УДК 372.8:796
ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА У СТУДЕНТОВ К РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ
Г.С. Сапарбаева, профессор, президент Института Мардана Сапарбаева,
И.В. Лакомкина, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры начальной
военной подготовки и физкультуры,
Институт Мардана Сапарбаева, г. Шымкент, Казахстан.
Контактная информация для переписки: 160012, Республика Казахстан, г. Шымкент, ул. Мадели Кожа, 137, e-mail: [email protected].
В статье представлен опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада, а также опыт формирования коммуникативных умений и навыков детей со сложной структурой дефекта в процессе их социализации в условиях детского дошкольного учреждения. Правильно организованное физическое воспитание позволяет детям приобрести умения и овладеть многообразием двигательных навыков, управления своими движениями в самых разнообразных условиях двигательной практики. При помощи тестов можно изучить эффективность разных программ и методов воспитания, выяснить, насколько они способствуют умственному развитию детей, и выявить задержку развития. Цветная матрица Ра-вена позволяет определить возможность анализа навыков обучения и выявить сформированность таких психических процессов, как внимание, память, мышление в их наглядно-образной составляющей.
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья нуждается в особом подходе. Для эффективного управления формированием его личности требуются глубокие знания психологических закономерностей, объясняющих специфику развития ребенка на всех возрастных этапах.
Изучение ребенка предполагает оказание ему конкретной помощи, поэтому диагностическая работа теснейшим образом связана с развивающей и коррекционной работой. Она является основой, на базе которой строится взаимодействие с ребенком в различных направлениях его жизнедеятельности.
Достоверные результаты при изучении детей дошкольного возраста можно получить лишь тогда, когда методики, используемые для получения
социально-психологической информации о ребенке, будут привлекательными, чтобы поддерживать у них интерес на протяжении всей исследовательской процедуры. Использование новых реабилитационных технологий при активном участии в реабилитационном процессе родителей позволяет добиваться поставленных задач, корригировать нарушения двигательных, речевых функций ребенка, оз-доравливать его соматическую сферу, что в конечном итоге будет способствовать максимально возможной его адаптации.
Ключевые слова: лечебная физическая культура, подготовка специалистов, система образования, здоровье, поражение опорно-двигательного аппарата, физическое развитие, детский церебральный паралич, физическая работоспособность, центральная нервная система, иппотерапия.
Для цитирования: Сапарбаева Г.С., Лакомкина И.В. Формирование интереса у студентов к реабилитационной работе с детьми-инвалидами // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2019. - № 1. - С. 37-41.
For citation: Saparbaeva G., Lakomkina I. Formation of interest to rehabilitation work with disabled children among students. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice.], 2019, no 1, pp. 37-41 (in Russian).
Актуальность. Формирование интереса к физическим упражнениям у детей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов, применение таких упражнений для их физической реабилитации, улучшения эмоционального состояния сегодня является одним из приоритетных и наиболее исследуемых направлений в изучении значения физической культуры и спорта.
Для Казахстана остро стоит проблема нехватки
опытных детских врачей-реабилитологов, особенно для Южного региона, где большая плотность населения, высокий уровень рождаемости, родственные браки у некоторых народов, проживающих здесь, и, как следствие, большое количество детей-инвалидов. В связи с этим научная лаборатория кафедры «Начальная военная подготовка и физическая культура» Института Мардана Сапарбаева занимается исследованиями по теме: «Проблемы физического и психологического развития детей с ограниченными возможностями в условиях окружающей среды».
В рамках этих исследований студентов специальности «Физическая культура и спорт» в областном детском дошкольном реабилитационном центре знакомят с основами физкультурно-оздоровительной работы, физической реабилитации, воспитания у детей-инвалидов интереса к физическим упражнениям.
Цель. Основная цель работы студентов и преподавателей в этом направлении - обеспечить максимально полную и раннюю социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями, проводить общее и профессиональное обучение, оказывать психологическую, педагогическую и социальную помощь детям с ДЦП, развивать позитивное отношение к жизни, семье, обществу, обучению и труду [12]. Важно, чтобы лечебно-педагогические мероприятия были своевременными и непрерывными. Необходимо обеспечить преемственностью в работе различных звеньев и комплексный характер лечебно-педагогической работы. Для этого требуется согласованная работа специалистов различного профиля: психоневролога, невропатолога, врача ЛФК, дефектолога, логопеда, воспитателя, психолога [11].
