Научная статья на тему 'Инновационные формы привлечения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов к физкультурно-спортивной деятельности'

Инновационные формы привлечения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов к физкультурно-спортивной деятельности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
799
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SPORTS ACTIVITY / ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / PERSONS WITH LIMITED OPPORTUNITIES OF HEALTH / ИНВАЛИДЫ / DISABLED PEOPLE / ПРОЕКТ / PROJECT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бурцев Владимир Анатольевич, Черенщиков Александр Геннадьевич, Герасимов Евгений Александрович

В статье представлен авторский проект «Спорт, доступный каждому!», разработанный с целью развития инновационных форм привлечения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов к физкультурно-спортивной деятельности. Социализирующая функция физкультурно-спортивной деятельности создает благоприятные психологические условия для успешной интеграции людей с ограниченными возможностями в социокультурную сферу, способствует приобретению общественно значимого статуса, формированию перспективного жизненного пространства и дополнительных ресурсов жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Бурцев Владимир Анатольевич, Черенщиков Александр Геннадьевич, Герасимов Евгений Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE FORMS OF INVOLVEMENT OF PERSONS WITH LIMITED OPPORTUNITIES OF HEALTH AND DISABLED PEOPLE TO SPORTS ACTIVITY

The author''s project "Sport Available to Everyone!" for the purpose of development of innovative forms of involvement of persons with limited opportunities of health and disabled people to sports activity is presented in article. The socializing function of sports activity creates favorable psychological conditions for successful integration of physically disabled people into the sociocultural sphere, promotes acquisition of the socially significant status, formation of perspective vital space and additional resources of activity.

Текст научной работы на тему «Инновационные формы привлечения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов к физкультурно-спортивной деятельности»

• отвечает требованиям личностно ориентированного подхода к обучению;

• предполагает использование в учебном процессе наиболее простых и понятных обучающих структур, таких как:«раундтэйбл», «классбилдинг», «тимбилдинг», «конэрс», «таймдпэашэа», «эй ай гард», «куизкуиз трейд», «стезе класс».

Выводы. Таким образом, обобщая результаты экспериментального исследования можно заключить, что применение Сингапурской системы обучения помогает раскрыться учащимся с новой стороны, так как главный на уроке сам ученик и его деятельность, а учитель - помощник, наставник. Новые методы развивают личность каждого ученика - логическое и творческое мышление, а также повышают эмоциональный фон урока физической культуры.

Литература:

1. Золотухина И.А., Дедловская М.В. Повышение качества подготовки по физическому воспитанию посредством внедрения новых форм занятий по дисциплине «Прикладная физическая культура» // Мир науки, культуры, образования. - 2016. - № 4 (59). - 82-85.

2. Мугаллимова Н.Н. Двигательная активность как средство первичной профилактики подростковой наркомании // Психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2010. - № 1 (14). - С. 75-83.

3. Погудин С.М., Лисовский А.Ф., Фонарев Д.В. Физическое развитие учащихся в условиях социально-экономических реформ и спортизации физического воспитания // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2006. - № 3. - С. 38-41.

4. Рябышева С.С., Миннахметова Л.Т., Миннахметов Р.Р. Развитие силовых способностей детей среднего и старшего школьного возрастов // Физиологические и биохимические основы и педагогические технологии адаптации к разным по величине физическим нагрузкам. Материалы II Международной научно-практической конференции, посвященной 40-летию Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма. - 2014. - С. 470-472.

5. Сухих А.Г., Фонарев Д.В. Внедрение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в практику физического воспитания // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 4. - С. 60-64.

6. Фонарев Д.В. Пути преобразования муниципальной системы физического воспитания в организационно-управленческую структуру спортивно ориентированного образования // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2005. - № 5. - С. 19-22.

7. Фонарев Д.В. Модернизация системы управления спортивно ориентированным физическим воспитанием школьников на примере г. Чайковский // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2009. - № 2. - С. 87-91.

