Научная статья на тему 'Пути решения проблем реабилитации детей с двигательными нарушениями средствами физической культуры'

Пути решения проблем реабилитации детей с двигательными нарушениями средствами физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1071
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА / ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ / АДАПТАЦИЯ К ФИЗИЧЕСКИМ НАГРУЗКАМ / ТРЕНАЖЕРНЫЕ УСТРОЙСТВА / СТАТОКИНЕТИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ОПОРОСПОСОБНОСТЬ / ДВИГАТЕЛЬНЫЙ НАВЫК / PHYSICAL ACTIVITY / CHILDREN WITH IMPAIRED MOTOR FUNCTION / ADAPTATION TO ENDURANCE / EXERCISE DEVICES / STATOKINETICAL RESISTANCE / ABILITY TO STAND / MOTOR SKILL

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гросс Н.А., Шарова Т.Л., Беркутова И.Ю., Горбунова Е.А., Клендар В.А.

В статье приведены результаты научной деятельности лаборатории физической культуры и социальной адаптации детей-инвалидов за 20 лет ее существования, когда создавалось социально-значимое направление в научных исследованиях обоснование роли физической культуры в реабилитационном процессе детей, имеющих нарушения двигательных функций. Показаны основные направления и результаты научных исследований, тематика которых отражает наиболее важные проблемы в реабилитации детей. К ним относятся: обоснование и применение технических средств и инновационных технологий, особенности формирования двигательных навыков детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, разработка эффективных методов развития статокинетической устойчивости и координации движений, изучение влияния физических упражнений, выполняемых с применением тренажерных устройств на показатели опороспособности при развитии двигательных навыков детей-инвалидов. Указаны результаты педагогической деятельности, а также перспективные направления исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гросс Н.А., Шарова Т.Л., Беркутова И.Ю., Горбунова Е.А., Клендар В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ways to solve the problems of rehabilitation of children with motor disorders by means of physical culture

The article presents the results of research activities of the laboratory of physical culture and the social adaptation of children with disabilities for 20 years of its existence, when creating socially important statokinetical resistance direction in research-justification for the role of physical culture in the rehabilitation process of children with disabilities. To show the main directions and results of scientific research, it reflects the most important problems in the rehabilitation of children. These include: rationale and application of innovative technologies and features of motor skills of children with impaired of the motor skills, the development of effective methods of development statokinetical resistance and coordination of movements, the study of the influence of physical exercises performed with the use of exercisers on the performance criteria in the development of motor skills of children with disabilities. The results of issue are presented.

Текст научной работы на тему «Пути решения проблем реабилитации детей с двигательными нарушениями средствами физической культуры»

Массовая физическая культура и оздоровление населения

ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ДВИГАТЕЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Н.А. ГРОСС, Т.Л. ШАРОВА, И.Ю. БЕРКУТОВА, Е.А. ГОРБУНОВА, В.А. КЛЕНДАР, Г.В. БУКАНОВА, Е.В. СЫНКОВА, А.В. МОЛОКАНОВ,

ФГБУ ФНЦ ВНИИФК

Аннотация

В статье приведены результаты научной деятельности лаборатории физической культуры и социальной адаптации детей-инвалидов за 20 лет ее существования, когда создавалось социально-значимое направление в научных исследованиях - обоснование роли физической культуры в реабилитационном процессе детей, имеющих нарушения двигательных функций. Показаны основные направления и результаты научных исследований, тематика которых отражает наиболее важные проблемы в реабилитации детей. К ним относятся: обоснование и применение технических средств и инновационных технологий, особенности формирования двигательных навыков детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, разработка эффективных методов развития статокинетической устойчивости и координации движений, изучение влияния физических упражнений, выполняемых с применением тренажерных устройств на показатели опороспособности при развитии двигательных навыков детей-инвалидов. Указаны результаты педагогической деятельности, а также перспективные направления исследований.

Ключевые слова: физическая нагрузка, дети с нарушением двигательных функций, адаптация к физическим нагрузкам, тренажерные устройства, статокинетическая устойчивость, опороспособность, двигательный навык.

WAYS TO SOLVE THE PROBLEMS OF REHABILITATION OF CHILDREN WITH MOTOR DISORDERS BY MEANS OF PHYSICAL CULTURE

N.A. GROSS, T.L. SHAROVA, I.YU. BERKUTOVA, E.A. GORBUNOVA, V.A. KLENDAR, G.V. BUKANOVA, E.V. SYNKOVA, A.V. MOLOKANOV,

FSBIFSC VNIIFK

Abstract

The article presents the results of research activities of the laboratory of physical culture and the social adaptation of children with disabilities for 20 years of its existence, when creating socially important statokinetical resistance direction in research-justification for the role of physical culture in the rehabilitation process of children with disabilities. To show the main directions and results of scientific research, it reflects the most important problems in the rehabilitation of children. These include: rationale and application of innovative technologies and features of motor skills of children with impaired of the motor skills, the development of effective methods of development statokinetical resistance and coordination of movements, the study of the influence of physical exercises performed with the use of exercisers on the performance criteria in the development of motor skills of children with disabilities. The results of issue are presented.