Работа по данному направлению началась с 2009 года, а уже с 2010 года под контролем врачей ЛФК в Областном детском дошкольном реабилитационном центре студенты-практиканты Института Мардана Сапарбаева начали проводить занятия по физической реабилитации детей-инвалидов [7].
Методы исследований. В данном учреждении уже на протяжении нескольких лет студенты специальности «Физическая культура и спорт» в рамках дуального (практико-ориентированного) обучения во время занятий, выполняя самостоятельную работу под руководством преподавателя (СРСП), проводят исследования различных методов физиотерапии. То есть на практике изучают влияние на реабилитацию детей-инвалидов таких методов, как массаж, лечебная гимнастика, физиопроцедуры, иппотерапия. К каждому ребенку применяют индивидуальный подход.
Полученные результаты работы с детьми-инвалидами используются при разработке учебных программ по дисциплинам «Лечебная физическая культура и массаж», «Теория и методика физической культуры». Это такие темы, как: различные виды ручного массажа; кинезиотерапия, которая является основой ранней двигательной реабилитации; нетрадиционные виды гимнастики для детей с ограниченными возможно-
стями движения; механотерапия - реабилитационные тренажеры, опоры для обучения ползанию, стоянию и ходьбе. Изучение данных тем позволяет студентам усвоить теоретические основы методики проведения практических реабилитационных занятий лечебной гимнастики с больными детьми, которые имеют различные функциональные отклонения.
Также в содержание теоретического материала включается изучение основных понятий и сущности лечебно-оздоровительных функций физической культуры, психолого-педагогических и функциональных особенностей детей-инвалидов. Кроме того, рассматриваются методики лечебно-физкультурных, психорелаксационных занятий и массажа при патологиях опорно-двигательного аппарата, заболеваниях сердечно-сосудистой системы, при дефектах осанки, повреждениях нервной системы [7].
Лечебная гимнастика является одним из основных методов реабилитации. В ней используются специально и индивидуально подобранные методики, направленные на обучение двигательным навыкам, гашение тонических рефлексов, разработку контрактур, на основание общеукрепляющих упражнений.
Немаловажное значение отводится и обучению родителей детей-инвалидов, как нужно вести себя во время таких занятий. Студенты и преподаватели выступают в роли методистов в процесс реабилитации детей-инвалидов [10].
Для каждого ребенка или группы детей студенты под руководством преподавателя заполняют определенную документацию, которая помогает проводить мониторинг изменений их антропофизиометрических данных, отражает их функциональные показатели и физическую подготовленность. При разработке занятия с больным ребенком учитываются возрастные особенности и степень заболевания. Занятия строятся на основе принципа чередования упражнений по степени сложности. Структура занятий в своей основе включает познавательный материал и элементы психотерапии [2].
На рисунке 1 показано, как проходит лечение детей в «сенсорной комнате», в которой имеется: «сухой» бассейн, стереоскопическое мобильное панно с меняющимися картинками, гидроматрац с подогревом [8].
Занятия с больными детьми в такой обстановке помогают ребенку погрузиться в атмосферу игры, получить позитивные эмоции, настроиться на активное выполнение реабилитационных задач. Для развития сенсорики и психологической разгрузки в реабилитационном центре дети работают с песком, расслабляются в приглушенном освещении и смотрят успокаивающие видео в Эй-формате на большом экране во всю стену.
Также студенты, естественно, под руководством медицинского персонала, проводят физкультурно-оздоровительные занятия и массаж (рисунок 2) с группами детей по заболеваниям. Затем самостоятельно делают массаж по назначению врача [8, 9].
Рисунок 1. Студенты проводят занятия в «сенсорной комнате»
Самостоятельное проведение студентами физкультурно-оздоровительных занятий и массажа с группами детей по заболеваниям является важной частью прак-тико-ориентированного (дуального) обучения, которому в казахстанской системе высшего образования сейчас уделяется большое внимание.
Рисунок 2. Практические занятия по массажу
Для развития интереса к физическим упражнениям у детей-инвалидов мы проводили оздоровительные мероприятия по закаливанию на свежем воздухе, применяли методику воздействия на биологически активные точки, нетрадиционные методы, самомассаж и физкультминутки. Особое внимание при работе с детьми уделялось эстетическим и эмоционально насыщенным видам двигательной деятельности (рисунок Э) [2, 4].
Помимо этого, применяли упражнения игрового и образного характера, двигательного рассказа, снятия психоэмоционального напряжения через психогимнастику, релаксационные паузы, занятия проводили в игровой форме.
