Научная статья на тему 'Тренинг сензитивности как средство формирования эмпатийных способностей в юношеском возрасте'

Тренинг сензитивности как средство формирования эмпатийных способностей в юношеском возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1836
311
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМПАТИЯ / ЭМПАТИЙНЫЕ СПОСОБНОСТИ / СОПЕРЕЖИВАНИЕ / СОЧУВСТВИЕ / СЕНЗИТИВНОСТЬ / ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / EMPATHY / EMPATHY ABILITIES / SYMPATHY / SENSITIVITY / SENSITIVENESS / PREDICTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пескова Е. П., Коваль В. В.

В данной статье рассматриваются теоретические основы эмпатийных способностей юношей, представлены результаты их исследования и возможности формирования посредством тренинга сензитивности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF SENSITIVITY AS MEANS OF FORMING EMPATHY ABILITIES WHEN A YOUTH

The given article presents theoretical basics of empathy abilities of young men, results of their research are presented and opportunities of forming by means of training of sensitivity.

Текст научной работы на тему «Тренинг сензитивности как средство формирования эмпатийных способностей в юношеском возрасте»

основой взаимопонимания с обучающимися, стимулирования самореализации, самоутверждения личности в качестве подлинного субъекта педагогического процесса.

Понятие преемственность характеризует требования, предъявляемые к знаниям и умениям учащихся на каждой ступени обучения, формам, методам и приемам объяснения нового материала и ко всей последующей работе по его усвоению. По мнению С.М. Годника [6, с. 30], преемственность должна рассматриваться как последовательность опосредованного взаимодействия с учащимися, в которой развитие каждого нового этапа обучения и воспитания осуществляется в диалектической

Библиографический список

связи с предшествующим, а также с целями и задачами формирования личности. В контексте нашего исследования «предшествующим» является процесс обучения в школе, статус школьника, а «новым» “ обучение в вузе, статус студента высшего учебного заведения.

Вышесказанное позволяет сделать вывод о необходимости целенаправленной работы по активному включению личности студента в процесс учебной деятельности в вузе. Решение данной проблемы будет способствовать значительному снижению трудностей в обучении и существенно повлияет на его мотивацию и, как следствие, на результативность.

1. Андреева, Д.А. О понятии адаптация: исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе // Человек и общество. - Л., 1978. - Вып. III.

2. Соловьева, Н.В. Формирование умений самостоятельной работы слушателей подготовительных курсов как средство их адаптации в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Л., 1986.

3. Хорошко, В.Т. Основы организации процесса адаптации студентов к условиям вуза: дис. ... канд. пед. наук. - М., 1979.

4. Ананьев, Б.Г. О преемственности в обучении // Советская педагогика. - 1953. - № 2.

5. Годник, С.М. Процесс преемственности высшей и средней школы. - Воронеж, 1981.

6. Годник, С.М. Теоретические основы преемственности средней и высшей школы в условиях непрерывного образования: автореф.

дис. ... д-ра. пед. наук. - М., 1990.

Bibliography

1. Andreeva, D.A. O ponyatii adaptaciya: issledovanie adaptacii studentov k usloviyam uchebih v vuze // Chelovek i obthestvo. - L., 1978. -Vihp. III.

2. Solovjeva, N.V. Formirovanie umeniyj samostoyateljnoyj rabotih slushateleyj podgotoviteljnihkh kursov kak sredstvo ikh adaptacii v vuze: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - L., 1986.

3. Khoroshko, V.T. Osnovih organizacii processa adaptacii studentov k usloviyam vuza: dis. ... kand. ped. nauk. - M., 1979.

4. Ananjev, B.G. O preemstvennosti v obuchenii // Sovetskaya pedagogika. - 1953. - № 2.

5. Godnik, S.M. Process preemstvennosti vihssheyj i sredneyj shkolih. - Voronezh, 1981.

6. Godnik, S.M. Teoreticheskie osnovih preemstvennosti sredneyj i vihssheyj shkolih v usloviyakh neprerihvnogo obrazovaniya: avtoref. dis. ... d-ra. ped. nauk. - M., 1990.