Keywords: physical activity, children with impaired motor function, adaptation to endurance, exercise devices, statokinetical

resistance, ability to stand, motor skill.

Гросс Н.А. -ведущий автор

Идея улучшения способов реабилитации детей с двигательными нарушениями средствами активной физической культуры возникла у сотрудников Всероссийского научно-исследовательского института физической культуры (ВНИИФК), занимавшихся подготовкой спортсменов высокой квалификации, когда им пришлось соприкоснуться с проблемами детской инвалидности. Основными вопросами при анализе

и обсуждении этой проблемы чаще всего являлись: недо-

статок двигательной активности у детей в повседневной жизни и реально проводимых реабилитационных занятиях, а также отсутствие условий для повышения этой активности. У сотрудников сформировалось убеждение, что именно малоподвижный образ жизни, который ведут дети с двигательными нарушениями, является одной из важнейших причин, ограничивающих повышение эффективности реабилитационных мероприятий. Знания в области теории и методики физической культуры, а также опыт подготовки спортсменов высокого класса убеждали в том, что организм человека, обладая большим адаптационным резервом, способен достигать высокого уровня развития при адекватных физических нагрузках, контроле реакции организма на их выполнение и при

проведении своевременной коррекции. Эти принципы могут быть использованы в занятиях с детьми-инвалидами, имеющими двигательные нарушения. Они позволяли создать и развить социально значимое направление в научных исследованиях - повышение роли физической культуры в реабилитационном процессе посредством обоснования возможности активного использования физических нагрузок для формирования двигательных навыков у детей-инвалидов.

Одной из наиболее сложных проблем в физической реабилитации является разработка средств и методов улучшения двигательной активности детей с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата (НОДА), причиной которых чаще всего является детский церебральный паралич (ДЦП). У таких детей формирование двигательных навыков и общей физической активности затруднено из-за повышенного или сниженного мышечного тонуса, что приводит к нарушениям функций верхних и нижних конечностей и опорной функции стоп. Это ограничивает статокинетические возможности ребенка при передвижениях в пространстве и является причиной их низкой двигательной активности в жизни, последствиями чего у них снижены функциональные возможности организма. В период роста и развития у детей с НОДА и ДЦП происходят негативные изменения в костно-мышечной системе, в том числе в позвоночнике, деформируются стопы, могут проявиться вторичные нарушения в организме. Все эти факторы определяют сложность проблемы реабилитации таких детей и обуславливают необходимость ее всестороннего изучения.

В 1996 г. было принято решение открыть во ВНИИФК лабораторию физической культуры и спорта детей-инвалидов, основной задачей которой являлась разработка и внедрение научно обоснованных методов повышения эффективности процесса реабилитации детей с двигательными нарушениями.

Научная деятельность проводилась в рамках выполнения научно-исследовательских работ ВНИИФК с 1996 г. по настоящее время. Темы НИР имели широкий диапазон и включали направления первостепенной важности:

• обоснование применения технических средств, инновационных технологий и элементов спортивной тренировки в процесс реабилитации детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата;

• особенности формирования двигательных навыков детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата;

• разработка эффективных методов развития стато-кинетической устойчивости и координации движений у детей с двигательными нарушениями;

• изучение влияния физических упражнений, выполняемых с применением тренажерных устройств, на показатели опороспособности при развитии двигательных навыков детей-инвалидов.

На основании многолетних исследований контингента детей с различными двигательными нарушениями в возрасте от 1 года до 18 лет выявлено, что в период их роста и развития физическая активность является обязательным условием для укрепления функциональных

и адаптационных возможностей организма. С этой целью была использована методика контроля функционального состояния детей разных нозологических групп с измерением частоты сердечных сокращений (ЧСС) и артериального давления (АД) до и после выполнения физических нагрузок. Было показано (канд. мед. наук Гончарова Г.А.), что адаптация к физической нагрузке у детей различна, в связи с чем было предложено делить детей на группы:

> 1 группа - дети с нормальным уровнем АД;

> 2 группа - дети с функциональной гипертензией, т.е. стойкое повышение АД под воздействием эмоциональных факторов и других внешних раздражителей;

> 3 группа - лабильная гипертензия, т.е. более стойкое повышение АД, в отдельных измерениях определялись нормативные величины;

> 4 группа - стойкое повышение АД.

