Научная статья на тему 'ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ'

ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
275
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ / ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ / INTERACTIVE METHODS / FIRE TRAINING / APPLICATION EXPERIENCE / APPLICATION PROSPECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мещерякова Е.И., Сибирко М.А., Пиндус С.Я.

В статье представлены возможности использования интерактивных методов на занятиях по огневой подготовке будущих офицеров в образовательном процессе военного вуза. Формирование способностей и готовности курсантов к применению огнестрельного оружия в экстремальных (боевых) условиях рассматриваются в русле становления и развития их личностно и профессионально значимых качеств. Предлагаются авторские методики организации и проведения занятий с использованием интеграции традиционных и интерактивных методов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мещерякова Е.И., Сибирко М.А., Пиндус С.Я.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FIRE TRAINING OF FUTURE OFFICERS USING INTERACTIVE METHODS: EXPERIENCE, PROBLEMS, PROSPECTS

The article presents the possibilities of using interactive methods in classes on fire training of future officers in the educational process of a military University. The formation of cadets ' abilities and readiness to use firearms in extreme (combat) conditions is considered in line with the formation and development of their personally and professionally significant qualities. The author's methods of organizing and conducting classes using the integration of traditional and interactive methods are offered.

Текст научной работы на тему «ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ»

УДК 378.14 ГРНТИ 14.35.07

ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Е.И. МЕЩЕРЯКОВА, доктор педагогических наук, профессор

ВУНЦВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж) М.А. СИБИРКО, кандидат педагогических наук

Воронежский институт МВД России (г. Воронеж)

С.Я. ПИНДУС, кандидат педагогических наук

ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)

В статье представлены возможности использования интерактивных методов на занятиях по огневой подготовке будущих офицеров в образовательном процессе военного вуза. Формирование способностей и готовности курсантов к применению огнестрельного оружия в экстремальных (боевых) условиях рассматриваются в русле становления и развития их личностно и профессионально значимых качеств. Предлагаются авторские методики организации и проведения занятий с использованием интеграции традиционных и интерактивных методов.

Ключевые слова: интерактивные методы, огневая подготовка, опыт применения, перспективы использования.

FIRE TRAINING oF FuTuRE oFFICERs usiNG INTERACTIVE METHoDs: EXPERIENCE, PROBLEMS, PRosPECTs

E.I. MESCHERYAKOVA, Doctor of Pedagogical sciences, Professor MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh) M.A. SIBIRKO, Candidate of Pedagogical sciences

Voronezh Institute of the Russian Ministry of internal Affairs (Voronezh)

S.YA. PINDUS, Candidate of Pedagogical sciences

MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh)

The article presents the possibilities of using interactive methods in classes on fire training of future officers in the educational process of a military University. The formation of cadets ' abilities and readiness to use firearms in extreme (combat) conditions is considered in line with the formation and development of their personally and professionally significant qualities. The author's methods of organizing and conducting classes using the integration of traditional and interactive methods are offered.

Keywords: interactive methods, fire training, application experience, application prospects.

Введение. Формирование личностно и профессионально значимых качеств будущих офицеров Вооруженных сил Российской Федерации в образовательном процессе военных вузов - многогранная деятельность, одним из результатов которой, согласно Квалификационным требованиям к военно-профессиональной подготовке выпускников, должна стать их способность к эффективному использованию боевых возможностей штатного стрелкового вооружения, готовность к его грамотному и безопасному применению. Огневая подготовка - важное и сложное направление профессиональной подготовки будущих офицеров, требующее глубокого научного обоснования и методического сопровождения. Однако, несмотря на значимость

ы и

огневой подготовки для формирования личностно и профессионально значимых качеств военнослужащих, ее ключевые теоретико-методические проблемы еще не получили должного отражения в комплексных психолого-педагогических исследованиях и нуждаются в осмыслении и разработке.

Актуальность. Любая психолого-педагогическая проблема - отражение объективных противоречий, которые проявляются в образовательной деятельности и требуют своего разрешения (сглаживания). Не исключение - проблема формирования способностей и готовности к грамотному и обоснованному применению огнестрельного оружия, формируемые у будущих офицеров в образовательном процессе военного вуза.

