Научная статья на тему 'ТРЕНИНГ СЕНЗИТИВНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭМПАТИЙНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ИНДИВИДУУМОВ УПОТРЕБЛЯВШИХ ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА НА СТАДИИ ИНТЕГРАЦИИ'

ТРЕНИНГ СЕНЗИТИВНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭМПАТИЙНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ИНДИВИДУУМОВ УПОТРЕБЛЯВШИХ ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА НА СТАДИИ ИНТЕГРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
375
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕНИНГ СЕНЗИТИВНОСТИ / ЭМПАТИЙНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ЭМПАТИЯ / ЭМПАТИЙНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ОТКЛИК / РЕМИССИЯ У АДДИКТОВ / ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Никитин Сергей Иванович, Ивакин Андрей Андреевич

В статье представлена опытно-экспериментальная работа, по выявлению эффективности тренинга сензитивности, который направлен на формирование эмпатийных способностей у индивидуумов, употреблявших психоактивные вещества на стадии интеграции. Разрабатывался и реализовывался тренинг сензитивности, на формирование эмпатийных способностей. Описаны констатирующий, формирующий и контрольный этап исследования. Статья адресована наркологам, психиатрам, психологам, социальным работникам, в государственных специализированных наркодиспансерах и негосударственных реабилитационных центрах, для формирования эмпатийных способностей у реабилитируемых индивидуумов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Никитин Сергей Иванович, Ивакин Андрей Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SENTITIVITY TRAINING AS A MEANS OF FORMING EMPATHETIC ABILITIES IN INDIVIDUALS WHO USED PSYCHOACTIVE SUBSTANCES AT INTEGRATION STAGE

The article presents an experimental work to identify the effectiveness of sensitivity training, which is aimed at the formation of empathic abilities in individuals who used psychoactive substances at the stage of integration. Training of sensitivity was developed and implemented, for the formation of empathic abilities. The ascertaining, forming and control stages of the research are described. The article is addressed to narcologists, psychiatrists, psychologists, social workers, in state specialized drug dispensaries and non-state rehabilitation centers, for the formation of empathic abilities in rehabilitated individuals.

Текст научной работы на тему «ТРЕНИНГ СЕНЗИТИВНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭМПАТИЙНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ИНДИВИДУУМОВ УПОТРЕБЛЯВШИХ ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА НА СТАДИИ ИНТЕГРАЦИИ»

25. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Чапурин М.Н. Развитие конативного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2021. -№ 5. - С. 108

26. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Игошин В.Ю. Развитие креативного компонента спортивной культуры студентов в процессе интеграции физкультурно-спортивной и учебно-познавательной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 8. - С. 74.

27. Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Чапурин М.Н. Диагностика двигательной одаренности детей на первичном этапе спортивного отбора // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 6. - С. 54.

28. Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Чапурин М.Н., Мугаллимова Н.Н., Халиуллин Р.С., Мартынова А.С. Теоретическое обоснование экспериментальной методики обучения техническим элементам в волейболе при организации учебно-познавательной игровой деятельности студентов в процессе спортивно ориентированного физического воспитания // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 56-6. - С. 39-47.

29. Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Никоноров В.Т. Интегральная оценка игровой одаренности детей на предварительном этапе спортивного отбора // Теория и практика физической культуры. - 2021. -№ 4. - С. 110.

30. Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Шамгуллина Г.Р. Комплексная оценка спортивного таланта легкоатлетов-многоборцев на промежуточном этапе спортивного отбора // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 7. - С. 44.

31. Драндров Г.Л., Авксентьев Е.Н., Бурцев В.А. Характеристика готовности студентов к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности // Фундаментальные исследования. - 2014. -№ 9-11. - С. 2550-2555.

32. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Теория и методика подготовки будущих учителей физической культуры к профессиональной творческой деятельности. - Чебоксары, 2014.

33. Драндров Г.Л., Хворонова Г.В., Бурцев В.А. Сущность и содержание спортивной ориентации как личностной характеристики юных спортсменов // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 9-8. -С. 1836-1839.

