РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА ДО 2013 ГОДА» - ОСНОВНОЙ ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ
Мирошников В.М., аспирант Московской академии экономики и права
В данной статье рассматриваются вопросы агропромышленного комплекса - как важной составной части народного хозяйства. Объединение всех отраслей 'экономики по произведению сельскохозяйственной продукции, ее переработке и доведению ее до потребителя. Проводится анализ по наращиванию экономического потенциала аграрного сектора и реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса».
Ключевые слова: агропромышленный комплекс, продовольственная безопасность страны, целевая программа.
DEVELOPMENT OF AGRICULTURE IN THE FEDERAL TARGET PROGRAM «SOCIAL DEVELOPMENT OF THE VILLAGE UP TO 2013» - THE MAIN FACTOR IN
ENSURING FOOD SECURITY
Miroshnikov V., the post- graduate student of the Moscow Academy of Economics and Law
This article discusses the issues of agriculture - as an important part of the economy. Integration of all sectors of the economy on agricultural produce, process it and bringing it to the consumer. The analysis of the capacity of the economic potential of the agricultural sector and the implementation of the priority national project «Development of agriculture.»
Keywords: agriculture, food security and targeted program.
Агропромышленный комплекс - важная составная часть народного хозяйства и крупный, социально- значимый сектор экономики. Он объединяет все отрасли экономики по произведению сельскохозяйственной продукции, ее переработке и доведению ее до потребителя. На долю сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности приходится шестая часть внутреннего валового продукта.
Потребительский рынок страны более чем на 70% формируется за счет продовольствия и товаров, изготовляемых из сельскохозяйственного сырья. Аграрный сектор создает условия для развития многих отраслей промышленности и сферы производственных услуг.
В 2009 г. общий валовой продукт сельского хозяйства России составил 2009,6 млрд. руб., из которых на растениеводство (земледелие) приходится 1174,9 млрд. руб. (55,96%), а на животноводство - 924,7 млрд. руб. (44,04%). По категориям производителей больше всего доли продукции личные подсобные хозяйства (48,75%) или на сумму 157,3 млрд. руб. Валовой внутренний продукт страны составил 41,668 млрд. руб.
Для успешного решения стратегических задач по наращиванию экономического потенциала аграрного сектора и реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса», а с 2008 года - Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы. Утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. (далее - Госпрограмма)1, требуется системный подход, важнейшей частью которого является осуществление мер по повышению уровня и качества жизни на селе, преодолению дефицита специалистов и квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве и других отраслях экономики села.
Исходя из задач государственной аграрной политики на ближайший период и долгосрочную перспективу для преодоления критического положения в сфере социального развития села необходимо провести комплекс взаимоувязанных мероприятий, которые предусматривается осуществлять в сельских поселениях или сельских поселениях и межселенных территориях, объединенных общей территорией в границах муниципального района, а также в сельских населенных пунктах и рабочих поселках, входящих в состав городских округов или городских поселений, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции (далее - сельская местность).
Предполагается, что перечень таких сельских населенных пунктов на территории субъекта Российской Федерации будет определяться высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 31.01.2009 N 83).
Таким образом, необходимость разработки и реализации долгосрочной федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» 2 обусловлена:
Социально- политической остротой проблемы и ее общефедеральным значением;
Потребностью формирования базовых условий социального комфорта для расширенного воспроизводства и закрепления на селе трудовых ресурсов, обеспечивающих эффективное решение стратегических задач агропромышленного комплекса, в том числе в рамках приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса»;
Необходимостью решения задачи по обеспечению устойчивого развития сельских территорий, определенной Госпрограммой;
Межотраслевым и межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению органов законодательной и исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях, органов местного самоуправления, профсоюзных организаций агропромышленного комплекса и общественных объединений сельских жителей;
Приоритетностью государственной поддержки развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельской местности.
Программа разработана для достижения следующих основных целей:
Повышение уровня и качества жизни сельского населения на основе повышения уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности;
Создание правовых, административных и экономических условий для перехода к устойчивому социально- экономическому развитию сельских территорий и реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
Создание условий для улучшения социально- демографической ситуации в сельской местности, расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение его привлекательности;
Повышение престижности проживания в сельской местности.
