Научная статья на тему 'Влияние русской народной сказки на формирование ценностных ориентаций дошкольников'

Влияние русской народной сказки на формирование ценностных ориентаций дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3145
361
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ / ВЛИЯНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ / DEVELOPMENT OF PRESCHOOLERS' VALUE SYSTEMS / VALUE SYSTEM / PERSONAL CHARACTERISTICS / INFLUENCE OF RUSSIAN FOLK TALES ON THE VALUE SYSTEMS OF PRESCHOOLERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макаров Александр Викторович, Васильева Лилия Алексеевна

В статье уточняется сущность понятия «ценностные ориентации»; выделены личностные качества, формирующие ценностные ориентации дошкольников; проанализированы русские народные сказки и их влияние на формирование ценностных ориентаций дошкольников. Представлены выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF RUSSIAN FOLK TALES ON THE DEVELOPMENT OF PRESCHOOLERS’ VALUE SYSTEM

The study focuses on the way the Russian folk tales influence the development of preschoolers’ value systems. The article specifies the value system conception and describes personal characteristics moulding the value systems of the preschool age children. The authors analyze the Russian folk tales and their impact on the value system.

Текст научной работы на тему «Влияние русской народной сказки на формирование ценностных ориентаций дошкольников»

УДК 373

Макаров Александр Викторович

кандидат филологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии

Таганрогского государственного педагогического института им. А.П. Чехова [email protected]

Васильева Лилия Алексеевна

студентка факультета психологии и социальной педагогики Таганрогского государственного педагогического института им А.П. Чехова [email protected]

ВЛИЯНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

Makarov Alexander Viktorovich

PhD in Philology, Assistant Professor of the Social Pedagogy and Psychology Department, Taganrog State Teachers' Training Institute [email protected]

Vasilyeva Lilia Alekseyevna

Student, Psychology and Social Pedagogy Department, Taganrog State Teachers' Training Institute [email protected]

INFLUENCE OF RUSSIAN FOLK TALES ON THE DEVELOPMENT OF PRESCHOOLERS' VALUE SYSTEM

Аннотация:

В статье уточняется сущность понятия «ценностные ориентации»; выделены личностные качества, формирующие ценностные ориентации дошкольников; проанализированы русские народные сказки и их влияние на формирование ценностных ориентаций дошкольников. Представлены выводы.

Ключевые слова:

ценностные ориентации, качества личности, формирование ценностных ориентаций дошкольников, влияние русской народной сказки.

Summary:

The study focuses on the way the Russian folk tales influence the development of preschoolers' value systems. The article specifies the value system conception and describes personal characteristics moulding the value systems of the preschool age children. The authors analyze the Russian folk tales and their impact on the value system.

Keywords:

value system, personal characteristics, development of preschoolers' value systems, influence of Russian folk tales on the value systems of preschoolers.

Анализ содержания дошкольного образования с позиций ценностных составляющих - наиболее востребованный современный подход в науке и практике. Отечественная дошкольная педагогика видит в нравственном воспитании, одном из традиционных направлений работы с детьми, целенаправленный перманентный процесс формирования активного, действенного отношения к этическим ценностям общества. Кроме того, как отмечается в Концепции дошкольного воспитания, одна из главных педагогических задач сегодня - становление базиса личностной культуры. Это значит, что начиная с первых лет жизни ребенок должен приобщаться к непреходящим ценностям, т. е. к тем, что заложены в представлениях об истине, добре, красоте.

Нацеленность на формирование общей культуры, личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность в дошкольном возрасте, обозначена в качестве ведущего направления образования с государственных позиций. В приложении к Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 раскрываются федеральные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Документ подтверждает, что социализация является одной из образовательных областей, которая строится с опорой на развитие ценностных отношений детей, формирование у них первоначальных представлений соци-

ального характера и на включение в систему соответствующих моральных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Решение этих образовательных задач осуществляется в ходе педагогического взаимодействия педагога с детьми и предусматривает воспитание эмпатических личностных качеств (доброта, любовь к людям, желание помочь, чуткость, чувство сострадания и милосердия, симпатия к другим и альтруизм) и нравственное развитие (бескорыстность, честность, порядочность, ответственность, высокая нравственность) [1].

Очевидно, что значимым вопросом в области социализации дошкольников служит приобщение детей к ценностям общества. Проблема эта важна: необходимость формирования ценностного стержня как морально-нравственной основы будущей личности ни у кого не вызывает сомнения, но и пока недостаточно изучена. Поэтому вопрос о ценностях, ценностных ориентациях уже в современном дошкольном образовательном учреждении приобретает особую актуальность и выступает на передний план в перечне приоритетных проблем, требующих к себе наиболее пристального внимания воспитателей и всего общества в целом.

Цель нашего исследования - рассмотреть влияние русской народной сказки на ценностные ориентации дошкольников.

