Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С УЧЕТОМ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ И ПРИНЦИПОВ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С УЧЕТОМ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ И ПРИНЦИПОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
269
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ЗАКОНОМЕРНОСТИ / ПРИНЦИПЫ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / УЧАЩИЕСЯ / ПЕДАГОГИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мугаллимова Надежда Николаевна, Шувалова Надежда Вячеславовна

В статье рассматриваются основные педагогические закономерности и принципы организации воспитательного процесса. Единство и целостность воспитательного процесса основывается на взаимодействии социальных институтов в их совместной деятельности по организации воспитательной работы, направленной на гармоничное развитие всех сфер человеческой личности, отражающей его образ жизнедеятельности и систему ценностных отношений к различным сторонам общественной жизни. Закономерности осуществления воспитательного процесса проявляются через принципы построения воспитательной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мугаллимова Надежда Николаевна, Шувалова Надежда Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS TAKING INTO ACCOUNT PEDAGOGICAL LAWS AND PRINCIPLES

The article examines the main pedagogical laws and principles of organizing the educational process. the unity and integrity of the educational process is based on the interaction of social institutions in their joint activities to organize educational work aimed at the harmonious development of all spheres of the human personality, reflecting his way of life and the system of value relationships to various aspects of social life. The regularities of the implementation of the educational process are manifested through the principles of building educational work.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С УЧЕТОМ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ И ПРИНЦИПОВ»

23. Бурцев В.А., Зорин С.Д., Лащенов В.И. Исследование эффективности формирования ценностного отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008. - № 5. - С. 16.

24. Бурцев В.А., Софронов И.Л., Тумаров К.Б. Сущность и содержание спортивной культуры личности // Образование и саморазвитие. - 2011. - № 6 (28). - С. 119-125.

25. Бурцев В.А., Чапурин М.Н., Симзяева Е.Н., Кильнесов В.М., Никоноров В.Т., Халиуллин Р.С., Данилова Г.Р., Невмержицкая Е.В., Евграфов И.Е., Садыкова С.В. Исследование эффективности экспериментальной методики обучения техническим элементам в волейболе в процессе спортивно-ориентированного физического воспитания студентов // Современные проблемы науки и образования. - 2017.

- № 4. - С. 140.

26. Бурцев В.А., Шамгуллин А.З., Бурцева Е.В. Оптимизация предстартовых психических состояний тренера и спортсмена в условиях соревновательной деятельности // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 4. - С. 82-87.

27. Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Чапурин М.Н. Диагностика двигательной одаренности детей на первичном этапе спортивного отбора // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 6. - С. 54.

28. Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Чапурин М.Н., Мугаллимова Н.Н., Халиуллин Р.С., Мартынова А.С. Теоретическое обоснование экспериментальной методики обучения техническим элементам в волейболе при организации учебно-познавательной игровой деятельности студентов в процессе спортивно ориентированного физического воспитания // Проблемы современного педагогического образования. - 2017.

- № 56-6. - С. 39-47.

29. Драндров Г.Л., Авксентьев Е.Н., Бурцев В.А. Характеристика готовности студентов к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности // Фундаментальные исследования. -2014. -№ 9-11. - С. 2550-2555.

30. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Теория и методика подготовки будущих учителей физической культуры к профессиональной творческой деятельности. - Чебоксары, 2014.

31. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Зорин С.Д. Программное обеспечение спортивно ориентированного воспитания учащихся // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008. - № 6. - С. 16-18.

32. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Шамгуллин А.З. Сущностно-содержательная характеристика физкультурной компетентности студентов // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 11-4. - С. 767-771.

33. Драндров Г.Л., Хворонова Г.В., Бурцев В.А. Сущность и содержание спортивной ориентации как личностной характеристики юных спортсменов // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 9-8. -С. 1836-1839.

34. Захарова Г.П., Баранова Э.А., Васильева Н.Н., Дерябина М.Ю., Семенова Т.Н., Парфенова О.В., Велиева С.В., Гусева Т.С., Иванова Н.В., Никоноров В.Т., Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Варламова М.Е., Ильина Л.Л., Быкова О.Н., Мустафина А.Р., Викторова Е.И. Инновации в дошкольном образовании: Учебное пособие / Под общей редакцией Г.П. Захаровой. Москва, 2014.

