Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ'

ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
592
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОТБОР СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миннахметов Рустем Рафикович, Фалеева Светлана Александровна, Салахова Наталья Олеговна

В статье представлены результаты теоретического анализа авторских подходов к пониманию основных критериев и показателей педагогического отбора содержания образования. Содержание образования должно определяться нормативно-правовыми документами, регламентирующими основные направления его развития с учетом региональной специфики. Авторы полагают, что содержание образования должно содействовать установлению социальных контактов между людьми, участниками образовательного процесса, вне зависимости от национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Миннахметов Рустем Рафикович, Фалеева Светлана Александровна, Салахова Наталья Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN CRITERIA AND INDICATORS OF PEDAGOGICAL SELECTION OF EDUCATIONAL CONTENT

The article presents the results of theoretical analysis of authorial approaches to understanding the main criteria and indicators of pedagogical selection of educational content. The content of education should be determined by regulatory documents regulating the main directions of its development, taking into account regional specifics. The authors believe that the content of education should facilitate the establishment of social contacts between people involved in the educational process, regardless of national, ethnic, religious and social affiliation.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

поколения, чувства ответственности за окружающую среду; осознание влияния работы человека на окружающую среду.

Исходя из изложенного, можно сделать вывод что формирование экологической культуры посредством проектной деятельности обучающихся - это многоэтапная направленная воспитательная деятельность, которая направлена на формирование ценностной ориентации школьников.

Литература:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 07.03.2018)

2. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «Об охране окружающей среды»

3. Андреевских, О.А. Формирование экологической культуры школьников / О.А. Андреевских // Справочник зам. директора школы. - М., 2012. - №5. - С. 87-93.

4. Бодрова, Л.А. Проектная деятельность как средство формирования экологической культуры школьников / Л.А. Бодрова // Ярославский педагогический вестник. - М., 2012. - №1-Том II. - C. 69-72.

5. Лавров, С.Б. Глобальные проблемы современности: часть 2 / С.Б. Лавров. - СПб.: СПбГУПМ, 2016. - 72 с.

6. Плешаков, А.А. Мир вокруг нас. Серия «Зеленый дом» / А.А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2002. - 144 с.

Педагогика

УДК 373.01

кандидат биологических наук, доцент Миннахметов Рустем Рафикович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); старший преподаватель Фалеева Светлана Александровна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Казань); преподаватель Салахова Наталья Олеговна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Казань);

ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье представлены результаты теоретического анализа авторских подходов к пониманию основных критериев и показателей педагогического отбора содержания образования. Содержание образования должно определяться нормативно-правовыми документами, регламентирующими основные направления его развития с учетом региональной специфики. Авторы полагают, что содержание образования должно содействовать установлению социальных контактов между людьми, участниками образовательного процесса, вне зависимости от национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности.

Ключевые слова: содержание образования, критерии и показатели, педагогический отбор содержания образования, региональная специфика.

Annotation. The article presents the results of theoretical analysis of authorial approaches to understanding the main criteria and indicators of pedagogical selection of educational content. The content of education should be determined by regulatory documents regulating the main directions of its development, taking into account regional specifics. The authors believe that the content of education should facilitate the establishment of social contacts between people involved in the educational process, regardless of national, ethnic, religious and social affiliation.

Keywords: content of education, criteria and indicators, pedagogical selection of educational content, regional specifics.

Введение. В педагогической науке при определении содержания педагогического процесса выделяются две органически взаимосвязанные сферы, с одной стороны, это содержание образования, с другой, содержание воспитания. Для понимания специфических особенностей содержания образования необходимо ответить на следующие вопросы: «Чему учить?» и «Какие необходимо сформировать личностные качества и психические свойства личности, обеспечивающие эффективность освоения содержания образования?» [8, 14, 15, 22, 35].

Таким образом, формулировка данных вопросов создает логическое представление о том, что содержание образования раскрывается в едином и целостном процессе обучения и самообразования обучающихся воспитанников. Вместе с тем, содержание воспитания направлено на формирование мировоззрения личности во всех областях его жизнедеятельности.

Изложение основного материала статьи. Необходимо заметить, что поставленная цель и задачи содержания педагогического образования неуклонно совершенствуются по мере изменения государственной образовательной политики, которая направлена, прежде всего, на формирование жизненно важных компетенций во всех сферах деятельности личности [1, 19, 30].

Автор Б.П. Есипов, характеризует содержание образования как систему имеющихся знаний, в которой изложены факты и обобщения умений и навыков общественно-полезной деятельности [4].

Т.А. Ильина определяет содержание образования в виде основных знаний, умений и навыков в соответствии со спецификой научных знаний в профессиональной сфере [7].

