УДК 378:796
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И МАССАЖУ
Кандидат педагогических наук И. В. Лакомкина,
Южно-Казахстанский гуманитарный институт им. М. Сапарбаева, Республика Казахстан, г. Шымкент. Старший преподаватель А. С. Абдукаримова, Таразский педагогический институт, г. Тараз.
Контактная информация для переписки: 160012, Республика Казахстан, г. Шымкент, ул. Мадели Кожа, 137.
На основе проведенного исследования профессиональной подготовки студентов по лечебной физкультуре определены пять компонентов профессиональной готовности: информационный, характеризующий уровень знаний, направленных на теоретическую подготовку будущего специалиста по ЛФК; мо-тивационный - отношение к выбранной профессии, интересы, стремления; компонент «индивидуальное здоровье» - резервные возможности организма, его физиологические способности адаптации к внешним условиям, в том числе к обучению в вузе; компонент «физическая активность» - целенаправленная двигательная деятельность студента как природная необходимость и потребность организма и личности. Данные компоненты интегрально взаимодействуют друг с другом. Отсутствие любого из них может деформировать процесс профессиональной подготовки будущего специалиста.
Ключевые слова: лечебная физическая культура; профессиональная готовность; здоровье; реабилитация.
В «Стратегии развития высшего образования в Республике Казахстан» главными, основополагающими принципами дальнейшего развития высшего образования в XXI веке указываются принципы гармонии человека и природы, индивида и общества, тела и духа, души и разума. Особое внимание обращается на использование средств оздоровительной физической культуры в школах и вузах. У школьников начальных классов отмечается нарушение осанки, у 40% - отклонения в сердечно-сосудистой системе, у 50% девочек и 20% мальчиков наблюдается избыточный вес. Отмеча-
ются снижение уровня физического и психического здоровья студентов, ежегодный рост заболеваемости сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, пищеварительной систем за период обучения в вузах, увеличение количества молодежи с отклоняющимся поведением, ограничение двигательной активности будущих специалистов.
Кроме этого, следует учесть то обстоятельство, что в настоящее время 99% трудовых операций выполняются с помощью различных механизмов и машин. Следовательно, необходима компенсация дефицита двигательной активности, иначе наступает состояние, при котором многие функции, органы и системы человеческого организма утрачивают свои качества. Происходит расстройство, дисгармония систем организма человека. При таких условиях физические упражнения становятся своеобразным регулятором, обеспечивающим управление жизненными процессами. Значит, физические упражнения следует рассматривать не только как развлечение и отдых, но и как средство сохранения здоровья и работоспособности. Из этого вытекает необходимость формирования серьезного мотивационно-ценностного отношения молодежи к физической культуре. Человека надо сделать производителем своего здоровья, а не его потребителем.
Однако недостаточное внимание уделяется развитию лечебной физкультуры и в системе образования. Объем учебных физкультурных занятий в организациях среднего и общего профессионального образования Республики в 3-4 раза ниже научно обоснованного уровня двигательной активности. Продолжается рост числа детей и подростков, подверженных различным простудным и хроническим заболеваниям. При этом занятия с учащимися, отнесенными по состоянию здоро-
вья к специальным медицинским группам, проводятся только в отдельных учебных заведениях. По статистике РК, 53 % учащихся имеют ослабленное здоровье и отставание в физическом развитии, 63 % - нарушение осанки, у 50 % старшеклассников - различные формы неврозов. Только среди студентов, освобожденных от занятий физическим воспитанием, наибольший процент имели заболевания, связанные со зрением - 42,7 %, с почками - 14,5 %.
Этим вызвана необходимость профессиональной подготовки специалистов по лечебной физкультуре и массажу и повышения квалификации преподавателей-предметников, овладения ими определенным объемом знаний и умений для проведения мероприятий по охране собственного здоровья и здоровья учащихся.
Со здоровьем, безусловно, связан и образ жизни человека. Образ жизни каждого индивидуума и в целом общества может повлиять на здоровье отдельного человека и на здоровье нации.
Для реализации программы по курсу «ЛФК и массаж» необходимо проведение дополнительных занятий. Данная программа дает студентам возможность:
- овладеть современными знаниями о здоровых и больных, о пограничных и патологических состояниях, об адаптации организма;
- привить им мотивационно-ценностное отношение к укреплению организма;
- получить знания по рациональному питанию, по борьбе с вредными привычками;
- овладеть методами оценки уровня здоровья, физического развития;
- овладеть приемами и методами массажа.
Разумная организация физкультурно-
оздоровительных мероприятий в условиях кафедры физического воспитания, здравпункта, санатория-профилактория и столовой способствует укреплению и сохранению здоровья студентов.
Последние годы меняется парадигма высшего физкультурного образования в сторону личностно-ориентированного педагогического процесса, в котором обучающийся рассматривается в качестве субъекта профессиональной деятельности и жизнетворчества. Личностно-ориентированная модель ФО сегодня рассматривается как условие формирования конкурентоспособного специалиста, предпосылка к оптимальной профессионализации будущего специалиста, фактор его социокультурного развития и процесс формирования мотивационно-потребностной сферы студента.
