Научная статья на тему 'Проблемы развития социальной инфраструктуры села'

Проблемы развития социальной инфраструктуры села Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
165
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Т. А. Чернова, С. А. Руденко

Определены основные направления по прогнозированию процедуры банкротства предприятий агропромышленного комплекса с использованием существующих методик: приостановление спада аграрного производства, разблокировка расчетных счетов, обеспечение доступа к кредитным ресурсам, поступление текущих платежей по налогам и во внебюджетные фонды, сохранение и создание рабочих мест.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In order to predict the bankruptcy procedure of the enterprises belonging to the agricultural-industrial complex the authors suggest suspending recession of agrarian production, accounts restoring providing access to credit resources, tax payments and payments to non-budget funds, preserving and increasing the level of employment.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития социальной инфраструктуры села»

УДК 316.334.55

Проблемы развития социальной инфраструктуры села

Т.А. Чернова, С.А. Руденко

Марийский государственный университет, Йошкар-Ола

Определены основные направления по прогнозированию процедуры банкротства предприятий агропромышленного комплекса с использованием существующих методик: приостановление спада аграрного производства, разблокировка расчетных счетов, обеспечение доступа к кредитным ресурсам, поступление текущих платежей по налогам и во внебюджетные фонды, сохранение и создание рабочих мест.

In order to predict the bankruptcy procedure of the enterprises belonging to the agricultural-industrial complex the authors suggest suspending recession of agrarian production, accounts restoring providing access to credit resources, tax payments and payments to non-budget funds, preserving and increasing the level of employment.

Стабильный экономический рост и получаемые государством дополнительные доходы, позволяющие реализовывать национальные проекты, способствуют повышению уровня жизни населения: растут доходы домохозяйств, повышается качество образования и здравоохранения, решаются жилищные проблемы и проблемы демографии, уделяется внимание развитию промышленности и внедрению инноваций. Однако уровень жизни населения также зависит и от развитой социальной инфраструктуры и если в городах проблемы развития социальной инфраструктуры решаются, то на селе эта проблема одна из самых острых.

Социальная инфраструктура - основа удовлетворения жизненных потребностей населения, и если в городах она постоянно развивается, то в сельской местности почти полностью разрушена. Она представляет собой комплекс отраслей, обслуживающих производственную и непроизводственную сферы народного хозяйства. Социальная инфраструктура включает предприятия общественного питания (столовые, буфеты и др.) и охраны здоровья (поликлиники, медпункты, больницы), детские дошкольные учреждения, школы, жилищное и коммунальное хозяйство, службы быта, Дворцы культуры (клубы), библиотеки, транспорт по обслуживанию населения, дома отдыха, санатории и многое другое.

Социальная инфраструктура определяет воспроизводство товара «рабочая сила» и способствует росту объемов производства продукции.

От социальных условий во многом зависит эффективность сельскохозяйственного производства и развитие села. Обеспеченность жильем, услугами образования, здравоохранения, бытового, торгового, культурного, транспортного обслуживания - все это

оказывает непосредственное влияние на качество жизни населения.

Ранее вся социальная инфраструктура села содержалась, в основном, колхозами, которые при переходе к рыночным условиям хозяйствования были заменены предприятиями нового типа.

В настоящее время коммунальное хозяйство сельских территорий находится в аварийном состоянии; значительно сокращается количество сельских школ, детских дошкольных и больничных учреждений; отсутствие платежеспособного спроса населения определило низкий уровень развития торгового и бытового обслуживания; библиотечные фонды отсутствуют или устарели.

Разрушенная социальная инфраструктура, а также тяжелые условия труда и низкие доходы вынуждают жителей сел мигрировать в города. Соотношение городского и сельского населения в России в 2006 г. составило 73 и 27% соответственно [1].

Принятие Федерального Закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», вступившего в силу в 2006 г. усугубило положение сельского населения. Такие социальные учреждения как школы, медицинские пункты, Дворцы культуры, предприятия общественного питания, детские сады, библиотеки признаны нерентабельными в небольших сельских поселениях и подлежат сокращению или укрупнению в районных центрах с целью экономии средств. В результате сельское население получает услуги в райцентрах и городах. Все это создает условия для миграции сельского населения из небольших поселков в города.

Сократилась численность занятого населения в сельском хозяйстве. Если в 2001 г. в сельском хозяй-

118

Экономические науки

стве было занято 13,3% от общей численности занятого в экономике населения, то в 2006 г. - 10,8%. Уровень доходов сельского труженика в 2006 г. составил только 43% (4568,7 руб./мес.) от средней заработной платы в экономике (10633,9 руб./мес.) - это самый низкий показатель в экономике [2]. Та же ситуация и в Республике Марий Эл. По данным Марийского государственного комитета по статистике заработная плата в сельском хозяйстве в 1,7 раза ниже средней по республике [3]. Однако, наличие личного подсобного хозяйства дает возможность жителям села обеспечивать свое домохозяйство продуктами питания и поэтому число крайне бедных семей в городе и на селе составляет 48,4 и 51,6% соответственно.

