Научная статья на тему 'Государственная программа развития агропромышленного комплекса как системообразующий базис налогового потенциала экономики России'

Государственная программа развития агропромышленного комплекса как системообразующий базис налогового потенциала экономики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / СИСТЕМООБРАЗУЮЩАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шапчиц А.А.

В статье проводится оценка государственной программы и комплекса мер, направленных на развитие агропромышленного комплекса, а также налоговой эффективности отрасли. Проведена структуризация инвестиционных приоритетов в перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная программа развития агропромышленного комплекса как системообразующий базис налогового потенциала экономики России»

4(190) - 2014

Государственные финансы

УДК 336.717

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ БАЗИС НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ЭКОНОМИКИ РОССИИ

А. А. ШАПЧИЦ,

кандидат экономических наук, начальник оперативно-аналитического отдела Е-mail: alexshapchic@yandex.ru Центральная энергетическая таможня ФТС

России

В статье проводится оценка государственной программы и комплекса мер, направленных на развитие агропромышленного комплекса, а также налоговой эффективности отрасли. Проведена -структуризация инвестиционных приоритетов в перспективе.

Ключевые слова: государственная программа, агропромышленный комплекс, системообразующая экономика.

Трансформационные процессы развития российской экономики обусловили необходимость -поиска новых механизмов управления экономикой -и решения стратегических вопросов повышения роста макроэкономических показателей. Вопросы государственного прогнозирования в российской экономике отражены в ряде нормативных актов, в которых указано, что государственное прогнозиро- -вание социально-экономического развития Российской Федерации - это система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономи- -ческого развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйствования [1].

Государственная программа [5] направлена на: -

стимулирование роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции и производства пищевых продуктов; осуществление противоэпизоотологических мероприятий в отношении карантинных и особо опасных болезней животных; поддержку развития инфраструктуры агропро-довольственного рынка;

повышение эффективности регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

поддержку малых форм хозяйствования; обеспечение эффективной деятельности органов государственной власти в сфере развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

повышение уровня рентабельности в сельском хозяйстве для обеспечения его устойчивого развития;

стимулирование инновационной деятельности и инновационного развития агропромышленного комплекса;

развитие биотехнологии и др.

Государственные финансы

4(190) - 2014

В качестве основных в программе выделены следующие подпрограммы:

- развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства;

- развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства;

- развитие мясного скотоводства;

- поддержка малых форм хозяйствования;

- техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие.

Планом реализации Государственной программы [5] предусмотрена реализация до 31 декабря 2015 г. 53 инновационных проектов, планируется сохранение налоговых льгот для сельхозпроизводителей. В число приоритетов развития агропромышленного комплекса отнесены животноводство, растениеводство, садоводство и виноградарство, хранение и переработка сельхозпродукции, а также восстановление, развитие водохозяйственного комплекса и мелиорации земель сельскохозяйственного назначения.

Показатели поступлений налога на прибыль сельскохозяйственных организаций представлены в табл. 1.

В основе структуры агропромышленного комплекса лежат следующие секторы экономики:

- сельское хозяйство (растениеводство, животноводство, фермерские хозяйства, личные подсобные хозяйства и др.);

- секторы экономики, обеспечивающие отрасль средствами производства (машиностроение, производство оборудования и т. д.);

Структура поступлений налога на

- обрабатывающая промышленность (пищевая

промышленность и др.);

- инфраструктура.

В рамках реализации мероприятий Государственной программы разработана методика, установленная правилами [6], с учетом отбора экономически значимых региональных программ в области растениеводства и животноводства комиссией Минсельхоза России [2, 3].

Федеральным законом о федеральном бюджете предусмотрено выделение в 2013 г. субсидий на поддержку экономически значимых региональных программ по развитию мясного скотоводства в объеме 2 млрд руб., в том числе утверждается распределение субсидий в размере 1 828 млн руб., а бюджетные ассигнования в размере 172 млн руб. будут распределены на поддержку дополнительно поступающих региональных программ по развитию мясного скотоводства после их отбора в установленном порядке, указанном комиссией Минсельхоза России. Аналогичные механизмы распределения субсидий предусмотрены на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи начинающим фермерам, а также на развитие семейных животноводческих ферм.

Налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога (ст. 346.2 Налогового кодекса РФ).

Таблица 1

прибыль организаций в 2006-2013 гг.

Сектор 2006 2007 2011 2012 01.07.2013

экономики Тыс. руб. % Тыс. руб. Тыс. руб. Тыс. руб. Тыс. руб.

Всего в России 1 669 500 267 100,0 2 169 868 075 100,0 2 268 467 631 100,0 2 352 085 316 100,0 1 015 384 722 100,0

Сельское хо- 5 477 174 0,33 7 822 799 0,36 4 413 343 0,20 5 303 408 0,23 2519 876 0,25

зяйство, охота и

лесное хозяйство

Производство 26 707 393 1,60 32 505 461 1,50 28 378 476 1,25 37 952 987 1,61 17 648 978 1,74

пищевых продуктов, включая напитки, всего

В том числе:

- мяса и мясо- Н/д - 3 493 611 0,16 2 559 900 0,11 3 878 396 0,17 2 121 279 0,21

продуктов

- молочных Н/д - 2 548 972 0,12 2 840 866 0,13 4 352 725 0,19 2 140 150 0,21

продуктов

- сахара Н/д - 354 003 0,02 840 812 0,04 505 275 0,02 156 515 0,02

- напитков Н/д - 12 413 512 0,57 6 668 148 0,29 9 587 880 0,41 3 762 628 0,37

Источник: составлено по данным ФНС РФ (форма 1-НОМ).

проблемы и решения ' 49

4(190) - 2014

Государственные финансы

Показатели поступления ЕСХН приведены в табл. 2.

Федеральным законом от 03.12.2012 № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» (в редакции Федерального закона от 07.06.2013 № 133-Ф3) на государственную поддержку сельскохозяйственного производства и социальное развитие села в 2013 г. предусмотрены бюджетной росписью субсидии в объеме 163 327,5 млн руб., из них по состоянию на 1 июля 2013 г. профинансированы в объеме 67 831,4 млн руб. (41,5 %), в том числе:

- на возмещение части затрат на приобретение элитных семян предусмотрено - 513,2 млн руб., профинансировано - 247,5 млн руб. (48,2 %);

- на возмещение части затрат на закладку и уход за виноградниками предусмотрено - 300,0 млн руб., профинансировано - 59,1 млн руб. (19,7 %);

- на возмещение части затрат на раскорчевку выбывших из эксплуатации старых садов и рекультивацию раскорчеванных площадей предусмотрено - 105,0 млн руб., профинансировано - 15,1 млн руб. (14,4 %) и т. д. Кроме того, на возмещение недополученных

доходов сельскохозяйственным товаропроизводителям от реализации сельскохозяйственной техники предусмотрено 2 300,0 млн руб. (финансирование не открыто), на Федеральную целевую программу «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агро-ландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2013 года» предусмотрено 6 625,4 млн руб., профинансировано -6 163,4 млн руб. (93,0 %).

Программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» разработана Минэкономразвития России в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.11.2012 № 2071-р и направлена на

развитие сельских территорий. Общий объем финансирования по этой программе 2014-2020 гг. запланирован в объеме 299,2 млрд руб. (в ценах соответствующих лет), в том числе из средств федерального бюджета - 90,4 млрд руб., из средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации - 150,6 млрд руб., из внебюджетных источников - 58,2 млрд руб. Предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации будет осуществляться по результатам отбора региональных целевых программ устойчивого развития сельских территорий, разработанных на основе документов территориального планирования в координации с перспективными планами развития агропромышленного комплекса.