35. Зорин С.Д., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Показатели социально-психологического климата в коллективе и критерии привлекательности бригадных форм работы тренеров по легкой атлетике // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 6-1. - С. 170-174.

36. Мартынова А.С., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Формирование ценностных ориентаций к спортивной тренировке у юных хоккеистов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 4. - С. 100-105.

37. Софронов И.Л., Драндров Г.Л., Бурцев В.А. Формирование спортивной культуры студентов на основе спортивных игр // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. - 2012. - № 1. - С. 79-87.

38. Чапурин М.Н., Симзяева Е.Н., Бурцев В.А. Физкультурно-спортивная деятельность студентов вуза как специфический вид активности // Вестник Российского университета кооперации. - 2014. - № 1 (15). -С. 76-80.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Мугаллимова Надежда Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); доктор медицинских наук, доцент Шувалова Надежда Вячеславовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева» (г. Чебоксары); старший преподаватель Абдрашитова Татьяна Викторовна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Казань)

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С УЧЕТОМ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ И ПРИНЦИПОВ

Аннотация. В статье рассматриваются основные педагогические закономерности и принципы организации воспитательного процесса. Единство и целостность воспитательного процесса основывается на взаимодействии социальных институтов в их совместной деятельности по организации воспитательной работы, направленной на гармоничное развитие всех сфер человеческой личности, отражающей его образ жизнедеятельности и систему ценностных отношений к различным сторонам общественной жизни. Закономерности осуществления воспитательного процесса проявляются через принципы построения воспитательной работы.

Ключевые слова: воспитательный процесс, закономерности, принципы, воспитательная работа, учащиеся, педагоги.

Annotation. The article examines the main pedagogical laws and principles of organizing the educational process. the unity and integrity of the educational process is based on the interaction of social institutions in their joint activities to organize educational work aimed at the harmonious development of all spheres of the human personality, reflecting his way of life and the system of value relationships to various aspects of social life. The regularities of the implementation of the educational process are manifested through the principles of building educational work.

Keywords: educational process, patterns, principles, educational work, students, teachers.

Введение. Для обеспечения эффективности воспитательной работы с учащейся молодежью, педагогу необходимо придерживаться основных закономерностей и принципов построения воспитательного процесса [1, 7, 18, 27].

Изложение основного материала статьи. Одной из важных закономерностей воспитательного процесса является воспитание ребенка с учетом его сознательности и активности во взаимодействии с социальной средой. При этом решающее значение в этом процессе имеет гармонизация интересов как самого социума так и учет индивидуальных интересов учащегося при определении основных целей и задач педагогического процесса, направленного на развитие сознательности и активности учащегося [24, 36, 38].

Необходимо заметить, что любая воспитательная задача может быть решена только через инициирование активности самого учащегося, так как это предполагает учет индивидуальных интересов и образовательных потребностей, а также мотивов и установок личности в реализации поставленных перед ним актуальных целей. Поэтому педагог, прежде всего, должен установить - являются ли для самого учащегося данные установки, мотивы актуальными на данный момент времени.

Вторая закономерность определяет единство и целостность образовательного и воспитательного процессов, синергетическая связь которых обеспечивает формирование социальной культуры личности. При этом, следует заметить, что развитие индивида осуществляется через приобретение социального опыта коммуникации, способствующей формированию жизненно необходимых знаний, умений и навыков личности.

Третья закономерность предполагает гармонизацию социальных установок личности и реальных действий педагога к субъекту учебной деятельности, что выражается отсутствием противоречий в педагогических требованиях, предъявляемых к личности учащегося.

Осуществление педагогического регулирования социального взаимодействия предполагает опосредованное влияние педагога на систему ценностно-смысловых ориентаций и отношений в социальной микроструктуре как в самом образовательном процессе, так и вне его [4, 15, 25].

Данная закономерность направлена на реализацию личностно значимых ценностей в организации совместной деятельности и освоении учащимися системы социальных ролей, а также способов поведения с учетом специфики возрастных особенностей и влияния определенной субкультуры.

При определении сущности и содержания воспитательного процесса с учетом вышеперечисленных закономерностей необходимо произвести соподчиненность всех структурных элементов и функциональных систем, предполагающих формирование социальной направленности личности на эффективную релизацию в социуме [9, 20, 27, 31].

