Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕБЕНКА И ВЗРОСЛОГО В КОНТЕКСТЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПОДХОДОВ ЗАРУБЕЖНЫХ АВТОРОВ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕБЕНКА И ВЗРОСЛОГО В КОНТЕКСТЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПОДХОДОВ ЗАРУБЕЖНЫХ АВТОРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА / СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МЕХАНИЗМЫ УСТАНОВЛЕНИЯ КОММУНИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мисбахов Алмаз Айратович, Рахимов Марат Ильшатович, Азизова Ирина Николаевна

В статье рассматриваются психологические аспекты взаимодействия ребенка и взрослого в контексте теоретического анализа подходов зарубежных авторов. Авторами статьи рассматриваются основные теоретических подходов к изучению взаимодействия между ребенком и взрослым на ранних этапах его развития. Между объектами коммуникации существуют аффективные механизмы социального взаимодействия. Вначале срабатывают врожденные аффективные механизмы, в результате которых формируются изначально социальные познания в процессе общения с матерью, и только за тем, познание предметного мира окружающих объектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мисбахов Алмаз Айратович, Рахимов Марат Ильшатович, Азизова Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF CHILD-ADULT INTERACTION IN THE CONTEXT OF THEORETICAL ANALYSIS OF APPROACHES OF FOREIGN AUTHORS

The article examines the psychological aspects of interaction between a child and an adult in the context of a theoretical analysis of the approaches of foreign authors. The authors of the article consider the main theoretical approaches to the study of interaction between a child and an adult in the early stages of its development. There are affective mechanisms of social interaction between the objects of communication. Initially, innate affective mechanisms are triggered, as a result of which initially social cognition is formed in the process of communication with the mother, and only after that, cognition of the objective world of surrounding objects.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕБЕНКА И ВЗРОСЛОГО В КОНТЕКСТЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПОДХОДОВ ЗАРУБЕЖНЫХ АВТОРОВ»

Литература:

1. Василькова, Ю.В., Василькова, Т.А. Социальная педагогика. Курс лекций [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 440 с.

2. Карпов, А.В. Психология профессиональной адаптации [Текст]: монография / А.В. Карпов, В.Е. Орел, В.Я. Тернопол. - Ярославль: Институт «Открытое общество», РПО, 2003. - 161 с.

3. Ковалев, В.И. Мотивационная сфера личности и ее динамика в процессе профессиональной подготовки [Текст] / В.И. Ковалев, В.Н. Дружинин // Психологический журнал. - 1982. - № 6. - С. 33-44.

Психология

УДК 159.922

кандидат биологических наук, доцент Мисбахов Алмаз Айратович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); кандидат биологических наук, доцент Рахимов Марат Ильшатович Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Казань); старший преподаватель Азизова Ирина Николаевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Казань)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕБЕНКА И ВЗРОСЛОГО В КОНТЕКСТЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПОДХОДОВ ЗАРУБЕЖНЫХ АВТОРОВ

Аннотация. В статье рассматриваются психологические аспекты взаимодействия ребенка и взрослого в контексте теоретического анализа подходов зарубежных авторов. Авторами статьи рассматриваются основные теоретических подходов к изучению взаимодействия между ребенком и взрослым на ранних этапах его развития. Между объектами коммуникации существуют аффективные механизмы социального взаимодействия. Вначале срабатывают врожденные аффективные механизмы, в результате которых формируются изначально социальные познания в процессе общения с матерью, и только за тем, познание предметного мира окружающих объектов.

Ключевые слова: психологическое развитие ребенка, социальное взаимодействие, механизмы установления коммуникации.

Annotation. The article examines the psychological aspects of interaction between a child and an adult in the context of a theoretical analysis of the approaches of foreign authors. The authors of the article consider the main theoretical approaches to the study of interaction between a child and an adult in the early stages of its development. There are affective mechanisms of social interaction between the objects of communication. Initially, innate affective mechanisms are triggered, as a result of which initially social cognition is formed in the process of communication with the mother, and only after that, cognition of the objective world of surrounding objects.

Keywords: psychological development of a child, social interaction, mechanisms of establishing communication.