8. Фонарев Д.В., Сухих А.Г. Личностно-ориентированный подход и его обоснование на примере физического воспитания в основной школе // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 12 (130). - С. 274-277.

9. Фонарев Д.В., Фонарева Е.А. Психофизические исследования индивидуальных различий у школьников // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. - 2015. - Т. 15. - № 2. - С. 11-15.

Педагогика

УДК 796.332.015.12

кандидат педагогических наук, доцент Бурцев Владимир Анатольевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); старший преподаватель Черенщиков Александр Геннадьевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); старший преподаватель Герасимов Евгений Александрович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань)

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДОВ К ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье представлен авторский проект «Спорт, доступный каждому!», разработанный с целью развития инновационных форм привлечения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов к физкультурно-спортивной деятельности. Социализирующая функция физкультурно-спортивной деятельности создает благоприятные психологические условия для успешной интеграции людей с ограниченными возможностями в социокультурную сферу, способствует приобретению общественно значимого статуса, формированию перспективного жизненного пространства и дополнительных ресурсов жизнедеятельности.

Ключевые слова: физкультурно-спортивная деятельность, лица с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды, проект.

Annotation. The author's project "Sport Available to Everyone!" for the purpose of development of innovative forms of involvement of persons with limited opportunities of health and disabled people to sports activity is presented in article. The socializing function of sports activity creates favorable psychological conditions for successful integration of physically disabled people into the sociocultural sphere, promotes acquisition of the socially significant status, formation of perspective vital space and additional resources of activity.

Keywords: sports activity, persons with limited opportunities of health, disabled people, the project.

Введение. Увеличение количества лиц с инвалидностью, обусловленное эколого-биологическими и техногенными факторами, локальными военными конфликтами, ростом дорожно-транспортных происшествий, а также несоответствием условий профессионально-трудовой занятости, актуализирует

проблему их вовлеченности в регулярную физкультурно-спортивную деятельность, которая является наиболее действенным средством в плане физической, психологической и социальной реабилитации данной категории населения [5, 6].

Социализирующая функция физической культуры и спорта создает благоприятные психологические условия для успешной интеграции людей с ограниченными возможностями в социокультурную сферу, способствует приобретению общественно значимого статуса, формированию перспективного жизненного пространства и дополнительных ресурсов жизнедеятельности.

В связи с этим все более очевидным становится необходимость использования имеющихся и разработки инновационных механизмов социально-двигательной реабилитации в процессе самореализации и самоутверждения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Физкультурно-спортивная деятельность (далее - ФСД) позволяет данной группе населения не только преодолевать функциональные, социальные и психологические барьеры, но и способствует саморазвитию, воспитанию таких личностно значимых свойств, как инициативность и целеустремленность, ситуационное лидерство и коммуникабельность, стрессоустойчивость и жизнестойкость.

Теоретико-методологическую базу нашего теоретического исследования составили концептуальные идеи: социальной интеграции человека с ограниченными возможностями в процессе физкультурно-спортивной деятельности (С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова); современного трактования общей теории адаптации (Д.В. Ольшанский, М.А. Шабанова, Г.Г. Овчинникова); гуманизации адаптивного спорта (С.П. Евсеев, В.И. Столяров), тренировки спортсменов-инвалидов (В.П. Жиленкова, Ю.И. Портных).

Адаптивная физическая культура (АФК) является частью физической культуры, использующей комплекс эффективных средств физической реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (Федеральный закон о физической культуре и спорте в РФ от 04.12.2007 № 329-Ф3). Для инвалидов жизненно необходимыми являются занятия физическими упражнениями, так как они естественным образом интегрируют одновременное решение задач физической, медицинской и социальной реабилитации (С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова, 2000) [1, 7].

