22 (115) - 2009
Стратегия развития региона
СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН: ТИПОЛОГИЯ И МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ
Л. М. КЛИКИЧ, доктор экономических наук, доцент заведующая кафедрой экономики аграрного производства
А. П. ПЕТРОВА, аспирант
Башкирский государственный аграрный университет
Одной из научных проблем, требующих первоочередного решения, является разработка типологии сельских территорий. Только с учетом сложившихся в типологических группах сельских территорий тенденций возможно определить рациональную региональную экономическую политику. Предложенный подход к выявлению закономерностей развития типологических групп сельских территорий и разработка системы корреляционно-регрессионных моделей прогнозирования уровня бедности в них могут существенно повысить научную обоснованность программ развития неблагополучных сельских территорий Республики Башкортостан. Сравнение возможностей реализации в регионе двух альтернативных моделей развития сельских территорий (моно-и полифункциональной) показывает, что они дополняют, а не исключают друг друга.
Ключевые слова: территория, безработица, бедность, типологический, группа, модель, корреляция, регрессия.
Республика Башкортостан относится к регионам Российской Федерации с развитой сетью сельских территорий (54 муниципальных района, 953 сельских администрации). На территории Республики Башкортостан проживают 2,8 % населения России. По численности населения республика находится на восьмом месте среди субъектов РФ, включая Москву и Санкт-Петербург. Трудоспособное сельское население составляет 39,6 % от общей численности. Доля сельского населения составляет 40,4 % при 27 % в России, поэтому вопросы
научного обоснования моделей развития сельских территорий имеют важнейшее значение.
Произошедшие в последние годы изменения в социально-экономической сфере села закономерно привели к необходимости учета в региональной политике территориального подхода. Этому способствовало также принятие государственной и региональных программ развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. [3].
Сельские территории являются уникальными источниками сельскохозяйственного сырья, продовольствия, природных ресурсов, местом проживания значительной части населения. Они тесно связаны с городскими территориями, поскольку являются базисом для размещения инженерных коммуникаций (дорог, линий электропередач, нефте- и газопроводов), местом ассимиляции городских отходов и в то же время выполняют функции рекреационных объектов для восстановления здоровья и отдыха горожан.
Роль сельских территорий в региональном развитии заключается:
• в обеспечении продовольственной безопасности за счет развития сельского хозяйства;
• в стимулировании развития других несельскохозяйственных отраслей экономики;
• в сглаживании отрицательных демографических тенденций (компенсация недостаточ-
ного воспроизводства населения в городах; пополнение трудовых ресурсов; обеспечение воинского призыва);
• в развитии сельской экономики и повышении занятости сельского населения;
• в поддержании сельского уклада жизни и др. Долгое время неясным оставался вопрос, что
именно относить к сельским территориям. На этот счет высказывались различные мнения: считать сельскими территориями все, что находится за чертой городских; считать сельскими территории, где экономика базируется на традиционных для сельского населения занятиях, местных производствах, на использовании природных ресурсов.
Впервые Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 27.11.2007 № 343 было разъяснено, что именно необходимо относить к сельским территориям: «Под сельской местностью понимаются населенные пункты в пределах муниципального района Республики Башкортостан, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции» [2].
В России сельские территории занимают 11,4 млн км2 (2/3 общей площади), а в Башкортостане — примерно 77,3 тыс. км2 (табл. 1).
Последняя Всероссийская перепись населения выявила неопровержимые факты: в нашей стране
имеется 13 032, а в регионе — 84 сельских населенных пунктов, в которых нет ни одного жителя. Количество сел и деревень, где проживают 10 чел. и менее, еще больше: в России их — 34 803, а в Башкортостане — 279. Кроме того, почти три четверти сельских населенных пунктов мелкие — до 200 чел. [1; 5].
