Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТИРОВАННОСТИ СЕМЕЙ НА ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА'

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТИРОВАННОСТИ СЕМЕЙ НА ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
51
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ / САМООБСЛУЖИВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТИРОВАННОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рапопорт Л.А., Дубровина Н.А., Токарская Л.В., Тенкачева Т.Р.

Цель исследования - определить влияние социально-психологической адаптированности семей на двигательное развитие детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Методика и организация исследования. В эксперименте приняли участие 122 ребенка и столько же родителей. Было использовано семь методик, в том числе два авторских опросника мониторинга формирования двигательных навыков и навыков самообслуживания. В ходе исследования проводилась работа по повышению уровня социально-психологической адаптированности семьи, через обучение проведению занятий по адаптивной физической культуре с детьми, консультирование по различным вопросам воспитания и образования детей дошкольного возраста с НОДА и реализацию трех тренинговых программ для детей и родителей. Результаты исследования и выводы. В ходе работы по повышению реабилитационного потенциала семей из контрольной группы удалось добиться прироста в части двигательных навыков на 2,19 балла, а навыки самообслуживания в среднем составили 9,65 балла по группе. Полученные данные могут быть использованы специалистами по адаптивной физической культуре в дошкольных образовательных организациях, реабилитационных центрах и других учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Рапопорт Л.А., Дубровина Н.А., Токарская Л.В., Тенкачева Т.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTOR PROGRESS FACILITATING SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTION MODEL FOR PRESCHOOLERS WITH MUSCULOSKELETAL DISORDERS AND THEIR FAMILIES

Objective of the study was to test and analyze benefits of a new motor-progress-facilitating socio-psychological adaption model for the musculoskeletal-disorders-diagnosed preschoolers and their families. Methods and structure of the study. We sampled for the motor-progress-facilitating socio-psychological adaption model testing experiment the musculoskeletal-disorders-diagnosed children and their family members (n=122+122). Progress of the sample was tested by seven survey methods, including two questionnaire surveys of our own design to rate the motor progress and self-serving skills. The experimental model was designed to advance the family socio-psychological adaption by three adaptive physical education courses for the children with the family counseling on every issue of the musculoskeletal-disorders-diagnosed child upbringing and training. Results and conclusion. The motor-progress-facilitating socio-psychological adaption model was tested to improve the family socio-psychological adaption resource, with the group motor skills tested to grow by 2.19 points and self-serving skills to 9.65 points on average. The model with the test data and analyses is recommended for application by the adaptive physical education specialist community in the preschool education, rehabilitation and other relevant establishments.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТИРОВАННОСТИ СЕМЕЙ НА ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА»

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОИ АДАПТИРОВАННОСТИ СЕМЕИ НА ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

УДК/UDC 372.32:376.2

Поступила в редакцию 03.12.2021 г.

Информация для связи с автором: rla66@mail.ru

Доктор педагогических наук, профессор Л.А. Рапопорт1 Кандидат психологических наук, доцент Н.А. Дубровина1 Кандидат психологических наук, доцент Л.В. Токарская1 Кандидат педагогических наук, доцент Т.Р. Тенкачева2

1Уральский федеральный университет (УрФУ), Екатеринбург 2Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург

MOTOR PROGRESS FAOiLiTATiNG S0CI0-PSYCH0L0GICAL ADAPTION MODEL FOR PRESCHOOLERS WITH MUSCULOSKELETAL DISORDERS AND THEIR FAMILIES

Dr. Hab., Professor L.A. Rapoport1 PhD, Associate Professor N.A. Dubrovina1 PhD, Associate Professor L.V. Tokarskaya1 PhD, Associate Professor T.R. Tenkacheva2

1 Ural Federal University (UrFU), Yekaterinburg

2 Ural State Pedagogical University, Yekaterinburg

Аннотация

Цель исследования - определить влияние социально-психологической адаптированности семей на двигательное развитие детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Методика и организация исследования. В эксперименте приняли участие 122 ребенка и столько же родителей. Было использовано семь методик, в том числе два авторских опросника мониторинга формирования двигательных навыков и навыков самообслуживания. В ходе исследования проводилась работа по повышению уровня социально-психологической адаптированности семьи, через обучение проведению занятий по адаптивной физической культуре с детьми, консультирование по различным вопросам воспитания и образования детей дошкольного возраста с НОДА и реализацию трех тренинговых программ для детей и родителей. Результаты исследования и выводы. В ходе работы по повышению реабилитационного потенциала семей из контрольной группы удалось добиться прироста в части двигательных навыков на 2,19 балла, а навыки самообслуживания в среднем составили 9,65 балла по группе. Полученные данные могут быть использованы специалистами по адаптивной физической культуре в дошкольных образовательных организациях, реабилитационных центрах и других учреждениях.

