Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПЕРИОД САМОИЗОЛЯЦИИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ'

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПЕРИОД САМОИЗОЛЯЦИИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
353
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное обучение / цифровое обучение / информационно-коммуникативные технологии / distance learning / digital learning / information and communication technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н.И. Медведева, В.В. Енин, С.В. Офицерова

В статье раскрывается психологический взгляд на технологии дистанционного обучения, акцентируется внимание на положительных и негативных сторонах вынужденного перехода вузов на дистанционное обучение на время самоизоляции. Авторами подчеркиваются как положительные стороны использования инновационных методов при проведении занятий со студентами, так и психологические трудности, не менее значимые при обучении студентов в дистанционном режиме. Авторы делают вывод о том, что вузам необходимо существенно трансформироваться, чтобы использовать положительный потенциал дистанционного обучения. Необходимо учесть и психологические последствия влияния создавшейся принципиально новой ситуации в образовании, необходимы качественные теоретико-методологические и прикладные исследования, научно-методическое обеспечение деятельности преподавателя, повышение его квалификации в применении IT-технологий, фундаментальные и прикладные исследования, помогающие выявить психолого-педагогические закономерности профессионального развития студентов в дистанционном обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н.И. Медведева, В.В. Енин, С.В. Офицерова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE LEARNING DURING SELF-ISOLATION: A PSYCHOLOGICAL ANALYSIS

The article reveals a psychological view of distance learning technologies. The research focuses on the positive and negative aspects of the forced transition of universities to distance learning during self-isolation. The authors emphasize both the positive aspects of using innovative methods when conducting classes with students, and psychological difficulties that are no less significant when teaching students remotely. The authors conclude that universities need to be significantly transformed to exploit the positive potential of distance learning. It is necessary to take into account the psychological consequences of the current fundamentally new situation in education, quality theoretical and methodological and applied research is needed, scientific and methodical support of the teacher’s activities, the improvement of his skills in the application of IT-technology, fundamental and applied research, which help to identify psychological and educational patterns of professional development of students in distance learning.

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПЕРИОД САМОИЗОЛЯЦИИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»

References

1. Bajrambekov M.M. Sistema obucheniya doshkol'nikov i mladshih Shkolnikov narodnomu iskusstvu (Na materiale iskusstva narodov Dagestana). Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Mahachkala, 2001.

2. Gasanova A.M. Osobennosti razvitiya hudozhestvenno-tvorcheskih sposobnostej mladshih shkol'nikov naglyadnymi sredstvami obucheniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020;№ 3 (82): 75 - 77.

3. Vasil'eva R.M., Sokolova S.G. Didakticheskie aspekty hudozhestvenno-'esteticheskoj sredy v nachal'noj shkole. Vestnik ChGPU imeni I. Ya. Yakovleva. 2018; № 2: 163 - 170.

4. Voronov V.S. Krest'yanskoe iskusstvo. Moskva: Direkt-Media, 2015.

5. Gazimagomedov G.G. Hudozhestvennaya specifika dekorativno-prikladnogo iskusstva Dagestana. Yug Rossii: 'ekologiya, razvitie. Obschie voprosy. 2007; № 3: 10 - 17.

6. 'Ediev I.V. Znachenie narodnyh hudozhestvennyh promyslov v razvitii hudozhestvennoj kul'tury shkol'nikov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 1 (74): 255 - 256.

7. Sautieva F.B. Narodnoe tvorchestvo kak faktor 'esteticheskogo vospitaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 1 (80): 47 - 48.

8. Dedova V.N. Ispol'zovanie aktivnyh metodov obucheniya v nachal'nyh klassah. Available at: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2015/07/28/ispolzovanieaktivnyh-metodov-obucheniya-v-nachalnyh/

9. Mirzaeva D.Sh., Nuriddinova V.N., Zhuraeva D.U. Sovremennye podhody k ispol'zovaniyu innovacionnyh obrazovatel'nyh tehnologij v povyshenii 'effektivnosti nachal'nogo obrazovaniya. Academy. 2020; № 8: 87 - 89.

10. Merzhoeva L.M. suschnost' i specifika formirovaniya 'etnohudozhestvennoj kul'tury mladshih shkol'nikov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 1 (80): 42 - 44.

11. Parfenova S.O. Osobennosti formirovaniya mezhkul'turnoj kommunikativnoj kompetencii mladshih shkol'nikov vo vneurochnoj proektnoj deyatel'nosti pri ispol'zovanii autentichnyh materialov. Pedagogika. Voprosy teorii i prakiiki. 2020; T. 5, Vypusk 2: 185 - 189.