Рисунок 3. Развитие двигательной активности
Результаты. Работа на этом этапе осуществлялась в детском реабилитационном центре г. Шымкента. Мы применяли методы опроса, анкетирования детей и родителей, собеседования. У детей-инвалидов выявили интерес к физкультурным упражнениям, повышение уровня физического, эмоционального и психологического развития. При тестировании детей значительно изменилась динамика физических, морфофункцио-нальных и психофизиологических показателей [1, 6, 10] (рисунок 4). На начало и к концу года проведен мониторинг физической подготовленности детей. Дети показали хорошие результаты в таких движениях, как бег, прыжки, лазание, броски и ловля мяча. Затруднение вызывали только метание мяча на дальность.
Рисунок 4. Показатели уровня физической подготовленности детей
Выводы. Студенты с большой ответственностью относятся к практической работе, где повышают знания, умения и навыки по оздоровительной и лечебной направленности. Благодаря практической работе студенты учатся самостоятельно составлять основные документы по планированию и контролю занятий с ле-
чебно-оздоровительной направленностью, разрабатывать рекомендации по рациональному нормированию нагрузок с учетом заболевания для разных возрастных групп.
Эффективность физического воспитания детей во многом зависит от применяемой рациональной организации занятий. Работа студентов в реабилитационном центре для воспитания у детей-инвалидов физического интереса повысит эффективность самостоятельной работы, как единственного средства приобретения студентами умения добывать знания.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов / Е.Ф. Архипова. - М.: ACT Астрель, 2016. - 224 с.
2. Бабенкова Е.А. Работа воспитателей в ДОУ компенсирующего вида [в т. ч. для детей с нарушением ОДА] // Воспитатель ДОУ. - 2008. - № 2. - С. 13-16.
3. Белогай К.Н. Эмпирическое исследование структуры родительского отношения / К.Н. Белогай, И.С. Морозова // Психологическая наука и образование. - 2008. - № 4. - С. 22-29
4. Бирюков А.А. Лечебный массаж: Учебник. - М.: Академия, 2017. - 368 с.
5. Быков Д.А. Опыт создания реабилитационного комплекса для детей с ограниченными возможностями // Педагогика. - 2007. - № 6. - С. 27-31.
6. Васильева Е.И. Эффективность иппотерапии как формы лечебной физкультуры при лечении детского церебрального паралича / Е.И. Васильева, В.Г. Сав-ватеева // Актуальные проблемы педиатрии: сб. материалов XI Конгресс педиатров России - 2007. - С. 120-121.
7. Лакомкина И.В. Подготовка специалистов по лечебно-адаптивной физической культуре и массажу: Учебное пособие для студентов и преподавателей высших и средних учебных заведений физической культуры. - Шымкент, 2017. - 25 с.
8. Неврологические синдромы: Руководство для врачей / Под.ред. В.Л. Голубева, A.M. Вейна. - М.: МЕД-прессинформ, 2011. - 88 с.
9. Пальчик А.Б. Неврология недоношенных детей / А.Б. Пальчик, Л.А. Федорова, А.Е. Понятишин. - М.: МЕД-прессинформ, 2013. - 352 с.
10. Петрухин A.C. Этиология двигательных и психических нарушений у детей раннего возраста, принципы реабилитации и профилактики // Социальная педиатрия и реабилитология: сб. научн. трудов. — Киев: Интермед, 2007. - С. 88-91.
11. Рогов А.В. Реабилитация больных детским церебральным параличом с применением тренажеров // Саратовский научно-медицинский журнал. - 2013. -Т. 9.- № 4.- С. 687-691.
12. Соколова Н.Г. Практическое руководство по детской лечебной физкультуре. - Ростов-н/Дону: Феникс, 2015. - 445 с.
FORMATION OF INTEREST TO REHABILITATION WORK WITH DISABLED CHILDREN AMONG STUDENTS
G. Saparbaeva, Professor, President of the Mardan Saparbayev Institute,
I. Lakomkina, Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer of the Basic Military Training and
Physical Education Department,
Mardan Saparbayev Institute, Shymkent, Kazakhstan.
Contact information for correspondence: 160012, the Republic of Kazakhstan, Shymkent, Madely Kozha str., 137, e-mail: [email protected].
