Научная статья на тему 'Проявление эмпатииных способностей в юношеском возрасте'

Проявление эмпатииных способностей в юношеском возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1359
265
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМПАТИЯ / ЭМПАТИЙНЫЕ СПОСОБНОСТИ / СОПЕРЕЖИВАНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ / СОЧУВСТВИЕ / EMPATHY / EMPATHY ABILITIES / EMOTIONAL EXPERIENCE / SYMPATHY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пескова Е. П., Алексеева Т. В., Коваль В. В.

Данная статья посвящена проблеме эмпатийных способностей в юношеском возрасте, в ней представлен теоретический анализ проблемы и результаты изучения уровней эмпатийных способностей юношей, которые позволяют сделать вывод о необходимости их развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANIFESTATION OF EMPATHY ABILITIES IN ADOLESCENCE

This article is devoted to manifestation of empathy abilities in adolescence; it presents a theoretical analysis of the problem and the results of levels of development of young people's empathy abilities research that aloud to make a conclusion of necessity of its development.

Текст научной работы на тему «Проявление эмпатииных способностей в юношеском возрасте»

ного произведения (рассказа, сказки, басни, стихотворения). Вместе с тем, что в научном плане проблема конформного поведения младших школьников остается малоизученной, ее глобальность, возможности целенаправленной коррекции и другие, не менее актуальные вопросы, требуют дальнейшего изучения [5].

Целью данного исследования являлось выявление эффективности комплекса игр-драматизаций, направленного на коррекцию конформного поведения младших школьников. Исследование проводилось в три этапа: констатирующий; формирующий; контрольный.

На констатирующем этапе исследования, для выявления уровня конформности испытуемых, был использован «Многофакторный опросник личности» Кэттелла (16 PF - опросник). К исследованию данной проблемы были взяты во внимание сочетание двух факторов, образующих симптомокомплексы личностного потенциала: фактор Е - «-» «конформность» и «+» «доминантность», и фактор Q2 - «-» «зависимость от группы» и «+» «самодостаточность».

По результатам проведенной методики у 60% испытуемых выявлен высокий уровень конформности, данные дети часто берут вину на себя; зависимы от мнения окружающих, послушны во всем, стараются услужить, в своих суждениях пассивны.

У 30% респондентов - средний уровень конформности. Они имеют свою точку зрения, но лишь по немногим вопросам, менее пассивны в суждениях, более раскрепощенно ведут себя при публичных выступлениях (перед классом, группой), мнение группы уважают так же, как и свое, учитывают его, могут изменить собственное под давлением группы; ответственные решения предпочитают принимать самостоятельно.

Низкий уровень конформности выявлен у 10% младших школьников. Данные испытуемые имеют собственную точку зрения по многим вопросам, они стремятся утвердить ее среди ок-

Библиографический список

ружающих и изменить их поведение в соответствии с собственным видением и пониманием сложившейся ситуации; к мнению других данные дети относятся критично, прибегают к нему редко; предпочитают самостоятельные решения, которые не меняют даже под давлением группы.

Исходя из результатов констатирующего этапа исследования, имелись основания для проведения коррекционно-развивающей работы направленной на снижение проявлений конформности в поведении младших школьников.

Для коррекции конформного поведения испытуемых, был разработан и проведен комплекс игр-драматизаций, основой которого служили литературные произведения: отрывки из рассказов для детей «Елка», «Бабушкин подарок», «Лесные хоромы» М.Л. Михайлова.

После проведения коррекционно-развивающей работы, на контрольном этапе исследования с испытуемыми была повторно проведена диагностика их уровня конформности.

По результатам диагностики у 25% испытуемых был выявлен высокий уровень конформности, у 55% -средний, у 20% -низкий уровень. Испытуемые начали формировать собственную точку зрения, собственное мнение по многим вопросам, к мнению других стали относиться более критично, чаще принимали самостоятельные решения.

Результаты исследования доказывают эффективность использования комплекса игр-драматизаций для коррекции конформного поведения младших школьников.