Долгое время вопрос о ценностях, ценностных ориентациях не рассматривался отечественной философской и педагогической науками. Внимание этой проблеме стали уделять ученые лишь начиная с 60-х гг. ХХ в. (М.В. Богуславский, В.И. Додонов, З.И. Рав-кин, Я.С. Турбовской и др.), определяя ценностные ориентации как отношение к ценностям [2]. Дальнейшие исследования в этом направлении позволили сделать вывод, что «степень выраженности ценностного отношения может быть различна: от явного предпочтения человеком какого-либо предмета или явления (такие ценности условно можно назвать эксплицитными) до неосознанного выбора, сделанного по причинам, неочевидным для самого человека (имплицитные ценности)» [3, с. 205].

З.И. Васильева определяет ценностные ориентации как сложное интегральное и динамичное качество личности, которое «выражает индивидуальное, избирательное отношение человека к духовным и материальным ценностям, к жизни общества, науке, культуре, труду, образованию и к самому себе» [4, с. 12].

На иерархическую структуру ценностных ориентаций личности указывает Д.А. Леонтьев: «...ценностные ориентации - сложное образование, вбирающее в себя разные уровни и формы взаимодействия внутреннего и внешнего для личности, формы осознания личностью окружающего мира, своего прошлого, настоящего и будущего, а также своего собственного «Я» [5].

Ценностные ориентации не существуют обособлено друг от друга, а образуют целостную систему взаимообусловленных, взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, структурированных по принципу иерархии. Иерархия ценностей в свою очередь выражает то, каким именно ценностям личность отдает предпочтение. Ценностные ориентации являются системообразующим, интегрирующим фактором по отношению к духовно-нравственной сфере в целом. Именно поэтому им принадлежит ведущая роль в формировании духовности.

Многие исследователи (З.И. Васильева, А.В. Кирьякова, Д.А. Леонтьев и др.) считают, что основной функцией ценностных ориентаций является регулирование поведения людей: личность получает субъективную предпосылку включения ее в общественные отношения в качестве активного фактора. Совокупность сложившихся и устоявшихся ценностных ориентаций определяет тип поведения и деятельности. Ценностные ориентации определяют как цели деятельности, так и средства их достижения. Через призму цен-

ностных ориентаций личность воспринимает ту или иную ситуацию, задачи, стоящие перед ней, и выбирает соответствующий образ действия.

Кроме того, как отмечает С.Ю. Шалова, «сформировавшись под воздействием обстоятельств жизнедеятельности человека, ценностные ориентации преобразуют и окружающую действительность, и саму личность. При этом обеспечивается внутренняя детерминация поведения не только в настоящем, но и устремленность человека в будущее» [6].

Таким образом, под ценностными ориентациями в философско-педагогической литературе понимается избирательное отношение личности к моральным и духовно-нравственным ценностям, система ее установок, убеждений, предпочтений, выраженных в деятельности и поведении.

Однажды принятые решения определяют наше поведение в настоящем и становятся основой наших ценностей. Ценностные ориентации являются важнейшими элементами внутренней структуры личности. Они закреплены жизненным опытом индивида и отграничивают значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного.

Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентаций образует своего рода систему личностных координат, обеспечивающую устойчивость и преемственность определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов человека [7]. В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, регулирующим и детерминирующим поведение человека. Формирование индивидуальных ценностей можно представить как процесс интериоризации (присвоения) личностью социальных ценностей.

Ценностные приоритеты русского фольклора позволяют определить нравственный потенциал ребенка, помогают осуществить социально одобряемый выбор своего поведения, образуют внутренний стержень культуры, потребности и интересы личности.

Народ своим бытованием создал драгоценный багаж знаний о природе развития и воспитания человека. Духовные сокровища предков передавались в рассказах, пересказах, пословицах, поговорках, сказках, которые несли с собой любовь к Родине, природе, людям, к матери.

Велика сила художественного воздействия на детей русской народной сказки. Этот жанр привлекал и привлекает внимание фольклористов, этнографов. Многие исследования посвящены сказке, а произведения искусств (опера, драма, живопись) частично воспроизводят различные сказочные сюжеты. Огромное внимание исследованию роли сказки в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения уделяли педагоги (К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, Б.Т. Лихачев и др.).

Сказка-ложь оказывается самой настоящей правдой: она учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Она утверждает народные принципы жизни: честность, преданность, смелость, коллективизм.

Сочетание вымысла, самой невероятной фантастики и действительности - одна из главных примет поэтического содержания сказки. Современный итальянский писатель Альберто Моравиа был глубоко прав, когда сказал в одном из своих интервью: «Чтобы сказка была действительно сказкой, а не просто вымыслом, нужны два элемента, казалось бы, начисто исключающие друг друга: необычность сюжета и наличие морали. Сказке нужна определенная экстравагантность, даже абсурдность - и в то же время она должна подчиняться законам логики».

Сказки - произведения большого искусства. Знакомясь с ними, не замечаешь их сложного построения - настолько они просты и естественны. Это - свидетельство высочайшего мастерства исполнителей.

