УДК 316.334.55
Проблемы развития социальной инфраструктуры села
Т.А. Чернова, С.А. Руденко
Марийский государственный университет, Йошкар-Ола
Определены основные направления по прогнозированию процедуры банкротства предприятий агропромышленного комплекса с использованием существующих методик: приостановление спада аграрного производства, разблокировка расчетных счетов, обеспечение доступа к кредитным ресурсам, поступление текущих платежей по налогам и во внебюджетные фонды, сохранение и создание рабочих мест.
In order to predict the bankruptcy procedure of the enterprises belonging to the agricultural-industrial complex the authors suggest suspending recession of agrarian production, accounts restoring providing access to credit resources, tax payments and payments to non-budget funds, preserving and increasing the level of employment.
Стабильный экономический рост и получаемые государством дополнительные доходы, позволяющие реализовывать национальные проекты, способствуют повышению уровня жизни населения: растут доходы домохозяйств, повышается качество образования и здравоохранения, решаются жилищные проблемы и проблемы демографии, уделяется внимание развитию промышленности и внедрению инноваций. Однако уровень жизни населения также зависит и от развитой социальной инфраструктуры и если в городах проблемы развития социальной инфраструктуры решаются, то на селе эта проблема одна из самых острых.
Социальная инфраструктура - основа удовлетворения жизненных потребностей населения, и если в городах она постоянно развивается, то в сельской местности почти полностью разрушена. Она представляет собой комплекс отраслей, обслуживающих производственную и непроизводственную сферы народного хозяйства. Социальная инфраструктура включает предприятия общественного питания (столовые, буфеты и др.) и охраны здоровья (поликлиники, медпункты, больницы), детские дошкольные учреждения, школы, жилищное и коммунальное хозяйство, службы быта, Дворцы культуры (клубы), библиотеки, транспорт по обслуживанию населения, дома отдыха, санатории и многое другое.
Социальная инфраструктура определяет воспроизводство товара «рабочая сила» и способствует росту объемов производства продукции.
От социальных условий во многом зависит эффективность сельскохозяйственного производства и развитие села. Обеспеченность жильем, услугами образования, здравоохранения, бытового, торгового, культурного, транспортного обслуживания - все это
оказывает непосредственное влияние на качество жизни населения.
Ранее вся социальная инфраструктура села содержалась, в основном, колхозами, которые при переходе к рыночным условиям хозяйствования были заменены предприятиями нового типа.
В настоящее время коммунальное хозяйство сельских территорий находится в аварийном состоянии; значительно сокращается количество сельских школ, детских дошкольных и больничных учреждений; отсутствие платежеспособного спроса населения определило низкий уровень развития торгового и бытового обслуживания; библиотечные фонды отсутствуют или устарели.
Разрушенная социальная инфраструктура, а также тяжелые условия труда и низкие доходы вынуждают жителей сел мигрировать в города. Соотношение городского и сельского населения в России в 2006 г. составило 73 и 27% соответственно [1].
Принятие Федерального Закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», вступившего в силу в 2006 г. усугубило положение сельского населения. Такие социальные учреждения как школы, медицинские пункты, Дворцы культуры, предприятия общественного питания, детские сады, библиотеки признаны нерентабельными в небольших сельских поселениях и подлежат сокращению или укрупнению в районных центрах с целью экономии средств. В результате сельское население получает услуги в райцентрах и городах. Все это создает условия для миграции сельского населения из небольших поселков в города.
Сократилась численность занятого населения в сельском хозяйстве. Если в 2001 г. в сельском хозяй-
118
Экономические науки
стве было занято 13,3% от общей численности занятого в экономике населения, то в 2006 г. - 10,8%. Уровень доходов сельского труженика в 2006 г. составил только 43% (4568,7 руб./мес.) от средней заработной платы в экономике (10633,9 руб./мес.) - это самый низкий показатель в экономике [2]. Та же ситуация и в Республике Марий Эл. По данным Марийского государственного комитета по статистике заработная плата в сельском хозяйстве в 1,7 раза ниже средней по республике [3]. Однако, наличие личного подсобного хозяйства дает возможность жителям села обеспечивать свое домохозяйство продуктами питания и поэтому число крайне бедных семей в городе и на селе составляет 48,4 и 51,6% соответственно.
Уровень безработицы на селе выше, чем в городе, например, в некоторых районах республики он достигает 30%. Безработному на селе работу найти трудно, большинство работодателей предлагают сезонную работу с плохими условиями труда. Средняя продолжительность поиска работы на селе составляет 6,4 месяца, тогда как в городе в среднем 4 месяца.