Таким образом, еще раз подтверждается факт теснейшей взаимосвязи условий жизнедеятельности человека и состояния его здоровья. Однако далеко не всегда подобная информация в полной мере учитывается в практической работе специалистами физической культуры и спорта, не всегда оздоровительно-профилактический аспект присутствует в их деятельности, и, как следствие, далеко не всегда оздоровительная эффективность физкультур-
ных занятий оказывается достаточно высокой. Все это предопределяет необходимость систематической и планомерной педагогической работы в направлении приобщения студентов физкультурных вузов к искусству физкультурно-оздоровительной работы. Решение упомянутой задачи должно находить отражение в учебных программах преподавания различных дисциплин и учебных курсов.
Под лечебной физкультурой понимают использование средств и методов физической культуры при различных заболеваниях и травмах человека с лечебной и профилактической целью. Основными задачами лечебной физкультуры являются восстановление здоровья и трудоспособности больного, а также воспитание физических и морально-волевых качеств, необходимых в условиях его труда и быта.
К средствам лечебной физкультуры относят различные физические упражнения: гимнастические, прикладного типа, игры и спортивные упражнения, прогулки, экскурсии, восхождения (терренкур), туризм, а также естественные силы природы.
Дополнительными средствами лечебной физкультуры являются: механотерапия — лечение физическими упражнениями с помощью специальных аппаратов; трудотерапия — восстановление нарушенных функций с помощью специально подобранных трудовых процессов; массаж используется в сочетании с гимнастическими упражнениями.
Главное место в лечебной физкультуре занимают гимнастические упражнения. Они позволяют наиболее правильно подбирать и дозировать физическую нагрузку применительно к больному человеку. В лечебной физкультуре чаще всего используют порядковые и строевые упражнения, упражнения с отягощением и без него, упражнения в сопротивлении, упражнения на расслабление, упражнения на различных снарядах, корригирующие (исправляющие) упражнения и дыхательные.
Исследования показали, что проведение занятий по физическому воспитанию по одному академическому часу в неделю положительно влияет на умственную работоспособность студентов в период сессии, сокращает сроки восстановительного периода организма после экзаменационного стресса. В содержание занятий обязательной частью должны быть включены игры по выбору самих студентов.
Лечебная физическая культура является составной частью физической культуры, по существу, в ней используются те же средства и методы и решаются те же задачи.
В связи с вышесказанным, учитывая значимость и актуальность проблемы успешного использования средств и методов лечебной физкультуры, является объективной потребностью и необходимым условием ее применение с учетом особенностей организации педагогического процесса в высшей школе.
№3 I 2012
21
ЛИТЕРАТУРА:
1. Амосов, Н. М. Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья. Человек и общество. - М. : Сталкер, 2003. - 464 с.
2. Медведева, О. А. Особенности функционального состояния центральной нервной системы у детей младшего школьного возраста общеобразовательной и специальной коррекционной школ / О. А. Медведева // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2010. - № 4. - С. 36-40.
3. Мошков, В. Н. Лечебная физическая культура на курортах и санаториях: краткое руководство. - Изд. 3-е, дополненное и переработанное. - М.: Медицина, 1968.
4. Мошков В. Н. Лечебная физическая культура в клинике внутренних болезней. - М., Медицина, 1977.
5. Неботова, И. И. Интеграция компетенции физкультурного и медицинского профиля в содержании профессиональной подготовки кадров по адаптивной физической культуре / И. И. Неботова, Б. Ф. Курдюков // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2011. - № 1. - С. 65-68.
6. Саркизов-Серазини И. М. Спортивный массаж: учебное пособие для институтов физической культуры. - Изд. 4-е. - М.: ФиС, 1963.
7. Фролова, Н. Д. Нужен ли «паспорт здоровья» школьнику? / Н. Д. Фролова, Н. В. Чирвина // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2010. - № 1. - С. 46-48.
PREPARATION OF SPECIALISTS OF MEDICAL PHYSICAL EDUCATION AND MASSAGE
I. Lakomkina, Candidate of Pedagogical Sciences,
South Kazakhstan Humanitarian Institute named to the honor of M. Saparbaev, The Republic of ^zakhstan, Shymkent. А. Abdukarimova, Senior Lecturer, Taraz Innovative Institute, Taraz.
Contact information: 160012, The Republic of Kazakhstan, Shymkent city, Madely Kozha str., 137.
On the basis of carried out investigation of the professional preparation of students on medical physical training five components of professional preparation are determined: an informational, characterizing the level of knowledge that are directed to theoretic preparation of the future specialist of medical physical education; a motivational, that is the relation to the chosen profession, interests and aspirations; a component "individual health", that is the reserve opportunities of the organism, its physiological abilities to adapt to external conditions
including study at high educational institution; a component "physical activity", that is the purposeful motor activity of the student as a natural necessity and need of the organism and the personality. These components interact integrally with each other. The absence of any of them may deform the process of professional preparation of the future specialists.
Key words: medical physical education; professional readiness; health; rehabilitation.