12. Radzhabov I.M., Magomedgadzhieva 'E.M. Pedagogicheskij potencial tvorcheskogo naslediya predkov v formirovanii hudozhestvennoj kul'tury shkol'nikov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 4 (77): 282 - 284.

13. Gluzman A.V., Gorbunova N.V. Iskusstvo pedagogiki. Gumanitarnye nauki. 2016; № 4 (36): 11 - 18.

14. Agibova I.M., Sorokopud Yu.V., Filimonyuk L.A. Innovacionnyeprocessy v obrazovanii. Stavropol', 2014.

15. Gluzman N.A., Gorbunova N.V. Professionalizmpedagoga: uspeshnost'ikar'era: monografiya. Yalta, 2017.

Статья поступила в редакцию 29.10.20

УДК 378.147

Medvedeva N.I., Doctor of Sciences (Psychology), Professor, Department of Clinical Psychology, Stavropol State Medical University,

Ministry of Health of the Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: nigstav@mail.ru

Enin V.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of Clinical Psychology, Stavropol State Medical University,

Ministry of Health of the Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: yeninvik@mail.ru

Оfitserova S.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of Clinical Psychology, Stavropol State Medical University,

Ministry of Health of the Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: svetlana_oficerova@mail.ru

DISTANCE LEARNING DURING SELF-ISOLATION: A PSYCHOLOGICAL ANALYSIS. The article reveals a psychological view of distance learning technologies. The research focuses on the positive and negative aspects of the forced transition of universities to distance learning during self-isolation. The authors emphasize both the positive aspects of using innovative methods when conducting classes with students, and psychological difficulties that are no less significant when teaching students remotely. The authors conclude that universities need to be significantly transformed to exploit the positive potential of distance learning. It is necessary to take into account the psychological consequences of the current fundamentally new situation in education, quality theoretical and methodological and applied research is needed, scientific and methodical support of the teacher's activities, the improvement of his skills in the application of IT-technology, fundamental and applied research, which help to identify psychological and educational patterns of professional development of students in distance learning.

Key words: distance learning, digital learning, information and communication technologies.

Н.И. Медведева, д-р психол. наук, проф., ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Ставрополь, E-mail: nigstav@mail.ru

B.В. Енин, канд. психол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения

Российской Федерации, г. Ставрополь, E-mail: yeninvik@mail.ru

C.В. Офицерова, канд. психол. наук, доц., ФГбОу ВО «Ставропольский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Ставрополь, E-mail: svetlana_oficerova@mail.ru

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПЕРИОД САМОИЗОЛЯЦИИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

В статье раскрывается психологический взгляд на технологии дистанционного обучения, акцентируется внимание на положительных и негативных сторонах вынужденного перехода вузов на дистанционное обучение на время самоизоляции. Авторами подчеркиваются как положительные стороны использования инновационных методов при проведении занятий со студентами, так и психологические трудности, не менее значимые при обучении студентов в дистанционном режиме. Авторы делают вывод о том, что вузам необходимо существенно трансформироваться, чтобы использовать положительный потенциал дистанционного обучения. Необходимо учесть и психологические последствия влияния создавшейся принципиально новой ситуации в образовании, необходимы качественные теоретико-методологические и прикладные исследования, научно-методическое обеспечение деятельности преподавателя, повышение его квалификации в применении IT-технологий, фундаментальные и прикладные исследования, помогающие выявить психолого-педагогические закономерности профессионального развития студентов в дистанционном обучении.

Ключевые слова: дистанционное обучение, цифровое обучение, информационно-коммуникативные технологии.

Система университетского образования весной 2020 года как в России, так и во всем мире переживала достаточно неординарную ситуацию: в срочном режиме вузы перешли на дистанционное обучение на время самоизоляции. Психологический стресс от онлайн-обучения переживали не столько студенты, сколько профессорско-преподавательский состав. Вузы не были готовы в экстренном режиме перейти на проведение занятий в дистанционной форме, хотя проблема дистанционного обучения обсуждалась с середины 70-х годов во многих странах мира с появлением учебных заведений, называемых «открытыми», «дистанционными» университетами; «электронными», «виртуальными» колледжами. При обсуждении таких заведений нового типа дидактами высшей школы отмечались оригинальные организационные структуры, использование своеобразного набора методических приемов, экономические механизмы функционирования учебного заведения.

