УДК 796.011.1:616.896 DOI: 10.24411/2305-8404-2020-10911
КОРРЕКЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С АУТИЗМОМ НА ЗАНЯТИЯХ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В СЕМЬЕ
Н.И. Федорова
Выявлена необходимость использования средств и методических приемов адаптивной физической культуры для коррекции двигательных нарушений у детей дошкольного возраста с аутизмом в домашних условиях. Представлена динамика развития двигательных способностей занимающихся в процессе регулярных занятий кор-рекционными упражнениями в семье.
Ключевые слова: адаптивная физическая культура, коррекция, двигательные нарушения, аутизм, семья.
Федорова Наталья Игоревна, канд. пед. наук, доц., зав. кафедрой, doc fni777@ mail.ru, Россия, Смоленск, Смоленская государственная академия физической культуры спорта и туризма
В настоящее время актуальным вопросом адаптивного физического воспитания в семье является развитие познавательных и двигательных способностей у детей дошкольного возраста с аутизмом [1].
У детей с аутизмом довольно часто диагностируются отставание в процессах роста и формирования организма, симптомы поражения или недоразвития двигательного анализатора [2].
Адаптивное физическое воспитание детей с аутизмом направлено на формирование двигательных умений и навыков, повышение функциональных возможностей организма, а основной его задачей является формирование потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями [3, 4].
Коррекционно-развивающая среда в семье - это условия, создаваемые родителями, обеспечивающие оптимальное развитие ребенка с аутизмом. Семья оказывает определяющее влияние на становление личности, особенно в дошкольном возрасте [5, 6].
На сегодняшний день отмечено отсутствие общей модели занятий адаптивной физической культурой в семье детей с аутизмом. Проблема в том, что не все родители обладают необходимыми умениями и навыками
CORRECTION OF MOTOR DISABILITIES OF PRESCHOOL
CHILDREN WITH AUTISM IN THE PROCESS OF ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE IN THE FAMILY
N.I. Fedorova, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of department, doc [email protected], Russia, Smolensk, Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism
The necessity of using the means and methodological techniques of adaptive physical culture for the correction of movement disorders in preschool children with autism at home was revealed. The dynamics of the development of motional abilities of the trainees in the process of regular lessons in corrective exercises in the family is presented.
Key words: adaptive physical culture, correction, movement disorders, autism, family.
для проведения занятий адаптивной физической культурой в домашних условиях.
Учитывая огромную воспитательную роль семьи, необходимо усилить и расширить пропаганду среди родителей детей с аутизмом педагогических знаний по вопросам адаптивной физической культуры.
Цель исследования: обосновать необходимость использования средств и методических приемов адаптивной физической культуры для коррекции двигательных нарушений у детей дошкольного возраста с аутизмом в домашних условиях.
Исследование проводилось в течение года на базе ФГБОУ ВО «Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма». В эксперименте приняли участие 32 ребенка с аутизмом в возрасте 3-5 лет. Были сформированы две группы: экспериментальная (п=16) - занятия адаптивной физической культурой проводились родителями в домашних условиях после прохождения обучения в «Школе родителя», и контрольная (п=16) - занятия физическими упражнениями проводили родители, которые необходимую информацию по организации такого рода занятий получали из разработанного нами комплекта методической литературы.
Основным средством адаптивной физической культуры для коррекции двигательных нарушений у детей 3-5 лет с аутизмом в домашних условиях являются физические упражнения [7].
Занятия коррекционно-развивающими упражнениями проводятся на протяжении всего дня в виде кратковременных имитационных движений и игр, они могут быть с предметами и без них. В качестве предметов на занятиях адаптивной физической культурой используют мячи, гимнастические палки, кегли и др.
Коррекционно-развивающие упражнения обладают большими возможностями для коррекции и развития координационных способностей, равновесия, ориентировки в пространстве.
1. Упражнения, связанные с перемещением тела в пространстве: ходьба, прыжки, ползание.
Методические указания: начинать ходьбу с коротких движений по прямой, постепенно переходить к движениям на большие расстояния, а также к движениям со сменой направления, излагать материал в соответствии с индивидуальными особенностями восприятия ребенка с аутизмом, формулировать задания четко, чтобы они побуждали ребенка к действию, помогать ребенку преодолеть чувство страха перед неизвестными предметами или движениями.
2. Упражнения на развитие и коррекцию координационных способностей: согласованности движений рук, ног, головы, туловища, согласованности движений с дыханием, ориентировки в пространстве, равновесия.
