Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ'

РАЗВИТИЕ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Шаг в науку
Область наук
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЦЕННОСТЬ / AXIOLOGICAL POTENTIAL / VALUE RELATION / VALUE ORIENTATIONS / VALUE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абсамат А.С.

В статье предлагается методическое решение развития аксиологического потенциала школьников на уроках физики. Рассматриваются педагогические аспекты понятий«ценностное отношение», «ценностные ориентации», «ценность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абсамат А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF AXIOLOGICAL POTENTIAL OF SCHOOLCHILDREN IN PHYSICS LESSONS

The article proposes a methodical solution for the development of the axiological potential of schoolchildren in physics lessons. The pedagogical aspects of the concepts of "value relationship", "value orientation", "value" are considered.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 373: 37.013:53

РАЗВИТИЕ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ

ФИЗИКИ

Абсамат А.С., студент Физ-31, ЗКГУ им. М. Утемисова, Уральск e-mail: asel.absamat@mail.ru

Научный руководитель: Иванова В.М., канд. пед. наук, доцент кафедры общей и профессиональной педагогики, Оренбургский государственный университет, Оренбург

В статье предлагается методическое решение развития аксиологического потенциала школьников на уроках физики. Рассматриваются педагогические аспекты понятий «ценностное отношение», «ценностные ориентации», «ценность».

Ключевые слова: аксиологический потенциал, ценностное отношение, ценностные ориентации, ценность.

На сегодняшний день перед образованием стоят актуальные задачи - научить познавать, научить делать, научить жить, научить жить вместе. Общество нуждается в добрых, честных, гуманных и справедливых гражданах. На педагогов возлагаются надежды на преобразование общества. Каким станет человек? Какими будут его ценности и идеалы? Каков дальнейший путь его взаимодействия с окружающей природной и социальной средой?

Сегодня в исключительно сложной обстановке находится подрастающее поколение. Мир, в котором они живут, является не таким, каким может и должен быть, им необходимо вписаться в этот мир со всеми его нравственными проблемами. Не следует забывать, обучение без воспитания не бывает, потому как, знания не бывают сами по себе ни добрыми, ни злыми - лишь человек делает их таковыми. Как никогда актуальны опасения Д.И. Менделеева: «Знания без воспитания - это меч в руках сумасшедшего». Некоторые представители человечества получили знания о ядерной реакции и, махнули этим мечом, уничтожили все живое и людей в городах Хиросима и Нагасаки. Как в это же время можно было это знание использовать во благо человечества, - получить энергию будущего. Открытия расщепление атома урана и цепной реакции стали связующим звеном между политикой и физикой. «Та страна, которая первой сумеет практически овладеть достижениями ядерной физики, приобретет абсолютное превосходство над другими» -лозунг того времени. Многие страны захотели абсолютной власти над миром, и это привело к ужасным последствиям. Присутствует опасение, что плутоний может стать новым витком усиления терроризма.

А теперь о самом главном, о сути обучения и воспитания - как не делимом процессе. Заинтересовать и научить ребенка физики легко, ведь вся галактика состоит из физических процессов. А как он будет использовать эти знания в своей жизненной практике? Как выстроить технологию обучения, чтобы завтра не было стыдно за плоды нашего образования.

Доктор педагогических наук А.И. Леонтьев отмечает, что «педагог призван строить свою деятельность на основе модели мира, которая объединяет самые глубокие идеи науки и культуры. Нельзя учить, не имея перед собой такой модели. Воспитывая детей, мы их вводим в этот мир, и ответственность здесь огромна. Ребенок часто ближе к Истине, чем взрослый. Поэтому учитель должен постоянно работать над своим пониманием мира, от -степени его глубины и красоты зависит педагогический успех. Если мир понят ложно, мы, вводя ребенка в этот мир, можем сломать его душу» [1, с. 43]. Истинная наука и

нравственность неотделимы: «Обучение без воспитания - дело ложное и опасное», -говорит И.А. Ильин. Оно «не формирует человека, а разнуздывает и портит его», вооружая жизненно выгодными возможностями, «которыми он - бездуховный и бесхарактерный -начинает злоупотреблять». Формальная образованность «вне веры, чести, совести» создает не национальную культуру, а вульгарное разложение цивилизации» [2, с. 177].