Таким образом, игры-драматизации способствуют формированию у детей собственного мнения, независимых суждений, освоению детьми позитивных форм общения со взрослыми и сверстниками, формированию положительных эмоций и могут использоваться для коррекции конформного поведения младших школьников.

1. Майерс, Д. Социальная психология. - СПб., 2002.

2. Агеев, B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально психологические проблемы. - М., 1990.

3. Пайке, Э. Практикум по социальной психологии I Э. Пайке, К. Маслач. - СПб., 2000.

4. Андреева, Г.М. Социальная психология. - М., 2009.

5. Шихирев, П.Н. Современная социальная психология. - М., 2009.

Bibliography

1. Mayjers, D. Socialjnaya psikhologiya. - SPb., 2002.

2. Ageev, B.C. Mezhgruppovoe vzaimodeyjstvie: socialjno psikhologicheskie problemih. - M., 1990.

3. Payjke, Eh. Praktikum po socialjnoyj psikhologii / Eh. Payjke, K. Maslach. - SPb., 2000.

4. Andreeva, G.M. Socialjnaya psikhologiya. - M., 2009.

5. Shikhirev, P.N. Sovremennaya socialjnaya psikhologiya. - M., 2009.

Статья поступила в редакцию 29.05.13

УДК 159.922

Peskova E.P., Koval V.V., Alekseeva TV. MANIFESTATION OF EMPATHY ABILITIES IN ADOLESCENCE. This article is devoted to manifestation of empathy abilities in adolescence; it presents a theoretical analysis of the problem and the results of levels of development of young people's empathy abilities research that aloud to make a conclusion of necessity of its development.

Key words: empathy, empathy abilities, empathy, emotional experience, sympathy.

Е.П. Пескова, соискатель ФГБОУ ВПО «АГАО», г. Бийск; Т.В. Алексеева, соискатель ФГБОУ ВПО «АГАО», г. Бийск; В.В. Коваль, соискатель ФГБОУ ВПО «АГАО», г. Бийск, E-mail: v—koval@mail.ru

ПРОЯВЛЕНИЕ ЭМПАТИЙНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Данная статья посвящена проблеме эмпатийных способностей в юношеском возрасте, в ней представлен теоретический анализ проблемы и результаты изучения уровней эмпатийных способностей юношей, которые позволяют сделать вывод о необходимости их развития.

Ключевые слова: эмпатия, эмпатийные способности, сопереживание, эмоциональное переживание, сочувствие.

Проблема гуманизации отношений человека с окружающим миром является одной из важнейших проблем современного общества. Особую актуальность приобретает процесс утверждения новых ценностей, главной из которых является формирование духовной культуры личности, неотъемлемой частью которой является эмоциональная зрелость, богатство чувств, способность

к сопереживанию, сочувствию, умение радоваться за другого. Ключевым условием таких процессов является эмпатия.

В психологии в настоящий период времени отсутствует общепринятое определение эмпатии. Большинство исследователей, таких как G. Mead и J. Piaget представляют эмпатию как перцептивный акт, то есть познавательный процесс, который

формирует субъективную картину мира, и определяет ее как осознание уникальности каждого [1].

Некоторые авторы связывают эмпатию с альтруизмом, эмоциональной восприимчивостью, с терпимостью к другим людям, а другие рассматривают эмпатию как эмоциональный отклик на чужое переживание. В этом аспекте эмпатия выступает как вид чувственного познания, а также способность поставить себя на место другого человека.

Термин «эмпатия» ввел Англо-американский психолог-экспериментатор Э. Титченер. Эмпатия - сочувствие в переживаниях другого человека, освоение эмоционального состояния, проникновение [1].

Согласно И.М. Юсупову, эмпатия - целостный феномен, связывающий между собой подсознательную и сознательную ступень психики, целью которого является «интервенция» во внутренний мир другого человека [2].

Таким образом, по мнению большинства ученых, эмпатия -это многоуровневый феномен, структурой которого является совокупность когнитивных, эмоциональных и поведенческих способностей человека.