Большой износ основных фондов в сельском хозяйстве привел к тому, что работа на селе связана с повышенным уровнем травматизма. Так, если число пострадавших на 1000 чел. в экономике в целом в 2006 г. составило 2,9 чел., то в сельском хозяйстве -самый большой показатель - 4,9 чел. [4].
Нельзя оставить без внимания и то обстоятельство, что сельская молодежь, получив среднее образование, устремляется в город в надежде продолжить образование, либо получить работу. В результате, село остается без рабочих рук, а на городском рынке труда осложняется обстановка. Миграция молодежи из села в город - одна из острых проблем для республики, в которой треть населения в трудоспособном возрасте проживает в сельской местности, а остальная часть - в городах.
Для того, чтобы прокормить свою семью жители села стремятся найти работу в городе - где вакансий больше и зарплата лучше.
Отсутствие дорог и медицинского обслуживания, а также плохие условия труда приводят к тому, что продолжительность жизни сельского населения (64,73 лет) ниже, чем городского (67,29 лет), в том числе в Республике Марий Эл - 66,53 лет и 61,96 лет соответственно.
Проблема формирования инфраструктуры села одна из острых и глобальных проблем, которую необходимо решать на государственном уровне, с привлечением специалистов научно-исследовательских институтов; с учетом появления и развития предприятий нового типа на селе. Мировая практика показала, что ни одна страна не может быть экономически развитой и обеспеченной продовольствием, если село не будет
процветающим, а крестьяне зажиточными и заинтересованными в том, чтобы жить и работать в родном селе.
В настоящее время создание условий для устойчивого развития сельских территорий становится одним из приоритетных направлений аграрной экономической политики России. С целью проведения этой политики в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» была разработана государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.
Цель осуществления предлагаемых государством мероприятий по развитию социальной инфраструктуры села - повышение уровня и качества жизни сельского населения, а также создание условий для улучшения социально-демографической ситуации в сельской местности.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- улучшение жилищных условий сельского населения;
- повышение уровня и качества инженерного обустройства сельских поселений;
- развитие социальной инфраструктуры села.
Реализация мероприятий по развитию социальной и инженерной инфраструктуры села осуществляется в рамках Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. № 858, учитывая предполагаемое продолжение программных мероприятий до 2012 года включительно.
Финансирование мероприятий по развитию социальной и инженерной инфраструктуры села будет осуществляться на основе принципа софинансирова-ния за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников (табл.).
Источники финансирования мероприятий по развитию социальной и инженерной инфраструктуры села на 2008-2012 гг.
Годы Источники финансирования, млрд. руб.
федеральный бюджет РФ бюджеты субъектов РФ внебюджетные
2008 76,3 83 -
2009 100 99,4 -
2010 120 108,3 -
2011 125 121,2 -
2012 130 132,4 -
Итого 551,3 544,3 311*
* в течение 2008-2010 годов.
Средства федерального бюджета на финансирование мероприятий предполагается дифференцировать по группам субъектов Российской Федерации в зависимости от уровня дотационности бюджетов субъектов Российской Федерации начиная с 2009 года.
В результате реализации Программы предполагается:
1. Улучшение жилищных условий в сельской местности (увеличение ввода и приобретения жилья в 3,7 раза по отношению к 2006 году).
2. Повышение обеспеченности сельского населения питьевой водой до 66% и уровня газификации домов природным газом - до 60% за счет восстановления и наращивания потенциала социальной и инженерной инфраструктуры села, улучшения кадрового и информационного обеспечения отрасли.
3. Увеличение объема производства продукции сельского хозяйства на 24,1% по отношению к 2006 году.
4. Привлечение инвестиций в основной капитал сельского хозяйства за 2008-2012 годы в размере 946,8 млрд рублей.
5. Доведение доли российских продовольственных товаров в розничной торговле продовольственными товарами до 70% и др.
Только при повышении уровня, качества и привлекательности жизни в сельской местности можно решить проблему продовольственного обеспечения страны и дефицита квалифицированных кадров в сельском хозяйстве при условии формирования инновационной экономики.
Таким образом, развитие социальной инфраструктуры села - это одна из важнейших задач государства, решение которой позволит обеспечить продовольственную безопасность страны.
ЛИТЕРАТУРА
1. По данным Росстата РФ.
2. Труд и занятость в России, 2007. - Режим доступа: www.gks.ru.
3. www.marimedia.ru.
4. Социальное положение и уровень жизни населения России, 2007. - Режим доступа: www.gks.ru.