В соответствии с рекомендациями Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (приказ № 397 от 14.03.2020) в марте 2020 г

большинством отечественных вузов был организован режим полностью сетевого и дистанционного обучения. Некоторая часть вузов была подготовлена оперативно перейти на дистанционное обучение студентов за счет своевременно созданной или адаптированной аппаратно-технической, программной, предметной, методической и административно-управленческой баз и облачных сервисов.

Анализ вузовского образования практически до 21 века показал неразвитость или отсутствие в нашей стране технологий, необходимых для дистанционного обучения. В высшей школе преподаватели использовали в основном печатные издания, редко видеокассеты, технические средства, заранее записанные учебные материалы, телевизионные передачи в прямом эфире. Проведя анализ основных типов технологий, предлагаемых в учебных заведениях нового типа, нами отмечены несколько факторов, как положительных, так и негативных, которые подводили к размышлению о том, эффективны ли технологии при дистанционном обучении.

Первым фактором вуза дистанционного обучения следует отметить тип информационных технологий, применяемых в учебном процессе. Среди информационных технологий условно можно выделить три категории:

- неинтерактивные (с использованием печатных материалов, аудио-, видеоносителей);

- средства компьютерного обучения (применение электронных учебников, компьютерного тестирования, контроля знаний, новейших средств мультимедиа);

- видеоконференции (с использованием средств телекоммуникации по аудиоканалам, видеоканалам и компьютерным сетям).

Переход на Федеральные государственные стандарты высшего образования внес изменения к применению средств оперативного доступа к информации по компьютерным сетям, что придало качественно новые возможности дистанционному обучению.

В вузах России активно стали применяться электронные учебники и технологии. В недавнем времени в практике дистанционного обучения стало возможным применять развитые средства телекоммуникации, использовать спутниковые каналы связи, передавать упакованные видеоизображения по компьютерным сетям.

Еще до перехода на дистанционное обучение преподавателями высшей школы активно использовалась электронная почта, что экономически и технологически было достаточно эффективно в процессе доставки содержательной части учебных курсов, обеспечивало обратную связь студентов с преподавателями при постоянном доступе студентов к персональному компьютеру с модемом и телефонному каналу Электронная почта дала возможность реализовывать гибкий и интенсивный процесс консультаций, но ограничивала возможности диалогического общения преподавателя со студентами.

На сегодняшний момент профессорско-преподавательскому составу становятся доступными многие новые информационные технологии для перехода к дистанционному обучению, основанные на цифровых методах обработки информации, охватывающие спектр от программ гипермедиа, позволяющие студентам самостоятельно управлять информацией, до различных систем баз данных, к которым есть доступ через глобальные компьютерные сети.

Университеты должны предоставлять карт-бланш преподавателям, внедряющим новые методы работы с цифровыми технологиями, дать мощный импульс к трансформации нового формата с оптимизированными внутренними процессами.

Быстрый доступ к информационным ресурсам преподавателям и студентам способствует интерактивному доступу к удаленным базам данных, информационно-справочным системам, библиотекам при изучении конкретных дисциплин. Режим доступа ON-LINE дает возможность в течение секунд осуществлять доступ к необходимому учебному материалу, компьютерным программам при помощи таких компьютерных систем, как GOPHER, WWW/ VERONICA, из крупных научно-педагогических центров и локальных узлов сети Internet, общее количество которых в мире превышает 1,25 миллиона.

Использование возможности проведения видеоконференций с использованием компьютерной сети делает доступным организовать самую дешевую видеосвязь, использовать ее для проведения практических и семинарских занятий с небольшими (5 - 10 человек) подгруппами, индивидуальных консультаций, обсуждать сложные вопросы изучаемой дисциплины. Кроме передачи звука и видеоизображений видеоконференции с использованием компьютерной сети дают возможность совместно управлять экраном компьютера, создавать чертежи, таблицы и рисунки на расстоянии, передавать фотографический и рукописный материал.

Видеоконференции по цифровому спутниковому каналу с использованием видеокомпрессии дают возможность качественно передавать видеоизображения при проведении видеоконференций, что эффективно при небольшом объеме лекций (от 100 до 300 часов в год) и большом числе студентов - от 1000 - 5000. Такие видеоконференции возможно проводить при чтении обзорных лекций, коллоквиумов, дискуссий, учебных диспутов, подведении итогов курса и образовательной программы.