Комплексный подход к организации воспитательного процесса предполагает реализацию следующих педагогических условий, обеспечивающих всесторонее гармоничное развитие личности и ее духовной составляющей:

- работа каждого педагога должна быть направлена на достижение общей цели в соответствие с концепцией развития личности;

- системное и комплексное решение образовательных, воспитательных и развивающих задач на каждом занятии в соответствие с индивидуальным планом педагогической работы;

- единство и целостность воспитания и самовоспитания, образования и самообразования, обучения и самообучения, развития и саморазвития как в условиях школьной среды, так и вне ее. Необходимо учитывать взаимосвязь между элементами и структурными компонентами педагогической системы, а именно: информационными (обмен коммуникациями), совместно деятельностными (методы коллективной деятельности), а также взаимосвязь управления и самоуправления в достижении поставленных целей [1, 8, 16, 19].

Эффективная реализация данной закономерности единства и целостности воспитательного процесса основывается на взаимодействии социальных институтов в их совместной деятельности по организации воспитательной работы, направленной на гармоничное развитие всех сфер человеческой личности, отражающей его образ жизнедеятельности и систему ценностных отношений к различным сторонам общественной жизни.

Вышеизложенные закономерности проявляются через принципы организации воспитательного процесса и выражаются в основных требованиях к содержанию воспитательной работы, определению ее форм и методов [11, 23, 33].

Для обеспечения эффективности реализации вышеизложенных закономерностей необходимо соблюдать следующие принципы построения воспитательной работы:

• Принцип гумманистической ориентации воспитания предполагает добровольное включение личности в ту или иную общественно полезную деятельность, которая выражается в личностном выборе учащимся средств и методов достижения доступной, понятной, осознанной цели и собственной веры в реализацию поставленных задач [1, 28, 30].

Данный принцип предполагает отход от организации воспитательной работы через осуществление воспитательных мероприятий, которые не представляют собой достаточно эффективной формы организации коллективной деятельности учащихся и развитию их мотивации.

Реализация данного принципа ориентирует личность учащегося, прежде всего, на учет всего диапазона его индивидуальных предпочтений и вкусов, побуждающих его к сознательной и активной деятельности.

Этот принцип реализуется при условии предоставления свободы совести, вероисповедания и мировоззрения, свободы участия в общественных организациях и движениях, не противоречащих нормам закона и Конституции, а также нормам уважительного отношения к каждой личности [1, 3, 14, 17].

• Принцип социальной адекватности воспитания предполагает создание таких педагогических условий, которые бы обеспечивали социальную защищенность и способствовали формированию психологической готовности к социальной самозащите в интересах личной свободы и совести [1, 21, 32].

Реализация этого принципа возможна при наступлении социальной зрелости, когда личность будет находиться в таких условиях, где будут проявляться ее волевые усилия и волевые качества для решения социальных проблем и вместе с тем, испытывать неудовлетворенность от невозможности легкого достижения поставленной цели.

Данный принцип далеко не всегда является гуманным, так как он предполагает прежде всего преодоление трудностей и воспитание социальной закалки, а это достигается через включение учащихся в сложные ситуации, требующие волевых усилий для преодоления негативного эмоционального воздействия со стороны социльной среды, поэтому необходима постоянная выработка тех способов поведения, которые бы обеспечивали адекватность его действий и поведения [1, 5, 6, 39].

Социальное «закаливание» предполагает, прежде всего, диагностирование волевой готовности к формированию психологической устойчивости к воздействию социального окружения, созданию условий для самореализации личности через преодоление трудностей социального взаимодействия. Стимулирование самосознания и самопознания в тех отношениях, которые формируют личностную позицию и выбор способов адекватного поведения в различных ситуациях, а также самоанализа собственного поведения, действий и поступков в критических ситуациях [1, 26, 34].

• Принцип интеграции и дифференциации совместной деятельности объекта и субъекта воспитательного процесса. Данный принцип предполагает развитие и стимулирование индивидуальной инициативы и ответственности перед самим собой и обществом.

Реализация этого принципа достигается через совместное определение целей и задач, поставленных перед педагогом и учащимся в организации их совместной воспитательной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи в различных ситуациях воздействия социальной среды [13, 22, 35].