Ключевые слова: дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, двигательные навыки, самообслуживание, социально-психологическая адапти-рованность.

Abstract

Objective of the study was to test and analyze benefits of a new motor-progress-facilitating socio-psychological adaption model for the musculoskeletal-disorders-diagnosed preschoolers and their families. Methods and structure of the study. We sampled for the motor-progress-facilitating socio-psychological adaption model testing experiment the musculoskeletal-disorders-diagnosed children and their family members (n=122+122). Progress of the sample was tested by seven survey methods, including two questionnaire surveys of our own design to rate the motor progress and self-serving skills. The experimental model was designed to advance the family socio-psychological adaption by three adaptive physical education courses for the children with the family counseling on every issue of the musculoskeletal-disorders-diagnosed child upbringing and training.

Results and conclusion. The motor-progress-facilitating socio-psychological adaption model was tested to improve the family socio-psychological adaption resource, with the group motor skills tested to grow by 2.19 points and self-serving skills to 9.65 points on average. The model with the test data and analyses is recommended for application by the adaptive physical education specialist community in the preschool education, rehabilitation and other relevant establishments.

Keywords: children with musculoskeletal disorders, motor skills, self-serving skills, socio-psychological adaption.

Введение. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА) - это полиморфная как в клиническом, так и психолого-педагогическом развитии категория лиц. Причинами нарушений являются разнообразные заболевания и состояния, такие как детский церебральный паралич, полиомиелит, косолапость, кривошея, врожденный вывих бедра и другие деформации стоп, а также неправильное развитие позвоночника и позвоночных дисков, нарушения формы и функций конечностей, дефекты в развитии пальцев кисти, артрогрипоз, последствия травм, полиартрит и др. [2].

Важно заметить, что одним из главных в клинической картине этих заболеваний и нарушений является дефект двигательной системы, а именно задержка в формировании, развитии двигательных функций, а также их нарушение и полная утрата.

Цель исследования - определить влияние социально-психологической адаптированности семей на двигательное развитие детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Методика и организация исследования. В исследовании применялись: опросник Н. П. Фетискина «Диагностика

№3 • 2022 Март | March

http://www.teoriya.ru

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

2 а

с

га

^

О (и .с Н

реализации потребностей в саморазвитии» [8]; «Тест жизнестойкости» С. Мадди, адаптированный Д. А. Леонтьевым [3]; экспресс-диагностика состояния стресса К. Шрайнер [1]; тест «Адаптивные стратегии поведения» Н. Н. Мельниковой [4]; тест-опросник родительского отношения А. Я. Варги и В. В. Столина [5]; мониторинг формирования двигательных навыков [7]; карта оценки навыков самообслуживания [6]. В качестве экспериментальной базы выступил клуб по месту жительства «Надежда» г Екатеринбурга. В работе участвовали 122 ребенка с НОДА в возрасте от трех до семи лет и 122 родителя (из них - 116 матерей и шесть отцов). Родители являются неработающими. Дети и их родители были разделены на две группы: экспериментальную группу составляли 62 родителя и их дети, с которыми проводилось вмешательство по разработанной программе, контрольную - 60 родителей и их детей, посещающих только детский сад. Дети в обеих группах имели сохранный интеллект и двигательные нарушения средней и легкой степеней.

Средняя степень проявлений двигательных нарушений подразумевает нарушение мышечного тонуса, асимметрию развития тела, ограничение навыков самообслуживания, возможно также наличие гиперкинетических движений. Самостоятельная ходьба находится на стадии формирования, то есть дети могут передвигаться с помощью ходунков, тростей, держась за одну руку со взрослым, могут самостоятельно стоять. Навыки самообслуживания у детей формируются с большой задержкой.

