14. Образование: сокрытое сокровище / Основные положения Доклада Международной комиссии по образованию для XXI века. - М.: МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007.
15. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. -М., 2011.
16. Пономарева И.П. Формирование проективной культуры младших школьников в образовательной среде школы: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Пятигорск, 2016.
17. Романов В.А. Профессиональная подготовка учителя начальных классов: современные подходы, модели и технологии: Монография. - Тула: Изд-во Тульский полиграфист, 2020. - 208 с.
18. Романов В.А. Ценностные ориентации студентов как аспект представления о профессиональной культуре личности / В.А. Романов // Известия ТулГУ Серия «Гуманитарные науки» № 1. ч. II. - Тула: Изд-во Тул. гос. ун-та, 2012. - С. 345-352.
19. Романов В.А. Воспитательное пространство в структуре целостной среды субъектного становления личности ребенка / В.А. Романов, В.Н. Кормакова // Пространство детства: современность и будущее: Сборник материалов I Всероссийской науч.-практ. конф. (13-14 мая 2014 г.) / под ред. Е.П. Велихова, Н.Е. Орлихиной: - Москва-Тула, 2014. - С. 184-187.
20. Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 576 с.
21. Степченко Т.А. Формирование культурных ценностей у подростков как средство их самореализации / Т.А. Степченко // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2014. - № 26 (2). - С. 31-38.
22. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения - М.: Педагогика, 1980 - Т2.
23. Тайлор Э.Б. Первобытная культура: пер. с англ. - М.: Политиздат, 1989. - 573 с.
24. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с.
25. Флиер А.Я. «Культура мира» и культурная компетентность личности / Теория и история культуры. - М.: Вестник МГУКИ, 2004. - №1. - С. 18-33
26. Шарковская Н.В. Введение в педагогику досуга : учебное пособие. - М.: МГИК, 2017. - 124 с.
27. Юдина И.А., Орешко А.П. Непрерывное профессиональное развитие учителей как требование современной школы // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-1.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=18790 (дата обращения: 10.04.2021).
Педагогика
УДК 796.332.015.12
кандидат биологических наук, доцент Русакова Светлана Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); доктор медицинских наук, доцент Шувалова Надежда Вячеславовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева» (г. Чебоксары); кандидат экономических наук, старший преподаватель Гайнуллин Дмитрий Евгеньевич Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Казанский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Казань)
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД КАК НАПРАВЛЕНИЕ МЕТОДОЛОГИИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
Аннотация. Авторами представлены результаты теоретического исследования проблемы изучения системного подхода как направления методологии научного познания и социальной практики в педагогических исследованиях. Системный подход рассматривается как направление методологии научного исследования, и представляет собой совокупность методологических принципов, которые позволяют рассматривать любые объекты с точки зрения их системы функционирования. Педагогические системы в зависимости от ведущего признака имеют объективный (по происхождению), социальный (по субстационному свойству), сложный (по количеству связей, взаимодействующих объектов), целеполагательный (по наличию цели), динамический (по признаку изменчивости), вероятностный (по способу детерминирования), самоуправленческий (по степени организации).
Ключевые слова: системный подход, методология научного познания, социальная практика, структура и содержание, принципы, педагогический процесс.
Annotation. The authors present the results of a theoretical study of the problem of studying the systems approach as a direction of the methodology of scientific knowledge and social practice in pedagogical research. The systems approach is considered as a direction of the methodology of scientific research, and is a set of methodological principles that allow us to consider any objects from the point of view of their system of functioning. Pedagogical systems, depending on the leading feature, have objective (by origin), social (by substantive property), complex (by the number of connections, interacting objects), goal-setting (by the presence of a goal), dynamic (by the sign of variability), probabilistic (by the method of determination ), self-government (according to the degree of organization).
Keywords: systematic approach, methodology of scientific knowledge, social practice, structure and content, principles, pedagogical process.