Введение. В исследовании основных теоретических подходов к изучению взаимодействия между ребенком и взрослым на ранних этапах его развития в теоретических положениях П. Шпитца, Дж. Боулби, М. Эйнсворт представлены данные о влиянии социальных факторов в формировании разнонаправленных взаимодействий в психологическом развитии ребенка [1, 13, 24, 37].

Вместе с тем, между разными крайними точками зрения сущестует несколько промежуточных вариантов в психологических подходах к изучению синергетической связи ребенка и взрослого, оказывающих влияние на эффективность их взаимодействия в различных сферах коммуникации.

Проблема развития социального взаимодействия между субъектами межличностного общения на ранних этапах развития ребенка является кардинально значимой по своему содержанию, пониманию психологической природы механизмов, движущих сил развития человека как личности [8].

Специфические особенности развития аффективной, когнитивной и конативной сфер ребенка проявляются в совместной деятельности ребенка и взрослого по изучению объектов окружающего мира и установлению межпредметных связей, обеспечивающих эффективность совместной деятельности [4, 5, 18].

Приобретенные знания, с одной стороны, позволяют расширить диапазон овременных представлений о социализации ребенка на разных этапах детства, с другой, формируют требования современного общества к его обязанностям, которые позволяют наиболее полно социализироваться в обществе.

В работах К.Тревартена прослеживается тенденция описания врожденных механизмов, непосредственно участвующих в распознавании эмоциональной сферы окружающих людей и интеграции деятельности ребенка в зависимости от изменения экспрессии аффективных состояний взрослых [1, 11, 34].

Данные механизмы по установлению коммуникации функционируют лишь в том случае, если аффективное взаимодействие вызывает интерсубъективную координацию кинематической подстройки, проявляющейся в синхронизации активности межличностного общения [12, 23].

Т. Тревартен значительное внимание уделяет эмоциональной регуляции социального взаимодействия в зависимости от подкорковых структур лимбической системы и ретикулярной формации, влияющей на эффективность психологических механизмов, самоконтроля и регуляции отдельных двигательных операций по усовершенствованию социального взаимодействия [1, 11, 34].

Изложение основного материала статьи. Как полагает Р. Мухамедрахимова существуют взаимные эмоциональные подстройки социальных взаимодействий матери и ребенка, которые проявляются в подстраивании ребенка под индивидуальный уровень преопочитаемых эмоциональных реакций матери, а также под уровень ее сенсорики [7, 16].

Таким образом, обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что аффективный компонент является врожденным и занимает первое место в социальном взаимодействии ребенка с окружающим миром, а когнитивное развитие по отношению к аффективному вторично.

По мнению Р.П. Хобсона, социальные стимулы проявляются непосредственно и выражаются во врожденной способности к аффективной коммуникации с различными людьми в зависимости от детерминирования способности к организации экпрессивных реакций в различных ситуациях [9, 26].

При этом автор выделяет первичную и вторичную интерсубъектиность в способности ребенка воспринимать и отвечать на аффективную реакцию окружающих людей, ситуационных событий и социальных стимулов.

Вместе с тем, автор полагает, что различие между интерперсональными и объективными отношениями детерминировано когнитивными, мотивационными, эмоциональными формами перцептивного взаимодействия между субъектами и объектами социальной коммуникации в предсказуемых и непредсказуемых ситуативных факторах [9, 26].

Дистанцирование мысли от внешнего окружающего мира происходит в результате действенного контакта путем реализации двух механизмов отношений «Я-Оно» и «Я-Ты». Первый механизм проявляется за счет сенсомоторных способностей, выраженных в обобщение определенных особенностей восприятия объекта, с учетом индивидуального опыта взаимодействия с различными субъектами и объектами внешнего мира.

Второй механим подразумевает интерперсональные отношения, развивающиеся в понимании ребенком личности других людей как наделенных способностью переживать различные психические состояния.

В процессе усвоения специфики характера социальных отношений у ребенка возникает склонность к пониманию различного восприятия окружающих людей, что проявляется в символизации различного значения одних и тех же воздействующих факторов [3, 14, 25].

Несмотря на это, данные механизмы проявления отношений первоначально независимы между собой и пересекаются только в конце первого года жизни с появлением способности ребенка к символизации своего отношения по механизму «Я-Ты», вызывая когнитивные реакции усвоения информации не только на основе собственного опыта, но и на опыте социальных коммуникаций с окружающими людьми.