Показано, что адаптация детей 3-й и 4-й групп к физической нагрузке значительно отличается от адаптации детей 1 группы с нормальным уровнем АД и детей 2 группы с неустойчивым повышением АД. Выявлено благотворное воздействие занятий физическими упражнениями на всех детей и особенно на детей со стойким повышением АД (4 группа). Показано также выраженное воздействие на организм детей прыжковых упражнений, выполняемых на «Тренажере Гросса», ходьбы на беговой дорожке и езде на велосипеде.

Исследования показали также, что адаптация к физической нагрузке в дни повышенного геомагнитного фона Земли ухудшается. При изменении положения тела (лежа - стоя) у детей с нарушенными двигательными функциями сосудистый компонент не способен играть ведущую роль и главное обеспечение «вертикализации» берет на себя сердце, сократительная функция которого у таких детей невысока. Было показано, что при выполнении физических нагрузок наблюдалась различная реакция детей, умеющих ходить, умеющих только сидеть и находящихся в лежачем положении.

Изучение реакции сердечно-сосудистой и вегетативной нервной системы (ВНС) на физическую нагрузку позволяло выявить, что быстрые и активные упражнения вызывают симпатикотонические эффекты (учащение пульса, дыхания, повышение артериального давления, температуры тела), тогда как медленные и плавные упражнения активируют преимущественно парасимпатический отдел ВНС (урежение пульса и дыхания, снижение артериального давления и температуры тела).

Изучение вариабельности сердечного ритма у детей с использованием комплекса «Варикард 2.51» и программы «Иским-6» при ортостатической пробе и при физических нагрузках (канд. мед. наук. Клендар В.А.) позволило обнаружить изменения частотных составляющих колебаний сердца и количественно оценить их вклад в динамику ритма. Исследования показали, что общая возрастная тенденция изменений спектральных характеристик при ортостатической пробе характеризовалась сменой регулирующего влияния автономных структур (вагусной и вазомоторной) на центральную (нейрогумо-ральную). Это объяснялось истощением защитного адап-

тационно-трофического действия блуждающего нерва и проявлялось в снижении устойчивости к стрессорным воздействиям, а также состоянии энергодефицита, связанного с увеличивающейся с возрастом гипокинезией.

Изучение реакции организма детей при использовании тренажерных устройств показало, что занятия на «Тренажере Гросса» представляют гармоничный тип нагрузки, который при дозировании не является стрессовым воздействием и не предъявляет к системам адаптации чрезмерных требований.

Таким образом, изучение особенностей реакции организма на выполнение физической нагрузки открывает широкие возможности управления процессом реабилитации с учетом индивидуальных особенностей занимающихся. Дозированная физическая нагрузка позволяет повысить устойчивость вегетативной регуляции и в конечном итоге функциональные резервы организма. Но чтобы воздействие было адекватным, необходимо знать исходные параметры у конкретного ребенка. Поэтому контроль функционального состояния перед выполнением физических нагрузок должен быть необходимым условием для учета особенностей индивидуальной адаптации ребенка.

Для детей с НОДА и ДЦП первостепенную роль играет принятие вертикального положения, как базового условия начала любого двигательного акта.

В качестве совершенствования процесса реабилитации была обоснована необходимость использования тренажерных устройств, позволяющих в специально созданных условиях эффективно формировать умения и навыки, развивать и совершенствовать качества и способности занимающегося. Применение тренажерных устройств и других технических средств для проведения реабилитационных занятий, позволяло получать объективные и достоверные данные о количественных и качественных характеристиках движений, об уровне развития физических возможностей занимающихся. В частности, было апробировано и внедрено в практику (канд. пед. наук Гросс Н.А.) тренажерное устройство для вертикализации детей с двигательными нарушениями - «Тренажер Гросса», который позволяет регулировать нагрузку на опорно-двигательный аппарат с четким рефлекторным ответом на адекватное мышечное напряжение. Он позволяет больному ребенку даже без посторонней помощи сохранять вертикальное положение, передвигаться в пространстве и работать на обычных тренажерах (беговой дорожке, степпере, велоэргометре и др.). При дозированном применении он способствует снижению общей скованности ребенка, страха перед пространством, развивает большую подвижность. Выполнение упражнений на «Тренажере Гросса» развивает вестибулярную устойчивость у детей и сокращает процесс овладения двигательными навыками. Результатом исследования явилась разработка и внедрение методики активной двигательной реабилитации с использованием «Тренажера Гросса» в реабилитационные центры России и ближайшего зарубежья. Данная методика стала «пионером» современных взглядов и подходов в области физической реабилитации.

Для оценки степени функциональной приспособленности и устойчивости организма при принятии естест-

венной вертикальной позы в лаборатории в течение ряда лет проводилось тестирование статокинетических параметров у детей с НОДА (канд. пед. наук Гросс Н.А.). Тестирование проводилось на компьютерном стабилоанали-заторе «Стабилан-01» в положении «стоя» для оценки значимости визуальной информации в регуляции позы с открытыми и закрытыми глазами (тест Ромберга) и с поворотом головы направо и налево.