В наиболее общем представлении противоречия, лежащие в ее основе, можно сформулировать как противоречия между:

- потребностями общества, государства, вооруженных сил в подготовке офицеров, обладающих развитыми способностями к осуществлению грамотных и эффективных военно-профессиональных действий в самых разных условиях, в том числе и экстремальных (боевых), требующих применения огнестрельного оружия, - с одной стороны, и недостаточной теоретико-методологической и методической разработанностью формирования таких способностей на занятиях по огневой подготовке в образовательном процессе военного вуза, - с другой стороны;

- перспективными возможностями, которые открываются в связи с использованием инновационных методов практико-ориентированной огневой подготовки будущих офицеров, с одной стороны, и недостаточной обоснованностью, апробацией и аналитической оценкой опыта применения методического сопровождения, обеспечивающего их эффективное и результативное использование, - с другой.

Определяя противоречия, мы рассматриваем формирование способностей к грамотному применению огнестрельного оружия не только как средство достижения результата, установленного квалификационными требованиями, но и как направление в становлении личностно-профессиональных качеств военнослужащих, определяющих их морально-психологическую и стрессоустойчивость в экстремальных (боевых) ситуациях. При этом отмечаем, что если различные аспекты связанного с этим (становлением личностно-профессиональных качеств военнослужащих) комплекса проблем нашли достаточно полное и разностороннее отражение в отечественных исследованиях (И.А. Алехин, A.B. Анохина, A.B. Барабанщиков, В.И. Варваров, В.П. Давыдов, В.П. Каширин, М.П. Коробейников, А.Т. Малый, А.В. Ответчиков, B.B. Сысоев, В.Е. Уткин и др.), то проблема формирования способностей и готовности будущих офицеров к применению огнестрельного оружия в русле становления их значимых личностно-профессиональных качеств остается практически неизученной.

Об актуальности исследования обозначенной проблемы свидетельствует не только необходимость разрешения выявленных противоречий, но и потребность в использовании в образовательной деятельности возможностей, связанных с целенаправленным осуществлением огневой подготовки курсантов в условиях «катастрофического снижения бюджетного учебного времени на дисциплины, в рамках изучения которых возможно формирование и развитие психологической устойчивости и психологической готовности к действиям в боевых (экстремальных) условиях» [1, с. 18].

В сложившихся условиях особую важность и актуальность, на наш взгляд, приобретает распространение и использование положительного опыта, накопленного в процессе проведения исследовательской и опытно-экспериментальной работы, связанной с применением инновационных методов проведения практико-ориентированных занятий по огневой подготовке курсантов в ведомственных образовательных организациях.

Объекты, методы и методики исследования. Объектом исследования, проводившегося в течение последнего десятилетия в Воронежском институте МВД России и результаты которого могут быть использованы для эффективной огневой подготовки будущих офицеров в военных

вузах, стало использование инновационных методов формирования способностей и готовности курсантов к осуществлению обоснованных, грамотных и эффективных действий, связанных с применением огнестрельного оружия в экстремальных ситуациях. В ходе исследования использовались общенаучные (абстракция и конкретизация, сравнение и противопоставление, моделирование) и частнонаучные (анализ психолого-педагогической литературы, изучение и обобщение опыта разработки и использования инновационных педагогических технологий) методы. Для получения информации и анализа результатов опытно-экспериментальной работы применялись методы создания диагностических ситуаций, анкетирования и тестирования, проведения бесед и опросов. Кроме того, использовались адаптированные методики, позволяющие оценивать уровень сформированности компетенций, связанных с огневой подготовленностью курсантов, а также разработаны и использованы авторские методики («Интерактивное движение по этапам овладения техникой стрельбы из пистолета Макарова», «Погружение в ситуацию применения огнестрельного оружия» [2, с. 204-208] и др.).