Анализ статистических показателей вскрывает наличие достаточно сложной демографической ситуации в сельских территориях (табл. 2) [1; 5]. Количество сельских населенных пунктов сокращается, сельское население в России убывает, рождаемость падает. В нашем регионе наблюдаются схожие, но более мягкие тенденции. Так, численность сельского населения несколько выросла за счет коттеджного строительства и миграции, однако рождаемость также падает, а смертность растет.
В последние годы в стране распространилась массовая бедность работающего сельского населения. Результаты социологического обследования, проведенного Башкортостанстатом в 2006 г., красноречиво свидетельствуют о том, что заработную плату, размер которой ниже прожиточного минимума, получали 75 % занятых в сельском хозяйстве, а более 60 % общего дефицита располагаемых средств (доходов, необходимых для «ликвидации» бедности) приходилось на население, проживающее в сельской местности [4].
Таблица 1
Характеристика сельских территорий
Показатель Российская Федерация, 2005 г. Республика Башкортостан, 2006 г.
Площадь сельских территорий, тыс. км2 11 400 77,3*
Количество населенных пунктов 155 289 4 527
Количество сельских администраций 24 373 953
Занято в сельском и лесном хозяйствах, в процентах к числу занятых в экономике 7,8 15,9
* Рассчитано по данным Государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в Республике Башкортостан.
Таблица 2
Демографические тенденции сельских территорий
Показатель Год 2006 г. в процентах к 1990 г.
1990 2000 2005 2006
РФ РБ РФ РБ РФ РБ РФ РБ РФ РБ
Численность постоянного населения, млн чел. 38,9 1,4 39,5 1,5 38,8 1,6 38,4 1,6 98,7 114,3
Коэффициент рождаемости 15,5 17,0 9,8 11,8 10,9 10,9 11,3 11,3 72,9 66,5
Коэффициент смертности 13,2 11,7 17,1 15,8 18,3 16,0 17,3 15,6 131,1 133,3
Ожидаемая продолжительность жизни, лет:
мужчины 62,0 65,0 58,3 60,3 57,2 59,1 58,9 60,0 95,0 92,3
женщины 74,0 75,0 71,7 73,6 71,1 72,3 71,9 73,0 97,2 97,3
Вместе с тем, Башкортостан располагает мощными производственным, интеллектуальным, природным потенциалами, достаточными для обеспечения эффективного функционирования и развития экономики республики, всех ее отраслей и повышения благосостояния всех граждан.
Кардинальное реформирование сельского хозяйства и преобразование исторически сложившихся сельских населенных пунктов в современные агрогорода и поселки с высоким уровнем благоустройства, культурно-бытового и коммунального обслуживания должно стать одним из важнейших направлений экономической политики Республики Башкортостан.
Наши исследования показывают, что сельские территории Башкортостана значительно отличаются не только по показателям людности, плотности населения, количеству населенных пунктов, но и по природным ресурсам, уровню развития сельского хозяйства, социальной и инженерной инфраструктурах. Все эти факторы оказывают влияние на уровень жизни сельчан. Поэтому в данной работе была поставлена цель — осуществить многомерную кластеризацию сельских территорий Республики Башкортостан, выделить их типовые группы и разработать систему моделей по снижению бедности и дальнейшему росту уровня жизни сельского населения.
Исходная система статистических данных была представлена десятью переменными по 54 сельским районам региона:
Х — численность населения;
Х2 — плотность населения;
Х — количество сельских населенных пунктов;
Х4 — балл бонитета земельных ресурсов;
Х5 — протяженность автомобильных дорог;
Х6 — доля автомобильных дорог с твердым покрытием в общей протяженности автодорог;
Х7 — площадь сельскохозяйственных угодий;
Х8 — продукция сельского хозяйства в фактически действовавших ценах;
Х9 — стоимость произведенной продукции сельского хозяйства в хозяйствах населения;
Х10 — количество сельскохозяйственных предприятий.
