Научная статья на тему 'К вопросу об особых образовательных потребностях младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата'

К вопросу об особых образовательных потребностях младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
4891
448
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
CHILDREN WITH MUSCULOSKELETAL SYSTEM DISORDERS / PECULIARITIES OF PSYCHO-PHYSICAL DEVELOPMENT / SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS / SPECIAL CONDITIONS OF TEACHING AND UPBRINGING OF JUNIOR SCHOOL CHILDREN WITH MSDS / ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА / ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НОДА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Абкович Алла Яковлевна

Статья посвящена вопросам выявления особых образовательных потребностей детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА). В статье подчеркивается актуальность данной проблемы в связи с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Представлена типология детей с двигательными нарушениями. На основании результатов комплексного психолого-педагогического изучения психофизического развития детей 7-12 лет с нейромоторными нарушениями и заболеваниями костно-мышечной системы автор делает вывод о том, что дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, независимо от нозологического диагноза, имеют особые образовательные потребности и нуждаются в создании специальных условий для освоения образовательной программы и успешной адаптации в школе. К особым образовательным потребностям детей с НОДА относятся потребности в доступной архитектурной среде; коррекции нарушений познавательного и речевого развития; психологической коррекции эмоционально-личностных нарушений; коррекционной работе по развитию навыков самообслуживания; помощи ассистента (тьютора). Предлагаемые материалы могут представлять практический интерес для педагогических работников образовательных организаций, а также для специалистов психолого-медико-педагогических комиссий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Абкович Алла Яковлевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS OF JUNIOR SCHOOL CHILDREN WITH MUSCULOSKELETAL SYSTEM DISORDERS

The article is devoted to revealing special educational needs of children with musculoskeletal system disorders (MSDs). The article emphasizes the urgency of this problem in connection with the implementation of the Federal State Educational Standard of primary education of students with disabilities. The article also presents a typology of children with motor impairments. The author describes the results of a complex psycho-pedagogical study of development of 7-12 year old children with neuro-motor disorders and musculoskeletal system diseases and comes to the conclusion that children with MSDs (regardless of the nosological diagnosis) have special educational needs and require the establishment of special conditions for the acquisition of educational programs and successful adaptation at school. Special educational needs of children with MSDs include: need of accessible architectural environment; rehabilitation of disorders of cognitive and speech development; psychological rehabilitation of emotional-personal impairments; rehabilitation work aimed at the development of self-service skills; help of a teaching assistant (tutor). The proposed materials may represent practical interest for teachers and other pedagogical workers of education institutions, as well as for specialists of psycho-medico-pedagogical commissions.

Текст научной работы на тему «К вопросу об особых образовательных потребностях младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата»

ИЗУЧЕНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

УДК 376.1-053«465.06/.11»

ББК Ч458.024.0 ГСНТИ 14.29.31 Код ВАК 13.00.03

А. Я. Абкович A. Y. Abkovich Москва, Россия Moscow, Russia

К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЯХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Аннотация. Статья посвящена вопросам выявления особых образовательных потребностей детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА). В статье подчеркивается актуальность данной проблемы в связи с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Представлена типология детей с двигательными нарушениями.

На основании результатов комплексного психолого-педагогического изучения психофизического развития детей 7—12 лет с нейромоторными нарушениями и заболеваниями костно-мышечной системы автор делает вывод о том, что дети с нарушениями опорно -двигательного аппарата, независимо от нозологического диагноза, имеют особые образовательные потребности и нуждаются в создании специальных условий для освоения образовательной программы и успешной адаптации в школе.

К особым образовательным потребностям детей с НОДА относятся потребности в доступной архитектурной среде; коррекции нарушений познавательного и речевого развития;

TO THE QUESTION OF SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS OF JUNIOR

SCHOOL CHILDREN WITH MUSCULOSKELETAL SYSTEM DISORDERS

Abstract. The article is devoted to revealing special educational needs of children with musculoskeletal system disorders (MSDs). The article emphasizes the urgency of this problem in connection with the implementation of the Federal State Educational Standard of primary education of students with disabilities. The article also presents a typology of children with motor impairments.