Результаты и их обсуждение. Результаты проведенной исследовательской и опытно-экспериментальной работы красноречиво свидетельствуют о том, что главным направлением огневой подготовки курсантов должно стать формирование умений применения огнестрельного оружия, переходящее по мере накопления опыта в устойчивые навыки, в основе которых (и умений, и навыков) - освоение техники стрельбы. В педагогической теории и практике прослеживаются различные подходы к соотнесению категорий «умения» и «навыки» (Ю.К. Бабанский, Н.А. Бернштейн, А.В. Брушлинский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, Б.Р. Мандель, М.Н. Скаткин и др.). Для исследования обозначенной проблемы в избранном аспекте принципиальное значение имеет подход, представленный в исследовании Б.Р. Манделя, который, определяя взаимосвязь и различия умений и навыков, характеризует умения как «промежуточный этап овладения новым способом действия, основанным на каком-либо правиле (знании) и соответствующим правильному использованию знания в процессе решения определенного класса задач», а навык - как возникающее на определенном уровне развития умения «сознательно автоматизируемое действие», которое «затем функционирует как автоматизированный способ его выполнения», т.е. «способность выполнять действие формируется сначала как умение», а «по мере тренировки и выполнения этого действия умение ... переходит в навык» [3, с. 152]. Применительно к огневой подготовке - это «совокупность автоматизированных двигательных действий, приводящих к выполнению эффективного выстрела» [4, с. 352].

Принципиальное значение приведенного и аналогичных подходов применительно к исследованию проблемы формирования способностей и готовности будущих офицеров к применению огнестрельного оружия в экстремальных (боевых) ситуациях объясняется тем, что в течение того небольшого количества часов, которые отведены учебными планами для огневой подготовки будущих офицеров, невозможно обеспечить формирование навыков эффективного применения огнестрельного оружия, можно сформировать умения, а также стимулы для приобретения навыков на базе сформированных умений в процессе дальнейшего прохождения военной службы. Кроме того, посредством умелого психологического сопровождения огневой подготовки можно способствовать развитию личностно-профессиональных качеств будущих офицеров, обеспечивающих их морально-психологическую и стрессоустойчивость.

Исходя из этого, особенно важно подчеркнуть: приобретаемые на занятиях по огневой подготовке в образовательном процессе военного вуза умения применять огнестрельное оружие в различных ситуациях - лишь основа для последующего приобретения навыков, т.е. доведенных до автоматизма способностей совершать действия, соответствующие освоенной технике стрельбы, без осознанного целеполагания промежуточных шагов совершаемых действий. Именно поэтому на занятиях по огневой подготовке необходимо не только сформировать умения применять огнестрельное оружие, но и создать действенные стимулы к продолжению их совершенствования на занятиях, проводимых с офицерами в ходе прохождения ими службы в

воинских подразделениях, а также посредством самоподготовки. Практика показывает, что накопленный в ходе огневой подготовки опыт грамотной и высокоточной стрельбы из огнестрельного оружия позволяет не только приобретать и развивать значимые для офицера-профессионала способности, но и обеспечивает развитие личностно-профессиональных качеств, определяющих их морально-психологическую и стрессоустойчивость в экстремальных (боевых) ситуациях.

Достижению целей приобретения курсантами умений применения огнестрельного оружия на занятиях по огневой подготовке и стимулирования совершенствования техники стрельбы способствует умелое сочетание традиционных и инновационных методов обучения, обеспеченное соответствующим методическим сопровождением, под которым мы понимаем целостный процесс, включающий (помимо непосредственно методического обеспечения) также «и диагностику существующих проблем организации и проведения занятий, и информационный поиск возможных путей и способов их разрешения, и актуализацию методов взаимодействия субъектов образовательной деятельности - преподавателей и курсантов» [5, с. 185]. Практика показывает, что именно актуализацией инновационных методов обучения технике и приобретения курсантами умений стрельбы, среди которых мы особенно выделяем интерактивные методы, достигается высокий уровень сформированности способностей к применению огнестрельного оружия и готовности к его использованию в экстремальных (боевых) условиях.

