Научная статья на тему 'Проблема коррекции конформного поведения младших школьников'

Проблема коррекции конформного поведения младших школьников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1958
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФОРМИЗМ / КОНФОРМНОСТЬ / ВНУШАЕМОСТЬ / КОНФОРМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОДРАЖАНИЕ / ЗАРАЖЕНИЕ / CONFORMISM / CONFORMALITY / SUGGESTIBILITY / CONFORMAL BEHAVIOR / IMITATION / INFECTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Радионова И. Ю., Коваль В. В.

В работе рассмотрена психологическая составляющая конформного поведения, представлены результаты исследования конформного поведения младших школьников и возможности его коррекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF CORRECTION OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN''S CONFORMAL BEHAVIOR

The article describes the psychological component of conformal behavior; results of junior schoolchildren conformal behavior research and opportunities of its correction are presented.

Текст научной работы на тему «Проблема коррекции конформного поведения младших школьников»

Таким образом, по мнению большинства ученых, социально-эмоциональная компетентность слабовидящего ребенка в большей степени зависит от социального окружения ребенка. Она способствует включению ребенка в процесс построения жизненного мира, повышает интерес к окружающему миру и помогает познать себя.

Целью исследования являлось изучение особенностей социально-эмоциональной компетентности слабовидящих детей младшего школьного возраста.

Для изучения социально-эмоциональной компетентности слабовидящего ребенка и ребенка с нормой развития, были использованы методики: Ю.А. Афонькиной, Г.А. Урунтаевой «Определение эмоций по пантомимике»; Л.С. Цветковой «Связь эмоциональных состояний с мимикой»; А.О. Прохоровой «Часики».

Для определения уровня знания базовых эмоций была использована методика «Определение эмоций по пантомимике» Ю.А. Афонькиной, Г.А. Урунтаевой. После проведения данной методики были получены следующие результаты: 72% слабовидящих детей имеют высокий уровень знания базовых эмоций: они легко определяют эмоциональные состояния через восприятие мимических проявлений людей, изображенных на картинках; 28% - средний уровень: данные дети правильно определяют только положительные эмоции, а в названии и интерпретации отрицательных затрудняются; 9 % испытуемых имеют низкий уровень знания базовых эмоций: данные дети определяют правильно только эмоции грусти и радости, в определении остальных затрудняются.

Среди детей с нормой развития 63% имеют высокий уровень знания базовых эмоций, 18% - средний и 18% - низкий уровень.

Таким образом, большинство слабовидящих детей достаточно точно могут определять эмоциональные состояния окружающих через мимику их лица и давать правильные характеристики базовых эмоций, причем их показатели выше, чем показатели детей с нормой развития.

Далее, для выявления уровня понимания испытуемыми своих эмоций была проведена методика «Связь эмоциональных состояний с мимикой» Л.С. Цветковой.

По результатам методики, у 81% слабовидящих детей был выявлен высокий уровень понимания своих эмоций: данные испытуемые определяли свои эмоции через мимику лица, правильно сопоставляли их с соответствующим цветом и давали соответствующее название эмоциям; у 18% - средний уровень: дан-

Библиографический список

ные дети определяли свои эмоции, правильно давали им название, но неправильно сопоставляли их с цветом; респондентов с низким уровнем понимания своих эмоций среди детей с ослабленным зрением выявлено не было.

После проведения данной методики с детьми с нормой развития были получены следующие результаты: 54% испытуемых имеют высокий уровень понимания своих эмоций, 36% - средний, 9% - низкий уровень.

Анализируя результаты данной методики, можно сказать, что показатели уровня понимания собственных эмоций слабовидящих детей значительно превышают показатели детей с нормой развития.

Для выявления уровня узнавания эмоций партнера по взаимодействию с испытуемыми была проведена методика «Часики» А.О. Прохоровой.