Методические указания: соблюдать правило «от простого к сложному» - начинать с движений в пространстве тела и постепенно переходить к движениям с различными видами перемещений, стремиться к автоматизации базовых движений, следить за утомляемостью ребенка, дозировать нагрузку, двигаться вместе с ребенком, рядом с ним. Развитию синхронности движений рук и моторной координации способствуют игры с мыльными пузырями, броски и ловля мяча, игры с воздушными шарами. Варианты упражнений для развития равновесия - кувырки, упражнения на наклонных досках, ходьба по ориентиру на полу, занятия с мячами-фитболами.
3. Упражнения на коррекцию осанки, сводов стопы, телосложения: укрепление мышц спины, живота, рук и плечевого пояса, ног.
Методические указания: сопровождать двигательное задание коротким, но образным объяснением, выполнять движение вместе с ребенком, сопровождая выполнение движения инструкцией, в том числе пошаговой.
4. Упражнения на развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.
Методические указания: первоначально выполнять двигательное
задание с помощью взрослого, а затем стимулировать ребенка самостоятельно выполнять движения.
С учетом уровня психического и физического развития детей с аутизмом используются следующие формы двигательной активности: физкультурные занятия, утренняя гимнастика, пальчиковая гимнастика, подвижные игры, коррекционные упражнения, прогулки [8].
Педагогическое тестирование проводилось по следующим тестовым заданиям:
Тест 1 - передвижение приставными шагами влево / вправо (расстояние 2-3, 5-7 м).
Тест 2 - бег со сменой направления, огибая конусы или другие предметы на полу (расстояние 2-3, 5-7 м).
Тест 3 - удержание равновесия в положении стоя на линии одна нога за другой (пяточно-носочная поза), руки прямые, подняты вперед на уровне плеч.
Тест 4 - ходьба вперед по обозначенной линии на полу длиной 23 м и шириной 2 см.
Тест 5 - умение поймать мяч двумя руками с расстояния 1-2 м.
Тест 6 - бросок-передача мяча двумя руками от груди «партнеру» на расстояние 1-2 м.
Для оценки каждого тестового задания применена 3-балльная шкала: 0 баллов - не приступает к выполнению задания, 1 балл - приступает к заданию, но не выполняет его, теряет интерес, 2 балла - выполняет задание с физической поддержкой и вербальным сопровождением взрослого, 3 балла - самостоятельно выполняет задание.
В начале исследования в показателях тестируемых заданий различий между экспериментальной и контрольной группами не зафиксировано.
В контрольной группе выявлена незначительная положительная динамика по всем тестовым заданиям (р<0,05) (рис. 1).
Рис. 1. Динамика развития двигательных способностей у детей с аутизмом в контрольной группе, балл
В тестовом задании на удержание равновесия в исходном положении стоя на линии одна нога за другой, руки прямые, подняты вперед на уровне плеч, показатель за время эксперимента в контрольной группе не изменился. Эти данные можно объяснить низким начальным уровнем проявления равновесия, который наблюдается у детей с аутизмом, поэтому необходима целенаправленная работа для коррекции данного вида двигательного нарушения. На наш взгляд, у родителей данной группы детей недостаточно знаний в области адаптивного физического воспитания для проведения коррекционных занятий с детьми с аутизмом в домашних условиях.
Результаты экспериментальной группы представлены на рис. 2.
з 2 1 о
À—WkJ-
■ До эксперимента t= После эксперимента
-г
1 2 3 4 5 6 Тест
Рис. 2. Динамика развития двигательных способностей у детей с аутизмом в экспериментальной группе
В экспериментальной группе произошло значительное увеличение всех показателей в тестовых заданиях (р<0,05). Улучшение показателей произошло в умении поймать мяч двумя руками с расстояния 1 м (р<0,05), так как родители данной группы детей на коррекционно-развивающих занятиях использовали большое количество подвижных игр и все занятия носили целенаправленных характер коррекции двигательных нарушений у детей с аутизмом. Полученные знания в «Школе родителя» родители успешно применяли на практике.
При сравнении конечных результатов контрольной и экспериментальной групп выявлено, что коррекционно-развивающие занятия, проводимые в домашних условиях, родителями, обладающими определенными знаниями в области адаптивной физической культуры, значительно улучшают нарушенные двигательные функции детей с аутизмом (рис. 3).