The author describes the results of a complex psycho-pedagogical study of development of 7-12 year old children with neuro-motor disorders and muscu-loskeletal system diseases and comes to the conclusion that children with MSDs (regardless of the nosological diagnosis) have special educational needs and require the establishment of special conditions for the acquisition of educational programs and successful adaptation at school.

Special educational needs of children with MSDs include: need of accessible architectural environment; rehabilitation of disorders of cognitive and speech development; psychological rehabilitation of emotional-personal impairments; rehabilitation work aimed at the development of

Специальное образование. 2016. № 3

5

психологической коррекции эмоционально-личностных нарушений; кор-рекционной работе по развитию навыков самообслуживания; помощи ассистента (тьютора).

Предлагаемые материалы могут представлять практический интерес для педагогических работников образовательных организаций, а также для специалистов психолого-медико-педагогических комиссий.

Ключевые слова: дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата; особенности психофизического развития; специальные образовательные потребности; специальные условия обучения и воспитания младших школьников с НОДА.

Сведения об авторе: Абкович Алла Яковлевна, аспирант кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии Московского педагогического государственного университета.

Место работы: ГАУ «Московский научно-практический центр реабилитационных технологий», руководитель направления абилитации, социальной и профессиональной реабилитации.

Контактная информация: 109451,

E-mail: [email protected].

На современном этапе развития российского образования, в период модернизации его нормативно-правовой базы и широкого распространения инклюзии, приоритетной задачей является создание условий для удовлетворения особых образовательных потребностей детей с нарушениями развития. Особенно актуальной эта задача становится в связи с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с огра-© Абкович А. Я., 2016

self-service skills; help of a teaching assistant (tutor).

The proposed materials may represent practical interest for teachers and other pedagogical workers of education institutions, as well as for specialists of psycho-medico-pedagogical commissions.

Key words: children with musculoskeletal system disorders, peculiarities of psycho-physical development, special educational needs, special conditions of teaching and upbringing of junior school children with MSDs.

About the author: Abkovich Alla Yakovlevna, Post-graduate Student, Moscow State Pedagogical University.

Place of employment: State Autonomic Establishment "Moscow Research-Practice Centre for Rehabilitation Technologies", Head of the Unit of Abilitation, Social and Professional Rehabilitation. г. Москва, ул. Братиславская, 13-1-328.

ниченными возможностями здоровья (ОВЗ), так как Стандарт во многом направлен на создание специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ в соответствии с их особыми образовательными потребностями [5; 6; 13].

Наиболее остро проблема создания специальных условий стоит перед образовательными организациями, принимающими на обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, в том числе детей с нарушениями

6

Специальное образование. 2016. № 3

опорно-двигательного аппарата (НОДА) [11]. По данным исследований, около 5—7 % детей в нашей стране имеют те или иные патологии костно-мышечной системы и/или нарушения моторных функций [15]. Характеризуя состав этих детей, можно перефразировать слова известного канадского поэта Роберта Зенда и сказать, что у детей с двигательными нарушениями общее только одно — они все очень разные [2].

Согласно типологии двигательных нарушений, предложенной И. Ю. Левченко и О. Г. Приходько, детей с НОДА можно условно разделить на три группы [12]:

1. Дети с нарушениями опорно -двигательного аппарата вследствие органического поражения центральной нервной системы (ЦНС) (детский церебральный паралич (ДЦП), полиомиелит, пороки развития ЦНС, нейродегенеративные заболевания и др. ).

2. Дети с врожденными патологиями и деформациями опорно-двигательного аппарата (вывих бедра, сколиозы, костные деформации и др. ).

3. Дети с приобретенными дефектами костно-мышечной системы (травмы, опухоли костей, заболевания скелета и др.).

По данным исследователей, почти 90 % от общего количества детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата составляют дети с церебральным параличом; именно они являются в большинстве случаев учениками школ для детей с НОДА [9].