Введение. Современная педагогическая наука в настоящий момент своего развития находится в непрерывном поиске сущности и содержания образовательного процесса, позволяющего раскрыть потенциальные возможности учащейся молодежи к осуществлению осознанной, творческой, интеллектуальной деятельности. Актуальность исследования педагогической системы обусловлена требованиями современной педагогической науки по применению различных методологических подходов к изучению всевозможных объектов и педагогических процессов.
Системный подход позволяет рассматривать образовательный процесс как часть педагогической системы и специально организованных взаимодействий педагогов и воспитанников, направленных на решение различных дидактических и воспитательных задач.
Системный подход в педагогической науке позволяет, с одной стороны, обогатить данную науку новыми представлениями, фактами и аргументами, с другой, интегрировать данные педагогических исследований в смежные отрасли социальных и психологических дисциплин [1, 2, 29, 38].
Системный подход основан на ключевых принципах: иерархичность строения, целостность, структурированность, функциональность, синергичность [10, 22, 26, 27, 33, 39].
Структурными компонентами системного подхода выступают: сама система как сумма взаимосвязанных элементов, образующих единое целое; структура системы, представляющая собой взаимосвязь и взаимодействие компонентов системы через образование новых связей; динамический процесс как видоизменение системы во времени; функция как выражение свойства каждого структурного компонента в системе; состояние развития системы относительно других систем; системообразующий эффект - итоговый результат функционирования компонентов системы, обеспечивающих эффективность ее развития [4, 7, 14, 25].
Изложение основного материала статьи. Одним из первых разработчиков системного подхода в педагогических науках является В.Г. Афанасьев, который теоретически смоделировал и методологически обосновал сущность и содержание педагогических систем в управлении образовательным процессом. Особое значение автор придавал системному подходу как методологическому инструменту познания сложных педагогических процессов, связанных с изучением влияния образовательного процесса на психическую и социальную сферу личности [1].
Вместе с тем В.Г. Афанасьев выделил ряд ключевых признаков, критериев и показателей, характеризующих педагогическую систему с точки зрения ее целостности, взаимосвязанных между собой структурных элементов, имеющих интегративные свойства, направленные на их взаимодействие, и обеспечивающих функциональность системы [1].
Во-первых, наличие структуры, составляющих ее элементов как первичных единиц, определяющих качественные свойства системы. Во-вторых, наличие интегративных качеств, позволяющих осуществлять взаимосвязь и взаимодействие между структурными компонентами системы. В-третьих, наличие у структурных компонентов функциональных свойств, обеспечивающих функционирование всей педагогической системы в целом. В-четвертых, целеполагание педагогической системы, означающее соответствие поставленной цели ее функциональным возможностям. В-пятых, открытость педагогической системы к взаимодействию с внешней социальной средой и внутренними подсистемами, обеспечивающими эффективность функционирования. В-шестых, способность к целенаправленному и эффективному управлению субъектами педагогического процесса.
Вместе с тем, В.С. Лазарев выделяет такое понятие как «процессная система», которое представляет собой совокупность ее составляющих компонентов: входа, процесса, выхода и обратной связи (рефлексия) [8, 24].
«Вход» представляет собой совокупность элементов, взаимосвязь которых обеспечивает эффективность функционирования процесса, в ходе которого происходит трансформация ее исходных компонентов. «Выход» обеспечивает достижение конечного результата и промежуточных эффектов. «Процесс» обеспечивает степень функционирования системы между «входом» и «выходом».
Как отмечает Ф.Ф. Корольков, педагогические системы в зависимости от ведущего признака имеют объективный (по происхождению), социальный (по субстационному свойству), сложный (по количеству связей, взаимодействующих объектов), целеполагательный (по наличию цели), динамический (по признаку изменчивости), вероятностный (по способу детерминирования), самоуправленческий (по степени организации). Вместе с тем, образовательные учреждения различного уровня также рассматриваются также рассматриваются как сложные, социально-ориентированные педагогические системы, направленные, прежде всего, на формирование всесторонне развитой, гармоничной личности, готовой к творческой профессиональной деятельности [6, 11, 17, 28].
