Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ АФФЕКТИВНОГО КОМПОНЕНТА СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

РАЗВИТИЕ АФФЕКТИВНОГО КОМПОНЕНТА СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
40
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ / АФФЕКТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Рукавишников Д.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ АФФЕКТИВНОГО КОМПОНЕНТА СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

4. Мельникова Н.Н. Диагностика социально-психологической адаптации личности: учеб. пособие. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. 57 с.

5. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. 4-е изд. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. 640 с.

6. Полетаева (Дубровина) Н.А., Серова Н.Б. Педагогическое сопровождение семей как средство реабилитации детей дошкольного возраста с ДЦП. // Развитие технологий здоровьесбережения в современном обществе: материалы международной студенческой научно-практической конференции (Екатеринбург, 3-4 июня 2015 г). - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. С.Ш-162.

7. Топоркова (Дубровина) Н.А. Мониторинг формирования двигательных навыков детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом // Адаптивная физическая культура. Ежеквартальный журнал. 2012. № 3 (51). C. 24-25.

8. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. 490 с.

References

1. Dmitriev M.G., Belov V.G., Parfenov Yu.A. Psihologo-pedagogicheskaya diagnostika delinkventnogo povedeniya u trudnykh podrostkov. (Chasti 4-9) [Psychological and pedagogical diagnosis of delinquent behavior in difficult adolescents. (Parts 4-9)] St. Petersburg: PONI publ., 2010. 316 p.

2. Levchenko I.Y., Prikhodko O.G. Tekhnologii obucheniya i vospitaniya detey s narusheniyami oporno-dvigatelnogo apparata [Technologies of education and upbringing of children with musculoskeletal disorders] Study guide for students sec. ed. institutions. M.: Akademiya publ., 2001. 192 p.

3. Leontyev D.A., Rasskazova E.I. Test zhiznestoykosti [Vitality test]. M.: Smysl publ., 2006. 63 p.

4. Melnikova N.N. Diagnostika sotsialno-psikhologicheskoy adaptatsii lichnosti [Diagnosis of socio-psychological adaptation of personality]. Study guide. Chelyabinsk: SUrSU publ., 2004. 57 p.

5. Nemov R.S. Psikhologiya [Psychology]. textbook. for stud. higher ped. ed. institutions: in 3 books. 4th ed.. M.: VLADOS publ., 2001. Kn. 3: Psihodiagnostika. Vvedenie v nauchnoe psihologicheskoe issledo-vanie s elementami matematicheskoy statistiki [Book. 3: Psychodiagnostics. Introduction to scientific psychological research with elements of mathematical statistics]. 640 p.

6. Poletaeva (Dubrovina) N.A., Serova N.B. Pedagogicheskoe so-provozhdenie semey kak sredstvo reabilitatsii detey doshkolnogo vozrasta s DTsP [Pedagogical support of families as rehabilitation tool for preschoolers with cerebral palsy]. Razvitie tekhnologiy zdorovyesberezheniya v sovremennom obschestve [Development of health saving technologies in modern society]. Proc. international student scientific and practical conference (Yekaterinburg, June 3-4, 2015). Yekaterinburg: Ural. un-ty publ., 2015. pp.143162.

7. Toporkova (Dubrovina) N.A. Monitoring formirovaniya dvigatelnykh navykov detey doshkolnogo vozrasta s detskim tserebralnym parali-chom [Monitoring o formation of motor skills in preschoolers with cerebral palsy]. Adaptivnaya fizicheskaya kultura. Quarterly magazine. 2012. No. 3 (51). pp. 24-25.

8. Fetiskin N.P., Kozlov V.V., Manuylov G.M. Sotsialno-psikhologiches-kaya diagnostika razvitiya lichnosti i malykh grupp [Socio-psycholog-ical diagnostics of personality development and small groups]. M.: Institute of Psychotherapy publ., 2002. 490 p.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

развитие аффективного компонента спортивном культуры студентов в процессе спортивной деятельности

Кандидат педагогических наук, доцент В.А. Бурцев1 Кандидат педагогических наук, доцент Е.В. Бурцева1 Кандидат педагогических наук, доцент Д.А. Рукавишников2 поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Казань 2Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова, Чебоксары

УДК/UDC 796.332.6+378.037.1

Ключевые слова: спортивная культура студентов, аффективный компонент, спортивная деятельность.

Введение. Содержание аффективного компонента спортивной культуры студентов (далее - АКСКС) раскрывается в индивидуальном своеобразии и качественном проявлении динамики эмоциональных реакций и состояний по отношению к различным сторонам спортивной деятельности. Критериями и показателями АКСКС являются: эмоциональный интерес к избранному виду спорта, эмоциональное восприятие себя как субъекта спортивной деятельности, эмоциональная увлеченность соревновательной деятельностью, эмоциональная реакция на результат соревнований, эмоциональная устойчивость к условиям соревновательной деятельности и к участникам соревнований, эмоциональная устойчивость к поражению и неудачам [1, 2]. Результатом развития АКСКС является формирование высших этических чувств и свойств спортивного характера.

Цель исследования - теоретически разработать и экспериментально обосновать эффективность методики развития АКСКС в процессе спортивной деятельности.

Методика и организация исследования. Технология развития АКСКС включает в свое содержание комплекс методов психорегуляции, самоконтроля и эмоционального стимулирования личности, направленных на достижение высоких соревновательных результатов. С целью выявления эмоциональной устойчивости студентов, занимающихся избранным видом спорта, в качестве интегрального показателя психологической подготовленности спортсменов к соревнованиям нами была разработана комплексная методика исследования ассоциативных реакций и эмоциональных состояний на различные раздра-

DEVELOPMENT OF AFFECTiVE COMPONENT OF STUDENTS' SPORTS CULTURE DURiNG SPORTS ACTiViTiES

PhD, Associate Professor V.A. Burtsev1 PhD, Associate Professor E.V. Burtseva1 PhD, Associate Professor D.A. Rukavishnikov2 1Volga Region State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan

2Chuvash State University named after I.N. Ulyanov, Cheboksary

Поступила в редакцию 20.12.2021 г. жители и сбивающие факторы для измерения и оценки уровня развития вариативности двигательного темпа.

Результаты исследования и их обсуждение. В конце эксперимента в КГ был установлен средний уровень развития АКСКС, вместе с тем у испытуемых ЭГ был отмечен уровень развития АКСКС выше среднего по сумме пяти диагностируемых показателей: времени возникновения ассоциации на раздражитель, особенностям характера проявления ассоциативных реакций, сопутствующим вербальным и дви-гательно-эмоциональным реакциям, вариативности двигательного темпа, которая свидетельствует о высокой эмоциональной устойчивости спортсменов.

Вывод. На основе количественных характеристик и качественного анализа АКСКС были выявлены индивидуальные характеристики студентов, на основании которых разработаны дифференцированные комплексы мер психологического воздействия и методические рекомендации по саморегулированию и самоконтролю эмоциональных состояний и реакций с целью обеспечения эффективности психологической подготовки к участию в предстоящих соревнованиях.

Литература

1. Бурцев В.А. Развитие коммуникативного компонента спортивной культуры студентов в процессе интеграции учебного процесса и спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, Н.В. Игошина // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 8. - С. 76.

2. Бурцев В.А. Развитие конативного компонента спортивной культуры студентов в процессе активизации учебно-познавательной деятельности в избранном виде спорта / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, Н.В. Игошина // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 3. - С. 38.

Информация для связи с автором: volder1968@mail.ru

№3 • 2022 Март | March

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.