Сказка - весьма популярный жанр устного народного творчества, жанр эпический, прозаический, сюжетный. Она не поется, как песня, а рассказывается. Предметом повествования в ней служат необычные, удивительные, а нередко таинственные и странные события: действие же имеет приключенческий характер. Сюжет отличается много-эпизодичностью, законченностью, драматической напряженностью, четкостью и динамичностью развития действия. Сказка отличается строгой формой, обязательностью определенных моментов и также традиционными зачинами и концовками. Зачин уводит слушателей в мир сказки из действительности, а концовка возвращает их обратно. Она шутливо подчеркивает, что сказка - вымысел.

Такие ценностно-нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим примером, а также с помощью народных сказок.

Сказки помогут показать, как дружба помогает победить зло («Зимовье зверей»), как добрые и миролюбивые побеждают злых и коварных («Волк и семеро козлят»), что зло наказуемо («Заюшкина избушка»).

Положительные герои в русских народных сказках, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность.

Сказка не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми. Сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить -можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации. Сказка «Теремок» учит детей жить в дружбе, помогать друг другу. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Хитрость и изворотливость высмеиваются в сказке «Лиса и журавль». Трудолюбие в народных сказках всегда награждается. Этот урок можно извлечь из сказок «Крошечка-Хаврошечка», «Царевна-лягушка». Мудрость восхваляется в сказке «Мужик и медведь».

Сказка - это рассказ о заведомо невозможном. Здесь есть обязательно что-то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными... Кто из нас не любил сказку в детстве? Наверное, не найдется такого человека. Со сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Ценностно-нравственные понятия - честность, доброта, человеколюбие, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Сказка предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивает нравственные нормы, ценностные ориентиры жизненного пути.

Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла, для упорядочения его собственных сложных и амбивалентных чувств. Ребенок отождествляет

себя с положительным героем. По мнению Б. Бетельхейма, это происходит потому, что положение этого героя среди других - более привлекательно. Автор считает, что сказка прививает добро, а не только поддерживает его в ребенке [8]. Следовательно, сказка не разрушает личность, а созидает.

В.А. Сухомлинский писал: «В народной сказке на протяжении многих веков откладывались бесценные жемчужины речевого богатства. Сказка - это ни с чем не сравнимый мир детства не только в прошлом человека, но и в наше время в эпоху электроники, атомной энергии и полетов в космос. Я вижу важную воспитательную задачу в том, чтобы в детстве от трех до двенадцати лет каждый человек взял из мира сказки для своего развития все, что только можно и нужно взять» [9].

Великий русский педагог К.Д. Ушинский причину успеха сказок у детей видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. Благодаря сказке в душе младших школьников с логической мыслью срастается прекрасный поэтический образ, развитие ума идет дружно с развитием фантазии и, главное, чувства, которое является показателем основ духовности [10]. И педагог должен знать, что вместе с этим закладываются основы национальной культуры. Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

1) русская народная сказка является эффективным средством формирования ценностных ориентаций дошкольников. Яркие эпитеты, текстовые повторы, меткие сравнения позволяют глубже познакомиться с миром русской культуры, с историей своего народа;

2) выполняя гармонизирующую, интегрирующую функции, русская народная сказка создает фундамент для формирования духовно-нравственной сферы личности дошкольника, определяя ее социальную значимость, целостность, уникальность и неповторимость.

Ссылки:

1. Кобышева Л.И. Пути и средства личностной подготовки школьников к вузовскому социуму // Сб. науч. тр. Sworld по материалам международной научно-практической конференции. 2012. Т. 15. № 3. С. 71-76.

2. Здравомыслов А. Г. Потребности, интересы, ценности. М., 1986. С. 85.

3. Шалова С.Ю. Системно-ориентационный подход к анализу научно-педагогического творчества // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 7 (19). С. 204-207.

4. Гуманистические ценности образования и воспитания (90-е годы ХХ в., Россия) : Педагогическое исследование. Научная школа З.И. Васильевой. / З.И. Васильева. СПб., 2003. 336 с.

5. Леонтьев Д.А. Методы изучения ценностных ориентаций. М., 1992. С. 41.

6. Шалова С.Ю. Профессиональные ценности в системе ценностных ориентаций студентов педвуза // Науковедение : интернет-журнал. 2013. № 3 (16) [Электронный ресурс]. URL: http://naukovedenie.ru/sbomik48ПВН313.pdf (дата обращения: 07.12.2013).

7. Кобышева Л.И., Кротова А.П. Самоопределение как условие становления профессионализма будущих педагогов // Общество: социология, психология, педагогика. 2012. № 2. С. 95-103.

8. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология : учебник. М., 1996. 374 с.

9. Сухомлинский В.А. Родина в сердце. М., 1980. С. 63-64.

10. Ушинский К.Д. Педагогическая антропология: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Ч. 2. М., 2002. 496 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.