В своем теоретичексом исследовании мы рассматриваем системный подход с точки зрения системного анализа и системного синтеза, синергетическая взаимосвязь которых обеспечивает интегральный эффект.
Изучение педагогической системы позволяет рассмотреть ее сущность с точки зрения специфики содержания ее структурных компонентов и механизмов ее возникновения, развития и функционирования на различных уровнях ее существования [1, 5, 16, 30].
Генетический анализ как основной метод познания сложных педагогических явлений позволяет выделить качественный уровень развития системы, установить основные принципы, закономерности и механизмы функционирования в ретроспективном исследовании [19, 34].
Для создания педагогической системы мы применяли интегральные результаты взаимосвязи и взаимодействия ее структурных компонентов в отношении средств и методов, обеспечивающих целенаправленное педагогическое взаимодействие ее исходных элементов и новый качественный уровень ее функционирования.
Высокая эффективность генетического подхода к управлению образовательным процессом, позволяет наиболее полно формировать профессиональные компетенции в различных сферах профессиональной деятельности [3, 15, 20]. Диалектическая логика требует рассматривать предмет в его развитии. Поэтому целевой, компонентный и функциональный анализы выделенных нами систем сочетаются с анализом генетическим. и формирования в управляемом образовательном процессе [9, 13, 21].
Раскрытие целевого содержания отдельных элементов системы позволяет нам с высокой степенью достоверности свидетельствует о необходимости повышения количественно-качественного состава, внутренних и внешних функциональных связей на различных уровнях их взаимодействия.
С одной стороны, системный подход позволяет рассмотреть изучаемые явления с позиции качественной сущности, с другой, количественной составляющей содержания состава ее исходных элементов, что проявляется в особенностях и свойствах данной педагогической системы [23, 31, 37].
По мнению П.Ф. Каптерева, сущностная характеристика образовательного процесса как части педагогической системы с ее внутренней составляющей предполагает постоянное саморазвитие организма и
постоянную трансляцию культурных ценностей и приобретений от старшего поколения к младшему ,что является основой диалектического единства и целостности системы [35].
В связи с эти нам представляется данная оценка педагогического процесса весьма закономерной, с точки зрения перехода количественных изменений в качественные на различных уровнях ее функционирования [12, 18, 32, 36].
В результате педагогического взаимодействия участников образовательного процесса происходит внутреннее изменение в самосознании личности в знаниях, умениях и навыках самостоятельной организации образовательного процесса. В то же время, постановка для себя новых задач позволяет осуществлять рефлексию на всех этапах развития самосознания и самопознания в процессе творческой образовательной деятельности. Важно отразить функциональные связи между всеми компонентами в их развитии, тем самым определить вектор развития образовательного процесса между всеми участниками педагогического процесса. В результате взаимодействия преподавателя и учащихся на каждом этапе образовательного процесса происходит достижение промежуточной цели с её необходимой коррекцией и совершенствованием.
Выводы. Таким образом, обобщая результаты теоретического исследования проблемы изучения системного подхода как направления методологии научного познания и социальной практики можно заключить, что системный подход позволяет осуществлять функционирование структурных компонентов системы на всех уровнях их развития в соответствиями с ключевыми принципами иерархичности строения, целостности, структурированности, функциональности, синергичности.
В соответствие с вышеизложенным, педагогический процесс представляет собой специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, а также учащихся между собой, направленное на решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с целью достижения высокой степени эффективности, а также формирование универсальных и профессиональных компетенций.
Литература:
1. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. - М.: Политиздат, 1981. - 432 c.
2. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Алексеева Н.И. Педагогические условия формирования спортивной культуры учащейся молодежи в процессе спортивно ориентированного физического воспитания // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-21. - С. 4750-4754.
3. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Антонова Т.В. Лингвистический подход к проблеме унификации терминологической лексики в теории физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 5. - С. 11.
4. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Бобырев Н.Д. Педагогические закономерности и дидактические принципы обучения студентов избранному виду спорта в процессе формирования спортивной культуры личности // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 1. - С. 67.
5. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Бобырев Н.Д. Теоретико-методологические аспекты спортивной культуры личности // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-25. - С. 5655-5659.
6. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Дедловская М.В. Экспериментальное исследование уровня развития аксиологического компонента спортивной культуры личности в процессе формирования положительного ценностного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 9-3. - С. 475-479.
7. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Игошин В.Ю. Развитие интеллектуального компонента спортивной культуры студентов в процессе интеграции учебно-тренировочной и соревновательной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 12. - С. 21.
8. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Игошина Н.В. Развитие когнитивного компонента спортивной культуры студентов в процессе активизации учебно-познавательной деятельности в избранном виде спорта // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 3. - С. 38.
9. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Игошина Н.В. Развитие коммуникативного компонента спортивной культуры студентов в процессе интеграции учебного процесса и спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 8. - С. 76.
10. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Кисапов Н.Н. Характеристика видов физкультурно-спортивной деятельности студентов // Образование и саморазвитие. - 2012. - № 4 (32). - С. 113-118.
11. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Леженина С.В. Развитие мотивационного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 5. - С. 9.
12. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Миннахметова Л.Т. Исследование уровня развития личностно-поведенческого компонента спортивной культуры в процессе личностно ориентированного физического воспитания студентов // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 5-2. - С. 329-333.
13. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Мугаллимова Н.Н. Единство и взаимосвязь учебной, учебно-тренировочной и соревновательной деятельности студентов в процессе формирования спортивной культуры личности // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-24. - С. 5493-5497.
14. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Мугаллимова Н.Н. Экспериментальное исследование уровня развития операционного компонента спортивной культуры студентов в процессе обучения избранному виду спорта // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 9-2. - С. 264-268.
15. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Норден А.П. Экспериментальное исследование уровня развития рефлексивного компонента спортивной культуры личности в процессе формирования ценностно-смысловых ориентаций студентов к самостоятельной организации спортивного стиля жизни // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 5. - С. 253.
16. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Русакова С.С. Экспериментальное исследование уровня развития информационного компонента спортивной культуры студентов в процессе учебно-познавательной физкультурно-спортивной деятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2016. -№ 4. - С. 186.
17. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Садыкова С.В. Экспериментальное исследование уровня развития креативного компонента спортивной культуры личности в процессе познавательной физкультурно-спортивной деятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6. - С. 286.
18. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Софронов И.Л. Сущность и содержание физической культуры личности // Образование и саморазвитие. - 2012. - № 2 (30). - С. 139-146.
19. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Фазлеев Н.Ш. Развитие информационного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2019.
- № 8. - С. 56.
20. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Файзрахманов И.И. Исследование уровня развития физического компонента спортивной культуры личности в процессе спортивно ориентированного физического воспитания студентов на основе циклических видов спорта // Современные наукоемкие технологии. - 2016. -№ 9-1. - С. 103-107.
21. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Халиуллин Р.С., Евграфов И.Е. Деятельностный подход к исследованию проблемы формирования спортивной культуры студентов в процессе обучения в вузе // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 2. - С. 133.
22. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Чапурин М.Н. Развитие операционного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2019.
- № 10. - С. 11.
23. Бурцев В.А., Драндров Г.Л., Боровик С.Г. Теоретическая модель спортивной культуры личности // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-17. - С. 3816-3820.
24. Бурцев В.А., Зорин С.Д., Лащенов В.И. Исследование эффективности формирования ценностного отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008. - № 5. - С. 16.
25. Бурцев В.А., Софронов И.Л., Тумаров К.Б. Сущность и содержание спортивной культуры личности // Образование и саморазвитие. - 2011. - № 6 (28). - С. 119-125.