Исследование включало констатирующий, формирующий и контрольный этапы. На констатирующем этапе исследования уровень сформированности двигательных навыков у детей с НОДА был преимущественно средним (60 детей), а у 44 детей - низким. Высокий уровень освоения двигательных навыков показали 18 человек, а навыков самообслуживания - 51 человек.

Корреляционный анализ выявил связи между переменными навыков детей и компонентами личностного потенциала родителей, такими как: «Стратегии поведения» и «Двигательные навыки (ДН)» ^=0,185, р=0,041), «Навыки самообслуживания (НС)» ^=0,235, р=0,008). Также были выявлены связи между стратегиями поведения родителей, двигательными навыками и навыками самообслуживания у детей: прямая связь между стратегией «Активное изменение среды» и «ДН» детей (Я=0,371), а «Активное изменение себя» - с «НС» (Я=0,189; р=0,036); обратная связь между стратегией поведения родителей «Уход из среды и поиск новой» с переменной «НС» (Я=-0,219, р=0,015), стратегией «Уход от контакта со средой и погружение во внутренний мир» с переменной «ДН» (Я=-0,365, р=0,000).

Полученные данные косвенно указывают на то обстоятельство, что примерно половина родителей детей с НОДА дают инфантильные поведенческие реакции, которые могут быть реактивными по отношению к ситуации наличия в семье такого ребенка. Об этом свидетельствует и прямая корреляционная связь между переменными «Пассивная презентация себя» и двигательными навыками у детей (Я=0,371, р=0,000). Соответственно, чем лучше развиты двигательные навыки ребенка, тем ярче выражена родительская позиция самопрезентации и самоутверждения. В целом такой стратегии придерживаются 94,3 % родителей.

Стратегия «Пассивное подчинение условиям среды» имеет обратную связь с «ДН» детей (Я=-0,306, р=0,000) -то есть, чем меньше родители будут зависеть от условий окружающей среды, тем выше будет динамика в двигательной сфере у детей. Эта стратегия характеризуется старательным избеганием любых неприятных для чело-

Корреляционный анализ переменных стратегий поведения родителей и навыков детей в экспериментальной группе после вмешательства (уровень значимости, р<0,05 / коэффициент Спирмена, й) значимые результаты

Стратегии поведения Навыки детей

ДН НС

Р Р Р Р

Изменение себя 0,037 0,771 0,293 0,020

Уход из среды -0,053 0,681 -0,305 0,015

Погружение в себя -0,177 0,167 -0,251 0,048

Пассивное подчинение -0,228 0,074 -0,380 0,002

Пассивное выжидание -0,144 0,261 -0,374 0,002

века влияний среды [4]. Она представлена у всех родителей вне зависимости от уровня развития двигательных навыков или навыков самообслуживания. Однако наиболее ярко она представлена у родителей, дети которых имеют низкий и средний уровни развития именно двигательных навыков, - 40 родителей.

В ходе исследования проводилась работа по повышению уровня социально-психологической адаптированности семьи, через обучение проведению занятий по адаптивной физической культуре с детьми, консультирование по различным вопросам воспитания и образования детей дошкольного возраста с НОДА и реализацию трех тренинговых программ для детей и родителей. Родителей также обучали проведению мониторинга формирования двигательных навыков и составлению индивидуальной программы двигательного развития детей с использованием средств адаптивной физической культуры.

Результаты исследования и их обсуждение. Корреляционный анализ результатов в динамике в экспериментальной группе выявил положительные изменения в стратегиях поведения родителей, способствующие преобразованиям навыков самообслуживания у детей с НОДА.

Необходимо отметить, что двигательное развитие и формирование навыков самообслуживания у детей получили качественные положительные изменения в результате активного включения родителей в процессы воспитания и образования детей дошкольного возраста с НОДА. Выявлено улучшение двигательных навыков по показателям: движения нижними и верхними конечностями, ходьба, передвижение в пространстве; овладение навыками гигиены, приема пищи и одевания; улучшение двигательно-координационного состояния ребенка (см. таблицу).