This article provides the work experience with disabled children at a nursery school, considers formation of communication skills with complex structure of the defect during the process of their socialization at preschool educational institution. Well-organized physical education allows children to get ability to master numerous motor skills and to control their motions in different conditions of motor practice. With the help of tests, we can learn effectiveness of different programs and methods and find out the influence on children's mental growth and a developmental delay.
Raven's Colored Matrice allows us to analyze learning skills and to reveal the formation of such psychical processes as attention, memory, thinking in their visual-form component.
A child with disabilities needs special treatment. Effective management of the formation of his personality requires a deep knowledge of psychological patterns explaining the specifics of children's development at all age levels.
The study of a child involves the provision of a concrete assistance to him. Therefore, the diagnostic work is closely connected with the educational and corrective work. It is the foundation on the basis of which interaction with a child in all directions of his activity is built.
We can take real results when studying preschool children only if the methods, which are used for getting social-psychological information about a child, are attractive for them to keep their interest during the whole research process.
The use of new rehabilitation technologies with the parents' active participation in the process gives us the possibility to achieve given missions and to correct disorders of motor and speech functions of a child, to recover his somatic field, what will finally contribute to the maximum possible adaptation.
Keywords: medical physical education, training of specialists, system of education, health, lesions of musculoskeletal system, physical development, children's cerebral paralysis, physical efficiency, central nervous system, hippo therapy.
References:
1. Arhipova E.F Logopedicheskaya rabota s det'mi rannego vozrasta: uchebnoe posobie dlya studentov ped. Vuzov [Speech therapy work of early age children.: Tutorial manual for students of pedagogical school]. Moscow, AST Astrel, 2016, 224 p. (in Russian)
2. Babenkova E.A. The work of educators in educational institution of compensating type (including children with disorders of motion). Vospitatel' DOU. [The Teacher of DOE]. 2008, no. 2, P.13-16. (in Russian)
3. Belogai K.N., Morozova I.S. Empirical research of parents' relationship structure. Psihologicheskaya nauka i obra-zovanie [Phycological science and education]. 2008, no. 4, P. 22-29. (in Russian)
4. Bireukov A.A. Lechebnyj massazh. [Healing Massage], Moscow, Academy, 2008, 368 p. (in Russian)
5. Bykov D.A. Creation of rehabilitation complex for children with disorders and limited capacity. Pedagogika [Pedagogy]. 2007, no. 6, pp.27-31. (in Russian)
6. Vasilyeva E.I., Savvateeva V.G. Effective hippo therapy as a form of physical cure of central paralysis. Aktual'nye problemy pediatrii: sb. materialov XI Kongress pediatrov Rossii [Actual problems of pediatrician: compilation of materials I Congress of Pediatrics. Russia]. 2007, pp.120121. (in Russian)
7. Lakomkina I.V. Podgotovka specialistov po lechebno-adaptivnoj fizicheskoj kul'ture i massazhu: Uchebnoe posobie dlya studentov i prepodavatelej vysshih i srednih uchebnyh zavedenij fizicheskoj kul'tury [Preparation of specialists for therapeutic adaption physical training and massage. Tutorial manual for students and teachers of high and secondary school of physical culture]. Shymkent, 2017, 25 p. (in Russian)
8. Golubeva V.L., Veina A.M. Nevrologicheskie sindromy: Rukovodstvo dlya vrachej [Neurological syndromes: Guide for doctors]. Moscow, MedPreslnform, 2011, 88 p. (in Russian)
9. Palchic A.B., Fedorova l.A., Ponyatishin A.E. Nevrologiya nedonoshennyh detej [Neurology of up to date children]. Moscow, MedPresslnform, 2013, 352 p. (in Russian)
10. Petruhin A.S. Etiology motor and psychological disorders of early age children, principles of rehabilitation and prevention. Social'naya pediatriya i reabilitologiya: sb. nauchn. Trudov [Social Pediatrics and physical medicine and rehabilitation: collection of scientific. Labour]. Kiev, Intermed, 2007, pp.88-91. (in Russian)
11. Rogov A.V Rehabilitation of sick children with central paralysis by applying exercises. Saratovskij nauchno-medicinskij zhurnal [Science-medical magazine]. Saratov, 2013, vol.9, no. 4, pp. 687-691. (in Russian)
12. Sokolova N.G. Prakticheskoe rukovodstvo po detskoj lech-ebnoj fizkul'ture [Practical manual on children's therapeutic physical education]. Rostov, Phoenix, 2015, 445 p. (in Russian)
Поступила / Received 17.12.2018 Принята в печать / Accepted 06.03.2019