26. Бурцев В.А., Чапурин М.Н., Симзяева Е.Н., Кильнесов В.М., Никоноров В.Т., Халиуллин Р.С., Данилова Г.Р., Невмержицкая Е.В., Евграфов И.Е., Садыкова С.В. Исследование эффективности экспериментальной методики обучения техническим элементам в волейболе в процессе спортивно-ориентированного физического воспитания студентов // Современные проблемы науки и образования. - 2017.
- № 4. - С. 140.
27. Бурцев В.А., Шамгуллин А.З., Бурцева Е.В. Оптимизация предстартовых психических состояний тренера и спортсмена в условиях соревновательной деятельности // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 4. - С. 82-87.
28. Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Чапурин М.Н. Диагностика двигательной одаренности детей на первичном этапе спортивного отбора // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 6. - С. 54.
29. Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Чапурин М.Н., Мугаллимова Н.Н., Халиуллин Р.С., Мартынова А.С. Теоретическое обоснование экспериментальной методики обучения техническим элементам в волейболе при организации учебно-познавательной игровой деятельности студентов в процессе спортивно ориентированного физического воспитания // Проблемы современного педагогического образования. - 2017.
- № 56-6. - С. 39-47.
30. Драндров Г.Л., Авксентьев Е.Н., Бурцев В.А. Характеристика готовности студентов к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности // Фундаментальные исследования. -2014. - № 911. - С. 2550-2555.
31. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Теория и методика подготовки будущих учителей физической культуры к профессиональной творческой деятельности. - Чебоксары, 2014.
32. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Зорин С.Д. Программное обеспечение спортивно ориентированного воспитания учащихся // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008. - № 6. - С. 16-18.
33. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Шамгуллин А.З. Сущностно-содержательная характеристика физкультурной компетентности студентов // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 11-4. - С. 767-771.
34. Драндров Г.Л., Хворонова Г.В., Бурцев В.А. Сущность и содержание спортивной ориентации как личностной характеристики юных спортсменов // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 9-8. -С. 1836-1839.
35. Захарова Г.П., Баранова Э.А., Васильева Н.Н., Дерябина М.Ю., Семенова Т.Н., Парфенова О.В., Велиева С.В., Гусева Т.С., Иванова Н.В., Никоноров В.Т., Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Варламова М.Е., Ильина Л.Л., Быкова О.Н., Мустафина А.Р., Викторова Е.И. Инновации в дошкольном образовании: Учебное пособие / Под общей редакцией Г.П. Захаровой. - Москва, 2014.
36. Зорин С.Д., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Показатели социально-психологического климата в коллективе и критерии привлекательности бригадных форм работы тренеров по легкой атлетике // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 6-1. - С. 170-174.
37. Мартынова А.С., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Формирование ценностных ориентаций к спортивной тренировке у юных хоккеистов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 4. - С. 100-105.
38. Софронов И.Л., Драндров Г.Л., Бурцев В.А. Формирование спортивной культуры студентов на основе спортивных игр // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. - 2012. - № 1. - С. 79-87.
39. Чапурин М.Н., Симзяева Е.Н., Бурцев В.А. Физкультурно-спортивная деятельность студентов вуза как специфический вид активности // Вестник Российского университета кооперации. - 2014. - № 1 (15). -С. 76-80.
Педагогика
УДК 371
доктор филологических наук, профессор Савченко Любовь Васильевна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)
КАЧЕСТВО УЧЕБНИКА ДЛЯ ВУЗА КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ В РЕДАКЦИОННО-ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В данной статье представлены основные принципы управления качеством учебников, связанные с процессом редактирования и публикации. Обсуждаются понятия и терминология; рассматривается зависимость качества учебных изданий от меняющихся требований; намечаются направления планирования в области качества и система контроля качества для создания учебников через управление документооборотом; вводится концепция диверсификации как специфического механизма расширения контролируемых факторов качества и использования эффективных воздействий на факторы и процессы формирования качества.