Вместе с тем, И.Т. Огородников в содержание образования вкладывает научные знания, умения и навыки осмысленного изучения личного познавательного опыта учащегося, формирования когнитивных способностей и творческих возможностей к освоению с образовательной средой [26].

Как полагает В.С. Ледняев, содержание образования представляет собой триединый целостный процесс усвоения опыта предшествующих поколений соотнесенного с умственным, нравственным и физическим развитием человека с учетом типологических качеств поведения личности [11].

По мнению В.С. Безруковой, содержание образования представляет собой общественный опыт поколений, который развивается в соответствии с поставленными целями и задачами развития личности [34].

Как отмечает И.П. Подластный, содержание образования раскрывается в виде системы знаний и умений, отобранных для изучения и анализа применительно к специфике определенного учебного заведения [16].

В.А. Сластенин полагает, что личностно ориентированное содержание образования направлено, прежде всего, на гармоничное развитие человека, на развитие его природных особенностей, способности творчески мыслить, чувствовать, действовать. Вместе с тем, автор обращает свое внимание на формирование социальных качеств личности и способности творчески решать поставленные задачи в контексте содержания образования, имеющего общечеловеческую, национальную и культурную ценность [2].

По мнению И.Ф. Харламовой в содержание образования вкладывается система научных знаний, личностных умений и навыков, способствующих эффективному изучению учебного материала, а также воспитание этических свойств личности в процессе обучения [17].

Гуманистическая парадигма содержания образования в наибольшей степени раскрывается в определении И.Я. Лернера, который выделяет четыре основных его компонента: 1.научные знания о природе, социуме, производстве и других способах деятельности; 2. опыт реализации способов деятельности, к которым относятся не только знания, но и практические умения и навыки; 3. творческий опыт поисково-исследовательской деятельности в различных сферах жизнедеятельности личности; 4. опыт эмоционально-ценностного отношения личности к окружающему миру и к самому себе как субъекту деятельности.

Надо заметить, что данные компоненты содержания образования органически переплетены и взаимосвязаны между собой [37].

В настоящее время существуют различные подходы к определению основных критериев отбора содержания образования в зависимости от того насколько автор акцентирует свое внимание на приоритете развития личности [5, 23, 31].

В.В. Краевским было сформулировано несколько критериев отбора, которые позволяют существенно повысить уровень развития содержания образовательной сферы [9].

Критерий соответствия содержания образования и его структурных компонентов на всех уровнях моделирования социально-экономических условий и запросов общества современному состоянию развития научных знаний и профессионально-производственной сферы.

Критерий учета содержательной и процессуальной составляющей при проектировании содержания образования, предполагающий сопоставление учебного материала с имеющимися средствами, способами, формами обучения.

Критерий целостной структуризации содержания образования на всех уровнях его формирования: теоретический анализ, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельность, объект и субъект деятельности. Данный критерий способствует гармонизации всех структурных элементов содержания образования.

Ю.К. Бабанский предлагает для педагогического отбора содержания общего образования следующие критерии:

1. целостного отражения в содержании образования основных принципов и задач формирования всесторонне гармонично развитой личности, готовой к творческому труду и профессиональной деятельности;

2. высокой научно-практической значимости содержания изучаемого материала индивидуальным особенностям личности обучающегося;

3. соответствие сложности изучаемого материала природным способностям и возрастным возможностям обучающихся;

4. соответствие объема содержания образования и временных характеристик на его изучение;

5. учет разных международных систем образования со спецификой отечественного опыта построения содержания образования по запросам образовательных потребностей учащихся;

6. соответствие педагогического содержания образования имеющимся возможностям учебно-методической, материально-технической базе образовательного учреждения [25].

На наш взгляд, содержание образования должно содействовать установлению социальных контактов между людьми, участниками образовательного процесса, вне зависимости от национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности. Тем самым, способствуя развитию образовательных потребностей с учетом разнообразия мировоззренческих подходов.

Следует заметить, что объективный характер целей и задач образования должен быть детерминирован в соответствие со стратегией развития государства [3, 12, 21].

На основании Федерального закона «Об образовании в РФ» мы полагаем, что должны быть учтены общие требования к содержанию образования, ориентированные на самоопределение и самореализацию личности с учетом индивидуального своеобразия ее образовательных потребностей, способностей, возможностей к осуществлению эффективной профессиональной деятельности.

Содержание образования должно способствовать формированию у личности обучающегося гражданской позиции, достаточного уровня научных знаний об окружающем мире с целью его социализации и интеграции личности в социальную мировую культуру [13, 24, 33].

Следует заключить, что содержание образования нацелено на формирование всесторонне гармонично развитой личности интегрированной в международное сообщество и нацеленной на решение стратегических задач.