На основании наблюдений групп девочек и мальчиков с двигательными нарушениями разной степени сложности по статокинетическим параметрам определены количественные значения этих показателей, характеризующих степень устойчивости при принятии вертикального положения (канд. пед. наук Шарова Т.Л.). Многообразие двигательных нарушений, обусловленных клиническими проявлениями при ДЦП, выразилось в большой индивидуальной вариативности значений измеряемых показателей, что не позволило считать группы однородными. Результаты исследований использовались в индивидуальных динамических наблюдениях, где эталоном служили характеристики здоровых детей и взрослых.

В исследованиях определены типологические особенности выраженности статокинетических нарушений и нарушений опороспособности у детей с ДЦП, а также отличия относительно здоровых детей.

Было показано, что в возрастном диапазоне от 3 до 14 лет следует выделять группу детей в возрасте до 5 лет (как мальчиков, так и девочек), для которых характерна большая вариативность индивидуальных значений исследованных показателей и большие отличия значений от других возрастных групп. По-видимому, особенности общего развития детей раннего возраста и более того, детей с двигательными нарушениями, приводят к значительным напряжениям в их организме при принятии вертикального положения, что требует особого технологического подхода при работе с детьми этого возраста.

При смещении по фронтали и сагиттали средние значения общей группы девочек и общей группы мальчиков были близки к значениям здоровых детей. Данный факт может рассматриваться как результат спастических проявлений в мышцах, удерживающих организм ребенка от значительных колебаний. Большие различия значений, превышающие в два и более раза значения здоровых детей, отмечены в показателях «Средняя скорость перемещения ЦД, мм/с» и «Площадь эллипса, мм2», что указывает на значительную выраженность нарушений при принятии вертикального положения детьми-инвалидами.

Можно считать, что типологической особенностью, проявленной отдельно в возрастных группах и в общих группировках детей, является снижение значений при поворотах головы направо и налево относительно значений при открытых и закрытых глазах в показателях: «Средняя скорость перемещения ЦД, мм/с» и «Площадь эллипса, мм2», что свидетельствует о лучшем, более легком для них варианте удержания вертикального положения с поворотами головы.

Не выявлено достоверных различий в значениях исследованных показателей у девочек и мальчиков, как

в отдельных возрастных группах, так и в обобщенных группировках.

Количественные значения показателей статокинети-ческой устойчивости при принятии вертикального положения зависят от комплектации групп детей с разными по степени поражения двигательными возможностями (подтверждение данных предыдущих исследований).

Удержание равновесия в группе девочек по обобщенным средним значениям показателей «Смещение по фронтали, мм» и «Смещение по сагиттали, мм» при открытых и закрытых глазах происходило со смещением центра давления (ЦД) направо-вперед. При повороте головы направо - со смещением ЦД направо-назад. При повороте головы налево - со смещением ЦД налево-назад.

Удержание равновесия в группе мальчиков по обобщенным средним значениям показателей «Смещение по фронтали, мм» и «Смещение по сагиттали, мм» при открытых глазах происходило со смещением ЦД в направлении налево-вперед, при закрытых глазах - в направлении направо-вперед. При повороте головы направо происходит смещение направо-назад. При повороте головы налево - направо-вперед.

Удержание вертикального положения у девочек и мальчиков стоя с закрытыми глазами в отдельных случаях происходило при меньших или равных значениях по сравнению со значениями, полученными при открытых глазах. Считается, что при выключенном зрительном контроле используются компенсаторные возможности преимущественно за счет активизации проприоцептивных возможностей анализаторной системы организма.

Выявлено также, что средние значения величин смещения по фронтали и сагиттали в тестах при открытых и закрытых глазах у девочек и мальчиков в обобщенных группах детей 3-14 лет не имели больших значений и были близки к уровню здоровых детей. Данный факт может быть обусловлен спастическими проявлениями в мышцах у детей с ДЦП, что ограничивает время удержания положения «стоя».

Вместе с тем средние значения в показателях «Средняя скорость перемещения ЦД, мм/с» и «Площадь эллипса, мм2 » в обобщенных группах у девочек и мальчиков при открытых глазах имели превышения в два и более раза относительно значений у здоровых детей и указывали на наличие у них проблем статокинетической устойчивости.

При развитии двигательных навыков в вертикальном положении большое значение отводится опорной функции стопы и ее способности удерживать и противостоять реакции опоры. Если вовремя не сформировать свод стопы, то положения костей, суставов, а также связочный аппарат деформируются, в результате чего страдает опо-роспособность, координация движений и устойчивость. Поэтому от правильного развития стоп зависит способность ребенка сохранять вертикальную устойчивость в любой двигательной ситуации.