Ключевые слова: принципы управления, качество, учебники, высшие учебные заведения, образование.
Annotation. This article presents the basic principies of textbook quality management related to the editing and publishing process. The concepts and terminology are discussed; the dependence of the quality of educational publications on changing requirements is considered;the directions of quality planning and the quality control system for creating textbooks through document management are outlined; the concept of diversification as a specific mechanism for expanding the controlled quality factors and using effective influences on the factors and processes of quality formation is introduced.
Keywords: management principles, quality, textbooks, higher education institutions, education.
Введение. Основной целью государственной политики Российской Федерации в области образования на сегодняшний день является повышение эффективности деятельности в сфере образовательных услуг и всемерное повышение их качества. По мнению экспертов, одним из важнейших факторов качества образования является "создание и обновление содержания образования (учебных планов, учебных программ, учебников, учебных пособий)". Остро стоит вопрос создания учебников нового поколения, ориентированных на обновление содержания национальных образовательных стандартов профессионального образования в высшей школе.
Публикация этих учебников предполагает значительное увеличение потребности в редактировании и подготовке к публикации. Очевидно, что в первую очередь необходимо расширить границы редакционного анализа. Помимо традиционных процедур определения составных частей произведения с учетом их функций и взаимосвязей, оценки степени систематизации и обработки основных фактов текста, их адаптации к преподаванию и методам соблюдения учебного плана. Редактор издательства должен владеть методикой оценки основных характеристик и атрибутов учебной информации, принципов и приемов ее обработки с учетом конкретных обстоятельств, воспринимаемых читателем и задач образовательного процесса [2].
В целях повышения качества вузовских образовательных изданий специалисты в области книговедения и редакционно-издательской деятельности исследуют вопрос качества и методического обеспечения высшего образования. Одним из основных направлений модернизации высшего образования в России является повышение его качества. В последние годы проблема качества образования и пути ее решения претерпели фундаментальную трансформацию.
Изложение основного материала статьи. В докладе Рабочей группы по реформе образования Президиума Государственного Совета Российской Федерации поднимается вопрос о создании эффективной государственно-общественной системы экспертизы и контроля качества образовательной документации и организации государственной поддержки издания учебной литературы. Базовый подход к решению этой проблемы необходим для редакционно-издательской деятельности для определения перспективных путей повышения качества учебников и учебных пособий. Широко распространено мнение, что конечный результат внедрения новых национальных образовательных стандартов - подготовка специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, способных, ответственных, владеющих своей профессией, ориентированных на сферу соответствующей деятельности, способных эффективно работать по профессии на уровне мировых стандартов, готовых к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
Использование понятия "учебники нового поколения" подразумевает признание того факта, что для этого явления нет конкретного временного периода и нет точных хронологических рамок. На каждом этапе развития университетского книгоиздания и образования появлялись и будут появляться аналогичные образцы редакционно-издательской продукции. На данный момент учебники нового поколения считаются наиболее согласованным изданием с концепцией модернизации российского образования и действующими государственными образовательными стандартами [1].
Эксперты отметили необходимость продолжения усилий по повышению качества учебных изданий, а именно: учебно-методического обеспечения, рабочей структуры, издательского оборудования, художественного и полиграфического дизайна, а также подняли вопрос о создании эффективной системы управления качеством в этой области. Признавая, что управление качеством учебной литературы в области редактирования и публикации имеет характеристики, связанные с многомерным характером деятельности, следует отметить, что необходимо использовать знания и опыт, накопленные в области качества современной теориеи и следовать общей тенденции к качеству не только как атрибуту конкретного продукта, но и как существенной характеристике самой деятельности, отражающей ее процедурные и эффективные аспекты, социальные цели и социокультурную значимость.
Практика показала, что попытки разработать систему качества с использованием отраслевых методов неэффективны, в связи с отсутствием квалифицированных кадров в области управления качеством, опыта