Спорт инвалидов (адаптивный спорт), как вид адаптивной физической культуры, направлен не только на физическую реабилитацию указанной категории людей, но и, в первую очередь, на их адаптацию к нормальной социальной среде, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества. Адаптивный спорт выступает важным компонентом деятельностного механизма эффективной самореализации людей с инвалидностью, позволяет им включаться в общественные отношения в качестве уникальных, автономных и значимых субъектов, обеспечивает удовлетворение потребностей в общении, формирует навыки социальной адаптации за счет компенсации, актуализации, прежде всего, их коммуникативной и творческой деятельности

Социализирующее влияние спорта на людей с ограниченными возможностями осуществляется на уровне, как первичной социализации, так и вторичной. Причем граница между ними носит ситуативный и неопределенный характер. Более сложен и напряжен процесс ресоциализации, поскольку он предполагает не просто приобретение новых социальных ролей, а еще и ломку старых, учитывая, что происходит он на фоне трудной жизненной ситуации [2].

Занятия адаптивным спортом увеличивают возможности социализации, а успехи на этом поприще зачастую существенно повышают социальный статус спортсмена-инвалида, расширяют его жизненные перспективы. Также очевидно, что активная двигательная реабилитация способствует формированию таких личностных качеств, как уверенность в себе, устойчивость к стрессовым факторам, воля к достижению цели, навыки лидерства. Все это в сочетании с тем обстоятельством, что спортсмен-инвалид приобретает известность хотя бы на региональном уровне, создает дополнительные предпосылки расширения социальной реализации его пространственной мобильности.

Инклюзивный спорт - это включенность человека с ограниченными возможностями здоровья в общее спортивное движение без учета нозологической группы и «скидок» на общее состояние организма. У данной разновидности спорта имеется ряд определенных преимуществ: дополнительная социальная интеграция во внешнюю среду; поднятие у лиц с ограниченными возможностями здоровья личного «авторитета» в собственных глазах, способность поверить в свои силы; повышенное чувство толерантности и человечности со стороны соперников.

Согласно П. Бергеру и Т. Лукману «в процессе вторичной социализации биологические ограничения становятся менее важными для последовательности процесса обучения, которая теперь устанавливается в терминах внутренних свойств, приобретаемого знания, то есть в терминах основополагающей структуры этого знания». Одну из важнейших ролей в управлении данным процессом может сыграть физическая культура и спорт [1]. Правительством предпринимаются кардинальные меры нормативно-правового, организационно-управленческого, материально-технического и научно-методического характера для улучшения состояния психофизического здоровья современных молодых людей. При этом особая роль отведена сфере физической культуры и спорта, созидательная роль и значительный социокультурный ресурс которой все чаще используются в решении проблемы вовлечения лиц с отклонениями в состоянии здоровья в активную двигательную деятельность, оказывая глубокое воздействие на сущностные качества человека, развивая его физически и духовно, формировании ценностей здорового образа жизни, реализации задач по профилактике социально-негативных явлений в молодежной среде. В указанной связи среди стратегических целевых ориентиров государственной физкультурно-спортивной политики обозначено увеличение к 2020 г. доли молодых людей, систематически занимающихся физической культурой и спортом до 80 процентов. При этом молодежь с отклонениями и ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) остается в большинстве случаев в стороне от массового студенческого спортивного движения. Значительная часть данной категории студентов практически не посещает как обязательные занятия по физической культуре, так и спортивные секции, и дополнительные спортивные занятия. Необходимость совершенствования физического воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов и привлечение их к занятиям спортом стимулировала развитие свежих форм и направлений социальной политики в сфере интеграции, реабилитации и поддержки людей с особыми потребностями. В связи с этим, возникает острая потребность в открытии новых, основанных на современных спортивно-педагогических технологиях, проектов, в которых реально были бы реализованы права людей с ограниченными возможностями здоровья,

и, одновременно способствующих формированию адекватного отношения здоровой молодежи к совместной деятельности в адаптивных инклюзивных программах. Этот факт обуславливает значимость проекта, являющегося инновационным для Республики Татарстан. Форматы запланированных в рамках проекта мероприятий позволят обеспечить максимальные возможности свободного доступа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в молодежную физкультурно-спортивную среду [3, 4].

