубликованные записи профессионального характера и др. В дополнении к традиционному (качественному) анализу может быть использован формализованный (контранализ), который направлен на изучение уникальных единичных документов. С целью снижения уровня субъективизма, удовлетворения потребности в социологическом изучении и обобщении большого объёма информации при обработке содержания текстов применяют метод формализованного, качественно-количественного изучения документов (контент-анализ) с использованием современной электронно-вычислительной техники. В научной литературе, отражающей проблемы готовности (подготовки) к выполнению военно-должностных обязанностей, отмечается, что одним из основных навыков является анализ и оценка реальных условий, способность к быстрому реагированию в нестандартных ситуациях на основе анализа оперативно-боевой обстановки. В исследованиях отмечается, что в современной подготовке будущих офицеров большое значение приобретают междисциплинарные знания, которые формируются посредством анализа и синтеза психолого-педагогических и специальных знаний [4; 5].

Эффективным методом развития аналитических навыков курсантов являются различные задания по анализу информационного материала для научно-исследовательской работы. Например, разработка сводных таблиц по различным объектам и факторам боевых действий в разные периоды исторических военных событий, анализ изменений соотношения сил в конкретных боевых операциях, сбор сведений из разных источников об одном военном событии, обоснование общего вывода и др. Данные виды заданий способствуют развитию умений и навыков, необходимых курсантам при подготовке итоговых, курсовых и дипломных проектов. В ходе выполнения задач вооруженными силами всегда прослеживалась тенденция извлекать уроки из опыта предыдущих военных событий, которая реализуется посредством анализа факторов и условий, оказывающих существенное влияние на эффективность применения той или иной стратегии и тактики. Данный опыт направлен на разработку новых подходов к управлению войсками, к организации боевой подготовки, коррекции процесса материально-технического обеспечения и т.д. Эти задачи предстоит в будущем решать сегодняшним курсантам. От уровня их подготовленности к решению задач по обобщению боевого опыта зависит эффективность обеспечения безопасности армии и государства.

1. Педагогический словарь. Автор-составитель В.И. Загвязинский и др. Москва, 2008.

2. Барабанщиков A.B., Киряшов Н.И., Феденко Н.Ф. Советская военная педагогика и психология в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. Москва, 1987.

3. Грибков С.А. Повышение эффективности обучения слушателей военных вузов на основе боевого опыта. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2006.

4. Акулин С.В. Формирование профессиональной готовности обучающихся в вузах силовых ведомств к оперативно-боевой деятельности. Автореферат ... кандидата педагогических наук. Казань, 2014.

5. Рыжих Д.П. Подготовка курсантов военно-учебных заведений на боевом опыте (в особых условиях). Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Казань, 2006.

6. Пахомова Н.В. Развитие профессионального творчества курсантов в ходе самостоятельной работы. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 1 (74): 140 - 142.

7. Ларина Т.В., Неровная Н.А., Калгина Е.А. Повышение качества обучения курсантов военных вузов с учетом гендерного подхода. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 3 (82): 252 - 254.

References

1. Pedagogicheskijslovar'. Avtor-sostavitel' V.I. Zagvyazinskij i dr. Moskva, 2008.

2. Barabanschikov A.B., Kiryashov N.I., Fedenko N.F. Sovetskaya voennaya pedagogika ipsihologiya v gody Velikoj Otechestvennoj vojny 1941 - 1945 gg. Moskva, 1987.

3. Gribkov S.A. Povyshenie 'effektivnosti obucheniya slushatelej voennyh vuzov na osnove boevogo opyta. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2006.

4. Akulin S.V. Formirovanie professional'noj gotovnosti obuchayuschihsya v vuzah silovyh vedomstv k operativno-boevoj deyatel'nosti. Avtoreferat ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kazan', 2014.

5. Ryzhih D.P. Podgotovka kursantov voenno-uchebnyh zavedenijna boevom opyte (v osobyh usloviyah). Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kazan', 2006.

6. Pahomova N.V. Razvitie professional'nogo tvorchestva kursantov v hode samostoyatel'noj raboty. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 1 (74): 140 - 142.

7. Larina T.V., Nerovnaya N.A., Kalgina E.A. Povyshenie kachestva obucheniya kursantov voennyh vuzov s uchetom gendernogo podhoda. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 3 (82): 252 - 254.

Статья поступила в редакцию 01.12.20

УДК 378

Pogorelova N.V., senior lecturer, Volgodonsk Branch of Rostov University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (Volgodonsk, Russia),

E-mail: pogorelovanatali@mail.ru

Volgina S.V., Cand. of Sciences (Economics), senior lecturer, Institute of Technology, Branch of DSTU (Volgodonsk, Russia),

E-mail: labunskaya_valen@mail.ru

Morozova A.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Institute of Technology, Branch of DSTU (Volgodonsk, Russia), E-mail: alla.degtereva@rambler.ru

DIGITALIZATION OF THE PROFESSIONAL EDUCATION SYSTEM OF UGS 38.00.00 «ECONOMICS AND ACCOUNTING». The relevance of the article is due to the fact that the rapid development of information technologies at the end of the 20th - beginning of the 21st centuries, the wide informatization of public life of the most developed states have significantly changed the nature and methods of information activities of all state structures. Information technology penetrates all spheres of social life. The role of information in society needs to be studied, as it has a very strong impact on people. Currently, the level of development of information technologies has erased the borders between states in the information space and has created unprecedented opportunities for the development of all spheres of public life, including education. In this regard, the issue of digitalization of the vocational education system, including in the specialty of UGS 38.00.00 "Economics and Accounting" is of undeniable relevance.

Key words: vocational education, vocational education system, digitalization, development, improvement.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.