Знание очеловечено, если в нем есть человек со своими чувствами, понятиями о добре и зле, справедливости, смысле жизни. Если наука не будет очеловечиваться, наполняться духовным содержанием, это приведет к обратному процессу - её расчеловечиванию. К.Э. Циолковский отмечал: «Необходимо извлечь истинную мораль из естественных начал Вселенной. Из ее общих законов и сделать её, таким образом, убедительной и приемлемой всеми людьми». К.Э. Циолковский смело связал этику и нравственность человека с законами Вселенной, существование и действие, которых он ощущал на себе, внутренне согласуясь с ними [3, с. 455].

Д.С. Лихачев в своем интервью «О современном состоянии науки и культуры в России» сказал: «Природа не терпит пустоты, не терпит и бездействия того, что предназначено для действия. Орган, который не работает, постепенно деградирует. И это в полной мере касается мозга человека. Его умственной жизни. Человеческий мозг будет работать, даже если он не образован и не воспитан, лишен традиций. Но в этом случае он будет работать на зло, а не на добро. Вместо созидания мозг будет применен к разрушению. Человек всегда будет разрушать, если он не знает, что и как творить, созидать, строить и организовывать. Если человек не знает, как построить мир справедливости, он насильем разрушит весь мир» [4].

Ориентация педагогов на формирование гуманистических качеств личности предполагает формирование у обучающихся системности знаний, необходимых для целостного восприятия мира, дальнейшего образования и самообразования, воспитания человека, осознающего ценность жизни. Одна из возможностей решения этой проблемы -гуманитаризация содержания физического образования.

Гуманитаризация образования предполагает:

- анализ ценностно-смысловых параметров и мотивов человеческого бытия;

- переход от вещи к ценности, от факта к смыслу, от отражения к пониманию.

Таким образом, результатом гуманитаризации физического образования является

развитие ценностных ориентаций.

Ценностные ориентации определяют социальное взаимодействие людей, регулируют поведение человека и являются главным критерием в отношении человека. «Ценностные ориентации - это ценностное отношение к объективным ценностям общества, выражающееся в их осознании и переживании как потребностей, которые мотивируют настоящее поведение и программируют будущее» [5, с. 49].

Развитие аксиологического потенциала является одним из разновидностей потенциала личности. Особенностью аксиологического потенциала по сравнению с другими видами потенциала личности является его аксиологическая основа, сущность которой раскрывается понятиями «ценность» и «ценностные ориентации». На основе ценностей, которые человек обнаружил в ходе прошедшего опыта и включил в свою внутреннюю систему ориентиров, обретает смыслы.

Обращаясь к ориентации школьников «как процессу восхождения личности к ценностям, как процессу возвышения потребностей», А.В. Кирьякова удостоверилась в необходимости синтеза всех компонентов деятельности: поиска, оценки, выбора и проекции в «единую цепочку ценностных механизмов, обеспечивающих весь цикл ориентации от побуждающей поиск потребности, которая при встрече с объектом поиска дополняется необходимостью оценки и выбора данного объекта как значимого, имеющего личностный смысл или в этом случае определяющего цель - проекцию, где и зачем необходима присвоенная ценность, или поиск продолжается на новом витке неудовлетворенной

потребности. Своеобразная передача эстафеты потребности поиска, оценки - выбора и проекции (определение зачем, где и когда встреченный объект - ценность нужна) есть процесс обретения личностью информации (знания) осознания - оценки (переживания) -выбора (присвоения) - и построения новой желаемой цели на основе затухания удовлетворенной потребности» [5, с. 61].

Поэтому при изучении конкретного физического материала необходимо включать обучающихся в поисковую деятельность: анализировать ситуацию, составлять вопросы, в которых отражаются их убеждения и взгляды относительно данного явления. Они могут обмениваться высказываниями и вопросами. В заключение урока делать обобщенный вывод отношений школьников к рассматриваемому явлению.

Условиями отбора содержания физического образования являются:

- фундаментальность, проявляющаяся в усилении внимания к ценностно-смысловому содержанию получаемых знаний;

- понимание общекультурной значимости достижений в физике;

- включение в содержание физического образования элементов человекознания;

- включение в содержание физического образования материалов, связанных с историко-культурным фоном, на котором происходило становление и развитие ведущих идей науки - физика;

- введение категорий «добро» и «благо», через представление о человеке как наивысшей ценности.

Актуализация смыслов и ценностей осуществляется через познавательную деятельность ученика, которая в свою очередь становится школой развития ума и сердца. Уроки физики должны давать возможность школьникам приобщиться к научным знаниям не в готовом виде, а в процессе поиска истины и усваиваться при непременной гармонии сердца и разума.