Методы предоставления студентам учебного материала преподавателем, которые свойственны традиционной образовательной системе, по-новому развиваются на базе современных информационных технологий. Например, видеолекции дополняются в современном дистанционном образовательном процессе электронными лекциями, то есть лекционным материалом, который распространяется по компьютерной сети с помощью досок объявлений (BBS). Электронная лекция может содержать учебный материал, подготавливающий студентов к дискуссиям.

На основании опроса студентов Ставропольского государственного медицинского университета нами отмечены особенности и недостатки форм дистанционного обучения. У некоторых студентов, особенно иногородних, дома, в общежитиях или в пунктах самоизоляции отсутствовали современные аппарат-но-технические, программные, коммуникационные средства, компьютеры, ноутбуки, планшеты и высокоскоростные каналы связи. При дистанционном обучении не предоставлялась возможность овладеть предметными умениями, навыками и компетенциями, получаемыми в ходе традиционных аудиторных занятий. У студентов 1 и 2 курсов не сформированы навыки самостоятельной работы, от-

мечены низкая заинтересованность и мотивация в самостоятельной предметной деятельности дома, в студенческих общежитиях или в пунктах самоизоляции.

Встали проблемы объективности дистанционного оценивания результатов обученности студентов, самостоятельности выполнения ими индивидуальных заданий. Студентами стали просто копироваться материалы из Интернета.

Отсутствие высокоскоростных каналов связи и низкая скорость работы личных компьютеров у студентов, устаревшие платформы или операционные системы привели к сложности перехода профессорско-преподавательского состава к сетевой системе дистанционного обучения. Преподаватели старшего поколения и преподаватели не IT-предметных направлений, проработавшие многие годы в системе классического аудиторного образования, с трудом преодолевали психологический барьер обучения в дистанционном режиме.

С такими проблемами столкнулись многие вузы страны. Мы описали в большей мере технологические проблемы. Кроме перечисленных проблем, хотелось бы отметить психологические трудности, не менее значимые.

При дистанционном обучении значимо интерактивное взаимодействие участников образовательного процесса. Технически новые информационные и телекоммуникационные технологии позволяют осуществить взаимодействие обучающего и обучаемых независимо от их местонахождения с помощью чата, форума, видеоконференции, вебинара, онлайн-семинара. Методическая задача - усвоение знаний, умений и навыков, формирование компетенций, предусмотренных образовательными программами вуза, при дистанционном обучении решается, осуществляясь не в традиционной форме, а средствами самостоятельной работы студентов с использованием различных средств - носителей информации. Но в процессе дистанционного обучения превалирует уже не преподавание, а учение, самостоятельная познавательная деятельность студентов. Студент должен не только овладеть навыками работы с компьютером, он должен быть обучен работать с учебной информацией, которую получает в процессе дистанционного обучения.

Встает проблема: насколько студент готов к самостоятельной работе, и как это отразится на качестве его профессиональной подготовки в вузе. Уровень и качество его знаний, полученных при дистанционном обучении, зависят от многих психологических качеств, индивидуально-психологических особенностей, когнитивных функций (мышления, речи, внимания, памяти, гнозиса, праксиса), желания учиться, духовности, одаренности, настойчивости, работоспособности, наблюдательности, умения планировать свое время.

Современные студенты проходят цифровой путь и приходят на студенческую скамью уже сложившимися «цифровыми» личностями. Практически неразумно игнорировать эти факты в процессе обучения современной молодежи, которой привычнее и удобнее использовать экран устройства, планшет или ноутбук, а не учебник, тетрадь и ручку для записи при прослушивании лекции [1]. Студенты постоянно находятся на связи с друзьями, родственниками и окружающим миром из любого своего местоположения, в том числе в аудитории во время занятий в вузе. Электронное устройство студент использует как «расширение» возможности своего мозга, что не может не отразиться на способах познания мира.

Хотелось бы обозначить свои позиции относительно ситуаций в образовании. Ссылаясь на подходы А.А. Вербицкого, полагаем, что «назрела необходимость перехода к практико-ориентированному типу непрерывного образования с опорой на фундаментальное содержание наук и на неисчерпаемые возможности человека как субъекта общего и профессионального развития, в том числе посредством использования огромных возможностей цифровых средств обучения» [2].

О.И. Воинова и В.А. Плешаков заявили, что все мы уже живем в эпоху киберсоциализации общества, которую обозначили как «совокупность приобретённых человеком качеств, обеспечивающих его способность организовывать жизнедеятельность в киберпространстве в контексте выполнения различных социальных функций как субъекта сетевых сообществ, а не в роли суверенной личности» [3].