Интерактивные методы обучения - важная составляющая педагогической инноватики, переживающей в наступившем столетии бурное и противоречивое развитие (Н.А. Анисимов, Л.Д. Гирева, В.В. Давыдов, Ю.А. Карпова, Л.В. Левчук, К.П. Мирошниченко, А.И. Пинский, JI.C. Подымова, П.И. Самойленко, O.K. Филатов, Д.В. Чернилевский и др.). Не вдаваясь в анализ преимуществ и недостатков инновационного обучения, отметим, что рациональное и научно обоснованное включение интерактивных методов в методическое сопровождение занятий по огневой подготовке, как показывают результаты проведенного исследования и апробация его результатов, способствует существенному повышению эффективности формирования умений будущих офицеров применять огнестрельное оружие, укреплению их психологической и стрессоустойчивости, а значит - успешному развитию личностно и профессионально значимых качеств обучающихся.

При этом в соответствии со сложившимися представлениями интерактивными становятся такие методы организации «совместной деятельности обучающихся, когда все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия участников и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем» [6, с. 33]. Интеграция традиционных и интерактивных методов обучения приносит положительные результаты как на теоретических (лекционных), так и на практических (проводимых в специально оборудованных помещениях) занятиях. Примером такой интеграции может служить методическое сопровождение проведения занятий по изучению назначения, боевых свойств, устройства 9-мм пистолета Макарова и приобретению умений его разборки (неполной, полной) и последующей сборки. С использованием на лекционном занятии традиционного метода поэтапного представления сведений об устройстве и назначении пистолета Макарова, принципах работы его частей и механизмов, порядке неполной (полной) разборки и сборки оружия, а также информации о необходимости и порядке чистки и смазки пистолета, осмотра и подготовки его к стрельбе и др., курсанты приобретают теоретические, но при этом практико-ориентированные знания, которые будут использованы на практических занятиях по изучаемой теме. При этом целесообразно применять такие средства визуализации, как презентации, 3D модели пистолета Макарова и его частей, а также видеосюжеты, представляющие порядок разборки и сборки оружия.

Для усиления эффективности усвоения теоретического материала и освоения базовых действий по разборке (сборке) оружия, как показывает практика, можно использовать интерактивный метод, который получил условное название «Поле чудес». Его краткая характеристика: 1) курсанты распределяются на три группы и располагаются возле трех столов, на которых: на первом - полностью разобранный пистолет, его нужно совместными усилиями правильно собрать; на втором - полностью разобранный пистолет, для каждой детали которого нужно вспомнить название и рассказать о ее назначении; на третьем - собранный пистолет, его нужно правильно разобрать; 2) группы последовательно перемещаются от одного стола к другому и выполняют задания, при этом обсуждение сопровождается групповым анализом последовательности действий, а также трудностей и допускаемых ошибок; 3) преподаватель, находясь возле четвертого стола, на котором разложены карточки с командами, подаваемыми на огневом рубеже, последовательно выбирает и предлагает одному из курсантов совершить действия с оружием, обозначенные на карточке, остальные курсанты наблюдают за совершаемыми действиями, после чего обсуждают их полноту и правильность, указывают на допущенные ошибки и предполагают последствия совершаемых ошибок. Главная задача преподавателя при использовании этого интерактивного метода - умело направлять обсуждение, помогать освоить требуемые действия, не совершая их, а также найти ответы на возникающие у курсантов вопросы, но при этом не отвечать на них вместо курсантов.

Полученные знания об устройстве оружия, приобретенные умения его разборки (сборки) становятся начальным звеном в цепочке формирования способностей и готовности действовать в экстремальных ситуациях с применением огнестрельного оружия. Результат же формирования способности и готовности совершать умелые и грамотные действия с огнестрельным оружием в решающей степени зависит от того, насколько будущие офицеры овладеют техникой стрельбы.

В таблице 1 представлены обобщенные сведения об использовании интерактивных методов в рамках авторской методики «Интерактивное движение по этапам овладения техникой стрельбы из пистолета Макарова», разработанной и апробированной преподавателями кафедры огневой подготовки Воронежского института МВД России. Более подробно характеристика этой методики, а также интерактивных методов формирования умений и навыков применения огнестрельного оружия приводится в коллективной монографии, изданной в Воронежском институте МВД России [7, с. 64-86].