Статья поступила в редакцию 13.11.13

УДК 159.922 Peskova E.P., Koval V.V. TRAINING OF SENSITIVITY AS MEANS OF FORMING EMPATHY ABILITIES WHEN A YOUTH. The given article presents theoretical basics of empathy abilities of young men, results of their research are presented and opportunities of forming by means of training of sensitivity.

Key words: empathy, empathy abilities, empathy, sympathy, sensitivity, sensitiveness, prediction.

Е.П. Пескова, соискатели ФГБОУ ВПО «АГАО», г. Бийск;

В.В. Коваль, соискатели ФГБОУ ВПО «АГАО», г. Бийск, E-mail: v—koval@mail.ru

ТРЕНИНГ СЕНЗИТИВНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭМПАТИЙНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

В данной статье рассматриваются теоретические основы эмпатийных способностей юношей, представлены результаты их исследования и возможности формирования посредством тренинга сензитивности.

Ключевые слова: эмпатия, эмпатийные способности, сопереживание, сочувствие, сензитивность, чувствительность, прогнозирование.

Гуманизация современного образования, создание личностно-ориентированной модели педагогического пространства с настоятельной необходимостью требуют пересмотра и переоценки основных психолого-педагогических факторов полноценного развития личности ребенка. Особую актуальность приобретает процесс утверждения новых ценностей, главной из которых является формирование духовной культуры личности, неотъемлемой частью которой является эмоциональная зрелость, богатство чувств, способность к сопереживанию, сочувствию, умение радоваться за другого. Ключевым условием таких процессов является эмпатия.

Способность человека к эмпатии, то есть к сочувствию, сопереживанию за другую личность, называется эмпатийными способностями.

Как любое эмоциональное явление, эмпатийные способности поддаются развитию. В онтогенезе ребенка выделяют два последовательно развивающихся механизма эмпатии:

1) сопереживание как совместное переживание на неблагополучие другого;

2) сочувствие - осознанный отклик на эмоциональное состояние другого.

Рассматривая структуру эмпатийных способностей, принято считать эмпатию, как сложное, целостное образование, которое можно конструировать как совокупность микропроцессов.

В структуре эмпатийных способностей выделяют три уровня:

1) формально-динамический, определяющий динамические свойства эмпатии (особенности протекания и возникновения эмпатических реакций) и качественные свойства, выражающие психологическое содержание эмпатического процесса (когнитивная, эмоциональная, предиктивая и действенная эмпатия);

2) содержательно-личностный уровень, в который входят те стороны эмпатии, с помощью которых возникает эмпатичес-кая реакция на конкретные объекты и стимулы;

3) императивный уровень, (индивидуальные и общественные представления об эмпатии: о культуре проявления эмпатических реакций, нормах, знаниях в конкретной области) [1].

Развитие эмпатийных способностей у юношей связано с их эмоциональной возбудимостью, а также с влиянием социальных групп, в которых они воспитываются [2].

В юношеском возрасте особенно важна потребность в дружелюбных отношениях, которые предполагают тенденцию к полному осмыслению и признанию другого, устанавливая интимноличностный характер общения и взаимодействия со сверстниками, а затем и со значимыми взрослыми.

Таким образом, в юношеском возрасте крайне необходимо формировать эмпатийные способности для успешной реализации себя в социуме, комфортности в общении со сверстниками и другими членами общества.

Эмпатийные способности можно формировать с помощью игровых методов, интерактивных занятий, тренинга активного слушания. Очень мощное воздействие на формирование эмпа-тийных способностей оказывает тренинг сензитивности.

Сензитивность, то есть способность чувствовать и воспринимать - необходимое условие эффективного взаимодействия с окружающими. Социуму нужна хорошо развитая психологическая внимательность и наблюдательность, важно уметь распознавать собственные эмоции и мотивы, чтобы понимать, чего мы хотим в той или иной ситуации, важно уметь видеть эмоции и мотивы других людей, чтобы различать ложь и правду, угрозы и реальную опасность, сомнения и доверие. Способность понимать свое и чужое состояние, уметь управлять им, уметь использовать это знание о взаимодействие с окружающими, всё это возможно лишь при хорошо развитой сензитивности [3].