34. Захарова Г.П., Баранова Э.А., Васильева Н.Н., Дерябина М.Ю., Семенова Т.Н., Парфенова О.В., Велиева С.В., Гусева Т.С., Иванова Н.В., Никоноров В.Т., Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Варламова М.Е., Ильина Л.Л., Быкова О.Н., Мустафина А.Р., Викторова Е.И. Инновации в дошкольном образовании: Учебное пособие / Под общей редакцией Г.П. Захаровой. Москва, 2014.

35. Зорин С.Д., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Показатели социально-психологического климата в коллективе и критерии привлекательности бригадных форм работы тренеров по легкой атлетике // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 6-1. - С. 170-174.

36. Мартынова А.С., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Формирование ценностных ориентаций к спортивной тренировке у юных хоккеистов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 4. - С. 100-105.

37. Чапурин М.Н., Симзяева Е.Н., Бурцев В.А. Физкультурно-спортивная деятельность студентов вуза как специфический вид активности // Вестник Российского университета кооперации. - 2014. - № 1 (15). -С. 76-80.

Психология

УДК 159.9.072.53: 613.81: 613.83

магистр психологии Никитин Сергей Иванович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); медицинский психолог Ивакин Андрей Андреевич

Негосударственный реабилитационный центр «Наркологический центр «Lotus-clinic» (ООО «Клиника Лотос») (г. Нижний Новгород)

ТРЕНИНГ СЕНЗИТИВНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭМПАТИЙНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ИНДИВИДУУМОВ УПОТРЕБЛЯВШИХ ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА НА

СТАДИИ ИНТЕГРАЦИИ

Аннотация. В статье представлена опытно-экспериментальная работа, по выявлению эффективности тренинга сензитивности, который направлен на формирование эмпатийных способностей у индивидуумов, употреблявших психоактивные вещества на стадии интеграции. Разрабатывался и реализовывался тренинг сензитивности, на формирование эмпатийных способностей. Описаны констатирующий, формирующий и контрольный этап исследования. Статья адресована наркологам, психиатрам, психологам, социальным работникам, в государственных специализированных наркодиспансерах и негосударственных реабилитационных центрах, для формирования эмпатийных способностей у реабилитируемых индивидуумов.

Ключевые слова: тренинг сензитивности, эмпатийные способности, эмпатия, эмпатийные тенденции, эмоциональный отклик, ремиссия у аддиктов, психоактивные вещества.

Annotation. The article presents an experimental work to identify the effectiveness of sensitivity training, which is aimed at the formation of empathic abilities in individuals who used psychoactive substances at the stage of integration. Training of sensitivity was developed and implemented, for the formation of empathic abilities. The ascertaining, forming and control stages of the research are described. The article is addressed to narcologists, psychiatrists, psychologists, social workers, in state specialized drug dispensaries and non-state rehabilitation centers, for the formation of empathic abilities in rehabilitated individuals.

Keywords: sensitivity training, empathic abilities, empathy, empathic tendencies, emotional response, remission in addicts, psychoactive substances.

Введение. Проблемой современного российского общества, является увеличение индивидуумов, употребляющих психоактивные вещества. Как следствие, у людей с аддиктивным поведением отсутствие духовной культуры личности, слабовыраженная эмоциональная зрелость, неумение сопереживать, радоваться за другого, невозможность в полной мере сочувствовать. Реабилитационная работа с лицами, употреблявшими психоактивные вещества, представляет собой наибольший и важнейший элемент сохранения ремиссии у аддиктов. Эффективный инструмент психотерапии индивидуумов, употреблявших психоактивные вещества на стадии интеграции, являются групповые психологические упражнения, направленные на развитие эмпатии.