Исследования опорной функции стопы у детей с ДЦП проводились с помощью системного компьютерного анализатора стопы "Pad professional", где определялось распределение нагрузки на подошвенную поверхность

стопы и смещение вертикальной проекции центра тяжести на горизонтальную плоскость опоры (канд. пед. наук Гросс Н.А.). Анализ полученных результатов позволил получить данные распределения давления под стопой на опору в положении «стоя».

Показано, что у детей с двигательными нарушениями нагрузка в основном приходится на переднюю часть стопы и высоким давлением на внутренний край стопы под головкой I плюсневой кости, что объясняется сильной напряженностью передней большеберцовой мышцы и слабостью большого пальца стопы. Это выражается в общем повышении тонуса мышц конечности и в неустойчивом равновесии тазобедренных суставов, и поэтому для поддержания вертикального положения требуется непрерывная работа мышц спины, особенно в поясничном отделе. Кроме того, причиной нарушения устойчивости при наличии повышенного тонуса, атетозах и мозжечковых нарушениях является асимметрия мышечного напряжения, в результате чего порочные положения туловища и конечностей сохраняются длительное время.

Определение мышечного тонуса имеет большое практическое значение при развитии статокинетической устойчивости у детей с НОДА. Решающим в формировании прямостояния является правильное соотношение рефлекторных тонических напряжений групп мышц, определяющих положение отдельных частей тела, а также произвольные напряжения мышц конечностей и туловища, имеющих место при стоянии.

Исследования, проведенные с помощью компьютерной диагностической системы MES 9000 EMG, которая контролирует и обрабатывает данные мышечного напряжения с поверхностных мышц, позволили измерять напряжение симметричных мышц лица, спины, задней и передней поверхности ног в положении стоя.

Результаты исследования показали, что удержание вертикальной позы при стоянии у детей с НОДА достигается ценой мышечных усилий, превосходящих норму в среднем на 33% от максимальных. Характерно, что изменяется не только величина активности мышц, но и распределение этой активности между различными сегментами тела при разных сочетаниях изменения угла наклона таза и физиологических искривлениях позвоночника (лордоз, кифоз). Это ведет к неустойчивому положению тела в пространстве. Неустойчивость зависит также от неправильного принятия положения туловища и головы, что приводит к напряжению всех мышц туловища, шеи, способствуя сохранению порочных поз и к нестабильности туловища, создает невыгодные условия для действия мышц верхних и нижних конечностей, сокращая их амплитуду и двигательные возможности. Совместное сокращение различных мышц играет большую роль при проявлении так называемых реакций статокинетического равновесия, когда, например, при неожиданном толчке не удерживается прежнее положение туловища. Величина асимметрии мышечного напряжения трапециевидной и широчайшей мышц спины, измеренная у детей разных групп, варьировала от 50 до 70%, причем асимметрия на левой стороне была выражена больше, чем на правой. Такая асимметрия может сильно влиять на положение

отдельных частей тела и на осанку ребенка в целом, что имеет место у детей с НОДА.

Уже в ранее проведенных исследованиях была показана важность тестирования двигательных возможностей детей для оценки исходного состояния, степени отклонения от нормы, определения слабых звеньев и оценки результатов реабилитационного процесса. Учитывая разную степень поражения двигательных функций и разную степень владения двигательными навыками, предложено объединять детей в группы по совокупности признаков. За критерии распределения детей по группам, независимо от паспортного возраста, принимались наиболее значимые для локомоторно-статических функций организма умения: принимать и удерживать позы (удерживать голову, сидеть, вставать на четвереньки, на колени, на ноги), совершать локомоторные действия (самостоятельно передвигаться на животе, четвереньках, коленях, на ногах).

На основе оценки двигательного развития было предложено делить детей на 3 группы.

Первая группа - дети, умеющие принимать и удерживать позы, совершать локомоторные действия, с условно ограниченной двигательной активностью, имеющие дефекты развития, позволяющие выполнять достаточно широкий набор комплексов упражнений, а также ходить, бегать, активно передвигаться.

Вторая группа - дети, умеющие принимать и удерживать позы, с вынужденно ограниченной двигательной

активностью, способные выполнять физические упражнения локального характера, ограниченные в возможности передвижения и выполнения упражнений с широкой амплитудой движений.

Третья группа - дети, не умеющие принимать и удерживать позы, со строго ограниченными возможностями двигательной деятельности, находящиеся в вынужденном положении сидя или лежа, у которых выполнение физических упражнений ограничено в связи со спецификой заболевания и аномалией развития.

Такое разбиение на группы существенно помогает в оценке исходных двигательных возможностей детей, разработке программ реабилитации, в постановке ближайшей и перспективной цели.