Тем не менее, необходимо учитывать региональные факторы и основные приоритеты развития социального образования в соответствие с государственной образовательной политикой с учетом определения ряда факторов, способствующих эффективности реализации образовательного процесса. А именно, учет исторических, культурных, национальных, географических, демографических, природно-экологических факторов данного конкретного региона [6, 28, 36, 38].

Специфика развития образования формируется на основании образовательных запросов населения в тех или иных образовательных услугах, при этом научный и управленческий потенциал региона является основанием для разработки и внедрения наиболее перспективных региональных образовательных программ и

образовательных стратегий. Региональная специфика перехода к гражданскому обществу и рыночной экономике отражается в поиске регионом новых приоритетов в социальной и экономической сферах человеческой деятельности [20, 29, 27].

Необходимо учитывать развитие международных, внутригосударственных и межрегиональных отношений как залога успеха развития государственной образовательной политики [10, 18, 27, 32].

Выводы. Таким образом, содержание образования должно определяться нормативно-правовыми документами, регламентирующими основные направления его развития с учетом региональной специфики.

Литература:

1. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Алексеева Н.И. Педагогические условия формирования спортивной культуры учащейся молодежи в процессе спортивно ориентированного физического воспитания // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-21. - С. 4750-4754.

2. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Антонова Т.В. Лингвистический подход к проблеме унификации терминологической лексики в теории физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 5. - С. 11.

3. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Бобырев Н.Д. Педагогические закономерности и дидактические принципы обучения студентов избранному виду спорта в процессе формирования спортивной культуры личности // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 1. - С. 67.

4. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Бобырев Н.Д. Теоретико-методологические аспекты спортивной культуры личности // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-25. - С. 5655-5659.

5. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Дедловская М.В. Экспериментальное исследование уровня развития аксиологического компонента спортивной культуры личности в процессе формирования положительного ценностного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 9-3. - С. 475-479.

6. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Игошин В.Ю. Развитие интеллектуального компонента спортивной культуры студентов в процессе интеграции учебно-тренировочной и соревновательной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 12. - С. 21.

7. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Игошина Н.В. Развитие когнитивного компонента спортивной культуры студентов в процессе активизации учебно-познавательной деятельности в избранном виде спорта // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 3. - С. 38.

8. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Игошина Н.В. Развитие коммуникативного компонента спортивной культуры студентов в процессе интеграции учебного процесса и спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 8. - С. 76.

9. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Кисапов Н.Н. Характеристика видов физкультурно-спортивной деятельности студентов // Образование и саморазвитие. - 2012. - № 4 (32). - С. 113-118.

10. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Леженина С.В. Развитие мотивационного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2019.

- № 5. - С. 9.

11. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Миннахметова Л.Т. Исследование уровня развития личностно-поведенческого компонента спортивной культуры в процессе личностно ориентированного физического воспитания студентов // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 5-2. - С. 329-333.

12. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Мугаллимова Н.Н. Единство и взаимосвязь учебной, учебно-тренировочной и соревновательной деятельности студентов в процессе формирования спортивной культуры личности // Фундаментальные исследования. - 2015.- № 2-24. - С. 5493-5497.

13. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Мугаллимова Н.Н. Экспериментальное исследование уровня развития операционного компонента спортивной культуры студентов в процессе обучения избранному виду спорта // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 9-2. - С. 264-268.

14. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Норден А.П. Экспериментальное исследование уровня развития рефлексивного компонента спортивной культуры личности в процессе формирования ценностно-смысловых ориентаций студентов к самостоятельной организации спортивного стиля жизни // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 5. - С. 253.

15. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Русакова С.С. Экспериментальное исследование уровня развития информационного компонента спортивной культуры студентов в процессе учебно-познавательной физкультурно-спортивной деятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2016. -№ 4. - С. 186.

16. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Садыкова С.В. Экспериментальное исследование уровня развития креативного компонента спортивной культуры личности в процессе познавательной физкультурно-спортивной деятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6. - С. 286.

17. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Софронов И.Л. Сущность и содержание физической культуры личности // Образование и саморазвитие. - 2012. - № 2 (30). - С. 139-146.

18. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Фазлеев Н.Ш. Развитие информационного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2019.

- № 8. - С. 56.

19. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Файзрахманов И.И. Исследование уровня развития физического компонента спортивной культуры личности в процессе спортивно ориентированного физического воспитания студентов на основе циклических видов спорта // Современные наукоемкие технологии. - 2016. -№ 9-1. - С. 103-107.

20. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Халиуллин Р.С., Евграфов И.Е. Деятельностный подход к исследованию проблемы формирования спортивной культуры студентов в процессе обучения в вузе // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 2. - С. 133.

21. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Чапурин М.Н. Развитие операционного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2019.

- № 10. - С. 11.