Примером работы преподавателя в малых группах служит и доказавший свою высокую эффективность интерактивный метод «Попарных упражнений тактической стрельбы». Применяя этот метод, преподаватель распределяет курсантов по парам, в каждой из которых один из курсантов выполняет заданное упражнение (с огнестрельным или лазерным оружием), а другой контролирует выполнение, комментирует его и сообщает об ошибках, если они допускаются. Спорные вопросы разрешаются как самими курсантами, так и с помощью преподавателя.

Сформированные у будущих офицеров умения применения огнестрельного оружия в процессе овладения техникой стрельбы будут способствовать становлению их морально-психологической и стрессоустойчивости в экстремальных (боевых) ситуациях, если огневая подготовка сопровождается подготовкой психологической. Ни для кого не секрет, что для большинства курсантов - начинающих стрелков уже нахождение в стрелковом тире, где ведется стрельба, является сильнодействующим стрессогенным фактором. А находясь на огневом рубеже, до приобретения устойчивых умений техники стрельбы почти все курсанты испытывают страх как проявление инстинкта самосохранения (боязнь выстрела и звука от него, боязнь отдачи, неуверенность в правильности своего поведения и др.). Именно преодоление страха, развитие психофизиологической устойчивости как важного личностно-профессионального качества военнослужащих достигается с помощью интерактивных методов психологического сопровождения огневой подготовки.

В образовательном процессе ведомственных вузов, как показывают результаты опытно-экспериментальной работы, для психологического сопровождения огневой подготовки курсантов также целесообразно использовать интерактивные методы. Причем такие методы

могут использоваться и преподавателями на занятиях по огневой подготовке, и специалистами -психологами на внеаудиторных занятиях, и самими курсантами в процессе самоподготовки.

Таблица 1 - Обобщенные сведения об использовании интерактивных методов в рамках авторской методики «Интерактивное движение по этапам овладения техникой стрельбы из пистолета Макарова»

Название этапа Краткая характеристика применения интерактивных методов в сочетании с традиционными

1 этап -извлечение оружия из кобуры и приведение его в боевое положение Визуализация действий (картинки, слайды, видеоролики), демонстрация преподавателем основных действий (захват оружия, находящегося в кобуре, его извлечение, выключение предохранителя, вынос оружия в сторону цели на уровне груди или подбородка; захват затвора с одновременным досыланием патрона в патронник); самостоятельное повторение действий преподавателя каждым курсантом. Обсуждение курсантами процесса и результатов выполнения действий, которое преподаватель направляет на: 1) осознание зависимости последующих действий стрелка от скорости извлечения и заряжания пистолета; 2) необходимость выполнения действий по извлечению пистолета из кобуры и подготовке его к выстрелу параллельно, слитно и без остановок; 3) понимание характерных ошибок, которые допускаются в связи с извлечением пистолета из кобуры и приведением его в боевое положение.

2 этап -усвоение правил изготовки Визуальное знакомство с двумя основными вариантами изготовки (прямой и наклонной), обсуждение и выбор приемлемого варианта для каждого курсанта (с использованием зеркал). С помощью наводящих вопросов (например, о том, почему прямая изготовка более подходит курсантам эктоморфного, а наклонная - мезоморфного телосложения и т.п.) преподаватель направляет обсуждение в русло понимания и усвоения курсантами основных правил изготовки.

3 этап -овладение техникой удержания оружия С использованием средств визуализации до курсантов доводятся правила удержания оружия посредством правильного положения рук при стрельбе, после чего каждому курсанту предлагается по очереди осуществить последовательные действия по удержанию пистолета в руках. Обсуждение действий может проходить параллельно с их осуществлением либо после того, как все обучающиеся закончат демонстрацию освоения техники хвата. Главное, что усваивая правила и выявляя ошибки, курсанты должны прийти к выводу о том, что от правильной техники удержания оружия во многом зависит как результат выстрела, так и стабильность стрельбы в целом.