После проведения данной методики были получены следующие результаты: 18% слабовидящих детей имеют высокий уровень узнавания эмоций партнера по взаимодействию: данные респонденты правильно дорисовывали все мимические детали лица, давали верное название эмоциям; 63% - средний уровень: дети правильно давали название эмоциям, но не всегда дорисовывали всю мимику лица; 18% - низкий уровень: испытуемые дорисовывали героям на картинках эмоции, не соответствующие ситуациям, в которых они находятся.

Дети с нормой развития после проведения данной методики показали следующие результаты: 9% имеют высокий уровень узнавания эмоций партнера по взаимодействию, 45% - средний, 36% - низкий уровень.

По результатам данной методики, можно сказать, что большинство испытуемых имеют средний уровень узнавания эмоций партнера по взаимодействию, хотя показатели детей с ослабленным зрением также выше показателей детей с нормой развития.

Таким образом, анализируя результаты диагностик, можно сделать вывод о том, что большинство слабовидящих детей, по сравнению с детьми с нормой развития, имеют высокий уровень социально-эмоциональной компетентности. Они имеют высокий уровень знания базовых эмоций, умеют правильно определять и интерпретировать собственные эмоции и переживания, с легкостью определяют эмоциональные состояния и мимические проявления окружающих людей при взаимодействии. Слабовидящие дети наиболее чувствительны к окружающим людям, легко считывают эмоциональные состояния через мимику, жесты и вокальные изменения в голосе собеседника.

1. Ежкова, Н. Эмоциональный компонент образования: проектирование содержания // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 11.

2. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем Ю. - М., 2013.

3. Шипицина, Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / Л.Д. Шипицына,

О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова. - М., 2004.

4. Андреева, Г.М. Эмоциональная компетентность социального познания // Мир психологии. - 2002. - № 4.

5. Литвак, А.Г. Психология слепых и слабовидящих. - СПб., 1998.

6. Денискина, В.З. Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения: метод. рекомендации. — Верхняя Пышма, 1997.

Bibliography

1. Ezhkova, N. Ehmocionaljnihyj komponent obrazovaniya: proektirovanie soderzhaniya // Doshkoljnoe vospitanie. - 2005. - № 11.

2. Goulman, D. Ehmocionaljnihyj intellekt. Pochemu on mozhet znachitj boljshe, chem IQ. - M., 2013.

3. Shipicina, L.M. Azbuka obtheniya: Razvitie lichnosti rebenka, navihkov obtheniya so vzroslihmi i sverstnikami / L.D. Shipicihna, O.V. Zathirinskaya, A.P. Voronova, T.A. Nilova. - M., 2004.

4. Andreeva, G.M. Ehmocionaljnaya kompetentnostj socialjnogo poznaniya // Mir psikhologii. - 2002. - № 4.

5. Litvak, A.G. Psikhologiya slepihkh i slabovidyathikh. - SPb., 1998.

6. Deniskina, V.Z. Formirovanie nerechevihkh sredstv obtheniya u deteyj s narusheniem zreniya: metod. rekomendacii. — Verkhnyaya Pihshma,

1997.

Статья поступила в редакцию 29.05.13

УДК 159.922

Radionova I.Y., Koval V.V. PROBLEM OF CORRECTION OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN'S CONFORMAL BEHAVIOR. The article describes the psychological component of conformal behavior; results of junior schoolchildren conformal behavior research and opportunities of its correction are presented.

Key words: conformism, conformality, suggestibility, conformal behavior, imitation, infection.

И.Ю. Радионова, соискатель ФГБОУ ВПО «АГАО», г. Бийск; В.В. Коваль, соискатель ФГБОУ ВПО «АГАО», г. Бийск, E-mail: v—koval@mail.ru

ПРОБЛЕМА КОРРЕКЦИИ КОНФОРМНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В работе рассмотрена психологическая составляющая конформного поведения, представлены результаты исследования конформного поведения младших школьников и возможности его коррекции.

Ключевые слова: конформизм, конформность, внушаемость, конформное поведение, подражание, заражение.

Поведение является важной составляющей и одновременно индикатором личностного развития младшего школьника. Любые нарушения в развитии ребенка (неадекватная самооценка, слабый самоконтроль, искаженные представления о себе и своих возможностях) закономерно проявляются в его поведении.

