В.М. Полтеровича. М.: Новая экономическая ассоциация, 2011.
12. Полтерович В.М., Старков О.Ю. Поэтапное формирование массовой ипотеки и рынка жилья // Стратегия модернизации российской экономики / В.М. Полтерович (отв. ред.). СПб.: Алетейа, 2010.
13. Швецов А. Систематизация инструментов перспективного планирования территориального развития: настоятельная необходимость и конкретные предложения // Российский экономический журнал.
2009. № 1-2, 3-4, 5.
14. Яковлев А.А. (ред.) Бизнес-ассоциации в России: внутренняя структура, эволюция отношений с государством, роль в модернизации экономики. М.: Московский общественный научный фонд, 2010.
15. Ansell, Chris The Networked Polity: Regional Development in Western Europe. // Governance: An International Journal of Policy, Administration and Institutions. 2000. Vol. 13. No. 3. P. 303-333. URL: http://www.unc.edu/depts/europe/ conferences/mlg/papers/ansell_c.pdf.
16. Emini, Filiz Tufan, and Gorun, Mustafa Regional Development Agencies as Local Actors of Development Policies and the Case of Turkey// European Journal of Social Sciences. 2010. Vol. 18. N.r 1. URL: http://www. eurojournals.com/ejss_18_1_10.pdf.
17. Gutierrez, Baudelio Uruena Evaluating Regional Development Agencies’ (RDAs) Assistance on Spanish
Regional Economic Growth. 45th Congress of the European Regional Science Association, 23-27 August 2005. Vrije Universiteit Amsterdam. URL: http://www. feweb.vu.nl/ersa2005/final_papers/509.pdf.
18. Halkier, Henrik Regional Development Agencies
and Multilevel Governance: European Perspectives.
URL: http://www.tepav.org.tr/sempozyum/2006/bildiri/ bolum 1/1_1_halkier.pdf.
19. Mercado, Ruben G. Regional Development in the Philippines:
20. A Review of Experience, State of the Art and Agenda for Research and Action.
21. Philippine Institute for Development Studies.
Discussion paper series. 2002. № 03.
22. Meyer-Stamer, Jorg Designing a Regional
Development Agency: Options and Choices. Mesopartner working paper. 2007. № 10.
23. Partridge, Mark D. and Dan Rickman. Computable
General Equilibrium (CGE) Modeling for Regional
Economic Development Analysis // Regional Studies.
2010. № 44. P.: 1311-1328.
24. Wolfe, David A. From Entanglement to Alignment: A Review of International Practice in Regional Economic Development. Mowat Center for Policy Innovation Paper, June 2010, University of Toronto, 21 pp. URL: http:// www.nao.org.uk/publications/1011/rda_reviews.aspx.
Кликич Л.М.
доктор экономических наук, доцент, профессор Башкирского государственного аграрного университета, г. Уфа
УДК 316.43:332.122:338.43(470.57)
СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
В статье автор рассматривает политику модернизации России и ее регионов на примере организации сельского инновационного комплексного социального развития.
Ключевые слова: рекреационные объекты, инновация, сельские территории, социальная политика.
SOCIAL DEVELOPMENT OF RURAL TERRITORIES REPUBLICS BASHKORTOSTAN
In article the author considers policy of modernization of Russia and its regions on an example of the organization of rural innovative complex social development.
Key words: recreational objects, innovation, rural territories, social policy.
Одной из ключевых проблем политики модернизации России и ее регионов является организация сельского инновационного комплексного социального развития.
Республика Башкортостан входит в число российских регионов, в которых сельские территории играют значительную роль. Они являются источниками сельскохозяйственного сырья, продовольствия, природных ресурсов, местом проживания значительной части населения. Сельские территории тесно связаны с городскими территориями, поскольку являются базисом для размещения инженерных коммуникаций (дорог, линий электропередач, нефте- и газопроводов); зачастую именно в границах сельских территорий осуществляется ассимиляция городских отходов. Многие из них выполняют также функции рекреационных объектов для восстановления здоровья и отдыха горожан.