В части инновационного развития сельского хозяйства можно привести пример программы Союзного государства «Инновационное развитие производства картофеля и топинамбура», которая разработана во исполнение постановления Совета министров Союзного государства от 18.07.2012, которым одобрена концепция программы Союзного государства «Инновационное развитие производства картофеля и топинамбура на 2012-2015 годы». Целями программы являются:

- обеспечение населения Российской Федерации и Республики Беларусь картофелем высокого качества на продовольствие, семена и для переработки на продукты здорового питания и корма;

- обеспечение продовольственной безопасности (производство отечественного картофеля не менее 95 % от общей потребности);

- повышение эффективности и конкурентоспособности картофелеводства;

- формирование рынка продуктов здорового питания из топинамбура;

- разработка технологии промышленного производства и переработки топинамбура.

Таблица 2

Структура поступлений единого сельскохозяйственного налога в 2006-2012 гг., тыс. руб.

Показатель 2006 2007 2010 2011 2012

Сумма доходов 398 088 678 484 897 629 772 430 932 873 115 081 948 168 378

Сумма расходов 414 410 058 484 680 238 742 056 595 862 868 463 920 644 721

Налоговая база 18 616 778 33 301 186 69 622 958 65 682 233 79 927 605

Сумма исчисленного ЕСХН, всего 1 116 973 1 997 749 3 289 053 3 283 426 3 673 847

В том числе:

- организации Н/д 1 671 196 2606 191 2 521 008 2691 967

- индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства Н/д 326 553 682 862 762 418 981 880

Государственные финансы

4(190) - 2014

Для достижения поставленных целей программой предусматривается комплекс мероприятий, включающий:

- модернизацию в Российской Федерации базовых предприятий по оригинальному семеноводству картофеля на уровне меристемно-тканевых культур, клонального микроразмножения;

- разработку инновационных технологий оригинального и элитного семеноводства картофеля и топинамбура;

- разработку инновационных технологий производства картофеля и топинамбура;

- создание эффективного комплекса сельскохозяйственной техники для возделывания и уборки этих культур, технологий и систем хранения картофеля и топинамбура, экспериментальных хранилищ;

- разработку технологий и оборудования для получения продуктов питания, инулина, топливных добавок, кормов из картофеля и топинамбура.

Реализация мероприятий программы позволит обеспечить к 2016 г. производство высококачественного оригинального семенного картофеля до 5 тыс. т, инулина - до 0,5 тыс. т, кормов из топинамбура -до 22,1 тыс. т, оксигенатов (биоэтанола и др.) - до 5 тыс. т, создать 1 167 новых рабочих мест. Также предусмотрено использование механизма частно-государственного партнерства с привлечением 80 % внебюджетных средств. Потребность в финансовых ресурсах на реализацию мероприятий программы составляет 7,5 млрд руб., в том числе за счет средств бюджета Союзного государства - 1,5 млрд руб. (975 млн руб. за счет отчислений Российской Федерации и 525 млн руб. за счет отчислений Республики Беларусь) и 6 млрд руб. - внебюджетные средства. Бюджетные средства Союзного государства в объеме 1,5 млрд руб. будут направлены на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Внебюджетные средства в объеме 558,43 млн руб. будут направлены на выполнение НИОКР и 5,44 млрд руб. - на капитальные вложения. Выполнение мероприятий программы позволит:

- обеспечить потребности Союзного государства в продовольственном, семенном и пригодном для промышленной переработки картофеле;

- увеличить производство натурального сырья для выпуска высококачественного органического топлива, сырья для фармацевтической промышленности и кормов из топинамбура;

- создать новую техническую и технологическую основу развития производства картофеля и топинамбура;

- сформировать рынок производства продуктов здорового питания;

- увеличить занятость населения. Председателем Правительства РФ Д. А. Медведевым Д. А. 23 августа 2013 г. поручено Минфину России (А. Г. Силуанову) совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и с участием отраслевых союзов (ассоциаций) сельхозтоваропроизводителей проработать вопрос о внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части уточнения механизма отнесения к расходам процентов по долговым обязательствам (кредитам, полученным в иностранной валюте сельскохозяйственными товаропроизводителями).