Взаимосвязь между компонентами эмпатии определяется результатом социально-психологических отношений человека в социуме, опытом общения [1]. Личность проявляет эмпатию в виде реакций на поступки другого; в качестве переживаний, вызванных состоянием партнера, посредством умений создавать поддерживающие отношения.

Существует классификация А.В. Петровского и М.Г. Ярошев-ского, в которой выделяют следующие виды эмпатии:

1) эмоциональная эмпатия, базирующаяся на механизмах подражания;

2) когнитивная эмпатия, основанная на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогии);

3) предикативная эмпатия, выражающаяся как способность человека прогнозировать эмоциональные реакции другого в определенных ситуациях [3].

Как коммуникативное качество личности, эмпатия способствует разрешению глобальных человеческих вопросов и открывает новые идеи для более эффективного межличностного взаимодействия в процессе общении. Эмпатия является самым первым регулятором взаимоотношений между людьми. Она проявляется в желании оказывать помощь и содействие другим людям, также предполагает развитие гуманистических ценностей личности.

Роль эмпатии в коммуникативной стороне общения заключается в предоставлении уникального способа получения и проверки достоверности информации. Эмпатия влияет на получение и анализ информации несколькими способами:

1) мотивируя индивида на получение интересующей информации с целью усиления собственной вовлеченности в процесс общения;

2) воздействуя в качестве обратной связи на уже полученную информацию.

Эмпатия реализовывает функцию корректировки способов взаимодействия на основе эмпатийной обратной связи. Корректировка осуществляется в области наиболее комфортных способов поведения [4].

Следовательно, эмпатия рассматривается и как состояние, и как процесс, и как психическое свойство. При этом эмпатия выступает как условие деятельности, где объектом этой деятельности выступает другой человек, и, с другой стороны, эмпатия возникает как объект формирования.

Индивида, у которого эмпатия отличается уравновешенностью и наивысшей степенью выраженности ее когнитивных, эмоциональных и поведенческих компонентов, можно назвать эмпатийным человеком. У такого человека развито умение чувствовать, предвидеть и распознавать эмоциональные состояния других людей, проявлять свое сочувствие в различных действиях, направленных на усиление благосостояние людей.

Способность человека к эмпатии, то есть к сочувствию, сопереживанию за другую личность, называется эмпатийными способностями.

Как любое эмоциональное явление, эмпатийные способности поддаются развитию. В онтогенезе ребенка выделяют два последовательно развивающихся механизма эмпатии:

1) сопереживание как совместное переживание на неблагополучие другого;

2) сочувствие - осознанный отклик на эмоциональное состояние другого.

Рассматривая структуру эмпатийных способностей, принято считать эмпатию, как сложное, целостное образование, которое можно конструировать как совокупность микропроцессов.

В структуре эмпатийных способностей выделяют три уровня:

1) формально-динамический, определяющий динамические свойства эмпатии (особенности протекания и возникновения эмпатических реакций) и качественные свойства, выражающие психологическое содержание эмпатического процесса (когнитивная, эмоциональная, предиктивая и действенная эмпатия);

2) содержательно-личностный уровень, в который входят те стороны эмпатии, с помощью которых возникает эмпатичес-кая реакция на конкретные объекты и стимулы;

3) императивный уровень, (индивидуальные и общественные представления об эмпатии: о культуре проявления эмпатических реакций, нормах, знаниях в конкретной области) [4].

Ведущей деятельностью в раннем юношеском возрасте является общение со сверстниками, а значит, юноша должен владеть коммуникативными навыками, а также, в этом возрасте возрастает необходимость общения с противоположным полом и, в дальнейшем, создание семьи. И.С. Кон выделяет две сферы взаимоотношений юношей: связи по горизонтали - друг с другом и отношения по вертикали - с миром взрослых. Как отмечает И.С. Кон, общение в юношеском возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления (приватизации) и аффилиации, т.е. потребности в принадлежности, включенности в какую-то группу или общность.