Физика - эстетически привлекательна и выводы ученых, чаще всего, находили широкое применение в практике, меняя существенно лицо человеческой цивилизации.

Сегодня повседневная научная деятельность от ученых требует строгого следования нравственным нормам в поведении и мышлении. Следовательно, и учебный предмет физика изначально обладает аксиологическим потенциалом в приобщении школьников к ценностям культуры.

Актуализация ценностей осуществляется через познавательную деятельность ученика. При формировании морально-нравственных ориентиров школьников в процессе обучения физике необходимо опираться, на сформулированные дидактические положения: «изучая физику, личность не отрывается от жизни, она решает нравственные проблемы, которые для нее реальны и важны; в процессе формирования морально-нравственного компонента личности необходимо учитывать жизненный опыт, интересы и круг общения школьников; в процессе формирования нравственной компоненты мировоззрения необходимо согласовывать научное содержание знаний с морально-нравственными позициями и уровнем образования личности; активно стимулировать каждого ученика к самооценке своих знаний, к выбору личностно смысловых жизненных позиций». По убеждению Б. Паскаля «физическое образование дает возможность учащимся приобщиться к научным знаниям не в готовом виде, а в процессе поиска истины и развития в соответствующем культурном контексте, которые должны усваиваться при непременной гармонии разума и сердца. Ведь человек - физический объект, который наравне с объектами другой природы совершает перемещение, участвует в силовых взаимодействиях, подвергается влиянию физических полей разного рода». При изучении фундаментальных физических теорий и экспериментов, основных методов физических исследований необходимо показывать, как добываются, обосновываются и строятся научные знания, формируются мировоззренческие взгляды и убеждения относительно научной картины мира и её значимости для человека. Обращаться на уроках физики к материалам, связанными с биографиями ученых, анализировать их.

Приобщать школьников к ценностям творческой, созидательной деятельности. Знакомить школьников с алгоритмами успешной работы в своей будущей профессии, в итоге они будут вырабатывать свои суждения о научной деятельности, научном знании и науке в целом.

Гуманитаризация физического образования - веление сегодняшнего времени. Сбываются слова Г. Флобера, который предсказывал: «Чем дальше, тем Искусство становится более научным, а Наука более художественной; расставшись у основания, они встретятся когда-нибудь на вершине» [6, с. 5].

Таким образом, чтобы сформировать жизнеспособную личность, необходимо развивать аксиологический потенциал. Процесс развития ценностных ориентаций растянут во времени, и имеет свои этапы. Кирьякова А.В. выделяет три фазы:

1) присвоение ценностей общества личностью;

2) преобразование личности на основе присвоения ценностей;

3) проектирование собственной шкалы ценностей;

4) подтверждение деятельности успехом в новых условиях; эту фазу в своем исследовании предлагает Иванова В.М. [7].

Таким образом, процесс ориентации приобретает новые характеристики -самосознание и ценностные ориентации устремляются в будущее, формируя жизненную перспективу. Овладевая основами физики, школьники приобщаются к научному знанию, мышлению и деятельности, принимая физическое знание как духовное приобретение, как жизненно необходимый и важный элемент собственной культуры. Курчатов И.В. был уверен, что высшие достижения, большая наука (уровня Н. Бора, А. Эйнштейна) требуют абсолютной порядочности, «знание без совести - крушение души».

Литература

1. Леонтьева, А.И. Духовный подвиг учителя // На орбите познания: сборник научно-популярных статей под общ. ред. Л.С. Гординой. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - С. 36-49.

2. Ильин, И.А. Антология гуманной педагогики / сост. и автор предис. Ю.А. Огородников. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2005. - 222 с.

3. Шапошникова, Л.В. Великое путешествие. Книга третья. Вселенная мастера. - М.: Международный Центр Рерихов, 2005. - 1088 с.

4. Шапошникова, Л.В. Космическое мышление и новая система познания / Живая Этика и наука. Вып.1. - М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2008. - С.14-40.

5. Кирьякова, А.В. Аксиология образования. Ориентация личности в мире ценностей: монография / А.В. Кирьякова. - М.: Дом педагогики. ИПК ГОУ ОГУ, 2009. - 318 с.

6. Голин, Г.М. Классики физической науки. - Минск: Высшая школа, 1981. - 73 с.

7. Иванова, В.М. Самоактуализация смыслов и ценностей в учебной деятельности студентов / В.М. Иванова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 4. - С. 207-215.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.