В 2011 г. отобран 741 инвестиционный проект на сумму кредитных ресурсов 163,8 млрд руб. (табл. 3), что составляет 83 % от уровня кредитных ресурсов 2010 г. (по итогам 2010 г. было отобрано субсидируемых инвестиционных кредитов на сумму 197,3 млрд руб.). При этом кредиты в объеме 117,7 млрд руб. направлены на развитие подотраслей животноводства, 28,4 млрд - на развитие подотраслей растениеводства, 17 млрд - на техническую модернизацию сельского хозяйства, 0,7 млрд руб. -на строительство жилья и другие направления.

В качестве мер по адаптации сельского хозяйства к условиям ВТО и по нейтрализации рисков выделен ряд мер, в том числе продление действия ряда налоговых льгот для сельскохозяйственных товаропроизводителей (льготы по налогу на прибыль, льготы по налогу на добавленную стоимость при реализации и ввозе всех видов племенной биопродукции до 2020 г.).

В рамках подпрограммы развития животноводства к мерам управления рисками, которые могут оказать влияние на достижение запланированных целей, относятся:

- увеличение доли частных инвестиций через создание условий для инвесторов в развитии животноводства в рамках государственно-частного партнерства, в том числе содействие в покупке земельных угодий, подключении к электро- и газовым сетям, строительство дорог и других объектов;

- продление льготы по налогу на прибыль (0 %), а также продление льготного режима при уплате налога на добавленную стоимость при ввозе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4(190) - 2014

Государственные финансы

Таблица 3

Перечень инвестиционных проектов по направлениям сельскохозяйственного производства в 2011 г.

Направления инвестирования Количество проектов Кредиты, млрд руб. Субсидии из федерального бюджета, млрд руб.

Приобретение специализированного транспорта, специальной техники в соответствии с перечнем; строительство, реконструкция и модернизация животноводческих комплексов (ферм), объектов животноводства и кормопроизводства, хранилищ картофеля, овощей и фруктов, тепличных комплексов по производству плодоовощной продукции в закрытом грунте, объектов по переработке льна и льноволокна, мясохладобоен, пунктов по приемке и (или) первичной переработке сельскохозяйственной продукции 666 138,2 2,5

Строительство, реконструкция и модернизация мощностей для первичной подработки и хранения зерна 43 3,3 0,1

Строительство, реконструкция и модернизация сахарных заводов 25 4,1 0,08

Строительство жилья для граждан, проживающих и работающих в сельской местности 2 0,03 0,001

Строительство, реконструкция и модернизация заводов по производству дражированных семян сахарной свеклы 3 1,2 0,04

Приобретение сельскохозяйственной техники - 17,0 0,8

Строительство, реконструкция и восстановление мелиоративных систем, заводов, комплексов по подготовке и подработке семян 2 0,03 0,001

Итого... 741 163,8 3,5

племенного скота, эмбрионов, семени на весь переходный период до 2020 г. В целях уменьшения налогового бремени крестьянские (фермерские) хозяйства и сельскохозяйственные потребительские кооперативы могут воспользоваться налоговыми льготами, предусмотренными для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Целью осуществления основного мероприятия по совершенствованию системы налогообложения является налоговое стимулирование производства и инновационной активности в сельском хозяйстве. Для достижения указанной цели необходимо обеспечить:

- сохранение на период реализации мероприятий Государственной программы налоговых льгот, предусмотренных налоговым законодательством для сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- совершенствование налогового стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности.

Целью подпрограммы «Обеспечение реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» является повышение эффективности системы налогообложения, направленной на стимулирование инновационной и инвестиционной деятельности.

Список литературы

1. О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации: Федеральный закон от 20.07.1995 № 115-ФЗ.

2. О поддержке экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации в области животноводства: распоряжение Правительства РФ от 24.08.2013 № 1487-р.

3. О поддержке экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации в области растениеводства: распоряжение Правительства РФ от 24.08.2013 № 1488-р.

4. О развитии сельского хозяйства: Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ.

5. Об утверждении плана реализации в 2013 году и в плановый период 2014-2015 годов Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы: распоряжение Правительства РФ от 25.06.2013 № 1066-р.

6.Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 17.12.2010 № 1042.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.