Прежде всего, была исследована количественная мера тесноты связи интегрального показателя бедности с исходной системой стандартизованных значений показателей-факторов1. Выяснилось,
1 Интегральный показатель бедности учитывает десятки параметров уровня социальных благ, получаемых населением каждой территории.
что наибольшее влияние на него оказывают продукция сельского хозяйства в фактически действовавших ценах, стоимость произведенной продукции сельского хозяйства в хозяйствах населения, а также протяженность автодорог с твердым покрытием и балл бонитета земельных ресурсов. Связь между перечисленными показателями и уровнем бедности населения прямая, отрицательная и умеренная.
Кроме того, была изучена парная корреляция между самими переменными. Было выявлено, что наиболее тесная и сильная связь существует между плотностью населения сельских территорий и продукцией сельского хозяйства в них, в том числе и в личных подсобных хозяйствах.
После отсева малозначащих и мультиколлине-арных показателей исходная база сократилась до шести показателей (численность и плотность населения, количество сельских населенных пунктов, балл бонитета земельных ресурсов, протяженность автомобильных дорог и стоимость произведенной продукции сельского хозяйства в хозяйствах населения).
В результате применения различных методов объединения, осуществленных с помощью пакета прикладных компьютерных программ <^ТАТ^ТЮА 5,5», была получена дендрограм-ма, позволяющая выявить наличие 4 устойчивых кластеров — типовых групп сельских территорий региона (табл. 3).
В первой группе благополучных сельских территорий, где уровень жизни населения наиболее высок, оказалось 11 сельских муниципальных районов, в том числе и Уфимский район, прилежащий к столице региона — г. Уфа. В последней, четвертой, неблагополучной группе районов — 10 слабо урбанизированных отдаленных сельских района, в которых достигнутый уровень социальных показателей поддерживается только за счет дотаций из бюджетов всех уровней. Это такие районы, как Хайбуллинский, Зианчуринский, Бижбулякский, Шаранский, Зилаирский, Караидельский, Бурзян-ский, Мишкинский, Нуримановский и Янаульский муниципальные районы (рис. 1).
Следующей задачей нашего исследования стала разработка системы корреляционно-регрессионных моделей зависимости интегрального показателя бедности населения от ряда названных факторов. Результаты анализа приведены в табл. 4.
Проведенные исследования позволили сделать вывод о том, что уровень жизни населения сельских территорий прямо связан с заселенностью сельских
Таблица 3
Статистические характеристики типологических групп сельских территорий Республики Башкортостан
Группы сельских территорий Среднее по группе
Y Х3 Х4 Х5 Х9
1. Благополучные 1,3 34 960,8 14,5 92 66,3 85,1 1 009,7
2. Относительно благополучные 2,1 34 034,0 16,3 87 68,6 84,3 947,1
3. Относительно неблагополучные 2,7 26 141,4 13,1 77 62,0 89,0 780,9
4. Неблагополучные 3,6 25 044,7 9,6 75 60,4 78,3 727,1
Таблица 4
Система корреляционно-регрессионных моделей прогнозирования уровня жизни населения типовых сельских территорий
Показатель Типы сельских территорий
Благополучные Относительно благополучные Относительно неблагополучные Неблагополучные
Коэффициент детерминации 0,98731 0,50337 0,88900 0,9999
Стандартная ошибка 0,03496 0,19085 0,08490 0,00001
Свободный член уравнения регрессии 1,55624 1,96532 2,24756 18,98120
Коэффициент при Х1 -0,00001 -0,000001 -0,00001 -0,00002
Коэффициент при Х2 0,01088 -0,01367 -0,01318 0,07429
Коэффициент при Х3 -0,00309 0,00475 0,01160 -0,01901
Коэффициент при ХЛ -0,00928 0,00658 0,00692 -0,19272
Коэффициент при Х5 -0,00002 0,00183 0,00143 0,00232
Коэффициент при Х6 0,00641 -0,00113 0,00305 -0,00966
Коэффициент при Х9 0,00021 -0,00049 -0,00084 -0,00251
Рис. 1. Неблагополучные сельские территории Республики Башкортостан (затемнены)
территорий, с развитием сельского хозяйства и производственной инфраструктуры.