Конформизм - это подчинение суждения или действия индивида групповому давлению, возникающее из конфликта между его собственным мнением и мнением группы. То есть, человек демонстрирует конформное поведение в ситуации, когда предпочитает выбрать мнение группы в ущерб своему собственному.

Исследованием проблемы конформного поведения занимались психологи С. Аш, Д. Креч, М. Шериф, они рассматривали проблему конформного поведения в связи с высоким уровнем внушаемости, непроизвольного подражания, «заражения», активности - мотивами и механизмами регуляции активности. Д. Креч рассматривал понятие «конформное поведение» с точки зрения отношения человека к группе, подверженность ее влиянию.

Важно подчеркнуть, что, с социально-психологической точки зрения, конформность имеет два аспекта: как черта личности - выбор делается человекам неосознанно, он убеждает себя в необходимости выбрать точку зрения группы, а не демонстрирует лживое, циничное поведение, и конформность как социальное приспособленчество. Это позволяет считать конформность важным фактором социального поведения человека [2].

Психологической основой конформности является высокая внушаемость ребенка, непроизвольное подражание, «заражение». Однако, будет ошибкой, если определить как «конформное» естественное подражание младшего школьника взрослым при усвоении правил поведения, оценки значимых событий, при овладении практическими навыками (манипулирование предметами, организация игр).

В младшем школьном возрасте сверстники вступают в сложные отношения, в которых переплетены отношения возрастной приязни к сверстнику и отношения соперничества. Притязания на успех среди сверстников теперь отрабатываются, прежде всего, в учебной деятельности или по поводу учебной деятельности.

Теперь уже в учебной деятельности потребность в признании проявляется в двух планах: с одной стороны, ребенок хочет «быть как все», а с другой ” «быть лучше, чем все».

В младшем школьном возрасте стремление «быть как все» возникает в условиях учебной деятельности из-за множества причин: во-первых, дети учатся овладевать учебными навыками и специальными знаниями. Учитель контролирует весь класс и побуждает всех следовать предлагаемому образцу. Во-вторых, дети узнают о правилах поведения в классе и школе, которые предъявляются всем вместе и каждому в отдельности. В-третьих, во многих ситуациях ребенок не может самостоятельно выбирать линию поведения, и в этом случае он ориентируется на-поведение других детей. В младшем школьном возрасте вообще, а особенно в его начале, ребенку свойственны выраженные конформные реакции на незнакомые для него ситуации.

Младший школьный возраст является переломным моментом в жизни ребенка. Этот этап развития служит стержнем, от которого зависит дальнейшее становление его как личности, желание узнать что-то новое, желание учиться. Стремление же «быть лучше, чем все» проявляется в готовности быстрее и лучше выполнить задание, правильно решить задачу и т.д.

Ребенок стремится утвердить себя среди сверстников, и стремление соответствовать стандартам группы сверстников может быть нормальной, естественной и даже желательной формой поведения. Ежедневно детям приходится приспосабли-

ваться к требованиям группы сверстников, равно как и к ожиданиям взрослых, но иногда дети слишком стремятся соответствовать групповым нормам, даже когда требования группы нельзя считать полезными ни для конкретного ребенка, ни для самой группы в целом, ни для окружающих.

Высококонформные дети наиболее подвержены групповому давлению, потому что обладают рядом характерных черт. Они страдают «комплексом неполноценности» и, как правило, более зависимы и тревожны, чем другие дети, и чувствительны к мнениям и намекам окружающих. Постоянное наблюдение за тем, что делают и говорят другие, а затем приспособление к определенным таким образом стандартам группы - как раз свойственно детям с высоким уровнем самоконтроля.

Важно не оставить без внимания детей с конформным поведением. Они готовы беспрекословно слушаться как взрослых, так и сверстников, слепо следовать за ними, несмотря на свое собственное мнение, представления. Им свойственна тенденция смены самооценки, смысла жизни и ценностных ориентаций, своих интересов и мотивов под влиянием другого, значимого для них человека, либо группы, в которую они включены.