Начиная с возраста 18 месяцев у детей формируется способность к ролевой игре, которая предполагает представления о себе с участием окружения других людей и складывающихся ситуациях по принципу не только, «что есть», но и то «что должно быть» в результате конструктивного взаимодействия субъектов [2, 22, 35].

На первичных этапах развития когнтивной сферы происходит, прежде всего, развитие тех психичексих процессов, которые в достаточной степени обеспечивают эффективность коммуникационного взаимодействия ребенка с внешней средой через наглядные образы воспринимаемых объектов окружающего мира в условиях постоянно изменяющихся ситуациях.

После шести месяцев жизнедеятельности ребенка у него в достаточной степени начинают проявляться отдельные элементы речевого общения с окружающими людьми и формирование потребности в речевой коммуникаци, в познании окружающих объектов.

Особое место в развитии взаимодействия ребенка и взрослых на ранних этапах созревания эмоциональной сферы влияют объективные условия, способствующие развитию саморегулции, эмоций и чувств в процессе межличностного общения [10, 28, 31].

Мотивационная сфера ребенка формируется через удовлетворение потребностей в аффилиации, в безопасности, общении, новых впечатлениях, эмпатии, депривация которых приводит к психическому и физическому нездоровью детей, что может в дальнейшем негативно отразиться на социальной адаптации [17, 36].

Следует заметить, что мотивационная активность ребенка формируется в процессе удовлетворения его потребностей в новых впечатлениях об окружающих объектах и связанного с ними поведения, удовлетворяющего запросы установления коммуникативных связей между другими людьми.

Формирование «Я-концепции» у ребенка на реннем этапе его развития происходит под влиянием разноуровневых отношений социального взаимодействия мира детей и мира взрослых с учетом особенностей возрастного развития в различные периоды детства [21, 29, 30].

При этом, развитие поведенческих реакций ребенка представляет собой последовательный процесс, идущий от менее дифференцированных движений, специфичных для первого года жизни, через интенсивное усвоение собственного тела по достижению дифференциации предметной деятельности и развитию речевой коммуникации на втором году жизни [20, 32].

Основная линия развития конативной сферы ребенка на раннем этапе возрастного развития представляет собой стремление к формированию эмоционального взаимодействия со взрослым и установлению обратной связи в восприятии результатов совместной деятельности и эмоциональной реакции на них [19, 33].

Когнитивный базис позволяет, с одной стороны, в процессе общения расширить информационный диапазон познания мира, с другой стороны, освоить навыки социальной коммуникации в вербальных и невербальных формах проявления между миром людей и миром вещей, тем самым выявить основные закономерности взаимодействия как с предметным миром, так и с миром социального окружения для установления адекватной взаимосвязи в восприятии окружающего мира и обеспечение когнитивно-социального развития [6, 15, 27].

Выводы. Таким образом, обобщая результаты теоретического анализа авторских подходов к нами выделены следующие концептуальные точки зрения на формирование первичных психических механизмов, обеспечивающих эффективность речевой коммуникации:

1. Основной первопричиной врожденной психической активности, на основе которой формируются когнитивные процессы являются отношения «Я-Оно» как механизма раскрытия сенсомоторных способностей путем познания социального мира.

2. Между объектами коммуникации существуют аффективные механизмы социального взаимодействия.

3. Вначале срабатывают врожденные аффективные механизмы, в результате которых формируются изначально социальные познания в процессе общения с матерью, и только за тем, познание предметного мира окружающих объектов.

4. Отношения «Я-Ты» как выражение интерперсонального взаимодействия по линии понимания ребенком своей идентичности (самости), наделенной способностью переживать различные эмоциональные состояния в различных видах деятельности и социального взаимодействия.

Литература:

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т.1. - М.: Педагогика, 1980. - 232 с.

2. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Алексеева Н.И. Педагогические условия формирования спортивной культуры учащейся молодежи в процессе спортивно ориентированного физического воспитания // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-21. - С. 4750-4754.

3. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Антонова Т.В. Лингвистический подход к проблеме унификации терминологической лексики в теории физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 5. - С. 11.

4. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Бобырев Н.Д. Педагогические закономерности и дидактические принципы обучения студентов избранному виду спорта в процессе формирования спортивной культуры личности // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 1. - С. 67.

5. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Бобырев Н.Д. Теоретико-методологические аспекты спортивной культуры личности // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-25. - С. 5655-5659.

6. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Дедловская М.В. Экспериментальное исследование уровня развития аксиологического компонента спортивной культуры личности в процессе формирования положительного ценностного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 9-3. - С. 475-479.

7. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Игошин В.Ю. Развитие интеллектуального компонента спортивной культуры студентов в процессе интеграции учебно-тренировочной и соревновательной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 12. - С. 21.

8. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Игошина Н.В. Развитие когнитивного компонента спортивной культуры студентов в процессе активизации учебно-познавательной деятельности в избранном виде спорта // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 3. - С. 38.

9. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Игошина Н.В. Развитие коммуникативного компонента спортивной культуры студентов в процессе интеграции учебного процесса и спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 8. - С. 76.

10. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Леженина С.В. Развитие мотивационного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2019.

- № 5. - С. 9.

11. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Миннахметова Л.Т. Исследование уровня развития личностно-поведенческого компонента спортивной культуры в процессе личностно ориентированного физического воспитания студентов // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 5-2. - С. 329-333.

12. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Мугаллимова Н.Н. Единство и взаимосвязь учебной, учебно-тренировочной и соревновательной деятельности студентов в процессе формирования спортивной культуры личности // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-24. - С. 5493-5497.

13. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Мугаллимова Н.Н. Экспериментальное исследование уровня развития операционного компонента спортивной культуры студентов в процессе обучения избранному виду спорта // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 9-2. - С. 264-268.

14. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Норден А.П. Экспериментальное исследование уровня развития рефлексивного компонента спортивной культуры личности в процессе формирования ценностно-смысловых ориентаций студентов к самостоятельной организации спортивного стиля жизни // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 5. - С. 253.

15. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Русакова С.С. Экспериментальное исследование уровня развития информационного компонента спортивной культуры студентов в процессе учебно-познавательной физкультурно-спортивной деятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2016. -№ 4. - С. 186.

16. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Садыкова С.В. Экспериментальное исследование уровня развития креативного компонента спортивной культуры личности в процессе познавательной физкультурно-спортивной деятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6. - С. 286.

17. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Фазлеев Н.Ш. Развитие информационного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2019.

- № 8. - С. 56.

18. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Файзрахманов И.И. Исследование уровня развития физического компонента спортивной культуры личности в процессе спортивно ориентированного физического воспитания студентов на основе циклических видов спорта // Современные наукоемкие технологии. - 2016. -№ 9-1. - С. 103-107.

19. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Халиуллин Р.С., Евграфов И.Е. Деятельностный подход к исследованию проблемы формирования спортивной культуры студентов в процессе обучения в вузе // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 2. - С. 133.

20. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Чапурин М.Н. Развитие операционного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2019.

- № 10. - С. 11.

21. Бурцев В.А., Драндров Г.Л., Боровик С.Г. Теоретическая модель спортивной культуры личности // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-17. - С. 3816-3820.

22. Бурцев В.А., Чапурин М.Н., Симзяева Е.Н., Кильнесов В.М., Никоноров В.Т., Халиуллин Р.С., Данилова Г.Р., Невмержицкая Е.В., Евграфов И.Е., Садыкова С.В. Исследование эффективности экспериментальной методики обучения техническим элементам в волейболе в процессе спортивно-ориентированного физического воспитания студентов // Современные проблемы науки и образования. - 2017.

- № 4. - С. 140.

23. Бурцев В.А., Шамгуллин А.З., Бурцева Е.В. Оптимизация предстартовых психических состояний тренера и спортсмена в условиях соревновательной деятельности // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 4. - С. 82-87.

24. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Игошин В.Ю. Развитие интеллектуального компонента спортивной культуры студентов в процессе интеграции учебно-тренировочной и соревновательной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 12. - С. 21.

25. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Чапурин М.Н. Развитие конативного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2021. -№ 5. - С. 108

26. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Игошин В.Ю. Развитие креативного компонента спортивной культуры студентов в процессе интеграции физкультурно-спортивной и учебно-познавательной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 8. - С. 74.

27. Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Чапурин М.Н. Диагностика двигательной одаренности детей на первичном этапе спортивного отбора // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 6. - С. 54.

28. Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Чапурин М.Н., Мугаллимова Н.Н., Халиуллин Р.С., Мартынова А.С. Теоретическое обоснование экспериментальной методики обучения техническим элементам в волейболе при организации учебно-познавательной игровой деятельности студентов в процессе спортивно ориентированного физического воспитания // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 56-6. - С. 39-47.

29. Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Никоноров В.Т. Интегральная оценка игровой одаренности детей на предварительном этапе спортивного отбора // Теория и практика физической культуры. - 2021. -№ 4. - С. 110.

30. Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Шамгуллина Г.Р. Комплексная оценка спортивного таланта легкоатлетов-многоборцев на промежуточном этапе спортивного отбора // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 7. - С. 44.

31. Драндров Г.Л., Авксентьев Е.Н., Бурцев В.А. Характеристика готовности студентов к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности // Фундаментальные исследования. - 2014. -№ 9-11. - С. 2550-2555.

32. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Теория и методика подготовки будущих учителей физической культуры к профессиональной творческой деятельности. - Чебоксары, 2014.

33. Драндров Г.Л., Хворонова Г.В., Бурцев В.А. Сущность и содержание спортивной ориентации как личностной характеристики юных спортсменов // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 9-8. -С. 1836-1839.

34. Захарова Г.П., Баранова Э.А., Васильева Н.Н., Дерябина М.Ю., Семенова Т.Н., Парфенова О.В., Велиева С.В., Гусева Т.С., Иванова Н.В., Никоноров В.Т., Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Варламова М.Е., Ильина Л.Л., Быкова О.Н., Мустафина А.Р., Викторова Е.И. Инновации в дошкольном образовании: Учебное пособие / Под общей редакцией Г.П. Захаровой. Москва, 2014.

35. Зорин С.Д., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Показатели социально-психологического климата в коллективе и критерии привлекательности бригадных форм работы тренеров по легкой атлетике // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 6-1. - С. 170-174.

36. Мартынова А.С., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Формирование ценностных ориентаций к спортивной тренировке у юных хоккеистов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 4. - С. 100-105.

37. Чапурин М.Н., Симзяева Е.Н., Бурцев В.А. Физкультурно-спортивная деятельность студентов вуза как специфический вид активности // Вестник Российского университета кооперации. - 2014. - № 1 (15). -С. 76-80.

Психология

УДК 159.9.072.53: 613.81: 613.83

магистр психологии Никитин Сергей Иванович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

медицинский психолог Ивакин Андрей Андреевич

Негосударственный реабилитационный центр «Наркологический центр «Lotus-clinic» (ООО «Клиника Лотос») (г. Нижний Новгород)

ТРЕНИНГ СЕНЗИТИВНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭМПАТИЙНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ИНДИВИДУУМОВ УПОТРЕБЛЯВШИХ ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА НА

СТАДИИ ИНТЕГРАЦИИ

Аннотация. В статье представлена опытно-экспериментальная работа, по выявлению эффективности тренинга сензитивности, который направлен на формирование эмпатийных способностей у индивидуумов, употреблявших психоактивные вещества на стадии интеграции. Разрабатывался и реализовывался тренинг сензитивности, на формирование эмпатийных способностей. Описаны констатирующий, формирующий и контрольный этап исследования. Статья адресована наркологам, психиатрам, психологам, социальным работникам, в государственных специализированных наркодиспансерах и негосударственных реабилитационных центрах, для формирования эмпатийных способностей у реабилитируемых индивидуумов.

Ключевые слова: тренинг сензитивности, эмпатийные способности, эмпатия, эмпатийные тенденции, эмоциональный отклик, ремиссия у аддиктов, психоактивные вещества.

Annotation. The article presents an experimental work to identify the effectiveness of sensitivity training, which is aimed at the formation of empathic abilities in individuals who used psychoactive substances at the stage of integration. Training of sensitivity was developed and implemented, for the formation of empathic abilities. The ascertaining, forming and control stages of the research are described. The article is addressed to narcologists, psychiatrists, psychologists, social workers, in state specialized drug dispensaries and non-state rehabilitation centers, for the formation of empathic abilities in rehabilitated individuals.

Keywords: sensitivity training, empathic abilities, empathy, empathic tendencies, emotional response, remission in addicts, psychoactive substances.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.