Важнейшие сферы, где ярко проявляется роль сельских территорий в общественном развитии:
1) обеспечение продовольственной безопасности;
2) стимулирование развития других отраслей экономики;
3) сглаживание отрицательных демографических тенденций (компенсация недостаточного воспроизводства населения в городах; пополнение трудовых ресурсов; обеспечение воинского призыва и др.);
4) развитие сельской экономики и занятости сельского населения;
5) поддержание сельского уклада жизни и др.
Недостаточно эффективная социальная политика, реализуемая на федеральном уровне, снижение социальных гарантий со стороны государства во многом определили нарастание социальной поляризации, рост бедности сельского населения и сокращения числа деревень.
По итогам Всероссийской переписи населения 2010 г. в России число сельских населенных пунктов без единого жителя увеличилось с 13 086 (перепись 2002 г.) до 19 439, а в Республике Башкортостан - с 84 до 98 соответственно. Количество сел и деревень, где проживает 10 и менее человек, еще больше: в России их - 36 200 (было 34 003), а в Башкортостане - 321 (было 279). Кроме того, почти 67 % сельских населенных пунктов относится к мелким, в них проживает до 100 человек (табл. 1).
Таблица 1
Характеристика людности сельских населенных пунктов России
Число сельских населенных пунктов, тыс. Всего в том числе с числом жителей
без населения до 10 человек от 11 до 50 человек от 51 до 100 человек свыше 100 человек
2002 г. 155,3 13,1 34,0 38,1 14,9 55,2
2010 г. 153,1 19,4 36,2 32,8 13,8 50,9
Впервые Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 27 ноября 2007 г. № 343 было разъяснено, что именно необходимо относить к сельским территориям: «Под сельской местностью понимаются населенные пункты в пределах муниципального района Республики Башкортостан, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции» [1].
Сельские территории Башкортостана значительно отличаются не только по показателям людности, плотности населения, количеству населенных пунктов (табл. 2).
В то же время сельские территории республики отличаются и по природным ресурсам, уровню развития сельского хозяйства, социальной и инженерной инфраструктуре. Все эти факторы оказывают влияние на уровень жизни сельчан.
Таблица 2
Группировка муниципальных районов Республики Башкортостан по их людности, 2010 г.
Группы сельских районов по людности, тыс. чел. количество районов среднее по группе
численность населения, тыс. чел. плотность населения, тыс. чел. на кв. км количество сельских населенных пунктов
до 19,9 8 17 820,8 8,6 68
от 20 до 29,9 23 25 494,2 12,7 78
от 30 до 39,9 13 33 861,3 14,7 90
от 40 и выше 10 48 749,7 20,4 102
Данные таблицы 2 свидетельствуют о том, что количество населенных пунктов и плотность населения растут в той же последовательности, что и численность населения. А как изменяется уровень жизни в различных группах сельских территорий и отчего он зависит? Для ответа на этот вопрос была осуществлена многомерная группировка (кластеризация) сельских территорий Республики Башкортостан, результатом которой стало выделение типовых групп и разработка системы корреляционно-регрессионных моделей по дальнейшему росту уровня жизни сельского населения.
Исходная система статистических данных была представлена 10-ю переменными по 54-м муниципальным районам региона (Х1 - численность населения; Х2 - плотность населения; Х3 - количество сельских населенных пунктов; Х4 - количество предприятий сферы услуг; Х5 - протяженность автомобильных дорог; Х6 - удельный вес автомобильных дорог с твердым покрытием в общей протяженности автодорог; Х7 - площадь сельскохозяйственных угодий; Х8 - продукция сельского хозяйства в фактически действовавших ценах; Х9 - стоимость произведенной продукции сельского хозяйства в хозяйствах населения; Х - балл бонитета земли).
Прежде всего, была выявлена теснота связи интегрального показателя уровня жизни ^) с исходной системой стандартизованных значений показателей-факторов20. Выяснилось, что наибольшее влияние на него оказывают продукция сельского хозяйства в фактически действовавших ценах (Х8), стоимость произведенной продукции сельского хозяйства в личных подсобных хозяйствах населения (ЛПХ) (Х9), а также протяженность автодорог с твердым покрытием (Х6) и др. Связь между перечисленными показателями и уровнем жизни населения прямая, положительная и умеренная.