4 этап -освоение прицеливания Курсантам разъясняются правила прицеливания (расположение мушки так, чтобы просветы между мушкой и прорезью по горизонтали были одинаковыми, но при этом вершина мушки не была выше или ниже верхних краев прорези целика; мушка должна быть четко видна в прорези, а мишень - слегка расплывчато и др.) и предлагается самостоятельно навести оружие в цель. На этом этапе освоения техники стрельбы достаточно использования методов действий по аналогии и неоднократного повторения совершаемых действий каждым обучающимся.

5 этап -овладение техникой нажатия на спусковой крючок После демонстрации преподавателем техники нажатия на спусковой крючок (неоднократно взводится курок и нажимается спусковой крючок) те же действия предлагается совершить одному из курсантов, остальные зрительно и на слух воспринимают информацию о совершаемых им действиях, задают вопросы, уточняют недостаточно понятное, обсуждают между собой и с преподавателем возможные ошибки и готовятся тем самым к самостоятельному грамотному совершению аналогичных действий.

6 этап -овладение техникой дыхания Курсантам разъясняется правильная постановка дыхания, от которой зависит не только результат каждого выстрела, но и успешное выполнение всего упражнения в целом. Если ведется скоростная стрельба, то задержка дыхания осуществляется на время производства нескольких выстрелов.

Один из самых простых, но весьма полезных - метод, условно названный так: «Найди ответ и вспомни о нем». Его могут использовать преподаватели на занятиях по огневой подготовке. Перед выходом на огневой рубеж курсантам предлагается найти ответы на поставленные вопросы, связанные с техникой стрельбы, что заставляет их сосредоточить внимание на тех действиях с оружием, которые нужно выполнить, а также психологически настроиться на воспроизведение «идеального» выстрела. Концентрация внимания под действием фактора «вспомнить все» направляет мысли и действия в русло производства выстрела, уводит их от тех страхов, с которыми они связаны. И еще один простой интерактивный метод, позволяющий снизить страхи и повысить стрессоустойчивость - метод «самообмана». Применяя этот метод, преподаватель сам передает оружие одному из курсантов, принявшему изготовку на огневом

рубеже. Остальные курсанты наблюдают за действиями преподавателя и курсанта. Стрелок не знает, заряжен ли пистолет, и выполняет действия с оружием «вхолостую», сосредоточившись на технике стрельбы. Чередуя «холостые» выстрелы с выстрелами боевыми патронами, можно «уйти» от страха ожидания выстрела, боязни его звука и отдачи и т.п., сосредоточить внимание на правильном выполнении действий с оружием, сделать их (действия) плавными и свободными, без излишнего закрепощения. У многих курсантов, наблюдающих за действиями преподавателя и курсанта в ситуации «самообмана», уже на стадии наблюдения снижаются страхи и мотивируется желание к совершению аналогичных действий.

Сочетать и целенаправленно задействовать педагогический и психологический потенциал интерактивных методов огневой подготовки позволяет использование таких широко известных, научно и методически обоснованных методов как мозговой штурм и деловая игра [8, с. 4-5]. Практика показывает, что их целесообразно применять на заключительных занятиях, когда уже достаточно освоена техника стрельбы и сформированы умения осуществлять установленные действия, а также умения преодолевать связанные с их осуществлением страхи, т.е. необходимого уровня достигла психофизиологическая и стрессоустойчивость. Например, деловая игра может стать продолжением и развитием мозгового штурма в «цепочке» интерактивных методов, используемых в ходе «Погружения в ситуацию с применением огнестрельного оружия» на заключительном занятии по огневой подготовке. Курсантам предлагается анализ тщательно продуманной и детально разработанной ситуации, развитие которой неизбежно приводит к необходимости применения огнестрельного оружия. Совместными усилиями они сначала обсуждают предложенную ситуацию и прогнозируют различные варианты ее развития в зависимости от влияния внешних и внутренних факторов, поведения субъектов (мозговой штурм), а затем, распределенные на группы и наделенные полномочиями таких субъектов, осуществляют определенные действия, в том числе и действия с огнестрельным оружием.