Клинико-психолого-педагоги-ческая характеристика детей с различными формами церебрального паралича представлена в работах Е. Ф. Архиповой, Л. А. Даниловой, М. И. Ипполитовой, Э. С. Калиж-нюк, Е. И. Кириченко, И. Ю. Левченко, И. И. Мамайчук, Е. М. Мас-тюковой, И. И. Панченко, О. Г. Приходько, Т. Н. Симоновой, И. А. Смирновой, Л. Б. Халиловой. Большинство авторов указывает на значительную вариативность особенностей развития детей с ДЦП [7; 8; 12; 16].

В то же время в специальной литературе проблемам изучения особенностей детей, имеющих моторные и статодинамические нарушения вследствие других нозологических диагнозов, уделено недостаточно внимания.

В рамках экспериментального исследования по выявлению особых образовательных потребностей младших школьников с НОДА на базе ГАУ «Московский научно -практический центр реабилитационных технологий» было проведено комплексное медико-психолого-педагогическое обследование, в котором приняли участие 104 ребенка младшего школьного возраста, имевшие моторные нарушения вследствие различных заболеваний.

Критериями отбора детей для участия в исследовании стали обучение в начальной школе по общеобразовательной программе и отсутствие выраженных интеллектуальных нарушений.

Все участники эксперимента условно были разделены на две группы. В первую группу вошли

Специальное образование. 2016. № 3

7

дети с ДЦП (89,1 % от общего числа участников), во вторую — дети с НОДА, вызванными другими заболеваниями (10,9 % от общего числа участников). В данной статье рассмотрены результаты изучения особенностей развития детей второй группы, в которую вошли 11 детей с

двигательными нарушениями в возрасте от 7 до 12 лет. Среди участников исследования было 8 мальчиков и 3 девочки. В таблице 1 представлена краткая характеристика участников исследования с указанием медицинских диагнозов.

Имя Возраст Образовательная ситуация Медицинский диагноз

Б. С. 7 лет 1 класс массовой школы (общеобразовательная программа) Склероатрофическая миодистро-фия Ульриха.

Б. К. 9 лет 3 класс школы для детей с нарушениями зрения (общеобразовательная программа) Кифосколиоз II ст. плоскольваль-гусная деформация стоп. Недифференцированная дисплазия соединительной ткани.

Г. Р. 10 лет 3 класс школы дистанционного обучения (общеобразовательная программа) Врожденная структурная миопа-тия Ульриха.

Г. К. 9 лет 2 класс ЦИО «Южный» (общеобразовательная программа) Врожденный порок развития ЦНС — spina bifida. Нижний вялый парапарез.

Г. А. 12 лет 4 класс массовой школы (общеобразовательная программа) Демиелинизирующее заболевание нервной системы. Рассеянный энцефаломиелит, рецидивирующее мультифазное течение

К. И. 11 лет 4 класс массовой школы (общеобразовательная программа) Врожденный порок развития ЦНС — spina bifida. Синдром Арнольда — Киари. Нижний вялый парапарез.

К. А. 9 лет 3 класс массовой школы (общеобразовательная программа) Астроцитома ножки мозга и левого зрительного бугра. Последствия удаления опухоли Синдром ДЦП. Правосторонний гемипарез.

К. Н. 10 лет 4 класс массовой школы (об-щеобразователая программа) Последствия ОНМК. Легкий правосторонний гемипарез.

П. И. 7 лет 1класс массовой школы (общеобразовательная программа) Несовершенный остеогенез, III тип

С. А. 11 лет 4 класс в школе надомного обучения (общеобразовательная программа) Болезнь Легга — Кальве — Пер-теса слева III—IV ст.

С. С. 8 лет 1 класс массовой школы (общеобразовательная программа) Миелодисплазия. Аномалия Ким-мерли. Недифференцированная дисплазия соединительной ткани.

Таблица 1

Характеристика участников экспериментального исследования

8

Специальное образование. 2016. № 3

Таким образом, экспериментальную группу составили восемь человек, имеющих нейромоторные нарушения различного генеза, и три человека с болезнями костно-мышечной системы.