Мероприятия Программы направлены на решение следующих основных задач:
1 Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. N 446
2 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.04.2011 N 336
Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе;
Стимулирование привлечения и закрепления для работы в социальной сфере и других секторах сельской экономики выпускников высших учебных и средних профессиональных заведений, молодых специалистов;
Улучшение состояния здоровья сельского населения путем повышения доступности и качества предоставления первичной медико- санитарной помощи, занятий физической культурой и спортом для предупреждения заболеваний и поддержания высокой работоспособности;
Повышение роли физкультуры и спорта для профилактики правонарушений, преодоления распространения наркомании и алкоголизма;
Повышение образовательного уровня учащихся сельских школ, приведение качества образования в соответствие с современными требованиями, обеспечивающими конкурентоспособность кадров на рынке труда;
Активизация культурной деятельности на селе;
Развитие и расширение информационно- консультационного и правового обслуживания сельского населения по вопросам ведения личного подсобного и домашнего хозяйства, развитие несельскохозяйственных видов деятельности;
Повышение уровня и качества электро- , водо- и газоснабжения в сельской местности, обеспечение развития телефонной и телекоммуникационной связи в сельской местности;
Расширение сети сельских автомобильных дорог с твердым покрытием и их благоустройство;
Повышение уровня занятости сельского населения, сохранение и создание новых рабочих мест.
Поставленные в Программе задачи должны решаться путем формирования условий для самодостаточного развития сельских территорий, применения ресурсосберегающих подходов и технологий, создания благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата в сфере обустройства сельских территорий.
Для решения указанных задач предусматриваются:
Предоставление приоритетной государственной поддержки для развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, на федеральном, региональном и местном уровнях;
Разработка и реализация эффективного экономического механизма, обеспечивающего содержание и эксплуатацию объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры села на уровне нормативных требований;
Повышение эффективности использования материально- технических и кадровых ресурсов социальной сферы села путем формирования предприятий интегрированного типа, внедрения новых прогрессивных форм деятельности;
Разработка и внедрение в сельском строительстве новых экономичных проектов жилых домов, жилищно- производственных и жилищно- сервисных комплексов, общественных зданий (в том числе многопрофильного использования), адаптированных к различным типам сельских поселений, их местоположению, демографической ситуации и другим условиям;
Снижение стоимости сельского жилищного строительства путем внедрения новых конструктивных решений, отечественных строительных материалов и технологий, расширения применения комплектов деталей и домов, строительства жилья «под ключ», развития инжиниринговых услуг, снижения стоимости строительных материалов, применяемых в сельском строительстве;
Создание условий для привлечения в социальную сферу села средств сельскохозяйственных товаропроизводителей, других внебюджетных источников, а также для функционирования в сфере обслуживания сельского населения малых предпринимательских структур;
Формирование правового и методического обеспечения социального развития села.
Программа будет осуществляться в 3 этапа.
На I этапе (2003 - 2005 годы) обеспечиваются совершенствование нормативно- правовой, организационно- управленческой и научно- методической базы социального развития села и создание условий, минимально необходимых для реализации социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации.
На II этапе (2006 - 2010 годы) предусматривается переход к формированию в сельской местности условий, обеспечивающих более высокие уровень и качество жизни.
На III этапе (2011 - 2013 годы) предполагается повышение уровня и качества жизни сельского населения, необходимых для улучшения демографической ситуации и формирования высокопрофессиональных трудовых кадров села в целях обеспечения устойчивого развития сельских территорий и выполнения мероприятий Госпрограммы по наращиванию объемов сельскохозяйственного производства.