Дети с конформным поведением имеют проблемы в общении, в межличностных отношениях, наиболее типичные из которых - избирательность контактов (предпочитают хорошо знакомых взрослых и сверстников) и боязнь публичных выступлений (ответ на уроке, выступление на празднике). Если такой ребенок все-таки включается в общение, то выбирает конформное поведение, как наиболее для себя комфортное и безопасное.

Личностные особенности, подвигающие ребенка к выбору конформного поведения, как правило, не являются его врожденными качествами. Они формируются тогда, когда ребенок испытывает недостаток поддержки и поощрения, когда его часто наказывают за неудачи, ставят в заведомо невыигрышные условия сравнения и соревнования со сверстниками.

Проблема коррекции конформного поведения особую значимость приобретает в конце младшего школьного возраста, когда дети выходят из-под постоянной опеки семьи. На пороге отрочества дети испытывают сильную потребность принадлежать к какому-либо сообществу и чувствовать себя принятыми в него на равных основаниях с другими. Эта потребность сосуществует с одинаково сильными потребностями в автономии или в освоении окружающего мира. Дети пытаются осуществлять возможный контроль над своей социальной и физической средой, понять установленные в ней правила и границы и найти себе место в рамках этих границ [1].

Бесспорно, дети с конформным поведением нуждаются в грамотной психолого-педагогической помощи. Таких детей бессмысленно уговаривать перестать стесняться, бояться, проявить самостоятельность. Необходимо создать такие условия, которые позволили бы понять и поверить, что его инициативность, активность даст приятный ему результат. Наиболее эффективным средством освобождения ребенка от конформного поведения и преодоления сопряженных с ним недостатков личностного развития является игра, в частности игра-драматизация.

Игровая деятельность относится к универсальным средствам коррекции. Она обеспечивает высокий уровень мотивации участия в коррекционном процессе и широкие возможности целенаправленного формирования различных форм психической активности [3]. Игра помогает развитию у ребенка восприятия, внимания, воображения, интересов, мышления, способствует развитию инициативы, активности, вызывает положительные эмоции [5]. Игры-драматизации - это театрализованные игры, в которых младшие школьники разыгрывают сюжет литератур-

ного произведения (рассказа, сказки, басни, стихотворения). Вместе с тем, что в научном плане проблема конформного поведения младших школьников остается малоизученной, ее глобальность, возможности целенаправленной коррекции и другие, не менее актуальные вопросы, требуют дальнейшего изучения [5].

Целью данного исследования являлось выявление эффективности комплекса игр-драматизаций, направленного на коррекцию конформного поведения младших школьников. Исследование проводилось в три этапа: констатирующий; формирующий; контрольный.

На констатирующем этапе исследования, для выявления уровня конформности испытуемых, был использован «Многофакторный опросник личности» Кэттелла (16 PF - опросник). К исследованию данной проблемы были взяты во внимание сочетание двух факторов, образующих симптомокомплексы личностного потенциала: фактор Е - «-» «конформность» и «+» «доминантность», и фактор 02 - «-» «зависимость от группы» и «+» «самодостаточность».

По результатам проведенной методики у 60% испытуемых выявлен высокий уровень конформности, данные дети часто берут вину на себя; зависимы от мнения окружающих, послушны во всем, стараются услужить, в своих суждениях пассивны.

У 30% респондентов - средний уровень конформности. Они имеют свою точку зрения, но лишь по немногим вопросам, менее пассивны в суждениях, более раскрепощенно ведут себя при публичных выступлениях (перед классом, группой), мнение группы уважают так же, как и свое, учитывают его, могут изменить собственное под давлением группы; ответственные решения предпочитают принимать самостоятельно.

Низкий уровень конформности выявлен у 10% младших школьников. Данные испытуемые имеют собственную точку зрения по многим вопросам, они стремятся утвердить ее среди ок-

Библиографический список

ружающих и изменить их поведение в соответствии с собственным видением и пониманием сложившейся ситуации; к мнению других данные дети относятся критично, прибегают к нему редко; предпочитают самостоятельные решения, которые не меняют даже под давлением группы.