В процессе проведения исследовательской и опытно-экспериментальной работы проводилась диагностика освоения курсантами техники стрельбы (сформированности умений к применению огнестрельного оружия), а также их способностей и готовности к его грамотному и эффективному использованию. Для этого на констатирующем этапе эксперимента были подобраны примерно равные по исходным показателям контрольные и экспериментальные группы, в которых на формирующем этапе эксперимента с использованием диагностического инструментария оценивалась динамика сформированности умений, способностей и готовности.

На рисунке 1 показана динамика сформированности умений курсантов контрольных (КГ1, КГ2) и экспериментальных (ЭГ1, ЭГ2) групп к применению огнестрельного оружия.

6 4 2 0

итоговый контроль предварительный контроль

КГ1

КГ2

ЭГ1 ЭГ2

предварительный контроль

итоговый контроль

Рисунок 1 - Средневзвешенные показатели техники стрельбы в контрольных и экспериментальных группах по

результатам предварительного и итогового контроля

В группах К1 и Э1 обучаются курсанты юридического факультета, а в группах К2 и Э2 - курсанты радиотехнического факультета. Диагностика проводилась с использованием средневзвешенных значений групповых показателей техники стрельбы.

На рисунке 2 показана динамика показателей сформированности способностей и готовности к эффективному применению огнестрельного оружия, исчисленных по результатам входного и итогового контроля, проводившегося в контрольных (на примере КГ1) и экспериментальных (на примере ЭГ1) группах. Готовность определялась по показателям эмоционально-ценностного, когнитивного, деятельностного и рефлексивного критериев как средневзвешенное значение с использованием системы диагностических методов (адаптированные и авторские методики, опросы, тестирование и анкетирование, метод экспертных оценок и др.) по 9-балльной шкале оценок.

Рисунок 2 - Динамика показателей сформированности способностей и готовности к эффективному применению огнестрельного оружия, исчисленных в экспериментальной и контрольной группах по результатам входного и итогового контроля

Выводы. Результаты исследования проблемы формирования способностей и готовности будущих офицеров к применению огнестрельного оружия в экстремальных (боевых) условиях в русле становления их значимых личностно-профессиональных качеств показали, что эта проблема сохраняет свою актуальность и требует системного комплексного исследования. Одним из важных и перспективных направлений разрешения определяющих ее (проблему) противоречий становится приобретение курсантами на занятиях по огневой подготовке умений грамотного, эффективного и обоснованного применения огнестрельного оружия, основанных на высокоточной технике стрельбы, которые (умения) в ходе дальнейшего совершенствования и приобретения опыта стрельбы в процессе несения военной службы становятся устойчивыми навыками. Для успешного формирования умений применения огнестрельного оружия в экстремальных (боевых) ситуациях на занятиях по огневой подготовке будущих офицеров особенно важно разработать и задействовать научно обоснованное методическое сопровождение, одной из составляющих которого, как показывает практика, становится рациональная интеграция традиционных и инновационных методов обучения технике стрельбы, обеспеченная необходимым психолого-педагогическим и диагностическим инструментарием.

Опыт использования интерактивных методов в рамках методического сопровождения освоения курсантами техники стрельбы, накопленный, проанализированный и обобщенный преподавателями кафедры огневой подготовки Воронежского института МВД России, может успешно применяться для организации и проведения занятий с будущими офицерами в образовательном процессе военных вузов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зибров Г.В., Петровская М.В., Семоненко Ю.Ф., Дерепаско И.В. Психологическая подготовка офицеров в ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж): опыт, проблемы, решения // Воздушно-космические силы. Теория и практика. 2020. № 14. С. 17-23. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.академия-ввс.рф/images/docs/vks/14-2020/17-23.pdf (дата обращения 01.10.2020).

2. Пугачев А.В., Мещерякова Е.И. Совершенствование техники стрельбы сотрудников органов внутренних дел с применением интерактивных методов // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств». Иркутск, 2019. С. 204-208.

3. Сибирко М.А., Панферкина И.С., Пугачев А.В. Методическое сопровождение использования интерактивных методов в огневой подготовке сотрудников ОВД по профессии «Полицейский» // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Педагогика и психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов: интеграция теории и практики». СПб, 2019. С. 352-357.