Кроме того, была изучена парная корреляция между самими переменными. Было выявлено, что наиболее тесная и сильная связь существует между плотностью населения сельских территорий (Х2) и продукцией сельского хозяйства (Х8) в них, в т. ч. и в ЛПХ (Х9).
В результате применения различных методов объединения, осуществленных с помощью пакета прикладных компьютерных программ <^ТАТКТГСА», была получена дендрограмма, позволяющая выявить наличие 4-х устойчивых кластеров - типовых групп сельских территорий региона (табл. 3).
Таблица 3
Статистические характеристики типологических групп сельских территорий Республики Башкортостан
Группы сельских территорий среднее по группе
Y X, Х2 Х3 Х4 Х5 Х9
Благополучные 1,3 34 960,8 14,5 92 266 85,1 1 009,7
Относительно благополучные 2,1 34 034,0 16,3 87 199 84,3 947,1
Относительно неблагополучные 2,7 26 141,4 13,1 77 162 89,0 780,9
Неблагополучные 3,6 25 044,7 9,6 75 102 78,3 727,1
В первой группе благополучных сельских территорий, где уровень жизни населения наиболее высок, оказалось 11 сельских муниципальных районов, в том числе и Уфимский район, прилежащий к столице региона г. Уфе. В последней, четвертой, неблагополучной группе районов - 10 слабо урбанизированных отдаленных сельских районов, в которых достигнутый уровень социальных показателей поддерживается в основном за счет дотаций из бюджетов всех уровней. Это Хайбуллинский, Зианчу-ринский, Бижбулякский, Шаранский, Зилаирский, Караидельский, Бурзянский, Мишкинский, Нурима-новский и Янаульский муниципальные районы.
Следующей задачей нашего исследования стала разработка системы корреляционно-регрессионных моделей зависимости интегрального показателя бедности населения от ряда вышеназванных факторов. Результаты анализа приведены в таблице 4.
С помощью предложенной системы моделей прогнозирования можно целенаправленно координировать постепенное повышение уровня жизни сельских территорий и переход их из менее благополучной в более благополучную группу.
Социальное развитие сельских территорий - это сложная сфера, в которой на региональном, межрегиональном и общегосударственном уровнях органы
20 Интегральный показатель, обратный уровню бедности территории, учитывает десятки параметров уровня социальных благ, получаемых населением каждой территории.
Таблица 4
Характеристика системы корреляционно-регрессионных моделей прогнозирования уровня жизни населения типовых сельских территорий
Показатели Типы сельских территорий
благополучные относительно благополучные относительно неблагополучные неблагополучные
Коэффициент детерминации 0,98731 0,50337 0,88900 0,9999
Стандартная ошибка 0,03496 0,19085 0,08490 0,00001
Свободный член уравнения регрессии 1,55624 1,96532 2,24756 18,98120
Коэффициент при Х1 -0,00001 -0,000001 -0,00001 -0,00002
Коэффициент при Х2 0,01088 -0,01367 -0,01318 0,07429
Коэффициент при Х3 -0,00309 0,00475 0,01160 -0,01901
Коэффициент при Х4 -0,00928 0,00658 0,00692 -0,19272
Коэффициент при Х5 -0,00002 0,00183 0,00143 0,00232
Коэффициент при Х6 0,00641 -0,00113 0,00305 -0,00966
Коэффициент при Х9 0,00021 -0,00049 -0,00084 -0,00251
государственного и местного самоуправления организуют осуществление самых различных материальнобытовых и социально-культурных услуг. Качество жизни сельского населения зависит от обеспеченности жильем, доступности услуг образования и здравоохранения, а также связи, состояния торгового, бытового, транспортного и культурного обслуживания.