В целом, достижение оптимальных детско-родительских отношений, положительное преобразование личностного потенциала родителей, улучшение двигательного развития и формирование навыков самообслуживания детей способствовало социально-психологической адаптированности семьи и ребенка дошкольного возраста.

Вывод. Проведенное исследование доказывает эффективность работы по двигательному развитию дошкольников с НОДА через психолого-педагогическое сопровождение их семей. Создание благоприятной двигательной среды, обучение родителей проведению самостоятельных занятий по адаптивной физической культуре, разработка пошаговых индивидуальных инструкций позволили сформировать основу для положительных результатов двигательного развития детей.

Литература

Дмитриев М.Г., Белов В.Г., Парфенов Ю.А. Психолого-педагогическая диагностика делинквентного поведения у трудных подростков. (Части 4-9) СПб.: ЗАО «ПОНИ», 2010. 316 с. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 192 с.

Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл,

1.

2.

3.

2006. 63 с.

36

http://www.teoriya.ru

№3^ 2022 Март | МагсГ:

4. Мельникова Н.Н. Диагностика социально-психологической адаптации личности: учеб. пособие. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. 57 с.

5. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. 4-е изд. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. 640 с.

6. Полетаева (Дубровина) Н.А., Серова Н.Б. Педагогическое сопровождение семей как средство реабилитации детей дошкольного возраста с ДЦП. // Развитие технологий здоровьесбережения в современном обществе: материалы международной студенческой научно-практической конференции (Екатеринбург, 3-4 июня 2015 г). - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. С.Ш-162.

7. Топоркова (Дубровина) Н.А. Мониторинг формирования двигательных навыков детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом // Адаптивная физическая культура. Ежеквартальный журнал. 2012. № 3 (51). C. 24-25.

8. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. 490 с.

References

1. Dmitriev M.G., Belov V.G., Parfenov Yu.A. Psihologo-pedagogicheskaya diagnostika delinkventnogo povedeniya u trudnykh podrostkov. (Chasti 4-9) [Psychological and pedagogical diagnosis of delinquent behavior in difficult adolescents. (Parts 4-9)] St. Petersburg: PONI publ., 2010. 316 p.

2. Levchenko I.Y., Prikhodko O.G. Tekhnologii obucheniya i vospitaniya detey s narusheniyami oporno-dvigatelnogo apparata [Technologies of education and upbringing of children with musculoskeletal disorders] Study guide for students sec. ed. institutions. M.: Akademiya publ., 2001. 192 p.

3. Leontyev D.A., Rasskazova E.I. Test zhiznestoykosti [Vitality test]. M.: Smysl publ., 2006. 63 p.

4. Melnikova N.N. Diagnostika sotsialno-psikhologicheskoy adaptatsii lichnosti [Diagnosis of socio-psychological adaptation of personality]. Study guide. Chelyabinsk: SUrSU publ., 2004. 57 p.

5. Nemov R.S. Psikhologiya [Psychology]. textbook. for stud. higher ped. ed. institutions: in 3 books. 4th ed.. M.: VLADOS publ., 2001. Kn. 3: Psihodiagnostika. Vvedenie v nauchnoe psihologicheskoe issledo-vanie s elementami matematicheskoy statistiki [Book. 3: Psychodiagnostics. Introduction to scientific psychological research with elements of mathematical statistics]. 640 p.

6. Poletaeva (Dubrovina) N.A., Serova N.B. Pedagogicheskoe so-provozhdenie semey kak sredstvo reabilitatsii detey doshkolnogo vozrasta s DTsP [Pedagogical support of families as rehabilitation tool for preschoolers with cerebral palsy]. Razvitie tekhnologiy zdorovyesberezheniya v sovremennom obschestve [Development of health saving technologies in modern society]. Proc. international student scientific and practical conference (Yekaterinburg, June 3-4, 2015). Yekaterinburg: Ural. un-ty publ., 2015. pp.143162.

7. Toporkova (Dubrovina) N.A. Monitoring formirovaniya dvigatelnykh navykov detey doshkolnogo vozrasta s detskim tserebralnym parali-chom [Monitoring o formation of motor skills in preschoolers with cerebral palsy]. Adaptivnaya fizicheskaya kultura. Quarterly magazine. 2012. No. 3 (51). pp. 24-25.