4. Мандель Б.Р. Педагогическая психология: учебное пособие / Б.Р. Мандель. М.: Курс, ИНФРА-М, 2014.386 с.

5. Мещерякова Е.И., Ляпин А.П., Панферкина И.С., Груздев Г.И. Актуализация физического саморазвития курсантов в контексте реализации индивидуальной траектории профессионального образования // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. № 3 (79). С. 182-186.

6. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Интерактивное обучение // Образование и наука. 2007. № 6 (48). С. 32-40.

7. Интерактивные методы формирования специальных навыков в процессе подготовки сотрудников по должности служащего «Полицейский»: Монография / Е.И. Мещерякова и др. Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2019. 198 с.

8. Гущин Ю.В. Интерактивные методы обучения в высшей школе // Психологический журнал. 2012. № 2. С. 1-18.

REFERENCES

1.Zibrov G.V., Petrovskaya M.V., Semonenko Yu.F., Derepasko I.V. Psihologicheskaya podgotovka oficerov v VUNC VVS «Voenno-vozdushnaya akademiya imeni professora N.E. Zhukovskogo i Yu.A. Gagarina» (g. Voronezh): opyt, problemy, reshenlya // Vozdushno-kosmicheskie sily. Teoriya i praktika. 2020. № 14. pp. 17-23. fElektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.akademiya-vvs.rf/images/docs/vks/14-2020/17-23.pdf (data obrascheniya 01.10.2020).

2. Pugachev A.V., Mescheryakova E.I. Sovershenstvovanie tehniki strel'by sotrudnikov organov vnutrennih del s primeneniem interaktivnyh metodov // Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencll «Sovershenstvovanie professlonal'noj i fizicheskoj podgotovki kursantov, slushatelej obrazovatel'nyh organizacij i sotrudnikov silovyh vedomstv». Irkutsk, 2019. pp. 204-208.

3. Sibirko M.A., Panferkina I.S., Pugachev A.V. Metodicheskoe soprovozhdenie ispol'zovaniya interaktivnyh metodov v ognevoj podgotovke sotrudnikov OVD po professii «Policejskij» // Materialy

Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Pedagogika i psihologiya v deyatel'nosti sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov: integraciya teorii i praktiki». SPb, 2019. pp. 352-357.

4. Mandel' B.R. Pedagogicheskaya psihologiya: ucheb. posobie. M.: Kurs, INFRA-M, 2014. 386 p.

5. Mescheryakova E.I., Lyapin A.P., Panferkina I.S., Gruzdev G.I. Aktualizaciya fizicheskogo samorazvitiya kursantov v kontekste realizacii individual'noj traektorii professional'nogo obrazovaniya // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. 2018. № 3 (79). pp. 182-186.

6. Panina T.S., Vavilova L.N. Interaktivnoe obuchenie // Obrazovanie i nauka. 2007. № 6 (48). pp. 32-40.

7. Interaktivnye metody formirovaniya special'nyh navykov v processe podgotovki sotrudnikov po dolzhnosti sluzhaschego «Policejskij»: Monografiya / E.I. Mescheryakova i dr. Voronezh: Voronezhskij institut MVD Rossii, 2019. 198 p.

8. Guschin Yu.V. Interaktivnye metody obucheniya v vysshej shkole // Psihologicheskij zhurnal. 2012. № 2. pp. 1-18.

© Мещерякова Е.И., Сибирко М.А., 2020

Мещерякова Елена Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, старший научный сотрудник научно-исследовательского центра (проблем применения, обеспечения и управления авиацией Военно-воздушных сил), Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54А, elenamsol@yandex.ru.

Сибирко Михаил Анатольевич, кандидат педагогических наук, начальник кафедры огневой подготовки, Воронежский институт МВД России (г. Воронеж), Россия, 394065, г. Воронеж, проспект Патриотов, 53, msibirko@yandex.ru.

Пиндус Сергей Ярославович, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник научно -исследовательского центра (проблем применения, обеспечения и управления авиацией Военно-воздушных сил), Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.