Результаты исследования и их обсуждение. С целью развития инновационных форм привлечения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов к физкультурно-спортивной деятельности Поволжской государственной академией физической культуры, спорта и туризма совместно с Татарской республиканской организацией Всероссийского общества инвалидов был разработан и внедрен проект «Спорт, доступный каждому!». Ведущей идеей данного проекта является уверенность в том, что физкультурно-спортивная деятельность должна осуществляться с максимально возможной интеграцией инвалидов и здоровых.

Цель Проекта - социальная интеграция людей с ограниченными возможностями здоровья в общество на основе взаимодействия с представителями учащейся молодежи посредством физкультурно-спортивной деятельности с целью достижения ими определенного общественного статуса и утверждения личностной значимости.

Задачи Проекта:

- обеспечивать людям с ограниченными возможностями здоровья возможность участия в спортивных мероприятиях наравне со здоровыми людьми;

- содействовать обеспечению эффективного и рационального использования имеющейся материально-технической базы, спортивного инвентаря и оборудования, а также безопасности во время проведения спортивно-реабилитационных занятий и мероприятий;

- способствовать поддержке и развитию связей с общественностью, спортивными, культурными, молодежными и иными организациями, а также деловыми кругами, выступающими за дальнейшее совершенствование и поднятие на новый уровень физкультурно-спортивного движения инвалидов;

- преодолеть информационно-коммуникативные барьеры, вызванные нарушением здоровья, обеспечить доступность информации о возможности занятий спортом для людей с ограниченными возможностями здоровья;

- оптимизировать результаты судейской и соревновательной практики студентов и активистов ТРО ВОИ;

- интегрировать участников проекта в волонтерское движение;

- способствовать распространению, диссеминации и тиражированию имеющегося физкультурно-спортивного опыта.

На базе ФГБОУ ВО «Поволжская ГАФКСиТ» создан инклюзивный спортивно-реабилитационный центр «Вертикаль» и организована социально-педагогическая среда для совместной спортивной деятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья и студентов (рисунок).

Рисунок. Объективные предпосылки создания центра АФК в Республике Татарстан

Основной задачей работы Центра является установление и поддержание социального партнерства и физкультурно-спортивного сотрудничества с различными учреждениями и организациями.

Деятельность Центра направлена на создание условий для проведения совместных культурно-спортивных мероприятий, физкультурно-оздоровительных и тренировочных занятий по различным видам спорта: баскетбол на колясках, настольный теннис, туризм, танцы на колясках (спортивно-хореографические композиции) и др. Инновационными направлениями стали развитие и популяризация в Республике Татарстан: - НСИ (настольных спортивных игр Джакколо, Новус, Шаффлборд); - адаптированной программы туризма и спортивного ориентирования для колясочников-«одиночек» и «экипажей» (колясочник и здоровый человек); - стрельба из пневматического пистолета, фигурная езда на активной коляске, дартс; организована совместная подготовка к судейству соревнований и судейская практика; большая часть участников проекта включена в студенческое спортивное движение; разработаны разнообразные формы участия студентов Академии в совместных тренировках и соревнованиях с инвалидами, учащимися специальных (коррекционных) школ, детьми с ДЦП.

В работе Центра запланированы и реализуются показательные программы, мастер-классы и научно-практические семинары, проведение совместных спортивно-культурных программ, тренингов и др. новых форм сотрудничества и деятельности, в которых будут задействованы более 800 человек с различным уровнем психофизического здоровья и социальным статусом. В качестве ожидаемых результатов запланировано увеличение количества лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидностью, вовлеченных в активную совместную со студентами спортивную, судейскую, инструкторскую и волонтерскую деятельность.