Основной причиной относительно высокого уровня бедности населения в четвертой группе сельских территорий является низкая эффективность их агропромышленных комплексов (АПК), слабо адаптированных к рыночным отношениям. В целом же сложившаяся ситуация требует реализации комплекса мер, учитывающих конкретные особенности двух последних слабо развитых групп территорий.
Необходимо отметить, что в настоящее время в регионе реализована преимущественно монофункциональная модель развития сельских территорий, основой которой является узкий отраслевой подход. При такой модели основу сельской экономики составляет сельское хозяйство и переработка его продукции.
Суть полифункциональной модели, основанной на социумном подходе, который провозглашен в качестве основного в Проекте концепции устойчивого развития сельских территорий в Российской Федерации, заключается в создании в сельских районах максимально полного набора разнообразных хозяйственных форм и видов деятельности по всем базовым составляющим сельского социума, т. е. несельскохозяйственным видам деятельности.
На наш взгляд, особенности регионального развития не обусловливают необходимости резкой смены модели развития всех групп сельских территорий. Регион имеет значительный сельскохозяйственный потенциал. Поэтому целенаправленное развитие в благополучных сельских территориях сельскохозяйственного производства, а в неблагополучных — сохранение хотя бы существующих его объемов — необходимы. Наибольшая занятость сельского населения в первых трех группах сельских территорий Башкортостана может и должна быть обеспечена сохранением и развитием собственного сельского хозяйства, повышением его инвестиционной привлекательности.
Негативные демографические тенденции могут быть существенно переломлены или даже полностью преодолены в результате активной демографической политики. Такая политика должна, на наш взгляд, включать постепенное сокращение числа неблагополучных сельских районов, изменение образа жизни сельского населения, проведение целенаправленной системной государственной политики, ориентированной на укрепление сельской семьи, повышение ценности рождения и воспитания детей по мере роста уровня жизни и доходов сельского населения.
Приоритетными задачами региональной политики наряду с привлечением незанятого сельского населения к несельскохозяйственным видам деятельности должны также стать и меры по восстановлению и созданию новых высокопроизводительных рабочих мест в крупном сельскохозяйственном производстве, основанном на инновационных технологиях. Кроме того, должна быть осуществлена всемерная поддержка частного предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, оказана более действенная помощь товарным хозяйствам населения.
Восстановление и укрепление производственной и социальной инфраструктур обеспечит наращивание и модернизацию рабочих мест в
социальной сфере села, а также объектах инфраструктуры АПК.
Таким образом, обе модели развития сельских территорий имеют право на существование и должны эффективно дополнять, а не исключать друг друга. Вовлечение населения сельских территорий в различные виды несельскохозяйственной деятельности будет способствовать более полной занятости сельского населения только при эффективном содействии государства развитию сельскохозяйственного производства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Демографический ежегодник России. 2007.
— Стат. сб. — М.: Росстат. 2007. — 551 с.
2. Постановление Правительства РБ от 27.11.2007 №343 «О внесении изменений в Порядок организации в Республике Башкортостан финансирования мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года»». // Ведомости Государственного Собрания
— Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан. 2008. № 1(27). С. 44.
3. Постановление Правительства Республики Башкортостан от 30.11.2007 № 348 «О республиканской программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.» // Ведомости Государственного Собрания — Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан. 2008. № 1(27). С. 62.
4. Стратегия преодоления нищеты и сокращения бедности населения Республики Башкортостан в период до 2020 года: концептуальные и методологические основы: научный доклад. — Уфа: РИО БАГСУ. 2008. С. 13—14.
5. ТороповД. И. Основные принципы и направления государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий. — URL: http://www. agroline. ru/bef/30_programm/50_bef/.