Развитие эмпатийных способностей у юношей связано с их эмоциональной возбудимостью, а также с влиянием социальных групп, в которых они воспитываются.

В юношеском возрасте особенно важна потребность в дружелюбных отношениях, которые предполагают тенденцию к полному осмыслению и признанию другого, устанавливая интимноличностный характер общения и взаимодействия со сверстниками, а затем и со значимыми взрослыми.

Таким образом, в юношеском возрасте крайне необходимо развивать эмпатийные способности для успешной реализации себя в социуме, комфортности в общении со сверстниками и другими членами обществ.

Эмпатийные способности можно развивать с помощью игровых методов, интерактивных занятий, тренинг активного слушания. Для развития эмпатийных способностей также важным является использование художественных текстов. Художественное произведение реципиент воспринимает на основе чувственных переживаний [4].

Целесообразным является использование эмпатического метода, который помогает выделить три уровня сопереживания ситуации: уровень первых реакций (формирование способности поставить себя на место другого человека и проанализировать свои чувства, мысли и поведение в определенной ситуации), эмоциональное постижение (чувствование себя в роли действующего лица конкретной ситуации) и рациональное постижение (использование полученной информации для осмысление рассматриваемой ситуации).

Метод сопереживания ситуации отражает основные аспекты воздействия художественной литературы: когнитивный, аффективный и поведенческий. Чтобы юноши осознали свои эмоциональные состояния (радость, печаль, гнев, обиду), необходимо научить их распознавать, называть, сравнивать и видеть эти эмоции не только в себе, но и в других людях, то есть необходимо развивать у них способность к эмпатии.

Целью исследования явилось выявление особенностей проявления эмпатийных способностей юношей.

Для выявления эмпатийных способностей юношей была использована «Методика диагностики уровня эмпатических способностей» В.В. Бойко.

С высоким уровнем эмпатийных способностей не было выявлено ни одного испытуемого, то есть юношей с глубоким и точным пониманием другого человека способных к сочувствию, сопереживанию за другого, среди испытуемых не оказалось.

Со средним уровнем эмпатийных способностей было выявлено 15% юношей. У данных испытуемых особенно ярко проявляется интуитивный канал эмпатии: они часто предугадывают поведение собеседника; в условиях дефицита информации о партнере, действуют, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании.

С заниженным уровнем эмпатийных способностей было выявлено 80% испытуемых. Данные респонденты часто испытывают затруднения в установлении контактов с людьми; неуютно чувствуют себя в большой компании; эмоциональные проявления окружающих часто кажутся им непонятными и лишенными смысла; при недостаточном внимании окружающих, чувствуют свою отчужденность.

Очень низкий уровень эмпатийных способностей был выявлен у 5% испытуемых. Данные респонденты «слепы» к чувствам и мыслям окружающих, их больше интересуют собственные выводы; им часто ошибочно кажется, что они хорошо знают и понимают других; взаимопонимание с окружающими затруднено.

Библиографический список

Таким образом, результаты исследования показали, что у большинства юношей эмпатийные способности развиты слабо. У них недостаточно развито понимание категорий радость, грусть, сострадание, которые отражают эмоциональное отношение к другому. Они не умеют выражать свои желания, чувства, мнения так, чтобы они были понятны окружающим, и принимать их точку зрения. Им сложно найти достойный выход из конфликтной ситуации. Все это затрудняет их взаимодействие с окружающими и говорит о необходимости организации коррекционноразвивающей работы в данном направлении.

1. Гаврилова, Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии. Исторический обзор и современное состояние проблемы II Вопросы психологии. - 2005. - № 2.

2. Юсупов, И.М. Психология эмпатии (Теоретические и прикладные аспекты). - СПб., 1995.

3. Диагностика уровня эмпатических способностей II Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособ. I ред. и сост.

Д.Я. Райгородский - Самара, 2001.

4. Абрамова, Г.С. Практическая психология. - М., 2005.