Эмпатия, это способность погрузиться во внутренний мир другого индивидуума, уметь понимать его чувства, мысли и состояние, сочувствовать и сопереживать ему. Развитая эмпатия у индивидуума, оказывает влияние на всю его личность, повышает продуктивность деятельности и мотивацию [1, 2, 4, 8, 9 и др.]. Развитие эмпатийных способностей у аддиктов на сегодняшний момент, является актуальной в реабилитации индивидуумов, употреблявших психоактивные вещества. Отсутствие эмпатийных способностей, приводит к нарушению психологической адаптации на стадии интеграции, у индивидуумов, употреблявших психоактивные вещества. Эффективным методом формирования эмпатии у аддиктов, является тренинг сензитивности, который способствует увеличению компетентности в социальном общении, приобретения навыка межличностного взаимодействия, развивается сочувствие и сопереживание к другим участникам процесса взаимодействия в социуме. А.В. Пилипенко, И.А. Соловьева считают, что форма психологической работы с аддиктами, на стадии интеграции в виде групповых психологических упражнений, представляют наибольший эффективный инструмент в реабилитации индивидуумов, употреблявших психоактивные вещества [6].

Изложение основного материала статьи. Цель данного исследования заключается в создание условий для способности сопереживания и сочувствия окружающим, личностного роста участников тренинга, умение выражать свои чувства, лучше понимать людей, по средствам тренинга сензитивности. Объект нашего исследования, это эмпатийные способности у индивидуумов, употреблявших психоактивные вещества на стадии интеграции и у индивидуумов, не употребляющих психоактивных веществ. Предметом исследования является процесс формирования эмпатийных способностей у индивидуумов, употреблявших психоактивные вещества на стадии интеграции, посредством тренинга сензитивности. Задачи, решаемые в исследовании: 1. Провести эмпирическое исследование эмпатийных способностей у индивидуумов, употреблявших психоактивные вещества на стадии интеграции и у индивидуумов, не употребляющих психоактивных веществ, с помощью опытно-экспериментальной работы. 2. Разработать и реализовать тренинг сензитивности, как средство формирования эмпатийных способностей у индивидуумов, употреблявших психоактивные вещества на стадии интеграции. В качестве гипотезы исследования выступает предположение, что тренинг сензитивности, направленный на формирование эмпатийных способностей по отношению к окружающим, развитие чуткости в межличностном взаимодействии, способности восприимчивости к происходящим в группе процессам, способствует формированию эмпатийных способностей у индивидуумов, употреблявших психоактивные вещества, на стадии интеграции. Методы, используемые в исследовании: эмпирические (констатирующий эксперимент, беседа, наблюдение, психогимнастические упражнения); психодиагностические (Методика «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна [3, с. 5-9]; Методика «Диагностика уровня эмпатии» И.М. Юсупов [2, с. 229-233]). Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что разработанный и реализованный тренинг сензитивности, для формирования эмпатийных способностей у индивидуумов, употреблявших психоактивные вещества на стадии интеграции, может быть использован наркологами, психиатрами, психологами, социальными работниками, в государственных специализированных наркодиспансерах и негосударственных реабилитационных центрах, для лиц употреблявших психоактивные вещества, на стадии интеграции. Исследовательская база опытно-экспериментальной работы, проводилась на базе негосударственного наркологического центра (на примере «Lotus-clinic» (ООО «Клиника Лотос») города Нижнего Новгорода).

Принимали участие в опытно-экспериментальной работе 20 индивидуумов в возрасте от 18 до 45 лет. Экспериментальная группа 10 индивидуумов мужского пола, средний возраст 30 лет. Пациенты с алкогольной и наркотической зависимостью, находящиеся на реабилитации наркологического центра «Lotus-clinic» города Нижнего Новгорода, с диагнозом синдрома зависимости вследствие употребления алкоголя и наркотических веществ (F10.2; F11.2; F12.2; F14.2; F15.2 и F19.2 по критериям МКБ10). Стаж употребления психоактивных веществ в экспериментальной группе от 6 месяцев до 10 лет. В контрольную группу вошли 10 индивидуумов мужского пола, средний возраст 32 лет, не имеющих наркотической, алкогольной зависимости и не находящихся на реабилитации в наркологическом центре. Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный этап исследования.

На первом этапе исследования, в таблице 1, нами были проведены психодиагностические исследования, эмпатийных тенденций и эмоционального отклика, экспериментальной N1=10 группы и контрольной N2=10 группы индивидуумов, с помощью психодиагностических методик [2, 3].