На основании многочисленных исследований двигательных и функциональных возможностей детей с НОДА в настоящее время в лаборатории разрабатываются наиболее эффективные методы физических нагрузок адекватных возрасту и возможностям больного ребенка (канд. пед. наук Беркутова И.Ю.). Разработка методик активной двигательной реабилитации позволяет последовательно и постепенно увеличивать физические нагрузки, повышать объем отдельно взятых упражнений для формирования устойчивого двигательного стереотипа в вертикальном положении и использовать в различных вариантах кратковременные нагрузки повышенной мощности или интенсивности для получения дополнительных функциональных сдвигов.

Таким образом, результатом работы лаборатории физической культуры и социальной реабилитации детей-инвалидов за более чем 20-ти летний период работы является:

1. Разработка структуры построения реабилитацион-

ного процесса, основанного на апробированной многолетним опытом методики реабилитации, которая заключается в следующем:

а) приоритетном использовании физической культуры как формы двигательной деятельности, которая позволяет наилучшим образом сформировать жизненно важные двигательные умения и навыки, обеспечить нормальное функционирование систем организма и, что не менее важно, активизировать умственные способности ребенка;

б) научно-обоснованной методике физической реабилитации, включающей:

• подбор различных форм и комплексов физических упражнений, представляющих собой единый процесс развития двигательных и функциональных возможностей организма ребенка и подготовку его к социальной жизни;

• проведение индивидуальных занятий с каждым ребенком в отдельности по плану, учитывающему особенности их организма;

• широкое применение тренажерных устройств, позволяющих в условиях зала выполнять физические нагрузки, не доступные в домашних условиях, в том числе «Тренажера Гросса»;

• проведение контроля реакции организма ребенка на выполненную нагрузку, который осуществляется посредством измерения ЧСС и АД до и после начала занятий, определения ЧСС во время занятий, педагогических наблюдений за состоянием ребенка во время занятия;

• коррекцию индивидуальных программ, проводимых посредством педагогических тестирований в начале реабилитационного периода и спустя каждые 3 месяца после начала регулярных занятий;

• проведение научных исследований для поиска резервных возможностей повышения эффективности процесса реабилитации.

2. Сотрудниками Центра опубликованы две книги, разработано и выпущено 5 методических пособий.

3. За время работы лаборатории подготовлены и успешно защищены 6 кандидатских диссертаций, из которых 4 выполнены под руководством заведующей лабораторией, канд. пед. наук Н.А. Гросс.

4. Создана прочная связь лаборатории и Детского центра физической реабилитации и спорта на базе ВНИИФК, где осуществляется апробация и реализация научно-методических разработок в практику работы центра.

5. В настоящее время лаборатория осуществляет активное сотрудничество с РГУФКСМиТ и МГПУ, результатом которого являются успешные защиты выпускных квалификационных работ и магистерских диссертаций, подготовленных совместно с сотрудниками лаборатории.

6. Результаты исследовательской работы регулярно печатаются в научных и практических журналах и докладываются на профильных конференциях. Суммарное число публикаций на настоящий момент составляет более 70. Основные публикации приведены в списке литературы.

С*)

7. В настоящее время в стадии разработки находится тема, связанная с необходимостью проведения непрерывной физической реабилитации детей-инвалидов с двигательными нарушениями. Апробируются методики ранней реабилитации детей до одного года. Проводится сек-

ционная работа с подростками-инвалидами по направлениям: современный мечевой бой, ушу. Сотрудниками лаборатории (канд. пед. наук Беркутова И.Б.) проводятся обучающие вебинары для специалистов и родителей детей-инвалидов.

Литература

1. Гросс, Н.А., Гросс, Ю.А., Шарова, ТЛ. Методические приемы коррекции двигательного развития детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата на основе применения «Тренажера Гросса» // Методическое пособие «Федеральная целевая программа "Дети-инвалиды"». - М., 1998. - 68 с.

2. Гросс, Н.А., Гросс, Ю.А., Шарова, Т.Л., Горбунова, ЕА. Реабилитация опорно-двигательных функций у детей-инвалидов с использованием элементов физической культуры и спорта // Труды ВНИИФК, 1996. - C. 24-26.

3. Физическая реабилитация детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата / под ред. Н.А. Гросс. - М.: Советский спорт, 2000. - 222 с.

4. Гросс, Н.А., Гросс, Ю.А. Метод комплексной реабилитации при нарушениях опорно-двигательного аппарата // Диагностические и оздоровительные технологии восстановительной медицины. Минздрав России: Сб. науч. тр. - М., 2003. - С. 168-170.

5. Гросс, Н.А. Развитие двигательных возможностей у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и ДЦП с учетом функциональных возможностей // Физическая реабилитация. - 2005. - С. 43-45.