8. Fetiskin N.P., Kozlov V.V., Manuylov G.M. Sotsialno-psikhologiches-kaya diagnostika razvitiya lichnosti i malykh grupp [Socio-psycholog-ical diagnostics of personality development and small groups]. M.: Institute of Psychotherapy publ., 2002. 490 p.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

РАЗВИТИЕ АФФЕКТИВНОГО КОМПОНЕНТА СПОРТИВНОМ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кандидат педагогических наук, доцент В.А. Бурцев1 Кандидат педагогических наук, доцент Е.В. Бурцева1 Кандидат педагогических наук, доцент Д.А. Рукавишников2 поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Казань

2Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова, Чебоксары

УДК/UDC 796.332.6+378.037.1

Ключевые слова: спортивная культура студентов, аффективный компонент, спортивная деятельность.

Введение. Содержание аффективного компонента спортивной культуры студентов (далее - АКСКС) раскрывается в индивидуальном своеобразии и качественном проявлении динамики эмоциональных реакций и состояний по отношению к различным сторонам спортивной деятельности. Критериями и показателями АКСКС являются: эмоциональный интерес к избранному виду спорта, эмоциональное восприятие себя как субъекта спортивной деятельности, эмоциональная увлеченность соревновательной деятельностью, эмоциональная реакция на результат соревнований, эмоциональная устойчивость к условиям соревновательной деятельности и к участникам соревнований, эмоциональная устойчивость к поражению и неудачам [1, 2]. Результатом развития АКСКС является формирование высших этических чувств и свойств спортивного характера.

Цель исследования - теоретически разработать и экспериментально обосновать эффективность методики развития АКСКС в процессе спортивной деятельности.

Методика и организация исследования. Технология развития АКСКС включает в свое содержание комплекс методов психорегуляции, самоконтроля и эмоционального стимулирования личности, направленных на достижение высоких соревновательных результатов. С целью выявления эмоциональной устойчивости студентов, занимающихся избранным видом спорта, в качестве интегрального показателя психологической подготовленности спортсменов к соревнованиям нами была разработана комплексная методика исследования ассоциативных реакций и эмоциональных состояний на различные раздра-

DEVELOPMENT OF AFFECTiVE COMPONENT OF STUDENTS' SPORTS CULTURE DURiNG SPORTS ACTiViTiES

PhD, Associate Professor V.A. Burtsev1 PhD, Associate Professor E.V. Burtseva1 PhD, Associate Professor D.A. Rukavishnikov2 1Volga Region State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan

2Chuvash State University named after I.N. Ulyanov, Cheboksary

Поступила в редакцию 20.12.2021 г. жители и сбивающие факторы для измерения и оценки уровня развития вариативности двигательного темпа.

Результаты исследования и их обсуждение. В конце эксперимента в КГ был установлен средний уровень развития АКСКС, вместе с тем у испытуемых ЭГ был отмечен уровень развития АКСКС выше среднего по сумме пяти диагностируемых показателей: времени возникновения ассоциации на раздражитель, особенностям характера проявления ассоциативных реакций, сопутствующим вербальным и дви-гательно-эмоциональным реакциям, вариативности двигательного темпа, которая свидетельствует о высокой эмоциональной устойчивости спортсменов.

Вывод. На основе количественных характеристик и качественного анализа АКСКС были выявлены индивидуальные характеристики студентов, на основании которых разработаны дифференцированные комплексы мер психологического воздействия и методические рекомендации по саморегулированию и самоконтролю эмоциональных состояний и реакций с целью обеспечения эффективности психологической подготовки к участию в предстоящих соревнованиях.

Литература

1. Бурцев В.А. Развитие коммуникативного компонента спортивной культуры студентов в процессе интеграции учебного процесса и спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, Н.В. Игошина // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 8. - С. 76.

2. Бурцев В.А. Развитие конативного компонента спортивной культуры студентов в процессе активизации учебно-познавательной деятельности в избранном виде спорта / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, Н.В. Игошина // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 3. - С. 38.

Информация для связи с автором: volder1968@mail.ru

№3 • 2022 Март | March

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.