Таблица 1

Средние значения эмпатийных тенденций и эмоционального отклика экспериментальной и контрольной группы индивидуумов на констатирующем этапе исследования

Констатирующий этап исследования

Уровни Экспериментальная группа N1=10 Контрольная группаN2=10

выраженности Экспресс- «Шкала Экспресс- «Шкала

эмпатии диагностика эмоционального диагностика эмоционального

эмпатии отклика» эмпатии отклика»

(модификация И.М. Юсупова) А. Меграбяна и Н. Эпштейна (модификация И.М. Юсупова) А. Меграбяна и Н. Эпштейна

Эмпатийные Эмоциональный Эмпатийные Эмоциональный

тенденции отклик тенденции отклик

Средние значения N1=10 Средние значения N1=10 Средние значения N2=10 Средние значения N2=10

63-81 высокий 75 80

уровень;

36-12 низкий 35 32

уровень;

Баллы Баллы Хср Баллы Хср Баллы Хср Баллы Хср

Исследование в таблице 1 показало, что в экспериментальной N1=10 группе, уровень эмпатийных тенденций и эмоционального отклика, находится на низком уровне, а в контрольной N2=10 группе, уровни высокие. Резюмирую сказанное в нескольких выводах: 1. Эмпатийные тенденций и эмоциональный отклик у индивидуумов употреблявших психоактивные вещества на стадии интеграции экспериментальная группа N1=10, находится на низком уровне и нуждается в коррекционной работе. Таким образом, проведение тренинга синзитивности на формирование эмпатийных способностей, может способствовать повышению эмпатии и эмпатийных составляющих у индивидуумов, употреблявших психоактивные вещества на стадии интеграции, на втором этапе исследования. 2. Эмпатийные тенденций и эмоциональный отклик у индивидуумов, не употребляющих психоактивных веществ контрольная группа N2=10, находится на высоком уровне и не требуют дополнительных социально-психологических тренировок, с помощью тренинга сензитивности.

Второй этап исследования эмпатийных способностей у индивидуумов употреблявших психоактивные вещества на стадии интеграции, предполагает разработку и реализацию тренинга сензитивности, как средство формирования эмпатийных способностей у индивидуумов, употреблявших психоактивные вещества на стадии интеграции. Программа тренинга сензитивности, разработана на основе различных тренинговых программ, предложенных В.И. Долговой, Е.В. Мельник, Н.А. Зиминой, Е.А. Левановой, И.О. Телегиной, А.Г. Волошиной, В.А. Плешаковым, А.Н. Соболевой, А.В. Пилипенко, И.А. Соловьевой, Е.В. Сидоренко, Ю.Н. Хрящевой, С.И. Макшановым и др. [2, 3, 5, 6, 7 и др.].

Разработанный тренинг сензитивности рассчитан на 18-20 академических часов и занятий в течение 5 дней, по 3-4 часа в 1 день. Участниками тренинга могут быть индивидуумы, употреблявшие психоактивные вещества на стадии интеграции, находящиеся в специализированных государственных наркодиспансерах и негосударственных реабилитационных центрах, для пребывания, реабилитации и лечения наркозависимых, в количестве 8-12 индивидуумов тренинговой группы.

Важно отметить, что каждая встреча участников начиналась с шеринга между индивидами, определялся настрой участников группы на работу и встреча заканчивалась шерингом, подведением итогов занятия. Каждое проводимое тренинговое упражнение, заканчивалось шерингом между участниками.

В первый день занятий проводились тренинговые упражнения, которые были направлены: «Имя+» Цель: знакомство, первичную диагностику группы; «Фокус с цветами» Цель: определение задач и сути изучаемого в тренинге процесса; «Рассказ охотника (рыбака, путешественника)» Цель: повышения внимания и концентрации на других индивидуумах; «Узнай меня» Цель: вербальное определение индивидуума, с помощью интонации и голоса [5]; «Никто из вас не знает, что я....», «Атомы» Цель: раскрепощение индивидуумов в группе [7].