Общий объем финансирования I этапа Программы (2003 - 2005 годы) составляет 52,9 млрд. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета - 5,5 млрд. рублей; средства консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации - 23,1 млрд. рублей;
средства внебюджетных источников - 24,3 млрд. рублей; Общий объем финансирования II этапа Программы (2006 - 2010 годы) составляет 143 млрд. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета - 34,9 млрд. рублей; средства консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации - 59,4 млрд. рублей;
средства внебюджетных источников - 48,7 млрд. рублей;
Общий объем финансирования III этапа Программы (2011 - 2013 годы) составляет 79,4 млрд. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета - 23,2 млрд. рублей; средства консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации - 33,5 млрд. рублей;
средства внебюджетных источников - 22,7 млрд. рублей.
I этап II этап III этап
(2003 - 2005 гг.) (2006 - 2010 гг.) (2011 - 2013 гг.)
52,9 млрд руб 143 млрд руб 79,4 млрд руб
□ Федеральный бюджет
■ Консолидированный бюджет субъектов РФ
□ Внебюджетные источники
Общий объем финансирования Программы3
В реализации I этапа Программы (2003 - 2005 годы) приняли участие76 субъектов Российской Федерации. Исходя из поставленных в Программе задач на федеральном уровне была сформирована необходимая нормативная правовая база. Субъектами Российской Федерации - участниками Программы осуществлены разработка и принятие региональных программ по социальному развитию села, позволившие конкретизировать задачи Программы применительно к потребностям сельских муниципальных образований.
Исходя из ресурсных возможностей федерального бюджета основными приоритетными направлениями I этапа Программы были определены жилищное строительство, газификация, водоснабжение, развитие средств связи общего пользования и строительство автомобильных дорог в сельской местности.
Принцип софинансирования Программы за счет средств бюджетов разных уровней и внебюджетных источников обеспечил наибольшую результативность мероприятий Программы по этим направлениям.
Оказание государственной поддержки жилищного строительства в сельской местности осуществлялось в форме субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации (70%), предоставляемых сельским жителям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
На эти цели за 3 года было выделено 15 млрд. рублей, из них 2 млрд. рублей - за счет средств федерального бюджета.
Вместе с тем за 2003 - 2005 годы из- за дефицита средств бюджетов субъектов Российской Федерации не удалось в полном объеме реализовать отдельные мероприятия Программы, в том числе по развитию сети организаций социальной сферы села, строительство которых осуществлялось преимущественно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Не все регионы смогли разработать механизм замещения выбывающих источников финансирования инвестиционных проектов за счет привлечения средств внебюджетных источников.
До 2009 года доля средств федерального бюджета в общем размере средств, направляемых на финансирование мероприятий Программы, составляла не более 30 процентов, с 2009 года определяется исходя из уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.
Соотношение объемов софинансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответственно. При этом органы исполнительной власти должны принимать меры по обеспечению полного и своевременного софи-нансирования мероприятий Программы, в том числе за счет внебюджетных источников.
Первоочередному финансированию подлежат расходы на проведение работ на объектах незавершенного строительства, на объектах, находящихся в ветхом и аварийном состоянии, а также на объектах, имеющих высокую степень технической строительной готовности.
Для решения проблемы повышения уровня обеспеченности регионов объектами социальной сферы и инженерной инфраструктуры до среднего уровня по Российской Федерации в федеральном бюджете предусматриваются соответствующие ассигнования.
Расходы на проведение научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ, обеспечивающих необходимое нормативное правовое сопровождение социальных преобразований на селе, финансируются из федерального бюджета.
Стоимость этих работ определена в соответствии со сметами расходов на проведение работ аналогичного характера.
Выполнение мероприятий в области научно- исследовательских и опытно- экспериментальных работ согласно позволит разработать научные и практические рекомендации по развитию жилищ-но- коммунального хозяйства в сельской местности и осуществить экспериментальные проекты комплексной застройки села.
Контроль за целевым использованием средств, выделяемых на реализацию мероприятий Программы, осуществляется государственными заказчиками Программы.
Сбалансированное развитие всех сфер агропромышленного комплекса - необходимое условие решения проблем обеспечения страны продовольствием и сельскохозяйственным сырьем.