А.А. Вербицкий размышляет над вопросом о том, обеспечивает ли совокупность качеств, приобретённых человеком в процессе цифрового обучения, эффективное и безопасное выполнение различных социальных и профессиональных функций, имея в виду не как бы самопроизвольно возникшее киберсо-циализированное общество со всеми его особенностями, а специально организованное в системе образования цифровое обучение [2].

Реальностью современного высшего образования считается «цифровое обучение» с использованием информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). А.А. Вербицкий детерминирует буквальное «опьянение» цифровым обучением в мире, в том числе и в нашей стране, влиянием четырёх объективных факторов, почти совпавших во времени [2]. Современные информационно-коммуникационные, компьютерные, электронные, цифровые и интернет-технологии существенно расширяют область социальных отношений и способов совместной деятельности, способствуют непосредственному мобильному сотрудничеству, существенно увеличивают количество трансакций во времени, удовлетворяя потребность человека в общении, обеспечивают относительную психофизическую безопасность и комфорт. Различные исследования цифрового поколения выделяют разные особенности их представителей.

Личностный потенциал сегодняшнего студента определяется тем, что будущий специалист, осознавая свои возможности в процессе получения образова-

ния, должен сформировать ценностное отношение к собственному ресурсу, быть ориентированным на самостоятельное, целенаправленное овладение профессиональными знаниями и способами учебной деятельности [4].

Экспериментальное обследование показывает несколько другие результаты. Были отмечены негативные особенности в ценностно-смысловой сфере (ориентациях на избегание неудач), эмоциональной (склонности к депрессии, тревоге), личностных качествах (инфантилизм или, наоборот, перфекционизм, прагматизм, индивидуализм), особенностях социальных контактов. Многими исследователями отмечены отрицательные характеристики когнитивных особенностей: многозадачность, трудность удержания внимания и снижение критичности мышления.

Отмечается значимая характеристика студентов - клиповое мышление: в процессе отражения множества разных свойств предметов и явлений нет учета связей между ними, информационный поток фрагментарен, часто алогичен, полученная информация является разнородной, переключения между ее отдельными фрагментами происходят на большой скорости, поэтому нет целостной картины восприятия окружающей действительности.

Все это формирует студента как человека с особым ментальным и визуальным восприятием и может приводить к негативным последствиям - неспособности системно мыслить и излагать свои мысли, анализировать.

Были отмечены проблемы с произвольным вниманием, концентрацией внимания, хотя это возможно компенсировать его объемом в условиях многозадачности обучения.

Наиболее значимыми психологическими особенностями современных студентов, выявленными в процессе дистанционного обучения, повлиявшими на образовательный процесс, явились следующие.

- гиперактивность, синдром дефицита внимания, приводящий к невозможности сосредотачиваться и удерживать внимание длительное время на определенном учебном материале (клиповость сознания), что не дает студенту возможности изучать объемные тексты, выделять основное или наоборот, сосредотачиваться на второстепенных деталях;

- аутизация молодых людей в процессе взаимодействия с окружающими, так как общение происходит посредством технических средств, в реальной жизни идет погружение в себя и избегание непосредственного общения. Следствием ау-тизации являются быстрое истощение и утомляемость при длительном общении;

- усиливается интровертированность, погружение в себя, ориентированность на внутренний и цифровой мир. Мы еще не задумывались о таких послед-

Библиографический список

ствиях, как отсутствие понимания, эмпатии, сострадания, с одной стороны, увеличение степени инфантилизма, с другой стороны.

В процессе обучения в вузе огромную роль в получении качественного образования играет мотивация обучающихся. Можно, конечно, уповать на высокую степень ответственности студентов, профессионально определившихся, то есть те, кто хочет учиться, и ориентирован именно на получение образования, будут самостоятельно овладевать знаниями независимо от формы обучения - дистанционно или в реальном режиме.

Достаточно спорно, обладает ли виртуальная информация, циркулирующая по социальным сетям, высоким качеством, является ли она полезной, не приносит ли вреда нервно-психическому и социальному здоровью, интеллектуальному развитию студентов. Нами было отмечено, что часто информация хаотична, недостаточно упорядочена, не способствует информационной грамотности, которая в основу процесса ставит понятия прогрессивного обучения в виде самостоятельных разработок учебных и исследовательских подходов, а также формированию знаний. Чтобы сформировать информационную культуру, потребуются не один год, необходима практика самостоятельной целесообразной интеллектуальной деятельности, адекватное использование технологии цифровых средств. В связи с этим развивается психоэмоциональное напряжение у студентов, что воздействует как стресс на молодых людей, ими принимается неверное решение в учебной деятельности.