Во второй день занятий проводились тренинговые упражнения, которые были направлены: «Поменяться местами» Цель: снижение напряжённости в группе; «Калька» Цель: вчувствоваться в состояние другого индивидуума; «Цвета» Цель: расширение своего словарного запаса, который индивидуум может использовать для обозначения своих чувств, своего состояния [7]; «Самые рассеянные предметы (Ластик, Точилка, Линейка)» Цель: концентрация внимания у индивидуумов, развитие умения выделить из общего фона совершенно определённые предметы; «Транспортное средство» Цель: вчувствоваться друг в друга; «Поворот на 90 градусов» Цели: повышает настроение, снижает напряжённость; «Стоп» Цель: обращается своё внимание на тонкости отношений между индивидами в группе, чувствование своих внешних границ; «Рулетка» Цель: понимать, что думают другие, без слов [5].

В третий день занятий проводились тренинговые упражнения, которые были направлены: «Обращение» Цель: включения каждого участника в ситуацию групповой работы; «Слепой и поводырь» Цель: осознания взаимодействия в паре индивидуумов; «Чехарда» Цель: улучшение настроения участников. «Зеркало» Цель: обратить внимание индивидуумов друг на друга и их состояние [7]; «Чувствую, Думаю, Ощущаю» Цель: научиться распознавать ощущения, чувства и мысли; «Твои ладони» Цель: развитие навыков эмпатии у индивидуумов [6].

В четвёртый день занятий проводились тренинговые упражнения, которые были направлены: «Антипод» Цель: осознанию проявлений эмпатичности у индивидуумов, развитию и тренировке эмпатичных качеств; «Картина» Цель: тренировка сензитивности [7]; «Ищу друга» Цель: обсуждение отношений между индивидами; «Внешний признак» Цель: позволяет индивидуумам сосредоточиться друг на друге; «Летающие» Цели: Развитие всматривание в другого индивидуума, исключая речь; «Цепочка фигур» Цель: отслеживать невербальные проявления у индивидуумов в группе [5].

В пятый день занятий проводились тренинговые упражнения, которые были направлены: «Приветствие» Цель: создание работоспособности у индивидуумов; «Ладошки» Цель: развитие тактильной чувствительности у индивидуума, способности опознавать другого человека [7]; «Покажи глазами» Цель: Развить визуальную сензитивность у индивидуумов; «Круг» Цель: сосредоточится друг на друге, наладить взаимодействие между индивидуумами; «Сад и огород» Цели: Развитие наблюдательности [5]; «Мои чувства» Цель: Установка контактов со своими чувствами и развитие навыков эмпатии [6].

Итак, участвуя в тренинге сензитивности, индивидуумы, употреблявшие психоактивные вещества на стадии интеграции, учатся практическим навыкам по пониманию другого индивидуума в группе, быть более коммуникабельным, отзывчивым, не конфликтовать в группе, распознавать чужие жесты, эмоции и мимику, сопереживать и сочувствовать друг другу.

На третьем этапе исследования, для выявления уровней сформированности эмпатийных способностей у индивидуумов, употреблявших психоактивные вещества на стадии интеграции, контрольный этап исследования, было проведено повторно психодиагностическое исследование с помощью методик: Методика «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна [3, с. 5-9], Методика «Диагностика уровня эмпатии» И.М. Юсупов [2, с. 229-233].

Необходимо отметить, что по результатам контрольного этапа исследования таблица 2, в экспериментальной группе N=10, у индивидуумов употреблявших психоактивные вещества на стадии интеграции, эмпатийные тенденции увеличились на +8%, эмоциональный отклик увеличился на +11% и достигли нормального уровня, по сравнению с констатирующем этапом исследования у индивидуумов, употреблявших психоактивные вещества на стадии интеграции, где был зафиксирован низкий уровень выраженности эмпатии.