Несмотря на имеющиеся потенциальные возможности в стране не достигнуты объемы производства продукции и уровень конкурентоспособности, обеспечивающие продовольственную безопасность России. В перспективе эта задача может существенно осложниться и в связи с вступлением России во Всемирную торговую организацию (далее -ВТО).
По оценкам специалистов при достигнутых условиях расширения сферы применения норм ВТО по тарифным квотам и тарифной защите ввоз импортного продовольствия предположительно вырастет до 60%, что поставит Россию в полную зависимость от зарубежного продовольствия и может привести к потере части суверенитета. Современное состояние внутреннего рынка России уже характеризуется высоким уровнем зависимости от импорта: за счет него формируется до 40% продовольственных ресурсов. По мясу доля импорта оценивается в 41%, молоку - в 26%. Тенденция к росту ввоза продовольствия не только сохраняется, но и усиливается, особенно по животноводческой продукции.
Вступление в ВТО, кроме всего прочего, предполагает ограничение государственной поддержки сельского хозяйства. В настоящее время в этом направлении сельское хозяйство России отличается нелучшим образом.
По данным ученых Российской сельскохозяйственной акаде-
мии наук, уровень поддержки сельхозтоваропроизводителей в пересчете на 1 рубль произведенной продукции составляет в странах Евросоюза 32 коп., в США - 16 коп., а в России - всего 6 коп. Лишь в Австралии этот показатель равен5 коп., а в сходных с российскими природно- климатическими условиями Норвегии он почти 70 коп. Это способствует достаточно высокому уровню самообеспечения основными видами продовольствия в странах Евросоюза и США, соответственно смягчает влияние ценового скачка на мировом продовольственном рынке, т.е. влияет на величину инфляции.
А ведь свыше половины прироста уровня инфляции обусловлено именно повышением розничных цен на продовольственные товары.
Вступление России в ВТО и связанное с ним снижение импортных пошлин, по мнению Министерства сельского хозяйства России, сделает российский агросектор непривлекательным для иностранных инвестиций, а его продукцию неконкурентноспособной.
Для нейтрализации негативных явлений от вступления в ВТО необходимо субсидировать сельское хозяйство на дополнительные 96 млр. руб. в год, а до 2020 года установить нулевой налог на прибыль.
«Наше сельское хозяйство априори нуждается в защите,- считает академик РАСХН В. Кашин, - Задавили всех налогами, тарифами, ценами. Везде одни сплошные убытки, кроме сырьевого сектора. Никому не созданы условия для того, чтобы работать в конкуренции, а говорим постоянно о конкуренции, о рынке. Ведущие страны, интенсивно осваивая мировые рынки, заботливо поддерживают очень высокий уровень самообеспечения продуктами питания. Например, в США и Франции этот уровень составляет более 100 %, в Германии - 93%, в Италии - 78%, в Японии - 50%».
По словам директора департамента торговых переговоров Минэкономразвития России М. Медведкова, в правительстве подготовлено три плана мер по адаптации российской экономики к вступлению в ВТО, где прописано 400 мер поддержки отечественного бизнеса. Половина из них предложена предпринимателями, половина - представителями федеральных органов власти.
Министр экономического развития России А. Белоусов заверяет, что вступление в ВТО не окажет сильного негативного влияния на экономику России.
Многие зарубежные аналитики также уверены в том, что членство в ВТО повлияет в лучшую сторону на темпы экономического развития в России и снизит зависимость от колебаний мировых цен на сырье4.
С целью совершенствования системы продовольственной безопасности России необходимо кардинальным образом менять подходы и направления в развитии важнейшей отрасли народного хозяйства - аграрного сектора.
Основной задачей реализации национального проекта «Развитие Агропромышленного комплекса» остается создание наиболее благоприятных экономических, правовых и социальных условий в аграрной сфере на региональном уровне и оказание реальной финансовой помощи организациям сельского хозяйства, фермерам, владельцам личных подворий, что, в конечном итоге, будет способствовать в решении проблемы продовольственной зависимости России от зарубежных стран.
3 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.04.201 Ш 336
4 С. Гусев «АПК и ВТО» журнал «Наша власть: дела и лица», № 120, 2012 год.