Понятие «сензитивности» используется очень широко и неоднозначно. Понятие «сензитивности» (или межличностной чувствительности) в практике зарубежной социальной психологии сформировался к концу 50-х гг. XX в.

Существует два подхода к определению понятия «сенси-тивность». Многие авторы рассматривают ее как целостное, общее свойство, как способность предсказывать (прогнозировать) чувства, мысли и поведение другого человека.

Другие авторы отдают предпочтение многокомпонентной теории (Г. Смит). Американский психолог Г. Смит считает, что ответ на вопрос, какую точку зрения стоит принять, зависит от того, что мы хотим: отбирать сенситивных людей или же тренировать их. При отборе должно быть отдано предпочтение взгляду на сенситивность как на общую способность, для тренинга больше подходит многокомпонентная теория, так как именно она дает ключ к тому, с чего начинать тренинг, для чего тренировать, как это делать, и, добавим для себя, - что тренировать [3].

В частности, Г. Смит выделяет четыре компонента сензи-тивности: наблюдательскую, теоретическую, номотетическую и идеографическую.

Основанием для такой классификации послужил анализ теорий и практики специалистов в области сенситивного тренинга, а также собственный опыт автора.

Таким образом, сензитивность может рассматриваться как способность, обеспечивающая отражение и понимание, запоминание и структурирование социально-психологических характеристик человека и группы и прогнозирование их поведения и деятельности.

Тренинг сензитивности - частная форма (составная часть) социально-психологического тренинга общения, основанная на тренировке межличностной чувствительности в процессе социального взаимодействия и направленная на развитие способностей адекватного и полного познания себя, других людей и отношений, складывающихся в ходе общения.

Основные цели тренинга сензитивности:

Общие цели тренинга сензитивности: 1. Формирование у индивида духа исследования, готовность экспериментировать со своей ролью. 2. Развитие аутентичности в межличностных отношениях. 3. Расширение межличностного сознания, то есть знания о других людях. 4. Выработка способности вести себя с окружающими в сотрудничающей, а не авторитарной манере.

Непосредственные цели тренинга сензитивности: 1. Рост самосознания участников, связанный с получением сведений о том, как другие воспринимают поведение каждого. 2. Обострение чувствительности к групповому процессу, поведению других, связанное, прежде всего с восприятием более полного ряда коммуникативных стимулов, получаемых от других (обычно, формулируя эту цель, используют понятие эмпатии). 3. Понимание условий, которые затрудняют или облегчают функционирование этой группы. 4. Развитие диагностических умений в межличностной сфере. 5. Развитие умений успешно вмешиваться во внутригрупповые и межгрупповые ситуации, обучение тому, как учиться.

Тренинг сензитивности включает психотехнические упражнения, которые развивают возможности улавливать и запоминать широкий спектр сигналов, поступающие от других людей, что позволяет получать целостный и в то же время детализированный образ человека и группы [3].

Для тренировки сензитивности по отношению к невербальным аспектам общения используются задания, выполнение которых требует фиксирования особенностей внешнего облика, мимики, жестикуляции, поз, вегетативных изменений, микроэкспрессии глаз, паралингвистических компонентов звучащей речи и так далее.

Психотехнические упражнения, направленные на фиксацию вербальных аспектов поведения другого, включают задания, связанные с запоминанием содержания, его изменения, установлением «авторства» мысли, идеи, своеобразия композиции высказываний и аргументации.

Для развития чувствительности к пространственно-временным характеристикам взаимодействия людей предлагаются задания, требующие фиксации дистанции взаимодействия, пространственного расположения, перемещений, ритма движений.

Высокий уровень сензитивности позволяет освободиться от штампов во взаимодействии с людьми, обеспечивает более гибкий, индивидуальный стиль в общении.

Целью исследования явилось выявление эффективности реализации тренинга сензитивности, направленного на формирование эмпатийных способностей юношей.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе определялся уровень эмпатийных способностей юношей, с помощью «Методики диагностики уровня эм-патических способностей» В.В. Бойко [4].