6. Гросс, Н.А. Проблемы физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста с отклонениями в развитии // Тр. 6-й Всероссийской научно-практической конференции «Специальная Олимпиада России». - Челябинск, 2005. - С. 93-96.

7. Гросс, Н.А. Детский церебральный паралич // Девять месяцев. - 2003. - № 3. - С. 45-46.

8. Современные методики физической реабилитации детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата / под ред. Н.А. Гросс. - М.: Сов. Спорт, 2005. -235 с.

9. Гросс, Н.А. Проблемы двигательной реабилитации детей с отклонениями в развитии // Образование и инвалидность, нормативно-правовые аспекты: материалы конф. - М., 2005. - С. 65-68.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Гросс, Н.А. Современные подходы к развитию двигательных навыков детей-инвалидов // Адаптивная физическая культура. - 2006. - № 4 (28). - С. 46-48.

11. Гросс, Н.А. Исследование вертикальной устойчивости и произвольной регуляции движений у детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата // Курортное дело. - 2007. - № 2. - С. 23-26.

12. Гросс, Н.А. Применение тренажерных устройств в создании оптимального двигательного режима для детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата // Роль адаптивной физической культуры в создании безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов: Материалы междунар. научной конф. РГУФК. - РИО. -М., 2007. - С. 131-135.

13. Гончарова, Г.А. Влияние физической нагрузки на динамику функционального состояния детей-инвалидов // Вестник спортивной науки. - 2008. - № 4. - С. 97-99.

14. Беркутова, И.Ю. Развитие двигательных возможностей у детей-инвалидов 4-7 лет с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: автореф. ... дис. канд. пед. наук. - М., 2008. - 24 с.

15. Горбунова, Е.А., Гросс, Н.А., Шарова, Т.Л., Букано-ва, Г.В., Зеленова, Н.И., Берляева, А.С. Некоторые аспекты целенаправленного развития двигательных способностей детей-инвалидов // Вестник спортивной науки. - 2008. -№ 4. - С. 100-104.

16. Гросс, Н.А. Эффективность применения физических нагрузок в реабилитации детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата // Курортные ведомости. - М., 2010. - 4 (61) - С. 50-53.

17. Гросс, Н.А., Беркутова, И.Ю. Исследования вертикальной устойчивости и произвольной регуляции движений у детей-инвалидов с нарушением функций опорно-двигательного аппарата // Вестник спортивной науки. -2013. - № 5. - С. 91-94.

18. Шарова, Т.Л., Гончарова, Г.А., Зеленова, Н.И. Исследование частоты сердечных сокращений при работе на Мотомеде в пассивном режиме у детей с двигательными нарушениями // Вестник спортивной науки. - 2014. -№ 4. - 65 с.

19. Гросс, Н.А., Беркутова, И.Ю, Гончарова, Г.А. Оценка степени адаптации физиологических механизмов организма у детей-инвалидов при физических нагрузках // Вестник спортивной науки. - 2014. - № 6. - С. 46-48.

20. Гросс, Н.А., Беркутова, И.Ю, Шарова, ТЛ. Оценка двигательных возможностей детей с ДЦП при выполнении упражнений из разных исходных положений // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -

2016. - № 4. - С. 64-70.

21. Гросс, Н.А., Шарова, Т.Л., Беркутова, И.Ю., Букано-ва, Г.В. Вертикальная устойчивость у детей-инвалидов с нарушением функций опорно-двигательного аппарата при выполнении физических упражнений с использованием тренажерных устройств // Теория и практика физической культуры. - 2017. - № 2. - С. 43-45.

22. Клендар, В.А., Гросс, Н.А. Исследование состояния механизмов адаптации у детей с ДЦП при изменении положения тела в пространстве // Теория и практика физической культуры. - 2017. - № 2. - С. 46-48.

23. Клендар, ВА., Гросс, НА, Морозов, В.Н., Сынкова, Е.В. Сравнение возрастных характеристик вегетативной нервной системы детей с врожденными нарушениями опорно-двигательного аппарата и здоровых детей по спектральным показателям вариабельности сердечного ритма // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -

2017. - № 4 (146). - С. 32-35.

С*)

References

1. Gross, N.A., Gross, Yu.A. and Sharova, T.L. (1998), Methodical techniques for the correction of motor development of children with impaired functions of the musculoskeletal system based on the use of the "Gross Exerciser". Methodological guide "Federal Targeted Program 'Disabled Children'", Moscow, 68 p.

2. Gross, N.A., Gross, Yu.A., Sharova, T.L. and Gorbu-nova, E.A. (1996), Rehabilitation of locomotor functions in children with disabilities using elements of physical culture and sports, In: Proceedings of VNIIFK, pp. 24-26.