Таблица 2

Средние значения эмпатийных тенденций и эмоционального отклика у индивидуумов, употреблявших психоактивные вещества на стадии интеграции на констатирующем и контрольном

этапах исследования

Уровни выраженности эмпатии Констатирующий этап исследования Контрольный этап исследования

Экспериментальная группа N1=10 Экспериментальная группа N1=10

Экспресс-диагностика эмпатии (модификация И.М. Юсупова) «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна Экспресс-диагностика эмпатии (модификация И.М. Юсупова) «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна

Эмпатийные тенденции Эмоциональный отклик Эмпатийные тенденции Эмоциональный отклик

Средние значения N1=10 Средние значения N1=10 Средние значения N1=10 Средние значения N1=10

37-62 нормальный уровень; 43 42

36-12 низкий уровень; 35 32

Баллы Баллы Хср Баллы Хср Баллы Хср Баллы Хср

Следует обратить внимание, что эмпатийные способности у индивидуумов употреблявших психоактивные вещества на стадии интеграции, стали находится на среднем уровне эмпатийных составляющих, на контрольном этапе исследования, по сравнению с констатирующем этапом исследования, где эмпатийные способности находятся на низком уровне эмпатийных составляющих.

Выводы. По результатам нашего исследования, можно сделать следующие выводы:

1. Проведённое эмпирическое исследование, с помощью опытно-экспериментальной работы показало:

A. По нашему мнению предложенная гипотеза исследования: что тренинг сензитивности, направленный на формирование эмпатийных способностей по отношению к окружающим, развитие чуткости в межличностном взаимодействии, способности восприимчивости к происходящим в группе процессам, способствует формированию эмпатийных способностей у индивидуумов, употреблявших психоактивные вещества на стадии интеграции, подтвердилась и нашла своё применение в экспериментальной группе N1=10 на констатирующем и контрольном этапе исследования, на базе наркологического центра «Lotus-clinic» города Нижнего Новгорода.

Б. По результатам контрольного этапа исследования, в экспериментальной группе N1=10, у индивидуумов употреблявших психоактивные вещества на стадии интеграции, эмпатийные тенденции увеличились на +8%, эмоциональный отклик увеличился на +11% и достигли нормального уровня, по сравнению с констатирующем этапом исследования у индивидуумов, употреблявших психоактивные вещества на стадии интеграции, где был зафиксирован низкий уровень выраженности эмпатии. Эмпатийные способности экспериментальной группы N1=10, у индивидуумов употреблявших психоактивные вещества на стадии интеграции, стали находится на среднем уровне эмпатийных составляющих, на контрольном этапе исследования, по сравнению с констатирующем этапом исследования, где эмпатийные способности находятся на низком уровне эмпатийных составляющих.

B. Констатирующий этап исследования показал, что эмпатийные тенденций и эмоциональный отклик у индивидуумов, не употребляющих психоактивных веществ контрольная группа N2=10, находится на высоком уровне и не требуют дополнительных социально-психологических тренировок, с помощью тренинга сензитивности.

2. Разработанный и проведённый тренинг сензитивности, как средство формирования эмпатийных способностей у индивидуумов, употреблявших психоактивные вещества на стадии интеграции, показал свою

эффективность, в результате разработанных и реализованных тренинговых упражнений, направленных на развитие эмпатии и эмпатических способностей. Таких, как: «Имя+»; «Фокус с цветами»; «Рассказ охотника (рыбака, путешественника)»; «Узнай меня»; «Никто из вас не знает, что я....»; «Атомы»; «Поменяться местами»; «Калька»; «Цвета»; «Самые рассеянные предметы (Ластик, Точилка, Линейка)»; «Транспортное средство (средство передвижения)»; «Поворот на 90 градусов»; «Стоп»; «Рулетка»; «Обращение»; «Слепой и поводырь»; «Чехарда»; «Зеркало»; «Чувствую, Думаю, Ощущаю»; «Твои ладони»; «Антипод»; «Картина»; «Ищу друга»; «Внешний признак»; «Летающие»; «Цепочка фигур»; «Приветствие»; «Ладошки»; «Покажи глазами»; «Круг»; «Сад и огород»; «Мои чувства» [5-7 и др.], предложенные упражнения были нами модернизированы и адаптированы в опытно-экспериментальной работе.

Таким образом, в ходе нашего опытно-экспериментального исследования подтверждено, что разработанный и реализованный тренинг сензитивности, позволил улучшить эмпатийные способности у индивидуумов, употреблявших психоактивные вещества на стадии интеграции.