Выводы. Таким образом, качественные результаты реализации Проекта будут способствовать созданию системы социально-спортивной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья в Республике Татарстан, в целях более полного удовлетворения потребностей инвалидов в двигательной активности, физкультурно-спортивных мероприятиях, социальной и психологической реабилитации; обеспечению доступной физкультурно-спортивной среды для инвалидов Республики в целях наиболее полного развития способностей и их максимальной интеграции в общество; развитию инклюзивного спортивно-реабилитационного Центра «Вертикаль» как новой эффективной формы физкультурно-спортивного взаимодействия учащейся молодежи и людей с ограниченными возможностями здоровья; поднятию значимости и развитию адаптивных видов спорта, в том числе в инклюзивных формах; оптимизации судейской, соревновательной и волонтерской практики студентов.

Литература:

1. Баширова Д.М., Бурцева Е.В. Нетрадиционные средства развития игрового внимания спортсменов, занимающихся настольным теннисом // В сборнике: Международные спортивные игры "Дети Азии" - фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва Материалы международной научной конференции, посвященной 20-летию I Международных спортивных игр «Дети Азии» и 120-летию Олимпийского движения в стране. Под общей редакцией М.Д. Гуляева. - 2016. - С. 185-186.

2. Бурцева Е.В., Игошина Н.В., Игошин В.Ю. Экспериментальное исследование особенностей морфофункционального состояния женщин среднего возраста, занимающихся оздоровительной физической культурой // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-6. - С. 1284-1288.

3. Лекомцева Д.В., Бурцева Е.В. Сравнительный анализ особенностей физического воспитания в России и Соединённых штатах Америки // В сборнике: Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма Материалы V Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов. Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма. - 2017. - С. 479-482.

4. Парфенова, Л.А. Инновационные формы и долгосрочные программы привлечения молодежи с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов к занятиям физической культурой и спортом: монография / Л.А. Парфенова, И.Н. Тимошина// Казань: Поволжская ГАФКСиТ. - 2016. - 123 с.

5. Парфенова, Л.А. Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья в социокультурное пространство средствами физкультурно-спортивной деятельности/ Л.А. Парфенова, И.Н. Тимошина // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. Российский электронный научный журнал. - 2014. - №3 (32). - С. 123-127.

6. Парфенова Л.А. Социальная интеграция молодых людей с ограниченными возможностями здоровья физкультурно-спортивными средствами / Л.А. Парфенова, Т.В. Швецова // Теория и практика физической культуры и спорта. - М., 2014. № 12. С. 70.

7. Stenina K.V., Kuzmin K.V., Burtseva E.V., Volchkova V.I. Development of coordination abilities in preschool children // В сборнике: Проблемы и перспективы физического воспитания, спортивной тренировки и адаптивной физической культуры материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. ФГБОУ ВО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма». - 2016. - С. 1062-1063.

Педагогика

УДК 796.332.015.12

кандидат педагогических наук, доцент Бурцева Евгения Валентиновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент Бурцев Владимир Анатольевич Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент Игошина Нелли Витальевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева» (г. Чебоксары)

ИССЛЕДОВАНИЕ КОГНИТИВНОГО КОМОПОНЕНТА СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ИЗБРАННЫМ ВИДОМ СПОРТА (НА ПРИМЕРЕ ИГРЫ БАДМИНТОН)

Аннотация. В статье представлены экспериментальные результаты исследования когнитивного компонента спортивной культуры студентов в процессе занятий бадминтоном. Современные тенденции развития системы высшего образования требуют новых подходов к осуществлению образовательной деятельности студентов в сфере физической культуры и спорта. Авторами раскрываются сущностно-содержательная характеристика когнитивных способностей, под которыми понимается совокупность психических процессов, обеспечивающих адекватное отражение в сознании человека окружающего мира.

Ключевые слова: когнитивный компонент, когнитивные способности, качества мышления, спортивная культура студентов, бадминтон.