После проведения методики, получились следующие результаты: с высоким уровнем эмпатийных способностей не было выявлено ни одного испытуемого, то есть юношей с глубоким и точным пониманием другого человека, способных к сочувствию, сопереживанию за другого, среди испытуемых не оказалось. Со средним уровнем развития эмпатийных способностей было выявлено 15% юношей. У данных испытуемых особенно ярко проявлялся интуитивный канал эмпатии: они часто предугадывали поведение собеседника; в условиях дефицита информации о партнере, действовали, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. С заниженным уровнем эмпатийных способностей было выявлено 80 % испытуемых. Данные респонденты часто испытывали затруднения в установлении контактов с людьми; неуютно чувствовали себя в большой компании; эмоциональные проявления окружающих часто казались им непонятными и лишенными смысла; при недостаточном внимании окружающих, чувствовали свою отчужденность. Очень низкий уровень эмпатийных способностей был выявлен у 5% испытуемых. Данные респонденты оказались «слепы» к чувствам и мыслям окружающих, их больше интересовали собственные выводы; им часто ошибочно казалось, что они хорошо знают и понимают других; взаимопонимание с окружающими было затруднено.

Таким образом, результаты исследования показали, что у большинства юношей эмпатийные способности развиты слабо. У них недостаточно развито понимание категорий радость, грусть, сострадание, которые отражают эмоциональное отношение к другому. Они не умеют выражать свои желания, чувства, мнения так, чтобы они были понятны окружающим, и принимать их точку зрения. Им сложно найти достойный выход из конфликтной ситуации. Все это затрудняет их взаимодействие с окружающими.

Далее с испытуемыми проводился тренинг сензитивности, направленный на формирование коммуникативных навыков активного и эмпатического слушания, эффективных способов влияния и установления (поддержания) контакта с учетом интересов, намерений и состояний партнера, формирование навыков убеждающего воздействия, на развитие коммуникативной компетентности и чуткости в межличностных отношениях и восприимчивости к происходящим в группе процессам.

После проведения тренинга сензитивности с испытуемыми повторно была проведена «Методика диагностики уровня эмпа-тических способностей» В.В. Бойко.

После проведения методики были получены следующие результаты: с высоким уровнем эмпатийных способностей было выявлено 40% испытуемых, со средним - 50%, с заниженным -10%. Респондентов с очень низким уровень эмпатийных способностей выявлено не было.

Хочется отметить, что после проведения тренинга сензи-тивности, испытуемые стали чаще предугадывать поведение

собеседника, более точно понимать партнера по общению: его Таким образом, результаты исследования показали, что

эмоции, чувства, состояние, активно использовать «подстрой- проведение тренинга сензитивности способствует повышению ки» в общении. уровня эмпатийных способностей юношей.

Библиографический список

1. Абрамова, Г.С. Практическая психология. - М., 2005.

2. Юсупов, И.М. Психология эмпатии (Теоретические и прикладные аспекты). - СПб., 1995.

3. Смит, Г.К. Тренинг прогнозирования поведения: тренинг сенситивности. - М.; СПб., 2001.

4. Диагностика уровня эмпатических способностей // Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособ. / ред. и сост. Д.Я. Райгородский. - Самара, 2001.

Bibliography

1. Abramova, G.S. Prakticheskaya psikhologiya. - M., 2005.

2. Yusupov, I.M. Psikhologiya ehmpatii (Teoreticheskie i prikladnihe aspektih). - SPb., 1995.

3. Smit, G.K. Trening prognozirovaniya povedeniya: trening sensitivnosti. - M.; SPb., 2001.

4. Diagnostika urovnya ehmpaticheskikh sposobnosteyj // Prakticheskaya psikhodiagnostika. Metodiki i testih: ucheb. posob. / red. i sost. D.Ya. Rayjgorodskiyj. - Samara, 2001.

Статья поступила в редакцию 13.11.13

УДК 159. 92 Trubnikova N.I., Trubnikov V.E. LEVELS OF LIFE SELF-DETERMINATION OF THE PEDAGOGICAL INSTITUTE GRADUATES. The article presents the research results of life self-determination of the pedagogical institute graduates studying at the faculty of psychology. The levels of the students' self-determination are defined and studied.

Key words: life self-determination, levels, life sense, life-sense orientations, time perspective, future.