22. Бурцев В.А., Драндров Г.Л., Боровик С.Г. Теоретическая модель спортивной культуры личности // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-17. - С. 3816-3820.

23. Бурцев В.А., Зорин С.Д., Лащенов В.И. Исследование эффективности формирования ценностного отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008. - № 5. - С. 16.

24. Бурцев В.А., Софронов И.Л., Тумаров К.Б. Сущность и содержание спортивной культуры личности // Образование и саморазвитие. - 2011. - № 6 (28). - С. 119-125.

25. Бурцев В.А., Чапурин М.Н., Симзяева Е.Н., Кильнесов В.М., Никоноров В.Т., Халиуллин Р.С., Данилова Г.Р., Невмержицкая Е.В., Евграфов И.Е., Садыкова С.В. Исследование эффективности экспериментальной методики обучения техническим элементам в волейболе в процессе спортивно-ориентированного физического воспитания студентов // Современные проблемы науки и образования. - 2017.

- № 4. - С. 140.

26. Бурцев В.А., Шамгуллин А.З., Бурцева Е.В. Оптимизация предстартовых психических состояний тренера и спортсмена в условиях соревновательной деятельности // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 4. - С. 82-87.

27. Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Чапурин М.Н. Диагностика двигательной одаренности детей на первичном этапе спортивного отбора // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 6. - С. 54.

28. Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Чапурин М.Н., Мугаллимова Н.Н., Халиуллин Р.С., Мартынова А.С. Теоретическое обоснование экспериментальной методики обучения техническим элементам в волейболе при организации учебно-познавательной игровой деятельности студентов в процессе спортивно ориентированного физического воспитания // Проблемы современного педагогического образования. - 2017.

- № 56-6. - С. 39-47.

29. Драндров Г.Л., Авксентьев Е.Н., Бурцев В.А. Характеристика готовности студентов к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности // Фундаментальные исследования. -2014. -№ 9-11. - С. 2550-2555.

30. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Теория и методика подготовки будущих учителей физической культуры к профессиональной творческой деятельности. - Чебоксары, 2014.

31. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Зорин С.Д. Программное обеспечение спортивно ориентированного воспитания учащихся // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008. - № 6. - С. 16-18.

32. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Шамгуллин А.З. Сущностно-содержательная характеристика физкультурной компетентности студентов // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 11-4. - С. 767-771.

33. Драндров Г.Л., Хворонова Г.В., Бурцев В.А. Сущность и содержание спортивной ориентации как личностной характеристики юных спортсменов // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 9-8. -С. 1836-1839.

34. Захарова Г.П., Баранова Э.А., Васильева Н.Н., Дерябина М.Ю., Семенова Т.Н., Парфенова О.В., Велиева С.В., Гусева Т.С., Иванова Н.В., Никоноров В.Т., Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Варламова М.Е., Ильина Л.Л., Быкова О.Н., Мустафина А.Р., Викторова Е.И. Инновации в дошкольном образовании: Учебное пособие / Под общей редакцией Г.П. Захаровой. Москва, 2014.

35. Зорин С.Д., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Показатели социально-психологического климата в коллективе и критерии привлекательности бригадных форм работы тренеров по легкой атлетике // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 6-1. - С. 170-174.

36. Мартынова А.С., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Формирование ценностных ориентаций к спортивной тренировке у юных хоккеистов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 4. - С. 100-105.

37. Софронов И.Л., Драндров Г.Л., Бурцев В.А. Формирование спортивной культуры студентов на основе спортивных игр // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. - 2012. - № 1. - С. 79-87.

38. Чапурин М.Н., Симзяева Е.Н., Бурцев В.А. Физкультурно-спортивная деятельность студентов вуза как специфический вид активности // Вестник Российского университета кооперации. - 2014. - № 1 (15). -С. 76-80.

Педагогика

УДК 371

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

кандидат педагогических наук, доцент Мугаллимова Надежда Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); доктор медицинских наук, доцент Шувалова Надежда Вячеславовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева» (г. Чебоксары); старший преподаватель Абдрашитова Татьяна Викторовна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Казань)

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С УЧЕТОМ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ И ПРИНЦИПОВ

Аннотация. В статье рассматриваются основные педагогические закономерности и принципы организации воспитательного процесса. Единство и целостность воспитательного процесса основывается на взаимодействии социальных институтов в их совместной деятельности по организации воспитательной работы, направленной на гармоничное развитие всех сфер человеческой личности, отражающей его образ жизнедеятельности и систему ценностных отношений к различным сторонам общественной жизни. Закономерности осуществления воспитательного процесса проявляются через принципы построения воспитательной работы.

Ключевые слова: воспитательный процесс, закономерности, принципы, воспитательная работа, учащиеся, педагоги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.