Литература:

1. Долгова В.И., Мельник Е.В. Эмпатия / Монография. - М. Издательство «Перо», 2014 - 185 с.

2. Долгова В.И., Мельник Е.В. Эмпатия и коммуникативная компетентность. - Челябинск: Изд-во «АТОКСО», 2007 - 253 с.

3. Зимина Н.А. Психологическая диагностика коммуникативного потенциала личности: методические рекомендации для студентов / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т; / Н.А. Зимина. - Н. Новгород: ННГАСУ, 2015 - 42 с.

4. Карягина Т.Д. Эволюция понятия «эмпатия» в психологии: дисс. . канд. психол. наук. - Москва:, 2013. - 175 с.

5. Леванова Е.А., Телегина И.О., Волошина А.Г., Плешаков В.А., Соболева А.Н. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия 3-е изд. - СПб.: Питер, 2012. - 208 с.

6. Пилипенко А.В., Соловьева И.А. Зависимые, созависимые и другие трудные клиенты: психологический тренинг. - М.: Психотерапия, 2011. - 192 с.

7. Сидоренко Е.В., Хрящева Ю.Н., Макшанов С.И. Психогимнастика в тренинге / Под редакцией Н.Ю. Хрящевой. - СПб.: «Речь», Институт тренинга, 2000. - 256 с.

8. Cuff B., Brown S.J., Taylor L., Howat D. Empathy: a review of the concept // Emotion review. - 2014. -Vol. 7. P. 1-10.

9. Heyes C. Empathy is not in our genes // Neuroscience and Biobehavioral Reviews. - 2018. - N 95. -P. 499-507.

Психология

УДК 158.8

кандидат психологических наук Прокопьева Светлана Александровна

Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний России (г. Вологда) СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОБРАЗЕ «ИДЕАЛЬНОГО ВОСПИТАТЕЛЯ»

Аннотация. В исследовании затронут достаточно острый вопрос о компонентах, включаемых в образ «идеального воспитателя» разными людьми. Основной целью являлось описание основных социальных представлений об образе воспитателя как ориентира профессионального развития педагогов детского образовательного учреждения. Эмпирическим путем выявлены и соотнесены данные анкетного опроса, проективной техники и выявлены оптимальные с точки зрения педагогов и родителей качества, присущие «идеальному» образу воспитателя.

Ключевые слова: образ, «идеальный воспитатель», родитель, педагог, качества личности.

Annotation. The study raises a rather acute question about the components included in the image of the "ideal educator" by different people. The main goal was to describe the main social ideas about the image of a teacher as a reference point for the professional development of teachers of a children's educational institution. The data of the questionnaire survey and the projective technique are empirically identified and correlated, and the qualities inherent in the "ideal" image of the educator are optimal from the point of view of teachers and parents.

Keywords: image, "ideal educator", parent, teacher, personality qualities.

Введение. Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от кадров. К работе дошкольных учреждений сегодня предъявляются всё более высокие требования, которые преломляются в систему задач, стоящих перед педагогами дошкольного образования.

Современный педагог дошкольного образования, должен быть разносторонне развит, являющийся примером человеколюбия, порядочности, педагог, владеющий педагогическим мастерством, а так же знать приоритетные направления развития образовательной системы. Прежде всего, в своей работе воспитатель должен выстроить взаимоотношения со всеми участниками педагогического процесса. Главной задачей современной системы дошкольного образования является повышение качества воспитательной и образовательной работы, создание условий для творческой самореализации личности каждого ребёнка. В связи с этим педагог должен четко понимать, чего от него ожидают родители, какой воспитатель является для них идеалом.

Изложение основного материала статьи. Идеал складывается из представлений человека, от полученного жизненного опыта. В свою очередь, социальный идеал можно определить как совокупность базовых принципов, определяющих перспективу развития и совершенствования объединения людей.

В психологическом словаре под представлением понимают наглядный образ предмета или явления (события), возникающий на основе прошлого опыта (данных ощущений и восприятий) путем его воспроизведения в памяти или в воображении.

Рубинштейн С.Л. в своих трудах рассматривает представление как, воспроизведенный образ предмета, основывающийся на нашем прошлом опыте [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.