1 2 3 4 5 6 Тест
Рис. 3. Результаты тестовых заданий контрольной и экспериментальной групп по окончании эксперимента
Следовательно, для коррекции двигательных нарушений у детей дошкольного возраста с аутизмом родителям необходимо получать необходимые знания в сфере адаптивного физического воспитания в домашних условиях детей с данной нозологией.
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о необходимости регулярно использовать средства и методические приемы адаптивной физической культуры для коррекции двигательных нарушений у детей дошкольного возраста с аутизмом в домашних условиях.
Список литературы
1. Федорова Н.И. Проблемы оптимизации адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях семейного быта // Ученые записки Орловского государственного университета. Гуманитарные и социальные науки. 2016. № 4 (73). С. 369-370.
2. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М.: Теревинф, 2005. 288 с.
3. Ахмедова Л.К. Специфика организации работы с детьми, страдающими расстройствами аутистического спектра в области физического воспитания (на примере ДС № 44 «Золотой ключик» г. Нижневартовска) // Молодой ученый. 2018. № 23. С. 410-412.
4. Вечканова И.Г. Взаимодействие с родителями как фактор психолого-педагогической абилитации и реабилитации дошкольников с ограни -ченными возможностями здоровья // Научный диалог. 2016. № 10 (58). С. 310-323.
5. Румянцев Ю.В. Методика работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями // Вестник Костромского государственного университета. Педагогика. Психология. Социокинетика. 2010. № 3. С. 167-169.
6. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с ограниченными возможностями в развитии. М.: ВЛАДОС, 2003. 408 с.
7. Парицкая И.В. Теоретические аспекты комплексной диагностики отклоняющегося развития в раннем возрасте // Молодой ученый. 2015. № 23 (103). С. 1000-1003.
8. Частные методики адаптивной физической культуры: учеб. пособие / под ред. Л.В. Шапковой. М.: Советский спорт, 2009. 464 с.
References
1. Fedorova N.I. Problemy optimizacii adaptivnogo fizicheskogo vospitaniya detej doshkol'nogo vozrasta s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v usloviyah semejnogo byta [Problems of optimizing adaptive physical education of preschool children with disabilities in family life] // Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye i social'nye nauki [Scientific notes of the Oryol State University. Humanities and social sciences]. 2016. No. 4 (73). P. 369-370.
2. Nikol'skaya O.S., Baenskaya E.R., Libling M.M. Autichnyj rebenok. Puti pomoshchi [Autistic child. Ways to help]. M.: Terevinf, 2005. 288 p.
3. Ahmedova L.K. Specifika organizacii raboty s det'mi, stradayushchimi rasstrojstvami autisticheskogo spektra v oblasti fizicheskogo vospitaniya (na primere DS № 44 «Zolotoj klyuchik» g. Nizhnevartovska) [Specificity of the organization of work with children suffering from autism spectrum disorders in the field of physical education (for example, DS No. 44 "Golden Key" in Nizhnevartovsk)] // Molodoj uchenyj [Young Scientist]. 2018. No. 23. P. 410-412.
4. Vechkanova I.G. Vzaimodejstvie s roditelyami kak faktor psihologo-pedagogicheskoj abilitacii i reabilitacii doshkol'nikov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Interaction with parents as a factor of psychological and pedagogical habilitation and rehabilitation of preschoolers with disabilities] // Nauchnyj dialog [Scientific dialogue]. 2016. No. 10 (58). P. 310-323.
5. Rumyancev Yu.V. Metodika raboty s sem'ej, vospityvayushchej rebenka s ogranichennymi vozmozhnostyami [Methodology for working with a family raising a child
with disabilities] // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika [Bulletin of Kostroma State University. Pedagogy. Psychology. Sociokinetics]. 2010. No. 3. P. 167-169.
6. Mastyukova E.M., Moskovkina A.G. Semejnoe vospitanie detej s ogranichennymi vozmozhnostyami v razvitii [Family education of children with developmental disabilities]. M.: VLADOS, 2003. 408 p.
7. Parickaya I.V. Teoreticheskie aspekty kompleksnoj diagnostiki otklonyayushchegosya razvitiya v rannem vozraste [Theoretical aspects of complex diagnostics of deviant development at an early age] // Molodoj uchenyj [Young scientist]. 2015. No. 23 (103). P. 1000-1003.
8. Chastnye metodiki adaptivnoj fizicheskoj kul'tury [Private methods of adaptive physical culture]: textbook. manual / ed. L.V. Shapkova. M.: Soviet sport, 2009. 464 p.