Уровень безработицы на селе выше, чем в городе, например, в некоторых районах республики он достигает 30%. Безработному на селе работу найти трудно, большинство работодателей предлагают сезонную работу с плохими условиями труда. Средняя продолжительность поиска работы на селе составляет 6,4 месяца, тогда как в городе в среднем 4 месяца.

Большой износ основных фондов в сельском хозяйстве привел к тому, что работа на селе связана с повышенным уровнем травматизма. Так, если число пострадавших на 1000 чел. в экономике в целом в 2006 г. составило 2,9 чел., то в сельском хозяйстве -самый большой показатель - 4,9 чел. [4].

Нельзя оставить без внимания и то обстоятельство, что сельская молодежь, получив среднее образование, устремляется в город в надежде продолжить образование, либо получить работу. В результате, село остается без рабочих рук, а на городском рынке труда осложняется обстановка. Миграция молодежи из села в город - одна из острых проблем для республики, в которой треть населения в трудоспособном возрасте проживает в сельской местности, а остальная часть - в городах.

Для того, чтобы прокормить свою семью жители села стремятся найти работу в городе - где вакансий больше и зарплата лучше.

Отсутствие дорог и медицинского обслуживания, а также плохие условия труда приводят к тому, что продолжительность жизни сельского населения (64,73 лет) ниже, чем городского (67,29 лет), в том числе в Республике Марий Эл - 66,53 лет и 61,96 лет соответственно.

Проблема формирования инфраструктуры села одна из острых и глобальных проблем, которую необходимо решать на государственном уровне, с привлечением специалистов научно-исследовательских институтов; с учетом появления и развития предприятий нового типа на селе. Мировая практика показала, что ни одна страна не может быть экономически развитой и обеспеченной продовольствием, если село не будет

процветающим, а крестьяне зажиточными и заинтересованными в том, чтобы жить и работать в родном селе.

В настоящее время создание условий для устойчивого развития сельских территорий становится одним из приоритетных направлений аграрной экономической политики России. С целью проведения этой политики в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» была разработана государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.

Цель осуществления предлагаемых государством мероприятий по развитию социальной инфраструктуры села - повышение уровня и качества жизни сельского населения, а также создание условий для улучшения социально-демографической ситуации в сельской местности.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

- улучшение жилищных условий сельского населения;

- повышение уровня и качества инженерного обустройства сельских поселений;

- развитие социальной инфраструктуры села.

Реализация мероприятий по развитию социальной и инженерной инфраструктуры села осуществляется в рамках Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. № 858, учитывая предполагаемое продолжение программных мероприятий до 2012 года включительно.

Финансирование мероприятий по развитию социальной и инженерной инфраструктуры села будет осуществляться на основе принципа софинансирова-ния за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников (табл.).

Источники финансирования мероприятий по развитию социальной и инженерной инфраструктуры села на 2008-2012 гг.

Годы Источники финансирования, млрд. руб.

федеральный бюджет РФ бюджеты субъектов РФ внебюджетные

2008 76,3 83 -

2009 100 99,4 -

2010 120 108,3 -

2011 125 121,2 -

2012 130 132,4 -

Итого 551,3 544,3 311*

* в течение 2008-2010 годов.

Средства федерального бюджета на финансирование мероприятий предполагается дифференцировать по группам субъектов Российской Федерации в зависимости от уровня дотационности бюджетов субъектов Российской Федерации начиная с 2009 года.

В результате реализации Программы предполагается:

1. Улучшение жилищных условий в сельской местности (увеличение ввода и приобретения жилья в 3,7 раза по отношению к 2006 году).

2. Повышение обеспеченности сельского населения питьевой водой до 66% и уровня газификации домов природным газом - до 60% за счет восстановления и наращивания потенциала социальной и инженерной инфраструктуры села, улучшения кадрового и информационного обеспечения отрасли.

3. Увеличение объема производства продукции сельского хозяйства на 24,1% по отношению к 2006 году.

4. Привлечение инвестиций в основной капитал сельского хозяйства за 2008-2012 годы в размере 946,8 млрд рублей.

5. Доведение доли российских продовольственных товаров в розничной торговле продовольственными товарами до 70% и др.

Только при повышении уровня, качества и привлекательности жизни в сельской местности можно решить проблему продовольственного обеспечения страны и дефицита квалифицированных кадров в сельском хозяйстве при условии формирования инновационной экономики.

Таким образом, развитие социальной инфраструктуры села - это одна из важнейших задач государства, решение которой позволит обеспечить продовольственную безопасность страны.

ЛИТЕРАТУРА

1. По данным Росстата РФ.

2. Труд и занятость в России, 2007. - Режим доступа: www.gks.ru.

3. www.marimedia.ru.

4. Социальное положение и уровень жизни населения России, 2007. - Режим доступа: www.gks.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.