• Принцип эвристической среды предполагает доминирование творческой деятельности в школьном и внешкольном социальном окружении, при котором творчество рассматривалось бы учащимися и педагогами как универсальный показатель оценки эффективности совместной коллективной деятельности.

Реализация данного принципа достигается через создание педагогических условий в организации учебной и внеучебной деятельности с целью поддержки различных инициатив, направленных на достижение общественно значимых задач, способствующих саморазвитию и самореализации индивидуальности каждого участника педагогического процесса [2, 10, 29, 37].

Выводы. Таким образом, единство и целостность воспитательного процесса основывается на взаимодействии социальных институтов в их совместной деятельности по организации воспитательной работы, направленной на гармоничное развитие всех сфер человеческой личности, отражающей его образ жизнедеятельности и систему ценностных отношений к различным сторонам общественной жизни.

Закономерности осуществления воспитательного процесса проявляются через принципы построения воспитательной работы.

Реализация данных закономерностей и принципов воспитательного процесса в совместной педагогической деятельности является важным фактором развития и саморазвития всесторонне гармонично развитой личности, готовой к самореализации в различных сферах.

Литература:

1. Анисимова А.Е., Гордеев К.С., Жидков А.А., Слюзнева К.В., Закунова Е.Д. Закономерности и принципы воспитательного процесса // Современные научные исследования и инновации. - 2019. - № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/05/89785 (дата обращения: 01.07.2021).

2. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Алексеева Н.И. Педагогические условия формирования спортивной культуры учащейся молодежи в процессе спортивно ориентированного физического воспитания // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-21. - С. 4750-4754.

3. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Антонова Т.В. Лингвистический подход к проблеме унификации терминологической лексики в теории физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 5. - С. 11.

4. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Бобырев Н.Д. Педагогические закономерности и дидактические принципы обучения студентов избранному виду спорта в процессе формирования спортивной культуры личности // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 1. - С. 67.

5. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Бобырев Н.Д. Теоретико-методологические аспекты спортивной культуры личности // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-25. - С. 5655-5659.

6. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Дедловская М.В. Экспериментальное исследование уровня развития аксиологического компонента спортивной культуры личности в процессе формирования положительного ценностного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 9-3. - С. 475-479.

7. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Игошин В.Ю. Развитие интеллектуального компонента спортивной культуры студентов в процессе интеграции учебно-тренировочной и соревновательной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 12. - С. 21.

8. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Игошина Н.В. Развитие когнитивного компонента спортивной культуры студентов в процессе активизации учебно-познавательной деятельности в избранном виде спорта // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 3. - С. 38.

9. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Игошина Н.В. Развитие коммуникативного компонента спортивной культуры студентов в процессе интеграции учебного процесса и спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 8. - С. 76.

10. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Кисапов Н.Н. Характеристика видов физкультурно-спортивной деятельности студентов // Образование и саморазвитие. - 2012. - № 4 (32). - С. 113-118.

11. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Леженина С.В. Развитие мотивационного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 5. - С. 9.

12. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Миннахметова Л.Т. Исследование уровня развития личностно-поведенческого компонента спортивной культуры в процессе личностно ориентированного физического воспитания студентов // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 5-2. - С. 329-333.

13. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Мугаллимова Н.Н. Единство и взаимосвязь учебной, учебно-тренировочной и соревновательной деятельности студентов в процессе формирования спортивной культуры личности // Фундаментальные исследования. - 2015.- № 2-24. - С. 5493-5497.

14. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Мугаллимова Н.Н. Экспериментальное исследование уровня развития операционного компонента спортивной культуры студентов в процессе обучения избранному виду спорта // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 9-2. - С. 264-268.

15. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Норден А.П. Экспериментальное исследование уровня развития рефлексивного компонента спортивной культуры личности в процессе формирования ценностно-смысловых ориентаций студентов к самостоятельной организации спортивного стиля жизни // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 5. - С. 253.

16. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Русакова С.С. Экспериментальное исследование уровня развития информационного компонента спортивной культуры студентов в процессе учебно-познавательной физкультурно-спортивной деятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2016. -№ 4. - С. 186.

17. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Садыкова С.В. Экспериментальное исследование уровня развития креативного компонента спортивной культуры личности в процессе познавательной физкультурно-спортивной деятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6. - С. 286.

18. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Софронов И.Л. Сущность и содержание физической культуры личности // Образование и саморазвитие. - 2012. - № 2 (30). - С. 139-146.

19. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Фазлеев Н.Ш. Развитие информационного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2019.

- № 8. - С. 56.

20. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Файзрахманов И.И. Исследование уровня развития физического компонента спортивной культуры личности в процессе спортивно ориентированного физического воспитания студентов на основе циклических видов спорта // Современные наукоемкие технологии. - 2016. -№ 9-1. - С. 103-107.

21. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Халиуллин Р.С., Евграфов И.Е. Деятельностный подход к исследованию проблемы формирования спортивной культуры студентов в процессе обучения в вузе // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 2. - С. 133.

22. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Чапурин М.Н. Развитие операционного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2019.

- № 10. - С. 11.

23. Бурцев В.А., Драндров Г.Л., Боровик С.Г. Теоретическая модель спортивной культуры личности // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-17. - С. 3816-3820.

24. Бурцев В.А., Зорин С.Д., Лащенов В.И. Исследование эффективности формирования ценностного отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008. - № 5. - С. 16.

25. Бурцев В.А., Софронов И.Л., Тумаров К.Б. Сущность и содержание спортивной культуры личности // Образование и саморазвитие. - 2011. - № 6 (28). - С. 119-125.

26. Бурцев В.А., Чапурин М.Н., Симзяева Е.Н., Кильнесов В.М., Никоноров В.Т., Халиуллин Р.С., Данилова Г.Р., Невмержицкая Е.В., Евграфов И.Е., Садыкова С.В. Исследование эффективности экспериментальной методики обучения техническим элементам в волейболе в процессе спортивно-ориентированного физического воспитания студентов // Современные проблемы науки и образования. - 2017.

- № 4. - С. 140.

27. Бурцев В.А., Шамгуллин А.З., Бурцева Е.В. Оптимизация предстартовых психических состояний тренера и спортсмена в условиях соревновательной деятельности // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 4. - С. 82-87.

28. Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Чапурин М.Н. Диагностика двигательной одаренности детей на первичном этапе спортивного отбора // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 6. - С. 54.

29. Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Чапурин М.Н., Мугаллимова Н.Н., Халиуллин Р.С., Мартынова А.С. Теоретическое обоснование экспериментальной методики обучения техническим элементам в волейболе при организации учебно-познавательной игровой деятельности студентов в процессе спортивно ориентированного физического воспитания // Проблемы современного педагогического образования. - 2017.

- № 56-6. - С. 39-47.

30. Драндров Г.Л., Авксентьев Е.Н., Бурцев В.А. Характеристика готовности студентов к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности // Фундаментальные исследования. -2014. -№ 9-11. - С. 2550-2555.

31. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Теория и методика подготовки будущих учителей физической культуры к профессиональной творческой деятельности. - Чебоксары, 2014.

32. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Зорин С.Д. Программное обеспечение спортивно ориентированного воспитания учащихся // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008. - № 6. - С. 16-18.

33. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Шамгуллин А.З. Сущностно-содержательная характеристика физкультурной компетентности студентов // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 11-4. - С. 767-771.

34. Драндров Г.Л., Хворонова Г.В., Бурцев В.А. Сущность и содержание спортивной ориентации как личностной характеристики юных спортсменов // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 9-8. -С. 1836-1839.

35. Захарова Г.П., Баранова Э.А., Васильева Н.Н., Дерябина М.Ю., Семенова Т.Н., Парфенова О.В., Велиева С.В., Гусева Т.С., Иванова Н.В., Никоноров В.Т., Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Варламова М.Е., Ильина Л.Л., Быкова О.Н., Мустафина А.Р., Викторова Е.И. Инновации в дошкольном образовании: Учебное пособие / Под общей редакцией Г.П. Захаровой. - Москва, 2014.

36. Зорин С.Д., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Показатели социально-психологического климата в коллективе и критерии привлекательности бригадных форм работы тренеров по легкой атлетике // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 6-1. - С. 170-174.

37. Мартынова А.С., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Формирование ценностных ориентаций к спортивной тренировке у юных хоккеистов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 4. - С. 100-105.