Для реализации поставленных целей было организовано комплексное диагностическое обследование детей с НОДА междисциплинарной командой специалистов, которая включала невролога, ортопеда, психиатра, психолога, логопеда и специалиста по социально-бытовой адаптации. В процессе диагностики оценивались двигательное развитие, сформированность когнитивных функций, речевое развитие и способность к самообслуживанию с применением следующих методов: клинический осмотр, сбор анамнеза, анализ медицинской документации, результатов нейровизуализации; изучение психолого-педагогической документации; наблюдение и беседы с родителями ребенка; психологическое обследование; логопедическая диагностика; обследование специалистом по социально-бытовой адаптации.

Для оценки моторного развития детей с НОДА использовалась Система классификации глобальных моторных функций [3] и система оценки функции верхних конечностей, предложенная В. Г. Босых и Н. Т. Павловской [4]. Определялись такие параметры, как умение сидеть, передвигаться, положение рук, объем движений в суставах, способность к предметным манипуляциям, состояние

мышечного тонуса, уровень развития графических навыков.

Комплексное психолого-педагогическое обследование включало в себя:

- логопедическое обследование, в процессе которого особое внимание уделялось параметрам, определяющим успешность коммуникации (разборчивость речи, уровень сформированности связной речи, коммуникативный потенциал и т. д.);

- психодиагностику с использованием диагностического комплекса: буквенная корректурная проба, запоминание 10 слов, цветные прогрессивные матрицы Дж. Равена, задания на исключение лишнего предмета, подбор парных аналогий, понимание скрытого смысла в коротких рассказах, графическая проба, методика «Мой класс», модифицированная методика «Лесенка» [1; 10; 14];

- определение ограничения способности к самообслуживанию.

Участники эксперимента существенно различались по тяжести двигательных нарушений. Семь участников имели легкие двигательные нарушения (GMFCS — 0, 1, 2). Дети могли передвигаться самостоятельно на значительные расстояния, не имели выраженных нарушений мелкой моторики и владели навыками самообслуживания. Один ребенок имел двигательные нарушения средней степени выраженности (GMFCS — 3) и передвигался с помощью вспомогательных технических средств, не имел нарушений мелкой моторики, владел навыками самообслуживания. Три участника имели тяжелые

Специальное образование. 2016. № 3

9

двигательные нарушения (GMFCS — 4, 5). Они могли передвигаться только на инвалидной коляске с посторонней помощью.

Один из этих детей не имел выраженных нарушений мелкой моторики, владел навыками самообслуживания. Два ребенка полностью были зависимы от помощи окружающих, так как из-за выраженных нарушений манипулятив-ной функции рук не были способны к самообслуживанию. Наряду с двигательными нарушениями, у двух детей наблюдалось снижение остроты зрения.

Речевое развитие участников исследования варьировалось от полной нормы до выраженных нарушений. Шесть детей не имели проблем с речью. Три школьника имели логопедическое заключение «общее недоразвитие речи III уровня, спастико-паретическая дизартрия легкой степени выраженности», один ребенок — «спастико-паретическая дизартрия легкой степени выраженности», и еще один ученик — «спасти-ко-атактическая дизартрия средней степени выраженности». Коммуникативная функция речи у всех детей была сформирована.

По данным психодиагностического обследования, всем детям в процессе школьного обучения требуется дополнительная психологическая и/или педагогическая помощь в различном объеме.

В процессе психолого-педагогического обследования также проводилось изучение эмоционально-личностных особенностей, оценивались характеристики, связанные с

успешностью обучения и адаптации в школе.

На основании результатов проведенного исследования были сделаны следующие выводы:

1. Школьники с нарушениями опорно-двигательного аппарата представляют собой разнородную группу детей с нарушениями развития, имеющую значительную вариативность особенностей физического, психического и речевого развития.

2. Дети с НОДА независимо от причины и характера моторных нарушений имеют особые образовательные потребности и нуждаются в создании специальных условий обучения и развития.

3. При организации обучения школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата следует учитывать особые образовательные потребности этих детей в доступной архитектурной среде; в коррекции нарушений познавательного и речевого развития; в психологической коррекции эмоционально-личностных нарушений; в развитии навыков самообслуживания; в помощи ассистента (помощника) — при необходимости.

Литература

1. Ануфриев, А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения / А. Ф. Ануфриев, С. Н. Кос-тромина. — М. : Ось-89, 1997.