Исходя из результатов констатирующего этапа исследования, имелись основания для проведения коррекционно-развивающей работы направленной на снижение проявлений конформности в поведении младших школьников.

Для коррекции конформного поведения испытуемых, был разработан и проведен комплекс игр-драматизаций, основой которого служили литературные произведения: отрывки из рассказов для детей «Елка», «Бабушкин подарок», «Лесные хоромы» М.Л. Михайлова.

После проведения коррекционно-развивающей работы, на контрольном этапе исследования с испытуемыми была повторно проведена диагностика их уровня конформности.

По результатам диагностики у 25% испытуемых был выявлен высокий уровень конформности, у 55% -средний, у 20% -низкий уровень. Испытуемые начали формировать собственную точку зрения, собственное мнение по многим вопросам, к мнению других стали относиться более критично, чаще принимали самостоятельные решения.

Результаты исследования доказывают эффективность использования комплекса игр-драматизаций для коррекции конформного поведения младших школьников.

Таким образом, игры-драматизации способствуют формированию у детей собственного мнения, независимых суждений, освоению детьми позитивных форм общения со взрослыми и сверстниками, формированию положительных эмоций и могут использоваться для коррекции конформного поведения младших школьников.

1. Майерс, Д. Социальная психология. - СПб., 2002.

2. Агеев, B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально психологические проблемы. - М., 1990.

3. Пайке, Э. Практикум по социальной психологии I Э. Пайке, К. Маслач. - СПб., 2000.

4. Андреева, Г.М. Социальная психология. - М., 2009.

5. Шихирев, П.Н. Современная социальная психология. - М., 2009.

Bibliography

1. Mayjers, D. Socialjnaya psikhologiya. - SPb., 2002.

2. Ageev, B.C. Mezhgruppovoe vzaimodeyjstvie: socialjno psikhologicheskie problemih. - M., 1990.

3. Payjke, Eh. Praktikum po socialjnoyj psikhologii / Eh. Payjke, K. Maslach. - SPb., 2000.

4. Andreeva, G.M. Socialjnaya psikhologiya. - M., 2009.

5. Shikhirev, P.N. Sovremennaya socialjnaya psikhologiya. - M., 2009.

Статья поступила в редакцию 29.05.13

УДК 159.922

Peskova E.P., Koval V.V., Alekseeva TV. MANIFESTATION OF EMPATHY ABILITIES IN ADOLESCENCE. This article is devoted to manifestation of empathy abilities in adolescence; it presents a theoretical analysis of the problem and the results of levels of development of young people's empathy abilities research that aloud to make a conclusion of necessity of its development.

Key words: empathy, empathy abilities, empathy, emotional experience, sympathy.

Е.П. Пескова, соискатель ФГБОУ ВПО «АГАО», г. Бийск; Т.В. Алексеева, соискатель ФГБОУ ВПО «АГАО», г. Бийск; В.В. Коваль, соискатель ФГБОУ ВПО «АГАО», г. Бийск, E-mail: v—koval@mail.ru

ПРОЯВЛЕНИЕ ЭМПАТИЙНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Данная статья посвящена проблеме эмпатийных способностей в юношеском возрасте, в ней представлен теоретический анализ проблемы и результаты изучения уровней эмпатийных способностей юношей, которые позволяют сделать вывод о необходимости их развития.

Ключевые слова: эмпатия, эмпатийные способности, сопереживание, эмоциональное переживание, сочувствие.

Проблема гуманизации отношений человека с окружающим миром является одной из важнейших проблем современного общества. Особую актуальность приобретает процесс утверждения новых ценностей, главной из которых является формирование духовной культуры личности, неотъемлемой частью которой является эмоциональная зрелость, богатство чувств, способность

к сопереживанию, сочувствию, умение радоваться за другого. Ключевым условием таких процессов является эмпатия.

В психологии в настоящий период времени отсутствует общепринятое определение эмпатии. Большинство исследователей, таких как G. Mead и J. Piaget представляют эмпатию как перцептивный акт, то есть познавательный процесс, который

11З

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.