Bibliography

1. Gavrilova, T.P. Ponyatie ehmpatii v zarubezhnoyj psikhologii. Istoricheskiyj obzor i sovremennoe sostoyanie problemih II Voprosih psikhologii. - 2005. - № 2.

2. Yusupov, I.M. Psikhologiya ehmpatii (Teoreticheskie i prikladnihe aspektih). - SPb., 1995.

3. Diagnostika urovnya ehmpaticheskikh sposobnosteyj II Prakticheskaya psikhodiagnostika. Metodiki i testih: uchebnoe posob. I red. i sost.

D.Ya. Rayjgorodskiyj - Samara, 2001.

4. Abramova, G.S. Prakticheskaya psikhologiya. - M., 2005.

Статья поступила в редакцию 29.05.13

УДК 159.95

Chernjavskaja VS., Sudorgina A.V. STRATEGIC THINKING AS A FACTOR OF PROFESSIONAL DEMAND DESIGNER. The paper describes the rationale importance of strategic thinking for professional education of future designer, pilot plan research and the results of matching demand for designers and their level of strategic thinking.

Key words: demand, strategic thinking, designer, psychological diagnostics.

В.С. Чернявская, д-р пед. наук, проф. каф. философии и психологии Владивостокского гос. университета экономики и сервиса, г. Владивосток, E-mail:valstan13@mail.ru; А.В. Судоргина, студентка специальности «Психология» Владивостокского гос. университета экономики и сервиса, Владивосток,

E-mail: hennesy90@mail.ru

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ВОСТРЕБОВАННОСТИ ДИЗАЙНЕРА

В работе описаны обоснование значимости стратегического мышления для профессионального образования будущего дизайнера, экспериментальный план исследования и результаты сопоставления востребованности дизайнеров и уровня их стратегического мышления.

Ключевые слова: востребованность, стратегическое мышление, дизайнер; психодиагностика.

Анализ психологических и смежных с проблематикой исследования работ показал, что в последнее время отечественная наука проявляет интерес к изучению феномена стратегического мышления и востребованности. Настоящая работа отражает определенную часть задания выполненного в рамках государственного задания Министерства Образования и науки на 2012-2013 год «Механизмы формирования востребованности выпускников рынком труда на примере направления «Дизайн».

Мышление является высшим познавательным процессом, оно представляет собой процесс и результат порождения нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Рассматривая имеющиеся предпосылки к исследованию стратегического мышления в психологической науке, мы приняли определение В.К. Тарасова о том, что стратегическое мышление представляет собой способность и готовность субъекта мыслить, как правило, нестандартно, давая нетипичные интерпретации действительному и потенциальному, используя при этом различные типы стратегий [1].

Анализ профессиональной деятельности дизайнера, анализ профессионального образовательного стандарта последних поколений подтвердили особую значимость стратегического мышления для будущего дизайнера [2]. Дизайн, как профессио-

нальная деятельность является формой организованности художественно-проектной деятельности, производящей потребительскую ценность продуктов материального и духовного массового потребления. Мышлению дизайнера присущ инновационный характер, поскольку одна из задач дизайнера - через объекты своего проектирования вносить в мир новизну [3]. Стратегическое мышление - необходимая составляющая мышления дизайнера. Дизайн - продукт - проект, и, чтобы его создать необходимо собрать информацию, проанализировать, выстроить план действий по созданию продукта и внедрению его в социум, с учетом того, что дизайн - проект должен стать востребованным. Стратегическое мышление - не что иное, как особенный тип системного мышления дизайнера, который объединяет рациональный и творческий компоненты, объективный и субъективный аспекты, основывается на определенных принципах, интегрирует разнообразные концепции и методы в сложном процессе стратегической деятельности дизайнера [4].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цель профессиональной деятельности дизайнера, как стратега творческой деятельности - сформировать образ мыслей направленный на создание дизайн-проекта. Востребованность выпускников-дизайнеров определяется эффективностью высшего профессионального образования, получаемого студентами-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.