Annotation. Experimental results of a research of a cognitive component of sports culture of students in the course of the occupations by badminton are presented in article. Current trends of development of system of the higher education demand new approaches to implementation of educational activity of students in the sphere of physical culture and sport. Authors reveal the intrinsic and substantial characteristic of cognitive abilities which are understood as set of the mental processes providing adequate reflection in consciousness of the person of the world around.

Keywords: cognitive component, cognitive abilities, qualities of thinking, sports culture of students, badminton.

Введение. Анализ и обобщение научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования когнитивных способностей студентов в процессе занятий избранным видом спорта свидетельствует о недостаточной разработанности вопроса взаимосвязи когнитивной сферы интеллектуального развития личности с эффективностью осуществляемой ею спортивной деятельности [1, 2, 3].

В самом широком смысле под когнитивными способностями понимается совокупность психических процессов (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь, эмоции, чувства, воля), обеспечивающих адекватное отражение в сознании человека окружающего мира. В узком смысле, применительно к специфике физкультурно-спортивной деятельности, понимается комплекс познавательных процессов, обеспечивающих, с одной стороны, эффективность учебно-тренировочной деятельности, с другой, результативность соревновательной деятельности в избранном виде спорта [4].

Таким образом, эффективность учебно-тренировочной и результативность соревновательной деятельности определяется уровнем развития психических процессов, обеспечивающих познавательную функцию в сфере перцепции, интеллекта и психомоторики.

Перцептивные качества (широта поля зрения, быстрота восприятия изменения ситуации, предметность, структурность, апперцептивность, константность, избирательность, осмысленность восприятия) проецируют операции, связанные с восприятием поступающей информации; интеллектуальные способности (быстрота оперативного мышления, точность оперативной двигательной памяти) сопряжены с оценкой ситуации и оперативностью принятия оптимально взвешенного решения; психомоторные способности (тонкая регуляция движений, дифференциация и скорость реакции распознавания движущихся объектов, слежение за объектом, ловкость рук и пальцев, устойчивость руки, теппинг, быстрота и точность сенсомоторных реакций, точность сенсомоторной координации, быстрота движений) обеспечивают реализацию поставленной цели [3].

Ведущей идеей, определяющей теоретические подходы к исследованию когнитивных способностей индивидуума, является концепция интеллектуального развития личности через создание в управляемом образовательном процессе необходимых и достаточных условий, обеспечивающих эффективное осуществление различных видов физкультурно-спортивной деятельности (неспециальное физкультурное образование, спорт, адаптивная физическая культура, физическая рекреация, двигательная реабилитация) с целью развития познавательного потенциала спортивной культуры студентов [1]. Одним из перспективных направлений психолого-педагогических исследований является разработка новых научно-обоснованных методик развития когнитивных способностей студентов, обеспечивающих повышение эффективности познавательной деятельности в избранном виде спорта с целью формирования спортивной культуры личности.

Под спортивной культурой личности мы понимаем целостную (холистический подход), системно-организованную (системный подход) и личностно-обусловленную (личностно ориентированный подход) характеристику человека, как субъекта спортивной деятельности (деятельностный подход), адекватную ее целям и содержанию (структурно-содержательный подход), и обеспечивающую личностное присвоение и создание ценностей спорта (аксиологический подход) как социокультурного феномена (культурологический подход). Особая системообразующая роль в структуре спортивной культуры личности (мотивационный, информационный, физический, операционный, аксиологический, аффективный, рефлексивный, конативный, креативный компоненты) принадлежит когнитивному компоненту, обеспечивающему функционирование психических процессов и реализацию познавательной функции студентов в избранном виде спорта.

Таким образом, содержание когнитивного компонента спортивной культуры студентов составляет комплекс психических процессов, обеспечивающих познавательную функцию личности как субъекта физкультурно-спортивной деятельности с целью формирования спортивной культуры личности в избранном

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.