Использование интернет-ресурсов сводит к минимуму необходимость обращения к долговременной и оперативной памяти, снижает интеллектуальный ресурс, особенно в сфере социальных отношений, что негативно влияет на развитие социального интеллекта. Настоящая ситуация быстрого и вынужденного перехода к дистанционному обучению породила много дискуссионных вопросов, повлиявших на выбор стратегии обучения в вузе.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что вузам необходимо существенно трансформироваться, чтобы использовать положительный потенциал дистанционного обучения. Необходимо учесть и психологические последствия влияния создавшейся принципиально новой ситуации в образовании, необходимы качественные теоретико-методологические и прикладные исследования, научно-методическое обеспечение деятельности преподавателя, повышение его квалификации в применении 1Т-технологий, фундаментальные и прикладные исследования, помогающие выявить психолого-педагогические закономерности профессионального развития студентов в дистанционном обучении.

1. Кузьминов Я.И. ВШЭ полностью откажется от традиционных лекций в пользу онлайн-курсов. Available at: https://rb.ru/news/vshe-study-online

2. Вербицкий А.А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы. Homo Cyberus. Электронный научно-публицистический журнал. 2019; № 1 (6). Available at: http:// journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_AA

3. Воинова О.И., Плешаков В.А. Личность и киберсоциум: становление киберсоциальности и классификация людей по степени интегрированности в киберсоциум. Homo Cyberus. Электронный научно-публицистический журнал. 2018; № 1 (4). Available at: http://journal. homocyberus.ru/personality

4. Дрожжинов В.И. SFIA-система профессиональных стандартов в сфере ИТ эпохи цифровой экономики. Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2017; Т. 13, № 1: 132 - 143.

References

1. Kuz'minov Ya.I. VSh'Epolnosfyu otkazhetsya ot tradicionnyh lekcij vpol'zu onlajn-kursov. Available at: https://rb.ru/news/vshe-study-online

2. Verbickij A.A. Cifrovoe obuchenie: problemy, riski i perspektivy. Homo Cyberus. 'Elektronnyj nauchno-publicisticheskij zhurnal. 2019; № 1 (6). Available at: http://journal. homocyberus.ru/Verbitskiy_AA

3. Voinova O.I., Pleshakov V.A. Lichnost' i kibersocium: stanovlenie kibersocial'nosti i klassifikaciya lyudej po stepeni integrirovannosti v kibersocium. Homo Cyberus. 'Elektronnyj nauchno-publicisticheskij zhurnal. 2018; № 1 (4). Available at: http://journal. homocyberus.ru/personality

4. Drozhzhinov V.I. SFIA-sistema professional'nyh standartov v sfere IT epohi cifrovoj 'ekonomiki. Sovremennye informacionnye tehnologii i IT-obrazovanie. 2017; T. 13, № 1: 132 - 143.

Статья поступила е редакцию 03.11.20

УДК 378

Pakhomova N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy, Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: nata_kzn@mail.ru

Savchenko V.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy, Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: svm2108@yandex.ru

DEVELOPMENT OF ANALYTICAL SKILLS IN THE COURSE OF TRAINING CADETS TO USE THEIR COMBAT EXPERIENCE. The article reveals methods and techniques for the development of cadets' analytical skills based on the use of findings concerning various aspects of studying the combat experience in Russian Armed Forces. The authors consider features of using information on the results of combat operations when conducting classes with cadets to develop their critical analytical skills, the ability to apply effectively the output of intellectual processing of initial data to prepare learners for military professional duties. Analytical skills serve as a theoretical basis in the formation of the individual practical experience of a cadet. This allows reaching two aims. Firstly, to reflect the practical aspects of the factural conditions in forthcoming military service as much as possible in the content of educational and cognitive tasks. Secondly, to deal with the abovementioned aspects on the basis of comprehending the combat experience of units and subunits in Armed Forces of the Russian Federation.

Key words: analytical skills, methods and means of teaching, information, information environment, professional information environment, combat experience.

Н.В. Пахомова, канд. пед. наук, доц., Военный университет Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва, E-mail: nata_kzn@mail.ru В.М. Савченко, канд. пед. наук, доц., Военный университет Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва, E-mail: svm2108@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.