2. Алехина, С. В. Принципы инклюзии в контексте развития современного образования / С. В. Алехина // Психологическая наука и образование. — 2014. — № 1.

10

Специальное образование. 2016. № 3

3. Баранов, А. А. Комплексная оценка двигательных функций у пациентов с детским церебральным параличом : учеб.-метод. пособие / А. А. Баранов [и др.] ; федерал. гос. бюдж. науч. учреждение «Науч. центр здоровья детей». — М. : ПедиатрЪ, 2014.

4. Босых, В. Г. Нарушение функции верхних конечностей при спастической диплегии : обследование и коррекция / В. Г. Босых, Н. Т. Павловская // Кор-рекционная педагогика. — 2004. — № 1 (3).

5. Головчиц, Л. А. Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ОВЗ как условие доступности образования для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития / Л. А. Головчиц, А. М. Царев // Дефектология. — 2014. — № 1.

6. Гусейнова, А. А. Специальные условия получения образования обучающимися с тяжелыми (множественными) нарушениями развития / А. А. Гусейнова // Проблемы реализации ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья : сборник статей по материалам круглого стола (17 февр. 2016 г.). — М. : ПАРАДИГМА, 2016.

7. Левченко, И. Ю. Дистанционное образование: педагогу о школьниках с ограниченными возможностями здоровья / И. Ю. Левченко, И. В. Евтушенко, И. А. Никольской. — М. : Национальный книжный центр, 2013.

8. Левченко, И. Ю. Интеграция дошкольников с нарушениями двигательного развития в образовательные организации / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько, А. А. Гусейнова. — М. : Национальный книжный центр, 2016.

9. Левченко, И. Ю. Особенности обучения ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательном учреждении : метод. рек. / И. Ю. Левченко, О. Г. При-ходько, А. А. Гусейнова, Е. Н. Куте-

пова, В. В. Сатари, В. И. Николаен-ко. — М. ; СПб. : Нестор-История, 2012.

10. Левченко, И. Ю. Психолого-педагогическая диагностика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамная, Т. А. Добровольская и др. ; под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. — М. : Академия, 2008.

11. Левченко, И. Ю. Проблемы реализации ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития / И. Ю. Левченко // Проблемы реализации ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья : сб. статей по материалам круглого стола (17 февр. 2016 г.). — М. : ПАРАДИГМА, 2016. — С. 16—24.

12. Левченко, И. Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько. — М. : Академия, 2001.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Пузанова, Ж. В. Проблемы внедрения ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья: первые результаты мониторинга / Ж. В.Пуза-нова // Общество: социология, психология, педагогика. — 2015. — № 6.

14. Семаго, Н. Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго.— СПб. : Речь, 2005.

15. Специальная дошкольная педагогика : учеб. пособие / Е. А. Стребелева, А. Л. Венгер, Е. А. Екжанова [и др.] — M. : Академия, 2002.

16. Шипицына, Л. М. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата / Л. М. Шипи-цына, И. И. Мамайчук. — М. : 2004.

References

1. Anufriev, A.F. Kak preodolet' trud-nosti v obuchenii detej. Psihodiagnosti-

Специальное образование. 2016. № 3

11

cheskie tablicy. Psihodiagnosticheskie metodiki. Korrekcionnye uprazhnenija / A.F. Anufriev, S.N. Kostromina. — M. : Izdatel'stvo «Os'-89», 1997.

2. Alehina, S.V. Principy inkljuzii v kontekste razvitija sovremennogo obrazovanija / S.V. Alehina // Psihologicheskaja nauka i obrazovanie. — 2014. — № 1.

3. Baranov, A.A. Kompleksnaja ocenka dvigatel'nyh funkcij u pacientov s detskim cerebral'nym paralichom : ucheb.-metod. posobie / Baranov A.A. [i dr.]. Federal'noe gos. bjudzhetnoe nauch. uchrezhdenie Nauch. Centr zdorovja detej. — M.: Pediatr, 2014.

4. Bosyh, V.G. Narushenie funkcii ver-hnih konechnostej pri spasticheskoj dip-legii : obsledovanie i korrekcija / V. G. Bosyh, N.T. Pavlovskaja // Korrekcionnaja pedagogika. — 2004. — №1 (3).