Н.И. Трубникова, канд. психол. наук, доц. ФГБОУ ВПО «АГАО», г. Бийск;

В.Е. Трубников, канд. пед. наук, доц. ФГБОУ ВПО «АГАО», г. Бийск, Email: kpikp@bk.ru

УРОВНИ ЖИЗНЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

В статье представлены результаты исследования жизненного самоопределения студентов-выпускников педагогического вуза, которые учатся на факультете психологии; сформулированы и исследованы уровни жизненного самоопределения у студентов-выпускников.

Ключевые слова: жизненное самоопределение, уровни жизненного самоопределения, смысл жизни, смысложизненные ориентации, временная перспектива, будущее.

Жизненное самоопределение молодежи можно рассматривать как одну из основных форм включения в социальную структуру [1]. Оно детерминируется не только влиянием внешних факторов, обуславливающих процесс включения, но и собственной мотивацией жизнедеятельности молодежи. Жизненное самоопределение является как бы итогом определенной взаимосвязи социального, профессионального, общественно-политического, мировоззренческого, межличностного и других видов самоопределения. Можно также сказать, что жизненное самоопределение представляет собой процесс целенаправленной выработки личностью жизненных смыслов и целей, жизненной стратегии и тактики с целью реализации своей концепции жизни.

Самоопределение - основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни [1]. От успешности самоопределения во многом зависит эмоциональное благополучие и качество жизни человека.

Следует также отметить, что многие исследователи рассматривают готовность к самоопределению как показатель эффективности образовательного процесса (Т.М. Буякас, В.П. Зинченко, Т.Н. Кожевникова, О.М. Краснорядцева, Л.М. Митина, Т.А. Сундукова и др.).

Не случайно, что в настоящее время остро актуальным становится вопрос жизненного самоопределения - самостоятельного выбора человеком ценностных ориентиров, построения им своей собственной жизни, обретения им внутренней целостности и адекватной позиции в обществе.

Многие психологи считают самоопределение центральным моментом юношеского возраста (Л.И. Божович, И.В. Дубровина, И.С. Кон, А.В. Мудрик и др.). В этот период у человека возникает особое целостное новообразование, которое в психологической литературе обозначается термином «самоопределение» [5]. Именно в юношеском возрасте перед человеком встают фундаментальные задачи социального и личностного самоопределения. Все чаще возникают такие серьезные вопросы как

поиск своего места в жизни, поиск своего дела в соответствии с возможностями и способностями, поиск смысла жизни [2].

В настоящий период ситуация самоопределения для подрастающего поколения осложнена еще и социальными трудностями, в связи с чем необходимо изучение психологии современных юношей и девушек, в частности проблемы жизненного самоопределения.

Проблемой жизненного самоопределения занимались многие отечественные и зарубежные ученые такие, как К.А. Абуль-ханова-Славская, А. Адлер, Б.С. Братусь, Ш. Бюллер, М.Р Гинзбург, Е.И. Головаха, И.В. Дубровина, А. Маслоу, А.В. Мудрик, Г.П. Ников, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.Ф. Сафин, В.И. Слободчиков, Э. Эриксон и другие.

Анализ взглядов на проблему жизненного самоопределения человека в трудах известных зарубежных и отечественных психологов, принадлежащих к различным психологическим школам, приводит к выводу о том, что большинство авторов рассматривают самоопределение как осознание человеком своих возможностей, способностей, потребностей, желаний, интересов, своих относительно устойчивых характерологических качеств, соотнесения их с требованиями, предъявляемыми социальной ситуацией, на основе чего осуществляется постановка целей (А.Г. Асмолов, В.В. Барцалкина, М.Р. Гинзбург, И.С. Кон, А.В. Мудрик, И.Г. Шендрик, Д.И. Фельдштейн и др.).

Идеи самоорганизации, проникающие в современную психологическую науку, позволяют по-новому взглянуть на проблему готовности к жизненному самоопределению человека. Современное представление о человеке как самоорганизующейся системе, порождающей психологические новообразования, и, опирающейся на них в своем самодвижении, позволяет рассматривать самоопределение в процессе профессионального обучения, как поиск разрешения противоречия между образом мира и образом жизни, определение способов его разрешения [3]. В связи с этим самоопределение понимается нами как фор-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.