Проведенные нами исследования позволили сделать вывод о том, что уровень жизни населения сельских территорий прямо связан с заселенностью сельских территорий, с развитием сельского хозяйства и социальной инфраструктуры. В свою очередь, уровень социального развития села и его социальной инфраструктуры влияет на воспроизводство трудовых ресурсов и, в конечном итоге, способствует росту объемов производства конечной продукции сельских территорий.
Как показывает анализ, тип сельской территории и характер расселения сельского населения предопределяет структуру и объекты социальной инфраструктуры. Ее классификационные признаки зависят от выбора соответствующих критериев. Несмотря на то, что сельская социальная инфраструктура является неотъемлемой частью социально-инфраструктурного комплекса республики, она имеет свои особенности:
- мелкодисперсный характер сельского расселения обусловливает рассредоточенность объектов социальной инфраструктуры;
- не обеспеченный денежным эквивалентом спрос на услуги вызывает ограниченность состава объектов социальной инфраструктуры;
- более низкая, по сравнению с городом, удель-
ная обеспеченность населения ресурсным потенциалом социальной инфраструктуры ведет к более низкому, чем в городе, качеству услуг;
- возрастание нагрузки на объекты сельской социальной инфраструктуры с развитием садовоогороднической деятельности и коттеджного строительства в пригородных зонах и др.
Эти особенности накладывают отпечаток на условия финансирования и развития социальной сферы сельских территорий. Однако положение дел в сельском хозяйстве и осуществленный повсеместно процесс муниципализации объектов социальной инфраструктуры села, на наш взгляд, не привел к росту доступности услуг и уровня жизни сельского населения, поскольку не был обеспечен достаточным уровнем бюджетных средств.
Инновационным в ресурсном обеспечении развития социальной и инженерной инфраструктуры села в настоящее время является привлечение разных источников финансирования (рисунок 1).
В 2010 г. на реализацию мероприятий целевой федеральной программы «Социальное развитие села до 2012 г.» субъектами Российской Федерации было привлечено из бюджетных и внебюджетных источников в расчете на 1 рубль средств из федерального бюджета дополнительно 3,68 рубля из внебюджетных источников. Благодаря такому подходу в трех федеральных округах, в том числе и в Приволжском федеральном округе, целевые индикаторы в основном достигнуты. За три последних года в России средний размер общей площади жилых помещений, приходящейся на одну семью, значительно увеличился (рисунок 2).
Дальневосточный ФО 67%
Сибирский ФО 70%
Уральский Ф' 140%
Российская
Федерация
Приволжский ФО 123%
Центральный ФО 122%
Северо-Западный 89% ФО
СевероКавказский ФО 71%
Южный ФО 85%
Рис. 1. Ресурсное обеспечение развития социальной и инженерной инфраструктуры села,
% к среднероссийскому уровню
м 2
■ сельские семьи - всего;
■ в том числе молодые семьи, молодые специалисты
Рис. 2. Рост среднего размера общей площади жилых помещений в расчете на одну семью
Прирост жилищного строительства и его размеров на одну семью был обеспечен за счет дополнительного привлечения средств населения. Установленные государством нормы предоставления жилой площади (33 кв. м - для одиноко проживающих граждан, 42 кв. м - на семью из 2-х человек и по 18 кв. м на каждого члена семьи при численном составе семьи 3 человека и более) не соответствуют современным требованиям. Особенное отношение должно быть и к жилому помещению в сельской местности для молодых семей, численный состав которых может увеличиться в связи с рождением детей [2].
В Республике Башкортостан на выполнение федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 г.» было выделено более 5,3 млрд. руб., в том числе из Федерального бюджета
- 1,72 млрд. руб., бюджета республики - 2,54 млрд. руб., остальные средства получены из внебюджетных источников.
За 2003-2011 гг. более 4 840 сельских семей улучшили свои жилищные условия (360 тыс. кв. м жилья). Введено более 773 км газопровода, 508 км водопровода, 362 км линий электропередач, 5 фельдшерско-акушерских пунктов.