3. Gross, N.A. (Ed.) (2000), Physical rehabilitation of children with disorders of the musculoskeletal system, Moscow: Soviet Sport, 222 p.

4. Gross, N.A. and Gross, Yu.A. (2003), The method of complex rehabilitation for disorders of the musculoskeletal system, In: Diagnostic and health technologies of restorative medicine. Ministry of Health of Russia: Coll. scientific tr., Moscow, pp. 168-170.

5. Gross, N.A. (2005), The development of motor capabilities in children with disorders of the musculoskeletal system and cerebral palsy, taking into account the functional capabilities, Fizicheskaya reabilitacia, pp. 43-45.

6. Gross, N.A. (2005), Problems of physical education of children of preschool and primary school age with developmental disabilities, In: Tr. 6th All-Russian Scientific Practical Conference "Special Olympics of Russia", Chelyabinsk, pp. 93-96.

7. Gross, N.A. (2003), Cerebral Palsy, Nine Months, no. 3, pp. 45-46.

8. Gross, N.A. (Ed.) (2005), Modern methods of physical rehabilitation of children with disorders of the musculoskeletal system, Moscow: Sovetskiy Sport, 235 p.

9. Gross, N.A. (2005), Problems of motor rehabilitation of children with developmental disabilities, In: Education and disability, regulatory aspects: Materials of conf., Moscow, pp. 65-68.

10. Gross, N.A. (2006), Modern approaches to the development of motor skills of children with disabilities, Adaptivnaya fizicheskaya kul'tura, no. 4 (28), pp. 46-48.

11. Gross, N.A. (2007), The study of vertical stability and arbitrary regulation of movements in children with impaired functions of the musculoskeletal system, Kurortnoe delo, no. 2, pp. 23-26.

12. Gross, N.A. (2007), The use of training devices in creating the optimal motor mode for children with impaired functions of the musculoskeletal system, In: The role of adaptive physical culture in creating a barrier-free living environment for people with disabilities: Proceedings of the Intern. scientific conference RGUFK, Rio, Moscow, pp. 131135.

13. Goncharova, G.A. (2008), The impact of physical activity on the dynamics of the functional state of children with disabilities, Vestnik sportivnoy nauki, no. 4, pp. 97-99.

14. Berkutova, I.Yu. (2008), The development of motor capabilities in disabled children 4-7 years with impaired functions of the musculoskeletal system: Avtor's abstr ... Dis. Cand. Ped. Sciences, Moscow, 24 p.

15. Gorbunova, E.A., Gross, N.A., Sharova, T.L., Buka-nova, G.V., Zelenova, N.I. and Berlyaeva A.S. (2008), Some aspects of the purposeful development of motor abilities of children with disabilities, Vestnik sportivnoy nauki, no. 4, pp. 100-104.

16. Gross, N.A. (2010), The effectiveness of physical activity in the rehabilitation of children with dysfunction of the musculoskeletal system, Kurortnye vedomosti, no. 4 (61), pp. 50-53.

17. Gross, N.A. and Berkutova, I.Yu. (2013), Studies of vertical stability and arbitrary regulation of movements in children with disabilities with impaired functions of the musculoskeletal system, Vestnik sportivnoy nauki, no. 5, pp. 91-94.

18. Sharova, T.L., Goncharova, G.A. and Zelenova, N.I. (2014), Investigation of the heart rate when working on Motomede in a passive mode in children with movement disorders, Vestnik sportivnoy nauki, no. 4, 65 p.

19. Gross, N.A., Berkutova, I.Yu. and Goncharova G.A. (2014), Assessment of the degree of adaptation of the physiological mechanisms of the body in children with disabilities during physical activity, Vestnik sportivnoyj nauki, no. 6, pp. 46-48.

20. Gross, N.A., Berkutova, I.Yu. and Sharova, T.L. (2016), Assessment of the motor capabilities of children with cerebral palsy when performing exercises from different starting positions, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, no. 4, pp. 64-70.

21. Gross, N.A., Sharova, T.L., Berkutova, I.Yu. and Bu-kanova, G.V. (2017), Vertical stability in disabled children with dysfunctions of the musculoskeletal system when performing physical exercises using training devices, Teoriya i praktika fizicheskoy kul'turi, no. 2, pp. 43-45.

22. Klendar, V.A. and Gross, N.A. (2017), Study of the state of adaptation mechanisms in children with cerebral palsy with a change in body position in space, Teoriya i praktika fizicheskoy kul'turi, no. 2, pp. 46-48.

23. Klendar, V.A., Gross, N.A., Morozov, V.N. and Syn-kova, E.V. (2017), Comparison of age characteristics of the autonomic nervous system of children with congenital disorders of the musculoskeletal system and healthy children according to spectral indicators of heart rate variability, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, no. 4 (146), pp. 32-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.