5. Golovchic, L.A. Federal'nyj gosu-darstvennyj obrazovatel'nyj standart dlja obuchajushhihsja s OVZ kak uslovie dostupnosti obrazovanija dlja detej s tja-zhelymi i mnozhestvennymi narushenijami razvitija. / L.A. Golovchic, A. M. Carev. // Defektologija. —2014. — № 1.

6. Gusejnova, A.A. Special'nye uslo-vija poluchenija obrazovanija obuchajush-himisja s tjazhelymi (mnozhestvennymi) narushenijami razvitija / A.A. Gusejnova // Problemy realizacii FGOS dlja detej s ogranichennymi vozmozhnostjami zdo-rov'ja: sbornik statej po materialam kruglogo stola (17 fevralja 2016 goda). — M.: PARADIGMA, 2016.

7. Levchenko, I.Ju. Distancionnoe obrazovanie: pedagogu o shkol'nikah s ogranichennymi vozmozhnostjami zdoro-v'ja / I.Ju. Levchenko, I.V. Evtushenko, I.A. Nikol'skoj. — M.: Nacional'nyj knizhnyj centr, 2013.

8. Levchenko, I.Ju. Integracija doshkol'-nikov s narushenijami dvigatel'nogo razvitija v obrazovatel'nye organizacii / I.Ju. Levchenko, O.G. Prihodko, A.A. Gusejnova. — M.: Nacional'nyj knizhnyj centr, 2016.

9. Levchenko, I.Ju. Osobennosti obu-chenija rebenka s narushenijami oporno-dvigatel'nogo apparata v obshheobrazova-tel'nom uchrezhdenii: metodicheskie re-komendacii / I.Ju. Levchenko, O.G. Pri-hod'ko, A.A. Gusejnova, E.N. Kutepova, V.V. Satari, V.I. Nikolaenko. — M., SPb.: Nestor-Istorija, 2012.

10. Levchenko, I.Ju. Psihologo-pedago-gicheskaja diagnostika: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij / I. Ju. Levchenko, S.D. Zabramnaja, T.A. Dobro-vol'skaja i dr. pod red. I.Ju. Levchenko, S.D. Zabramnoj. — M. : Izdatel'skij centr «Akademija», 2008.

11. Levchenko, I.Ju. Problemy realizacii FGOS nachal'nogo obshhego obrazovanija obuchajushhihsja s OVZ v rabote s det'mi s tjazhelymi mnozhestvennymi narushenijami razvitija. / I.Ju. Levchenko. // Problemy realizacii FGOS dlja detej s ogranichennymi vozmozhnostjami zdoro-v'ja: sbornik statej po materialam kruglogo stola (17 fevralja 2016 goda). — M. : PARADIGMA, 2016. — S. 16-24.

12. Levchenko, I.Ju. Tehnologii obuchenija i vospitanija detej s narushenijami oporno-dvigatel'nogo apparata / I.Ju. Levchenko,

0.G. Prihodko. — M.: Akademija. 2001.

13. Puzanova, Zh.V. Problemy vnedre-nija FGOS dlja detej s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja: pervye re-zul'taty monitoringa / Puzanova Zh.V., Tertyshnikova // Obshhestvo: sociologija, psihologija, pedagogika. — 2015. — №6.

14. Semago, N.Ja. Teorija i praktika ocen-ki psihicheskogo razvitija rebenka. Doshkol'-nyj i mladshij shkol'nyj vozrast. / N.Ja. Semago, M.M. Semago. — SPb.: Rech', 2005.

15. Special'naja doshkol'naja pedagogika: Uchebnoe posobie / E.A. Strebeleva, A.L. Venger, E.A. Ekzhanova i dr. — M.: Izdatel'skij centr «Akademija», 2002.

16. Shipicyna, L.M. Psihologija detej s narushenijami funkcij oporno-dvigatel'-nogo apparata / L.M. Shipicyna,

1. I. Mamajchuk. — M.: 2000.

12

Спецнаflbное 0Öpa30BaHne. 2016. № 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.