В 2011 году на предоставление социальных выплат на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, было направлено 345,8 млн рублей бюджетных средств, из них более 187 млн. рублей из федерального бюджета, остальное из бюджета Республики Башкортостан. Государственную помощь на улучшение жилищных условий получила 551 семья. Инновационным
подходом в решении проблем социального развития является и то, что Башкортостан первым в России в 2011 г. приступил к предоставлению дополнительной социальной выплаты по рождению (усыновлению) ребенка. В республике эту выплату на общую сумму 22,8 млн. рублей получили 227 семей [3].
В Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации до 2020 г. и определенного в ней стратегического курса перехода российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития значительная роль отводится социальному развитию. В соответствии с этим экономическим факультетом Башкирского государственного аграрного университета разрабатываются основные положения социально ориентированной модели развития сельских территорий Республики Башкортостан.
Развитие социально ориентированной сельской экономики имеет тройственную цель: повышая результативность и устойчивость сельскохозяйственного производства, необходимо одновременно улучшать качество жизни сельского населения и при этом обеспечивать экологическое равновесие.
Сложившаяся ситуация требует формирования новых подходов к управлению сельскими территориями на основе поиска возможностей вовлечения в этот процесс населения и сельскохозяйственных товаропроизводителей. Именно в этом случае будут учтены специфические особенности социально ориентированного развития села.
Необходимо отметить, что в настоящее время в регионе реализована преимущественно монофункциональная модель развития сельских территорий, основой которой является узкий отраслевой подход. При такой модели основу сельской экономики составляет сельское хозяйство и переработка его продукции.
Суть полифункциональной модели заключается в создании в сельских районах максимально полного набора разнообразных хозяйственных форм и видов деятельности по всем базовым составляющим сельского социума, включая и несельскохозяйственные виды деятельности. Огромная роль здесь принадлежит возрождению и развитию ремесленничества, народных промыслов, развитию бытового обслуживания населения.
На наш взгляд, особенности регионального развития не обусловливают необходимости резкой смены модели развития всех групп сельских территорий. Регион имеет значительный сельскохозяйственный потенциал. Поэтому целенаправленное развитие в благополучных сельских территориях сельскохозяйственного производства, а в неблагополучных - сохранение хотя бы существующих его объемов необходимо. Наибольшая занятость сельского населения в первых трех группах сельских территорий Башкортостана может и должна быть обеспечена сохранением
и развитием собственного сельского хозяйства, повышением его инвестиционной привлекательности.
Негативные демографические тенденции могут быть существенно переломлены или даже полностью преодолены в результате активной демографической политики. Такая политика должна, на наш взгляд, включать постепенное сокращение числа неблагополучных сельских районов, изменение образа жизни сельского населения, проведение целенаправленной системной государственной политики, ориентированной на укрепление сельской семьи, повышение ценности рождения и воспитания детей по мере роста уровня жизни и доходов сельского населения.
Приоритетными задачами региональной политики наряду с привлечением незанятого сельского населения к несельскохозяйственным видам деятельности должны стать также и меры по восстановлению и созданию новых высокопроизводительных рабочих мест в крупном сельскохозяйственном производстве, основанном на инновационных технологиях. Кроме того, должна быть осуществлена всемерная поддержка частного предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, оказана более действенная помощь товарным хозяйствам населения.
Восстановление и укрепление производственной и социальной инфраструктуры обеспечит наращивание и модернизацию рабочих мест в социальной сфере села, а также объектах инфраструктуры АПК.
Таким образом, обе модели развития сельских территорий имеют право на существование и должны эффективно дополнять, а не исключать друг друга. Вовлечение населения сельских территорий в различные виды несельскохозяйственной деятельности будет способствовать более полной занятости сельского населения только при эффективном содействии государства развитию сельскохозяйственного производства.
Список литературы:
1. О внесении изменений в Порядок организации в Республике Башкортостан финансирования мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года». - Постановление Правительства РБ от 27 ноября 2007 г. № 343. - Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан. - 2008. - № 1 (27). - С. 44.
2. Программа «Социальное развитие села до 2012 года» должна быть выполнена [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bashinform.ru/news/354627/.
3. Национальный доклад «О ходе и результатах реализации в 2010 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы». - М.: МСХ РФ, 2011. - 198 с.