38. Софронов И.Л., Драндров Г.Л., Бурцев В.А. Формирование спортивной культуры студентов на основе спортивных игр // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. - 2012. - № 1. - С. 79-87.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

39. Чапурин М.Н., Симзяева Е.Н., Бурцев В.А. Физкультурно-спортивная деятельность студентов вуза как специфический вид активности // Вестник Российского университета кооперации. - 2014. - № 1 (15). -С. 76-80.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления образованием Мусаева Испаният Пахрутдиновна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); кандидат филологических наук, доцент кафедры чеченской филологии Расумов Ваха Шаманович ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», (г. Грозный); старший преподаватель кафедры огневой подготовки Ордоков Мирзабек Хаутиевич

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)

ПОТЕНЦИАЛ ПРИМЕНЕНИЯ КЕЙС-МЕТОДА В ИЗУЧЕНИИ ВОПРОСОВ ПРАВА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье выявлен потенциал применения кейс-метода в изучении вопросов права при реализации программ высшего образования. Сделан вывод о том, что метод «case-study» дает возможность применять теоретические знания для того, чтобы решать задачи практического характера. Типология кейс-метода указывают на его многофункциональность и высокую эффективность. Интеграция в кейс-метод и взаимодействие внутри него других обучающих техник, таких как моделирование, системный анализ, мысленный эксперимент, описание, проблемный метод, метод классификации, различные игровые методы, «мозговой штурм», дискуссия, ещё раз подчёркивают универсальность данной педагогической технологии.

Ключевые слова: кейс-метод, право, высшее образование, студент.

Annotation. The article reveals the potential of using the case method in the study of legal issues in the implementation of higher education programs. It is concluded that the "case-study" method makes it possible to apply theoretical knowledge in order to solve practical problems. The typology of the case method indicates its versatility and high efficiency. Integration of other teaching techniques into the case method and interaction within it, such as modeling, systems analysis, thought experiment, description, problem method, classification method, various game methods, "brainstorming", discussion, once again emphasize the universality of this pedagogical technology.

Keywords: case method, law, higher education, student.

Введение. Учитывая потребность рынка труда в обеспечении его конкурентоспособными специалистами, в России на протяжении последних десятилетий происходит модернизация образования. В связи с этим в российском образовании произошла смена консервативной знаниевой парадигмы на современную компетентностную.

Анализ интернет-ресурсов по поиску работы в России показал, что одними из самых распространённых требований работодателей, предъявляемых соискателю вакансии, выступают: владение компьютерными технологиями, творческий подход к работе и способность трудиться в условиях многозадачности. К личностным качествам, необходимым современному специалисту той или иной отрасли работодатели относят энергичность, коммуникабельность, обучаемость, ориентацию на клиента. К профессиональным навыкам - навык публичных выступлений, а так же навык объяснения сложных вещей доступным языком. Иными словами, современный рынок труда нуждается в квалифицированных, конкурентоспособных кадрах, способных работать в разнообразных направлениях и выдерживать высокую нагрузку.

Также одним из нечастых, но представляющих интерес требований, предъявляемых к соискателям вакансии «учитель» (преподаватель), является «умение использовать коммуникативные методики преподавания».

Специалисты обращают внимание на то, что инновационный подход к образованию напрямую способствует воспитанию гибкого и мобильного работника. Главной задачей современного студента становится овладение современными технологиями в области выбранной профессии, выработка умения своевременно подстраиваться под непрерывно меняющиеся условия профессиональной деятельности.

В настоящее время в образовательной среде активно используется широкая палитра методов обучения. Есть некоторые из них, которые заявили о себе не так давно. Среди этих методов можно упомянуть дидактические и деловые игры, метод проектов, баскет-метод, кейс-метод, «перевёрнутый класс», «круглый стол», «мозговой штурм», дебаты и другие. Достоинствами вышеуказанных методов, по мнению специалистов, являются: высокое мотивационное начало процесса обучения; наличие обратной связи от обучаемого к преподавателю; поощрение активного участия каждого в учебном процессе; более эффективное усвоение учебного материала; формирование у обучающихся собственного мнения и отношения; формирование жизненных навыков [3].

Изложение основного материала статьи. Традиционные формы обучения позволяют студентам приобрести опыт решения задач чётко сформулированных. Однако в профессиональной практике эти самые задачи могут осложняться рядом сопутствующих факторов, которые заранее не будут учтены. К ним могут относиться недостаток времени, психологический климат коллектива, индивидуальные интересы отдельных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.